Премия оскар сколько

Сколько денег получают победители «Оскара»?

Так сколько же денег получают в итоге победители «Оскара»? Если коротко – 0. Никакие денежные бонусы для тех, кто получил заветный трофей, не предусматриваются.

Заработать на продаже самого «Оскара» тоже нельзя (хотя, мы не сомневаемся, на аукционах влюбленные фанаты готовы были бы заплатить за статуэтки своих кумиров десятки тысяч долларов). Каждый победитель «Оскара» подписывает специальный документ, который оговаривает, что у Киноакадемии США есть право первоочередной покупки – а выкупят они «Оскар» у его обладателя всего за 10 долларов и ни центом больше.

Да-да, мы не ошиблись и не пропустили пару нолей: статуэтка – изготовить которую стоит в районе 500-900 долларов – принесет своему обладателю только 10 долларов, если он попытается ее продать.

Разумеется, победа на «Оскаре» влечет за собой ряд дополнительных бонусов, часть из которых все-таки можно измерить в конкретных цифрах. Например, голливудские агенты не так давно провели исследование и выяснили, что победа на «Оскаре» увеличивает гонорар актера в следующем фильме в среднем на 20%. Впрочем, на практике эти 20% могут означать совершенно разную сумму для актеров и актрис (мы же помним о горячей проблеме неравенства гонораров?). Если мужчины-победители «Оскара» в среднем в дальнейшем получают прибавку к гонорару на 3,9 миллиона долларов за следующий фильм, то женщины – только 500 000 долларов.

Forbes подсчитал, сколько стоит «Оскар»

Издание Forbes выяснило стоимость самой престижной в мире кинонаграды. По его данным, одна статуэтка «Оскар» стоит около 700 долларов, хотя всего шесть лет назад ее цена составляла 400 долларов. К слову, за годы существования премии Академия киноискусства вручила более 3000 «Оскаров».

В преддверии церемонии вручения самой престижной награды в мире кинематографа американский деловой журнал Forbes подсчитал стоимость бронзовой статуэтки «Оскар», которая является почетным призом для выдающихся деятелей киноискусства. Как выяснило издание, на данный момент «Оскар» стоит 700 долларов, это почти в два раза больше, чем в 2011 году, когда его цена составляла 400 долларов.

Интересно, что себестоимость знаменитой статуэтки практически ничего не значит. Согласно контракту, ее обладатель имеет право в официальном порядке продать свою награду только Академии киноискусств и только за один доллар. Однако, на практике это не мешает продаже «Оскаров», которые при желании достаточно несложно приобрести. Самая высокая цена за статуэтку была предложена музыкантом Майклом Джексоном, коллекционировавшим «Оскаров». В 1999 году он приобрел один из экземпляров своей коллекции за 1. 5 миллиона долларов.

За время существования премии американская Академия киноискусства вручила более трех тысяч статуэток. Внешне награда представляет собой рыцаря с мечом, стоящего на катушке кинопленки. Вес статуэтки, выполненной из сплава британия, остается неизменным и составляет 3,85 кг. Она покрыта 24-каратным золотом, из-за которого стоимость «Оскара» растет с каждым годом.

Напомним, 89-я церемония вручения премий Академии киноискусства состоится 26 февраля. Местом ее проведения традиционно станет театр Dolby в Лос-Анджелесе. Ее трансляция будет вестись более чем в 225 странах мира. За награды ведут борьбу кинокартины, вышедшие на экраны в 2016 году.

Статуэтка свободы

Фото: AP

Фильм «Унесенные ветром» унес первый рекордный урожай «Оскаров»

16 мая отметила 75-летний юбилей самая престижная награда в мире американского кино — премия национальной киноакадемии, известная всему миру как «Оскар». Получить позолоченную статуэтку — мечта любого, кто трудится на ниве кинематографа, а ежегодная церемония присуждения премии — одно из самых коммерчески успешных телешоу в мире. Правда, последнюю церемонию подпортил скандал. В январе этого года актер и член киноакадемии Кармайн Кариди был арестован ФБР по обвинению в пособничестве видеопиратству (о том, что копии новых фильмов, рассылаемые «академикам» для голосования, уходят от них прямиком к пиратам, догадывались давно). Впрочем, вся история «Оскаров» неотделима от больших денег — и от громких скандалов.
Дядя Оскар
Идея профессиональной премии родилась у руководства американской киноакадемии (Академия кинематографических искусств и наук — ее полное название) сразу после создания этой организации, в мае 1927 года, цель — «повышение культурных, образовательных и технических стандартов кино». В том же году 36 новоиспеченных «академиков» во главе с первым президентом академии актером Дугласом Фэрбенксом собрались в лос-анджелесском отеле Biltmore и решили ежегодно награждать особо отличившихся коллег. Там же арт-директор студии MGM Седрик Гиббонс набросал эскиз знаменитой статуэтки — стоящего на катушке с кинопленкой рыцаря, опершегося на меч, после чего скульптор Джордж Стэнли отлил по этому эскизу 30-сантиметровую бронзовую фигурку и водрузил ее на мраморный постамент. Позже бронзу и мрамор заменили на белый пластик, а затем на позолоченный сплав олова и свинца (британий).

Фото: AP

На сегодняшний день тройка фильмов-оскароносцев-рекордсменов выглядит так: «Бен Гур», «Титаник» и третья часть «Властелина колец». А среди физических лиц с большим отрывом лидирует Уолт Дисней

Поначалу статуэтка не имела собственного названия и называлась просто Премией академии за заслуги. Насчет имени «Оскар» существует множество легенд. Согласно самой популярной, библиотекарь, а позже бессменный исполнительный директор академии Маргарет Херрик, едва взглянув на эскиз, воскликнула: «Да это вылитый дядя Оскар!» Аналогичное высказывание приписывалось и кинозвезде Бетт Дэвис, первого мужа которой звали Оскар, и многим другим родственникам того или иного Оскара, число которых, вероятно, сравнимо с числом людей, несших с Лениным легендарное бревно на субботнике. Впрочем, это прозвище долгое время оставалось кулуарным — в печати премию назвали «Оскаром» только в 1934 году, а еще пять лет спустя это имя «академики» признали официально. За прошедшие три четверти века было изготовлено около 2,5 тыс. статуэток — подавляющее большинство нашло своих владельцев, и лишь считанные экземпляры остались невостребованными.

Первых лауреатов академия назвала 16 мая 1929 года в конференц-зале лос-анджелесского отеля Hollywood Roosevelt. 250 человек, заплатившие за участие в церемонии по $10, еще не знали, что творят историю. Мероприятие, длившееся всего несколько минут, прошло незамеченным даже для городских СМИ, не говоря об общенациональных. Но уже на следующий год интерес к награждению оказался столь велик, что местная радиостанция успешно провела прямую часовую трансляцию, и с тех пор организаторы церемонии не могли пожаловаться на невнимание прессы.

Однако, получив информационную поддержку, «академики» одновременно столкнулись с новой проблемой — как сохранить интригу до момента оглашения имен победителей. В первое время академия обычно передавала результаты голосования редакциям крупнейших лос-анджелесских газет за несколько часов до начала мероприятия. Вечерние выпуски появлялись в газетных киосках не ранее одиннадцати вечера по местному времени — церемония была в самом разгаре, а жители восточного побережья и центральных штатов уже спали и узнавали о результатах из утренних газет. Но в 1940 году вечерний выпуск газеты The Los Angeles Times начал появляться раньше — уже в девять любой мог купить его в киоске и узнать имена победителей. Шоу с прямой радиотрансляцией теряло изюминку, а значит, и аудиторию.
Поэтому уже в следующем году компания Pricewaterhouse (впоследствии PricewaterhouseCoopers), осуществлявшая по заказу академии контроль за процедурой голосования, разработала ставшую знаменитой систему запечатанных конвертов, содержимое которых становится известным только во время церемонии. В результате торжественный вынос конверта, томительно долгое вскрытие его и выверенная пауза ведущего заставляют затаить дыхание весь мир — например, последнее шоу наблюдали до 70 млн телезрителей в США и до полумиллиарда еще в 90 с лишним странах.

Сегодня премия «Оскар», формально не имеющая денежного эквивалента (себестоимость каждой фигурки составляет примерно $250, и лауреаты дают торжественное обещание не продавать ее на территории США никому, кроме самой академии),— это очень большие деньги. Для студий, дополнительно тратящих на рекламу номинированных фильмов до $500 тыс., рекламодателей, телевидения. И конечно, для самих счастливых обладателей золоченой статуэтки, которая в разы повышает «рыночную стоимость» режиссера, актера, оператора, композитора, продюсера, монтажера и любого другого профессионала в сфере кинопроизводства.
Однако такого статуса «Оскар» достиг не сразу. Первые церемонии совсем не походили на нынешние грандиозные шоу, скорее на корпоративный междусобойчик с едой и выпивкой. Впрочем, и кино тогда было иным. В 1929-м, когда первые бронзовые статуэтки обрели своих владельцев, одну из них получила киностудия Warner Brothers за первый в истории звуковой фильм «Певец джаза», вышедший в 1927 году (тогда премии вручались за достижения двух последних лет). Многие усматривают в этом символ — едва научившись говорить, кинематограф тут же сочинил премию самому себе.

«Оскар» на все времена

К концу 1930-х годов, когда американцы начали приходить в себя после Великого кризиса, а в Европе запахло большой войной, американское кино переживало не лучшие времена. Позади было десятилетие испытаний, когда руководству крупнейших студий приходилось сражаться на два фронта — с первыми появившимися в Голливуде профсоюзами и с пресловутым «кодексом Хейса», принятым под нажимом религиозных организаций и сплоченного «морального большинства» и фактически означавшим цензуру. Тем не менее конец десятилетия ознаменовался появлением «Унесенных ветром» — лучшего, по мнению американцев, фильма всех времен, ставшего и первым рекордсменом в истории «Оскаров»: в 1939 году картина была выдвинута на премию в 13 номинациях и в восьми победила.
Подобный урожай «Оскаров» впечатляет и сейчас, хотя оба результата со временем были превзойдены. На сегодня еще семь картин выдвигались в 13 номинациях, а две — «Все о Еве» (1950) и утопленный в премиях «Титаник» (1997) — в четырнадцати; что касается завоеванных «Оскаров», то рекорд (11 статуэток) делят «Бен Гур» (1959), «Титаник» и самый свежий лауреат — третий фильм трилогии «Властелин колец».
В 30-е годы студии с расчетом на «Оскар» начали выпускать «престижные» картины — с большим бюджетом, сценарием от известных писателей, дорогостоящими декорациями и спецэффектами, полномасштабной рекламной раскруткой с использованием всех резервов студийного «главного командования». И, разумеется, с кинозвездами, которые в американском кино делают едва ли не половину сборов. Как правило, такие расходы оказывались по силам лишь голливудской «большой пятерке» — студиям Paramount Pictures, MGM, Warner Brothers, RKO и 20th Century Fox, а главная роль в создании очередного потенциально оскароносного фильма принадлежала уже не режиссеру, а продюсеру.

Фото: AP

Джордж Скотт (на фото) и Марлон Брандо прославились тем, что «Оскара» получили, но за ним не явились

В следующее десятилетие на премию «Оскар», присуждению которой не помешала даже мировая война, претендовали, естественно, фильмы по большей части остросоциальные. Причем не обязательно антифашистские — к примеру, чаплинский «Великий диктатор» в 1940 году был дважды номинирован, но остался без премий (главные достались экранизации романа Стейнбека «Гроздья гнева»). А «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, еще один претендент на звание «лучшей картины всех времен» (по версии американцев), получил всего одного «Оскара» — за лучший сценарий, хотя фигурировал в девяти номинациях. Зато продолжал собирать премии аполитичный Уолт Дисней, в итоге собравший как владелец студии непревзойденную коллекцию из 29 позолоченных статуэток (всего его творения в разных номинациях выдвигались на «Оскар» 64 раза — еще один рекорд).
В 1952 году церемония впервые была показана по телевидению — и у «Оскара», как и у всей американской киноиндустрии в целом, началась совсем другая жизнь. Многие посчитали символичным, что в том году лучшим фильмом была названа картина Сесила де Милля «Величайшее шоу на свете». Вопреки мнению скептиков телевидение не вытеснило кино (тому в свое время сулили роль могильщика театра). Наоборот, новое СМИ дало киноиндустрии мощную рекламную поддержку — в первую очередь за счет трансляции раздачи золотых статуэток. Другим завоеванием 50-х стала новая номинация «За лучший зарубежный (неанглоязычный) фильм». Здесь первым лауреатом был фильм Феллини «Дорога». А конец десятилетия прошел под знаком пышных исторических постановок, самая известная из которых «Бен Гур» установила упомянутый выше рекорд — 11 «Оскаров» в 12 номинациях.

Бурные 60-е принесли на экран новую моду — наряду с типичными голливудскими блокбастерами за премию киноакадемии стали успешно бороться картины камерные, но более глубокие и созвучные духу времени (впрочем, многие из этих фильмов вышли из недр той же «большой пятерки»). Так, в 1966 году за право называться лучшим фильмом бились три бесспорных шедевра — английский «Человек на все времена» Фреда Циннемана (эта экранизация знаменитой пьесы Роберта Болта об авторе «Утопии» Томасе Море в результате и победила), снятый в Англии же «Блоу-ап» Микеланджело Антониони, а также американская лента «Кто боится Вирджинии Вулф?» Майка Николса.
«Оскарбительные» скандалы

Фото: AP

Марлон Брандо

В 1968 году — вероятно, самом горячем в этом десятилетии — церемония вручения «Оскаров» впервые за всю историю своего существования несколько раз откладывалась: Америке было не до кино — убили Мартина Лютера Кинга. А с наступлением 70-х от узкокорпоративной голливудской идиллии, которую до того представляла церемония, не осталось и следа: почти каждая сопровождалась скандалом или была на грани него.
Впрочем, первый скандал потряс американское киносообщество еще в 30-е годы, когда «Оскаром» за заслуги в развитии киноискусства академия наградила режиссера Дэвида Уорка Гриффита. Премию классик немого кино получил по праву, но все равно критики припомнили Гриффиту, что его фильм «Нетерпимость» (1916) дал новый толчок не только американскому кино, но и расистскому движению ку-клукс-клан, к тому времени вроде бы сошедшему с политической сцены.
Более полувека ждал своего второго почетного «Оскара» и Чарльз Чаплин, хотя первого получил на первой же церемонии в 1929 году («за многогранность таланта и гениальность»). За эти полвека много чего произошло. Достаточно вспомнить маккартистскую «охоту на ведьм», не миновавшую и Голливуда, где на ниве борьбы с «коммунистическими шпионами» особенно усердствовал глава Гильдии киноактеров Рональд Рейган. В 1952 году Чаплин выехал по делам на родину, в Англию, и в США его обратно не впустили — федеральная прокуратура постановила не выдавать въездную визу «подрывному элементу». В результате великий режиссер и актер провел остаток жизни в Швейцарии и получил упомянутого «Оскара» лишь в 1971 году, за шесть лет до кончины.

Фото: AP

Голливудской звезде Лане Тернер и ее любовнику гангстеру Джонни Стомпанато «Оскар» вышел боком: Джонни лишился жизни, а Лана — карьеры

70-е начались со скандала иного рода — впервые в истории «Оскара» лауреат публично отказался от премии! Первым отказником стал актер Джордж Скотт, получивший ее за главную роль в ультрапатриотическом историческом боевике «Паттон». Любопытно, что от престижной награды актер отказался не по политическим мотивам, а в знак протеста против системы конкуренции в актерском цеху. Этот демарш киноистеблишмент счел очередным взбрыком звезды, никогда не отличавшейся примерным поведением, и об инциденте постарались забыть.
Однако то была лишь первая ласточка. Америку уже десять лет лихорадило от непрекращавшихся войн, внешних и внутренних: вьетнамской, войны поколений, войны между бедными и богатыми, белыми и черными. Очевидно, что и мир кино должна была захлестнуть волна общественного недовольства, и лучшей сцены для его выражения, чем церемония вручения «Оскара», отыскать было трудно.

В 1973 году Марлон Брандо отказался принять «Оскар» за лучшую мужскую роль (дон Корлеоне в «Крестном отце») — на сей раз в знак протеста против угнетения коренного населения Америки. Сам актер не присутствовал на церемонии, демонстративно прислав вместо себя никому не известную девушку — якобы индианку из племени апачи по имени Сачин Маленькое Перо, по бумажке зачитавшую заявление Брандо. Однако по-настоящему скандал разгорелся позже, когда журналисты выяснили пикантную деталь: представительница «угнетенного меньшинства» оказалась ряженой — актрисой-мексиканкой, никакого отношения к апачам не имевшей, а просто нанятой Брандо за деньги. Благодаря скандалу «индианка» получила соблазнительное предложение от журнала Playboy, а Брандо — статус персоны нон грата в киноакадемии. С тех пор она никогда не приглашала легендарного актера на церемонии присуждения «Оскара».

Фото: AP

Второго «Оскара» комик Чарльз Чаплин ждал весьма серьезно — более сорока лет

Скандалы и демонстрации между тем не прекращались. В 1993 году в черный список киноакадемии попали кинозвезды Сьюзен Сарандон и Тим Роббинс, после того как они с «Оскарами» в руках заступились за ВИЧ-инфицированных гаитянцев, которым было отказано во въездных американских визах. Спустя шесть лет неодобрительным ропотом было встречено известие о награждении почетным «Оскаром» режиссера Элиа Казана — ветерана не только американского кино, но и упомянутой «охоты на ведьм». Во время гонений на «красных» в Голливуде он сдал многих своих коллег, в результате лишившихся работы.
На прошлогодней церемонии, проходившей в самый разгар войны в Ираке, тоже не обошлось без политики — несмотря на всю решимость организаторов не допустить скандалов. Ряд звезд, среди которых были Том Хэнкс, Уилл Смит и Кейт Бланшетт, отказались участвовать в церемонии, некоторые демонстративно явились в зал с антивоенными значками, а один из лауреатов — режиссер Майкл Мур, размахивая только что полученным «Оскаром», высказал в микрофон все, что думал о президенте Буше.
Случались в истории «Оскаров» скандалы и просто уголовные. В 1958 году одна из номинанток, актриса Лана Тернер, решила явиться на церемонию с дочерью и матерью, но без своего любовника — известного гангстера Джонни Стомпанато. Что произошло дальше, по сей день достоверно неизвестно, между тем Джонни нашли мертвым с кухонным ножом в животе. Лану Тернер с дочерью арестовали по обвинению в убийстве, однако суд оправдал обеих — присяжные поверили рассказу о том, как гангстер явился к любовнице разбираться (не взяли на церемонию «Оскара»!), угрожал ей, а затем, поскользнувшись, сам напоролся на кухонный нож, который схватила в качестве защиты перепуганная дочь актрисы. Как бы то ни было, история с убийством Стомпанато стала отличной рекламой для премии «Оскар», но не для Ланы Тернер: ее карьера в кино на этом трагическом инциденте закончилась.
А в 1982 году церемония сопровождалась уже не трагедией, а фарсом. Польский режиссер Збигнев Рыбчинский, получивший «Оскара» за свой экспериментальный короткометражный фильм «Танго», не смог присутствовать на церемонии, потому что провел ночь в полицейском участке Лос-Анджелеса. По одной версии, после того, как вышел покурить и подрался с охранником, по другой — из-за каких-то недоразумений, связанных с оформлением въездной анкеты.
Чужие там не ходят
В последние десятилетия расхождения во вкусах членов киноакадемии и массового американского зрителя стали очевидны. Это во многом связано с наступлением новой эпохи в американском кино: голливудских «динозавров» теснило молодое независимое поколение режиссеров и продюсеров. Часто его представители успешно совмещали эти две ипостаси и после первых же успехов на голливудских студиях оперативно создавали свои собственные. Главным возмутителем спокойствия стала «великолепная пятерка» — Мартин Скорсезе, Френсис Форд Коппола, Брайан де Пальма, Джордж Лукас и Стивен Спилберг. Несмотря на то что многие фильмы этих режиссеров (особенно последних двух) были высокозатратными, доход они приносили на порядок больше, и вскоре члены другой «великолепной кинопятерки» — «большой» наперебой зазывали тех же Лукаса и Спилберга снять что-нибудь у них. Однако кассовый успех таких картин, как «Челюсти» или «Звездные войны», не принес их создателям вожделенных «Оскаров» в главных номинациях — за лучшую режиссуру и лучшую картину года (с премиями, к примеру, за спецэффекты у обеих картин проблем не было).
Вообще, история «Оскаров» мало отличается от истории большинства других премий в области искусства и массмедиа, которые, как известно, преимущественно достаются «своим». Под последними понимаются те, кто следует правилам игры, регулярно посещает тусовки, а если и позволяет себе самодеятельность, то лишь в рамках принятого в данном сообществе. Бунтари, затворники, любители эпатажа и просто мрачные одиночки, не желающие лишний раз улыбнуться кому надо, если и получают «Оскаров», то редко и в виде исключения. Впрочем, трудно ожидать иного выбора от «коллективного разума» — нескольких тысяч человек, профессионально связанных с кинопроизводством (включая студийных парикмахеров и завскладами реквизита). Многие из них, кстати, сами предпочитают смотреть совсем другие фильмы, но, когда дело дойдет до голосования, проголосуют как надо — об этом заранее позаботятся студийные пиарщики.
Примеров оскаровских несправедливостей можно привести массу. Так, один из ведущих киномастеров ХХ века Стэнли Кубрик, никогда не скрывавший своего презрительного отношения к Голливуду и киноакадемии (последние годы режиссер жил и снимал в Англии), в отместку так и не получил «Оскара» за лучшую режиссуру. Та же история произошла со многими классиками — достаточно назвать имена Бергмана и Хичкока. С другой стороны, безуспешно стояли в очереди за главными позолоченными статуэтками молодые, да ранние Лукас со Спилбергом. Покорив мир своими фантастическими во всех смыслах картинами, они долго не могли завоевать сердца членов киноакадемии. Обоим прозрачно намекали: «Сделайте картину подлиннее и поскучнее, и ‘Оскар’ у вас в кармане». Спилберг все-таки не выдержал искушения и, остановив на время свой коммерчески беспроигрышный конвейер, начал делать ленты длинные и скучные — в очевидном расчете на «Оскара». Но получил премию (даже две — лучшая режиссура и лучшая картина года) за фильм абсолютно неоскароносный — жесткий черно-белый «Список Шиндлера». Что лишний раз доказывает — на всякое правило есть исключение, и серьезным искусством можно «пробить» даже консервативную киноакадемию.
Ну а вообще, наиболее точной и нелицеприятной характеристикой самой желанной премии в мире кино представляется крылатая фраза дважды оскароносца — сценариста Френсиса Мэриона: «Это идеальный символ кинобизнеса — мощная атлетическая фигура с мечом в руках и начисто отрезанной верхней частью черепа, где должны быть мозги».
ВЛАДИМИР ГАКОВ