Правовое положение иностранных граждан

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 25 июля 2002 года N 115-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. 06.01.2007), от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 06.05.2008 N 60-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ, от 03.06.2009 N 105-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 23.07.2010 N 180-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 28.12.2010 N 417-ФЗ, от 29.12.2010 N 438-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 21.04.2011 N 77-ФЗ, от 21.04.2011 N 80-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 12.11.2012 N 185-ФЗ, от 12.11.2012 N 186-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 30.12.2012 N 315-ФЗ, от 30.12.2012 N 320-ФЗ, от 07.05.2013 N 82-ФЗ, от 07.05.2013 N 83-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 02.07.2013 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 178-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ (ред. 28.12.2013), от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 23.07.2013 N 224-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 28.12.2013 N 384-ФЗ, от 28.12.2013 N 386-ФЗ, от 28.12.2013 N 389-ФЗ, от 28.12.2013 N 390-ФЗ, от 28.12.2013 N 442-ФЗ, от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 20.04.2014 N 73-ФЗ, от 20.04.2014 N 74-ФЗ (ред. 23.06.2014), от 05.05.2014 N 106-ФЗ, от 05.05.2014 N 127-ФЗ, от 23.06.2014 N 164-ФЗ, от 21.07.2014 N 230-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 29.11.2014 N 378-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 31.12.2014 N 508-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 08.03.2015 N 56-ФЗ, от 06.04.2015 N 76-ФЗ, от 23.05.2015 N 132-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ, от 29.06.2015 N 202-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 28.11.2015 N 343-ФЗ, от 30.12.2015 N 438-ФЗ, от 30.12.2015 N 465-ФЗ, от 30.12.2015 N 466-ФЗ, от 01.05.2016 N 129-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 07.03.2017 N 28-ФЗ, от 17.04.2017 N 77-ФЗ, от 07.06.2017 N 111-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 29.07.2017 N 243-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 493-ФЗ, от 31.12.2017 N 498-ФЗ, от 27.06.2018 N 168-ФЗ, от 19.07.2018 N 202-ФЗ, от 19.07.2018 N 216-ФЗ, от 27.12.2018 N 507-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 01.05.2019 N 100-ФЗ, от 06.06.2019 N 121-ФЗ, от 17.06.2019 N 144-ФЗ, от 17.06.2019 N 145-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 02.08.2019 N 257-ФЗ, от 27.12.2019 N 503-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия
    • Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
    • Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
    • Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации
    • Статья 5.1. Изменение срока временного пребывания
    • Статья 6. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
    • Статья 6.1. Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
    • Статья 7. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание
    • Статья 8. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
    • Статья 9. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство
    • Статья 10. Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации
    • Статья 10.1. Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность
    • Статья 11. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации
    • Статья 12. Отношение иностранных граждан к избирательному праву
    • Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации
    • Статья 13.1. Утратила силу
    • Статья 13.2. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами
    • Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента
    • Статья 13.4. Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме
    • Статья 13.5. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, направляемыми для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Всемирной торговой организации
    • Статья 13.6. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, работающими у резидентов свободного порта Владивосток
    • Статья 13.7. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионатов по профессиональному мастерству, тренировками национальной сборной Российской Федерации по профессиональному мастерству для участия в международных соревнованиях
    • Статья 14. Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности
    • Статья 15. Отношение иностранных граждан к военной службе
    • Статья 15.1. Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации
  • Глава II. Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию
    • Статья 16. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию
    • Статья 17. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации
    • Статья 18. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности
    • Статья 18.1. Особенности регулирования рынка труда иностранных работников
    • Статья 18.2. Ведение банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности. Форма оказания государственной финансовой поддержки
    • Статья 19. Государственная пошлина, взимаемая за действия, совершаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом
  • Глава III. Регистрация иностранных граждан в Российской Федерации (статья 20, статья 21, статья 22, статья 23, статья 24, статья 24.1, статья 25). — Утратила силу
  • Глава IV. Учет иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации (статья 26, статья 27, статья 28, статья 28.1, статья 29). — Утратила силу
  • Глава V. Миграционный учет иностранных граждан и федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции
    • Статья 29.1. Миграционный учет иностранных граждан
    • Статья 29.2. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции
    • Статья 30. Федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации
    • Статья 31. Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации
    • Статья 32. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников
    • Статья 32.1. Утратила силу
    • Статья 32.1-1. Полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Глава V.1. Передача и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии
    • Статья 32.2. Порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии
    • Статья 32.3. Утратила силу
    • Статья 32.4. Приостановление и прекращение процедуры реадмиссии
    • Статья 32.5. Прекращение процедуры реадмиссии в связи с добровольным выездом иностранного гражданина из Российской Федерации
  • Глава VI. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
    • Статья 33. Ответственность иностранных граждан
    • Статья 34. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации
    • Статья 35. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
  • Глава VI.1. Содержание иностранного гражданина в специальном учреждении
    • Статья 35.1. Основы содержания иностранных граждан в специальных учреждениях
    • Статья 35.2. Права и обязанности содержащихся в специальных учреждениях иностранных граждан
    • Статья 35.3. Порядок осуществления личного досмотра иностранных граждан, содержащихся в специальных учреждениях, и досмотра вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах
  • Глава VII. Заключительные положения
    • Статья 36. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 37. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы
    • Статья 37.1. Особенности подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации отдельными категориями иностранных граждан
    • Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 августа 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 июня 2019 г.

Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 июня 2019 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 28-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 129-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 466-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 465-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 508-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 74-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 164-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением абзацев седьмого — девятого пункта 4 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 384-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 386-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 2 статьи 32.2, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2012 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г., за исключением изменений в статью 13 (пункт 4.6), вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 6 мая 2008 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 января 2007 г. N 2-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 15 января 2007 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Права иностранных граждан в РФ

Россия всегда была страной, которая притягивала большое количество переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья. Это происходило по многим причинам – из-за войн и катаклизмом, естественного движения народов, обмена научным потенциалом и др.

При этом всегда возникал вопрос: какой правовой статус имеют иностранцы на территории РФ, какие имеют права, обязанности и свободы? Чем регламентируются права иностранных граждан?

Права иностранцев

Защита прав иностранных граждан и их правовое положение в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который можно скачать здесь. Плюс договоренности, подписанные с другими государствами.

Иностранные граждане имеют статуса имеют такие же права, что и российские, за исключением:

  • Они не работают в госучреждениях или муниципальных управлениях.
  • Не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов.
  • Не служат в составе вооруженных сил Российской Федерации. Они могут наниматься по контракту, но не имеют права попадать в командный состав военных экипажей.
  • На отдельные должности иностранцев не принимают.

Иностранные граждане имеют право получить один из следующих статусов:

  • Временно прибывших людей, с визой или по безвизовому режиму.
  • Проживающие временно (при наличии документа, разрешающего временное пребывание на территории страны).
  • Проживающие постоянно. Они имеют такие же права, как и обычные граждане, могут получать пособия, пенсию, льготы, бесплатную медицинскую помощь и др.
  • Индивидуум, имеющий иммунитет дипломата.
  • Лицо, запрашивающее или получившее статус беженца.
  • Если иностранец не может доказать свою принадлежность к какой-либо стране мира (например, при утере документов) и не имеет статуса на территории РФ, он попадает под правовой статус апатрида.

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Далее в видео про то, как изменились правила въезда на территорию РФ:

Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:

  • виза продлена или получена новая;
  • получен патент на трудоустройство;
  • иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
  • иностранец поступает в учебное заведение.

Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:

  • Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
  • В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
  • При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
  • Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
  • Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
  • Не оформлен полис добровольного страхования.
  • При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
  • Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
  • В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.

Предлагаем к просмотру видео «Мигранты нужны? Опросы среди Россиян»

Иностранные граждане, которые получили разрешение временно проживать в стране, могут быть в этом статусе до трех лет.

При получении данного статуса документ не выдается. Просто ставится штамп в паспорте. Исключением являются апатриды, которым оформляют отдельный документ, с указанием основных данных: имени и фамилии, дате и стране рождения и др. Запрос на получение этого статуса можно сделать в Главном управлении по вопросам миграции МВД, диппредставительствах или консульствах.

Кто такие граждане, лица без гражданства и иностранцы

При рассмотрении вопроса о присвоении статуса направляются запросы в различные государственные структуры и на основании ответов оттуда иностранцу дают разрешение или отказывают. Весь процесс может занять до полугода.

В случае отказа, повторить запрос можно не раньше, чем через год.

Если статус получен, то иностранный гражданин обязан отчитываться о своих доходах перед ГУВМ. Разрешение на временное проживание выдается на основе квот (Таблица 1). Система квот предполагает определенное число иноземцев, которые ежегодно могут получить право временно проживать в РФ.

Без квотирования этот статус получают следующие категории иностранных подданных:

  • Люди, родившиеся в РСФСР, и имевшие паспорт СССР.
  • Имеют в России недееспособных прямых родственников или детей.
  • Заключили брачный договор с гражданином Российской Федерации.
  • Подписали контракт на службу в вооруженных силах.
  • Лица, участвующие в Госпрограммах переселения.

Таблица 1. Квоты на временное проживание (2017–2020 гг.)

Регион Кол-во по годам
2017 2020 2020
Центральный 38 500 33 400 28 150
Северо-Запад 10 000 9 300 6 610
Южный Федеральный 10 000 11 500 10 400
Северный Кавказ 7 200 6 400 7 050
Приволжский 19 500 19 000 15 000
Уральский федеральный 8 350 7 500 4 950
Сибирский федеральный 21 000 17 000 13 270
Дальневосточный 8 800 6 400 4 930

Что дает право временного статуса

В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:

  • на бесплатную медпомощь;
  • легальное пребывание в стране 3 года;
  • регистрацию своих бизнес-структур;
  • может свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Запрос на получение вида на жительство разрешается подавать, если иноземец прожил в РФ больше одного года. Собрав нужные документы и отправив их в отдел по делам мигрантов (до окончания временного статуса должно оставаться не меньше полугода), иностранец должен ждать решение своего вопроса около 6 месяцев.

Еще занимательное видео по теме: «Правда? Иностранцы в России»

Более быстрое рассмотрение вопроса осуществляется для следующих групп населения:

  • Лица, родной язык которых русский, или людей, участвующих в Государственных программах по переселению.
  • Белорусских граждан или специалистов в определенных сферах (3 месяца).
  • Люди со статусом беженцев (15 дней).

В случае успешного получения вида на жительство (максимум на 5 лет с правом продления) иностранные граждане имеют право:

  • Свободно покидать и возвращаться в страну (при этом находиться в стране ежегодно не меньше 180 дней).
  • Получать одинаковые льготы и привилегии с обычными гражданами РФ, кроме права голосовать.
  • Работать без дополнительных разрешений.

Далее в видео раскрывается тема: «Защита прав иностранцев»

Отдельные категории иностранных граждан

  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.

Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

  • Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с видом на жительство, специалисты, беженцы, дипломаты или участники государственных программ.
  • По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
  • С 2018 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать медсестрой или тем более врачом).

Требования для трудоустройства иностранцев:

  • Возраст не менее 18 лет.
  • Экзамен на достаточное владение русским языком.
  • Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
  • Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
  • Работодатель должен постоянно извещать ГУВМ при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.

При выдаче квоты на работу учитываются:

  • Наличие разрешения на въезд.
  • Актуальность профессии.
  • Наличие родственников в России.
  • Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.

Таблица 2. Квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2020 гг.)

Регион Кол-во по годам
2017 2020 2020
Центральный 38 500 26 682 21 753
Северо-Запад 10 020 13 406 6 975
Южный Федеральный 10 450 4 496 1 393
Северный Кавказ 7 250 2 363 2 180
Приволжский 19 500 10 548 5 186
Уральский федеральный 8 350 21 772 19 718
Сибирский федеральный 21 050 20 740 14 681
Дальневосточный 8 880 38 180 36 132

Таблица 3. Размер квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2020гг.)

Вид деятельности Процент от общего количества
2017 год 2020год 2020 год
Овощеводство 15 50 50
Розничная торговля (алкоголь, пиво) 0 0 15
Розничная торговля (табачные изделия) 0 0 15
Розничная торговля (лекарственные препараты) 0 0 0
Торговля на рынках 40 30 0
Торговля за пределами рынков, магазинов или ларьков 15 15 0
Сухопутный пассажирский транспорт 15 15 28
Грузовой транспорт 35 30 28
Спортивные виды деятельности и прочее 25 25 25

Иностранные граждане имеют право обучаться в Высших учебных заведениях РФ

  • Право на обучение имеют как граждане других стран, так и лица без гражданства.
  • Прием в учебное заведение происходит на основании международного договора между странами.
  • Прием в учебные заведения осуществляется на основании квот, и не должен превышать 7 тыс. человек ежегодно (по всей стране).
  • Поступление осуществляется согласно правилам приема того вуза, куда поступает иностранец.
  • Лица, являющиеся гражданами стран СНГ, могут поступать в российские вузы на бюджетные места.
  • При поступлении в учебное заведение иностранец должен подтвердить уровень владения русским языком на необходимом уровне.
  • Иностранные свидетельства об образовании должны проходить на территории РФ процедуру подтверждения (нострификацию). Нострификация может быть академическая (позволяет продолжать образование в российском вузе) и профессиональная (позволяет работать на территории РФ).

Как поступить в ВУЗ РФ иностранцу

Возможность политического убежища для иностранцев

Право политического убежища иностранцы могут получить согласно указу Президента Российской Федерации от 26.07.1995. Это ни в коем случае не может быть проявлением враждебности по отношению к другим странам.

Форму ходатайства на имя Президента РФ о предоставлении политического убежища можно скачать здесь.

Политическое убежище может предоставляться лицам:

  • Кому угрожает какая-либо опасность на территории своей страны.
  • Преследуются по политическим мотивам за деятельность или убеждения, которые являются демократическими и правильными, с точки зрения мирового сообщества.
  • Если действия, совершенные лицами, не считаются в России преступлениями, не противоречат резолюциям и постановления ООН.
  • Если лицо не прибыло из страны безопасной для беженцев и все его личные данные правдивы.

Что дает право политического убежища в РФ?

Экстрадиция (выдача) особы, запросившей политического убежища, допускается в исключительных случаях, если со страной, требующей экстрадиции, заключен соответственный договор.

Заявление с просьбой о политическом убежище подается в письменной форме на имя Президента Российской Федерации.

Потенциальный беженец получает свидетельство своего статуса и оформляет разрешение на проживание.

Кому не в России могут отказать в убежище

Иностранец, незаконно находящийся на территории РФ, должен быть задержан, сфотографирован, учтен и у него берутся отпечатки пальцев. Полученные данные проверяются через центральный банк данных. По согласию с государством, гражданином которого он является, иностранец должен быть подвергнут реадмиссии.

КАКОВЫ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО В РФ?

Иностранный гражданин приобретает статус постоянно проживающего в РФ после получения вида на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В данном материале рассмотрим ряд прав и обязанностей, которые возникают у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ.
1. Права постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Статус постоянно проживающего на территории РФ иностранного гражданина дает такому лицу, в частности, следующие права (абз. 8 п. 1 ст. 2, пп. 1 п. 4, п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; ст. 24 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 1 ст. 3, пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ; ст. 10 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ):
1) на свободный въезд на территорию РФ и выезд из РФ;
2) медицинскую помощь в рамках ОМС;
3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
4) осуществление трудовой деятельности на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от временно проживающих или временно пребывающих в РФ иностранных граждан, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане свободны в выборе места работы в РФ вне привязки к какому-либо определенному субъекту РФ или профессии.
Вместе с тем иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, ограничены, в частности, в следующих правах (п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; п. 1 ст. 11, ст. 12, п. 1 ст. 14, ст. 15 Закона N 115-ФЗ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; п. 1 ст. 11 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ; п. 2 ст. 23 Закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ; п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754):
1) не вправе избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы госвласти, участвовать в выборной кампании при проведении выборов Президента РФ, в референдуме РФ и субъектов РФ (в отдельных случаях вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме);
2) не вправе быть членами политической партии на территории РФ;
3) не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на отдельных территориях в РФ. Земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут обладать только на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату;
4) не вправе находиться на государственной гражданской службе, если иное не предусмотрено международными договорами;
5) не вправе находиться на муниципальной службе;
6) не вправе замещать определенные должности и осуществлять деятельность, допуск к которым для иностранных граждан ограничен;
7) не вправе проходить военную службу (альтернативную гражданскую службу) по призыву. Однако допускается военная служба по контракту;
8) обязаны иметь специальное разрешение для посещения отдельных территорий, организаций и объектов на территории РФ (это касается, в частности, пограничной зоны, территорий ЗАТО и закрытых военных городков).
Примечание.В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).
2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.
2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ
В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.
МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):
— документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
— вид на жительство;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
— квитанцию об уплате госпошлины.
2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:
1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);
2) место проживания;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

Правовое положение иностранных граждан и организаций

Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций регулируется Конституцией РФ (ст. 17, 19, 45, 46 и др.).

На территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами нашего государства, если иное не установлено законом. В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» даются следующие определения:

  • иностранный гражданин — лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации;
  • лицо без гражданства — лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации гарантированы права, предусмотренные законом, в том числе право на обращение в нотариальные конторы.

В соответствии с действующим гражданским законодательством иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью (способностью иметь права и обязанности) наравне с гражданами России. Гражданская дееспособность (способность приобретать права и исполнять обязанности) у иностранных граждан определяется по праву той страны, гражданами которой они являются, а у лиц без гражданства — по праву той страны, в которой эти лица имеют постоянное место жительства.

Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, которые они совершают на территории РФ, и обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда на территории Российской Федерации, определяется по праву России. У иностранных организаций гражданская дееспособность определяется по праву той страны, где учреждено иностранное юридическое лицо.

Из Основ законодательства РФ о нотариате (ст. 35-37) следует, что любое из нотариальных действий может быть совершено в интересах иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, поскольку Основы не содержат ограничений прав вышеуказанных субъектов на обращение за совершением нотариальных действий.

Иностранные граждане и лица без гражданства обращаются к нотариусу с просьбой о совершении нотариальных действий от их имени. Такая просьба подается иностранным гражданином или лицом без гражданства в общем порядке и в той же форме, которая установлена для граждан России.

При совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате), его представителя или представителя юридического лица.

Личность иностранных граждан и лиц без гражданства, которые проживают на территории РФ, устанавливается по виду на жительство в России или национальному паспорту с отметкой о регистрации, сделанной органами внутренних дел или другим уполномоченным органом. Личность иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, устанавливается по национальным паспортам или замещающим их документам, зарегистрированным в установленном порядке.

Правовое положение вышеуказанных лиц регулируют нормы международного права, содержащиеся в различных актах и правовых документах, в числе которых:

  1. акты, посвященные сотрудничеству государств в обеспечении прав человека, среди которых можно отметить Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др., поскольку отдельные статьи этих актов рассматривают вопросы о правах и обязанностях всех лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников;
  2. многосторонние международно-правовые документы, регулирующие конкретные правоотношения, например, Всемирная конвенция 1952 г. об авторском праве, Гаагская конвенция 1954 г. по вопросам гражданского процесса и т.д.;
  3. многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации и бывшего СССР, в том числе и двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, которые важны для развития правового сотрудничества государств и обеспечения равной правовой защиты имущественных и личных прав граждан договаривающихся государств на территории друг друга;
  4. акты, касающиеся статуса дипломатических представительств и представителей в иностранных государствах, которые занимают особое место в регулировании вопросов о правовом положении иностранных граждан;
  5. консульские конвенции, торговые соглашения, соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве и другие акты, заключенные СССР и заключаемые Российской Федерацией, которые также предусматривают нормы, касающиеся правового положения иностранных граждан.

В большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства обращаются к нотариусу с просьбой о совершении нотариального действия от их имени. Такая просьба подается иностранцем или лицом без гражданства в общем порядке и в той же форме, которая установлена для российских граждан. Кроме этого, иностранные граждане и лица без гражданства обладают и другими правами. В частности, они могут:

  • участвовать в совершении нотариального действия, выполняемого по просьбе другого лица (например, быть понятым в случае принятия мер к охране наследственного имущества или представителем других лиц, российских или иностранных граждан, в интересах которых совершается нотариальное действие);
  • выступать как лицо, в отношении которого совершается нотариальное действие (например, нотариус принимает в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи кредитору независимо от того, является ли последний гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства);
  • выступать как лицо, дающее согласие на совершение нотариального действия по просьбе другого лица, если иностранный гражданин или лицо без гражданства является родителем или опекуном несовершеннолетнего, по просьбе которого совершается нотариальное действие;
  • обратиться к нотариусу с любой предусмотренной законом просьбой.

На иностранных граждан и лиц без гражданства, как и на российских граждан, распространяются основные правила совершения нотариальных действий, установленные главой ТХ Основ, в частности, положения о месте совершения нотариальных действий (ст. 40), о порядке и сроках отложения и приостановления совершения нотариального действия (ст. 41), о порядке подписи нотариально удостоверенной сделки, заявления и иных документов (ст. 44) и другие положения.

В соответствии со ст. 16 Основ наравне с российскими физическими и юридическими лицами нотариус обязан оказывать и иностранному гражданину, лицу без гражданства, иностранному юридическому лицу содействие в осуществлении прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы их юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред им.

Иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся за совершением нотариального действия, также могут рассчитывать на то, что нотариус сохранит в тайне сведения, ставшие ему известными в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Существенное значение имеет положение о языке нотариального производства (ст. 10 Основ). Если за совершением нотариального действия обратилось лицо, не владеющее языком нотариального делопроизводства, то нотариус обязан перевести ему текст оформленного документа или воспользоваться услугами известного ему переводчика.

В настоящее время существенно увеличилось количество нотариальных действии, совершаемых с участием или в интересах иностранных юридических лиц, что связано с проведением в России экономических реформ, которые стимулируют деловой интерес к нашей стране со стороны иностранных инвесторов.

В основном представители иностранных юридических лиц обращаются к нотариусу для засвидетельствования подлинности подписи переводчика, сделавшего перевод документов, составленных за границей, для удостоверения договоров об учреждении в Российской Федерации совместных предприятий, для удостоверения доверенностей и верности копий документов.

Однако иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным предприятиям и организациям, которым необходимо представить в Российской Федерации нотариальный документ, не обязательно обращаться с просьбой о совершении нотариального действия непосредственно к российским нотариусам. В ст. 1 Основ предусматривается совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации на территории других государств должностными лицами консульских учреждений РФ, уполномоченными на совершение этих действий (консулами).

Перечень нотариальных действий, которые может совершать консул, содержится в ст. 38 Основ, и он не является исчерпывающим, так как законодательными актами РФ могут быть установлены и иные нотариальные действия, совершаемые консулами.

Нотариальные действия консул выполняет лично или поручает их выполнение другому консульскому должностному лицу как по просьбе российских граждан, учреждений, предприятий и организаций, так и иностранных граждан, юридических лиц и лиц без гражданства.