Правовой статус депутата

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 N 3-ФЗ (последняя редакция)

8 мая 1994 года N 3-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 05.07.1999 N 133-ФЗ, от 12.02.2001 N 9-ФЗ, от 04.08.2001 N 109-ФЗ, от 09.07.2002 N 81-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.04.2004 N 21-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 16.12.2004 N 160-ФЗ, от 09.05.2005 N 42-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. 12.07.2006), от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 30.12.2006 N 277-ФЗ, от 30.01.2007 N 8-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 27.10.2008 N 190-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ, от 14.02.2009 N 21-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 27.07.2010 N 212-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 12.11.2012 N 178-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 03.12.2012 N 238-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 02.07.2013 N 147-ФЗ, от 23.07.2013 N 209-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 28.06.2014 N 191-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 29.06.2015 N 196-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 03.05.2016 N 140-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 311-ФЗ, от 19.12.2016 N 451-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 07.06.2017 N 107-ФЗ, от 29.07.2017 N 227-ФЗ, от 12.11.2018 N 408-ФЗ, от 27.12.2018 N 561-ФЗ, от 03.07.2019 N 167-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 05.08.2000 N 113-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 02.12.2013 N 350-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы соответственно), их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы
    • Статья 2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей Российской Федерации
    • Статья 3. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 4. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 5. Удостоверения и нагрудные знаки члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 6. Условия осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий
    • Статья 7. Формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 7.1. Фракции в Государственной Думе
    • Статья 8. Взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями
    • Статья 9. Соблюдение этических норм членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы
    • Статья 10. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей
    • Статья 10.1. Ответственность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за нарушение отдельных ограничений, запретов и неисполнение обязанностей
  • Глава II. Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 11. Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 12. Участие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласительной и специальной комиссии
    • Статья 13. Парламентский запрос
    • Статья 14. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)
    • Статья 15. Приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации
    • Статья 16. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами
    • Статья 17. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на получение и распространение информации
    • Статья 18. Недопустимость вмешательства члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов
    • Статья 19. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 20. Порядок получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности
    • Статья 21. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний
    • Статья 22. Обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 23. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 24. Утратила силу
    • Статья 25. Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 26. Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы
    • Статья 27. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий
    • Статья 28. Ежегодный оплачиваемый отпуск члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 29. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 30. Предоставление члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы служебного помещения
    • Статья 31. Использование членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы средств связи
    • Статья 32. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание
    • Статья 33. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на внеочередное поселение в гостинице
    • Статья 34. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на обеспечение жилым помещением в городе Москве
    • Статья 35. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 36. Дипломатический паспорт члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 37. Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 38. Прием на работу и увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 39. Права и обязанности помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 40. Условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (контракту)
  • Глава III. Ответственность за невыполнение положений настоящего Федерального закона
    • Статья 41. Ответственность за создание препятствий в осуществлении деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
    • Статья 42. Ответственность за неправомерное воздействие на члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, членов их семей и других родственников
    • Статья 43. Проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы
  • Глава IV. Заключительные положения
    • Статья 44. Вступление настоящего Федерального закона в силу
    • Статья 44.1. Утратила силу
    • Статья 45. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Депутатский пост

29 Марта 2013Депутатский пост

Уважаемые дагестанцы!
С 15 февраля 2013 года при Народном Собрании Республики Дагестан функционирует депутатский пост, куда могут позвонить граждане с жалобой на действия должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, носящие коррупционный характер, такие как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Депутаты Народного Собрания Республики Дагестан будут оперативно реагировать на ваши обращения (тел.: 67-30-51). Депутатский пост работает с 10.00 до 17.00 часов, кроме выходных и праздничных дней и дня проведения сессии.

Распоряжение Председателя Народного Собрания Республики Дагестан
13 февраля 2013 г. №10-рп
В целях оперативного реагирования депутатов Народного Собрания Республики Дагестан на телефонные обращения граждан о действиях должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, носящих коррупционный характер:
1. Образовать депутатский пост по приему телефонных обращений граждан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан.
2. Утвердить прилагаемое Положение о депутатском посте по приему телефонных обращений граждан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан.
3. Информационно-аналитическому отделу Аппарата Народного Собрания Республики Дагестан создать на официальном сайте Народного Собрания Республики Дагестан раздел «Депутатский пост» и разместить соответствующую информацию в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Первого заместителя Председателя Народного Собрания Республики Дагестан Алчиева Н.Ю.
Председатель Народного Собрания Республики Дагестан Х. Шихсаидов

Утверждено распоряжением Председателя Народного Собрания Республики Дагестан от 13 февраля 2013 года № 10-рп
Положение о депутатском посте по приему телефонных обращений граждан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан
1. Настоящее Положение регламентирует порядок приема, регистрации и рассмотрения депутатами Народного Собрания Республики Дагестан телефонных обращений граждан о действиях должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, носящих коррупционный характер, таких как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
2. Ежедневный прием телефонных обращений граждан на депутатском посту осуществляется депутатами Народного Собрания Республики Дагестан совместно со специалистами соответствующих профильных комитетов Народного Собрания Республики Дагестан.
3. Прием телефонных обращений граждан производится ежедневно с 10.00 до 17.00 часов, кроме выходных и праздничных дней.
4. Поступившие телефонные обращения граждан в соответствии с их содержанием направляются соответствующим профильным комитетам Народного Собрания Республики Дагестан.
5. Информация о гражданине, обратившемся по телефону (Ф.И.О., адрес, номер телефона), и содержание телефонного обращения заносятся в журнал учета.
6. Соответствующие профильные комитеты Народного Собрания Республики Дагестан совместно с другими заинтересованными должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления принимают оперативные меры по рассмотрению поступивших телефонных обращений граждан, в том числе с выездом на место.
7. Результаты рассмотрения поступивших телефонных обращений граждан заносятся в журнал учета и опубликовываются на официальном сайте Народного Собрания Республики Дагестан в разделе «Депутатский пост». О результатах рассмотрения указанных обращений отдел писем и приема граждан Аппарата Народного Собрания Республики Дагестан информирует граждан, обратившихся на депутатский пост.

Статус депутата

Правовой статус парламентария — это совокупность прав и обязанностей, определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г «О статусе члена Совета федерации и статусе депутата Государственной Думы»

Статус депутата в Конституции РФ

Статья 97

  • 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
  • 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • 3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

  • 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
  • 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Принцип свободы мандата

  • парламентарии рассматриваются как представители всего народа;
  • никто не может давать парламентарию обязывающих наказов;
  • отзыв парламентария избирателями не возможен.

Досрочное прекращение полномочий депутата

  • письменное заявление о сложении полномочий;
  • избрание депутатом иного законодательного органа;
  • утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иного государства;
  • вступление в силу обвинительного приговора суда;
  • ограничение дееспособности.

Формы деятельности депутата

  • участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы;
  • участие в работе комитетов и комиссий палат;
  • участие в выполнении поручений Совета федерации, Государственной думы и их органов;
  • участие в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов в Государственную думу;
  • внесение парламентского запроса;
  • обращение с вопросами к членам Правительства РФ;
  • обращение к соответствующим должностным лицам и органам с требованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод и законных интересов граждан.

Гарантии депутатам Государственной думы и членам Совета федерации

  • неприкосновенность личности;
  • социальное обеспечение;
  • материально-финансовое обеспечение;
  • свидетельский иммунитет
  • гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария.

Члены Совета федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной ответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палате Федерального Собрания в порядке, предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкоснованности депутата Государственной думы или члена Совета федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.

Правовой статус депутата в зарубежных странах

Правовое положение парламентария в зарубежных странах определяется Конституциями, законами, регламентами, правовыми обычаями. Депутат считается представителем всего народа, а не только того избирательного округа от которого он избран.

В большинстве зарубежных стран депутаты имеют свободный мандат, однако в некоторых странах (обычно стоящих на пути построения социализма) депутаты обладают императивным мандатом. Это означает что депутат представляет избирателей своего округа. Избиратели могут давать депутатам обязательные наказы. В случае невыполнения этих наказов может последовать отзыв депутата.

Депутат провозглашается абсолютно независимым, однако это не так, потому что обычно депутат связан партийной дисциплиной. Более того в парламенте существуют фракции, которые также имеют свою особую дисциплину. Так же имеет место такое явление, как лоббизм

Правовой статус депутата в зарбежных странах:

  • Депутатские привилегии:
    • парламентский индемнитет
    • парламентский иммунитет
  • Специальные права депутата:
    • право на вознаграждение и возмещение служебных расходов
    • пенсионные льготы
    • право на участие в деятельности парламента
    • право депутатского запроса
    • право на внеочередной прием у должностных лиц
    • право законодательной инициативы
    • и др..
  • Обязанности депутутата:
    • посещать все заседания парламента
    • соблюдать парламентскую дисциплину
    • работать в составе комитетов и комиссий
    • и др…
  • Запреты для депутата:
    • участие в сделках с государственным имуществом
    • участие в руководстве юридических лиц
    • заниматься иной оплачиваемой деятельностью
    • и др…

См. также

  • Конституционное право
  • Депутат
  • Государственная Дума
  • Совет Федерации

Примечания

  • Конституция Российской Федерации
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Что может депутат

Статус депутата ГД определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы».

В соответствии с ним формами деятельности депутата являются:

  • участие в пленарных заседаниях, работе комитетов и комиссий, а также в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов и поправок к ним;
  • внесение парламентского и направление депутатского запроса;
  • обращение с вопросами к членам Правительства, приглашенным на заседания.

Также депутат имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».

Парламентские запросы Государственная Дума (они принимаются на заседаниях большинством голосов) может направлять Председателю и членам Правительства РФ, Генеральному прокурору, председателям Следственного комитета, Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, а также ПФР, ФСС и ФОМС.

Им может направить свой депутатский запрос и парламентарий.

При этом должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании ГД) или письменной форме не позднее чем через 15 дней. В свою очередь, на ответ на депутатский запрос закон отводит не более 30 дней.

Еще одно право депутата — на первооочередной прием. По вопросам своей деятельности депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций независимо от форм собственности, органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Наконец, в соответствии с Конституцией и Законом «О статусе…» депутат обладает неприкосновенностью — не может быть подвергнут обыску или допросу (за исключением случаев задержания на месте преступления) или привлечен к уголовной или административной ответственности. Решение о снятии депутатской неприкосновенности принимается на заседании ГД по представлению Генеральной прокуратуры.

Какие обязанности и ограничения есть у депутата

Депутатом не может быть гражданин, имеющий паспорт, либо вид на жительство или иной документ, дающий право на проживание в другой стране, непогашенную судимость или признанный недееспособным. Также он не может быть одновременно депутатом ГД и любого иного законодательного (представительного) органа власти и не может параллельно находиться на государственной или муниципальной службе.

Строгие ограничения установлены Законом для парламентариев для ведения бизнеса: депутат не имеет права «заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

При этом образовательная, научная или творческая деятельность не может финансироваться из‑за рубежа.

Также депутаты не могут «участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иностранных НПО».

Не имеют права депутаты и «получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц».

Наконец, закон четко прописывает запрет для парламентариев иметь за границей счета или хранить сбережения в зарубежных банках. За нарушение этого требования, а равно за непредоставление данных о своем имуществе и имуществе близких родственников депутату может грозить лишение полномочий.

Еще два строгих требования Закона: депутат Государственной Думы обязан принимать личное участие в заседании — как пленарном, так и в заседаниях комитетов и комиссий, и обязан поддерживать связь с избирателями.

В том числе, депутат должен «рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода».

За систематическое неисполнение этих обязанностей депутат также может быть лишен своих полномочий.

Наконец, по Закону «депутат обязаны соблюдать этические нормы».

Ответственность за нарушение указанных норм устанавливается Регламентом.

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения

Депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Правовой статус депутатов местного уровня

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Комментарий эксперта Росляков Олег Владимирович Юрист, специализация гражданское право. Опыт работы боле 15 лет. Задайте вопрос Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Ответственность депутатов местного созыва

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.