Предмет в уголовном праве

Методы уголовного права

Осмысление сущности уголовного права, его предмета требует и определения его методов.

Вообще метод права определяют как совокупность правовых средств воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования. Метод правового регулирования определяют и как совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется воздействие на участников правоотношений. Иными словами, метод права определяет, каким образом осуществляется правовое регулирование тех или иных отношений. Метод каждой отрасли права имеет свои особенности, обусловленные предметом регулирования. В последнее время в научной литературе говорят уже не об одном методе правовой отрасли, а о системе методов, выступающих в различных сочетаниях и имеющих различное значение.

Определение методов уголовного права вытекает из его предназначения, предмета регулирования и особенностей функционирования данной отрасли права.

Поскольку уголовное право предназначено прежде всего для регулирования общественных отношений, возникающих в связи совершением общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, то в первую очередь следует говорить о традиционном его методе – принуждении.

Метод принуждения—это способ воздействия на общественные отношения посредством применения мер уголовной ответственности к лицам, совершившим преступление, а также иных мер принудительного характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом. При совершении преступления государство обязано применить к виновному лицу наказание либо иные меры уголовной ответственности. Если общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершено в состоянии невменяемости, к нему применяются принудительные меры безопасности и лечения. Такие меры применяются и в иных случаях, предусмотренных в уголовном законе. Иными словами, когда начинается практическое применение уголовно-правовых норм, начинает действовать метод принуждения.

Для регулирования общественных отношений используется также метод запрета.

Метод запрета—это способ воздействия на общественные отношения посредством запрещения совершения общественно опасных деяний, предусмотренных в уголовном законе, под угрозой наказания. Этот метод используется еще до начала применения метода принуждения, то есть он распространяется на всех граждан, на которых возлагается обязанность не нарушать установленные уголовным законом запреты (опосредованное регулирование общественных отношений). Указанный метод имеет значение и для уголовно-правовой оценки уже совершенного общественно опасного деяния, когда применяется соответствующая уголовно-правовая норма, содержащая запрет (непосредственное регулирование общественных отношений).

Кроме указанных методов уголовного права, в литературе выделяют методы дозволения, предписания и поощрения.

Метод дозволения — это такой способ воздействия на общественные отношения, когда гражданам разрешается по своему усмотрению, при соблюдении условий, установленных уголовным законом, совершать деяния, формально содержащие признаки преступления. Этот метод позволяет гражданам пресекать общественно опасные посягательства путем причинения вреда нападающим, задерживать лиц, совершивших преступления, путем причинения им вреда, спасать более ценные блага путем причинения менее значительного вреда, действуя в состоянии крайней необходимости и т.п. Фактически метод дозволения находит отражение во всех статьях УК, предусматривающих обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. ст. 34—40). Данный метод распространяется на любых граждан, в том числе и на лиц, обязанных в силу своего профессионального положения противодействовать преступности.

Метод предписания—это способ воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере применения норм уголовного права, посредством законодательной регламентации оснований и порядка применения уголовно-правовых норм и институтов. Этот метод распространяется главным образом на правоприменителей. В УК подробно регламентируются вопросы, связанные с назначением наказания, освобождением от уголовной ответственности и наказания, погашением и снятием судимости и другие. В соответствующих статьях УК фактически содержатся предписания о том, как должны действовать правоприменительные органы, разрешая на практике такие вопросы.

Метод поощрения—это такой способ воздействия на общественные отношения, который стимулирует отказ от совершения преступления (добровольный отказ от совершения преступления исключает уголовную ответственность), совершение действий по уменьшению причиненного преступлением вреда (деятельное раскаяние является обстоятельством, смягчающим ответственность, и может служить основанием освобождения лица от уголовной ответственности), положительное поведение осужденных во время отбывания назначенного им наказания, свидетельствующее об их желании исправиться или стать на путь исправления (например, условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено к осужденному лишь при его примерном поведении, доказывающем его исправление; замена неотбытой части наказания более мягким применяется к лицу, твердо вставшему на путь исправления).

Все указанные методы, используемые в уголовном праве, взаимосвязаны и имеют своим предназначением обеспечение задач, стоящих перед этой правовой отраслью.

Определив предмет и метод уголовного права, дадим более полное определение его понятия.

1. Понятие, предмет, метод уголовного права рф.

Уголовное право России – это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему общеобязательных норм, которые устанавливают, какие общественно опасные деяния (действия или бездействие) признаются преступными и какое наказание должно применяться за их совершение.

Предмет УП – это общественные отношения, возникающие вследствие совершения общественно опасного деяния (посягательства).

Выделяют 3 группы общественных отношений:

  1. Охранительные УП-ые отношения – это общественные отношения, возникающие между государством и лицом, совершившим запрещенное УК деяние;

  2. Регулятивные УП-ые отношения – это общественные отношения, возникающими между государством, преступником и гражданином, наделенным государством правом причинения вреда при наличии особых обстоятельств (необходимая оборона);

  3. Предупредительные УП-ые отношения – это общественные отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления.

Метод УП – это совокупность правовых средств, приемов воздействия на общественные отношения в целях их урегулирования.

Основной метод УП – императивно-ограничительный – это запрет под страхом наказания. (включает в себя метод предписания и запрета).

Еще есть дозволительно-разрешительный – используется в отношениях, которые возникают в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния (необходимая оборона).

2. Задачи и система уголовного права рф. Соотношение с другими отраслями права.

Задачи УП содержатся в ст. 2 УК.

Можно разделить их на 3 блока:

  1. Охрана от преступных посягательств:

  1. прав и свобод человека и гражданина

  2. собственности

  3. общественного порядка

  4. общественной безопасности

  5. окружающей среды

  6. конституционного строя РФ

  1. Обеспечение мира и безопасности человечества;

  2. Предупреждение преступлений:

  1. общая превенция: предупреждение совершения преступлений членами общества в целом путем установления УП-ого запрета;

  2. частная превенция: предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими какое-либо преступное деяние, путем применения к ним наказания или иных мер УП-ого характера

Система УП — это внутреннее строение УП, которое отражает объединение и дифференциацию правовых норм.

Уголовное законодательство РФ состоит из УК РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в кодекс.

УК РФ состоит из:

1.Общей и Особенной частей

2.Части включают в себя разделы. (по 6 разделов в каждой части)

3.Разделы наполнены главами. (всего 34 главы, в общей:15 в особенной:19)

4.Главы состоят из статей. (всего 360 статей)

Система УП:

  1. Общая часть УП – включает в себя основные понятия и институты УП, положения об УО и применении наказания, порядок и условия освобождения от УО и наказания;

  2. Особенная часть УП – содержит конкретные виды преступных деяний и наказаний, применяемых за их совершение.

Наиболее тесно связано с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Объединяет: задача борьбы с преступностью, нормы применяются на одном основании – совершение преступления. В УПП – предмет регулирования – отношения между государством и гражданином в связи с совершением преступления. В УИП – отношения, возникающие в связи с вступлением в законную силу приговора суда.

В определённой степени УП связано с АП. Где предметом регулирования является отношения, возникающие с совершением административного правонарушения.

Уголовное право взаимодействует с другими отраслями российского права и, в частности, с конституционным правом. Такая связь обусловлена в первую очередь тем, что юридической основой действующего уголовного законодательства является Конституция РФ.

Многие положения, которые закреплены в Конституции, нашли свое более полное развитие и конкретизацию именно в статьях УК РФ.

Ряд вопросов связан с международным правом.

Предмет уголовного права

Различают предмет уголовного права как отрасли, как науки и как учебной дисциплины.

Предмет уголовного права как отрасли представляет собой общественные отношения, которые возникают в связи с совершением и по поводу совершения деяния и предусмотрены уголовным законом.

Предмет уголовного права как науки – это закономерности и научные понятия уголовно-правового регулирования, которые обнаруживаются в результате анализа законотворческой, правоприменительной и теоретической деятельностью.

Предмет уголовного права как учебной дисциплины представляет собой определения институтов и норм уголовного права, а также основные положения теории, которые получили отражение в законотворческой, научной и правоприменительной деятельности.

Таким образом, предмет уголовного права заключает в себе то, что регулируется, охраняется отраслью, изучается учебной дисциплиной и исследуется наукой уголовного права.

Методы уголовного права – это способы или приемы, с помощью которых регулируются, охраняются отраслью, изучаются учебной дисциплиной и исследуются наукой уголовного права.

Методы уголовного права как отрасли делятся на:

  • компромисс;
  • принуждения;
  • убеждения.

Компромисс представляет собой такой метод, который освобождает от наказания и уголовной ответственности, досрочно прекращает уголовно-правовые последствия осуждения лица, а также применяет обстоятельства, которые исключают преступность деяния.

Метод принуждения является основным. И, главным образом, выражается в применении наказания и в иных мерах уголовно-правового воздействия.

Убеждение отражается в разъяснении положений противоправного или дозволенного поведения и угрозы применения уголовного наказания либо иных мер уголовно-правового воздействия.

К методам науки уголовного права относятся:

  • юридический;
  • диалектический;
  • социологический;
  • системный;
  • историко-правовой;
  • сравнительно-правовой.

Юридический (догматический) предоставляет возможность исследовать положения уголовного права благодаря их толкованию, формулированию положений уголовного закона, а также позволяет выявить имеющиеся противоречия и пробелы в уголовно-правовом регулировании.

Диалектический (философский) метод позволяет открыть уголовно-правовые явления во всеобщей связи и развитии, исследуя причинную связь между наступившими последствиями и общественно опасным деянием.

Социологический метод помогает рассмотреть вопросы уголовного права, учитывая при этом социальные явления, к примеру, при назначении наказания, декриминализации и криминализации преступления, его предупреждения.

Системный метод позволяет исследовать и изучить положения уголовного права во взаимодействии друг с другом, с положениями иных отраслей права, при этом учитывая их связь друг с другом и взаимное влияние.

Историко-правовой метод помогает в исследовании положений уголовного права, сравнивая при этом предшествующие теоретические воззрения и ранее действовавшие положения законодательства в хронологическом порядке.

Сравнительно-правовой (компаративистский) метод позволяет соотнести институты и нормы различных этапов развития законодательства и отраслей права, а также сопоставить различные правовые системы государств.

К методам уголовного права как учебной дисциплины относятся:

  • разъяснение и уяснение теоретических положений;
  • анализ законодательства и практики его применения.

Разъяснение представляет собой придание ясности другим лицам в понимании уголовно-правовых явлений и заключается в доступном объяснении им этих явлений.

Уяснение позволяет осмысливать уголовно-правовые явления, обретать ясность в их понимании.

Названные выше методы уголовного права как науки, отрасли и учебной дисциплины существуют в общей взаимосвязи, а не в самостоятельных независимых системах. В некоторой степени они пересекаются и обладают способностью взаимопроникновения. Их универсальность и взаимообусловленность можно представить на примере метода анализа, позволяющий разложить норму (институт) уголовного права на составляющие его элементы и осмыслить их. На примере метода синтеза, который дает возможность моделирования, систематизации уголовно-правовых положений.

Издание: Российское уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов

Глава 1.

Понятие, предмет, система, методы и задачи уголовного права

§ 1. Понятие уголовного права, его предмет и система

В зарубежных системах права понятие уголовного права происходит либо от понятия «преступление», что чаще всего бывает в англоязычных странах (в Австралии, Великобритании, США и др.), либо от понятия «наказание» (в Германии, Болгарии и др.). В отличие от этого в России название «уголовное право» в современном русском языке имеет опосредованное отношение и к преступлению, и к наказанию.

Во все времена и у всех народов всегда были люди, которые шли против общества, совершали общественно опасные, вредоносные деяния, наносили обиды своим согражданам, обществу в целом, государству. Общество не могло и не считало нужным с этим мириться и всегда наказывало за такое поведение. Сначала эти наказания носили стихийный характер, затем постепенно они стали приобретать вид упорядоченного процесса. Со времени появления писаного права нормы, определяющие размер, вид наказания и порядок его применения, одними из первых были оформлены в виде отдельных актов — законов.

С течением времени, когда таких норм накопилось очень много, их стали группировать в большие нормативные акты — кодексы. Поэтому последние 200 лет мир стремится жить по кодифицированному уголовному праву. Постепенно сформировалось и понимание того, что должно быть в этих кодексах: понятия преступления и его видов, уголовного наказания и его видов, освобождения от уголовного наказания и уголовной ответственности.

Что касается самого понятия «уголовное право», то оно восходит, скорее всего, к понятию «головничество» по древнерусскому праву — расплата головой, т. е. жизнью, за совершение тяжкого преступления. Таким образом, в основу нынешнего понятия положено не наказание как таковое, а наиболее суровый вид наказания — смертная казнь. С последней четверти XVIII в., после принятого в 1775 г. Указа Екатерины II «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», прилагательное «уголовный» («уголовный суд», «палата уголовного суда», «уголовные дела», «стряпчий уголовных дел») закрепляется в официальных документах. Более того, с легкой руки М. Сперанского, готовившего объяснения к проекту Уголовного уложения Российской империи 1813 г., представленные в 1824 г. на рассмотрение общего собрания Государственного Совета, термин «уголовное право» прочно вошел в нашу жизнь. Законы, «кои объемлют преступления, суть законы уголовные». Упомянутое Уголовное уложение по сути своей было первым уголовным кодексом России.

С тех пор серьезных изменений в уголовном праве не произошло. Оно так же включает в себя:

  1. понятие и виды преступлений;
  2. понятие и виды наказаний, налагаемых за совершенные преступления;
  3. общие начала и правила назначения наказания;
  4. описание субъекта преступления (лицо, которое совершило преступление и может быть подвергнуто уголовному наказанию);
  5. порядок и виды освобождения от уголовной ответственности и (или) наказания;
  6. основания и порядок применения мер уголовно-правового воздействия, не являющихся наказанием.

Все это вместе взятое образует предмет уголовного права.

В настоящее время под уголовным правом понимается, во-первых, отрасль права; во-вторых, отрасль законодательства; в-третьих, отрасль правовой науки, изучающей и право и законодательство; и, в-четвертых, учебная дисциплина, которая изучает и право, и законодательство, и правовую науку.

Система уголовного права очень проста: все уголовное право делится на Общую и Особенную части.

В Общей части рассматриваются задачи и принципы уголовного права, уголовный закон и особенности его действия во времени, пространстве и по кругу лиц, понятие преступления и его виды, вина, соучастие, обстоятельства, исключающие преступность деяния, наказание, его цели и виды, порядок назначения наказания и освобождения от наказания. Здесь же описываются основания и особый порядок применения к некоторым категориям лиц мер уголовно-правового реагирования, не являющихся наказанием.

В Особенной части описываются конкретные преступления и предусмотренные за их совершение наказания.

Нормы Общей и Особенной частей уголовного права неразрывно связаны между собой: нормы Общей части сами по себе применяются очень редко, поскольку не бывает «преступления вообще», а совершаются конкретные убийства, изнасилования, акты терроризма и т. д. В то же время нормы Особенной части в принципе не могут применяться без положений Общей части, поскольку они содержат описания субъекта преступления, вины и т. д. Таким образом, нормы Общей и Особенной частей уголовного права тесно и неразрывно связаны между собой и представляют единый нормативный комплекс.

§ 2. Методы уголовного права

В современной юридической литературе понятие «метод» нередко смешивают с понятием «методология» и употребляют их как синонимы, что приводит к размыванию границ и того и другого понятия.

Метод — это способ получения результата, избранный исследователем путь познания, конкретные приемы и операции действия и воздействия. Поэтому в уголовном праве целесообразно рассматривать вопрос о методе в двух аспектах: во-первых, метод познания, метод изучения уголовно-правовой материи; и, во-вторых, метод правового регулирования общественных отношений. В первом случае можно говорить о методе науки уголовного права, а во втором — о методе уголовного права как отрасли права.

Методология — понятие интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные теоретические концепции, диалектические категории и законы, обще- и частнонаучные методы. Поэтому методологию нельзя сводить к одному из названных компонентов, в том числе и к методу. В противном случае за ее пределами останутся другие составные части методологии. В равной степени методологию нельзя сводить и к простой сумме различных компонентов. В сумме своей они образуют некое новое качество, с арифметической точки зрения значительно большее, чем просто сумма качественных и количественных характеристик составляющих ее элементов.

Метод позволяет узнать одну из сторон изучаемого явления. Методология позволяет познать сущность этого явления. При этом методология — это не инструмент, а матрица, формирующая поиск необходимого набора инструментов, которая позволяет отразить специфическую сущность конкретного социально-правового явления.

Методология — это система координат, а метод — вектор поиска и действия. Система координат может быть построена только на основе приверженности какой-либо одной методологической линии, что не исключает стремления по мере накопления знания объединить различные интеллектуальные традиции и подходы. Это определяется действительными потребностями познания.

Метод и методология — понятия разные, но тесно связанные друг с другом.

Метод науки уголовного права является чрезвычайно важным инструментом познания. От правильно выбранного метода зависит достоверность полученных результатов. Недаром Фрэнсис Бэкон — английский философ — еще 400 лет тому назад удачно сравнил метод со светильником, освещающим путнику неизвестную дорогу в темноте.

Многие философы на протяжении истории человечества уделяли проблеме метода самое пристальное внимание. Наиболее существенный вклад в исследование метода внес в свое время Иммануил Кант. Его «Трансцендентальное учение о методе» (вторая часть работы «Критика чистого разума») до сих пор является настольной книгой всех методологов. Конечно, механическое перенесение философских категорий в область права — неприемлемо, но без философской основы рассуждать о методе в праве тоже не стоит. Именно философия помогает выработать мировоззренческий взгляд на окружающую действительность, без которого невозможно комплексно оценить все многообразие происходящих вокруг человека процессов.

Согласно Канту, метод — это способ действия. Таких способов может быть много, поэтому Кант выделяет следующие виды методов: догматический, критический, математический, натуралистический, научный, синтетический, скептический и экспериментальный. Не все из них используются наукой уголовного права непосредственно.

С. П. Мокринский в начале века выделял три метода: догматический, политический, этический. Н. С. Таганцев приблизительно в то же время писал о догматическом и критическом методах. А. В. Наумов сегодня выделяет догматический, социологический, сравнительно-правовой, диалектический (философский) методы. Он завершает это перечисление многозначительным «и др.», что дает основания предполагать наличие целого ряда других методов. Ничего удивительного в этом нет, так как терминологическая многозначность и концептуальная неоднородность присуща теории как таковой.

Предложенный А. В. Наумовым набор методов в целом приемлем, но к нему следует добавить еще метод криминологический. В современных уголовно-правовых исследованиях сложилась такая ситуация, при которой его подразумевают и им пользуются все без исключения исследователи, но никто о нем не говорит. Представляется, что этот метод является важной составляющей частью современной системы методов уголовно-правовых исследований.

Использование любого метода, и тем более комплекса методов, в уголовном праве не является самоцелью. Это нужно, во-первых, для восприятия выраженной воли законодателя; во-вторых, для уяснения воли законодателя; в-третьих, для использования воли законодателя правоприменяющим органом (прежде всего, судом); в-четвертых, для исполнения решения правоприменительного органа.

В самом общем виде методы науки уголовного права могут быть подразделены на формальные и содержательные. К первым относятся догматический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы, ко вторым — философский, криминологический и социологический.

Догматический метод (логический, формально-логический, грамматический, синтаксический, герменевтический, собственно юридический) позволяет уяснить смысл правовой нормы с помощью анализа логической конструкции нормы и значения терминов, использованных законодателем. Это один из самых древних методов познания. Все остальные методы в определенном смысле являются производными от него. Когда-то он был самодостаточным, ибо позволял досконально изучить саму норму как таковую либо совокупность норм, институтов, понятий уголовного права вполне адекватно ситуации. Однако в связи с усложнением общественных отношений, всей структуры общества его возможности в познании уголовно-правовой материи постепенно сужались. Это привело к тому, что в отечественной литературе он одно время вовсе не учитывался. Между тем в период бурного обновления законодательства роль этого метода возрастает как никогда, поскольку при кажущейся стабильности основных понятий уголовного права они с течением времени могут приобретать новый смысл, отличный от того, что был прежде. Принятие нового уголовного закона всегда заставляет пересмотреть весь научно-операционный аппарат.

Сравнительно-правовой метод, как это следует из самого названия, заключается в анализе норм уголовного права в сравнении с другими нормами. Как правило, все исследователи говорят о сравнении с нормами и институтами уголовного права зарубежных стран. Но это только одна сторона этого метода: его компаративистский аспект. Другая обязательная составляющая данного метода заключается в сравнении норм и институтов уголовного права с аналогичными институтами других отраслей российского права. Например, арест известен, помимо уголовного права, также уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, административному и другим отраслям права.

Использование этого метода позволяет, во-первых, учитывать весь потенциал отечественного законодательства, обогащая и обогащаясь при этом, а во-вторых, учитывать и внедрять все лучшие мировые достижения уголовно-правовой мысли. Речь, разумеется, не идет о «голом» заимствовании, ибо на русской земле может плодоносить только то, что здесь и зародилось. Однако отгораживаться железным занавесом от всего мира тоже было бы ошибкой.

Использование этого метода позволяет не только лучше познать день сегодняшний, но и вычленить тенденции в развитии уголовного законодательства. Знание этих тенденций имеет огромное значение для своевременного обновления законодательства, для теоретической работы «на опережение». Грамотное использование этого метода позволяет поддерживать уголовное законодательство на современном, действительно мировом уровне.

Историко-правовой (исторический) метод дает возможность взглянуть на нормы и институты уголовного права через призму исторического развития уголовного права и уголовно-правовой науки. К сожалению, до недавнего времени использование этого метода сводилось к критике досоциалистических правовых учений. Однако, как известно, история не знает сослагательного наклонения, поэтому критиковать прошлое так же бессмысленно, как обижаться на вчерашний дождь. Следует делать выводы и учиться на ошибках прошлого тогда, когда они имели место. Таким образом, этот метод имеет огромное учебно-познавательное и воспитательное значение. Дело в том, что история — это всегда веер неосуществленных возможностей. Умный законодатель учится на ошибках других.

История отечественной уголовно-правовой мысли весьма богата и насыщена оригинальными самобытными идеями. Это в равной степени относится как к теории, так и к практике законотворчества. Российские уголовно-правовые традиции едва ли не самые древние в Европе. Дореволюционное уголовное законодательство было исключительно скрупулезно и всесторонне проработано. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в системе уголовного законодательства дореволюционной России насчитывалось десять источников уголовного права. Игнорировать такой богатейший опыт просто недопустимо.

Философский (диалектический) метод очень часто сводят к использованию в уголовно-правовом исследовании основных законов и категорий диалектики. В определенной степени это верно, ибо ни одна конкретная наука не вырабатывает свои собственные философские определения, а использует те, что выработаны философами. Однако сводить философский метод к простому заимствованию и использованию ни в коем случае нельзя. «Философский метод, — писал известный логик П. В. Копнин, — несводим к специальным, как и наоборот, специальный метод нельзя рассматривать преломлением, формой проявления философского… Каждый из специальных методов своеобразен и не является какой-то “маленькой”, плохонькой модификацией диалектики». Лучше не скажешь.

Диалектический метод — это комплексность, системность, масштабность и перспективность исследования, действующие одновременно, «в ансамбле», поэтому он в принципе несводим к чему-то одному. Как воспитание человека нельзя сводить к умению здороваться, говорить, сморкаться и т. д., так и диалектический метод не сводится к использованию отдельных категорий или приемов диалектики.

Диалектический метод предполагает «материализованное» торжество разума и здравого смысла. Как писал Гегель: «Рассматривать что-либо разумно означает не привносить извне разум в этот предмет, обрабатывая его таким образом, но видеть предмет для себя разумным».

Социологический (конкретно-социологический) метод рассматривает институты уголовного права как социальные явления. Он позволяет анализировать все многообразие связей и зависимостей между правом как социальным феноменом и обществом, изучать социальные функции права и комплексные процессы трансформации юридических норм в социально значимое поведение во всех возможных деталях. Именно наблюдение жизни во всем ее многообразии позволяет вскрыть социальную обусловленность уголовно-правовых норм, понять механизм реального действия норм права и узнать их эффективность.

Социологический метод заключается в проведении различных конкретно-социологических исследований, в процессе которых могут использоваться различные частные социологические приемы и методы сбора информации и ее анализа. Последние десятилетия наука накопила достаточно большой опыт проведения таких исследований. К сожалению, полученные результаты далеко не всегда впоследствии используются. Как проповедовал патриарх науки русского уголовного права Н. С. Таганцев: «Из жизни для жизни — вот девиз, который должен быть начертан на знамени законодателя». Использование социологического метода как нельзя лучше выражает следование этому девизу.

Криминологический метод сродни социологическому, но имеет четко выраженную направленность. Он позволяет понять, как уголовный закон сказывается на уровне и динамике преступности: ведет к снижению, дает рост или является статистически безразличным. Кроме того, изучение с помощью этого метода санкций свидетельствует об установленном государством уровне уголовно-правовой репрессии и о соотношении этого уровня с общественными ожиданиями. При этом всегда выявляются определенные расхождения. Так, многочисленными социологическими исследованиями установлено, что население постоянно недовольно уровнем уголовного наказания «вообще» и одновременно эти же люди требуют снижения наказания тем, кого они знают (товарищи или знакомые по работе, соседи); при общем требовании жестче наказывать преступников одновременно раздаются такие же требования об отмене смертной казни и т. д. Все это говорит как о неоднородности человеческих устремлений, так и о необходимости дифференцированного подхода при определении наказания в каждом конкретном случае.

Метод уголовно-правового регулирования. Последние десятилетия в общей теории права устоялось мнение, что каждой отрасли права присущ специфический метод правового регулирования. При этом под методом понимается прием или совокупность приемов воздействия на общественные отношения с целью их изменения или сохранения с использованием различного юридического инструментария, предусмотренного законом.

Одновременно существует и другая точка зрения, согласно которой существование отраслевых методов вряд ли возможно. Есть общеправовой метод или общеправовые методы, действующие в каждой отрасли права со своей спецификой проявления. Таким образом, выделение специфического метода правового регулирования даже для тех основных отраслей права, где, по общему признанию, он должен быть наиболее ярко выражен, оказывается весьма проблематичным.

К сожалению, на каком-то этапе дискуссия пошла, как представляется, в ложном направлении. Противники выделения отраслевых методов стали требовать отыскания в каждой отрасли права такого особенного метода, который больше нигде не применялся. Но это в принципе неверный путь, ибо все в нашей жизни взаимосвязано и не может быть отделено друг от друга «китай¬ской стеной». Скажем, метод санкционной защиты присущ всем без исключения отраслям права, но санкции гражданского права отличаются от санкций уголовного права, а санкции уголовного права — от санкций трудового права. Именно санкционная защита делает норму правовой, но проявление этой защиты различно в различных отраслях права. В противном случае можно договориться до того, что деление права на отрасли вообще излишне: мол, есть одно «большое» российское право — и этого вполне достаточно.

Поскольку мы ведем речь об уголовном праве, постольку естественным является применение карательных средств, наказания. Эта «естественность» привела к тому, что наказание долгое время считалось единственным методом уголовно-правового регулирования. Такой подход сохранялся до середины 70-х гг., когда стали появляться первые работы, ставящие под сомнение монополистическое положение карательного метода в уголовном праве.

Сегодня, в резко изменившихся условиях общественной жизни, уповать на всесилие кары явно не приходится. Необходимо использовать и другой инструментарий.

Сказанное позволяет сделать вывод: принуждение и поощрение — вот два основных метода правового регулирования в сфере действия уголовного закона. Принуждение применяется к лицам, преступившим грань дозволенного, и выражается в лишении человека принадлежащих ему благ (от имущества до свободы и даже жизни). Поощрение применяется к лицам, испытывающим раскаяние, стремящимся вернуться к честной законопослушной жизни и предпринимающим в этом направлении конкретные, одобряемые обществом шаги. Выражается оно в освобождении от обременений, налагаемых (или могущих быть наложенными) на лицо в связи с совершенным деянием.

Без принуждения уголовное право перестает быть уголовным и не может даже называться правом при нынешнем уровне развития общественной морали и общественных отношений. Без поощрения уголовная юстиция теряет смысл, поскольку любые усилия человека загладить свою вину перед обществом не будут получать подкрепления и в конечном счете постепенно затухнут. Наказание будет носить исключительно возмездный характер, а цель исправления и перевоспитания превратится в пустую фразу. В таких условиях интегративная роль уголовного права полностью утратится, а общество будет по-прежнему делиться на «чистых» и «нечистых».

Два этих метода находятся в определенном противоречии друг с другом, поскольку преступников во все времена было принято наказывать. За столетия выработался даже стереотип пунитивного (от англ. punitivе — «карательный») правосудия, именуемого в нашей литературе обвинительным уклоном. Для согласования этих противоречий мы и должны использовать в качестве равноправного метод поощрения в уголовном праве. Вопрос достижения подлинной гармонии между принуждением и поощрением в уголовном праве — это вопрос будущего. Мы находимся лишь в самом начале этого пути.

В этой связи следует отметить, что в документах ООН в последние годы появился новый термин — реституционное правосудие (от англ. Restorative — «восстановление»), главная цель которого — урегулирование конфликта. Иными словами, цель уголовного правосудия переносится с осуждения на восстановление, реставрацию нормальных общественных отношений (в том числе и между виновным и потерпевшим), оказавшихся порушенными совершенным преступлением. В полной мере на достижение этой цели работает норма, предусмотренная ст. 76 УК РФ: «Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред».

§ 3. Задачи уголовного права

Уголовное право всей своей мощью призвано охранять общество, государство и человека от преступных посягательств. Это прямо записано в ч. 1 ст. 2 УК РФ: «Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений». Хотя задачи уголовного права и Уголовного кодекса — это разные смысловые категории, но в своих главных чертах они совпадают.

Таким образом, уголовный закон выделяет две задачи уголовного права: охранительную и предупредительную. УК РСФСР 1960 г. выделял только охранительную задачу, а Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. — одного из самых теоретически разработанных правовых актов последних десятилетий в сфере борьбы с преступностью — называли три задачи: охранительную, предупредительную и воспитательную.

Такое деление наиболее полно на сегодняшний день отражает место и роль уголовного права не только в правовой системе, но и в обществе в целом.

Охранительная задача выражается в защите уголовно-правовыми средствами объектов правовой охраны, перечисленных в ч. 1 ст. 2 УК РФ. Эти средства также закреплены в законе в ч. 2 ст. 2: а) установление основания и принципов уголовной ответственности; б) определение круга деяний, признаваемых в данный момент преступлениями (криминализация деяний); в) установление наказаний за совершаемые преступления (пенализация преступлений); г) установление иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Основание уголовной ответственности и принципы уголовной ответственности определяют понятия преступления, субъекта преступления, вменяемости и все остальные вопросы Общей части уголовного права.

Криминализация деяний решается через включение в Особенную часть УК РФ норм об ответственности за те или иные преступления. Это сложнейший вопрос законотворческой практики и уголовной политики. Закон не должен содержать «мертвых» норм, описывающих преступления только на бумаге, но не встречающихся в жизни. В то же время нельзя криминализировать массовые деяния, даже если они и являются общественно опасными (например, переход улицы на красный свет светофора).

Пенализация преступлений призвана решить вопрос о целесообразности применения того или иного вида и размера наказания за совершенное преступление, с одной стороны, и возможности государства по исполнению этих наказаний — с другой. У нас до сих пор не исполняются некоторые виды наказаний, предусмотренных УК, так как государство по разным причинам оказалось не готово к их исполнению.

Предупредительная, или профилактическая задача уголовного права выражается в создании препятствий для совершения преступлений. Речь идет об общей и специальной превенции. Под общей превенцией понимается создание условий недопущения совершения преступлений кем бы то ни было, под специальной превенцией — создание условий, препятствующих совершению преступлений лицами, ранее уже совершавшими преступные действия.

Это направление последнее время весьма интенсивно развивается в науке уголовного права. Принято, в частности, различать общую превенцию уголовного закона, общую и специальную превенцию наказания. Последнее очень важно для практического правоприменения. Многочисленными исследованиями установлено непреодолимое желание граждан постоянно ужесточать уголовное наказание. Государственная Дума Федерального Собрания РФ постоянно получает законопроекты и предложения по введению ответственности за все новые и новые виды преступлений и за установление более жестких санкций (по сравнению с уже имеющимися). При этом полностью игнорируется то обстоятельство, что сколь угодно жесткое наказание становится бессмысленным, если его нельзя применить. Огромное количество преступлений, буквально всколыхнувших и повергших в шок все общество, так и остаются нераскрытыми, а преступники — ненаказанными. Среди этих преступлений — убийства политических деятелей и других видных фигур общественной жизни общества, многомиллиардные хищения, террористические акты и десятки менее жутких преступлений.

Все это видят наши сограждане — и теряют веру в правоохранительную систему и силу государства. Все это видят неустойчивые граждане, склонные к совершению противоправных действий, — и укрепляются в решимости их совершить. Все это видят и сами преступники — и это порождает в них уверенность в своей безнаказанности и неуязвимости.

Профилактическая задача решается и через предоставление возможности легально избежать уголовной ответственности лицам, уже начавшим совершать преступление (добровольный отказ) либо смягчить уголовную ответственность путем совершения определенных действий (явка с повинной, например, гарантированно снижает наказание на одну четверть максимального срока или размера наиболее строгого наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части, — ст. 62 УК).

Воспитательная задача не предусмотрена непосредственно в УК РФ, но она вытекает из необходимости воспитания негативного, непримиримого отношения граждан к любым нарушениям закона, и к преступлениям в первую очередь. Уголовное право путем установления запрета на совершение целого ряда действий и установления наказания для лиц, нарушающих эти запреты, дает отрицательную оценку тем лицам, которые, несмотря ни на что, идут на нарушение закона.

Воспитанию общественно одобряемого поведения способствует и стимулирование активной жизненной позиции, препятствующей совершению преступлений, путем освобождения от уголовной ответственности при необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 37 и 38 УК).

Профилактическая задача может считаться решенной, когда человек просто не совершит преступление (например, из страха быть подвергнутым наказанию); воспитательная задача может быть решена только тогда, когда человек не совершает преступление по убеждению.

Разумеется, силами уголовного права невозможно воспитать достойного строителя современного гражданского общества, но способствовать достижению этой цели уголовное право, безусловно, может.

Цель лекции: формирование представлений о предмете, принципах уголовного права.

План лекции

1. Понятие уголовного права.

2. Предмет уголовного права.

3. Система уголовного права.

4. Принципы уголовного права: понятие, виды и значение.

1. Понятие уголовного права. Уголовное право входит в систему права России и является са­мостоятельной и фундаментальной отраслью права. Уголовное пра­во отличается тем, что имеет свои специфические задачи, предмет и метод правового регулирования.

Понятие уголовного права можно употреблять в нескольких значениях: как отрасль права, как отрасль законодательства, как наука.

Как отрасль права уголовное право можно определить как сово­купность юридических норм, в которых содержатся общие задачи, принципы, условия, основания уголовной ответственности, преступ­ность и наказуемость деяний, виды наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, порядок их применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовное право как отрасль права имеет черты, сходные с некоторыми смежными отраслями права. Наиболее тесно оно связано с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Их объединяет общая задача — борьба с преступностью. Определен­ное сходство уголовное право имеет с административным правом. Отличие последнего состоит в том. что предметом его регулирова­ния являются отношения, которые возникают между гражданином, организацией и государством в связи с совершением администра­тивного правонарушения, а методом регулирования — определение деяний, признаваемых административными правонарушениями, и установление за их совершение административных наказаний. Ряд вопросов связывает уголовное право с международным правом, по­скольку УК основан на общепринятых принципах и нормах этого права (обеспечение прав человека, соблюдение международных до­говоров в частности о выдаче лиц, совершивших преступление).

Уголовное право как отрасль законодательства — это совокуп­ность юридических норм, закрепленных в российском уголовном законодательстве. Так, основным источником уголовного права яв­ляется Уголовный кодекс РФ (УК РФ), который состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определяются: задачи и принципы УК; его действие во времени и пространстве: общие вопросы, касающиеся преступления и наказания; основания и виды освобождения от уголовной ответственности и наказания. Отдельные разделы посвящены уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера. В Особенной части дается систематизированный по объектам уголовно-правовой ох­раны перечень составов преступлений и санкции за каждое из них.

Наука уголовного права составляет часть юридической науки. Уголовно-правовая наука представляет собой систему уголовно-правовых взглядов, идей, знаний, раскрывающих понятие уголовного закона, принципы и практику его применения, историю уголовного права и пути его развития, особенности основных институтов зару­бежного уголовного права.

Но наука уголовного права не ограничивается изучением норм права и соответствующих им уголовно-правовых отношений. Важнейшим направлением теоретического изучения выступает преступ­ление как общественно опасное явление и совокупность мер борьбы с ним. Учение о преступлении не ограничивается рассмотрением правовой стороны этого явления и регулирования условий ответственности за него, а включает в себя и изучение уголовной политики. Данный подход отвечает запросам повседневной практики органов следствия, прокуратуры, суда и тем требованиям, которые предъявляются к науке уголовного права.

2. Предмет уголовного права. Уголовное право как наука имеет своим предметом не только действующее уголовно-правовое законодательство, но и историю его развития, практику применения в России и за рубежом.

Предметом науки уголовного права признается теория уголов­ною права, изучающая общие понятия основания уголовной ответ­ственности, преступления, наказания, других институтов уголовно­го права, а также разрабатывающая проблемы борьбы с преступнос­тью. Предметом уголовного права являются и общественные отно­шения, возникающие по поводу виновного совершения обществен­но опасного деяния — преступления, предусмотренного уголовным законом, между государством в лице уполномоченного органа и ли­цом, совершившим это деяние.

Особенности предмета определяют и специфику методов регу­лирования. Метод уголовного права — это совокупность определен­ных правовых средств воздействия на общественные отношения.

В число методов уголовного права входят: запрет, применение санкций уголовно-правовых норм, стимулирование позитивного поведения лиц, совершивших преступление, и др.

Специфика метода запрета заключается в том, что никакая другая отрасль права не предусматривает таких суровых последствий нару­шения правового запрета. Законом определен порядок установления самого юридического факта — совершения преступления.

Государство возлагает на лицо, виновное в совершении преступ­ления, ответственность и применяет к нему наказание, а это лицо обязано претерпеть неблагоприятные для него последствия в связи с совершением преступления. Отношения, возникающие в связи с совершением преступления и назначением за него наказания, носят охранительный характер.

Кроме того, уголовное право выполняет и регулятивную роль, которая заключается в удержании членов общества от совершения преступлений путем установления соответствующих запретов в уголовно-правовой норме под страхом применения уголовного нака­зания.

Метод применения санкции уголовно-правовых норм означает, что уголовное право является единственной отраслью права, предусмат­ривающей наиболее суровые последствия для лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет. Но в уголовном праве есть и другие меры уголовно-правового характера, например принудительные меры ме­дицинского характера, принудительные меры воспитательного воз­действия, применяемые к несовершеннолетним.

Метод стимулирования позитивного поведения лиц, совершив­ших преступление, находит свое выражение в нормах, устанавлива­ющих освобождение от уголовной ответственности в случаях явки с повинной, способствования раскрытию преступления и др.

3. Система уголовного права. Уголовный закон — это нормативный правовой акт, имеющий форму федерального закона, принятый уполномоченными органами законодательной власти, основанный на Конституции РФ и обще­признанных принципах и нормах международного права, обладаю­щий высшей юридической силой и содержащий юридические нор­мы, закрепляющие принципы и основания уголовной ответствен­ности, определяющий составы общественно опасных деяний — пре­ступлений, наказания и иные меры уголовно-правового характера, которые могут быть применены к лицам, виновным в их соверше­нии, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

К признакам уголовного закона относится то, что он представ­ляет собой результат уголовного правотворчества государства, а так­же содержит уголовно-правовые нормы, т.е. правила поведения, обя­зательные для всех граждан и организаций, и предписания о преде­лах действия этих норм.

Значение уголовного закона состоит в том, что он решает к рос­сийском государстве вопросы преступности и наказуемости нега­тивных явлений, освобождения от уголовной ответственности и на­казания и др.

Уголовное законодательство делится на две части: Общую и Особенную. Они изучаются последовательно и раздельно, но представляют собой неразрывное единство. Правильно применить норму Особенной части невозможно, не обратившись к статьям Общей части. Общая и Особенная части делятся па разделы и главы. УК включает 12 разделов (по шесть в каждой части). Разделы, в свою очередь, содержат 34 главы, которые подразделяются на статьи.

Структура статей Особенной части имеет определенную специфику. Кроме обычного деления на части, она состоит из диспозиции и санкции. В зависимости от частей статьи иногда насчитывается несколько диспозиций и санкций.

Особенная часть включает в себя нормы, предусматривавшие ответственность за следующие преступления:

• против жизни, здоровья личности;

• против свободы, чести и достоинства личности;

• против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

• против конституционных прав и свобод человека и гражданина;1

• против семьи и несовершеннолетних, против собственности;

• в сфере экономической деятельности;

• против интересов службы в коммерческих и иных организа­циях;

• против общественной безопасности и порядка;

• против здоровья населения и общественной нравственности;

• экологические;

• против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

• в сфере компьютерной информации;

• против основ конституционного строя и безопасности госу­дарства;

• против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

• против правосудия;

• против порядка управления;

• против военной службы;

• против мира и безопасности человечества.

4. Принципы уголовного права: понятие, виды и значение. Принципы уголовного законодательства представляют собой ос­новополагающие идеи, начала, определяющие систему уголовного закона, направления, формы и методы регулирования уголовно-правовых отношений.

Специальными, или отраслевыми в уголовном праве являются следующие принципы: законности, равенства граждан перед зако­ном, вины, справедливости, гуманизма.

Предписания, содержащиеся в уголовно-правовых принципах, являются основополагающими и обязательными для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с пре­ступностью.

Таким образом, принципы уголовного права — это закрепленные в уголовном законодательстве идеологические, политические и нрав­ственные начала (руководящие идеи), определяющие направленность, характер, основание и объем правового регулирования общественных отношений, связанных с преступлением и ответственностью за него.

Принцип законности — конституционный принцип уголовного права. Статья 15 Конституции РФ гласит: «Органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Рос­сийской Федерации и законы».

Этот принцип служит базой для законодательного конструи­рования УК и его применения на практике. В ст. 3 УК РФ сформу­лированы три тезиса, определяющих содержание принципа закон­ности в уголовном праве и имеющих важное теоретическое и прак­тическое значение. Первый тезис звучит следующим образом: нет преступления без указания о том в законе.

Современное уголовное законодательство четко устанавливает, что к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опас­ное деяние. Наказание за совершенное преступление также назнача­ется в пределах, установленных уголовным законом.

Согласно этому принципу аналогия преступлений и наказаний в российском уголовном праве не допускается. Аналогией закона называется восполнение пробела в праве, когда закон применяется к случаям, прямо им не предусмотренным, но аналогичным тем, которые непосредственно регулируются этим законом. Восполнение любых пробелов в уголовном праве относится к исключительной компетенции законодателя. Суд, прокурор, следователь, органы доз­нания не вправе признавать преступлением деяние, находящееся за рамками Уголовного кодекса, в том числе путем применения наибо­лее близкой к совершенному деянию его статьи.

Содержание второго тезиса взаимосвязано с первым: нет наказа­ния без указания закона. Это положение означает, что лицу, признан­ному виновным в совершении преступления, может быть назначено только то наказание и в тех пределах, которые предусмотрены УК.

Третий тезис, содержащийся в статье, повторяет идею, выражен­ную в ст. 1 УК, а именно: никакой нормативный акт, кроме УК, не может устанавливать преступность деяния, наказание за него или иные уголовно-правовые последствия.

Принцип равенства граждан перед законом (как и принцип законности) имеет свой конституционный аналог, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ. Этот принцип отличается от конституционного принципа равенства своим специфическим уголовно-правовым со­держанием. В соответствии со ст. 4 УК РФ равенство граждан про­является только в том, что все лица, совершившие преступление, независимо от указанных в статье характеристик, равным образом подлежат уголовной ответственности.

УК не дает исчерпывающего перечня таких характеристик, од­нако указывает некоторые из них: уголовная ответственность на­ступает независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Принцип вины указывает на сугубо персональный характер уголовной ответственности, установленной законом. За совершенное преступление отвечает лишь тот, кто виновен в его совершении.

Этот принцип предполагает наличие не только физической, но и психологической составляющей субъекта ответственности. Человек может быть привлечен к уголовной ответственности, когда преступление было не только «делом его рук», но и продуктом его сознания и воли. Виновным в преступлении может быть признано только такое лицо, которое совершило общественно опасное деяние (действие или бездействие) умышленно или по неосторожности. Вина (наряду с мотивом и целью) образует субъективную сторону преступления.

Это внутреннее психическое отношение липа к совершенному им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Вина является обязательным признаком субъективной стороны преступления. Без вины нет и не может быть состава преступления.

Принцип справедливости означает, что суд при назначении нака­зания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой совершенного преступления и личности ви­новного.

Наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, при­мененная к лицу, совершившему преступление, являются справед­ливыми, когда соответствуют характеру и степени общественной опасности деяния, конкретным обстоятельствам совершения пре­ступления и особенностям личности преступника.

Принцип справедливости означает максимальную индивидуали­зацию ответственности и наказания. Возможность реализации этого принципа заключается в самом содержании уголовного закона. Так, санкции статей Особенной части УК носят относительно определен­ный (предусматривают наказание в определенных пределах) иди аль­тернативный (предусматривают не одно, а несколько видов наказа­ния) характер. Еще более широкие пределы индивидуализации от­ветственности виновного установлены в статьях Общей части, кото­рые позволяют при наличии определенных обстоятельств существенно смягчить ответственность и наказание виновного либо освободить его от уголовной ответственности и наказания.

Одним из важных условий назначения справедливого наказания является правильная юридическая оценка содеянного виновным. Вмененное подсудимому преступление должно быть квалифициро­вано в точном соответствии со статьей (частью статьи) УК, предусматривающей ответственность за его совершение.

Принцип гуманизма исходит из признания ценности человека как личности, уважения его достоинства, стремления к благу как цели общественного прогресса. Уголовно-правовое содержание этого прин­ципа имеет две стороны: обеспечение безопасности членов общества от преступлений и обеспечение прав лицам, совершившим преступление.

Положение об обеспечении уголовным законодательством безопасности человека означает указание на приоритетную задачу УК — охрану человека, его жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод, собственности от преступных посягательств. Установление уголовного наказания предполагает оказание сдерживающего влияния на склонных к совершению преступлений членов общества, предуп­реждение совершения преступлений и обеспечение защиты общества и прав отдельного человека.

Принцип гражданства означает, что граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором России.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие общественные отношения входят в предмет уголовного права?
  2. Что входит в особенную часть уголовного права?
  3. Охарактеризовать уголовно-правовой принцип вины.

Литература