Правила погрузочно разгрузочных работ

БИЛЕТ № 16

1. Порядок обучения и аттестации стропальщиков на производстве. УЭ-34.

Подготовка стропальщика должна производиться в профтех. учебных заведений, а также на курсах или тех. школах, имеющих разрешения (лицензию) на право преподавания.

Обучение осуществляется по программам согласованным с Госгортехнадзором.

Аттестация производится квалифицированной комиссией без участия инспектора Госгортехнадзора. В случае необходимости Госгортехнадзор может потребовать участие своего представителя на экзаменах.

2. Основные узлы и механизмы гусеничных кранов УЭ-9

Гусеничный кран обладает высокой проходимостью, на не большое расстояние краны могут передвигаться до трёх км в час. Передвижение крана может осуществляться по средствам механизма передвижения и 2 гусеничных тележек. Ходовая часть, поворотная рама, контрольный груз, привод, стрела и стреловое оборудование, клюв, крюковая подвеска, стрелоподъемной полиспаст, кабина крановщика с органами управления, приборы сигнализации безопасности работы.

3. Организация погрузочно-разгрузочных работ кранами на лесоскладах. УЭ-20ст-11, 32,35.

Строповка:

Обычные стропы не могут в полной мере отвечать требованиям при производстве работ лесоматериалом:

  • При расцепке и вытаскивании стропа из под пачки происходит раскатывание лесоматериала. Более рационально применять полужесткие стропы с траверсами. Полужесткие стропы – это сочетание цепных звеньев со стальными стропами.
  • Находят применение и грейферные захваты навешиваемые на автопогрузчики.
  • Правилами ТБ запрещено нахождение людей на подвижном составе в момент проведения погрузо-разгрузочных работ.
  • Складирование лесоматериала: площадки для складирования лесоматериалов должны быть очищены от сухой травы, коры, щепы, покрыты слоем песка, гравия 150 мм.
  • Круглый лес укладывается штабелями высотой не более 1.5 метра с прокладками между рядами и упорами против раскатывания. …. И вершины в разные стороны и выровнены по одной из сторон штабеля, концы не должны выступать более чем 0.5 м.
  • Пиломатериалы можно укладывать в штабель высота которых при укладке составляет не более 1.2 ширины штабеля, а при укладе в клетки не более длины штабеля.

Правила ТБ:

  • При подъеме пакета отходить в сторону противоположную его перемещения не менее 3 метров.
  • Направлять пакет крючком длина рукоятки не менее одного метра.
  • Извлекать стропы, не разваливая пакет.
  • Не становится на края штабеля и на концы прокладок.
  • Для подъема на штабель пользоваться лестницей.

4. Опасные основные и вредные производственные факторы и причины несчастных случаев на производстве. УЭ-22,23.

Ø Вредный производственный фактор – это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию или снижению работоспособности (температура; влажность; подвижность воздуха: радиация, статические, электрические магнитные поля, шум, вибрация, пыль, освещенность; антибиотики: тяжесть труда, нагрузка, масса груза, рабочая поза, напряженность труда, эмоциональные нагрузки, настроение, монотонность и т. д.).

Ø Опасный производственный фактор – это фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (движущиеся машины и механизмы, перемещаемые грузы, краны, отлетающие части обрабатываемых материалов: электрический ток, повышенная температура, излучение, агрессивные жидкости, кислоты, щелочи, повышенные концентрации, поров и газов).

Ø В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут быть опасными.

Ø При неправильной организации труда и отсутствием специальных мер профилактики вредного вещества могут вызвать профзаболевания.

Ø Причины возникновения аварийных ситуаций:

· Отказ оборудования

· Внешнее воздействие природного и техногенного характера.

· Ошибочные действия персонала.

ПРР

ПРР — в логистике: погрузочно-разгрузочные работы — это комплекс действий и мер, предпринимаемых для поднятия и размещения груза.

ПРР являются важной частью процесса транспортировки. Погрузочно-разгрузочные работы включены в ОКВЭД 2018 (код 52.24).

(В других сферах деятельности расшифровка «ПРР» может звучать иначе — например, «противолокационная ракета»).

На складе погрузочно-разгрузочные работы — это прежде всего услуга, такая же, как хранение или ответственное хранение. От качества выполнения ПРР напрямую зависит сохранность груза.

Поэтому уже на этапе постройки современные складские комплексы оборудуются подъемно-транспортными механизмами, в помещениях выделяются специальные зоны, наносится разметка. Для осуществления работ нанимаются квалифицированные специалисты. ПРР — это особый вид складской деятельности, требующий ответственности и профессионализма.

Стоимость ПРР обычно не включается в цену аренды склада, поскольку существует множество вариантов осуществления этих работ.

Виды погрузочно-разгрузочных работ

Условно все погрузочные и разгрузочные работы на складе можно разделить на 2 вида: ручные и механизированные.

Вручную (силами грузчика или бригады грузчиков) работы ведутся в тех случаях, когда груз малогабаритный и относительно легкий. Также учитываются размер партии, тип транспортного средства, прочность товара и упаковки, и т.д.

Экономическую целесообразность применения этого метода нужно оценивать индивидуально. Конечно, если погрузочно-разгрузочные работы производятся вручную, цена за тонну зачастую будет выше, чем при механизированном способе. Но при этом груз укладывается более компактно, и можно неплохо сэкономить за счет уменьшения количества рейсов.

Механизированные погрузочно-разгрузочные работы производятся с помощью различного подъемно-транспортного оборудования.

Наиболее часто для ПРР и размещения грузов на складах используются:

  1. Манипуляторы — мобильные или стационарные краны со специальным грузозахватывающим приспособлением (крюком, ковшом, электромагнитом, грейфером и т.п.). Краноманипуляторные установки применяют при погрузке сырья, стройматериалов, а также крупных и тяжелых предметов.
  2. Гидролифты — универсальные грузоподъемные механизмы, предназначенные для тяжелых и габаритных объектов. Гидролифт (он же — гидроборт, гидроплатформа, гидроподъемник) представляет собой платформу, которая с помощью гидравлических приводов опускается на землю, а затем поднимается вместе с грузом. По версии специалистов по охране труда при ПРР, гидролифт является одним из самых безопасных средств — как для работников склада, так и для продукции.
  3. Электропогрузчики — маленькие быстрые машины, позволяющие оперативно поднять и перевезти относительно небольшие грузы.
  4. Гидравлические тележки — в обиходе «роклы» или «рохли». Небольшие вилочные тележки с гидравлическим приводом, которые служат для транспортировки поддонов. Управляются чаще всего вручную, но бывают и самоходными.

Несмотря на обилие вспомогательных технических средств, ПРР должны производиться только профессионалами. Существует множество правил проведения погрузочно-разгрузочных работ, которым необходимо неукоснительно следовать. Только так можно гарантировать сохранность груза в процессе хранения или транспортировки.

Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ вручную

⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 31

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного приказом по предприятию и несущего ответственность за безопасную их организацию. При погрузке (разгрузке) особо тяжелых и крупногабаритных грузов на месте работ должен постоянно находиться ответственный за безопасное выполнение работ.

При подъеме и перемещении грузов вручную должны соблюдаться ограничения по физической нагрузке для мужчин и женщин с установленными правилами. Подростки от 16 до 18 лет могут допускаться к перемещению тяжестей только при условии, что эти работы связаны с выполнением ими основной работы по специальности и занимают не более 1/3 из рабочего времени, и строго соблюдаются нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Подросткам от 16 до 18 лет и женщинам разрешается грузить и выгружать только следующие грузы: навалочные, легковесные, штучные, пиломатериалы.

Грузы в бочках, рулонах и т.д. разрешается грузить вручную путём перекатывания при условии, что склад находится на одном уровне с полом транспортного средства. Если склад расположен ниже уровня пола транспортного средства, погрузка и выгрузка катано-бочковых грузов вручную допускается по наклонным скатам двумя рабочими при массе одного места не более 80 кг, при большей массе – с помощью прочных канатов. При перекатывании круглых предметов всегда следует находиться позади перемещаемого груза. Переносить катано-бочковые грузы на спине независимо от их веса запрещается.

Погрузку-разгрузку тяжелых крупногабаритных грузов вручную следует проводить только после оформления наряда-допуска и проведения целевого инструктажа в присутствии лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и при транспортировании грузов вручную необходимо выполнять следующие требования:

— рабочая одежда должна быть приведена в порядок: обшлага рукавов застегнуты или обвязаны, одежда заправлена так, чтобы не было развевающихся концов, волосы подобраны под головной убор. Работники в неопрятной, грязной и промасленной одежде к работе допускаться не должны;

— индивидуальные средства защиты (рукавицы, очки, респираторы и т.п.) инструменты и приспособления должны быть проверены и в случае их непригодности или неисправности заменены исправными;

— переносить грузы в жесткой таре следует только в рукавицах;

— переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах;

— ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару хранить в ящиках с гнездами, не пользоваться битой посудой, имеющей сколы и трещины;

— не переносить грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой и т.п.;

— для погрузки грузов на транспортное средство или их разгрузки запрещается применять доски толщиной менее 50 мм. Для исключения прогиба под доски следует устанавливать прочные подпорки;

— при переносе груза вручную вдвоём на плечах укладывать его на одноименные плечи; оба рабочих должны идти в ногу;

— переносить груз массой до 80 кг разрешается вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, в остальных случаях необходимо применение тележек, талей;

— переносить груз массой более 50 кг одному грузчику запрещается;

— поднимать или снимать груз массой одного места более 50 кг необходимо вдвоем;

— груз массой более 50 кг поднимать на спину или снимать со спины грузчика должны другие грузчики;

— погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг должны проводиться с применением грузоподъемных механизмов, а также с применением покатов и т.п.; ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством опытного бригадира и при условии, что на одного грузчика будет приходиться не более 50 кг груза;

— переносить или перевозить грузы, содержащие кислоты, щелочи и другие химически активные вещества допускается только в плетёных корзинах или деревянных обрешётках на специально приспособленных носилках или ручных грузовых тележках. Погрузка и разгрузка бутылей с этими веществами, установка их в транспортные средства должны проводиться двумя грузчиками. Перенос бутылей с кислотой на спине или плече, а также в руках перед собой запрещается. При переносе бутылей с кислотами в корзинах грузчики должны убедиться в исправности и надежности корзины. При обнаружении разбитых бутылей или серьёзного повреждения тары работа должна проводиться с принятием особых мер предосторожности во избежание ожогов;

— длинномерные грузы должны переноситься работниками на одноимённых плечах (правых или левых), каждый работник должен идти в ногу с остальными. Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде бригадира или старшего работника;

— при перемещении катящихся грузов (бочек, рулонов и др.) грузчик должен находиться сзади перемещаемого груза, толкая его от себя.

Проведение погрузочно-разгрузочных работ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 23 апреля 2018 г.

Акцентируется внимание на основных требованиях безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Вопросам профилактики несчастных случаев на производстве в республике уделяется особое внимание. Одной из форм решения задач по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является разработка (совершенствование) НПА, в т.ч. ТНПА, содержащих требования по охране труда.

Так, во исполнение мероприятий подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совета Министров от 30.01.2016 № 73, постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.01.2018 № 12 были утверждены Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, а также постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.01.2018 № 10 была разработана и утверждена Типовая инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Внимание к организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ на высоком государственном уровне привлечено неутешительной статистикой производственного травматизма при выполнении указанных работ.

Как следует из приложения 1 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175, погрузочно-разгрузочные работы относятся к числу работ с повышенной опасностью. Соответственно, их выполнение требует проведения предварительных организационных и технических мероприятий.

Так, к их выполнению должны допускаться работающие, прошедшие в случаях и порядке, установленных законодательством, медосмотр, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Для организации и обеспечения безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ в организации назначается должностное лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (далее – уполномоченное должностное лицо), которое в т.ч.:

● выбирает безопасные способы погрузки, разгрузки грузов;

● указывает рабочим места складирования грузов;

● проводит с работающими целевой инструктаж по охране труда при выполнении ими разовых работ по погрузке, разгрузке, не связанных с их прямыми обязанностями, а также перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ, на которые оформляется наряд-допуск;

● обеспечивает выполнение предусмотренных нарядом-допуском мероприятий.

ВАЖНО!

Уполномоченное должностное лицо работодателя проходит в установленном законодательством порядке проверку знаний по вопросам охраны труда.

Безопасность проведения погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

● выбором способа проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций;

● подготовкой места проведения погрузочно-разгрузочных работ;

● применением работающими средств индивидуальной защиты, а также при необходимости средств коллективной защиты.

Требования к проведению погрузочно-разгрузочных работ

Выбор способов проведения погрузочно-разгрузочных работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов путем:

● механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

● применения подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций, отвечающих требованиям безопасности;

● применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием, средствами механизации;

● правильного размещения и укладки грузов в местах проведения погрузочно-разгрузочных работ и в транспортные средства;

● соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Поднятие и перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе необходимо производить с помощью погрузочно-разгрузочного оборудования. Кроме того, перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизированным.

Требования при погрузке, разгрузке грузов

Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производятся с применением подъемно-транспортного оборудования, средств механизации. Ручные погрузка и разгрузка таких грузов допускаются только на площадках под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя при условии, что нагрузка на одного работающего не превышает 50 кг.

Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производятся только с помощью соответствующего подъемно-транспортного оборудования.

Для обеспечения безопасной погрузки, разгрузки, перемещения грузов с помощью подъемно-транспортного оборудования разрабатываются схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы. Перед подъемом и перемещением груза проверяются устойчивость груза и правильность его строповки.

СПРАВОЧНО

Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться под непосредственным руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

Тяжеловесные, длинномерные и негабаритные грузы при погрузке, разгрузке необходимо перемещать при помощи подъемно-транспортного оборудования, а также под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

При погрузке, разгрузке и размещении груза в таре необходимо соблюдать следующие требования:

● тара загружается не более номинальной массы брутто;

● способы погрузки или разгрузки исключают появление остаточных деформаций тары;

● груз, уложенный в тару, находится ниже уровня ее бортов;

● открывающиеся стенки тары, уложенной в штабель, находятся в закрытом положении;

● перемещение тары волоком и кантованием не допускается.

Производственную, штабелируемую тару следует устанавливать на обозначенных линиями или огражденных площадках.

Работающие не должны находиться на контейнере или внутри контейнера во время его подъема, опускания или перемещения, а также на рядом расположенных контейнерах.

Смерзшиеся грузы для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки подвергаются рыхлению. Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами по всему пути передвижения. Кроме того, при перемещении по сыпучему материалу работающие должны применять предохранительные пояса со страховочным канатом.

Складские работы внутри силосов, бункеров должны выполняться не менее чем 3 работающими, двое из которых, находясь на перекрытии силоса или бункера, должны следить за безопасностью работающего в силосе или бункере. В случае необходимости они оказывают помощь потерпевшему работающему в силосе или бункере. Спуск работающих в силосы и бункера может производиться лишь в исключительных случаях с соблюдением мер безопасности, указанных в наряде-допуске, выданном в установленном порядке.

Требования при подъеме и перемещении грузов вручную

Проведение погрузочно-разгрузочных работ вручную допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей работающим (мужчиной) не более 50 кг.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ несколькими работающими необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментом или грузом. При переноске грузов расстояние между работающими (или группами работающих) должно быть не менее 2 м.

Требования к складированию грузов

Складирование грузов должно осуществляться в соответствии с требованиями к хранению, установленными ТНПА в области технического нормирования и стандартизации на изделия конкретных видов. Размещение грузов на стеллажах производится с учетом предельно допустимой нагрузки на каждую полку. Каждый стеллаж должен быть надежно закреплен, иметь инвентарный номер и надписи о предельно допустимой нагрузке на каждой полке или на щите, прикрепленном к стеллажу.

Применяемые способы укладки грузов должны обеспечивать:

● устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них;

● возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

● безопасность работающих на штабеле или около него;

● безопасность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники;

● циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции закрытых складов;

● соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Требования к применению подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций, инструмента

Применяемые при проведении погрузочно-разгрузочных работ подъемно-транспортное оборудование, средства механизации, приспособления для грузоподъемных операций, инструмент должны быть безопасными при эксплуатации, соответственно, не допускается применять неисправные, не соответствующие по грузоподъемности и характеру груза. Части подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, представляющие опасность, окрашиваются в сигнальные цвета, обозначаются соответствующими знаками безопасности.

При перемещении груза с помощью подъемно-транспортного оборудования, средств механизации масса груза вместе с приспособлениями для грузоподъемных операций не должна превышать грузоподъемность подъемно-транспортного оборудования.

СПРАВОЧНО

В случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза подъем груза производится только при непосредственном руководстве уполномоченного должностного лица работодателя.

Тара, поддоны и другие средства пакетирования грузов должны соответствовать следующим требованиям:

● тара должна быть чистой, исправной, без торчащих гвоздей, окантовочной проволоки или металлической ленты, не иметь бахромы, заусенцев, других дефектов. Выступающие концы гвоздей должны быть загнуты и утоплены в древесину, концы скоб должны быть подогнуты и плотно прижаты к древесине. Запорные и фиксирующие устройства не должны допускать самопроизвольного раскрытия при погрузочно-разгрузочных работах;

● устанавливаемая в штабель тара должна иметь единые конструкцию и размеры фиксирующих устройств;

● мешки должны быть целыми, чистыми, без пропуска стежков. Нити швов должны быть закреплены и не иметь свободных концов;

● поддоны ящичные и стоечные должны иметь фиксаторы для устойчивого многоярусного штабелирования и выдерживать нагрузку не менее 4-кратной их грузоподъемности.

На производственной таре, за исключением специальной технологической, указываются ее номер, назначение, собственная масса, максимальная масса груза, для транспортировки и перемещения которого она предназначена.

Требования к местам проведения погрузочно-разгрузочных работ

Требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ предъявляются не только к их организации и технологии, но и к местам их выполнения.

Так, погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться на специально отведенных площадках с твердым основанием, обеспечивающим устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

Площадки должны иметь уклон не более 5 градусов, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков – не более 3 градусов. На площадке для укладки грузов обозначаются границы штабелей, проходов и проездов между ними. При этом ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования. Для промежуточного складирования грузов площадки должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автодорог. При промежуточном складировании грузов должны применяться конструкции и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность крепления уложенных грузов.

Места проведения погрузочно-разгрузочных работ оснащаются необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности.

В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно-разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений, высота которых равна высоте пола транспортного средства. При этом при разности высот пола транспортных средств необходимо применять мостики, сходни, трапы, имеющие упоры для исключения их смещения.

Необходимо отметить, что к мостикам и сходням предъявляются определенные требования. Они изготавливаются из качественного, легкого и прочного дерева без сквозных сучков и должны быть шириной не менее 0,6 м, изготовлены из досок толщиной не менее 0,05 м и снизу скреплены планками с интервалом не более 0,5 м. При необходимости подъема более 30 градусов к горизонту необходимо устраивать лестницы со ступенями и перилами. Сходни оборудуются планками для упора ног через каждые 0,25–0,4 м.

Металлические мостики изготавливаются из рифленого листового металла толщиной не менее 5 мм.

Стационарные сооружения для погрузки, разгрузки автомобильного транспорта оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию безрельсового напольного транспорта.

Проход, подъем работающих на рабочие места осуществляются по тротуарам, лестницам, мостикам, трапам, установленным маршрутам служебного прохода. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах. Площадки и подходы к ним очищаются от мусора и посторонних предметов.

В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и т.п. содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения работающих и других лиц, были очищены от снега, льда, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

Особое внимание необходимо обратить на то, что не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения транспортных средств, а также в местах переходов и переездов. При постановке транспортного средства под погрузку, разгрузку должны быть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения. При проведении погрузки, разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством должно быть не менее 0,8 м.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ опасные зоны должны быть ограждены соответствующими средствами коллективной защиты работающих от воздействия механических факторов и обеспечены соответствующими знаками безопасности. Работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи выполняются при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ, под руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

«По материалам ИПС Нормативка.by»

Глава 10. Безопасная организация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.

10.1 Погрузочно-разгрузочные работы.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, схемами укладки различных грузов и другими нормативными правовыми актами.

При погрузочно-разгрузочных работах выполняются следующие требования:

перед началом работы обеспечивается охранная зона в местах производства работ:

— проверяется внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается;

-выбирается способ погрузки, выгрузки и перемещения грузов, соответствующий требованиям безопасного производства работ; не допускается подъем и перемещение тяжестей вручную сверх установленной нормы;

-при возникновении аварийной ситуации работы должны быть немедленно прекращены и приняты меры для устранения опасности.

Для обеспечения безопасности погрузочно-разгрузочных работ необходимо:

не допускать в период маневрирования машин на погрузочно-разгрузочных площадках нахождение людей между бортом машины и местом выгрузки;

следить, чтобы при выгрузке грузов из автомобиля с помощью покатов работники не находились между покатами и перед грузом, особенно при выгрузке бочек; следить, чтобы высота штабеля при ручной укладке не превышала 2 м; не допускать размещения грузов в проходах и проездах; следить в зимнее время за тем, чтобы погрузочно-разгрузочные площадки регулярно очищались от снега и льда, а также были посыпаны песком и другими средствами, предотвращающими скольжение; обеспечивать работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; не допускать к погрузочно-разгрузочных работам работников в непригодной и загрязненной специальной одежде (обуви).

Места производства погрузочно-разгрузочных работ размещаются на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин. Они должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение, содержаться в чистоте, своевременно очищаться от снега, льда и мусора. Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и др. должны быть устроены прочные настилы или мостики для переездов, выдерживающие соответствующую нагрузку. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении с соответствующими расширениями на закруглениях дорог. Для ограничения движения автотранспорта при подаче его задним ходом на погрузочно-разгрузочной площадке должен быть тротуар или отбойный брус. При установке автомобиля для выгрузки (погрузки) вблизи здания между зданием и бортом кузова автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 0,8 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1,0 м. На площадке для укладки груза указываются границы штабелей, проходов и проездов между ними. Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортных машин. На площадках для выгрузки (погрузки) тарных, штучных грузов, хранящихся на складах и в пакгаузах, должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства.


Требование безопасности при применение машин непрерывного действия.

Технологические линии, состоящие из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих средств непрерывного транспорта (конвейеров, транспортеров и т.п.), должны быть оснащены:

а) двухсторонней сигнализацией со всеми постами управления;

б) блокировкой приводов оборудования, обеспечивающей автоматическое отключение той части технологической линии, которая осуществляет загрузку остановленного или остановившегося агрегата.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывного действия должны выполняться следующие требования:

-укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего органа и устойчивое положение груза;


-подача и снятие груза с рабочего органа машины должны производиться при помощи специальных подающих и приемных устройств.

Запрещается пускать в работу ленточный конвейер при захламленности и загроможденности проходов, а также при отсутствии или неисправности:

-ограждений приводных, натяжных и концевых барабанов;

— тросового выключателя;

-заземления электрооборудования, брони кабелей или рамы конвейера.

Скорость движения ленты конвейера при ручной грузообработке не должна превышать 0,5 м/с при массе обрабатываемого груза до 5 кг и 0,3 м/с при большей массе. Для предупреждения просыпания транспортируемого сырья и образования пыли в производственных помещениях крышки и течки винтовых конвейеров должны быть уплотнены.

Запрещается: — вскрывать крышки винтовых конвейеров до их остановки;

проталкивать транспортируемый материал или случайно попавшие в конвейер предметы и брать пробы для лабораторного анализа во время работы винтового конвейера; эксплуатировать винтовой конвейер при касании винтом стенок кожуха, при неисправных крышках и неисправных уплотнениях.

При работе подвесных тележек, толкающих конвейеров должны быть приняты меры по исключению падения материалов и изделий при их транспортировании. Конвейеры должны быть оборудованы устройствами, отключающими приводы при перегрузке конвейера. Навесные устройства подвесных конвейеров должны обеспечивать удобство установки и снятия транспортируемых грузов.

Приводные и поворотные звездочки люлечных конвейеров, шестерни и соединительные муфты приводов должны иметь сплошные металлические или сетчатые ограждения. В местах постоянного прохода людей и проезда транспортных средств под трассой конвейера должны быть установлены металлические сетки для улавливания падающих с конвейера грузов. Высота установки сеток от поверхности земли должна соответствовать габаритам применяемых транспортных средств и обеспечивать свободный проход людей.

Требование безопасности при работе автотранспорта.

Основными причинами опасностей, аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией транспортных средств является:

— нарушение требований правил дорожного движения на улицах и дорогах, а также во всех местах, где возможно движение транспортных средств, например, внутризаводские территории);

— нарушение требований правил техники безопасности;

— неосторожные действия исполнителей работ;

— отсутствие механизации выполняемых работ;

— неправильный и опасный прием труда, работа в опасной зоне;

— неисправность оборудования, приспособлений, инструмента, машин;

— выполнение несвойственной работы;

— скользкость полов, территорий, платформ, кузовов, лестниц, буферов, подножек автомобилей;

— незнание правил безопасности выполнения работ, устройства автомобиля, оборудования.

Следствием травматизма является нарушение требований безопасности при их выполнении: техническое обслуживание, текущий ремонт и хранение подвижного состава автотранспорта; вождение подвижного состава автотранспорта по улицам и дорогам; обслуживание и текущий ремонт автомобилей в пути; погрузка и разгрузка грузовых автомобилей.

Для организации движения автотранспорта на производственной территории должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения транспортных средств и основные маршруты перемещения для работников.

Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только горячий воздух, горячую воду или пар.

Не допускается использовать открытый огонь для разогрева узлов машины, транспортного средства, а также эксплуатировать машины при наличии течи в топливных и масляных системах.

Руководитель обязан информировать водителя перед выездом на линию об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

В местах посадки (высадки) людей в транспортные средства должны быть оборудованы специальные площадки или применяться иные устройства, обеспечивающие безопасность людей. Перед началом движения транспортного средства водитель обязан убедиться в окончании посадки, в правильности размещения людей и предупредить их о начале движения. Подача автомобиля задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться водителем только по команде одного из работников, занятых на этих работах. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам, открытым для общего пользования, должна выполняться с соблюдением требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и согласовываться с органами дорожного движения в установленном порядке.

При загрузке автомобиля навалочным или штучным грузом необходимо соблюдать следующие требования:

-навалочный груз должен равномерно распределяться по всей площади кузова автомобиля;

-штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны быть закреплены;

-ящичный, бочковой и другой аналогичный штучный груз должен быть уложен в кузов автомобиля и закреплен так, чтобы при передвижении автомобиля он не мог перемещаться по полу кузова.

Прицепы, полуприцепы и платформы автомобиля, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы:

а) съемными или откидными стойками и щитами, устанавливаемыми между кабиной и грузом;

б) поворотными кругами. Поворотные круги должны иметь приспособление для их закрепления при движении без груза и стопоры, предотвращающие разворот прицепа при движении назад.

Прицепы должны иметь устройство, не требующее его поддержки для сцепки с тягачом.

Перевозка автотранспортом опасных грузов должна выполняться в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

При перевозках опасных грузов на руках у водителя или сопровождающего грузы лица должно иметься свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза конкретного класса и наименования, выдаваемое органами ГИБДД МВД России.

Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки. В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.

Контрольные вопросы.

1. Основные причины опасностей, аварий и несчастных случаев.

2. обеспечение безопасности погрузочно-разгрузочных работ.

Глава 11. Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов.
11.1. Эксплуатация грузоподъёмных машин.

Эти машины существенно облегчают труд, однако всегда следует помнить и о том, что грузоподъемные машины – потенциальный источник опасности как для операторов (крановщиков, машинистов), так и для находящихся в рабочей зоне людей и сооружений. Грузоподъемные машины должны допускаться к перемещению только тех грузов, которые соответствуют их функциональному назначению и масса которых не превышает их грузоподъемности. Особо важное место среди грузоподъемных машин занимают грузоподъемные краны. Грузоподъемный кран – грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами.

Грузоподъемные краны классифицируют по основным типам:

по конструкции; по виду грузозахватного органа; по способу установки;

по виду ходового устройства; по виду привода; по степени поворота.

Основным параметром крана любого типа является его грузоподъемность брутто. Грузоподъемность брутто включает в себя массы:

груза, подвешенного непосредственно к крану, к грузовой тележке или к оголовку стрелы; съемных грузозахватных приспособлений (стропов, захватов и т.д.); несъемных грузозахватных приспособлений (грузового крюка, грейфера, электромагнита и т.д.); масса подъемного средства (каната).

Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемного оборудования установлен государственный надзор. Надзор осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и его территориальные органы.

Владелец грузоподъемных кранов обязан обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. В этих целях должны быть назначены ответственные специалисты:

-инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

-инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;

-работник, ответственный за безопасное производство работ крана.

Лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, должны знать производственные инструкции крановщиков и стропальщиков. Назначение ответственных специалистов оформляется приказом по предприятию.

Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана должны назначаться стропальщики. Для выполнения обязанностей крановщика, помощника крановщика, слесаря, электромонтера, наладчика приборов безопасности, стропальщика (обслуживающий персонал) назначаются специально обученные рабочие. Подготовка и аттестация обслуживающего персонала должна проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих вышеуказанным специальностям, создаваемых в организациях, располагающих базой для теоретического и роизводственного обучения и имеющих разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора.

Аттестация обслуживающего персонала проводится квалификационной комиссией организации, проводившей обучение. Лицам, выдержавшим экзамены, выдаются соответствующие удостоверения. Эти удостоверения они должны иметь при себе во время работы. Допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, наладчиков приборов безопасности, электромонтеров и стропальщиков оформляется приказом (распоряжением) по организации.

Периодическая проверка знаний должна проводиться для: инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов; инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии; лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, не реже одного раза в 3 года.

Проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться периодически, не реже одного раза в 12 месяцев, а также: при переходе работника на другое место работы; по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора Ростехнадзора. Повторная проверка знаний обслуживающего персонала проводится в объеме производственной инструкции.

Краны в течение нормативного срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в 12 месяцев; полному – не реже одного раза в 3 года.

Редко используемые грузоподъемные краны (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет.

При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться:

осмотру; статическим испытаниям; динамическим испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания крана не проводятся. Внеочередное полное техническое освидетельствование крана должно проводиться после: монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов); реконструкции крана; ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки; установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы; капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки; замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания); замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.

Требование безопасности к местам установки стреловых кранов.

Устройство кранового пути для установки кранов мостового типа, башенных и портальных кранов должно производиться по проекту, разработанному в соответствии со СНИП и другими нормативными документами.

При установке кранов, управляемых с пола или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном. Установка кранов, у которых грузозахватным органом является грузовой электромагнит, над производственными или другими помещениями не разрешается. Установка кранов, передвигающихся по надземному крановому пути, должна производиться с соблюдением следующих требований:

а) расстояние от верхней точки крана до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки другого крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 100 мм;

б) расстояние от настила площадок и галереи опорного крана, за исключением настила концевых балок и тележек, до сплошного перекрытия или подшивки крыши, до нижнего пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 1800 мм;

в) расстояние от выступающих частей торцов крана до колонн, стен здания и перил проходных галерей должно быть не менее 60 мм. Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес крана относительно рельса;

г) расстояние от нижней точки крана (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана), должно быть не менее 2000 мм. Расстояние между нижней габаритной точкой кабины крана и полом цеха должно быть не менее 2000 мм либо (в обоснованных случаях) от 500 до 1000 мм;

д) расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне действия оборудования должно быть не менее 400 мм;

е) расстояние от выступающих частей кабины управления и кабины для обслуживания троллеев до стены, оборудования, трубопроводов, выступающих частей здания, колонн, крыш подсобных помещений и других предметов, относительно которых кабина передвигается, должно быть не менее 400 мм.

Установка электрических талей и монорельсовых тележек с автоматическим или полуавтоматическим управлением, при котором кран не сопровождается крановщиком или оператором, должна исключить возможность задевания грузом элементов здания, оборудования, штабелей грузов и т.п. На пути следования крана должно быть исключено нахождение людей; над проезжей частью и над проходами для людей должны быть установлены предохранительные перекрытия (сетка и т.п.), способные выдержать падающий груз.

Установка кранов, передвигающихся по крановому пути, в охранной зоне воздушных линий электропередачи должна быть согласована с владельцем линии. Установка стрелового крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном неуплотненном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, не разрешается.

Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм. При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.