Право сецессии

Сецессия –что это такое?

Сецессия (с лат. — «уход») – это право субъекта покинуть состав государства по решению ее жителей или органов власти.

В большом разнообразии форм устройства государств право на сецессию дает только федерация –возможность свободно покинуть состав страны.

Исторически данный вопрос начал возникать еще в Древнем Риме, когда жители имели право покинуть общину и поселиться за ее пределами. Данный термин начал свою деятельность во время войны США за независимость. Когда этот вопрос был весьма актуален.

С течением времени такое понятие как сецессия было внесено в терминологию международного права и закрепилось, по сегодняшний день.

Регулирование

На законодательном уровне, данная проблема может регулироваться по-разному.

Конституция РФ не дает возможности для выхода, но в тоже время нет и основного закона страны, который каким-либо образом ограничивает право на сецессию. В этом вопросе можно попробовать обратиться к суду РСФСР, решение которого не было ни отменено, ни пересмотрено. Согласно документам, субъекты РФ не имеют права на сецессию, так как данный процесс нарушает принципы страны.

Официально такая возможность имеется в Канаде и Великобритании. Законодательство данных стран рассматривает право на выход. Но данную возможность совсем не просто привести в действие. Неоднократные попытки Шотландии по вопросу отделения от Великобритании все еще не обвенчались успехом.

Регулирование сецессии

Разрешение

Мировой опыт показывает, что сецессия- это последствие действий, направленных на получение независимости, либо установление своего режима, либо передача территории одной страны под юрисдикцию другой.

Обычно этот процесс провоцирует вооруженные конфликты. Возможно, единственным примером более мирного урегулирования ситуации, можно признать выход республик из СССР. Данный процесс прошел довольно быстро и без особых разногласий и конфликтов.

Почему же на территориях с республиканской формой управления не предусмотрено право на сецессию? Ответ достаточно прост — ибо данный процесс не дает гарантий, что отдельные районы смогут существовать самостоятельно.

Ранее было отмечено, что мировая практика показывает нежелательный исход данных мероприятий. Эта возможность влечет за собой ряд последствий и вооруженных конфликтов. В свою очередь конфликт может быть не только между отделившейся территорией и государством, но и внутри нее.

Всем и так понятно, что сецессия угрожает целостности стран и способствует необратимым последствиям во всех сферах деятельности.

На сегодняшний день в РФ сецессия является сложным и трудноосуществимым процессом с юридической стороны.

За индивидуальной консультацией вы можете обратиться к юристам.

Значение слова сецессия

сецессия

Сецессия Сеце́ссия ( «уход» от «ухожу») — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Результат сепаратизма; антоним аннексии.

сецессия

( лат. secessio)
1) отпадение, отделение, уход, отступничество;
2) юр. выход из состава государства какой-л. его части.

сецессия

1. отпадение, отделение, уход, отступничество;
2. юр. выход из состава государства какой-л. его части.

сецессия

сец`ессия, -и

сецессия сецессия

(лат. secessio отход, отделение) общее название процессов (генные и хромосомные мутации, нарушения митоза и др.), обусловливающих возникновение мозаицизма соматических клеток.

сецессия

(лат. secessio) — выход из состава государства к — л. его части. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике С. неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава югославской федерации, отделение провинции Эритрея от Эфиопии и др.) .

сецессия

( лат. secessio) — выход из состава государства какой-либо его части. ни одна конституция в -мире в настоящее время не допускает с., однако на практике она имеет место (выход республик из состава югославии, отделение провинции эритрея от эфиопии и др.).

сецессия

(лат. secessio, от secedo — ухожу), в Древнем Риме демонстративный уход плебеев за черту города (на Священную гору или Авентинский холм). С. являлись своеобразной формой борьбы плебеев против патрициев — в результате С. плебеев, составлявших основную массу римской армии, город оставался фактически без военной защиты. Римская традиция сообщает о пяти С. (494, 449, 445, 342 и 287 до н. э.); историчность первых С. и правильность традиционных дат в историографии подвергаются сомнению.

сецессия

сецессия, -и

сецессия

выход из состава государства (как правило федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации)

Основные формы территориально-политического устройства государств. Унитарные государства и федерации. Право сецессии

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: «Об организации государства».

Вопрос о государственном устройстве — это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение. В это понятие входит проблема соотношения и взаимодействия между различными рода органами (административными, муниципальными, субъектов федерации),существующими в территориальных структурах данного государства, с центральными органами государственной власти. Выделяют федеративное государство и унитарное государство.

Унитарное государство (от латинского слова «унус» — один) — государства, ни одна из частей которых не имеет статуса государственных образований.

Унитарное государство — это единое государство, состоящее не из государственных образований, хотя в его составе могут быть и отдельные автономные государственные образования, а из административно-территориальных единиц — областей, провинций, губерний, которые затем делятся на регионы, уезды, а последние — на общины, коммуны.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

-характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

-объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

-государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

-государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

-государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Признаки унитарных государств:

Единая конституция , нормы которой применяются на всей территории страны без каких -либо изъятий или ограничений.

Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны.

Единое государство. Население имеет единую политическую принадлежность. Никакие административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.

Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, применяемые центральными органами государственной власти.

Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно -территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органом государственной власти и центральной администрации.

Федерация (от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом») сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют: Симметричные, Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные, национальные, смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на: договорные, конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации: централизованные (Аргентина, Индия); децентрализованные (Швейцария, США)

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР). Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Социалистических Республик) также будет «мягкой федерацией».

Признаки федерации:

Территория в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации, не обладающих правом одностороннего выхода из союза.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции.

Субъекты федерации наделяются в пределах установленных для них компетенции право издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству.

Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему.

Наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств.

Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалось двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм), которая применяется в настоящее время во всех федерациях.

Сеце́ссия (лат. secessio) — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость. Во время Гражданской войны в США сецессию осуществили Конфедеративные Штаты Америки.

Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов) или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение (международное право безусловно дает приоритет праву на самоопределение в случае колоний).

Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено.

другие понятия сецессии: 1Сецессия (лат. secessio, от secedo — ухожу) — в Древнем Риме демонстративный уход плебеев за черту города (на Священную гору или Авентинский холм).

2Сецессия — результат сепаратизма, выход из состава государства какой-либо его части, отделение территории от метрополии

3Сецессия — архитектурный стиль начала XX века в Австрии, вариант модерна. См. также Гуцульская сецессия.

23.конфедеративные образования. Сообщества и содружества государств.

Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Во-первых, конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).

Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или оказание им необходимой экономической помощи.

В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).

В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом.

В-пятых, конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815-1867 гг.), Швейцарский союз (1815-1848 гг.), Австро-Венгрия (1867-1918 гг.); и классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 году (Статьями конфедерации), в 1787 году образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.

Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Государства-конфедерации:

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.

Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.

В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.

Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — федерация, её субъекты не имеют права сецессии.

Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.

При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.

Содружество и сообщество государств, их понятия, признаки и цели создания.

Содружество государств– это весьма редкое, но тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина); в-третьих, языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов); в-пятых, религии. Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические документы. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. В содружестве могут создаваться надгосударственные органы, для координации действий государств. Денежные средства для целей содружества объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются достаточными и необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форме нормативных актов, которые принимают главы государств. Содружество, как объединение государств может носить переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического союза.

Межгос-венные образования знают и такую форму, как Сообщество гос-в. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами этого образования. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него, а также объединение условий этих государств, для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других барьеров.

Сецессия (лат. secessio – «уход») – это право субъекта (территории) на выход из состава государства по добровольному решению ее жителей или органов власти.

Среди многообразия форм устройства государства только федерация предусматривает право субъектов на сецессию – их свободный выход из состава страны.

История вопроса

Право сецессии возникло еще в Древнем Риме, когда за плебеями было закреплено право покинуть общину и поселиться за пределами Рима. В современном понимании данный термин стал применяться во время войны за независимость США, когда вопрос самоопределения населения и выход из-под контроля метрополии был достаточно актуален.

Постепенно термин был введен в терминологию международного права, где он закреплен сейчас в составе принципа самостоятельности колоний. Кроме того, он активно используется в политологии при оценке социально-политической обстановки в многосубъектных государствах.

Законодательное регулирование сецессии

На уровне национального законодательства данный вопрос регулируется по-разному. Так, Конституции СССР предусматривали право союзных республик на выход. Современная Конституция РФ не содержит права субъектов на выход из федерации, в то же время основной закон страны не содержит и прямого запрета на сецессию субъектов РФ. По данному вопросу есть решение Конституционного суда РСФСР, которое не было отменено или пересмотрено. Согласно данного документа, субъекты РФ право на сецессию не имеют и не могут его установить в одностороннем порядке, т.к. это нарушает принцип единства и целостности страны.

Официально право на сецессию закреплено в Канаде и Великобритании. Законодательство этих стран предусматривает, что исторически сложившиеся районы, а также колонии и зависимые территории могут провести референдум по отделению от метрополии и при получении на нем большинства голосов за отделение, осуществить выход из состава страны. Однако, практика показывает, что такой сценарий малоосуществим – неоднократные попытки проведения референдумов в Великобритании по отделению Шотландии пока не дали положительного результата.

Мировой опыт сецессии

В политологии чаще всего определяется, что сецессия — это результат деятельности сепаратистских движений, стремящихся либо получить независимость от метрополии, либо установить свой политических режим, либо перевести часть территории страны под юрисдикцию другого государства.

Чаще всего такой выход сопровождается вооруженными конфликтами, т.е. вне рамок норм национального и международного права. Единственным относительно мирным примером сецессии может быть признан выход союзных республик из состава СССР. Этот процесс в большинстве случаев прошел без военного противостояния и достаточно быстро. В дальнейшей в истории России попытки выхода из состава страны привели к длительным боевым действия – Чеченская республика пыталась стать самостоятельной, не имея на то ни воли большинства населения республики, ни согласия федерального центра.

На территории постсоветского пространства действует ряд государств, которые после распада Советского Союза вышли из состава бывших республик, ставших независимыми государствами: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье – они заявили о своей независимости и фактически осуществили акт сецессии. Однако, на международном уровне данные действия не всегда признаны и многие государства мира не признают независимость самопровозглашенных республик.

С юридической точки зрения также не всегда правомерно признавать отделение некоторых территорий от юрисдикции какого-либо государства, т.к. международное право предусматривает право сецессии субъекта федерации. В отношении государств с республиканской формой устройства право на отделение не предусмотрено, т.к. данная форма не предполагает большой самостоятельности отдельных районов страны.

Риски сецессии

Как было отмечено выше, мировая практика показывает, что в большинстве случаев отделение какой-либо территории страны часто влечет за собой вооруженный конфликт. Причем конфликт может проходить как между отделившейся территорией и остальным государством, так и внутри заявившей независимость территории. Конфликты на расовой и национальной почве часто сопровождают процесс становления новых государств.

Также очевидно, что сецессия нарушает целостность государств, что влечет за собой необратимые последствия в социальной, экономической, политических сферах. Часто негативная тенденция обретает волнообразный характер. В начале 1990-ых годов неосторожная фраза президента РФ Б. Ельцина: «берите суверенитета сколько хотите», адресованная субъектам страны, привела к росту сепаратистских настроений в разных регионах. Республики Татарстан, Бурятия, Якутия, всерьез стали рассматривать возможность выхода из состава страны. Только серьезные усилия федерального центра позволили сдержать процесс распада и нормализовали обстановку в регионах. В настоящее время сецессия в РФ трудно осуществима юридически, а также с точки зрения социально-политической обстановки, где нет ярко выраженных сепаратистских настроений.

Сохраните статью в 2 клика:

Сецессия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сецессия (значения).

Сеце́ссия (лат. secessio) — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость.

Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов) или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение (международное право безусловно даёт приоритет праву на самоопределение в случае колоний).

В Великобритании и Канаде для независимости исторических частей, колониальных и зависимых территорий достаточно проведения референдума и поддержки сецессии большинством голосов. Хотя проведённые референдумы не дали положительный результат, близкая возможность обрести независимость есть у Шотландии и Квебека, где количество сторонников отделения растёт. Подобными же правами теоретически могут воспользоваться и остальные части Великобритании — Англия, Северная Ирландия и Уэльс.

Законодательство США не предусматривает (но и не запрещает) сецессию штатов. Однако, для независимости ассоциированного Пуэрто-Рико и ряда тихоокеанских островов достаточно соответствующего результата референдума, хотя их население такое волеизъявление не выразило.

Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено(но и не запрещено).

В последние десятилетия много народов и сепаратистских движений боролись за независимость, но, помимо возникновения новых стран при распадах СССР, Чехословакии, Югославии, при прекращении ассоцииации с США ряда тихооканских островов и при деколонизации Намибии и Восточного Тимора, успешная сецессия произошла только в случае Бангладеш, Сингапура, Эритреи, Южного Судана.

В 1861 году, сецессию из Соединенных Штатов осуществили Конфедеративные Штаты Америки, что привело к гражданской войне.

Термин также означает исход плебеев из Древнего Рима.

Литература

Бьюкенен А. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства М. : Рудомино, 2001. — ISBN 5-7380-0145-1

См. также

  • Сепаратизм
  • Право на самоопределение
  • Reference re Secession of Quebec (англ.) (Верховный суд Канады, 1998)
  • Техас против Уайта (англ.) (Верховный суд США, 1869)
  • Слушания о законности независимости Косово
  • Международная реакция на провозглашение независимости Косова
  • Международная реакция на провозглашение независимости Абхазии и Южной Осетии

Примечания

  • Закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, 1990
Международное право
Общие положения

История • Субъекты • Источники (Договор • Обычай • Прецедент • Общие принципы права • Доктрина) • Принципы • Нормы • Jus cogens • Erga omnes • Кодификация • Имплементация

Правосубъектность
Территория
правовой режим

государственная • международная • со смешанным режимом • Анклав • Эксклав • Антарктика • Делимитация • Демаркация

приобретение

Открытие • Аннексия • Оккупация • Уступка • Плебисцит • Адъюдикация • Uti possidetis • Колония • Terra nullius

Население
гражданство

Филиация • Натурализация • Оптация • Трансферт • Реинтеграция • Репатриация • Экспатриация

правовой статус
Отрасли

Международных организаций • Прав человека • Дипломатическое • Консульское • Международных договоров • Морское • Воздушное • Космическое • Охраны окружающей среды • Экономическое • Мирное разрешение международных споров • Международной безопасности • Гуманитарное • Международной ответственности • Уголовное

Этнополитика

Научные дисциплины и теории

Этнополитология • Этноконфликтология • Этнопсихология • Этнолингвистика • Международное право

Идеологии

Мультикультурализм • Интеграция • Ассимиляция • Аккультурация • Сегрегация • Мухаджирство • Ирредентизм • Сепаратизм

Международное и российское право

Декларация прав народов России • Федеральный закон о национально-культурной автономии • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств • Конвенция ООН о статусе беженцев • Декларация о правах коренных народов

Разновидности этнических конфликтов

Этнополитический конфликт • Этноконфессиональный конфликт • Этнотерриториальный конфликт • Этнодиаспорный конфликт • Ассиметричный конфликт

Формы преодоления и сглаживания конфликтов

Урегулирование конфликта • Разрешение конфлита • Прекращение конфликта • Управление конфликтом • Трансформация конфликта

Формы этнической политики

Инкорпорация (политическая) • Этноцид • Лингвоцид • Геноцид • Поощрение эмиграции • Федерализация • Политическая автономия • Национально-культурная автономия • Сецессия• Депортация • Толерантность

Основные понятия

Коренные народы • Этническое меньшинство • Государствообразующий народ • Разделённые народы • Нация • Титульная нация • Билингва • Этнофанатизм • Этническая индиффирентность • Этноцентризм • Этноэкономика • Этническая преступность • Трайбализм • Этническая мобилизация

Федеральные структуры

Министерство по делам национальностей • Общественная палата России • Федеральная миграционная служба

Общественные организации и движения

Ассамблея народов Кавказа • Движение против нелегальной иммиграции • Союз трудовых мигрантов Таджикистана