Повышение страховых взносов

Тарифы страховых взносов в 2020 году

Организации и ИП, которые являются плательщиками страховых взносов, должны знать, какие тарифы (основные, пониженные, дополнительные) актуальны в 2020 году. В этой статье мы собрали все тарифные ставки по страховым взносам на пенсионное, медицинское страхование для организаций и индивидуальных предпринимателей. В статье представлены тарифы страховых взносов в 2020 году в виде таблицы ставок, установленных действующим российским законодательством на текущий год.

Порядок начисления страховых взносов в 2020 году

Порядок начисления страховых взносов в 2020 году, как это было и ранее, не претерпел изменений. Для их расчета учитывают следующие составляющие:

  1. Отчисления в пользу физлиц.
  2. Установленные тарифные ставки по страховым взносам, зависящие от суммы, которая облагается страховыми взносами.
  3. Утвержденные предельные величины облагаемой базы.

Рассмотрим каждую составляющую расчета страховых взносов более подробно.

Отчисления в пользу физлиц в 2020 году

С выплат работникам работодатели обязаны отчислять страховые взносы на такие виды обязательного страхования как:

  • медицинское;
  • пенсионное;
  • социальное.

Напомним, что страховые взносы должны быть начислены на вознаграждения руководителю организации (даже без наличия заключенного с ним трудового договора) и тем работникам, которые работают в соответствии:

  • с трудовыми договорами;
  • с гражданско-правовыми договорами (на оказание услуг или выполнение работ);
  • с авторскими договорами (с исполнителями).

Обратите внимание, что в 2020 году начисление страховых взносов на вознаграждения физических лиц касается не только денежной, но и натуральной формы.

В статье 422 НК РФ приведен перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 году: таблица ставок

В случае если ИП или организация не вправе применять пониженные тарифные ставки, то страховые взносы на медицинское, социальное и пенсионное страхование им необходимо уплачивать по основному тарифу. Что касается тарифных ставок по страховым взносам на 2020 год, то они остались без изменений (на основании № 361-ФЗ от 27 ноября 2017 года). Изменились только предельные базы для расчета страховых взносов (на основании п. 4-6 ст. 421 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426). Ознакомиться с ними вы можете в таблице, размещенной ниже.

Добавим, что в соответствии со статьями 425-426 Налогового кодекса РФ, общая ставка по страховым взносам равна 30%. Она будет действовать до 2020 года включительно.

Распределение общей ставки следующее:

  • на социальное страхование – 2,9%;
  • на пенсионное страхование – 22%;
  • на медицинское страхование – 5,1%.

Таблица 1. Основные тарифные ставки по страховым взносам в 2020 году

Медицинское страхование

Социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством)

Пенсионное страхование

Основной тариф

Основной тариф до

912 000 рублей

Основной тариф свыше 912 000 рублей

Основной тариф до

1 292 000 рублей

Основной тариф свыше

1 292 000 рублей

5,1%

(за исключением ВКС, лиц, не имеющих гражданства, которые временно пребывают на российской территории)

2,9%

0 %

22%

10%

1,8%

(для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые временно пребывают на российской территории (за исключением ВКС))

Как уже было сказано, некоторые плательщики страховых взносов являются льготниками и имеют право вносить платежи в соответствии с пониженными тарифами.

Напомним, в 2020 году более не действуют льготные тарифы, действовавшие в 2018 году, для некоторых категорий плательщиков. К таким категориям относились ИП и организации:

  • применявшие льготный режим при работе на УСН;
  • аптеки на ЕНВД;
  • применявшие ПСН в сфере оказания услуг.

Приводим пониженные тарифы страховых взносов, которые актуальны в 2020 году в таблице ниже.

Таблица 2. Пониженные тарифные ставки по страховым взносам в 2020 году

Категории страхователей,

имеющих право

на пониженные

тарифные ставки

Медицинское страхование

%

Социальное страхование

%

Пенсионное страхование

%

Организации, участвующие в проекте «Сколково»

Благотворительные организации на УСН

Некоммерческие организации, работающие на УСН в сферах: образования, социального обслуживания граждан,

научных исследований (разработок), искусства, здравоохранения,

культуры, массового спорта (за исключением профессионального). Государственные и муниципальные учреждения в это перечень не входят

Организации и ИП, имеющие статус резидентов свободного порта Владивосток (на основании № 212-ФЗ от 13.07.2015 года)

0,1

1,5

Организации и ИП, имеющие статус резидентов территории опережающего социально-экономического развития (на основании № 473-ФЗ от 29.12.2014 года)

0,1

1,5

Организации и ИП с выплат и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей членам экипажей судов, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов (за исключением судов для хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов в морских портах РФ)

Организации РФ, работающие в области информационных технологий (чья деятельность связана разработкой, реализацией программ, а также с установкой, тестированием и сопровождением программ для баз данных, ЭВМ, с оказанием услуг по разработке, адаптации, модификации для баз данных, ЭВМ)

Организации и ИП, которые заключили договоры об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты работникам, занятым в промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ

Партнерства, а также хозяйственные общества, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их участниками (учредителям) — бюджетным (автономным) образовательным организациям высшего образования и бюджетным (автономным)научным учреждениям

5,1

2,9

Организации и ИП, заключившие договоры об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты в пользу работников, занятых в туристско-рекреационных ОЭЗ, которые объединены в кластер по решению российского правительства

С заработной платы работников, которые трудятся в опасных или во вредных условиях, работодателям нужно уплачивать дополнительные страховые взносы. При этом тарифы таких взносов зависят от результатов специальной оценки труда (или от их отсутствия). Об этом сказано в пункте 3 статьи 428 НК РФ.

В таблице вы сможете ознакомиться с дополнительными тарифами для организаций и индивидуальных предпринимателей, при проведении спецоценки труда и при ее отсутствии на 2020 год

Таблица 3. Дополнительные тарифные ставки по страховым взносам в 2020 году

Спецоценка не проводилась

Спецоценка проводилась (пункт 3 статьи 428 НК РФ)

Взносы на пенсионное страхование тариф (в %)

Плательщики страховых взносов по дополнительному тарифу

Взносы на пенсионное страхование тариф (в %)

Класс и подкласс опасности

6,0

9,0

Организации и ИП, осуществляющие выплаты работникам, трудящимся на работах, которые указаны в пунктах 2–18 части 1 статьи 30 № 400-ФЗ от 28.12.2013 года

Организации и ИП, осуществляющие выплаты работникам, трудящимся на работах, которые указаны в пункте 1 части 1 статьи 30 № 400-ФЗ от 28.12.2013 года (в соответствии со списком 1, который был утвержден постановлением Кабинета министров СССР № 10 от 26.01.1991 года)

0,0

класс – оптимальный

подкласс – 1

класс – допустимый

подкласс – 2

2,0

класс – вредный

подкласс – 3.1

4,0

класс – вредный

подкласс – 3.2

6,0

класс – вредный

подкласс – 3.3

7,0

класс – вредный

подкласс – 3.4

8,0

класс – опасный

подкласс – 4

Обратите внимание, что если по выплатам в пользу одного работника допускается применение различных дополнительных тарифов по страховым взносам, то нужно применять наибольшее значение дополнительного тарифа.

Тарифы страховых взносов для ИП в 2020 году

Напомним, что с 2018 года тарифы страховых взносов для ИП теперь не будут зависеть от МРОТ. Точный размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей «за себя» зафиксировали законодательно. Приводим актуальные размеры страховых взносов для ИП «за себя» в виде таблицы:

Таблица 4. Тарифы и размеры страховых взносов для ИП «за себя» в 2020 году

Вид страховых взносов

Тариф в %

Сумма взносов к уплате в 2020 году

Фиксированные взносы на медицинское страхование

8 426 рублей

Фиксированные взносы на пенсионное страхование (если доход до 300 000 рублей включительно)

32 448 рублей

Дополнительные взносы на пенсионное страхование (если доход более 300 000 рублей)

1%

от суммы превышения установленного лимита

Облагаемая база и лимиты по страховым взносам в 2020 году

Предельные величины базы для начисления страховых взносов в 2020 году были увеличены и теперь их размеры следующие:

Вид страховых взносов

Размер предельной базы в 2020 году

Взносы на обязательное медицинское страхование

Не имеют предельной базы

Взносы на обязательное социальное страхование

912 000 рублей

Взносы на обязательное пенсионное страхование

1 292 000 рублей

Материал актуализирован в соответствии с действующим законодательством 26.10.2019

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

ОтменитьДобавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить» вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации

Как антикризисное снижение страховых взносов повлияет на пенсионную систему

В докризисном февральском прогнозе Федеральной налоговой службы (ФНС) на 2020 г. годовой фонд заработной платы в стране оценивался в 26 трлн руб., а взносы на выплату страховой пенсии – 5,7 трлн руб. Исходя из данных ФНС почти 30% зарплат находилось на уровне МРОТа, а количество работников в малом и среднем бизнесе на июль 2019 г. составляло 19,2 млн человек (27% от занятых в экономике). При этом, согласно Росстату, малые и средние предприятия дают около 20% ВВП.

Исходя из этих показателей недополученные страховые взносы во внебюджетные фонды в 2020 г. в целом могут достичь 600 млрд руб. ПФР из этой суммы не достанется порядка 450 млрд руб.

Между тем взносы в ПФР предназначены для финансирования страховых пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом реализуется принцип солидарности поколений. Но бюджет ПФР и так постоянно испытывает дефицит, который покрывается за счет трансферта из федерального бюджета. Причин этого дефицита несколько. Это и растущее число пенсионеров на фоне стагнирующего количества занятых в экономике. И регулярная индексация пенсий. И множество льготных режимов, выпадающие доходы от которых компенсируются федеральным бюджетом. Но основная причина – это теневая занятость 14 млн россиян и скрытая оплата труда в размере, по данным Росстата, 13 трлн руб.

Получается, что имеющаяся распределительная пенсионная модель в условиях двойного кризиса – пандемии коронавирусной инфекции и обрушения цен на нефть – вновь оказалась в опасном положении, которое будет только усугубляться. По экспресс-оценкам экономистов, в 2020 г. ВВП России может упасть на 3% вместо роста на 1,9%, как ранее прогнозировали в правительстве. Очевидно, что серьезно сократятся доходы населения, а значит, и страховые взносы. Это не первый кризис распределительной пенсионной модели с 2008 г. Но теперь правительство фокусируется не только на покрытии текущего дефицита ПФР, но и на поддержке малых и средних работодателей, чтобы хоть как-то сберечь поступления страховых взносов.

Новые выпадающие доходы, которые появятся из-за снижения страховых взносов для части бизнеса, только из федерального бюджета не покрыть. Уже принято решение, что средства фонда национального благосостояния (ФНБ) могут быть направлены на покрытие дефицита бюджета ПФР. Выйдя из прошлого кризиса, правительство уже лишилось одного из своих резервов – резервного фонда. Если кризис затянется, то на распределительную пенсионную систему средств ФНБ, учитывая практику их использования на непенсионные цели, может не хватить.

Все ключевые параметры, используемые для назначения страховой пенсии, начали повышать давно. С 2015 г. растет необходимый минимум страхового стажа – к 2024 г. он увеличится до 15 лет. С 2015 г. также растет требование к минимальному количеству пенсионных коэффициентов (баллов) с 6,6 до 30 в 2025 г. А с 2019 г. началось повышение и пенсионного возраста: в 2028 г. он достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Можно предположить, что после кризиса последуют новые инициативы в пенсионной сфере для сокращения рисков бюджетной системы. Они могут вылиться как в изменения для льготников, так и в дальнейший рост требований к назначению страховой пенсии. Не удивлюсь, если вскоре анонсируют дальнейшее повышение требований к страховому стажу (вплоть до 25 лет, как во многих европейских странах) и пенсионному возрасту (прежде всего для женщин, как это уже реализовано в рамках пенсий для госслужащих).

В этой связи резко возрастает актуальность возрождения накопительного компонента, при котором граждане формировали бы личный пенсионный капитал с гарантиями защиты от обесценения. Еще больше подходящей для этого становится ранее анонсированная система гарантированного пенсионного плана. Внедрение этой системы даст россиянам больше возможностей формировать альтернативу страховой пенсии от государства.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Недавно Минфин озвучил размер фиксированных взносов ИП вплоть до 2024 года. Малый бизнес негодует.

План

На днях Правительство опубликовалоплан законопроектной деятельностина 2020 год.

Документ разбит на несколько разделов. Один из них именуется «Развитие институтов социальной сферы и повышение качества жизни».

В рамках этих мероприятий в феврале будет представлен в Правительство, а в мае внесен в Госдуму законопроект с поправками в статью 430 НК в части установления фиксированных размеров страховых взносов.

Напомним, проект разработан Минфином.

Взносы

Речь идет о фиксированных взносах на ближайшие 5 лет. Дело в том, что сейчас в НК прописаны взносы только по 2020 год включительно. Проектом установлены взносы на 2021 — 2024 годы. 📌 Реклама Отключить

Что будет с фиксированными взносами, несложно догадаться. Они повысятся.

За 5 лет взносы вырастут более чем в 1,5 раза. Если за прошедший 2019 год ИП должен уплатить около 36 тысяч рублей фиксированных взносов, то через 5 лет, в 2024 году эта сумма уже составит более 55 тысяч рублей.

Причем если сравнивать взносы за 2024 и 2018, то увеличение происходит на 72 %.

Год Взносы на ОПС

Взносы на ОМС

Итого

29 354 6 884 36 238
2020 32 448 8 426 40 874
2021 36 455 8 763 45 218
2022 40 433 9 114 49 547
2023 43 057 9 479 52 536
2024 45 907 9 858 55 765

Отзывы

Добавим, что в ходе общественного обсуждения по проекту поступили замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты, Ассоциации прямых продаж, а также ряда граждан. 📌 Реклама Отключить

Например один гражданин указал: «Мелкий бизнес вы добьете. Куда ходить будете стричься?».

Другой участник обсуждения предложил зафиксировать страховые взносы на уровне 2019 года на следующие 5 лет.

В отзыве ТПП отмечается, что увеличение размеров страховых взносов, уплачиваемых субъектами МСП, негативно скажется на условиях ведения ими предпринимательской деятельности, а также приведет к росту фискальной нагрузки на них. В результате чего многие предприятия малого бизнеса вынуждены будут закрыться или перейти в теневой сектор.

Кроме того, неясно откуда взяты предлагаемые законопроектом размеры страховых взносов и чем обусловлено их увеличение, пишет ТПП.

Ассоциация прямых продаж указала на тот факт, что предлагаемая законопроектом индексация страховых взносов превышает темпы инфляции, которая по оценке властей будет ежегодно на уровне 4 %.

📌 Реклама Отключить

Ответ Минфина

В сводке предложений к проекту Минфин на каждый отзыв изложил свою позицию.

В частности, отмечается, что предлагаемые законопроектом фиксированные размеры страховых взносов на ОПС и ОМС позволят ИП пенсионные права к моменту наступления пенсионного возраста, а также повысить качество и доступность оказываемой бесплатной медицинской помощи.

Размер страховых взносов на ОМС определен на основании данных прогноза социально-экономического развития РФ. Таким образом, пересмотр размеров фиксированных платежей связан исключительно с их ежегодной индексацией, в этой связи увеличение фискальной нагрузки для предпринимателей не происходит, указывает Минфин.

В случае фиксации на 5 лет размеров страховых взносов на ОПС, установленных в настоящее время за расчетный период 2019 года, плательщики страховых взносов не смогут сформировать свои пенсионные права в необходимом размере.

📌 Реклама Отключить

В итоге все отрицательные отзывы при принятии окончательной версии проекта не были учтены. Минфин принял к сведению лишь один положительный отзыв, оставленный гражданкой, написавшей: «Негативных последствий как таковых — не вижу. Инфляция есть. Взносы должны повышаться».

Добавим, что данный проект недавно получил положительное заключение об оценке регулирующего воздействия.