Предписание о приостановлении деятельности

Содержание

КоАП РФ Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области деятельности по возврату просроченной задолженности, в области применения контрольно-кассовой техники, в области реализации входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений.

В ст. 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

— деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;

— эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;

— осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

  • жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Примечание. Согласно п. 1 ст. 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда.

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости — при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

  • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
  • наложение пломб;
  • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик — 90 суток.

Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

  • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается;
  • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки;
  • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением.

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность. Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 Письма ВС РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ).

Временный запрет деятельности

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Примечание. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

КоАП РФ Статья 32.12. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности

3. Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным статьей 26.11 настоящего Кодекса. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в пятидневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном главой 29 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы.

Кто может приостановить деятельность организации

Как на время «заморозить» компанию: приостановление деятельности ООО

О чем должен знать владелец компании, находящейся на грани закрытия и как спасти свою репутацию и свой семейный бизнес с наименьшими потерями? Как это работает и что нужно сделать для приостановления деятельности ООО? Разберем нюансы добровольного приостановления работы организации.

отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 настоящего Кодекса);

Статья 25

1. Приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений вправе главный государственный инспектор труда Российской Федерации — заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации, и руководители государственных инспекций труда (главные государственные инспектора труда по соответствующей территории) (п. 5 и п. 11 Положения о федеральной инспекции труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г.).

2. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и эксплуатацию оборудования при выявлении в организации труда нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений вправе государственные инспектора по охране труда (п. 10 Положения о федеральной инспекции труда) и государственные инспектора труда, а также иные должностные лица Государственной инспекции труда: руководитель Государственной инспекции труда, его заместители (по правовым вопросам и по охране труда), начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора и государственные инспектора труда (по правовым вопросам и по охране труда) (п. 6 и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда и п. п. 3.1 — 3.3 Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации).

Что такое административное приостановление деятельности? Кем и на сколько назначается

Этот вид наказания устанавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ, максимальный срок административного приостановления деятельности составляет 90 суток. АПД следует отличать от временного запрета деятельности, который необходим для обеспечения производства по делу о правонарушении.

Правовое регулирование в области приостановки и запрета деятельности организаций разного уровня и форм организации

Весь процесс приостановки деятельности состоит из ряда последовательных этапов. Лицо, которое выявило проблему, составляет соответствующий протокол об административном нарушении, после чего готовит документы для подачи в судебные органы. К протоколу должны прилагаться документы, подтверждающие факт правонарушения.

Временный запрет может устанавливаться на срок, не превышающий 5 суток, и не может касаться деятельности всей организации в целом. В то же время практика свидетельствует о том, что временный запрет часто влечет за собой приостановление деятельности организации.

Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений

В соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, которое назначается только по постановлению судьи.

Следовательно, отпадает основание для ликвидации организации или прекращения деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда, хотя подпунктом 6 части 1 статьи 357 ТК РФ предусмотрено в качестве одного из прав государственных инспекторов труда направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений по этому основанию.

Приостановление деятельности компании: анализируем причины

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Если компания приостановила деятельность

Перечень выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ, приведен в статье 217 НК РФ. Выплаты в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника за время простоя по вине работодателя не включены в указанный перечень доходов. Поэтому данные выплаты подлежат обложению НДФЛ. Исчисление, удержание и уплата налога осуществляется организацией-работодателем (налоговым агентом) в порядке, предусмотренном в статье 226 НК РФ.

Очевидно, если деятельность организации приостановлена, то ее затраты в данный момент не направлены на получение дохода. Если после простоя организация планирует возобновить деятельность, то ей необходимо осуществить затраты, связанные с устранением нарушений, которые повлекли приостановку работы (ликвидация последствий аварии, нарушения санитарных правил или пожарной безопасности). Возможно, потребуется закупка оборудования, привлечение подрядных организаций для выполнения работ, оплата консультационных и информационных услуг и тому подобное. В таких случаях подобные затраты признаются экономически обоснованными, так как они произведены для последующего получения дохода.

Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Причины и порядок приостановления деятельности юридического лица

После этого заполняется бланк заявления в налоговую о приостановке представления отчетов в 2 экземплярах, где указывается период (его длительность не должна быть более 5 лет). К составленной заявке прикладывается отчетность по всем разновидностям налогов, другим типам обязательных выплат, социальным отчислениям и пенсионным взносам с начала отчетного периода до времени приостановки работы компании. При этом не имеет значения, что срок сдачи очередных форм не настал.

  • Административная приостановка деятельности компании согласно российским законам используется при выполнении правонарушений административного характера (в кодексе РФ установлен их список). Решение о таком наказании выносится в судебном порядке. В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП России могут выполняться следующие действия: накладываться пломбы, опечатываться объекты и пр. При этом приглашаются понятые и составляется акт.
  • Временный запрет используется до того, как суд принимает решение о приостановке работы. По сравнению с административным нарушением прав, при временном запрете не требуется решение суда. На основании ч. 2 ст. 27.16 КоАП эти действия выполняет должностное уполномоченное лицо, составляя протокол. Длительность запрета не превышает 5 дней (от фактической остановки работы).

Приостановление деятельности организации

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Так, организация может осуществлять деятельность, связанную с лицензированием нескольких видов деятельности, на осуществление которых требуется отдельная лицензия. В случае приостановления действия лицензии например, на перевозку воздушным транспортом грузов юридическое лицо может продолжать перевозить воздушным транспортом пассажиров, а морским — пассажиров и груз. В случае же административного приостановления деятельности приостанавливается деятельность всей организации. Приостановление действия лицензии не означает приостановление действий субъекта предпринимательской деятельности, а административное приостановление деятельности влечет за собой автоматическое приостановление действия лицензии.

Деятельность частных предпринимателей, юридических лиц и общественных организаций затрагивает все важнейшие сферы жизнедеятельности и отрасли народного хозяйства. Как свидетельствует практика, функционирование организаций не всегда осуществляется в соответствии с законом.

Довольно часто ими совершаются различные правонарушения. Самые серьезные из них могут приводить к приостановлению или полному запрету ведения дальнейшей деятельности. В законодательстве это называется административным приостановлением деятельности.

К применению административного приостановления деятельности могут привести различные причины: обрушение конструкций в строительной сфере, продажа некачественных препаратов в медицинской сфере, несчастные случаи, связанные с нарушениями условий труда в промышленной сфере и многое другое.

Для выяснения всех причин и обстоятельств нарушений требуется временная приостановка деятельности организаций или ИП.

Одна из целей временной приостановки работы – недопущение повторных нарушений. Ограничительные меры могут применяться по отношению ко всей организации либо к отдельным ее подразделениям и участкам.

Рассматриваемое административное воздействие используется в тех случаях, когда штрафы и предупреждения не способны повлиять на ситуацию и могут привести к ее повторению.

Условия приостановления деятельности

Предпосылками для приостановки деятельности организаций могут быть любые условия, угрожающие жизни и здоровью людей.

Применяется приостановление деятельности в следующих случаях:

  • при возникновении производственных аварий;
  • после образования техногенных катастроф;
  • при загрязнении окружающей среды;
  • при массовом отравлении людей (касается сферы общественного питания);
  • при отравлении людей медицинскими препаратами (касается сферы деятельности фармацевтических компаний);
  • при возникновении пожаров;
  • при происхождении несчастных случаев, эпидемий, травмирования рабочих и т. д.

Если говорить о законодательстве, данного вопроса касаются следующие статьи:

  • статья 5.27 КоАП РФ (предполагает административное приостановление работы юрлиц при нарушении законодательства об охране труда);
  • статья 6.4 КоАП РФ (предполагает «замораживание» работы организаций при нарушении санитарных норм при эксплуатации зданий и сооружений);
  • статья 6.3 КоАП РФ (предполагает применение рассматриваемого наказания при необеспечении должной санитарно-эпидемиологической обстановки).

Деятельность организаций может быть приостановлена и при иных нарушениях законодательства, к примеру, при осуществлении деятельности без лицензий и прочих разрешительных документов (статья 9.9 КоАП РФ). Это же наказание грозит при пропаганде психотропных веществ, наркотиков, оружия, разжигании экстремизма в СМИ.

Порядок действий

Процедура применения наказания в виде административного приостановления деятельности организации может быть начата после обнаружения факта правонарушения, выявленного должностным лицом, осуществляющим проверку объекта. Таким лицом может быть представитель потребнадзора, санстанции, пожарной инспекции или инспекции труда.

Весь процесс приостановки деятельности состоит из ряда последовательных этапов. Лицо, которое выявило проблему, составляет соответствующий протокол об административном нарушении, после чего готовит документы для подачи в судебные органы. К протоколу должны прилагаться документы, подтверждающие факт правонарушения.

Решение о приостановлении работы организаций может приниматься только районным судом при условии, что иные методы воздействия не могут способствовать достижению цели принятых ограничений. Исключение составляют случаи нарушения норм промышленной безопасности, при которых принять решение о приостановке деятельности может должностное лицо.

Суд имеет право не рассматривать материалы дела, если протокол о правонарушении был составлен лицом, не имеющим соответствующих полномочий. Если же в документах приведены неубедительные доказательства нарушения закона, в удовлетворении иска может быть отказано.

Сразу после того, как судья выносит постановление о применении ограничительных мер, оно передается судебным приставам.

Период ограничения деятельности

КоАП РФ устанавливает, что самый длительный период, на который может быть приостановлена деятельность организаций, составляет 90 суток.

При этом не следует путать административное приостановление работы с временным запретом деятельности, который налагается для обеспечения производства по делу о правонарушении.

Временный запрет может устанавливаться на срок, не превышающий 5 суток, и не может касаться деятельности всей организации в целом. В то же время практика свидетельствует о том, что временный запрет часто влечет за собой приостановление деятельности организации.

Юридические лица и организации имеют право обжаловать решения о приостановлении их деятельности. Жалобы могут направляться вышестоящим органам или напрямую судебным инстанциям.

Часто, если нарушения имели серьезные последствия (к примеру, травмирование людей), к приостановке деятельности добавляются иные наказания, уже в рамках ведения уголовного производства.

Знание учредителями организаций своих прав и порядка приостановления работы могут помочь им отстоять собственные интересы и предотвратить вынесение неправомерных решений.

При этом всегда необходимо помнить о соблюдении всех правил и норм, которые обеспечивают безопасные условия работы для сотрудников и для окружающих людей. И если нарушения допущены, не стоит пытаться уйти от ответственности – если Вы не правы, ее не избежать.

Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

Комментарий к статье 25

1. Приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений вправе главный государственный инспектор труда Российской Федерации — заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации, и руководители государственных инспекций труда (главные государственные инспектора труда по соответствующей территории) (п. 5 и п. 11 Положения о федеральной инспекции труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г.).

2. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и эксплуатацию оборудования при выявлении в организации труда нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений вправе государственные инспектора по охране труда (п. 10 Положения о федеральной инспекции труда) и государственные инспектора труда, а также иные должностные лица Государственной инспекции труда: руководитель Государственной инспекции труда, его заместители (по правовым вопросам и по охране труда), начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора и государственные инспектора труда (по правовым вопросам и по охране труда) (п. 6 и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда и п. п. 3.1 — 3.3 Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации).

Аналогичными правами наделены также соответствующие должностные лица Госгортехнадзора России, Госатомнадзора России и органов санитарно-эпидемиологической службы, входящей в систему Минздрава России (п. 3 комментария к ст. 20 Закона).

3. Решения о приостановлении деятельности организаций или их структурных подразделений, эксплуатации оборудования, осуществляемых с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, до устранения указанных нарушений принимаются соответствующими должностными лицами государственной инспекции труда и других органов надзора в форме обязательных предписаний.

Решения должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

4. На время приостановления работ органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок (п. 3 ст. 9 Закона). Порядок исчисления среднего заработка установлен ст. 139 ТК РФ.

Комментарий к федеральному закону
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года
Н. Н. Шептулина

За какие нарушения могут приостановить деятельность организации на 90 дней и какие организации могут выдать такое предписание?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

За какие нарушения могут приостановить деятельность организации на 90 дней и какие организации могут выдать такое предписание?

Кодекс РФ об административных правонарушениях в качестве одного из видов административных наказаний предусматривает административное приостановление деятельности. В последнее время этот вид наказания применяется все чаще. Исполнение постановлений о приостановлении деятельности возложено на службу судебных приставов.

Комментарий дает начальник отдела правового обеспечения

УФССП России по Республике Карелия Татьяна Ермолинская

Общие положения

В соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных павонарушениях (далее КоАП) под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В этой же статье установлены ситуации, когда применяется административное приостановление деятельности. Например, такой вид наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и др.

Срок, на который устанавливается административное приостановление деятельности, не может превышать 90 суток.

Законодательством предусмотрено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП и если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В случае совершения правонарушения, по которому может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в обеспечение производства по делу к виновному лицу может быть применен временный запрет деятельности. (ст. ст. 27.16, 27.17 КоАП).

Порядок исполнения

В соответствии со ст. 32.12 КоАП постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

Порядок исполнения постановлений об административном приостановлении деятельности установлен в ст. 109 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае административного приостановления исполнение постановления производится немедленно и, следовательно, сроком исполнения является дата возбуждения исполнительного производства. Согласно ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения в этом случае не устанавливается.

С учетом п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывает помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы. Также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Например, на исполнении находилось постановление суда в отношении средней школы о приостановлении деятельности в связи с низкой температурой в помещении.

Директором школы во исполнение постановления был издан приказ о приостановлении деятельности, далее проводилась работа по восстановлению температурного режима.

ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, или воспрепятствование их исполнению.

Постановления о приостановлении деятельности предприятий устанавливают срок их действия (до 90 дней). Окончание исполнительного производства производится после истечения срока. До этого момента судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль соблюдения должником установленных ограничений.

Досрочное прекращение

Досрочное прекращение административного приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания, предусмотрено п.п. 3, 4 ст. 32.12 КоАП. Вопрос о прекращении административного приостановления деятельности рассматривается судом в пятидневный срок со дня поступления ходатайства должника. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение об устранении или о неустранении должником обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

Например, на исполнении находилось постановление суда о приостановлении эксплуатации общежития на срок 90 дней в связи с нарушением норм пожарной безопасности. Исполнение затруднялось тем, что приостановление эксплуатации могло быть осуществлено только в случае временного выселения всех граждан, проживающих в общежитии, что нарушило бы их права и законные интересы. После возбуждения исполнительного производства должником были устранены обстоятельства, послужившие для административного приостановления деятельности. Судом было вынесено постановление о досрочном прекращении административного приостановления.

Добросовестный должник, конечно, будет стремиться к тому, чтобы устранить обстоятельства, вызвавшие приостановление деятельности. К этому его стимулирует и возможность досрочного прекращения приостановления деятельности. Однако если судебный пристав-исполнитель в ходе исполнения применяет опечатывание, то такой метод может создавать препятствия должнику для устранения указанных обстоятельств.

Невозможность исполнения

В соответствии с п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

В этой ситуации судебный пристав-исполнитель может придти к выводу о невозможности исполнения постановления суда. В соответствии с п. 4 ст. 73 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в суд или другой орган, его выдавший.

Например, на исполнении у судебного пристава-исполнителя находилось постановление о приостановлении эксплуатации здания центральной районной больницы. С учетом, что эта больница – единственная на десятки километров в округе, невозможность исполнения, на мой взгляд, видна уже на момент вынесения такого решения. Распустить больных по домам, а вход в больницу опечатать?

Такие ситуации нередки: пример с общежитием из этой же категории. Приостановить эксплуатацию печи в 20-квартирном доме в зимнее время – еще один пример.

Интересно, что административное приостановление деятельности действует только на срок до 90 дней, после истечения срока вне зависимости от того устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления или нет, наказание действовать перестает.

Время создания документа: 16 октября 2012 15:37

Версия для печати

Административное приостановление деятельности с 2005 года является одним из видов санкций по КоАП РФ. Общие правила применения данной формы санкций зафиксированы в ст. 3.12 КоАП РФ. В этом материале разберем, в отношении какого круга правонарушителей назначается приостановление деятельности, и как происходит практическая реализация указанной санкции.

Что это такое

Деятельность предприятий, их подразделений или филиалов, а также отдельных объектов, участков или механизмов может сопровождаться существенными нарушениями закона, общественных интересов и угрозой безопасности граждан. Даже ответственность в виде существенного штрафа может не исправить ситуацию, если противоправная или опасная деятельность будет продолжена.

Чтобы исключить такие случаи, в 2005 году в законодательстве появилась специальная норма, позволяющая приостановить деятельность компании или ИП на основании постановления административного характера. Выделим основные характеристики данного вида санкций:

  • это наказание может устанавливаться только в отношении организации или ИП (должностные лица и граждане без статуса ИП не привлекаются к данному виду наказания);
  • законом ограничен срок, в течение которого может действовать данное наказание – его продление допускается только при повторном привлечении по нормам КОАП РФ;
  • в ст. 3.12 КоАП РФ регламентирован перечень государственных и общественных интересов, при нарушении которых может происходить назначение рассматриваемого вида санкций;
  • данная форма воздействия применяется только судом, а единственное исключение из этого правила составляет ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ – при нарушении требований промбезопасности санкция может устанавливаться уполномоченными сотрудниками Федеральной службы Ростехнадзора.

Приостановление относится к основным видам санкций по КоАП РФ. Поэтому не допускается применение двух и более видов ответственности за один проступок (например, приостановление деятельности не может сопровождаться наложением штрафа в денежной сумме).

Для применения наказания суд должен указать, что использование иных, менее строгих, санкций не позволит добиться целей административного воздействия, а также не устранит дальнейшие последствия противоправной деятельности.

За что может назначаться приостановление деятельности

Чтобы указанный вид санкций был применен к правонарушителю, он должен быть указан в статье Особенной части КоАП РФ, по которой рассматривается административное дело. В ст. 3.12 КоАП РФ приведены виды государственных, общественных и частных интересов, за нарушение которых может устанавливаться административное приостановление деятельности:

  • выявление угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе при нарушении санитарно-эпидемиологических правил;
  • существенное загрязнение окружающей природной среды;
  • нарушение правил оборота наркосодержащих веществ;
  • радиационные аварии и техногенные катастрофы;
  • нарушение общественного порядка и общественной безопасности;
  • нарушения, выявленные в сфере управления, градостроительной деятельности, транспортной безопасности, применения контрольно-кассовой техники и т.д.;
  • иные категории нарушений, указанные в Особенной части КоАП РФ.

Обратите внимание! На период проведения в России Чемпионата Мира по футболу в 2018 году введены специальные составы нарушений, за которые грозит приостановление деятельности. В частности, такая санкция грозит за нарушение в области продажи билетов на турнир, либо документов, дающих право на покупку входных билетов.

Выделим несколько конкретных составов КоАП РФ, среди санкций которых указано приостановление деятельности:

  • по ст. 5.27 КоАП РФ такое наказание грозит за существенное нарушение правил охраны труда, которое создает угрозу здоровья и жизни сотрудников;
  • в рамках ст. 6.3 КоАП РФ приостановление возможно за нарушение норм санитарно-эпидемиологической безопасности;
  • по ст. 9 КоАП РФ будет назначено наказание за осуществление определенных видов деятельности без специальных разрешительных документов (лицензий, допусков СРО и т.д.).

Таким образом, основанием для приостановления деятельности является не только факт причинения ущерба, но и угроза его наступления. Важно, чтобы такие действия или бездействие юридического лица и ИП были признаны административным правонарушением.

Кто может привлекать к ответственности

Если правонарушителем является частное или должностное лицо, им не назначается санкция в виде приостановления деятельности. Поэтому в каждой статье КоАП РФ содержится перечень альтернативных видов наказания, которые будет выбирать суд или иное уполномоченное лицо. По правилам ст. 3.12 КоАП РФ, приостановление деятельности назначается для следующих категорий субъектов:

  • физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей – этот факт подтверждается сведениями ЕГРИП;
  • юридические лица, их филиалы, представительства, структурные подразделения, отдельные производственные участки.

Помимо полной приостановки деятельности допускается установление указанной санкции в отношении отдельных видов работ и услуг, оборудования, приборов, агрегатов и т.д. Например, если опасность для жизни и здоровья граждан создает только один производственный объект крупного предприятия, не имеет смысла полностью останавливать работу юридического лица. В судебном постановлении будет указано, на какие именно подразделения и объекты распространяется действие санкции.

Сроки приостановления

Каждая санкция, которая используется для наказания правонарушителя, должна иметь конкретный размер или продолжительность действия. Статьей 3.12 КоАП РФ регламентирован максимально возможный период административного приостановления деятельности:

  • суд или иное должностное лицо может приостановить деятельность ИП или организации на срок до 90 суток;
  • в указанный период включается срок действия административного запрета, если он был установлен на время рассмотрения дела;
  • срок наказания начинает течь с момента фактического приостановления деятельности;
  • суд вправе досрочно отменить действие санкции, если нарушение или ранее выявленная угроза были полностью устранены предприятием или ИП.

Автоматическое продление указанной санкции не допускается. Если ранее выявленное нарушение не устранено, возможно составление нового процессуального протокола. При его рассмотрении судом может вновь назначаться аналогичная санкция.

Порядок назначения и исполнения санкции

Выявление фактов правонарушений происходит путем составления административного протокола. В зависимости от состава проступка, оформление протокола входит в компетенцию различных служб и ведомств. Например, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил процессуальный протокол сможет составить должностное лицо службы Роспотребнадзора.

Процедура назначения санкции выглядит следующим образом:

  • при составлении протокола может вводиться временный запрет на осуществление деятельности – это ограничение сохраняет силу до момента рассмотрения дела в суде, а срок запрета не может превышать пяти суток;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения по существу;
  • в процессе изучения доказательств суд должен выбрать один из видов санкций, включенных в статью КоАП РФ;
  • при вынесении постановления суд обязан мотивировать выбор указанной санкции.

Процедура исполнения судебного акта по приостановке деятельности проходит через службу ФССП. Постановление суда, вступившее в силу, направляется для исполнения приставам.
Исполнительные действия начинаются на основании постановления должностного лица ФССП. Этот документ направляется в адрес правонарушителя. Не позднее пяти дней, предоставленных для добровольного исполнения судебного акта, нарушитель должен подтвердить выполнение назначенной санкции. Также допускается выход сотрудников ФССП на место осуществления фактической деятельности, а приостановка будет зафиксирована в процессуальных актах.

Исполнение санкции может происходить следующим образом:

  • фактическим прекращением деятельности по отдельным направлениям;
  • остановкой производственных участков, оборудования, агрегатов, механизмов и т.д.;
  • временным закрытием торговой точки, производственного помещения или иного объекта;
  • изданием распорядительного приказа по предприятию, в котором содержится указание прекратить выполнение работ или оказание услуг.

Если санкция не исполнена в добровольном порядке, должностные лица ФССП вправе использовать принудительные меры. Может опечатываться здание или отдельный механизм с составлением акта, виновные лица могут привлекаться к ответственности на неисполнение судебного акта и т.д. Неисполнение законных требований судебных приставов рассматривается как самостоятельное нарушение закона и может караться штрафом, либо иными санкциями.

Попытка продолжить деятельность вопреки назначенной санкции рассматривается как неисполнение судебного акта. Наказание за такое неправомерное поведения может устанавливаться в виде административного штрафа или ареста. Если деятельность повлекла причинение вреда здоровью или жизни граждан, а также наступление имущественного ущерба, в отношении виновных лиц может возбуждаться уголовное дело.