Президент осуществляет помилование

Как проходит процедура помилования президентом России

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 января 2020 года стало известно, что гражданка США и Израиля Наама Иссахар, осужденная в РФ за контрабанду наркотиков, подала прошение о помиловании и скорейшем освобождении из колонии.

ТАСС рассказывает о процедуре помилования президентом РФ.

Согласно ст. 89 действующей Конституции Российской Федерации право помилования лиц, осужденных российскими судами (или осужденных за границей, но отбывающих наказание в России), принадлежит президенту РФ. Оно осуществляется путем издания соответствующего указа главы государства. Помилованы могут быть как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства, процедура при этом одинакова. Ст. 85 Уголовного кодекса РФ определяет, что помилование возможно только в отношении «индивидуально определенного лица». Актом помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания приговора, также назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено на более мягкое. Кроме того, с лиц, уже отбывших наказание, может быть снята судимость.

Механизм рассмотрения ходатайств о помиловании описан в указе президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года.

Для начала процедуры необходимо личное письменное заявление осужденного на имя главы государства. Оно направляется в администрацию колонии (тюрьмы, СИЗО), где находится заключенный. Затем ходатайства осужденных передаются в территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) субъекта РФ. Для лиц, осужденных впервые за преступления небольшой или средней тяжести, срок передачи заявления в территориальный орган ФСИН составляет не более 10 дней, для осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления, — не более 20 дней. К ходатайству о помиловании администрацией прилагаются копии приговора и апелляционных решений, справка о состоянии здоровья, анкета, сведения о предыдущих ходатайствах о помиловании, характеристика осужденного и другие документы.

Не позднее чем через 5 дней (в отношении осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления — 7 дней) территориальный орган ФСИН представляет материалы в Комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации.

Затем в течение 30 дней Комиссия передает высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору, главе республики) заключение о целесообразности помилования осужденного. В свою очередь, глава региона не позднее чем через 10 дней (для осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления — 15 дней) направляет президенту РФ собственное представление о целесообразности помилования осужденного. Список лиц, рекомендованных главой субъекта РФ к помилованию, публикуется в региональных СМИ.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст); другие обстоятельства.

Указ президента РФ о помиловании в течение 2 дней после издания направляется главе субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, в соответствующий территориальный орган ФСИН и в администрацию колонии или тюрьмы.

Об отклонении президентом ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно главой региона либо по его поручению председателем комиссии субъекта РФ. Повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее, чем через год. Исключение составляют случаи возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Статья 85 УК РФ. Помилование

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

См. все связанные документы >>>

1. Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом. С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Помилование означает прощение и милость .

См.: Словарь синонимов русского языка. М., 1984. С. 384.

Помилование как форма монаршей милости имеет еще более древнюю историю, чем амнистия. Например, у римлян издавались распоряжения об отказе, приостановлении или прекращении уголовного преследования в отношении конкретных лиц. Именно помилование явилось прообразом амнистии. В российском законодательстве помилование предусматривалось еще в Судебнике 1550 г. Как и институт амнистии, институт помилования известен законодательству и широкой практике его применения всех периодов существования Советского государства. В Декрете от 24.11.17 N 1 «О суде» суду предоставлялось право помилования.

3. У амнистии и помилования много общего. Отличаются они по содержанию, кругу лиц, к которым эти акты применяются, и кругу лиц, которые эти акты осуществляет (об амнистии см. коммент. к ст. 84 УК).

4. Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ч. 1 ст. 85 УК помилование осуществляет исключительно Президент РФ путем издания указов.

5. Процесс рассмотрения ходатайств о помиловании установлен Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 .

СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. II). Ст. 5149.

6. Указ о помиловании является актом прямого действия, не требует каких-либо дополнительных решений по его исполнению, обязателен для всех, кто его исполняет.

Помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание в России в соответствии с международными договорами РФ;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Как правило, помилование не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся по амнистии;

д) ранее освобождавшихся актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

7. Согласно ст. 176 УИК РФ с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме обращается сам осужденный. При отказе осужденного обратиться с ходатайством администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту РФ.

Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом РФ (ч. 3 ст. 184 УИК РФ).

Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи и направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. К ходатайству прилагаются копии приговора, решений вышестоящих судебных инстанций, справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, справка о применении к осужденному акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания, характеристика на осужденного.

По просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, значимые для решения вопроса о помиловании. Отказ направить ходатайство о помиловании не допускается; о его направлении осужденный уведомляется администрацией учреждения под расписку на копии сопроводительного письма. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства.

8. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний. Федеральная служба ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента РФ сведения о ходатайствах, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии. Администрация Президента РФ не реже одного раза в квартал представляет Президенту РФ обобщенные сведения о таких ходатайствах.

9. Приказом Минюста России от 30.05.2007 N 110 была утверждена Инструкция об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в связи с ходатайствами осужденных о помиловании , которая определяет порядок приема администрацией учреждений, исполняющих наказания в виде пожизненного лишения свободы, лишения свободы на определенный срок, обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ходатайств осужденных о помиловании, их регистрации и учета, направления в территориальные органы уголовно-исполнительной системы, а также порядок регистрации и учета территориальными органами уголовно-исполнительной системы ходатайств о помиловании и направления их в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ.

Бюллетень Минюста России. 2007. N 7.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования субъектов РФ являются предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), общественный контроль за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования субъекта РФ и Председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). В нее входят не менее 11 человек, являющиеся гражданами РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у сограждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов; принимается большинством голосов. При их равенстве голос Председателя комиссии является решающим.

Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года; не менее двух третей ее членов формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

10. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ, которое не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования.

11. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения

12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

13. При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта РФ или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос не позднее чем через 10 дней со дня его получения.

14. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в МВД России, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

15. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо (по его поручению) председателем комиссии.

16. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании его повторное рассмотрение допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

17. Помилование носит строго персональный характер, осуществляется в отношении индивидуально определенного лица (лиц) и только после вступления приговора суда в законную силу.

18. Согласно ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет, которые отбываются в исправительных колониях особого режима (ч. 6 ст. 74 УИК РФ). Закон не ограничивает применение акта помилования временем совершения преступления. Даже если на момент совершения преступления в УК не были предусмотрены наказания в виде пожизненного лишения свободы или лишения свободы на срок 25 лет, замена смертной казни на такие виды наказания при помиловании возможна .

См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14.08.2007 N КАС07-360.

19. В соответствии с ч. 2 ст. 85 актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания; назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом; с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

20. В законе не ограничен срок обращения с таким ходатайством; осужденный может обратиться с начала отбывания наказания. Нет также ограничений для женщин, осужденных к лишению свободы с отсрочкой отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста в соответствии со ст. 82 УК .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 957-О-О.

На практике ходатайства о помиловании лиц рассматриваются, как правило, после отбытия половины назначенного наказания, а в отношении лиц, которым назначена смертная казнь, — после вступления приговора в законную силу.

21. Закон не устанавливает основания для обращения с ходатайством о помиловании. Ими могут быть самые различные обстоятельства, например отбытие осужденным определенной части наказания, состояние здоровья осужденного или его близких родственников, исправление.

Государственная Дума приняла постановление единогласно. Депутаты работали над документом два пленарных заседания. Они поддержали внесённый Президентом документ, но приняли к нему ряд поправок.

Концепцию президентской амнистии поправки не изменили. Под неё по-прежнему попадают пенсионеры, инвалиды, беременные, женщины с детьми, несовершеннолетние, чернобыльцы, а также полицейские и военные, принимавшие участие в боевых действиях.

Освободят от наказания только в случае, если срок лишения свободы не превышает 5 лет и ранее гражданин не отбывал наказание в исправительных учреждениях.

«Внесены поправки, и амнистия распространяется не только на тех, у кого есть приговор суда, но и по тем лицам, по которым ведутся следственные мероприятия. Вот это важно. По поводу злоупотребления служебного положения с использованием насилия, так называемая садистская статья. Мы знаем известные дела, они достаточно резонансные. Сейчас на эту статью, на этих садистов амнистия не при какой ситуации распространяться не будет», — сообщил глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

Таким образом, не удастся избежать наказания бывшим сотрудникам казанского РОВД «Дальний», замучившим подозреваемого до смерти бутылкой из-под шампанского. Под действие амнистии не попадут террористы, педофилы, а также проходящие по статьям «Организация массовых беспорядков» и «Применение насилия в отношении представителя власти». Так что амнистия коснется лишь некоторых фигурантов так называемого «Болотного дела» — тех, кто не причастен к организации беспорядков и нападению на полицейских.

«Мы считаем, что должна амнистия распространяться на всех, независимо каким, кто был втянут, не втянут в эти столкновения. Ограничение о скоплениях такое, что тех, кто призывал, кто просто выступал, тех мы вроде как прощаем. А тот, кто был втянут в эти столкновения, нет. Это серьезный недостаток этой амнистии», — заявил заместитель председателя фракции КПРФ Анатолий Локоть.

По этой амнистии могут быть освобождены активисты Greenpeace, задержанные в Печорском море на судне Arctic Sunrise. Также могут выйти на свободу участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина.

По оценкам думского комитета по уголовному законодательству, амнистия коснётся от 12 до 15 тысяч человек. Непосредственно из мест лишения свободы выйдут 3-3,5 тысячи.

«Греческое слово «амнистия» трактуется двояко: с одной стороны, это прощение, а с другой стороны, забвение. Простить — мы прощаем, а вот те, кто выйдет на свободу, наверное, никогда не должны забывать, какую ошибку они совершили, попав в тюрьму. И надеюсь, что больше никогда эту ошибку они не совершат», — сказал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

А либеральные демократы сегодня безуспешно пытались внести поправку, чтобы выпустить из колоний, осужденных по 282-й статье Уголовного кодекса — «Возбуждение ненависти либо вражды.»

«Мы нарушаем свободу слова, свободу убеждений. Ничего нельзя сказать. В Иркутской области привлекают к ответственности жителя — он плохо отозвался о Государственной Думе, о нас с вами. Ну недоволен он нашей работой! То есть любая рознь в отношении любой группы, любое слово, все, что вы ни говорите. Нет горячей воды — вы разжигаете рознь против работников коммунальной службы, скользкая дорога – значит, против работников, которые отвечают за дороги в этом городе», — сказал лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

«Комитет не считает возможным принять эту поправку постольку, поскольку это антиэкстремистская статья, и считаем, что амнистия на нее не должна распространяться», — заявил Павел Крашенинников.

В результате, во всех трёх чтениях постановление принято единогласно. Текст уже опубликован на интернет-портале правовой информации и по закону амнистия официально вступила в силу. Российская газета напечатает документ в своём завтрашнем номере.

Каковы полномочия Президента РФ по вопросам помилования?

Стр 1 из 3

Задача 2.

Проблема – проблема формы и содержания полномочий, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации, и передаваемых субъектам.

Каковы полномочия Президента РФ по вопросам помилования?

Согласно п. «в» Статья 89 Президент Российской Федерации осуществляет помилование. Согласно Указ Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 (ред. от 19.05.2009) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации») Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Возможна ли передача субъектам Российской Федерации полномочий, закрепленных Конституцией РФ за федеральными органами власти?

Согласно ч. 3 ст. 11 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Однако данное положение следует толковать расширительно, имея в виду, что названия конкретизация производится и федеральными законами.

Федеральный центр в настоящее время отдает предпочтение законодательному способу разграничения предметов ведения и полномочий.

Об этом свидетельствует п.7 ст. 26.2 ФЗ «Об общих принципах…» Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Доводы какой стороны вам представляются более весомыми и почему?

Мне представляются более весомыми аргументы Государственной Думы Федерального Собрания.

Представитель Президента сослался на ч. 3 ст. 11 Конституции. Однако в данной статье говорится о разграничении полномочий федеративными и иными договорами, она не предусматривает возможность наделения субъектов полномочий в сфере ведения РФ указами Президента.

Согласно п.7 ст. 26.2 ФЗ «Об общих принципах…» Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 1 Статьи 26.3.1. Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Помимо этого, Представитель Президента указал, что установленный оспариваемыми нормативными актами порядок подготовки решений о помиловании направлен на защиту прав и свобод человека, а защита прав и свобод человека и гражданина в силу п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Однако мне представляется, что данное обоснование не является правовым. Ведь по сути все предметы ведения, перечисленные в ст. 71, 72 направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина. Из этого мы исходим, рассматривая данные статьи во взаимосвязи со ст. 2 Конституции, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Каждый из предметов ведения обеспечивает то или иное право человека и гражданина. Например, согласно ст. 71 Конституции в ведении РФ находятся оборона и безопасность. Данный предмет ведения обеспечивает право человека на жизнь, здоровье и т.д. Поэтому, находя среди всех предметов ведения защиту прав и свобод человека и гражданина (п. «б» ч. 1 ст. 72), мы можем сделать вывод о том, что это права и свободы, не обеспеченные всеми перечисленными предметами ведения. В связи с этим считаю доводы представителя Президента необоснованными, а доводы Государственной Думы более весомыми.

Кроме того, согласно п.7 ст. 26.2 ФЗ «Об общих принципах…» Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. В данном же случае полномочия по предмету ведения передаются Указом Президента, что недопустимо.

В соответствие с ч. 2 ст. 78 федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В связи с чем представляется, что полномочия Президента по помилованию не могут быть переданы, так как Президент не относится к исполнительной ветви власти. Да и вышеупомянутые полномочия Президента не относятся к полномочиям в сфере исполнительной власти.

Создавая комиссии субъектов по помилованию, Президент нарушил статью 71 Конституции, так как помилование находится в ведении РФ. А как уже было отмечено, согласно п.7 ст. 26.2 ФЗ «Об общих принципах…» предметы, находящиеся в исключительном ведении РФ, передаются субъектам федеральными законами.

По всей видимости механизм помилования предполагает то, что эта функция должна осуществляться Президентом, а подготовка вопроса должна быть осуществлена в Администрации Президента.

Гюлумян: предмет ведения – это общественные отношения, сфера деятельности, а полномочия – это деятельность в рамках данных общественных отношений.

Задача 3.

Проблема – проблема разграничения полномочий в сфере совместного предмета ведения.

Задача 4.

Проблема – допустимости наличия властных полномочий у органов государственной власти субъектов в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации.

Задача 7

Проблема – в том, что задача потеряла проблему в связи с совершенствованием законодательства.

Подлежат ли требования прокурора удовлетворению?

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

П. 1 ст. 76 гласит, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Согласно Статье 133 Трудового кодекса Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Статья 133.1. гласит, что В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Таким образом, требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Задача 8.

Проблема – соотношения Уставных судов как элементов судебной системы Российской Федерации и как органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нарушил ли субъект Российской Федерации требования действующего законодательства, приняв такой закон?

Статья 12 и часть 4 статьи 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», пункт 1 статьи 2, пункт 4 статьи 11 и статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а также пункт 1 статьи 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» предусматривают возможность регулирования законом субъекта Российской Федерации вопросов, касающихся статуса судей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

В определенном смысле вышеуказанные статьи противоречат статье 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливающей основания прекращения полномочий судьи. Ведь по смыслу данной статьи, список этих оснований является исчерпывающим.

Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации как судоустройство (статья 71, пункт «о») и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (статья 71, пункт «г»), так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которое в силу ее статьи 118 (часть 3) осуществляется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. К ведению Российской Федерации относятся также уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство (статья 71, пункт «о», Конституции Российской Федерации), а административно-процессуальное законодательство, кадры судебных органов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты «к», «л», «н» части 1, Конституции Российской Федерации).

В соответствие со статей 71 (пункты «г», «о») и 118 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» наряду с федеральными судами, действующими в субъектах Российской Федерации, предусматривает в качестве судов субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 4), которые входят в судебную систему Российской Федерации (часть 2 статьи 4), создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 17), рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, их финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 27). Поэтому если толковать буквально, то прекращение полномочие судьи в случае ликвидации Уставного суда в связи с изменением Устава противоречит федеральному законодательству. И это несмотря на то, что статья 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что прерогативой субъекта Российской Федерации является самостоятельное определение порядка организации и деятельности данных судов с учетом федерального регулирования и правовой природы этого судебного института. То есть наблюдается несоблюдения формы. Однако Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопросы, касающиеся правового статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и их судей, и подтверждая правомочие субъектов Российской Федерации создавать собственные конституционные (уставные) суды, в своих решениях неоднократно указывал, что порядок организации и деятельности таких судов, являющихся судами субъектов Российской Федерации, в силу статьи 72 (пункты «б», «н» части 1) Конституции Российской Федерации и на основе федеральных законоположений самостоятельно определяется субъектом Российской Федерации в его конституции (уставе) и законах (определения от 12 марта 1998 года N 32-О по запросу высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации, от 9 апреля 2002 года N 71-О по запросу Санкт-Петербургского городского суда, от 7 февраля 2003 года N 46-О по жалобе гражданина И.Н. Половцева, от 4 декабря 2003 года N 428-О по запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан).

Поэтому можно сделать вывод, что в части ликвидации Уставного суда в связи с изменением Устава прекращение полномочий судьи Уставного суда абсолютно правомерно.

Что касается иных случаев прекращения полномочий судей Уставного суда, то согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 491-О, «Действующий Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», принятый 26 июня 1992 года, т.е. тогда, когда субъекты Российской Федерации не обладали правомочием создавать свои конституционные (уставные) суды, регламентирует прежде всего статус судей федеральных судов, что вытекает также из контекста большинства его статей.

Положения статьи 12, части 4 статьи 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», пункта 1 статьи 2 и статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», позволяющие субъекту Российской Федерации вводить особые, дополнительные основания прекращения полномочий судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, не могут рассматриваться как противоречащие Конституции, поскольку возможность установления субъектами Российской Федерации такого регулирования обусловлена особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов как органов государственной власти субъектов Российской Федерации, функционирующих в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основе принципа разделения властей и самостоятельно осуществляющих конституционный (уставный) контроль, и не исключает обязанность субъектов Российской Федерации обеспечить при осуществлении законодательного регулирования в данной сфере соблюдение конституционных принципов разделения властей, самостоятельности и независимости судебной власти.

Таким образом, субъект Российской Федерации не нарушал требования законодательства ни в каком пункте.

Задача 9.

Проблема – нарушения принципа разделения властей.

Задача 10.

Проблема – конфликт правовых позиций в вопросе толкования положений Конституции в части возможности установления Республиками своего государственного языка.

Решение суда необоснованно хотя бы с той точки зрения, что в данном случае республика установила не свой государственный язык в соотв. со ст. 68 К РФ, а установила ценз знания языка республики для кандидата. Здесь нужно смотреть требования к кандидатам в главы субъектов. И это отношения по поводу установления общих принципов организации системы органов государственной власти.

Согласно п. «н» ст. 72 К РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении. Эти отношения урегулированы ФЗ «об общих принципах».

В п. 3, 3.1, 4 данного ФЗ определены требования для замещения должности главы субъекта. А также перечислены условия, при которых лицо не может стать высшим должностными лицом субъекта.

Таким образом, не соблюдена форма орграничения права, провозглашённая ч. 3 ст. 55 Конституции, ведь в данном случае ценз устанавливался Конституцией республики.

Действительно, п.2 ст. 68 К РФ гласит, что республики вправе устанавливать свои государственные языки. Однако стоит рассматривать эту норму во взаимосвязи с п. 3, из которой вытекает, что это сделано скорее для сохранения родного языка как средства общения между собой, и как памятник культуры, представляющий особую ценность для последней. Здесь же можно и обратиться и к ст. 19 (язык) и к преамбуле, в которой говорится о многонациональном народе.

Это также получило отражение в Постановление Конституционного Суда РФ от 16.11.2004 N 16-П, где сказано, что Конституция Российской Федерации — с учетом обусловленных факторами исторического и национального характера особенностей конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации — признает за ними право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68, часть 2) и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68, часть 3), что в свою очередь служит интересам сохранения и развития в Российской Федерации двуязычия (многоязычия).

Таким образом, требования к кандидатуре высшего должностному лицу субъекта могут предъявляться только федеральным законом.

Даже если это было бы закреплено на уровне федерации, то это было бы неправильно, так как требование не является квалификационным. Знание языка титульной нации никак не отражается на исполнении его обязанностей в качестве главы исполнительной власти субъекта.

Соответственно, решение суда не обосновано.

Задача 11.

Проблема – наличия полномочий у субъектов в сфере исключительного ведения Российской Федерации.

Задача 12.

Проблема – соотношения требований к высшему должностному лицу субъекта и к сферам использования русского языка как государственного.

Задача 2.

Проблема – проблема формы и содержания полномочий, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации, и передаваемых субъектам.

Каковы полномочия Президента РФ по вопросам помилования?

Согласно п. «в» Статья 89 Президент Российской Федерации осуществляет помилование. Согласно Указ Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 (ред. от 19.05.2009) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации») Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Указ Президента РФ от 28.12.2001 N 1500
(ред. от 07.12.2016)
«О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»
(вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»)

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КОМИССИЯХ ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ

НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, постановляю:

1. Образовать на территориях субъектов Российской Федерации комиссии по вопросам помилования.

2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

3. Установить, что:

состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в состав комиссии входят не менее 11 человек;

членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию;

решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим;

состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года.

Предусмотреть, что не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

4. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

5. Упразднить Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации.

6. Утратил силу с 16 марта 2007 года. — Указ Президента РФ от 16.03.2007 N 359.

7. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. N 17 «О Комиссии по вопросам помилования» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст. 154);

распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февраля 1992 г. N 84-рп «О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации»;

распоряжение Президента Российской Федерации от 16 марта 1994 г. N 137-рп «О некоторых вопросах деятельности Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 12, ст. 879);

распоряжение Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 523-рп «О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 216);

распоряжение Президента Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 410-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3953).

8. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации в месячный срок представить предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

28 декабря 2001 года

N 1500

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 28 декабря 2001 г. N 1500

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ О ПОМИЛОВАНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее Положение определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

I. Общие положения

1. Помилование осуществляется путем издания указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

2. В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

II. Порядок представления ходатайств о помиловании

3. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

4. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, — администрацией следственного изолятора (далее — администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

5. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

в) справка о состоянии здоровья осужденного;

г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

6. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется — комиссия) по месту жительства заявителя.

7. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.

Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.

8. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, — не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

10. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

11. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

13. При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, не позднее чем через 10 дней).

14. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения.

15. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

16. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Приказ Минюста России от 08.04.2015 N 83 Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании

1. Инструкция об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами о помиловании <1> разработана на основании Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2001 N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» <2>.

Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 957-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Степиной Елены Викторовны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 82 и 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 176 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»

В 2007 году Е.В. Степина направила в Комиссию по вопросам помилования на территории Республики Бурятия ходатайство о помиловании, однако председателем комиссии, а затем начальником департамента организационной работы по вопросам помилования Администрации Президента Российской Федерации ей было разъяснено, что в соответствии с частью второй статьи 85 УК Российской Федерации и пунктом 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации») акт помилования применяется только к лицу, отбывающему либо отбывшему назначенный судом срок наказания.

Приказ Минюста РФ от 30.05.2007 N 110 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании» (вместе с «Инструкцией об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в связи с ходатайствами осужденных о помиловании»)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 53. Ст. 5149) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 г. N 359 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере юстиции» (Российская газета. 2007. 22 марта) приказываю:

Приказ Минюста России N 178, МВД России N 851 от 06.09.2012 Об утверждении Положения об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании

В соответствии с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2001 N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53 (ч. II), ст. 5149; 2007, N 12, ст. 1376; 2009, N 21, ст. 2548; 2012, N 27, ст. 3677), приказываем:

Указ Президента РФ от 31.03.2014 N 188 «Об утверждении Положения о временном порядке представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на территориях Республики Крым и г. Севастополя»

2. Установить, что предусмотренный Положением, утвержденным настоящим Указом, временный порядок представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на территориях Республики Крым и г. Севастополя, действует до завершения формирования на этих территориях комиссий по вопросам помилования, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».