Пояснения в налоговую, образец

Содержание

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений .docСкачать образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений .doc

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

    Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  5. После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).

Как правильно пишется пояснительная записка: структура и содержание

Пояснительная записка – это информационный текст, написанный в деловом стиле. Прилагается к отчету, научному труду, проекту и содержит базовые сведения о его назначении, актуальности, обоснование целесообразности проведенной (запланированной) работы.

Как правильно написать записку

Понимание как пишется пояснительная записка важно для тех, кто работает с документами или занимается проектной деятельностью: служащие, студенты, экономисты, юристы.

Стиль изложения информационного материала – деловой. Четко, лаконично, с использованием профессиональной терминологии, стандартных фраз и оборотов (ввиду сложившихся обстоятельств, в установленном порядке, проведенный анализ показал), стереотипных предложений, без личных местоимений. Формально и объективно, без личной оценки повествования.

Составление пояснительной записки

Содержание зависит от цели ее подготовки. Для бухгалтерской отчетности в Налоговую службу требуется описание экономической деятельности организации, доходной и расходной части, материальной и нематериальной базы, задолженностей.

Для научной работы дается актуализация проекта: цель его создания, значимость. К техническому проекту – технические характеристики, область применения.

Кроме этого, к техническому проекту в описании присутствуют данные о функциональном назначении системы, объекта. Его составляющие и устанавливаемые между ними взаимосвязи, особенности взаимодействия. Описывается процесс деятельности и технические решения, как ввести систему в эксплуатацию, особенности разработки и применения.

При подготовке записки к проекту закона, распоряжения указывается нормативно-правовая база, разделы и подразделы, целесообразность его реализации. Порядок его принятия, размещения в СМИ, сроки вступления в силу. Основные положения, принципы, на которых базируется.

Общие требования к составлению

В зависимости от сферы деятельности могут быть свои особенности. В каждом ведомстве, организации есть образцы оформления. В образовательных учреждениях разрабатываются методички, разъясняющие требования к форме и содержанию.

Стандартное оформление:

  • в печатном виде, на бумаге формата А4, книжная ориентация, с одной стороны
  • шрифт Times New Roman, размер 12, интервал полуторный
  • пункты и разделы, списки выделяются жирным шрифтом, печатаются по центру листа
  • обязательна нумерация страниц, на титульном листе не проставляется
  • выводы после каждого пункта и раздела
  • возможно приложение дополнительного материала в виде таблиц, диаграмм, схем
  • текст разбивать на абзацы (задает общую структуру и легкость чтения)

Оформление по ГОСТу

В целом форма единая. Различия касаются специфики области ее применения и отдельных требований, предъявляемых заказчиком. Некоторые пункты исключаются в зависимости от назначения.

Структура:

Подписание документа

  • титульный лист
  • введение
  • аннотация
  • сокращения и условные обозначения с их расшифровкой
  • выводы (для научных проектов)
  • библиография
  • приложение

В титульном листе указывается ФИО автора (или данные организации, от имени которой она готовится), ниже адресат (кому направляется – должностное лицо или учреждение), далее крупными буквами печатается «Пояснительная записка», название, например «Водоохранная зона», дата составления и регистрационный номер (для формальных документов), подпись и должность составителя.

Введение – это актуальность. Здесь могут быть прописаны цели, задачи, общие сведения об организации и ее деятельности (для экономистов). Соотносится с сегодняшним днем. Может быть краткое описание предшествующего опыта и историческая справка, которая подтверждает актуальность проводимого исследования, реализации задуманного проекта.

Аннотация – краткое содержание, самое основное. Указываются разделы, подразделы и пункты. Их описание. Проблематика, которая в них затрагивается, понятия.

Содержание – краткое описание основного документа, анализ изученных материалов, ожидаемые результаты. Их подтверждение или опровержение.

Пояснительная записка из рук в руки

Выводы – итоги реализации проекта, результаты проведенной работы (для отчетной документации). Для бухгалтерской отчетности может потребоваться указание расхождений в учете, их пояснение (если запрос инициирован налоговыми органами). Анализ финансовой деятельности юрлица, соответствии поставленным целям, понесенные убытки.

Сокращения и условные обозначения чаще указываются в научных работах. К примеру, дипломный проект, курсовая. Здесь указываются повторяющие фразы и слова, их сокращение и обозначение. Далее по тексту они уже применяются в сокращенном виде.

Библиография – это список источников литературы (научные труды, монографии, печатные и периодические издания, словари). К их описанию есть жесткие требования, которые устанавливаются в соответствии с общими стандартами. С ними можно ознакомиться в специальных методичках, обратившись в библиотеку заведения.

Приложение – при необходимости прикладываются схемы, графики, диаграммы, чертежи, иллюстрации. Этот пункт необязателен к исполнению. Он зависит от характера работы. Прилагаемые материалы служат для наглядности и позволяют пояснить отдельные положения в представленном материале.

Пояснительная записка в Налоговую службу

Приказ № 43н от 6 июля 1999 г. Министерства финансов Российской Федерации регламентирует порядок сдачи бухгалтерской отчетности. Согласно документу готовится пояснительная записка. В ней содержатся сведения о финансовой деятельности учреждения.

Содержание зависит от требований Налоговой службы. Цель ее подготовки – разъяснение политики юридического лица, объективной оценки его деятельности, контроль финансового положения и задолженностей перед третьими лицами.

К отчетным данным:

  • бюджет организации
  • прибыль и расходы
  • вложения
  • задолженности перед дебиторами и кредиторами
  • акции и активы

Если запрос инициирован налоговиками для уточнения данных по отчетности:

  • ИНН
  • регистрационный номер письма налогового органа
  • данные документа, по которому уточняются сведения
  • расходы и убытки на отчетный период
  • адресат (данные налоговой службы)
  • имеющиеся расхождения в данных

Содержание и форма пояснительной записки могут существенно различаться в зависимости от ее назначения и учреждения, которое ее готовит, сферы его деятельности. Этот небольшой по объему информационный материал порой ставит в тупик начинающих специалистов. Поэтому необходимо учитывать не только стандарт по ГОСТу, но и отдельные требования, которые предъявляются к документу по месту его востребования.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Официальное подтверждение отсутствия экономической деятельности предприятия

Любая организация, осуществляющая финансово-хозяйственную деятельность, имеет право приостановить ее до улучшения экономических условий. Причины для такого решения могут быть разными, чаще всего это делается, чтобы избежать повышения расходов в неблагоприятный период.

Причины и основания для написания письма

Занимаясь хозяйственной деятельностью, юридическое лицо сталкивается с многочисленными проблемами финансового характера. В связи с этим, подавая отчетность в Пенсионный фонд РФ, орган налогообложения, социального страхования, директор должен представить письмо об отсутствии коммерческой деятельности.

Самыми распространенными причинами для написания информационного письма принято считать следующие:

  • экономический кризис в стране;
  • приостановление деятельности (самый распространенный способ сократить расходы и не потерять предприятие);
  • ликвидация юридического лица.

В законодательной и нормативно-правовой базе Российской Федерации не существует конкретного образца такой справки. Данный документ выступает в роли уведомления соответствующих органов об отсутствии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности организации.

Уведомление обязательно подается вместе со всей ежемесячной документацией в те месяцы, когда коммерческая деятельность отсутствовала. Органы государственной власти, в которые справка должна быть обязательно подана:

  • ФНС;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
  • Фонд соцстрахования.

При отсутствии данного письма фискальная служба имеет право ликвидировать юр. лицо в принудительном порядке. Бывают случаи, когда справка необходима другим органам, например, прокуратуре в рамках плановой проверки. Тогда юридическое лицо предоставляет ее по письменному либо устному требованию.

Порядок приостановления деятельности предприятия

При необходимости временной остановки работы организации, руководству следует придерживаться определенного алгоритма. Она приостанавливается следующим образом:

  1. Основанием для перерыва становиться решение учредителей или руководителя, если это входит в его компетенцию по уставу. Согласно внутренней инструкции, директор обязан издать приказ, распоряжение, указ о приостановлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  2. Аннулировать все сделки, по которым еще не начались операции, а также текущие, контракты по которым предусматривают возможность одностороннего отказа.
  3. Выполнить все существующие обязательства.
  4. Освободить всех сотрудников от занимаемых должностей (согласно ст. 180 или 157 ТК РФ).
  5. Снизить издержки до минимума.
  6. Уведомить компетентные государственные органы.

Письмо об отсутствии деятельности в ФНС

В соответствии с законодательством Российской Федерации, информационное письмо не имеет утвержденного бланка и поэтому составляется в свободной форме. Но не стоит забывать о том, что согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016 должно быть в подобном документе:

  • координаты и полное наименование ФНС РФ, которому адресовано уведомление;
  • координаты, все существующие контакты, полное название и организационно-правовая форма юр. лица;
  • название документа: Информационное уведомление об отсутствии деятельности фирмы и объектов налогообложения;
  • уведомительная часть сообщения с перечислением причин и документального подтверждения текущего положения;
  • дата, подпись уполномоченного сотрудника и, если есть, печать фирмы.

В тексте справки должна содержаться следующая информация:

  • наименование предприятия, форма по данным ЕГРЮЛ;
  • информация о временных рамках, при которых финансово-хозяйственная деятельность не велась (обязательно к письму прилагаются заверенные копии документов, удостоверяющие правдивость ее отсутствия);
  • список налогов, по которым отсутствует база налогообложения.

Такой документ обязательно заверяется главным бухгалтером организации и руководством юрлица.

Справка может быть отправлена несколькими способами:

  1. Почтой – при этом письмо обязательно должно быть заказным с уведомлением о вручении и описью вложенного.
  2. Вручить лично в налоговый госорган уполномоченному лицу (секретарю). В таком случае к справке прилагается сопроводительное письмо в 2-ух экземплярах. Один из них остается в ФНС, второй с отметкой о получении возвращается уполномоченному лицу на предприятии.
  3. Воспользоваться службой курьерской доставки.
  4. Через электронную почту на официальном веб-сайте налогового органа. Такой способ отправки будет считаться официальным, если электронное отправление будет заверено ЭЦП.

Документ может быть написан от руки либо предоставлен в печатной форме в соответствии с параметрами ГОСТа Р 7.0.97-2016 об организационно-распорядительной документации.

Документы для скачивания (бесплатно)

Справка в ПФР

Так же как и для подачи уведомления в ФНС, для ПФР не существует стандартного образца. Письмо, адресованное Пенсионному Фонду России, составляется, как и в предыдущем примере, только с обязательным указанием:

  1. Временного периода, когда сотрудникам фирмы начислялась, но при этом не платилась заработная плата и, соответственно, не вносились страховые взносы в Пенсионный Фонд России.
  2. Перечень работников, заключивших трудовой договор (и иные договоры, если таковые имеются), по которым должны выплачиваться денежные вознаграждения. По данным лицам в список вноситься ФИО, паспортные данные, адрес прописки и фактический проживания.
  3. Причина не выплаты заработной платы.
  4. Список работников, освобожденных от работы по процедуре сокращения, и перечень специалистов, числящихся в простое.
  5. Дата и подпись руководства и главного бухгалтера.

Письма в ФСС

Для фондов соцстрахования критичной является информация о начислении и выплате заработной платы на предприятии, поскольку от этого зависит величина поступающих взносов в бюджет ФСС. Данный документ должен быть составлен за подписью директора и главного бухгалтера компании, и в нем должны содержаться следующие сведения:

  1. Название территориального органа Фонда Социального Страхования Российской Федерации.
  2. Наименование компании.
  3. Адреса, индивидуальный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер предприятия.
  4. Сведения об отсутствии деятельности, начисления и выплаты взносов на соцстрахование, движения по банковскому счету.

Бумага необходима для информирования ФСС о том, что в определенный временной период компания не работала. Как и в предыдущих случаях, унифицированная форма отсутствует, поэтому можно его составить в свободной форме.

В качестве дополнительного приложения главный бухгалтер должен представить выписку из банка, подтверждающую отсутствие движений средств в нужный период.

Как меняется характер функционирования предприятия после приостановки деятельности?

В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране для уменьшения убытков и сохранения самой организации многие руководители приходят к выводу, что лучше приостановить работу на некоторое время. Если выбор останавливается на подобном решении, владелец предприятия:

  • сокращает расходы на налоговые платежи;
  • заработную плату, а также выплачиваемые при обычных обстоятельствах отчисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

После отправления информационного письма в соответствующие органы, полностью меняется порядок работы предприятия. Так как в документе говорится о приостановлении работы, то и в первую очередь останавливаются денежные движения по банковским счетам. В дальнейшем расторгаются трудовые договора (соглашения), требующие вознаграждений. Несмотря на некоторые неудобства и негативные факторы, этот способ среди бизнесменов является самым популярным.

Что будет, если письмо не написано и не отравлено?

Заблаговременное сообщение в фискальные органы и соцфонды предотвратит возможные вопросы в связи со снижением или отсутствием начислений по определенным видам налогов. Если подобное уведомление не получено, у контролирующих органов есть основания провести внеплановые проверочные мероприятия для выяснения причин снижения поступлений.

Штрафы за отсутствие уведомления в НК РФ и других законах не предусмотрены, если при этом компания продолжает вовремя подавать отчетность (пусть и нулевую) и уплачивать обязательные взносы.

Чем подтвердить факт отсутствия деятельности?

Чтобы подтвердить факт того, что финансово-хозяйственная деятельность на предприятии не велась, необходимо взять выписку об отсутствии движений по счету в банке, в котором обслуживается предприятие. Если с его участием не проводились денежные операции, именно это и послужит подтверждением для налоговых органов.

Наличие данного доказательства необходимо отразить в письме в качестве приложения, указав его в конце документа.

О том, как правильно приостановить работу компании, расскажет автор следующего сюжета.

Пояснительная записка по встречной проверке

Здравствуйте, заниматься придется, и я вам все-таки советую на это найти время. Потому что это в ваших же интересах. Отказ от предоставления сведений может повлечь налоговые доначисления и санкции, которые в дальнейшем придется обжаловать вашей компании, а это дополнительные материальные и временные затраты. Оно вам надо?

В п. 6 ст.93.1 НК РФ сказано, что отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

А по поводу пояснительной записки в налоговую, напишите примерно так: В ответ на запрос №… от… сообщаем, что с Поставщиком/Покупателем ООО «Ландыш» имеются договорные отношения на поставку того-то, Договор №… от…
За …. годы оборот составил столько то …руб…коп. Задолженности по оплате поставок не имеется. Сотрудничество имеет долговременный характер.
Договор с ООО «Ландыш» заключался с учетом соблюдения должной осмотрительности при выборе Поставщиков/Покупателей. Были запрошенны и получены следующие документы: и перечислите, что запрашивали устав и др. документы.
Рекомендую при отсутствии конкретных вопросов в требовании особо ничего не расписывать, написать только общую информацию, кратко и лаконично.

Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.