Предвыборная агитация

Статья 50. Агитационный период

5. В случае проведения повторного голосования агитационный период начинается со дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню повторного голосования. Предвыборная агитация на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания возобновляется по рабочим дням в период, который начинается на третий день после дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню повторного голосования. Предвыборная агитация в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, сетевых изданиях возобновляется в период, который начинается на третий день после дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню повторного голосования.

Агитационный период

Агитационный период — это период, в течении которого в ходе избирательной кампании законодательно разрешено проведение предвыборной агитации за кандидата или список кандидатов, агитации по вопросам референдума. Российский Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет начало агитационного периода со дня выдвижения кандидата или партийного списка, а окончание — за сутки до единого дня голосования. Кроме того, закон отдельно определяет агитационный период с средствах массовой информации: он начинается за 28 или 30 дней (в зависимости от уровня и региона выборов) и заканчивается за сутки до дня голосования.

Агитационный период

Давайте разберемся в некоторых нюансах агитационного периода.

До объявления даты выборов возможна любая агитация, поскольку этот период находится вне действия предвыборного законодательства.

Закон определяет период, в который глава исполнительной власти должен объявить о назначении даты выборов. Избирательная кампания юридически начинается с этого момента, со дня назначения даты выборов.

Следующая важная дата — момент выдвижения кандидата или партийного списка. С этого момента кандидат или список кандидатов имеют юридическое право вести агитацию. Хочется обратить внимание на то, что кандидат или список могут начинать агитацию еще до регистрации избиркомом в качестве кандидата или списка.

Неоднозначна трактовка того, можно ли вести агитацию от момента назначения даты выборов до момента выдвижения кандидата. С одной стороны, до момента выдвижения кандидат формально не является участником избирательного процесса и потому может делать все, что угодно. Но с другой стороны, с момента выдвижения он уже становится участником процесса. Часть судов трактуют закон в пользу кандидата (то есть до момента выдвижения в качестве кандидата политик может вести агитацию), часть — нет (кандидат не имеет право вести агитацию с момента назначения даты выборов до момента выдвижения). На практике многие кандидаты и их штабы предпочитают не рисковать и прекращают агитацию до момента выдвижения.

Следующее ограничение в рамках агитационного периода, которое необходимо учитывать при составления плана избирательной кампании — любая агитация должна быть оплачена с избирательного счета кандидата. Иначе — нарушение, которое называется финансирование избирательной кампании в обход избирательного счета и при превышении суммы денег, потраченных на агитацию в обход счета 10 % от разрешенного размера избирательного фонда, кандидата могут снять с регистрации. Кроме того, закон требует стопроцентной предоплаты услуг типографий. Иными словами, печать агитационных печатных материалов в долг запрещена.

Поэтому сразу после выдвижения целесообразно открыть избирательный счет и начать заполнять его. Дело в том, что даже сбор подписей (оформление документов, заверение подписей сборщиков у нотариуса) должны быть оплачены со счета. С того момента, как счет открыт и на него поступили средства можно начинать агитацию, требующую расходов.

Отдельно введено ограничение на размещение агитационных материалов в СМИ — двадцатью восемью или тридцатью днями в зависимости от региона или уровня выборов. Этот запрет не распространяется на другие формы агитации, а так же на освещение средствами массовой информации хода выборов.

Любая агитация прекращается в 24-00 в пятницу, предшествующую дню голосования. Суббота, накануне дня агитации — «День тишины». Считается, что в этот день избиратель должен получить передышку от агитации для того, чтобы спокойно взвесить все «за» и «против» и принять окончательное решение. В этот день, а так же в день голосования, есть исключение только для одного вида агитации — наружной. Биллборды, растяжки, плакаты и другие формы могут висеть на тех местах, на которых они висели накануне в пятницу.

Нарушения во время избирательной кампании

Нарушение правил уличной и наружной агитации

Агитация на выборах имеет жесткие временные рамки. Поскольку она оплачивается из избирательного фонда, то формально партии и кандидаты должны ее размещать только после старта агитационной кампании и формирования избирательного фонда. На печатных и в аудиовизуальных агитационных материалах агитации должно быть указание об оплате их изготовления из средств такого избирательного фонда. Кроме того, агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации или физлица-заказчика, данные изготовителя, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.

На деле партии часто могут идти на хитрости и размещать свою рекламу под видом социальной или маскировать под рекламу какого-то другого продукта или услуги.

Люди, чьи фотографии использованы в агитационных материалах, должны дать письменное согласие на использование своего образа.

Чаще проблемой становится препятствие к размещению агитации или ее демонтаж вопреки контрактам с рекламными компаниями. Отказы могут быть ничем не мотивированы.

Дворники часто выступают «чистильщиками» — по распоряжению руководства они срывают на своей территории агитматериалы не поддерживаемых властями партий и кандидатов, в том числе и с разрешенных для их размещения мест.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, а также на любых поверхностях на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

В день голосования на территории помещения для голосования не должно быть никакой агитации – ни звуковой, ни видео, ни биллбордов, ни листовок и газет – то есть тех, где избирателя призывают сделать выбор в пользу того или иного кандидата, например, в форме призыва «Голосуй за!».

А вот информационный стенд с фотографиями и биографией зарегистрированных кандидатов, наоборот, должен быть на каждом избирательном участке.

Нарушение правил агитации в СМИ

Требования к агитации в печатных СМИ в целом схожи с требованиями, предъявляемыми к уличной агитации. На агитационных материалах всегда должен быть указан тираж и источник оплаты изготовления агитации – кандидаты должны оплачивать их из своих избирательных фондов.

Агитация на телевидении не всегда открыто обозначена как агитация, она может, например, подаваться под видом информационного репортажа, рассказа о работе того или иного кандидата, о его успехах, о внимании к его деятельности населения и т.п. Чтобы не нарушить закон, журналист должен сообщить, что герой его репортажа — кандидат, что он участвует в выборах и т.п.

До сих пор встречаются случаи выпуска поддельных агитационных журналов и газет, внешне очень похожих на официальные агитационные СМИ того или иного кандидата, но только с негативным содержанием, противоположным оригиналу по смыслу. Такие методы до сих пор используются в регионах для дискредитации политических противников.

Подкуп избирателей

Выплата денег или выдача товаров за голосование за названного кандидата или партию, в том числе продуктовых наборов, купонов на скидки, бонусы и т.п., кроме партийных сувениров – частые, хотя и совершенно незаконные спутники выборов.

Нарушение прав кандидатов

Цель нарушений этого типа — создать препятствия для участия в выборах того или иного кандидата, представителю той или иной партии. Это и незаконный отказ в регистрации, и запрет агитационных материалов, и задержание кандидата и воспрепятствование его встречам с избирателями в том или ином виде, и давление на его партийных спонсоров или даже на него самого с тем, чтобы он, например, отказался от участия в выборах.

Иные нарушения

Если вам кажется, что выявленное вами нарушение не подходит ни под один из описанных выше критериев, выберите графу «Иные нарушения».

Административный ресурс

Использование возможностей власти для создания преимуществ

Этот тип нарушений объединяет ключевой признак: к их совершению причастен государственный или муниципальный служащий того или иного ранга.

Например, весьма распространено предоставление кандидатам близким к власти помещений для агитации или предвыборных мероприятий, безвозмездное выделение им техники, автотранспорта, рабочей силы, отказ в помещении оппозиционным кандидатам под надуманным предлогом, принуждение сотрудников собрать подписи за того или иного кандидата или партию, агитация за него, принуждение прийти и проголосовать, а также проголосовать за конкретную партию или кандидата, принуждение к посещению встреч с кандидатом, т.п.

Участие чиновника в прямой агитации за партию, если он не является кандидатом, также является нарушением.

Цитата из закона (п. 5 ст. 40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»)

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, …;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов… если иным кандидатам, избирательным объединениям… не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации… если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда…;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов…. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации… лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей…, ведения предвыборной агитации…, если иным кандидатам, избирательным объединениям…для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, …при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании…в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Воздействие правоохранительных органов

К сожалению, не всегда представители правоохранительных органов стремятся к обеспечению законности выборов. Их сотрудники могут привлекаться, например, для изъятия законных агитационных материалов кандидатов, для воспрепятствования проведению встреч кандидатов с избирателями, митингов, агитации.

В день голосования при участии сотрудников правоохранительных органов возможно противоправное удаление с участка наблюдателей или членов комиссии под надуманным предлогом, а также давление на наблюдателей и избирателей, отказ в возбуждении дела или рассмотрении обращения по поводу нарушения.

Давление начальства на избирателей

Один из наиболее распространенных типов нарушений. Пользуясь своим положением, руководители организаций, предприятий или компаний могут оказывать давление на подчиненных, принуждая их прийти на выборы, взять открепительное удостоверение, проголосовать за определенную партию или кандидата (в доказательство, например, просят сфотографировать заполненный бюллетень). Давление может проявляться в виде запрета работать наблюдателем под угрозой увольнения, лишения премии, т. п.

Иногда возможно насильственное включение в список желающих проголосовать на дому – такие списки заранее предоставляются в комиссию сотрудниками органов соцобеспечения или врачами больниц, однако не всегда по желанию самих избирателей.

Любые подобные действия со стороны вашего начальства незаконны, руководство не вправе влиять на ваш выбор.

Вопрос42. Предвыборная агитация

Агитация предвыборная (предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Формы предвыборной агитации

Предвыборная агитация может принимать следующие формы:

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;

ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.

Законодательно закрепленные способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами

Нелегальная предвыборная агитация

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев т.д. и т.п. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объёму печатной площади, отведенной таким сообщениям.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

А так же, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Методы агитационного воздействия

Во время агитации реализуются планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Агитация направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.

Вопрос43. Символика и мифология политической коммуникации.

Теоретики массовой коммуникации разрабатывали основы этой теории и развивали ее положения, прежде всего с целью исследования того, каковыми могут быть направления и методы, условия и результаты воздействия определенных идей, стереотипов, мнений, образов на умы и души, мнения и политические взгляды людей, читателей и зрителей, потребляющих массовую информацию.

Лассауэлл стал рассматривать содержание материалов массовой коммуникации только в рамках политики. Для этого им были введены в научный оборот соответствующие понятия и определена единица измерения. Содержание рассматривается им с точки зрения наличия в сообщении следующих единиц:

 ряда политических ценностей (ими могут быть ценности, связанные с доходом, уважением, личной безопасностью и т.д.);

 совокупности «ключевых символов» для анализа политики в мировом масштабе (таких, как свобода, демократия, фашизм, коммунизм);

 описания методов, используемых для реализации политических ценностей (насилие, подкуп, переговоры, манипуляция символами);

 выражения степени приобщения к ценностям (принятие, отвержение, нейтральность).

Для подобных понятий Лассауэлл ввел общую единицу измерения – «символ», или «политический символ». Первый определялся как технический термин для слов, которые фиксируют (символизируют) отношение субъектов коммуникации, а второй – как символ, функционирующий в практике осуществления самой власти.

Так как процесс коммуникации – это бесконечное множество различных символов, то Лассауэлл, опираясь на психологическую концепцию стимула и реакции, установил ряд границ. Содержание коммуникации, являющееся частью внешней Среды (то есть частью внешних стимулов) попадает, по Лассауэллу, в «рамку внимания». В ее границах уже можно оперировать с заключенными в нее символами, делать вывод о всем содержании газет.

Далее он предложил анализировать содержание коммуникации уже не только путем измерения частоты символов, но и устанавливая для каждого подсчета определенные категории (нация, известные люди, союзники, враги, коммунисты в США, расовые отношения, деньги и т.д.). Анализ проводился также и исходя из так называемых стандартизированных категорий, например, «категории направления», с помощью которой выяснялось отношение автора текста к анализируемому символу (положительное, отрицательное, нейтральное и т.д.), или элементы текстов коммуникации (сцены в фильме, песни в радиопрограмме, фотографии в статье и т.д.). Им были также предложены такие направления анализа, как структурный анализ (взаимоотношение различных тем в коммуникативном действии), анализ кампании(взаимоотношение различных документов, использованных в коммуникативном действии). Все типы анализа содержания коммуникации имеют одну общую черту: в центре внимания стоит частота употребления определенных символов, тем, образов, стереотипов, отдельных документов и материалов.

Как видим, отмеченный подход указывает на такой путь воздействия СМИ на политические взгляды телевизионной аудитории, как частота обращения к самой реальности в тех или иных символах, образах, отношениях. Другими словами, в этом случае имеет место своеобразное «опрокидывание» тех или иных фрагментов этой реальности в определенных вербальных или аудиовизуальных формах на читателя и зрителя. Воздействует, таким образом, сама объективная действительность, и степень этого воздействия зависит от количества «вылитого» материала. Не случайно в наши дни в политическую терминологию вошло понятие «слив компромата». Путем подсчета подобных эпизодов можно сделать вывод о содержании коммуникативных актов некоторых действующих элементов политической коммуникации.

Важно подчеркнуть, что наряду с количественными направлениями анализа содержания политической коммуникации, и ее воздействия на зрительские взгляды, существуют и качественные направления классификации воздействий СМИ на политические ориентации читателей и зрителей. Но не в смысле высокого качества этих путей, а в смысле варьирования качества сообщений. Сделаем оговорку, что и в этом случае количество передаваемой объективной информации часто влияет на ее качество.

Классификация Р. Барта, которую он дал риторическим формам буржуазного либерального мифа, составляющим совокупность фиксированных, регламентированных, повторяющихся фигур, в которые составляются те или иные формы мифического означающего:

1. Прививка. В этом случае признается частный вред одного института, явления, чтобы замаскировать главное зло. Эта форма риторики тем чаще применяется, чем более либерализируется общество.

2. Изъятие из Истории. Предмет, о котором говорится в мифе, лишается всякой истории. Ничто никем не сделано, ничто никем не выбрано; остается лишь владеть новыми вещами. Подобная внеисторичность – одна из форм общего понятия для всей буржуазной мифологии, а именно – безответственности человека. Выше уже говорилось о 72 годах жизни страны, изъятой демократическими средствами массовой информации из ее истории.

3. Тождество. Это есть уподобление себе самому, когда любое противоречие сводится к взаимоотражению. Буржуа пусть и не может вжиться в Иного, но все-таки способен представить себе, что у того тоже есть свое место, которое называется либерализмом. На наш взгляд, такая тенденция продолжает иметь место, причем не только в отношении насаждаемых западных и американских политико-экономических и культурных ценностей, но и уже собственно федеральных российских по отношению к субъектам Федерации.

4. Тавтология. В этом случае предмет определяют через него же самого. Вспомним лозунги разных лет «Миру – мир», «Экономика должна быть экономной», «Возродим великую Россию». Собственно политические клише «ускорение прогресса», «перестройка» – тоже тавтологичны. Тавтология свидетельствует о глубоком недоверии к языку, к его глубинам и непознанным возможностям. Язык отбрасывают, так как он нас подводит.

5. Нинизм. «Этим словом, – пишет Р. Барт, – я называю такую мифологическую фигуру, когда две противоположности взвешиваются одна с помощью другой и в итоге обе отбрасываются (не хочу ни того, ни этого). Подобная фигура присуща скорее буржуазному мифу, так как связана с современной формой либерализма» (Барт, 1996, с. 280).

6. Квантификация качества. Это определение означает по Р. Барту сведение любого качества к количеству. Во время апрельского противостояния НТВ действиям большинства акционеров качество передач определялось цифрами интерактивных опросов. Сыплет цифрами в своих выступлениях Г. Зюганов.

7. Констатация. В ее основе – так называемый «здравый смысл», то есть истина, которую можно остановить в ее развитии по произвольному приказу говорящего. Примером, раскрывающим этот прием, могут служить действия в эфире ведущих многих телеканалов. Эти коммуникаторы резко обрывают коммуникацию или, скоропалительно (с выгодой для себя) подытожив, направляют ее в другое русло. Палочкой-выручалочкой в этих случаях часто стала служить реклама. Обрывая нить спора, дискуссии, она дает возможность продолжить тему уже на новой ноте и в новом ракурсе.

В данном рассуждении мы оперировали терминами «риторика», «риторические фигуры», «риторические формы» в том смысле, который вкладывает в них Р. Барт, то есть в смысле речевого красноречия и искусства убеждения силой слова.

Если исходить из этих тенденций, то будет правомерно толковать вышеперечисленные формы и направления идеологического воздействия по Р. Барту более широко, нежели он сам, распространять не только на словесную и печатную формы политической коммуникации, но и на электронные СМИ. Между субъектами политики: ветвями власти, партиями и движениями, группами давления и т.д., также существуют явные отклонения от нормы… Сегодня один из каналов политической коммуникации – средства массовой информации производят такой информационный товар, который относится к разряду политического манипулирования: информационная провокация, политическая брань, слухи, намеренная дезинформация и дезориентация граждан

Электронные средства массовой информации и телевидение в частности как средства синкретического воздействия на массовую аудиторию широко пользуются риторическими приемами, выработанными в недрах речевой культуры и коммуникации, перенося их и на видеоряд, и на музыкальное и звукошумовое оформление. Наглядные образы больших пространств – площадей, залов заседаний, с соответствующим знаковым оформлением и церемониалом, посвященным тем или иным политическим событиям, – что это, как не новейшая риторическая форма телевизионной политической коммуникации? Как пишет Серж Московичи, стратегии пропаганды предназначены для превращения индивидов в толпу и вовлечения их в определенную деятельность. Приемы вождей (или партий) всякий раз специфичны, поскольку искомые результаты конкретны и своеобразны. Но они прибегают к трем основным стратегиям: представлению, церемониалу и убеждению. Первая управляет пространством, вторая – временем, третья – словом.

Вопрос44. Электоральная политическая коммуникация.

Электоральная коммуникация – вид политической коммуникации, связанный с выборами. Электоральная коммуникация осуществляется с помощью СМИ, политических организаций, внутрисетевых формальных и неформальных контактов, непосредственной апелляции к избранной публике и массовой аудитории.

Политические агенты электоральной коммуникации используют в информационном пространстве преимущественно два типа действий:

Мобилизационный, включающий агитацию и пропаганду; Маркетинговый, представленный ПР и политической рекламой.

Политический маркетинг – комплекс мероприятий в области исследования политического рынка по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Комплекс коммуникаций политического маркетинга включает:

Политическую рекламу

Организацию общественного мнения (ПР)

«Личную продажу» — встречи кандидата и его доверенных лиц с избирателями, митинги и т. д. «стимулирование сбыта» — различные формы материального стимулирования электората (подарки, бесплатные обеды и т. д.).

Остановимся подробнее на политической рекламе и ПР.

Политическая (предвыборная) реклама – вид непрямой политической коммуникации. Эффективность политической рекламы зависит от следующих факторов:

Предвыборная реклама эффективна прежде всего для целей «раскрутки» нового кандидата;

Предвыборная реклама эффективна как средство мобилизации сторонников уже известного кандидата, когда она обеспечивает информационное напоминание избирателям тех сведений о кандидате, которые подкрепляют их мотивацию голосования за него;

Предвыборная реклама как средство формирования знаний о кандидате должна быть ориентирована в первую очередь на те группы электората, для которых определяющим фактором голосования являются позиции кандидата по актуальным политическим, экономическим и социальным проблемам. ПР – система двусторонней коммуникации между организациями и общественностью, задача которой – достижение общего согласия, а не только продвижение товара (услуги, идеи, личности).

Цель политического ПР – обеспечение эффективной системы взаимодействия с социальными группами и влияние на общественное мнение.

Функции ПР: мониторинг сознания, мнений, отношений и поведения как внутри организации, так и вне её анализ влияния политики, процедур и действий на общественность модификация элементов политики, процедур и действий, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации установление и поддержание двусторонних отношений между организацией и общественностью.

Вопрос45. Политическая коммуникация в информационном обществе.
^ Компъютерно-опосредованная политическая коммуникация может быть определена разновидность политической коммуникации по признаку коммуникационного канала.
Электронная демократия — это любая демократическая поли­тическая система, в которой компьютеры и компьютерные сети ис­пользуются для выполнения важнейших функций демократическо­го процесса, например распространения информации и коммуни­кации, объединение интересов граждан и принятие решений (путем совещания и голосования).
Теоретики электронной демократии уверены в том, что такие свойства новых средств информации, как интерактивность, более быстрые способы передачи информации, возможности связи боль­шого числа пользователей друг с другом, изобилие информации и новые пользовательские возможности по управлению процессами, могут положительно влиять на демократическую политическую систему. Главной целью электронной демократии декларируется расширение политического участия граждан.
Растущая популярность новых информационных технологий удобство доступа и разнообразие информационных ресурсов пода толкнуло российские политические организации к освоению Интернета как нового средства массовой информации и агитации.
Развитая система политического информирования граждан не­сомненно способствует росту общественного доверия, необходимо­го для эффективного функционирования власти. Для формирова­ния устойчивой обратной связи важно и то, что Интернет предо­ставляет возможность интерактивного взаимодействия. Не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельнос­ти правительства, но и у правительства появляется дополнитель­ный канал информации, добровольно предоставляемой граждана­ми, что ведет к наращиванию той формы социального капитала, ко­торую ряд исследователей называет «моральные ресурсы». Чем больше граждане и власть узнают о деятельности и нуждах друг друга, тем выше степень взаимного доверия.
Электронное правительство — это система интерак­тивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур.
При наличии объективных показателей работы государственно­го учреждения, в жизнедеятельности которого, как и любой ком­мерческой фирмы, можно выделить свою цепочку продуктивных и вспомогательных (обеспечивающих) бизнес-процессов, появляется возможность оценить организацию этих процессов в целом и каж­дого в отдельности. Это позволяет проводить в учреждениях реин-жиниринг внутренних бизнес-процессов с применением отработан­ных и широко используемых коммерческими предприятиями мето­дик и инструментов, а также внедрять передовой опыт реализации бизнес-процессов и их тестирования.

Комментарии к законам
Статья 49. Предвыборная агитация. 1. В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата;
2) выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо политической партии, какому-либо иному общероссийскому общественному объединению (если оно входит в избирательный блок), какому-либо избирательному блоку, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, об иных общероссийских общественных объединениях (если они входят в избирательный блок), избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, иному общероссийскому общественному объединению (если оно входит в избирательный блок), к которым принадлежит данный кандидат, к выдвинувшим кандидата политической партии, избирательному блоку;
7) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за или против кандидата, против всех кандидатов.
2. Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
2) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.
3. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс — конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах. При этом кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
5. Лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов.
6. Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования.
7. Использование изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, политической партии, об ином общероссийском общественном объединении (если оно входит в избирательный блок), избирательном блоке в агитационных материалах кандидатов, политических партий, избирательных блоков возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 55 настоящего Федерального закона, а в случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании — по требованию избирательной комиссии. Данное ограничение не распространяется на использование кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками в предвыборной агитации публично высказанных и опубликованных (обнародованных) мнений с указанием даты (периода времени) публикации (обнародования) и наименования средства массовой информации, в котором была осуществлена эта публикация (обнародование). Ссылка в агитационных материалах на положительное высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, о кандидате, политической партии, об ином общероссийском общественном объединении (если оно входит в избирательный блок), избирательном блоке допускается только в случае, если это высказывание было опубликовано (обнародовано) до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. В такой ссылке должны указываться дата (период времени) публикации (обнародования) этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором была осуществлена эта публикация (обнародование).
8. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются только за счет средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, за исключением случаев предоставления зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в порядке, установленном статьями 51 — 53 настоящего Федерального закона. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается.
9. Политическая партия, в том числе входящая в избирательный блок, в случае выдвижения ею или соответствующим избирательным блоком кандидата и последующей регистрации этого кандидата Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети «Интернет». Политическая партия, входящая в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную программу, если этот избирательный блок в указанный срок опубликует свою предвыборную программу. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках предоставленной кандидату, политической партии, избирательному блоку бесплатной печатной площади либо оплачена из избирательного фонда кандидата.
Комментарий к статье 49
1. Под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, либо против кандидата, либо против всех кандидатов.
Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
2. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:
а) призывы голосовать за или против кандидата. Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П тождественное положение, закрепленное в пп. «б» п. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», признано не противоречащим Конституции РФ;
б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель. Аналогичная норма пп. «в» п. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также не противоречит Конституции Российской Федерации.
Вышеназванные положения тождественны положениям, закрепленным в п. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Нормы ст. 48, пп. «б», «в», «г», «д», «е» п. 2 указанного Закона признаны Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года N 15-П не противоречащим Конституции Российской Федерации;
ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов. Положения данного пункта, который содержится и в комментируемом Законе и ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку на его основании во взаимосвязи с положением пункта 4 статьи 2 в качестве предвыборной агитации признаются любые иные помимо перечисленных в подпунктах «а», «б», «в», «г», «д», «е» пункта 2 статьи 48 действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П). Согласно ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
3. Предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий):
собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.
4. Кандидат, избирательный блок самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Предвыборная агитация может осуществляться в форме:
— публичных дебатов — публичный обмен мнениями двух и более кандидатов на должность Президента Российской Федерации, представителей избирательных объединений, инициативных групп избирателей по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых предлагается в предвыборных программах кандидатов;
— дискуссий;
— «круглых столов» — обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами на должность Президента Российской Федерации, представителями избирательных объединений, инициативных групп избирателей и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных мероприятий;
— пресс-конференций — изложение кандидатом на должность Президента Российской Федерации, представителем избирательного объединения, инициативной группы избирателей предвыборной программы кандидата перед представителями СМИ, включая ответы на вопросы журналистов;
— интервью — ответы кандидата на должность Президента Российской Федерации, представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей на вопросы, заданные им журналистами государственных СМИ в ходе личной встречи;
— выступлений — личное обращение (монолог) кандидата на должность Президента Российской Федерации, представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей к избирателям с изложением предвыборной программы кандидата, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;
— показа телеочерков;
— видеофильмов о зарегистрированном кандидате;
— в иных не запрещенных законом формах.
При этом запрещается проводить агитацию федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний; избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса; иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности; лицам, не достигшим возраста 18 лет.
Находящиеся на государственной или муниципальной службе кандидаты подлежат освобождению от своих служебных или должностных обязанностей. Это не распространяется на Президента Российской Федерации, который баллотируется на второй срок, но он не должен использовать преимущества своего служебного положения при проведении агитации.
Лица, замещающие государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, могут проводить предвыборную агитацию, если они являются кандидатами на пост Президента Российской Федерации.
5. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, запрещается.
6. При проведении предвыборной агитации могут быть использованы:
— изображения физического лица;
— положительные высказывания физического лица о кандидате, избирательном блоке.
При этом требуется письменное согласие этого физического лица, которое представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вместе с экземплярами агитационных материалов. Данное ограничение не распространяется на использование кандидатами, избирательными блоками в предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений с указанием даты (периода времени) этого обнародования и наименования средства массовой информации, в котором было осуществлено это обнародование. Ссылка в агитационных материалах на положительное высказывание о кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке, общественном объединении, входящем в избирательный блок, физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это мнение было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, и должна содержать сведения о дате (периоде времени) этого обнародования и наименование средства массовой информации, в котором было осуществлено это обнародование.
7. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» политическая партия, в том числе входящая в избирательный блок, в случае выдвижения ею или соответствующим избирательным блоком кандидата и последующей регистрации этого кандидата соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу соответственно уровню выборов не менее чем в одном государственном или муниципальном периодическом печатном издании, а также в «Интернете». Политическая партия, входящая в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную программу в случае, если этот избирательный блок в указанный срок опубликует свою предвыборную программу. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках использования бесплатной печатной площади, предоставленной в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо оплачена из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Манифестом 17 октября обещано дать( Временным правительством-Е.В.) России политическую свободу. Это обещани вынуждено той борьбой,которую ведут различные классы населения.Против существующего режима с его варварскими порядками восстают самые разнообразные силы.Политической свободы добиваются купцы, и помещики, и мещане, и интеллигенция, и крестьяне, и рабочие.(Временное правительство землю передаёт крестьянам безвозмездно на вечное пользование,соответственно помещики взунтовались.О требованиях российских партиях Дан умалкивает,т.к. Временное правительство было инициатором собрать все партии для участия в Учредительном собрании инаметить путь дальнейшего развития демократии в России.Большевикам и меньшевикам осталось только проглотить информацию и брюзжать из под «половика». Не согласиться они не имели права,а вот что проиграют по всем пунктам ,об этом они прекрасно знали.Задача их всячески вставлять палки в колёса ,так большевики действя по инструкции Ленина разворачивали в деревнях различные бандитские разграбления помещичьих усадьб.Один из них,знаменитый «герой» Котовский- Е.В.) Но политическая свобода зависит,между прочим,от того,кто будет составлять будущую русскую конституцию,т.е. основные законы,которые установят политическое устройство свободного государства и определят политические права граждан.( В задачу Учредительного собрания как раз и входила одна из задач утверждения Конституции России ,объявлениее России демократической страной. Дан блефует..-прим. Е.В.).
Организационная часть рабочего класса ( обратить внимание о крестьянстве Дан умалчивает.Причина крестьяне полностью удовлетворены своим пожеланиям.Земля передаётся тому,кто ё обрабатывает.Передача намечалась весной 1918 г.перед посевом,инициатор и разработчик передачи земли-Главный земельный комитет Временного правительства -прим.Е.В.) высказывается за то,чтобы эту конституцию составляло избранное Учредительное Собрание.( Дан делает хитрый ход,беря инициативу создания Конституции на свою партию,тогда как этот вопрос уже решён и Конституция уже была в работе.Ни большевики,ни меньшевики в этой работе не учавствовали- прим.Е.В.). Под сильным давлением народного движения конституцию может дать народу и само правительство; оно может поручить написать конституцию министрам или особой комиссии. Но на конституцию,которая будет составлена правительством,нельзя полагаться. Необходимо,чтобы конституция давала самые широкие политические права всему народу и притом обеспечивала за каждым гражданином ,кто он бы ни был,равные права со всеми другими гражданами.Словом,надо,чтобы конституция ограждала интересы народа.А между тем конституция,составленная правительством,будет стараться только о том,,чтобы оградить интересы существующего строя. Бюрократия затем обыкновенно и даёт конституцию,чтобы по возможности дольше сохранить своё самодержавие. А так как народу конституция нужна для защиты своих интересов,то он и требует,чтобы конституцию составляло не правительство и не чиновники, а выборное Учредительное собрание.
Точно также не могут рабочие положиться и на конституцию,которую выработают гласные,выбранные не всем народом, а одними образованными или имущими классами. И тут права рабочих,права всего народа,не обладающего ни имществом,ни образованиеем,ограждены не будут. Поэтому ,они желают,чтобы Учредительно собрание было выбрано на равных правах всем народом. Они трбуют,чтобы эти выборы производились на основе всеобщего,прямого,равного и тайного голосования.Только в этом случа трудящийся народ сможет оградить свои интересы в полной мере,и лишь от его политического сознания, от того, насколько он сам понял свои интересы,будет зависеть,как воспользуется он своими правами.Вот почему главною своею задачей рабочие ставят развитие классового сознания в своей среде. Чем выше будет это сознание,тем скорее сумеет рабочий класс использовать все обстоятельства в своих интеересах.