Предварительная опека над несовершеннолетним

Содержание

Каждый несовершеннолетний гражданин имеет право на заботу, материальное обеспечение и воспитание со стороны взрослого родителя. Иногда возникают случаи, когда родители по разным причинам не могут выполнять свои обязанности по отношению к детям, поэтому оформляется временная опека или попечительство. Когда требуется оформление опеки, какие документы для этого нужны, и положены ли выплаты временным опекунам?

Законодательная база по регулированию вопросов опеки и попечительства

На законодательном уровне вопросы опеки и попечительства регламентируются федеральными законами, кодексами Российской Федерации и постановлениями правительства. Законодательная база, которая регулирует опекунство над несовершеннолетними, представлена следующими нормативными документами:

  1. СК РФ. Ст. 146 определяет условия и формы опекунства.
  2. ГК РФ. Ст. 35 регулирует взаимоотношения между попечителем и подопечным.
  3. Постановление правительства № 542 от 1 мая 1996 года. В этом нормативном акте указан перечень заболеваний, который накладывает запрет на оформление опеки над несовершеннолетними.
  4. ФЗ РФ № 48 от 24 апреля 2008 года. Документ содержит информацию о формах попечительства и опеки.

Эти законодательные акты содержат полную информацию об условиях оформления опеки, денежных выплатах опекуну и необходимых документах. На местах вопросами опеки и попечительства занимаются непосредственно органы опеки, местная администрация, социальные службы и, при необходимости, районные суды.

Что такое предварительная (временная) опека, в каких случаях допускается?

Существует несколько видов попечительства и опеки. Временная опека отличается от постоянной ограниченным сроком действия. В жизни происходят разные ситуации, при которых родители временно не могут исполнять свои обязанности.

Несовершеннолетний не может оставаться без надзора взрослого человека, поэтому на период, пока родитель не сможет о нем заботиться, назначается временный опекун.

В случае предварительной опеки складывается другая ситуация. Эта форма устройства детей назначается до того момента, пока у ребенка нет постоянного опекуна, или пока несовершеннолетний не будет определен в детский дом.

Законом предусмотрены определенные случаи, когда требуется временная опека:

  • длительная командировка родителей;
  • длительное лечение родителей в больнице;
  • мать или отец задержаны и находятся под надзором правоохранительных органов;
  • смерть родителей или лишение родительских прав (до момента назначения постоянного опекуна).

Сознательные родители часто оформляют временную опеку добровольно на ответственное лицо. Они понимают, что на время их отсутствия за ребенком нужен присмотр, и обязанности опекуна должны быть зарегистрированы официально. Если ребенку до 14 лет, оформляется опека, от 14 до 18 лет — попечительство.

Процедура оформления

Оформление разных форм попечительства или опеки над ребенком строго регламентировано законодательными актами. Существует определенный порядок подачи документов и конкретные требования к гражданам, которые желают стать опекунами. Что делать для оформления временной формы опекунства?

Кто имеет право стать временным опекуном или попечителем?

Родители, которые уезжают в командировку или госпитализированы для длительного лечения, могут самостоятельно назначить опекуна. Если несовершеннолетнему исполнилось 14 лет, он сам может попросить назначить попечителя. С 10 лет мнение ребенка остаться с конкретным человеком обязательно учитывается при назначении опекуна.

Существует очередность назначения опекунов или попечителей:

  • близкие родственники — братья и сестры, бабушки и дедушки;
  • дальние родственники, включая мачеху и отчима;
  • друзья семьи;
  • соседи;
  • сотрудники образовательных учреждений, которые посещает ребенок;
  • посторонние люди из перечня опекунов ООиП.

Специальных требований к временному опекуну не предъявляется. Основное условие — совершеннолетие и дееспособность гражданина. Кроме этого, его условия проживания должны подходить для жизни несовершеннолетних детей. Общую проверку личности уполномоченные органы не выполняют.

Какие нужны документы?

Для оформления временной или предварительной опеки и попечительства над ребенком требуется предоставить следующий пакет документов:
(рекомендуем прочитать: какие документы нужны для оформления опекунства над ребенком в РФ?)

  • паспорт будущего опекуна;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • заявление;
  • справку об отсутствии заболеваний;
  • акт осмотра жилого помещения;
  • справку о доходах;
  • справку об отсутствии судимости.

Если родители добровольно назначают временного опекуна, с заявлением в ООиП они обращаются самостоятельно. В заявлении обязательно указываются причины, по которым родитель не сможет выполнять свои обязанности, и срок для надзора и воспитания ребенка. Если родителя лишают родительских прав, и необходимо определить форму устройства несовершеннолетнего, заявление пишет опекун. Ниже можно ознакомиться с образцом заявления кандидата на опекуна.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как оформить опекунство над ребенком при живых родителях: необходимые документы

Акт осмотра жилого помещения осуществляется сотрудниками органов опеки. Решающее значение имеет наличие отдельного спального и рабочего места для ребенка. Необязательно, чтобы это была отдельная комната, достаточно кровати, стола и стула. Жилье должно соответствовать санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: автобиография для опеки над ребенком: образец заполнения

На какой срок назначается?

В соответствии с законодательством, предварительный опекун должен быть назначен в течение трех дней с момента подачи заявления и остальной документации. За это время представители ООиП проверяют документы и жилищные условия будущего опекуна.

Если родители самостоятельно обращаются в социальные органы с просьбой назначить опекуна, они указывают в заявлении любой срок опеки. Законодательно этот период никак не ограничен, но лучше в заявлении указать срок с запасом, чтобы не пришлось продлевать опекунство.

Если временное попечительство назначается в связи со смертью родителей или лишением их родительских прав, его сроки ограничены. Максимальный период составляет полгода. После этого ООиП определяют несовершеннолетнего к человеку, который будет исполнять роль постоянного опекуна, или в детский дом.

Во время нахождения ребенка в приемной семье представители органов опеки осуществляют надзор за его психологическим состоянием и условиями жизни. Первая проверка проводится через месяц после назначения опекунства, на ее основе составляется акт. Следующие проверки проводятся с периодичностью раз три месяца. Специалист ООиП изучает условия проживания и физическое состояние ребенка.

Какие выплаты и компенсации полагаются временному опекуну?

Какие выплаты полагаются при предварительной опеке? Существует два вида помощи от государства:

  • единовременная — в размере около 15 тыс. рублей, выплачивается при оформлении опекунства;
  • ежемесячная — платится ежемесячно на содержание ребенка.

Ежемесячные выплаты рассчитываются из прожиточного минимума. Такие денежные компенсации от государства положены, если предварительная опека назначается в случае смерти родителей или лишения их родительских прав. Если мать и отец добровольно передают на временное воспитание своих детей, государство материальную помощь не оказывает. Родители сами обязаны обеспечивать своих детей.

ИНТЕРЕСНО: опекунство: что это такое и как его установить?

Предварительная опека над несовершеннолетним

62 просмотров

Помимо родителей, обеспечением несовершеннолетним детям нормальных условий для роста и развития обязано заниматься и государство. Особенно в тех случаях, когда ребенок по каким-либо причинам остается без родителей, их заботы и попечения. В таких ситуациях требуется непосредственная помощь государства в обеспечении малышу его права на семью. Как только ребенок остается без попечения родителей (в некоторых случаях и раньше), заботу о нем берут на себя органы опеки и попечительства.

Что означает предварительная опека?

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, переходит под опеку государства, которое, в свою очередь, передает малыша на воспитание в другую (замещающую) семью. Обычно до тех пор, пока не будет назначен опекун, малыш находится в медицинском или социальном учреждении, но бывают ситуации, когда передача ребенка под опеку не терпит отлагательств. В таких случаях закон допускает передачу малыша под предварительную опеку на время утверждения постоянного замещающего родителя.

На основании ст. 12 Федерального закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года, предварительная опека может быть назначена в ситуации, не терпящей промедления при передаче малыша в замещающую семью. Чаще всего предварительная опека назначается детям, внезапно потерявшим родителей, которые и так испытывают сильный стресс, и помещение их в незнакомую для них среду учреждения для детей-сирот станет еще одним отрицательным моментом в жизни малыша. Но находятся близкие родственники, которые готовы взять ребенка на воспитание.

Либо, как вариант, органы опеки изъяли несовершеннолетнего из семьи, но у него есть близкие родственники, готовые взять на себя заботу о ребенке. В таких ситуациях ООП оформляют предварительную опеку на период, пока кандидаты в замещающие родители будут оформлять постоянную.

Итак, предварительная опека – это временное устройство ребенка в замещающую семью в том случае, если требуется оформление над ним постоянной опеки. Это такой механизм устройства малыша, при котором дееспособный гражданин, взявший на воспитание несовершеннолетнего, обязуется обеспечить условия жизни несовершеннолетнего, заботиться о его воспитании и образовании, а также защищать его права.

Особенностью такой формы устройства несовершеннолетнего является тот факт, что предварительная опека не может длиться более шести месяцев. За это время потенциальный опекун должен собрать все необходимые документы и оформить постоянную опеку над малышом. Срок исчисляется с того момента, как ребенок получит статус несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, либо с даты вступления в законную силу решения суда о лишении матери или отца (или обоих одновременно) родительских прав.

Такая форма устройства несовершеннолетнего ребенка, как временная опека, действует до тех пор, пока малышу не будет назначен постоянный опекун, либо пока он не будет передан под опеку в медицинское или социальное учреждение, к примеру, в детский приют.

Многие путают предварительную опеку с временной, которая назначается на определенный период времени на то время, пока законные представители ребенка по уважительным причинам не могут осуществлять обязанности по воспитанию малыша. Обычно это происходит по следующим причинам:

  • тяжелая длительная болезнь законного представителя несовершеннолетнего ребенка;
  • их длительная командировка;
  • законный представитель малыша задержан правоохранительными органами и временно находится под их надзором;
  • иное временное отсутствие родителей по уважительной причине.

В отличие от постоянной, временная опека имеет конечную дату ее действия, либо событие, после которого она перестает действовать.

К примеру:

  • временная опека устанавливается на полгода до 15 июня 2020 года;
  • временная опека устанавливается до возвращения матери несовершеннолетнего из командировки;
  • временная опека устанавливается до полного выздоровления отца подопечного.

Обычно в таких ситуациях дети передаются под опеку бабушек или дедушек, взрослых братьев или сестер, теть или дядь. Конечно, родители не обязаны в каждом подобном случае идти в отдел опеки и попечительства и оформлять временную опеку над своим ребенком. Многие так и делают – просто оставляют малыша у бабушки или сестры и уезжают по своим делам.

Но сознательные родители должны понимать, что иногда происходят ситуации, в которых требуется присутствие законного представителя малыша. Если временная опека не была оформлена, то законным представителем является родитель ребенка, но он в данный момент находится далеко и не может присутствовать. Получается, что в данный период времени у несовершеннолетнего официально нет никакого законного представителя.

Несколько слов необходимо сказать и о такой форме помощи несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, как гостевой режим. Суть гостевого режима – малыш, проживающий в детском приюте, в выходные дни или во время каникул проживает в другой семье, то есть, как бы в гостях. В этом случае малыш получает опыт общения в семье, происходит контакт между потенциальной приемной семьей и ребенком.

Для оформления гостевого режима необходимо заявление потенциальных родителей той семьи, которую будет посещать несовершеннолетний. Обычно гостевая семья становится первым шагом к будущему усыновлению малыша. Существуют определенные требования к кандидатам на оформление гостевого режима. Это могут бытьдееспособные и совершеннолетние граждане РФ:

  • имеющие постоянный официальный доход и постоянное место жительства;
  • не имеющие судимости;
  • не лишавшиеся ранее родительских прав, не ограничивавшиеся в них ранее;
  • не отстранявшиеся ранее от опекунства;
  • не имеющие никаких зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой и пр.).

Причины необходимости оформления опеки

Опека оформляется по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей. Причины, по которым несовершеннолетние остаются без родительской опеки следующие:

  1. Оба родителя, либо один из них, который был единственным законным представителем ребенка, умерли.
  2. Родители лишены родительских прав по отношению к этому несовершеннолетнему либо ограничены в них.
  3. Оба законных представителя, либо один из них (если он единственный) признаны вступившим в силу решением суда недееспособными.
  4. Родители находятся в местах лишения свободы. В том случае, если они не лишены родительских прав, то опека оформляется на время пребывания законных представителей ребенка в МЛС.
  5. Единственный родитель или оба родителя одновременно проходят длительное лечение в стационаре. Часто случается, когда и мать и отец попадают в аварию с тяжелыми последствиями. В этом случае опека оформляется на время их нахождения в медицинском учреждении.
  6. Мать и отец уклоняются от исполнения своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего ребенка.
  7. Малыш изымается из семьи, так как существует реальная угроза его жизни или здоровью.

Основным условием назначения предварительной опеки является срочность решения проблемы. Обычно это происходит в тех случаях, когда сотрудники органов опеки и попечительства видят нецелесообразность помещения малыша в детский приют и неоспоримое преимущество для состояния несовершеннолетнего при передаче его в замещающую семью.

Важно. Органы опеки и попечительства имеют право, но не обязаны оформлять предварительную опеку. В каждом случае решение принимается исходя из обстоятельств.

Требования к потенциальной замещающей семье

Опекуном может стать совершеннолетний дееспособный гражданин РФ:

  • способный исполнять все принятые им обязательства по воспитанию и содержанию подопечного;
  • умеющий найти общий язык и установить хорошие взаимоотношения с малышом;
  • имеющий высокие нравственные качества.

Ни при каких обстоятельствах замещающим родителем не сможет стать лицо:

  • ранее лишенное родительских прав;
  • осужденное за тяжкое или особо тяжкое преступление против личности;
  • в отношении которого ранее снимались опекунские обязанности;
  • не прошедшее обучение на курсах опекунов;
  • состоящее на учете в психоневрологическом либо алкогольном диспансере, а также страдающее другими формами болезненной зависимости;
  • страдающее каким-либо серьезным хроническим или инфекционным заболеванием;
  • имеющее нетрадиционную сексуальную ориентацию.

Этапы установления предварительной опеки

Предварительное устройство несовершеннолетнего различается в зависимости от возраста ребенка:

  • в отношении малолетних детей в возраста до тринадцати лет назначается опека;
  • в отношении лиц, достигших возраста четырнадцати лет до наступления возраста 18 лет или эмансипации назначается попечительство.

Несовершеннолетние дети

Предварительное семейное устройство возможно только в отношении малыша, который утратил попечение законных представителей. Предварительная опека возможна только в тех случаях, когда родители несовершеннолетнего:

  • ограничены, либо полностью лишены родительских прав;
  • находятся в розыске, либо признаны безвестно отсутствующими;
  • погибли, либо признаны судом умершими;
  • осуждены за уголовное преступление и пребывают в местах лишения свободы;
  • оставили малыша в роддоме, либо любом другом медицинском или социальном учреждении для временного пребывания.

Назначение предварительного опекунства возможно только в тех случаях, когда подопечный проживает совместно с потенциальным замещающим родителем, даже во время предварительного устройства малыша в семью. Однако, необходимо помнить, что в отличие от постоянной опеки, при оформлении предварительного семейного устройства замещающий родитель не имеет права распоряжаться имуществом подопечного.

Совершеннолетние недееспособные лица

Предварительная, как и любая другая опека над совершеннолетним лицом возможна только в случае признания его судом недееспособным, либо ограниченно дееспособным. Во втором варианте назначается попечительство.

То есть, для того, чтобы оформить опеку над совершеннолетним гражданином, необходимо вступившее в силу решение суда, в соответствии с которым этот гражданин лишается или ограничивается в дееспособности.

В случае оформления предварительной опеки, в отличие с устройством несовершеннолетнего ребенка, опекуну не обязательно проживать с подопечным. Достаточно будет регулярно посещать опекаемого и обеспечивать все его потребности по жизнеобеспечению. Также, если регулярное посещение подопечного затруднительно, опекун вправе нанять сиделку.

Алгоритм действий

При оформлении опеки над несовершеннолетним ребенком, также как и при оформлении ее над дееспособным взрослым лицом, порядок действий одинаков:

  1. Посещение отдела опеки и попечительства.
  2. Подача заявления.
  3. Обследование представителями ООП жилого помещения потенциального замещающего родителя.
  4. Получение приказа о назначении предварительной опеки.

Предварительное устройство в опекунскую семью возможно на срок не более полугода. В некоторых случаях предварительное пребывание подопечного в замещающей семье может быть продлено, но не более, чем на два месяца.

Обращение в опеку

Назначение предварительной опеки, в отличие от постоянной не требует получения заключения ООП по месту жительства кандидата в опекуны о возможности передачи ребенка на воспитание заявителю. Поэтому потенциальный замещающий родитель сразу же обращается в ООП по месту жительства будущего опекаемого.

Необходимые документы

При оформлении предварительной опеки необходимый пакет документов минимален. Достаточно будет предъявить паспорт гражданина РФ и акт обследования жилого помещения потенциального опекуна.

Более того, сотрудники ООП, на территории которого проживает малыш, могут самостоятельно запросить акт обследования (в рамках межведомственного взаимодействия). В течение трех дней специалисты посещают жилое помещение будущего замещающего родителя и составляют требуемый документ.

В акте обследования должны содержаться следующие сведения:

  1. Адрес, по которому находится обследуемая квартира.
  2. Описание жилого помещения (отдельно стоящий дом или квартира, этажность, сколько комнат в жилом помещении, его площадь).
  3. Санитарное состояние жилого помещения.
  4. Перечень всех лиц, проживающих совместно с потенциальным опекуном.
  5. Информация о специалистах, проводивших обследование.
  6. Дата и подписи.

Сроки рассмотрения

Приказ о назначении предварительного опекунства выносится в течение трех дней после подачи заявления.

Необходимо помнить, что предварительное устройство подопечного в замещающую семью, либо оформление предварительной опеки в отношении совершеннолетнего лица возможно только в течение тридцати дней с того момента, когда:

  • ребенок получит статус несовершеннолетнего, оставшегося без родительского обеспечения;
  • решение суда о лишении (ограничении) дееспособности совершеннолетнего вступит в законную силу.

Потенциальные опекуны

В российском законодательстве нет ограничения в том, кто может стать опекуном. В качестве потенциального опекуна могут выступать:

  • родственники нуждающегося в опеке ребенка или взрослого;
  • их соседи;
  • знакомые или друзья потенциального взрослого подопечного либо родителей несовершеннолетнего ребенка;
  • совершенно посторонние граждане, изъявившие желание взять под опеку малыша.

Если заявление о назначении предварительной опеки подали сразу несколько соискателей, то при прочих равных условиях приоритет отдается близким родственникам будущего подопечного.

Имущество подопечного при оформлении предварительной опеки

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года, предварительным опекунам запрещено распоряжаться имуществом подопечных. Кстати, постоянный опекун также вправе распоряжаться детским имуществом только с разрешения органов опеки и попечительства.

Могут ли отказать

При назначении предварительной опеки сотрудники ООП не обязаны проверять кандидата в замещающие родители. Именно поэтому в большинстве случаев предварительная опека назначается без особых сложностей. Но органы опеки могут и отказать в предварительном устройстве. Причины отказа следующие:

  1. Ребенок старше десяти лет, в отношении которого заявитель ходатайствует о назначении предварительной опеки, отказывается идти жить в семью заявителя.
  2. Жилое помещение потенциального опекуна не соответствует санитарным нормам.
  3. Заявитель проживает совместно с лишенными родительских прав матерью или отцом малыша.
  4. Кандидат в опекуны не имеет гражданского паспорта, либо документ недействителен.

Чем предварительная опека отличается от временной?

Многие граждане путают предварительную и временную опеку. С одной стороны, в обоих формах семейного устройства опекун является законным представителем подопечного, с другой – это разные формы семейного устройства.

В чем же отличия предварительной и временной опеки:

  1. В первом случае статус малыша – оставшийся без попечения родителей, во втором – родительский ребенок.
  2. В первом случае при оформлении требуется лишь паспорт заявителя и акт обследования жилого помещения, во втором – полный перечень документов в соответствии с постановлением Правительства РФ № 423 от 18.05.2009 года.
  3. В первом случае распоряжение имуществом подопечного запрещено полностью, во втором – разрешено, но только с согласия ООП.
  4. В первом случае опека устанавливается на срок не более восьми месяцев, во втором – срок временной опеки оговаривается в каждом отдельном случае и может длиться от нескольких недель до не скольких лет.
  5. В первом случае, если опекун напишет ходатайство, может быть назначено опекунское пособие, во втором – пособие вообще не назначается.

Предварительное семейное устройство необходимо для того, чтобы потенциальный опекун мог не торопясь собрать в се необходимые документы для получения постоянного опекунства. Оформление опекунства – процедура длительная, нередко проходит несколько месяцев, пока заявитель сможет собрать все необходимые документы и посетить все требуемые инстанции, и все это время малыш может проживать в замещающей семье, в любви и ласке, а не в детском приюте.

Конечно, органы опеки и попечительства также заинтересованы в том, чтобы оставшийся без попечения родителей малыш все это время проживал в замещающей семье. Но иногда сотрудники ООП чинят заявителю всяческие препоны, отказывают в передаче малыша на воспитание, либо требуют какие-то дополнительные справки. Если вы столкнулись с такими фактами, вы можете обратиться за помощью к опытному юристу. Также вы можете обратиться за помощью или консультацией к специалистам нашего сайта.

Сохраните или поделитесь ссылкой в социальных сетях (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Автор статьи Наталья Фомичёва Эксперт-юрист сайта. Стаж 10 лет. Наследственные дела. Семейные споры. Жилищное и земельное право. Задать вопрос Рейтинг автора Написано статей 509 Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

Напишите свой вопрос, наш юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит вам через 5 минут.

Отправляя данные Вы соглашаетесь с Согласием на обработку ПДн, Политикой обработки ПДн и Пользовательским соглашением

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 г. Москва «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»

В соответствии со статьей 1552 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации в месячный срок разработать форму заявления о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью, форму акта обследования условий жизни гражданина, форму заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью и форму журнала учета временной передачи детей в семьи граждан.

Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин

Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети), в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее — граждане), а также требования к гражданам.

2. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

3. Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.

4. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 1 месяц.

При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяца.

Длительность, периоды и конкретные сроки (в течение года) пребывания ребенка (детей) в семье гражданина определяются организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с гражданином с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка (детей).

5. Возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).

При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.

Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка.

Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично.

Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

6. Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

7. Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме федеральных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в федеральных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

8. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях временной передачи детей в семьи граждан вправе:

обратиться за информацией о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в орган опеки и попечительства, ведущий учет таких граждан;

информировать указанных граждан о возможности временной передачи детей в их семьи.

9. Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) лиц, имеющих на момент временной передачи в их семью ребенка (детей) судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

10. Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации, и следующие документы:

а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

в) выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;

г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте «е» пункта 9 настоящих Правил, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.

11. Документ, указанный в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, принимается органом опеки и попечительства в течение 1 года с даты выдачи, документ, указанный в подпункте «г», — в течение 3 месяцев с даты выдачи.

Кроме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.

12. Орган опеки и попечительства в течение 15 дней с даты получения от гражданина заявления, указанного в пункте 10 настоящих Правил:

а) проводит проверку представленных вместе с заявлением документов и устанавливает отсутствие обстоятельств, указанных в пункте 9 настоящих Правил;

б) проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина;

в) оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 1 года с даты его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.

13. В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:

а) копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;

б) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме и психических заболеваний. Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 3 месяцев с даты их выдачи.

14. В случае если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) гражданину без пребывания в указанном жилом помещении. При этом гражданин может:

брать ребенка (детей) в дневные часы в соответствии с распорядком дня организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

выехать с ребенком (детьми) на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

пребывать с ребенком (детьми) в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.

15. В случае если жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок (дети), не является местом жительства гражданина, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина направляет в орган опеки и попечительства по месту пребывания гражданина либо выдает на руки гражданину запрос об оформлении акта обследования условий жизни гражданина по месту его пребывания.

16. Орган опеки и попечительства по месту пребывания гражданина на основании запроса, указанного в пункте 15 настоящих Правил, проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина по месту его пребывания.

17. Акт обследования условий жизни гражданина по месту пребывания оформляется в 3 экземплярах, один из которых направляется гражданину не позднее 3 дней с даты подписания, второй передается в орган опеки и попечительства, направивший запрос, или выдается на руки гражданину для передачи в орган опеки и попечительства по месту жительства, третий хранится в органе опеки и попечительства по месту пребывания гражданина.

18. Срок оформления органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, установленный пунктом 12 настоящих Правил, может быть продлен до получения органом опеки и попечительства документов, указанных в пунктах 13 и 16 настоящих Правил, но не более чем на 15 дней.

19. Документы, указанные в подпунктах «б» и «в» пункта 12 и пункте 14 настоящих Правил, оформляются в 2 экземплярах, один из которых выдается на руки гражданину не позднее 3 дней с даты их подписания, а второй хранится в органе опеки и попечительства.

Одновременно с письменным отказом о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, орган опеки и попечительства возвращает гражданину представленные им документы.

Повторное обращение гражданина по вопросу выдачи указанного заключения допускается после устранения им причин, явившихся основанием для отказа в выдаче заключения.

Акт обследования условий жизни гражданина и письменный отказ в выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина могут быть обжалованы в судебном порядке.

20. Документы, указанные в пунктах 10 и 13 настоящих Правил, хранятся в органе опеки и попечительства в случае выдачи гражданину заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина.

21. Гражданин, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью, представляет в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:

а) заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме);

б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

в) заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;

г) согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.

22. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании документов, представленных гражданином в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил:

а) осуществляет регистрацию заявления гражданина;

б) предоставляет гражданину сведения о детях, которые могут быть временно переданы в его семью, и оказывает содействие в подборе ребенка (детей);

в) обеспечивает знакомство и первичный контакт гражданина с ребенком (детьми).

23. Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом следующих обстоятельств:

а) наличие между гражданином, членами семьи гражданина и ребенком родственных отношений (проживают вместе или раздельно родственники и родители, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, имеют ли родители (родитель) право на общение с ребенком);

б) сложившиеся взаимоотношения между ребенком (детьми) и гражданином (членами его семьи);

в) предыдущий опыт общения гражданина с ребенком (детьми) либо опыт временного помещения в семью гражданина других детей;

г) этническое происхождение ребенка (детей), принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечить ребенку преемственность в воспитании и образовании.

24. Передача ребенка (детей) в семью гражданина не допускается, если:

это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;

выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок (дети), родителей этого ребенка (детей), лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

25. Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 15 дней с даты представления гражданином документов, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил, с учетом обстоятельств, указанных в пунктах 23 и 24 настоящих Правил.

Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина оформляется в форме приказа руководителя указанной организации, с оригиналом которого гражданин должен быть ознакомлен под роспись.

Оригинал приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина хранится в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заверенные руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, копии приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина включаются в личное дело ребенка и направляются в орган опеки и попечительства по месту временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина.

Решение руководителя организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе во временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, оформленное письменно с указанием причины отказа, доводится до сведения гражданина.

26. При временной передаче ребенка в семью гражданину выдаются:

а) копия приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенная руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законом порядке, либо паспорт ребенка, достигшего 14 лет;

в) копия полиса обязательного медицинского страхования ребенка (детей);

г) копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина.

27. Оригиналы документов, указанных в подпунктах «б» — «г» пункта 26 настоящих Правил, могут быть переданы гражданину на основании его заявления, в котором обосновывается необходимость их получения.

28. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе оказывать детям и гражданам, в семьи которых они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению.

29. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведет журнал учета временной передачи детей в семьи граждан.

30. Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), не вправе:

а) осуществлять вывоз ребенка (детей) за пределы территории Российской Федерации;

б) оставлять ребенка (детей) под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

31. Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), обязан:

а) нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка (детей) в период его временного пребывания в семье;

б) получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка (детей);

в) предоставить ребенку (детям) возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;

г) по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка (детей) в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка (детей), а также о заболевании ребенка (детей), получении им травмы, о помещении ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

32. Ребенок (дети), временно переданный в семью гражданина, может быть возвращен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до истечения срока, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил, по желанию ребенка (детей) или гражданина.

33. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка (детей) организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или орган опеки и попечительства по месту временного пребывания ребенка (детей) принимают меры по незамедлительному изъятию ребенка (детей) из семьи гражданина и возвращают его в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 13. Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан
 

2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий, а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.