Права и обязанности налогоплательщиков

Права и обязанности налогоплательщиков

Налог – это обязательный платеж, взимаемый с граждан в пользу государства.

Налоги – главная статья доходов государства. Исходя из полученной суммы правительство готовит проект бюджета, который утверждает Государственная дума. На деньги налогоплательщиков в стране строятся новые дороги, открываются новые школы и больницы, существуют государственные музеи и другие учреждения. Именно поэтому гражданам важно осознавать свою ответственность за уплату налогов, и не случайно в Конституции России плата налогов отмечена как обязанность гражданина.

Налоги выполняют следующие функции:

— фискальную (накопление денег в казне государства)

— распределительную (перераспределение доходов между разными слоями населения)

— регулирующую (с помощью налогов возможно влиять на рост экономики, к примеру)

Налоги бывают местные, региональные (платятся в «кошелек» субъекта федерации, например, в «кошелек» Краснодарского края или Ростовской области) и федеральные (платятся в общероссийский «кошелек»).

Еще налоги бывают прямые и косвенные. Прямыми налогами облагается доход или собственность гражданина. Примеры: налог на прибыль (у бизнесменов), подоходный (у наемных рабочих), налог на землю, на транспортное средство, на квартиру.

Косвенные налоги, как привило, входят в цену товара или услуги. Примеры: акцизы, НДС, налог с продаж, пошлины.

(Подробнее о налогах с экономической точки зрения читайте в нашей статье «Налоги»)

Какие права и обязанности имеют налогоплательщики?

Права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе РФ в статье 21 и 23.

Основные права налогоплательщиков (кратко) следующие:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

3) использовать налоговые льготы

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки

Основные обязанности налогоплательщиков (кратко):

1) уплачивать законно установленные налоги

2) встать на учет в налоговых органах

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения

4) представлять налоговые декларации

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций

6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

10) налогоплательщики — физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Что следует выучить по теме, чтобы сдать ЕГЭ?

В заданиях ЕГЭ встречается требование написать только три права или обязанности налогоплательщиков. Кроме того, существует план по теме «Права и обязанности налогоплательщиков». Следовательно, необходимо не просто знать, но хорошо запомнить, как минимум, три права налогоплательщика и три обязанности налогоплательщика. Самые легкие и одновременно важные следующие права и обязанности.

Три права налогоплательщиков:

1) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

3) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

Три обязанности налогоплательщиков:

1) уплачивать законно установленные налоги

2) встать на учет в налоговых органах

3) представлять налоговые декларации

Вопрос: Кто является плательщиком налога с продаж в соответствии с гл.27 «Налог с продаж» Налогового кодекса РФ и как уплачивается налог в случаях, когда организация (индивидуальный предприниматель) зарегистрирована в одном субъекте Российской Федерации, а осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) в другом? («Налоговые известия Московского региона», 2002, n 5)

«Налоговые известия Московского региона», N 5, 2002
Вопрос: Кто является плательщиком налога с продаж в соответствии с гл.27 «Налог с продаж» Налогового кодекса РФ и как уплачивается налог в случаях, когда организация (индивидуальный предприниматель) зарегистрирована в одном субъекте Российской Федерации, а осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) в другом?
Ответ: В соответствии со ст.348 НК РФ налогоплательщиками, как и ранее, признаются организации и индивидуальные предприниматели. В то же время четко определено, что налогоплательщиками они признаются только в том случае, если реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором введен налог с продаж.
Кроме того, ст.355 НК РФ установлено, что организации, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этих организаций, уплачивают налог на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через эти обособленные подразделения товаров (работ, услуг).
Вместе с тем Налоговый кодекс РФ четко не определил, как уплачивают, в какой бюджет налог с продаж индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории одного субъекта Российской Федерации, а осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) на территории другого субъекта Российской Федерации.
В этом случае надо исходить из того, что в соответствии с п.2 ст.348 НК РФ, как говорилось выше, индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог, а в соответствии со ст.347 НК РФ налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации о налоге с продаж может быть предусмотрено взимание налога по реализации товаров (работ, услуг) только на территории данного региона.
Таким образом, в случае если индивидуальный предприниматель реализует товары (работы, услуги), облагаемые налогом с продаж, не по месту постановки на налоговый учет (не по месту регистрации), налоговые органы вправе взимать налог с продаж с операций по реализации товаров (работ, услуг) по месту осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности, если на указанной территории налог с продаж введен.
В случае документального подтверждения предпринимателем факта уплаты налога с продаж по месту осуществления деятельности, а также в соответствии с положениями пп.1 п.3 ст.44 НК РФ налоговый орган по месту постановки на учет не вправе повторно привлечь его к уплате налога с продаж.
Что касается индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход по месту своей регистрации (жительства), но реализующих товары (работы, услуги) в другом субъекте Российской Федерации, то в этом случае следует исходить из следующего.
Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога на вмененный доход влечет освобождение их от взимания целого ряда налогов и сборов, предусмотренных ст.ст.19 — 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также налога с продаж.
Таким образом, плательщики единого налога на вмененный доход освобождаются от внесения платежей в государственные внебюджетные фонды и уплаты налогов, предусмотренных ст.ст.19 — 21 Закона N 2118-1, только на территории субъекта Российской Федерации, где установлен и введен в действие единый налог на вмененный доход.
В соответствии с НК РФ налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным правомерно привлечение к уплате налога с продаж на территории г. Москвы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход на территории других субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении вопроса о привлечении к уплате налога с продаж индивидуальных предпринимателей, переведенных на упрощенную систему учета и отчетности, следует исходить из того, что согласно п.3 ст.1 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, работающий по патенту, не является плательщиком только подоходного налога, а налог с продаж должен уплачиваться им в установленном законом порядке.
Много споров вызывает требование налоговых органов об уплате налога с продаж субъектами малого предпринимательства, зарегистрированными до введения в действие на территории г. Москвы налога с продаж. Выдвигая это требование, налоговые органы исходят из того, что в соответствии с абз.2 п.1 ст.9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правового содержания указанной нормы и ее расположения в специальном неналоговом законе следует, что она распространяется только на преимущества, предусмотренные законодательством о налогах, включая возможность не уплачивать либо уплачивать их в меньшем размере, предусмотренные исключительно для субъектов малого предпринимательства. Следовательно, данная норма не может применяться к положениям вступившего в силу законодательства о налогах, которые являются общеобязательными для всех налогоплательщиков, в том числе и для субъектов малого предпринимательства.
Абзац 1 п.1 ст.9 Закона N 88-ФЗ также предусматривает, что порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
В соответствии со ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Налоговым кодексом РФ определен круг плательщиков налога с продаж. Каких-либо исключений из данного перечня налогоплательщиков для субъектов малого предпринимательства не предусмотрено.
Кроме того, при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам налогоплательщик включает сумму налога в цену, предъявляемую покупателю (заказчику) этих товаров (работ, услуг), тем самым возлагая налоговое бремя на покупателя (заказчика).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что гл.27 «Налог с продаж» Налогового кодекса РФ не создает менее благоприятные условия (по сравнению с ранее действовавшими) для субъектов малого предпринимательства, поэтому указанные субъекты подлежат налогообложению налогом с продаж на общих основаниях.
Вместе с тем следует отметить неоднозначную позицию арбитражных судов по последним двум категориям налогоплательщиков (индивидуальным предпринимателям, переведенным на упрощенную систему учета и отчетности, и субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным до введения на территории г. Москвы налога с продаж). Так, ряд решений арбитражных судов не признает эти категории плательщиками налога с продаж. Однако позиция налоговых органов остается неизменной (доводы налоговых органов приведены выше): эти категории плательщиков при наличии объекта налогообложения налогом с продаж являются плательщиками налога с продаж на общих основаниях.
Подписано в печать А.А.Меньков
10.05.2002 Управление МНС России
по г. Москве

Актуально на: 25 октября 2018 г.

Сегодня об обязанности каждого платить налоги рассказывают уже в школе. Так, в одном из заданий по обществознанию учащихся просят назвать три обязанности налогоплательщика и проиллюстрировать их примерами. На самом деле обязанностей у налогоплательщика заметно больше. Но и права, конечно, тоже есть.

По понятным причинам все права и обязанности налогоплательщиков перечислены в НК РФ.

Обязанности налогоплательщика

Все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и, если такая обязанность установлена налоговым законодательством, должны (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • вставать на учет в налоговых органах;
  • вести учет доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • представлять в ИФНС по месту учета налоговые декларации, расчеты и др.

Безусловно, это не все обязанности налогоплательщиков. Кроме перечисленного, они должны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, сообщать о создании обособленных подразделений на территории РФ, хранить документы бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет (пп. 6,8 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и т.д.

Пожалуй, главная обязанность – это все же уплата налога. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с того момента, когда лицо передало поручение банку перечислить нужную сумму в бюджетную систему и обеспечило достаточное количество денег на счете либо внесло их наличными. Последнее характерно для уплаты налога физическими лицами (п. 3 ст. 45 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик не должен отвечать за технические сбои и недостатки в системе расчетов, поскольку он со своей стороны сделал все возможное для уплаты налога.

Если же налог должен уплатить налоговый агент, то налоговая обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента удержания у него суммы налога (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). А при зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет уплаты налога обязанность признается исполненной с даты, когда соответствующее решение о зачете было принято налоговым органом (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Права налогоплательщика

Налогоплательщики имеют право (п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • получать бесплатную информацию в части действующих налогов и сборов от ИФНС по месту учета;
  • получать письменные разъяснения по вопросам, касающимся применения налогового законодательства, от Минфина РФ и налоговых органов;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;
  • представлять налоговикам пояснения, имеющие отношение к исчислению и уплате налогов;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • обжаловать акты налоговых органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на своевременный зачет / возврат сумм излишне уплаченных / взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны и т.д.

Отметим, что права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов во многом «зеркальны» по отношению друг к другу: то, что вправе требовать налоговики, должны исполнять плательщики налогов, и наоборот.

  • Главная
  • Гражданский кодекс
  • Фотографии
  • нормативные акты
    • 1.Понятие налога и иных обязательных платежей.
    • 2.Элементы налогообложения.
    • 3.Система налогов и сборов: понятие, структура.
    • 4.Классификация налогов и сборов.
    • 5.Порядок установления, введения и отмены федеральных налогов и сборов.
    • 6.Порядок установления, введения и отмены региональных и местных налогов.
    • 7.Налоговое право: понятие, предмет, методы.
    • 8.Формы налогово-правового регулирования.
    • 9.Принципы налогового права РФ.
    • 10.Место налогового права в системе российского права.
    • 11.Налоговое правоотношение: понятие, виды, особенности.
    • 12.Субъекты налогового правоотношения: понятие, виды.
    • 13.Органы, осуществляющие контроль и надзор в области налогов и сборов: виды, правовое положение.
    • 14.Органы, осуществляющие нормативное регулирование в области налогов и сборов: виды, полномочия.
    • 15.Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности.
    • 16.Налогоплательщики – физические лица: понятие, признаки.
    • 17.Налогоплательщики – организации: понятие, признаки.
    • 18.Взаимозависимые лица. Представительство в налоговых правоотношениях.
    • 19.Лица, способствующие уплате налогов: понятие, виды, права и обязанности.
    • 20.Органы, обязанные предоставить информацию о налогоплательщике: понятие, виды, их обязанности.
    • 21.Лица, привлекаемые к осуществлению мероприятий налогового контроля: понятие, виды, права и обязан
    • 22.Способы обеспечения налогового обязательства: залог, поручительство.
    • 23.Способы обеспечения налогового обязательства: пени.
    • 24.Арест имущества налогоплательщика (налогового агента): понятие, порядок наложения.
    • 25.Приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента): понятие, порядок реализ
    • 26.Изменение срока уплаты налогов и сборов: виды, основания и условия предоставления.
    • 27.Порядок предоставления рассрочки и отсрочки по уплате налогов и сборов.
    • 28.Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
    • 29.Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени.
    • 30.Налоговый контроль: понятие, виды, стадии.
    • 31.Учет налогоплательщиков: порядок осуществления.
    • 32.Порядок проведения камеральной налоговой проверки.
    • 33.Порядок проведения выездной налоговой проверки
    • 34.Мероприятия налогового контроля: истребование и выемка документов, осмотр экспертиза. Привлечение
    • 35.Производство по делу о налоговом правонарушении
    • 36.Взыскание налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика (налогового аген
    • 37.Взыскание налога, сбора, пени, штрафа за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агент
    • 38.Административный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения.
    • 39.Судебный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения.
    • 40.Налоговая ответственность: понятие, признаки и основания.
    • 41.Налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав.
    • 42.Обстоятельства, влияющие на размер налоговой ответственности.
    • 43.Ответственность банков за правонарушения, предусмотренные НК РФ.
    • 44.Ответственность лиц, обязанных предоставлять информацию о налогоплательщике, а также лиц, привлек
    • 45.Административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения.
    • 46.Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения.
    • 47.Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
    • 48.Акцизы: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
    • 49.Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
    • 50.Единый социальный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
    • 51.Налог на прибыль организаций: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
    • 52.Государственная пошлина: плательщики и основные элементы.
    • 53.Налоги на пользование природными ресурсами: плательщики и виды, основные элементы налогообложения
    • 54.Налог на имущество организаций: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
    • 55.Транспортный налог: основные элементы налогообложения.
    • 56.Налог на игорный бизнес: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
    • 57.Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции: налогоплательщики и основн
    • 58.Система налогообложения для сельскохозяйственных товара производителей (единый сельскохозяйственн
    • 59.Упрощенная система налогообложения
    • 60.Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
    • 61.Налог на имущество физических лиц: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
    • 62.Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

§ 4. Ответственность и защита прав налогоплательщиков

Исполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. Среди них: применение установленных законодательством (в фор

ме штрафа) как мер ответственности за налоговые правонарушения, а также мер к принудительному взысканию недоимок по налогам.

Кроме того, в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога могут быть использованы: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам с наложением ареста на имущество ка (гл. НК РФ). Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одной действующей в этот период ставки

рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день. Принудительное взыскание недоимки по налогу и суммы пеней производится с организаций в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном (ст. 45 и 75 НК РФ). Постановлением Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. признаны конституционными нормы о взыскании в бесспорном порядке недоимок по налогам и пени с организаций. Однако применение такого порядка без их согласия при взыскании штрафных финансовых суд счел противоречащим Конституции РФ.

НК РФ (раздел VI) ввел понятия налогового правонарушения и налоговой санкции, существенно изменив нормы ранее принято — го законодательства по вопросам ответственности за правонарушения в данной сфере.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агентам иных лиц, за которое установлена ответственность НКРФ (ст. 106).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Срок давности применения ответственности за совершение налоговых правонарушений составляет три года. Кодекс предусматривает виды налоговых правонарушений, детально определяя их признаки (ст. и включая в их перечень правонарушения, совершенные не только налогоплательщиками, но и другими лицами (свидетелями, экспертами и т. д.). Особо следует отметить, что согласно Кодексу налоговым правонарушением может быть признано лишь виновно совершенное противоправное действие (или бездействие), чем положен конец спорам о необходимости учета вины в данных правонарушениях.

Среди налоговых правонарушений нарушение

срока постановки на учет в налоговом органе, непредставление налоговой декларации и иных документов, неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов и др. Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах (от 50 руб. до 15 тыс. руб.) и в процентах к определенным суммам (от 10 до 40%).

Налоговые санкции применяются по решению налоговых органов. В случае обжалования налогоплательщиком оно может быть принудительно исполнено только по решению суда1. Это относится ко всем налогоплательщикам — и к организациям, и к физическим лицам.

Рассмотренные налоговые санкции представляют разновидность финансово-правовых санкций. Следует иметь в виду, что за совершенные в сфере налогообложения противоправные деяния может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная НК РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ (ст. 194, 198, 199 УК РФ). Что касается организаций, то привлечение их к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций при наличии соответствующих оснований от ной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Так, РФ устанавливает ответственность должностных

лиц организаций в виде административного штрафа за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; срока представления сведений открытии и закрытии счета в банке; срока представления декларации; за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.3-15.6).

Вместе с тем при нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), как и других уча-стников налоговых правоотношений, законодательство предус-

матривает возможность их защиты в административном или судебном порядке.

К средствам (этапам) защиты этих прав и интересов отно-сится обжалование действий налоговых органов. НК РФ, опираясь на ранее принятое законодательство и Конституцию РФ, конкретизировал процедуру их обжалования.

Кодекс право каждого налогоплательщика (или

налогового агента) обжаловать акты органов ненор

мативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, они нарушают его права.

По усмотрению налогоплательщика с жалобой можно обратиться в вышестоящий орган (к вышестоящему должностному лицу), т. е. в административном (внесудебном) порядке, или в суд.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав. При этом жалоба в административном порядке не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В порядке, предус-мотренном федеральным законодательством, могут быть обжалованы и нормативные акты налоговых органов.

Организации и граждане при использовании судебного порядка защиты своих прав в налоговых правоотношениях (как личных правоотношениях) согласно АПК РФ (ст. 4, 26, 29) вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд. К организациям и гражданам в данном случае АПК РФ относит организации, как имеющие, так и не имеющие статус юридического лица, а также граждан, имеющих и не имеющих статус индивидуального предпринимателя, с учетом подведомственности арбитражному суду дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При других обстоятельствах граждане могут подать исковые заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц . Рассмотрение этих дел производится в порядке гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных вышеназванным законодательством.

Важная роль в защите прав налогоплательщиков (как и других субъектов налогового права) принадлежит Конституционному Суду РФ, в компетенцию которого входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов. Он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав. Это относится и к сфере налоговых правоотношений.

Широко используется и административный порядок обжалования действий налоговых органов, как более оперативный. К тому же, как отмечалось выше, налогоплательщик не лишается права обратиться в суд. Согласно НК РФ жалоба на акт налого-вого органа, действие или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Этот срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины его пропуска. Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. О принятом решении налогоплательщику должно быть сообщено в письменной форме в течение трех дней. Однако подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но налоговый орган (должностное лицо) вправе приостановить полностью или частично их исполнение, если имеются достаточные основания считать данные акты или действия не соответствующими законодательству.

Права налогоплательщиков на защиту своих законных интересов обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. За неправомерные действия или бездействие они несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Существенной стороной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков являются предусмотренные законодательством гарантии возмещения им убытков, причиненных неправомерными действиями (решениями) или бездействием работников налоговых органов. Эти убытки должны возмещаться за счет средств федерального бюджета (ст. 35 НК РФ). В целях защиты своих прав налогоплательщик может обратиться в органы прокуратуры РФ, которая осуществляет надзор за исполнением законов, включая и налоговое законодательство, за соблюдением прав гражданина, в том числе органами контроля и их должностными лицами.