Правовая основа деятельности полиции
Правовая основа деятельности полиции — это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции, включая правовое нормирование содержания полицейской деятельности, субъектов ее осуществления, условия, порядок и основания применения полицией мер государственного принуждения, гарантии законности деятельности полиции и т.д.
Отличительная черта правового регулирования деятельности полиции — множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач1Аврутин Ю.Б., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс»..
Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере внутренних дел, а также основные охраняемые государством права и свободы человека и гражданина. Конституция как Основной закон Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Международные договоры Российской Федерации — также элемент правовой основы деятельности полиции.
Международный договор — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В настоящее время вопросы, входящие в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия — межгосударственного, межправительственного, межведомственного.
К числу наиболее значимых международных договоров Российской Федерации с точки зрения правового регулирования деятельности полиции следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.
Кроме того, по линии МВД России действует свыше 70 соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран.
Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся: принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Общепризнанная норма международного права — это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного2Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12..
В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического и социального совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа — 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др.
Элементом правовой основы деятельности полиции является федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это, например, ФКЗ «О военном положении» и ФКЗ «О чрезвычайном положении», поскольку полиция обязана участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Составная часть правовой основы деятельности полиции — это федеральные законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др.
Правовая основа деятельности полиции — нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Нормотворческие полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области внутренних дел многообразны и вытекают из их полномочий в сфере государственного управления. Так, соответственно установленному главой государства распределению полномочий по руководству деятельностью федеральных органов государственной власти руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ. В связи с этим указами Президента РФ урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», которым установлен состав полиции. Указом Президента РФ утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции. Указом Президента РФ также установлен порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, определившей персональный состав сотрудников полиции, замещающих должности высшего начальствующего состава.
К числу президентских актов, имеющих непосредственное отношение к организации и деятельности полиции, относятся, например, указы Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» и другие.
Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов. Соответственно постановления Правительства РФ регулируют различные вопросы, касающиеся деятельности полиции.
В качестве правовой основы деятельности полиции выступают нормативные правовые акты МВД России, поскольку полиция — часть системы МВД России.
Нормотворческая деятельность МВД России достаточно масштабна. Только за 2010 г. на федеральном уровне принято свыше 90 нормативных правовых актов Российской Федерации, подписано 18 международных договоров, разработанных с участием министерства. Издано 380 нормативных приказов МВД России. Региональная правовая база деятельности ОВД пополнилась 850 законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации3О понятии и содержании нормотворческой деятельности МВД России см.: Москалькова Т.Н.. Черников В.В.. Нормотворчество. М., 2010; Настольная книга юриста / Под ред. С.П. Булавина и В.В. Черникова. М., 2011..
В качестве правовой основы деятельности полиции выступают также законы субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и общественной безопасности. Конституция РФ предусматривает совместное ведение Федерации и ее субъектов по целому ряду направлений охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, поэтому работа полиции не может строиться вне положений законов, которые принимают субъекты Российской Федерации по этим вопросам. Выход полиции из регионального правового поля создал бы практические трудности в вопросах привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Административно-правовые основы деятельности полиции.
Федеральный закон о полиции от 7 февраля 2011 года Ст.1 Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Основные направления деятельности полиции 1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительнойвласти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
13. Административно-правовые основы организации таможенного дела.
Таможенное дело — это государственное регулирование перемещения через государственную границу разнообразных видов товаров и транспортных средств. Таможенное дело входит в сферу государственной монополии, то есть таможенным регулированием занимается только и исключительно государственный аппарат. Главными целями таможенного дела являются:
1) экономические, и в их числе чисто фискальные (пополнение доходной части бюджета страны) и регулятивные (запреты, ограничения, лицензирование, квотирование экспорта и импорта товаров). Регулирование призвано стимулировать развитие национальной экономики, защитить российский рынок от недобросовестных хозяйствующих субъектов, шире привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику, обеспечить выполнение обязательств перед другими государствами;
2) защитные, связанные с обеспечением экономической, санитарной и других видов безопасности страны, защитой общественного порядка, здоровья населения, сохранности культурных ценностей и т.д. Обеспечивают достижение названных целей основные компоненты таможенного дела: таможенная служба как особая разновидность государственной службы, таможенная деятельность на основе таможенного права, а также единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации (ст. 2 Таможенного кодекса РФ).
В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенное дело составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики российского государства. Основными средствами проведения в жизнь таможенной политики выступают правовые нормы и основанная на них служебная таможенная деятельность, содержание которой кратко можно определить как специфическую разновидность административного надзора.
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: находящаяся в системе Министерства экономического развития Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Федеральная таможенная служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. В своей деятельности она взаимодействует с другими федеральными и субъектов Федерации органами исполнительной власти и общественными объединениями, а возложенные на нее задачи решает непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.
Должностные лица таможенных органов (а таковыми являются все их работники, имеющие специальные звания таможенной службы) являются представителями власти и в качестве таковых имеют право: отдавать законные распоряжения и предъявлять требования, обязательные к исполнению организациями, государственными органами и физическими лицами (ст. 422 Таможенного кодекса РФ), и применять специальные средства пресечения неправомерных действий — физическую силу, технические средства, огнестрельное оружие.
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N АПЛ16-567 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.08.2016, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 11 Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от 29.04.2015 N 495дсп.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4) устанавливает, что правовую основу деятельности полиции, являющейся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
Решение Верховного Суда РФ от 01.11.2016 N АКПИ16-858 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 126 — 135 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185, приложения N 9 к нему, и приложения N 1 к Приказу МВД России от 04.08.2008 N 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».
М.М. и К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Административного регламента и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 676 (далее — Приказ N 676) в той мере, в какой они не предусматривают разъяснение сотрудниками органов внутренних дел лицу, отстраняемому от управления транспортным средством, а также в отношении которого проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а в отношении понятых, участвующих в административном производстве, прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.7 КоАП РФ, противоречащими статье 3, части 2 статьи 4, статье 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции), нарушающими их права, свободы и законные интересы при управлении транспортными средствами и привлечении к административной ответственности.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1870-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Брежнева Александра Александровича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О полиции», Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в каче
положений Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции»: части 1 статьи 3, согласно которой правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; а также статьи 28, предусматривающей, что сотрудник полиции имеет право на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1) и на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом (пункт 17 части 1);
Решение Верховного Суда РФ от 23.05.2016 N АКПИ16-263 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 74.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121.
В силу положений части 1 статьи 3 названного федерального закона правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты МВД России.
Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2016 N 308-ЭС16-1611 по делу N А20-6805/2014 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о понуждении заключить государственный контракт на охрану административных зданий. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку суды пришли к выводу об обоснованности требований истца, так как у ответчика имеется обязанность осуществлять на договорной основе охрану зданий органов прокуратуры, включая физическую охрану объектов истца путем выставления постов.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Уставом Учреждения, распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией» (далее — распоряжение N 1629-р), Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране», пунктом 2 Правил организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.05.2014 N 410, пришли к выводу об обоснованности требований Прокуратуры, поскольку у ответчика имеется обязанность осуществлять на договорной основе охрану зданий органов прокуратуры, включая физическую охрану объектов истца путем выставления постов.
Нормативно-правовая основа деятельности работодателя представляет собой совокупность нормативных актов, являющихся источниками трудового права.
Классификация нормативных актов в Российской Федерации, в том числе в сфере трудового права, имеет следующие особенности.
Приоритетное положение имеют международные договоры. Об их роли в национальном законодательстве будет сказано ниже. Далее высшим нормативным актом в Российской Федерации является Конституция, имеющая приоритетное значение над всеми другими актами национального законодательства. Потом следует текущее законодательство, в которое входят федеральные законы в области труда, а также подзаконные акты, включающие в свой состав указы Президента, постановления Правительства и других органов исполнительной власти в сфере труда. Таким образом, в общем виде можно определить такую классификацию актов, являющихся основой в деятельности работодателя и работника:
1) международные акты (Конвенции, Соглашения, Договоры);
2) Конституция РФ;
3) Трудовой кодекс РФ;
6) Указы Президента, например Указ Президента РФ от 9 декабря 1994 г. N 2167 «О нерабочем дне 12 декабря»; Указ Президента РФ от 8 мая 1998 г. N 499 «О мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в угледобывающих регионах»;
8) акты органов исполнительной власти в сфере труда. К ним можно отнести: Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2004 г. N 65 «Об отмене Приказа Минобразования России от 1 марта 2004 г. N 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»; Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»; Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 10 июня 2004 г. N 175 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления отпусков сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»;
9) также работодатель руководствуется локальными актами, принятыми в организации;
10) что касается судебной практики, то она, как правило, не является нормативным источником российского права, в том числе и трудового, так как в РФ судебный прецедент не является нормативным источником, однако постановления судов разъясняют положения отдельных споров, создавая прецедент, о котором должен знать работодатель во избежание нарушения прав работников, а также с целью построения правильной позиции при защите своих интересов в суде.
В своей деятельности работодатель руководствуется, конечно, нормами трудового законодательства, в частности Трудового кодекса, однако необходимо заметить, что Трудовой кодекс как федеральный закон не должен противоречить основному закону страны — Конституции РФ, которая является основополагающим актом, устанавливающим принципы деятельности в области трудового права.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
«Труд свободен» — определяется в ст. 37 Конституции РФ. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
До рассмотрения трудового спора трудовым арбитражем или с помощью посредника применяются примирительные процедуры, под которыми законодатель понимает рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже. За уклонение от участия в примирительных процедурах предусмотрена ответственность.
Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствующие его проведению, подвергаются дисциплинарному взысканию. Также подвергаются дисциплинарному взысканию представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры.
Представителями работодателей являются руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы (Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»).
Не менее важным является гарантированное Конституцией РФ положение об отдыхе. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
В своей деятельности работодатель также обязан руководствоваться международным законодательством в области труда. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры, ратифицированные Россией, являются частью ее национальной правовой системы. Причем в случае коллизии норм международного и национального права действуют нормы международного права, которые являются приоритетными по отношению к национальным нормам.
Примером международных актов могут служить:
1) Конвенция Международной организации труда N 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.);
2) Конвенция Международной организации труда N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности (Монреаль, 9 октября 1946 г.);
3) Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.), устанавливающее правила автомобильных перевозок, совершаемых любым транспортом, зарегистрированным на территории государства, являющегося договаривающейся стороной. Оно определяет, что каждая Договаривающаяся Сторона должна применять на своей территории к международным автомобильным перевозкам, совершаемым любым транспортным средством, зарегистрированным на территории государства, не являющегося Договаривающейся Стороной настоящего Соглашения, положения не менее строгие, чем установлены Соглашением;
4) Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на период 1998 — 1999 гг. (Женева, 26 марта 1998 г.) определила одной из своих целей:
А) повышение значимости и действенности законодательства, которое включает: реформирование трудового законодательства, социального страхования, пенсионного обеспечения и системы охраны труда, обеспечение эффективной выплаты заработной платы и создание соответствующих механизмов контроля за соблюдением правовых норм;
Б) содействие занятости в форме:
— содействия созданию полной и продуктивной занятости;
— помощи в развитии предприятий и людских ресурсов;
— реализации программ создания и сохранения рабочих мест;
— предотвращения массового высвобождения рабочей силы в кризисных районах и разработке мер по преодолению дискриминации на рынке;
5) Административная инструкция к Евразийской патентной конвенции (утв. Административным советом Евразийской патентной организации на втором (первом очередном) заседании 1 декабря 1995 г.) (Изменения и дополнения утверждены на четвертом (третьем очередном) заседании Административного совета ЕАПО 23 января 1997 г.);
6) Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (Москва, 9 сентября 1994 г.);
7) другие международные акты.
Проблема принудительного труда до сих пор остается важным неразрешенным элементом в трудовых отношениях сторон трудового договора. Хотя Трудовой кодекс определил понятие принудительного труда, регламентировал, что стоит или, наоборот, не стоит относить к принудительному труду.
Принудительный труд по Трудовому кодексу РФ представляет собой выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
1) в целях поддержания трудовой дисциплины;
2) в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
3) в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
4) в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
5) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Именно такие формы принудительного труда закреплены в Конвенции Международной организации труда N 105 об упразднении принудительного труда. Как видно, они реципированы Трудовым кодексом РФ.
Трудовой кодекс РФ определил дополнительные условия, при наличии которых труд относится к категории принудительного. Так, к принудительному труду относятся:
1) нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
2) требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
Однако Трудовой кодекс также регламентировал условия, при которых труд не будет относиться к принудительному. Согласно ТК РФ принудительный труд не включает в себя:
1) работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
2) работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
3) работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Если работодатель обязал работника трудиться в условиях, не отвечающих нормальным требованиям, в результате чего работнику было причинено увечье либо иным образом повреждено здоровье, то работодатель обязан возместить вред работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья (в том числе при наступлении потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей, после переезда пострадавшего на территорию другого государства), смерти. Возмещение вреда производится работодателем государства, законодательство которого распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти.
Судебная коллегия по гражданским делам в своем Определении от 16 сентября 2003 г. регламентировала, что дела о возмещении вреда, причиненного истцам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, компетентны рассматривать суды государства, на территории которого имело место действие, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, или суды государства, на территории которого проживают лица, имеющие право на возмещение вреда.
Так, М. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с ходатайством о разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения Липоводолинского суда Сумской области Республики Украина.
Определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 мая 2003 г. в принудительном исполнении решения Липоводолинского суда Сумской области Республики Украина от 7 октября 2002 г. о возмещении ущерба, причиненного повреждением здоровья на территории Российской Федерации, отказано.
В частной жалобе М. просил отменить это определение и направить дело на новое рассмотрение, считая, что судом неправильно применен закон, регулирующий принудительное исполнение решений иностранных судов.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 16 сентября 2003 г. жалобу удовлетворила по следующим основаниям: в соответствии со ст. 55 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. в признании судебного решения или разрешении исполнения может быть отказано, если согласно положениям настоящей Конвенции, а в случаях, не предусмотренных ею, согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть признано и исполнено судебное решение, дело относится к исключительной компетенции ее учреждений юстиции.
Отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства, суд ссылался на названную Конвенцию, считая, что ею определено, что дела о возмещении вреда, причиненного истцу трудовым увечьем, компетентны рассматривать суды того государства, на территории которого имело место причинение вреда или на территории которого находится ответчик.
Между тем с таким выводом нельзя согласиться, поскольку согласно ст. 8 Соглашения о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, от 9 сентября 1994 г. по делам, предусмотренным в настоящем Соглашении, компетентен суд Стороны, на территории которой имело место действие, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, или суд Стороны, на территории которой проживают лица, имеющие право на возмещение вреда, по выбору пострадавшего.
Как видно из дела, несчастный случай на производстве произошел 20 июня 1997 г. в поселке Ямбург Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа, местом нахождения организации является г. Надым Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако пострадавший проживает на Украине и в качестве компетентного суда правомерно выбрал суд Украины.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 мая 2003 г. отменила, а дело направила на новое рассмотрение в тот же суд.
Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством.
Такие положения предусматривает Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
Оно также регламентирует, что возмещение вреда производится работодателем Стороны, законодательство которой распространялось на работника во время его трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание, и в том случае, если указанное заболевание впервые было выявлено на территории другой Стороны.
В тех случаях, когда работник, получивший профессиональное заболевание, работал на территории нескольких Сторон в условиях и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение вреда осуществляется работодателем Стороны, на территории которой в последний раз выполнялась указанная работа.
Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, определяет, что стороны обеспечивают в приоритетном порядке свободный перевод и выплату денежных средств по возмещению вреда работникам (а в случае их смерти — лицам, имеющим право на возмещение вреда), постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки и (или) учреждения почтовой связи.
Перевод денежных средств по возмещению вреда осуществляется в порядке, устанавливаемом межправительственным Соглашением о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам, за счет работодателя.
В случае ликвидации предприятия, ответственного за вред, причиненный работникам, и отсутствия его правопреемника Сторона, на территории которой ликвидировано предприятие, гарантирует возмещение вреда этим работникам в соответствии с национальным законодательством.
Основным актом трудового законодательства является Трудовой кодекс. Он определяет права, обязанности работников и работодателей, порядок заключения трудовых договоров, режим рабочего времени и отдыха, порядок разрешения трудовых споров, положения об оплате труда и другие не менее важные аспекты трудовых отношений между работодателем и работником.
В своей деятельности работодатель должен руководствоваться локальными актами, принятыми в данной организации, такими как: приказ о приеме работников на работу, учетная карточка работника; приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу; график отпусков; приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку; приказ (распоряжение) о поощрении работника и другие.