Правовая система

35. Понятие правовой системы общества, ее элементы

  • •1. Теория государства и права
  • •2. Методология тгп
  • •3. Тгп в системе юридических наук
  • •4. Общественная власть
  • •5. 1.Предпосылки и причины происхождения г
  • •5. 2.Предпосылки и причины происхождения г
  • •6. 1.Основные теории происхождения г
  • •6. 1.Основные теории происхождения г
  • •7. Сущность государства
  • •8. Понятие и признаки государства
  • •9. Государственная власть как вид социаольной власти
  • •10.Типология государства
  • •11.Функции государства
  • •12. Организационные и правовые формы и методы осуществления функций государства
  • •13. Форма государства:понятие и элементы
  • •14.1. Форма правления современного государства и их виды
  • •15. Формы государственного устройства.Формы объед.Совр.Г
  • •16. Понятие и признаки и виды политического режима
  • •17. Основные политические режимы современного государства
  • •18. Тоталитарный и авторитарный полит. Режимы, их особенности
  • •19.Демократия как полит. Режим современного государства
  • •20. Понятие механизма г, принципы его организации и деят-ти
  • •21.Понятие и признаки и виды органов гос-ва
  • •22.Понятие и структура,функции полит. Системы общества
  • •23.Место и роль государства в политической системе общества
  • •24.Партии в политической системе, их признаки и виды
  • •25.Гражданское общество:понятие,призн,структура
  • •26. Сущность и основные принципы гражданского общества.
  • •27. 1.Правовое государство: понятие, сущность, принципы, условия формирования.
  • •27. 2.Правовое государство: понятие, сущность, принципы, условия формирования.
  • •28. Разделение властей как принцип правового государства и способ организации государственной власти.
  • •29. Концепции (школы) современного правопонимания.
  • •30.1.Понятие ,признаки и сущность права
  • •30.2.Понятие ,признаки и сущность права
  • •31.Понятие права в объективном и субъективном смысле
  • •32. 1.Происхождение и пути формирования права
  • •32. 2.Происхождение и пути формирования права
  • •33.Принципы права, их классификация и законод.Закрепление
  • •34. Понятие и классификация функций права
  • •35. Понятие правовой системы общества, ее элементы
  • •36. Общая характеристика основных правовых семей.
  • •37. Романо-германская правовая семья (семья континентального права).
  • •38. Англо-саксонская правовая семья (семья общего права).
  • •39. Религиозная и традиционная правовые семьи: понятие, особенности, разновидности.
  • •40. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
  • •41. Права человека и гражданина, их социальная природа, виды и законодательное закрепление.
  • •42. Юридические обязанности личности.
  • •43. Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений. Социальные и технические нормы.
  • •44.1. Социальные нормы: признаки и классификация. Место права в системе социальных норм, его отличительные признаки.
  • •Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия
  • •44.2. Социальные нормы: признаки и классификация. Место права в системе социальных норм, его отличительные признаки.
  • •45. Взаимодействие социальных норм. Соотношение норм права и морали: единство и различия.
  • •46. Правовые презумпции и аксиомы.
  • •47. Правосознание: понятие, структура, виды и роль в правовом регулировании.
  • •48. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения.
  • •49. Правовая культура: понятие, виды, структура.
  • •50. Правовое воспитание: необходимость, формы и метод.
  • •51. Понятие и признаки нормы права.
  • •52. Классификация правовых норм
  • •53. 1.Структура нормы права
  • •53. 2.Структура нормы права
  • •54. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
  • •55. Формы ( источники) права, их понятие и виды
  • •56. Виды нормативно-правовых актов. Законы и подзаконные акты.
  • •57.Действие нпа в пространстве и по кругу лиц
  • •3) На тер., указанной в самом нпа;
  • •58. Правотворчество: понятие, принципы и виды
  • •59. Понятие и стадии законотворческого процесса в рф
  • •3)Принятие закона, которое распадается:
  • •60. Понятие и виды систематизации нпа
  • •61.Инкорпорация как форма систематизации: понятие и виды
  • •62.Кодификация зак-ва: формы и значение
  • •63. Юридическая техника: понятие и значение.
  • •64. Понятие и стр.Элементы системы права. Отрасль права и прав. Институт.
  • •65.Предмет и метода прав.Регулирования.
  • •66. Виды отраслей права, их соподчиненность. Публичное и частное право.
  • •67.Понятие и формы реализации права.
  • •68.Применение права как особая форма его реализации
  • •69. Основные стадии правоприменительного процесса
  • •70. Акты применения норм права: понятие, признаки, виды, отличие от иных правовых актов
  • •71.Пробелы в праве. Применение норм права по аналогии
  • •72. Понятие и этапы толкования норм права
  • •73.Способы толкования норм права (способы уяснения права)
  • •74.Виды толкования норм права по объему
  • •75.Виды толкования норм права по субъектам (виды разъяснения)
  • •76.Акты толкования права: понятие, особенности, виды
  • •4) В зависимости от характера — на материальные и процессуальные акты;
  • •77.Юридическая практика: понятие, функции, виды
  • •78. Юридические коллизии и способы
  • •79.Понятие и признаки правоотношений, их место и роль в правовом регулировании
  • •80.Виды правоотношений
  • •81. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность
  • •82.Субъективное право ,юр.Обяз-ть как содержание правоотнош.
  • •83.Понятие и взаимосвязь субъективного права и юридической обязанности как содержания правоотношения
  • •84. Объекты правоотношений: понятие и виды
  • •85.Юридические и их классификация.
  • •1) По характеру наступающих последствий они делятся на:
  • •86.Правомерное поведение: понятие, виды, мотивы
  • •87.Правонарушение: понятие, признаки, виды
  • •88.Состав правонарушения как основание юридической отв-сти
  • •89.Виды правонарушений по российскому зак-ву
  • •90.Юридическая отв-сть: понятие, признаки, особенности и виды
  • •91.Виды юридической отв-сти по российскому зак-ву
  • •92. Правовая политика: понятие и общая хар-ка
  • •93.Правовые средства: понятие, признаки, виды
  • •94.Механизм правового регулирования, его основные элементы
  • •95. Стадии механизма правового регулирования
  • •96. Методы, способы и типы правового регулирования
  • •97.Правовое регулирование и правовое воздействие
  • •98.Понятие и основные принципы законности
  • •99.Гарантии законности: понятие и виды
  • •100.Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка

6. Основные правовые системы современности.

Понятие правовой системы и правовой семьи.

Правовая система – понятие гораздо более емкое, нежели система права. Они соотносятся, как целое и часть.

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система — комплексная категория.

Структура правовой системы (элементы правовой системы):

  1. нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;

  2. институциональный элемент, включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;

  3. социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право.

В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

3) правовую семью.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.

Правовые семьи и их классификация

Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако мно­гие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, присущие многим государствам, объ­единяют правовые системы в типы правовых систем, или правовые семьи.

Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.

Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи)

  • англосаксонская;

  • романо-германская;

  • мусульманская.

Помимо этого некоторые авторы в качестве самостоятельных (в зависимости от критериев, по которым осуществляется классификация) выделяют также такие типы правовых систем, как:

  • индусская;

  • скандинавская;

  • славянская;

  • система обычного права;

  • социалистическая и др.

Следует отметить, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент. С учетом этого рассмотрим основные правовые семьи.

Англосаксонская правовая семья.

Основы данного типа правовых систем были сформированы в Англии, а затем посредством активной колониальной политики был распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Великобритании, США, Канаде (Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран). Примерно одна треть населения живет в правовых рамках определенных именно англосаксонской правовой системой.

Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемы разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественно жизни. Таким образом, складывалось так называемое общее прав (common law), которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное прав практически не подверглось влиянию римского права.

В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одни из основных источников права.

В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое право справедливости. Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канц­леру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использован, свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право.

В 1854 г. специальным парламентским статутом была офици­ально признана обязательность судебных прецедентов. При этом были установлены следующие принципы прецедентною права:

  • высшие суды не зависят от решений низших судов;

  • суд первой инстанции не связан решением другого суда этого же уровня;

  • нижестоящий суд обязан следовать выводам высшего суда;

  • последующие решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) не должны противоречить своим же пре­дыдущим решениям.

Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецеден­тами в качестве источников права использовались и используют­ся и законодательные акты. Так, в начале XX в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских стату­тов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.

Признаки англосаксонской системы права:

1) основным источником права выступает судебный прецедент;

2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей);

4) отсутствие официального деления права на отдельные отрасли;

5) отсутствие кодифицированных отраслей права;

6) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

Романо-германская правовая семья.

Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы (Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Россия), Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.

Романо-германская правовая семья — самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой системы была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).

Как таковая романо-германская система появляется в XII XIII вв., т. е после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы — романо-германская).

Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революции в Европе, когда начался активный процесс кодификации прав. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовой развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса — Гражданский кодекс 1804 (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодеке 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) основной источник — нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права либо крайне незначительна; либо отсутствует вообще;

2) главную роль в формировании права играет законодатель

3) деление системы права на отрасли;

4) деление на частное и публичное право;

5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

7) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

8) единая иерархически построенная система источников права

Мусульманская правовая семья.

Данная правовая система характерна для стран Ближнего Вос­тока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. для стран, где офици­альной религией является ислам.

Особенность этой религии в том, что она не просто является морально-идеологическим течением, но составляет образ жизни людей, которые придерживаются религиозных догм.

Мусульманской правовой семье присущи следующие черты:

1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) основным источником права здесь являются религиозные догмы: в данном случае мусульманской религии. Основные положения этой религии содержатся в Коране. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название Иджма. Они, в свою очередь, в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принима­емых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс — рассуждения в области права по аналогии;

2) система права делится на уголовное, семейное и др. Однако нет такой подробной дифференциации права, как в конти­нентальной Европе;

3) отсутствует деление права на частное и публичное;

4) тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

Правовая система: понятие и компоненты.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 13

Правовая система — это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны.

Структура правовой системы — это устойчивое единство элементов правовой системы, их связей, целостности, связей элементов с целым.

Элементы правовой системы общества:

субъекты права — физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации, государство, социальные общности и др. Долгое время правовая система характеризовалась как обезличенная структура, тогда как без личности социальная система не может состояться. Обращение к человеку как к систематизирующему фактору всех общественных явлений потребовало пересмотра предыдущих подходов к структуре правовой системы и выделения субъектов права в качестве непременного её элемента;

правовые нормы и принципы;

правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы;

правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура;

связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия — законность, правопорядок.

Таким образом, понятие «правовая система» имеет обобщающий характер. Оно включает в себя, по существу, все правовые явления: правотворчество, правосознание, правореализующую деятельность, правовую идеологию. Право — ядро и нормативная основа правовой системы, её цементирующий стержень. Правопонимание — концептуальный фундамент правовой системы. Законность и правопорядок — обязательные результативные элементы правовой системы, без которых она не может эффективно функционировать.

26. Основные критерии классификации основных правовых си­стем.

В качестве простого критерия предлагается рассматривать, в частности, правовую традицию или традиции, общие для всех группируемых в одну семью правовых систем. При этом под правовыми традициями в западной литературе понимается «совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленных их отношений к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также к организации и функционированию правовой системы»*. В отечественной же литературе под правовыми традициями понимаются «элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени». В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т.д.

К сложным критериям классификации правовых систем относят такие, например, критерии, как «стиль» этих систем. При этом в понятие стиля правовой системы, выступающего в виде сложного и многогранного явления, включаются такие его «составляющие» части, как «историческая природа правовых систем», особенности путей его развития, «преобладающая манера правового мышления», «основные характеристики правовых институтов», иерархия источников права и способы их интерпретации, доминирующая «идеология правовых систем. Продолжительные споры среди компаративистов ведутся и по другим вопросам, затрагивающим проблемы выбора критериев и определения их содержания. В частности, довольно продолжительные и интенсивные дискуссии в западной компаративистике ведутся по поводу особенностей факторов, оказывающих прямое воздействие на формирование общих черт различных правовых систем, а следовательно, и на выбор критериев их классификации.

Одни авторы полагают, что при анализе факторов, оказывающих прямое воздействие на формирование общих черт различных правовых систем, должны учитываться лишь объективные факторы. Они устойчивы и долговременны по сравнению с любыми субъективными факторами. Другие же исследователи вполне обоснованно, как представляется, исходят из того, что в расчет должны браться все без исключения объективные и субъективные факторы.

Среди них, однако, особо выделяются многими авторами экономические факторы. Они рассматриваются, и вполне справедливо, как доминирующие факторы. «Не нужно быть марксистом, — замечает по этому поводу М. Богдан, — чтобы понять, что любая правовая система представляет собой весьма высокий уровень надстройки («суперструктуры»), которая базируется на соответствующей экономической системе общества, и что любая правовая система призвана обслуживать среди самых различных сфер общества и нужды экономики». Страны с одним и тем же типом экономики (плановая, рыночная) имеют, естественно, гораздо больше общих черт в своих политических и правовых системах, чем страны с разным типом экономики. Однако, подчеркивает автор, надо иметь в виду также и то обстоятельство, что в рамках одного и того же типа экономики в зависимости от уровня ее развития, а также уровня развития политических и правовых систем между одними правовыми системами может быть больше общностей, чем между другими.

В числе иных факторов, оказывающих прямое воздействие на формирование общих черт правовых систем, а вместе с тем и на выбор критериев их классификации, М. Богдан называет политические, идеологические, религиозные, исторические, географические и демографические факторы*.

Р. Круз указывает применительно к Европе и на военно-политические факторы. «Конфигурация всего правового мира Европы, как и отдельных правовых систем, — пишет он, — в конце XX в. в значительной мере зависит от значительного числа факторов, но не в последнюю очередь от таких, зачастую не поддающихся учету обстоятельств, как развитие новой военно-политической ситуации на Европейском континенте». Они складываются по-разному, в зависимости от того, будет ли новый военный альянс, возникающий на базе расширения НАТО, существовать при доминирующей роли США как одного из партнеров западноевропейских стран или же он будет функционировать на основе баланса таких государств, как вновь объединенная Германия, с одной стороны, и Россия и Франция — с другой.

Для того чтобы критерии классификации правовых систем оказались состоятельными и в максимальной степени пригодными для выполнения соответствующих функций, они должны отвечать, по нашему мнению, следующим требованиям: а) в основе своей иметь постоянные, фундаментальные, а не временные и случайные факторы; б) по возможности быть менее общими и более определенными признаками-критериями; в) иметь устоявшийся объективный, но не субъективный характер; г) в случаях, когда за основу классификации правовых систем берется не один, а несколько признаков-критериев, то один из них непременно должен быть основным, доминирующим; д) при исследовании общих черт правовых систем-критериев их классификации должны учитывать не только объективные, но и субъективные факторы, оказывающие прямое воздействие на процесс их формирования.

Сам же автор, отвергая попытки пользоваться «одним-единственным критерием» для классификации правовых систем, в качестве критериев классификации последних выдвигает два положения, которые, с его точки зрения, могут быть на равных основаниях «решающими для проведения классификации». Это — юридическая техника, которой пользуются юристы той или иной страны, «изучая и практикуя право». В том случае, если методы работы юристов разных стран, источники права и юридический словарь различных правовых систем идентичны друг другу, в целом или в основной своей части совпадают, то эти правовые системы относятся к одной и той же группе близких друг другу правовых систем, к одной и той же правовой семье. В противном случае эти правовые системы принадлежат к разным правовым семьям.

Руководствуясь данными критериями, один из которых по своему существу является техническим, а другой — идеологическим, автор разделяет все существующие в мире национальные правовые системы на следующие группы — правовые семьи: романо-германскую, именуемую иногда «континентальной», или «цивильной» (Civil law); англосаксонскую, или семью «общего» права; социалистическую; исламскую; рассматриваемые в качестве отдельных правовых семей индусское, иудейское право, а также правовые семьи стран Дальнего Востока и стран Африки.

Правовая система Российской Федерации

Понятие правовой системы

Говоря о понятии правовой системы, следует отметить, что мнения по этому поводу разнятся. Некоторые ученые отождествляют понятия «правовая система» и «система права». Другие ученые считают, что правовую систему следует отграничивать от системы права, поскольку система права представляет собой иерархическую связь норм права, институтов права, отраслей права и более мелких составляющих.

Под правовой системой понимается куда более обширное явление. Она охватывает и систему права, и источники права, а также правосознание, юридическую науку в целом, юридическую практику как практику правотворчества. Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества, и в связи с этим носит комплексный характер.

Определение 1

Из ранее сказанного можно собрать цельное определение правовой системы: комплекс явлений, связанных с правом, который обуславливается объективными закономерностями развития общества, которые осознанно и постоянно воспроизводятся людьми и государством для достижения своих целей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Элементы правовой системы

Определение 2

Правовой системой называют правовые средства, совокупно связанные друг с другом, которые необходимы и достаточны для осуществления правового регулирования.

Среди таких правовых средств можно выделить правовые нормы, правоотношения, юридические факты, правосознание, юридическую практику, правовую культуру, правосубъектность и т.д. Нельзя говорить о том, что элементный состав правовой системы всегда одинаков – разные ученые отмечают различные компоненты правовой системы. Но наряду с четко установленными основными составляющими элементами правовой системы, выделяют вот такую подвижную динамическую часть. Правовая система характеризуется тем, что включает в себя не только нормы права, но и правовые состояния, правовые процессы и статусы. Несмотря на подвижность элементного состава, правовая система обретает характеристику стабильности за счет своих внутренних системных связей между элементами. Например, правосознание, развиваясь и двигаясь, трансформирует правоотношения и изменяет правовые нормы.

Замечание 1

Правовая система активно подстраивается под внешние изменения, подвергаясь импульсам извне, исходящих от правосознания и правовой практики. Так же на правовую систему могут влиять социальные импульсы, исходящие от общества в процессе стабилизации. Это связано с тем, что правовая система на входе и выходе связана с фактически складывающимися отношениями, которые законодатель может познать с той или иной степенью объективности, привнося в них значительный идеологический момент, субъективную направленность. Все это может привести к рассогласованию и правовой системы, и предмета регулирования.

Основные элементы правовой системы


Рисунок 1.

Аспекты, влияющие на формирование Российской правовой системы

  1. Государственная идеология, как показатель качества выражения в правовых нормах принципов правового регулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критерием легитимности того или иного нормативно-правового акта.

  2. Принцип федерализма,обуславливающий формирование сложносоставной правовой системы, состоящей из соответствующих правовых систем ее субъектов.

  3. Объективация, которая находит свое выражение во всей совокупности нормативных актов, издаваемых органами государственной власти.

  4. Урегулирование отношений между федеральным и региональным уровнями власти, так как отсутствие должного механизма взаимодействия между ними приводит к возникновению определенных проблем в процессе созидания ценностей, соответствующих уровню гражданского общества и правового государства.

Особенности правовой системы Российской Федерации

Рассматривая вопрос о природе правовой системы Российской Федерации, стоит также отметить тот факт, что нет однозначного мнения о ее самостоятельности и самобытности.

Одной из точек зрения является та, что правовая система Российской Федерации носит самобытный характер и не относится ни к одной из существующих правовых семей. Это обуславливается тем, что, по мнению ученых, российское право обладает некоторыми особенностями по сравнению с классическими моделями правовых систем, которые относятся к романо-германской и англо-саксонской правовым семьям и иным. Считается, что российская правовая система является обособленной, несмотря на то, что она никогда не была цельной и сочетала в себе различные подсистемы.

Другая точка зрения выражается в сопоставлении российской правовой системы с частью романо-германской правовой системы. Россия, касательно правовых аспектов, многое позаимствовала из византийского права, римского права и права континентальной Европы, которые относятся к романо-германской правовой семье. Однако, несмотря на это, в России существовали особые, оригинальные правовые аспекты. Отмечается, что в России практически отсутствовало казуальное право или » право, творимое судьями». Норма права в России — обязательный акт поведения, предназначенный для отдельных субъектов права, который может создаваться только законодателем.

Третий вариант предусматривает синтез общих признаков и черт иных правовых систем, но отмечается, что больше российская правовая система тяготеет к романо-германской правовой семье.

Некоторые ученые склоняются к точке зрения, что российская правовая система представляет собой одну из наиболее мощных и влиятельных систем социалистического типа, и в настоящее время она открыта для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой, чему способствует процесс конвергенции правовых систем.

На сегодняшний день практически любое развитое государство в мире стремится создать на своей базе идеальное правовое государство. В данном случае, на первый план выходят вопросы, касающиеся формирования и закрепления в обществе совершенно новых образцов мышления, культуры, профессионализма, чувства законности и справедливости.

Замечание 2

Анализ правового положения современного мира позволяет говорить об актуальности исследования представления о цивилизованности той или иной правовой системы, увязанной «с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочением законности, порядка и стабильности в стране».

Отрасль права как самый крупный элемент системы права

право система законодательство норма

Бесспорно, что право принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. Основными элементами системы права являются его отрасли, призванные регламентировать наиболее крупные сферы общественных отношений и обладающие особенностями, которые проявляются в их началах и назначении, в предмете и методе правового регулирования.

Отрасль права — это обособленная совокупность связанных едиными принципами и функциями правовых норм и институтов, регулирующих на основе специфических юридических средств и способов комплекс качественно однородных общественных отношений. Внутри отрасли нормы права регулируют, как правило, однородные общественные отношения. Эти отношения являются индивидуальными для каждой отрасли права. Отрасль права отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Отрасли права традиционно делятся на основные (кодифицированные) и комплексные, формируемые из различных правовых институтов основных отраслей (экологическое, муниципальное, образовательное, информационное, медицинское, транспортное и иные разновидности современных комплексных отраслей).

Признаки отрасли права:

1. представляет собой систему норм права;

2. является самым крупным элементом системы права;

3. характеризуется постоянством;

4. носит объективный характер;

5. характеризуется целостностью, внутренним единством, взаимосвязью структурных элементов;

6. направлена на регулирование определённой сферы общественных отношений.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: степень своеобразия общественных отношений; их удельный вес (распространённость); невозможность урегулирования возникших отношений с помощью норм других отраслей права; необходимость применения особого метода регулирования. Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Она не придумывается, а рождается из социальных потребностей.

Система права Украины, в зависимости от предмета и метода правового регулирования, делится на ряд отраслей права, для каждой из которой характерны свои признаки.

Основными отраслями современного права Украины являются:

1) конституционное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения. Конституционное право — ведущая отрасль национального права Украины, ее нормы являются основополагающим для всех других отраслей права, их базовым нормативным материалом. Нормы конституционного права имеют обязывающий, запрещающий и разрешительный характер.

2) административное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере державного управления деятельность органов исполнительной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления.

3) гражданское право — это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на юридическом равенстве и имущественной самостоятельности их участников, с целью удовлетворения последние собственных материальных и духовных потребностей и интересов.

4) уголовное право — это совокупность правовых норм, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие виды и пределы наказания применяются к лицам, их совершившим.

5) трудовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и тесно связанные с ними общественные отношения;

6) семейное право — это совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих личные и связанные с ними имущественные отношения граждан, возникающие из брака и принадлежности к семье;

7) финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства.

8) земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей.

9) экологическое право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере освоения, использования и охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

10) гражданское процессуальное право — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок осуществления судопроизводства по гражданским делам, а также порядок исполнения судебных решений.

11) Уголовное право — это совокупность правовых норм, регулирующих деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и суда по расследованию преступлений и рассмотрения уголовных дел в суде.

12) криминально-исполнительное право — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания наказания осужденными, а также порядок деятельности учреждений, исполняющих приговоры

Приведенный перечень отраслей права Украины не является исчерпывающим, существуют и другие отрасли права.

РАЗДЕЛ 3. СИСТЕМА ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ

Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие собой два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как форма и содержание, при этом система права — его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых общественных отношений, а система законодательства — есть внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов.

Необходимо учитывать, что структура системы права не может быть раскрыта достаточно полно, если не брать во внимание ее единства с внешней формой права, т.е. системой законодательства. Законодательство — есть форма существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их объединения в конкретные нормативные правовые акты. Система законодательства — это дифференцированная система нормативных правовых актов, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых выступает предмет правового регулирования и интерес законодательных органов в рациональном, комплексном построении источников права.

Несмотря на то, что категории «правовая система» и «система законодательства» исследуется учеными различных научных школ, представителями различных государств, научный интерес к разработке данной проблемы только растет. Конечно, это обусловлено интеграционными и глобализационные процессы, которые происходят как на территории континентальной Европы, так и в мировом масштабе. И именно поэтому правовая система как научная юридическая категория является объектом пристального внимания и исследования ученых.

Хочу отметить, что, поскольку правовая система является фактором, который оказывает огромное влияние на решение поставленных жизнью проблем и вызовов, в частности влияет на углубление демократических процессов в обществе и государстве, решение проблем защиты прав и свобод человека, совершенствования законодательного процесса, повышение эффективности правового регулирования, формирование правосознания, развития правового мышления и т.д., то становится вполне понятным, насколько важна научная разработка этой проблематики в целом. Мало разработанными, а потому требующими интенсификации усилий ученых в украинском теоретико-правовой области знания являются следующие аспекты.

В первую очередь, современные преобразования в государственно-правовой сфере и в других сферах общественной жизни, требуют адекватного научного обеспечения, разработки соответствующих научных ориентиров, концепций, юридических понятий и категорий. Развитие и совершенствование правовой системы как сложного многоаспектного феномена, объединяющего в себе всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей требует научного комплексного исследования правотворческих и государственных процессов и факторов, определяющих условия развития правового государства и гражданского общества.

До конца неосознанной остается на сегодня актуальность теоретического осмысления влияния социокультурного фактора на становление и функционирование правовой системы и обратного влияния правовой системы на социокультурный измерение жизни. Долгое время отечественная теория права рассматривала правовую систему как явление, находится вне конкретного времени и пространства. Такой подход не давал возможности получить целостный образ правовой системы Украины, результатом был частичное, слишком абстрактное знание. Сейчас все больше ученых осознают необходимость исследования правовой системы во взаимосвязи с культурно-историческим развитием общества, нации, ее ценностной шкале, ментальным фактором.

Важными направлениями дальнейшей разработки проблем правовой системы являются также: роль и значимость принципов права как основы правовой системы; исследование ее внутренней структуры, отдельных ее составляющих; освещение закономерностей и особенностей развития, факторов, обусловливающих эффективность ее функционирования; сравнительно-правовой анализ национальных правовых систем и тому подобное.

Важное место среди дальнейшего развития нормативной основы правовой системы Украины занимает вопрос реформирования частноправовой сферы. Отношения, регулируемые частным правом, динамично развиваются и нуждаются в постоянном реформирования законодательного поля и приведение его в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Реформирования и совершенствования требуют альтернативные праву собственности формы закрепления прав на те или иные объекты гражданского оборота, в частности, право интеллектуальной собственности, право доверительной собственности, корпоративные права и тому подобное.

Одной из актуальных тенденций развития гражданского права является правовое регулирование обязательственных отношений, требует более четкого законодательного подхода к пониманию договора как гражданско-правовой конструкции независимо от того, что активного развития приобретают административные и хозяйственные договоры.

В современной правовой системе Украины все увереннее занимает свое место такая отрасль права и законодательства как хозяйственное, что обусловлено необходимостью надлежащего законодательного обеспечения экономической политики государства и осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования различных форм собственности и организационно-правовых форм. При этом, как известно, хозяйственное право на всех этапах требовало особенно глубокого научного обоснования. Эта необходимость существует и сейчас. В последнее время активно развивается также наука хозяйственного процессуального права. Развитие хозяйственно-процессуальной науки доказывает не только пользу сочетание науки и практики, но и большой потенциал ученых юристов хозяйственников, который можно эффективно использовать для развития перспективного специализированного процесса. Таким образом можно решить сложные проблемы хозяйственного судопроизводства, в частности: определение основных задач хозяйственного судопроизводства, разграничений хозяйственной и административной юрисдикции, поиск вариантов возможного их решения, процессуальных диверсий и злоупотреблений процессуальными правами в условиях правовой реальности Украины, института банкротства в Украине: исторический аспект и современного состояния и тому подобное.

Мировое сообщество и государства придают большое значение общеправовым принципам и поддерживают сближение различных правовых систем. Растет интерес к изучению и взаимного использования опыта развития национальных законодательств, обмена правовой информацией и научными идеями. Необходимость международного сотрудничества, глобальные проблемы современности требуют нового видения существующих правовых проблем, для чего следует сосредоточить внимание на основных правовых системах мира. Именно глобализация всех сфер общественной жизни в последние десятилетия обострила вопрос о гармонизации различных правовых систем.

Сегодня выделяют две концепции политического и правового развития правовой системы Украины:

1) всесторонняя интеграция в политическую, экономическую, культурную сферы в рамках СНГ, то есть формирование единого правового пространства;

2) всестороннее включение в общеевропейские процессы (предлагается формировать единое экономическое, политически и, конечно правовое пространство не в рамках СНГ, а в рамках Европейского Союза).

На пути к гармонизации правовой системы Украины с европейским и международным правом нашему государству необходимо осуществить взвешенные и необходимые шаги в следующих сферах:

а) приведение норм конституции с международными стандартами как предпосылка их воплощение в национальном законодательстве;

б) правовая интерпретация модельных нормативно-правовых актов, разрабатываемых в сферах, где возникает или может возникнуть необходимость гармонизации, в акты национального законодательства;

в) преодоление пробелов в национальном законодательстве путем принятия новых нормативно-правовых актов во исполнение заключенных договоров;

г) создание стимулов для осуществления экономических реформ, повышения конкурентоспособности экономики и содействие привлечению иностранных инвестиций в Украину;

д) дальнейшая демократизация общественных процессов, развитие основных принципов функционирования гражданского общества в соответствии с европейскими стандартами.