Презумпция согласия

Презумпция согласия на изъятие органов и тканей после смерти человека

Публикуем настоящую заметку в связи с многочисленными просьбами прокомментировать новое Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2016 № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision225217.pdf

КОММЕНТАРИИ Факультет Медицинского Права:

Как известно, в нашем государстве вопрос трансплантации органов и тканей урегулирован двумя базовыми нормативными правовыми актами:

  • Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ № «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323);
  • Законом РФ 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее – Закон о трансплантации).

В статье 8 Закона о трансплантации прямо указано, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.

В части 6 статьи 47 ФЗ № 323 указано, что совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном статьей 6 Закона о трансплантации.

При этом, в случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии — один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка) (часть 7 статьи 47 ФЗ№ 323).

Также следует знать, что по правилу, предусмотренному частью 9 статьи 47 ФЗ № 323 информация о наличии волеизъявления гражданина о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации, выраженного в устной или письменной форме, вносится в медицинскую документацию гражданина.

Важно понимать, что по действующему законодательству изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке (статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 –ФЗ «О погребении и похоронном деле) поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица (родственники, опекуны), заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки) (часть 10 статьи 47 ФЗ № 323).

Таким образом, из всего вышесказанного следует вывод, что на данный момент на всей территории Российской Федерации действует «презумпция согласия» относительно посмертного изъятия органов и (или) тканей у граждан для их трансплантации. Это означает, что посмертное донорство законодательно разрешено в том случае, если от самого гражданина при жизни или от его родственников (после его смерти) не поступило волеизъявление о несогласии на изъятие органов и тканей после смерти этого человека.

Из представленной ситуации можно сделать вывод (на основании сведений из Определения Конституционного суда РФ от 10.02.2016 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», (далее – Определение КС РФ от 10.02.2016)), о том, что сама Саблина А.О. (погибшая) при жизни не заявляла о своем несогласии на изъятие у нее органов и тканей для трансплантации в случае ее смерти.

Также, из Определения КС РФ от 10.02.2016 следует, что ни Саблина Е.В.(мать), ни Бирюкова Т.М. (бабушка со стороны матери), ни Саблина Н.С. (бабушка со стороны отца) не заявили о своем несогласии об изъятии у умершей Саблиной А.О., органов и тканей для трансплантации в момент, когда они узнали о смерти Саблиной А.О., равно как Саблина Е.В., Бирюкова Т.М., Саблина Н.С. не уведомляли медицинскую организацию о том, что умершая Саблина А.О. при жизни недвусмысленно выражала свое несогласие относительно изъятия у нее органов и тканей для трансплантации в случае ее смерти.

Кроме того, таковая информация не была отражена в медицинской документации Саблиной А.О.

Как было отмечено в Определении Конституционного суда РФ от 04.12.2003 № 459-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» необходимым условием для введения в правовое поле презумпции согласия на изъятие в целях трансплантации органов (тканей) человека после его смерти является также наличие опубликованного для всеобщего сведения и вступившего в силу законодательного акта, содержащего формулу данной презумпции, — тем самым предполагается, что заинтересованные лица осведомлены о действующих правовых предписаниях. В Российской Федерации таким актом является Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

К сожалению, в большей своей части наше законодательство выстроено на принципе «не знание не освобождает от ответственности», а значит, тот кто по каким бы то ни было причинам не ознакомился с текстом того или иного нормативного правового акта не всегда может реализовать и защитить свои права.

Нам же представляются возможными следующие варианты предупреждения злоупотреблений в сфере трансплантации в силу отсутствия порядка соблюдения волеизъявления граждан по вопросам посмертной трансплантации.

Вариант 1. Регистр доноров

2 года назад в марте 2014 года был подготовлен Проект Федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации». Забегая вперед, отметим, что на сегодняшний день этот проект так и не внесен в Государственную Думу РФ.

В данном законопроекте фигурирует такое новшество как «Регистр граждан, выразивших согласие или отказ на изъятие их органов после смерти».

Однако важно отметить, что этот законопроект ни коим образом не регламентирует механизм внесения информации о согласиях/несогласиях на посмертное изъятие органов в целях трансплантации, а также механизм непосредственно использования такой информации.

Мы считаем, что такой регистр, функционируя в удаленном доступе, позволил бы медицинским работникам точно знать о согласии или несогласии на посмертное изъятие органов у того или иного гражданина, а всем гражданам сохранить и защитить свои права.

Вариант 2. Нотариальная фиксация согласия или же несогласия на посмертную трансплантацию органов

Как уже говорилось выше в части 6 статьи 47 ФЗ № 323 указано, что совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном статьей 6 Закона о трансплантации.

Стоит отметить, что данный вариант не сможет гарантировать стопроцентное соблюдение волеизъявления гражданина, так как не всякий гражданин действительно постоянно будет иметь при себе такой документ.

Вариант 3. Фиксация своего согласия/несогласия в паспорте гражданина, водительском удостоверении, медицинской карте и.т.д.Законодательное разрешение на фиксацию своего согласия или несогласия на посмертное изъятие органов в целях трансплантации в таких документах могло бы позволить гражданам защитить свои права, потому как означенные документы используются/имеются при себе постоянно наиболее часто.

При этом, полагаем, что волеизъявление гражданина, выраженного в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации (часть 6 статьи 47 ФЗ № 323) имеет меньше шансов на исполнение, так как процедура оперативного получения информации из медицинской организации, к которой прикреплен гражданин (в силу статьи 21 ФЗ № 323), в случае смерти, также не урегулирована на законодательном уровне, а в случае гибели гражданина на территории другого субъекта РФ- шансов не имеет в принципе.

Вариант 4. Уведомить о своем решении родственников, друзей, близких.

Данный вариант является наиболее приближенным к успеху, с точки зрения соблюдения волеизъявления гражданина о согласии/несогласии на посмертное изъятие органов в целях трансплантации.

В большинстве своем, родственники и близкие довольно в краткие сроки узнают о произошедшей трагедии с тем или иным родственником, а значит могут заранее обозначить сотрудникам медицинской организации согласие или несогласие этого родственника на трансплантацию органов в случае его смерти.

При этом, нам представляется возможным, рекомендовать родственникам, не взирая на то какие шансы у человека, с которым случилась трагедия, выжить, сохраняя самообладание именно сразу же уведомлять медицинскую организацию о согласии/несогласии органов в целях трансплантации.

Вариант 5. Подписать петицию о внесении в Закон о трансплантации презумпции «несогласия» (презумпции «испрошенного согласия»). Полагаем, что именно презумпция «несогласия»/»испрошенного согласия» могла бы максимально гарантировать соблюдение прав граждан в части посмертной трансплантации их органов.

Таковая презумпция, практикуемая во многих странах, напрочь могла бы искоренить ситуации, в которых человек, у которого посмертно изъяли органы в целях трансплантации, был при жизни против такого изъятия, но по каким-бы то ни было причинам, медицинская организация не была поставлена об этом в известность.

Также презумпция «несогласия» позволила бы гражданам осмысленно подходить к вопросу посмертной трансплантации, и ни коим образом, не препятствовала бы гражданам, желающим быть посмертными донорами, пожертвовать свои органы, в случае смерти, другим.

Следует также отметить, что в ситуации с посмертным изъятием органов в целях трансплантации делать акцент на Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее – ФЗ № 125) все же не стоит по двум причинам:

  • с одной стороны, данный Федеральный закон ни коим образом не затрагивает вопросы посмертного изъятия органов в целях трансплантации;
  • с другой стороны, соблюдение прав граждан при посмертном изъятии органов в целях трансплантации в полной мере должно быть соблюдено вне зависимости от того, относит ли себя гражданин к какой- бы то ни было религии или нет.

Власти навязывают населению принудительное донорство своих органов после смерти.

Опубликовано 17.03.2016

В категориях: Верующий в обществе – границы возможного и допустимого,Христианин и общество

Конституционный суд вчера обнародовал свое мнение по одному из самых острых и болезненных вопросов — о донорстве органов человека после его смерти.

Полвека прошло с того времени, когда еще мало кому известный врач Кристиан Барнард провел первую в мире пересадку сердца. Несмотря на то что трансплантология с тех пор стала признанным направлением в медицине, споры о том, что можно и что нельзя при изъятии органов, не утихают, а разгораются с новой силой.

С точки зрения медицины, как только пересадка органов начала делать первые шаги, встали совсем не медицинские проблемы — о согласии на изъятие органа у человека или его близких, о праве получить орган для умирающего и мнение семьи донора. Окончательного ответа и неоспоримого решения на все эти новые вопросы и десятки похожих нет и сейчас.

Заявителями в Конституционном суде оказались родные умершей после аварии девушки. Они оспаривали одну из статей Закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Статья эта называется «Презумпция согласия на изъятие органов и тканей».

Трагедия в семье заявителей началась с того, что молодая москвичка оказалась жертвой дорожной аварии. В коме ее привезли в больницу. В реанимации она прожила несколько дней. И каждый из них мать приходила в больницу, общалась с врачами. Судя по ее заявлению, в день смерти ее к дочери не пустили.

Против виновника ДТП было возбуждено уголовное дело. Когда близкие знакомились с материалами этого дела, увидели заключение судебно-медицинской экспертизы. В нем было сказано, что некоторые органы у умершей изъяты для трансплантации. Близкие обратились в Замоскворецкий районный суд с иском к медицинским учреждениям — там, где лечили девушку и где пересаживали органы. Родные настаивали, что органы взяли без их ведома и согласия. Но суд им отказал. С его мнением согласились и вышестоящие суды.

Аргументы судов были таковы. Федеральный законодатель, определяя условия и порядок изъятия органов у погибшего человека для трансплантации, прописал запрет на изъятие, если клиника была поставлена в известность, что человек при жизни или его близкие высказались против.

Конституционный суд, выслушав доводы заявителей, напомнил, что его уже не первый раз просят проверить конституционность статьи закона о трансплантации.

КС РФ в своем решении подчеркнул, что аналогичный вопрос уже рассматривал в 2003 году. Тогда судьи указали, что трансплантация органов или тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей.

Презумпция согласия основана на общепризнанных принципах и нормах международного права.

В настоящее время разработан и внесен в Правительство РФ проект ФЗ «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации», который, для достижения большей прозрачности всего процесса трансплантологии, предусматривает ведение регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов.

Важно, что при разработке законопроекта было уделено серьезное внимание позиции граждан и экспертного сообщества, высказанной при его публичном обсуждении, состоялось обсуждение законопроекта в профессиональных сообществах в рамках конгрессов, круглых столов, в том числе с приглашением иностранных специалистов.

Широкое обсуждение проекта этого закона отражает демократический процесс выработки рационального, обоснованного и справедливого законодательного решения. Только проведение свободной публичной дискуссии по столь важному вопросу, каким является нормативная модель выражения согласия на изъятие органов после смерти, позволит выработать вариант его разрешения, отвечающий конституционным целям и одновременно отражающий этические, моральные и религиозные предпочтения. Это позволит также заложить основу широкого информирования населения о таких правилах.

По мнению судей, вмешательство КС РФ в этот процесс — учитывая содержание обсуждения законопроекта и перспективы его принятия, а также деликатность — было бы в настоящий момент преждевременным и не согласующимся целями данной дискуссии.

КС подчеркнул — законодатель, когда разрабатывал этот закон, избрал модель «презумпции согласия» на изъятие органов, если при жизни человек или его семья не высказались против. По мнению КС, эта статья не может быть неясной или неопределенной. Поэтому ее нельзя рассматривать как нарушающую конституционные права граждан.

КС заметил, что существо требований заявителей «фактически сводится к необходимости перехода от существующей в России модели презумпции согласия на изъятие органов после смерти человека к другой системе — испрошенного согласия».

Суть вопроса вот в чем: по нашему закону о трансплантации отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие. То есть каждый человек практически автоматически превращается в донора после смерти, если он не высказал своего отрицательного отношения к этому. «Презумпция согласия» это одна из двух основных юридических моделей регулирования процедуры получения согласия на изъятие органов от умерших людей.

Второй моделью является так называемое «испрошенное согласие», которое означает, что до своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на изъятие органа. Либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. Доктрина «испрошенного согласия» предполагает определенное документальное подтверждение согласия. Пример подобного документа — «карточки донора», получаемые в США теми, кто высказывает свое согласие на донорство.

Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» действует в России с 1992 года. В него не раз вносились различные поправки и дополнения, но предыдущая версия закона регулировала только процедуру самой трансплантации и лишь частично затрагивала положения о донорстве органов. Вероятно, поэтому он так и не снял множества вопросов, которые волнуют общество. Главным из них оставался вопрос о презумпции согласия — по действующему закону считается, что если человек при жизни ясно не заявил о своем нежелании быть донором, изъятие его органов возможно.

Эта норма породила немало «страшилок» в СМИ, которые пугали общество, и порой небескорыстно, а также и судебных исков к врачам, как правило, безосновательных. Но именно она и позволила развивать трансплантологию в нашей стране.

С учетом всего этого минздрав России подготовил новый закон «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)». Как сообщили «РГ» в минздраве, законопроект находится на согласовании в правительстве и в этом году будет внесен в Государственную Думу. В нем прописан механизм трансплантационной координации, который позволит наладить взаимодействие лечебных учреждений. Разработчики также постарались учесть права как потенциальных доноров и их родственников, так и пациентов, для которых пересадка органов служит единственной возможностью сохранить жизнь.

В проекте нового закона учтено то, о чем так долго говорили трансплантологи, — создание федерального регистра прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти. Такие регистры существуют во всех странах Европы и Америки. Законопроект прошел общественное обсуждение, в ходе которого в него были внесены многие поправки.

Однако у некоторых экспертов и у общества все еще остаются вопросы. Например, предусматривается, что заявление о согласии или несогласии стать донором после смерти должно быть заверено либо в медицинской организации, либо нотариально — в реальных условиях это может быть слишком сложно, нужна более простая система. Во-вторых, необходимо предусмотреть в законе и систему защиты от несанкционированного доступа в регистр. Неоднозначно прописаны права родственников потенциального донора, не сняты острые вопросы прижизненного донорства — например, вопрос о возможности быть донором для супругов или некровных родственников. Возможно, эти вопросы будут решаться в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме.

Понадобится и большая просветительская работа, чтобы сформировать благоприятный общественный фон для донорства, как это сумели сделать во многих странах, где изъявить готовность к посмертному донорству органов — значит проявить самые высокие нравственные качества. Само же научное направление продолжает развиваться.

— В 2015 году были приняты поправки в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которые существенно поддержали трансплантологию, — заявил «РГ» директор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова Минздрава России академик Сергей Готье. — Организация органного донорства была, наконец, признана медицинской деятельностью и под нее запланированы бюджетные деньги. Это произошло впервые за всю историю развития отечественной трансплантологии. Ситуация в ней сохраняется благоприятная — пересадки продолжаются, есть даже небольшой рост. Но перспективы у этого направления гораздо шире. Необходимо больше рассказывать о возможностях и успехах медицины, чтобы недобросовестная негативная информация не дезориентировала общество.

В 2015 году в России выполнено более тысячи пересадок органов — подобные операции ведутся в 45 медицинских центрах. В ФНЦТиИО МЗ РФ выполнено 135 трансплантаций почки, 103 — сердца, 135 — печени, 9 — легкого.

Российская газета — Федеральный выпуск №6917 (49).

Права живого донора органов и тканей

123456

Перечислить органы и ткани человека которые могут быть объектом для трансплантации

Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Российской академией медицинских наук.

Действие настоящего Закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты.

Перечислить документы ВМА, касающиеся трансплантации органов и тканей

-Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов (сентябрь 1994)

— Заявление о трансплантации эмбриональных тканей(сентябрь 1989)

-Заявление о торговле живыми органами( октябрь 1985)

— Декларация о трансплантации чел органов (Испания 1987)

Перечислить права испытуемых в медбиологич. исследованиях.

1. Участие пациентов в клинических исследованиях является добровольным.

2. Пациент дает письменное согласие на участие в клинических исследованиях.

3. Пациент должен быть информирован:

1) о сущности клинических исследований;

2) об ожидаемой эффективности, степени риска для пациента;

3) о действиях пациента в случае непредвиденных эффектов на состояние его здоровья;

4) об условиях страхования здоровья пациента.

4. Пациент имеет право отказаться от участия в клинических исследованиях лекарственного средства на любой стадии проведения указанных исследований.

Перечислить этич. принцип деятельности в области мед.генетики

1) доступность( любые виды ген услуг должны быть доступны для каждого независ от соц и матер положения больного)

2) добровольность( все ген услуги на добровольной основе)

3) открытость(предоставл полной инф пациенту об их заболевании)

4) конфиденциальность

5) неприкосновенность частной жизни

6) Целенаправленность

7) Добровольность выбора решения при выявлении ген аномалий.

Почему врачи обеспокоены здоровьем детей, родившиеся в результате ЭКО

75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами.Использование методов ЭКО сопряжено с тем, что во время лечения в матку маме переносят несколько эмбрионов. По этой причине ЭКО привело к увеличению количества многоплодных беременностей по сравнению с естественной популяцией. Многоплодные беременности часто протекают труднее и связаны с высоким риском для матери и детей. О чем идет речь?

• Выше риск прерывания беременности, возможны осложнения беременности и родов, а также их последствия для здоровья малышей.

• При ЭКО многоплодная беременность может протекать в более неблагоприятных условиях, так как присутствуют заболевания, ставшие причиной бесплодия или невынашивания беременности. Речь о хронических инфекциях урогенитального тракта, заболеваниях эндокринной и иммунной системы. Такой фон обуславливает повышенный риск для ребенка, поэтому детки после ЭКО нуждаются в тщательном наблюдении, а при необходимости в специализированном лечении. Последующая диспансеризация малышей снижает риск осложнений.

• Отмечен некоторый рост недоношенности среди детей, родившихся в результате ЭКО. Объясняется это многоплодной беременностью и состоянием материнской репродуктивной системы. Учитывая незрелость органов и систем, недоношенные малыши часто нуждаются в интенсивной терапии, реанимации, реабилитации в отделениях выхаживания новорожденных, а после выписки — в особом внимании педиатра.

Права доноров крови

государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему меры социальной поддержки.

Должностные лица организаций здравоохранения обязаны проинформировать донора о донорской функции и гарантиях сохранения его здоровья при сдаче крови и ее компонентов.

Донор подлежит обязательному страхованию за счет средств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции. Средства на страхование должны входить в себестоимость крови.

Медицинское обследование донора перед сдачей крови и ее компонентов и выдача справок о состоянии его здоровья производятся бесплатно.

В порядке, установленном законодательством РФ, донору возмещается ущерб, причиненный ему повреждением его здоровья в связи с выполнением донорской функции, включая расходы на лечение, проведение медико-социальной экспертизы, социально-трудовую и профессиональную реабилитацию.

Инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств бюджета, осуществляющего финансовое обеспечение организации здравоохранения, занимающейся заготовкой донорской крови.

Донору, сдавшему в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, предоставляются в течение года следующие дополнительные меры социальной поддержки:

пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полного заработка независимо от трудового стажа;

первоочередное выделение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения.

Права живого донора органов и тканей

Донорство органов и тканей представляет собой добровольную процедуру жертвования собственными органами и (или) тканями в пользу как конкретного лица, так и неопределённого круга лиц. Донорство органов и тканей может быть прижизненным и посмертным. Наиболее распространённым и доступным для широкого круга населения видом донорства органов и тканей является донорство крови. Но в силу гораздо более простой процедуры выделено в отдельный вид.

Процесс прижизненного донорства органов и тканей технически включает в себя следующие этапы:

Донор проходит медицинское обследование на предмет отсутствия противопоказаний к донорству;

Если донорство осуществляется в пользу конкретного лица, то проводится проверка биологической совместимости донора и реципиента;

Донора (а также реципиента, если он уже есть) готовят к хирургическому вмешательству по трансплантации органа; изучаются возможные последствия трансплантации для донора и реципиента; оформляются необходимые документы и получается окончательное согласие на трансплантацию;

Проводится хирургическое вмешательство по трансплантации.

Права реципиентов крови

Реципие́нт — это объект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта, называемого донором. Например, в медицине реципиентом крови или органов называется пациент, получивший переливание крови от донора или подвергнутый операции пересадки органа от донора. Также реципиентом именуется клетка, получающая генетический материал от другой клетки

Независимо от финансового положения больных все они имеют право в случае необходимости на переливание крови и ее компонентов, проведение которого может зависеть только от наличия медицинских показаний и достаточного количества компонентов крови. При этом реципиент по возможности должен получить именно тот компонент или препарат (клетки, плазма или отдельные белки крови), в которых он действительно нуждается.

Если донорской крови не хватает для приготовления необходимых компонентов, родственники и друзья реципиента могут быть приглашены сдать кровь. Такое донорство называeтcя направленным.

В последние годы все большую популярность приобретает аутодонорство, — сдача крови самим реципиентом перед различными оперативными вмешательствами. Эта процедура является приемлемой и благоприятной как с медицинской, так и с этической точки зрения. Она позволяет получить наиболее безопасную трансфузионную среду без риска аллоиммунизации и внесения инфекции.

Минздрав РФ планирует поставить торговлю нашими органами на поток

В российской медиасфере и соцсетях не утихает эмоциональное обсуждение проекта закона Минздрава «О донорстве органов человека и их трансплантации», появившегося на правительственном портале нормативно-правовых актов 23 декабря 2019 г. Документ готовился ведомством Вероники Скворцовой более пяти лет, и правительственные лоббисты не намерены отступать. Не далее, как в четверг, 9 января, замминистра здравоохранения Олег Салагай выступил с успокоительными мантрами: дескать, речь идет исключительно о совершенствовании законодательства о трансплантологии и все это будет рассматриваться с учетом мнения граждан. «Катюша» попробовала разобраться, что ждет людей, не желающих расставаться со своими органами до и/или после смерти, и каково нынешнее положение дел в этой сфере.
«Уже в нескольких источниках в социальных сетях встретил информацию о том, что якобы принят какой-то документ, согласно которому у граждан в каком-то облегченном порядке могут быть изъяты органы. Таких нормативных актов не было, нет и быть не может. Законодательство о трансплантации органов действует в нашей стране с 1992 года, неоднократно совершенствовалось и даже становилось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не установил каких-либо несоответствий закона о трансплантации нормам основного закона нашей страны – Конституции.
Более того, в настоящее время Минздравом совместно с экспертным сообществом разработан проект федерального закона о донорстве и трансплантации органов, который содержит дополнительные элементы, гарантирующие защиту донора и реципиента, в том числе в части волеизъявления человека о посмертном донорстве», – написал Салагай в своем Telegram-канале.
О том, какие именно «дополнительные элементы» предлагает новый законопроект, общественное обсуждение которого на ресурсе regulation.gov.ru закончится 20 января с.г., мы подробно расскажем чуть позже. Сначала посмотрим, что мы имеем в сфере донорства органов на сегодняшний день. Ст. 47, п.4 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья» гласит: «Изъятие органов и тканей для трансплантации допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия». Тут все более-менее логично и понятно, но что происходит с ушедшими из жизни гражданами? Смотрим пп. 6 и 7 той же статьи:
«Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медорганизации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей после смерти…
В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации имеют супруг (супруга), а при его отсутствии – один из близких родственников».
То есть по факту в РФ для всех граждан с 1992 г. работает презумпция согласия на посмертное донорство, если они при жизни никак не оформили свое отрицательное волеизъявление по этому поводу. Это подтверждает и выдержка из ФЗ № 4180-I «О трансплантации органов и/или тканей человека» (в случае принятия рассматриваемого законопроекта он перестанет действовать):
«Ст. 8: Изъятие органов у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации реципиенту».
Если же медики в известность не поставлены, де-юре мы имеем презумпцию согласия на донорство органов – сама статья 8 этого ФЗ так и называется. Типичным печальным примером реализации этой теории на практике является случай с девушкой из Екатеринбурга, попавшей в аварию в Москве в 2014 году, которая впала в кому и вскоре умерла, а врачи буквально разобрали ее на органы. В ходе многолетних судебных тяжб (в октябре 2019 г. родители девушки обратились в ЕСПЧ) выяснилось, что ее родным никак не предлагали выразить свое волеизъявление по поводу посмертного донорства дочери: дескать, задавать такой вопрос посчитали неэтичным. Она сама, будучи человеком молодым (как и большинство граждан России, очевидно), письменных отказов от изъятия своих органов у нотариусов и главврачей заверить не успела. Ну а потрошить человека по презумпции согласия – это, конечно же, по логике трансплантологов куда более этично.
Итак, презумпция согласия гражданина на посмертное донорство у нас в законодательстве прямо прописана и давно работает. Какие же изменения Минздрав предлагает внести в существующей порядок новым законопроектом? Начнем с заявленных в тексте документа целей – они уже заставляют слегка насторожиться:
«развитие донорства органов человека в целях их трансплантации (пересадки)…»
Развитие донорства – это автоматически означает «больше выявленных доноров и больше изъятий органов у граждан – как у живых, так и у ушедших из жизни.»
«достижение баланса прав и законных интересов доноров органов и реципиентов при донорстве органов человека и их трансплантации (пересадке)…»
Достижение баланса – звучит конечно замечательно, но где в этом балансе хоть слово о гарантиях защиты прав и интересов обычного человека, не желающего расставаться с какой-либо частью своего тела – как при жизни, так и по ее окончании? Здесь речь идет исключительно о донорах и бенефициарах донорства.
Далее обратим внимание на основные понятия в законопроекте: «Донор органов (далее также – донор) – человек, в отношении которого констатирована смерть, или живой человек, донорские органы которого используются в целях трансплантации (пересадки)». Тут еще раз прямо констатируется – ЛЮБОЙ человек, в отношении которого констатирована смерть, по умолчанию является донором органов.
Законопроект наделяет Минздрав новыми полномочиями по «созданию, формированию, ведению и обеспечению функционирования Федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов, включающего сведения Регистра волеизъявлений граждан, Регистра посмертных доноров, Регистра прижизненных доноров и Регистра реципиентов».
Ст. 10 документа от Минздрава предполагает масштабную информкампанию по обработке мозгов населения на тему «быть донором своих органов – это здорово».
«В целях развития донорства органов человека и их трансплантации осуществляется информирование населения о социальной значимости донорства органов человека и их трансплантации в целях формирования у населения понимания и поддержки пользы добровольного безвозмездного предоставления донорских органов в целях их трансплантации (пересадки), являющегося одним из способов сохранения жизни и восстановления здоровья человека, а также о правовом регулировании отношений, связанных с донорством органов человека и их трансплантацией».
Тут хорошо бы уточнить: речь идет исключительно о создании позитивного имиджа посмертному или также прижизненному донорству? Если второе, то у живого донора после такого «акта гуманизма» здоровье уж точно никак не станет крепче, а совсем наоборот. Как известно, лишних органов и частей тела в организме человека нет, и расставание с какой-либо его частью означает неминуемое нарушение работы всей системы. Последствия могут быть самыми разными, но уж точно это не «восстановление здоровья». То есть реципиенту, безусловно, станет полегче, а вот его донору – наоборот.
Если же речь все же идет о пропаганде пользы посмертного донорства, возникает еще один интересный вопрос. Органы людей, проживших долгую жизнь и умерших своей смертью (допустим, в 75-90 лет), конечно, можно использовать, но их состояние при любом раскладе будет далеко от идеального, от способного обеспечить долгое здоровое функционирование организму реципиента. Так что логично предположить: самой желанной категорией для трансплантологов являются здоровые граждане молодого и среднего возраста, которые точно не спешат уходить из жизни и рассуждать о посмертном донорстве. Каким же образом Минздрав намерен массово развивать донорство в данной категории?
Документ предполагает создание отдельного Центра координации деятельности, связанной с донорством органов человека и их трансплантацией – «федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (очевидно, Минздраву), обеспечивающего исполнение полномочий указанного федерального органа». Также этот Центр будет следить за своевременным пополнением Федерального регистра доноров, реципиентов, отказников и донорских органов.
Налицо более чем системный подход к донорству органов. В больницах и госпиталях предлагается учредить специальную должность врача-координатора донорства органов: «в зависимости от объема проводимой работы вводится должность врача, осуществляющего организацию донорства органов человека». Одной из его обязанностей будет «своевременное внесение данных о наличии в медицинской организации потенциального донора органов в Федеральный регистр доноров органов, реципиентов и донорских органов, а также иных сведений, подлежащих внесению в указанный Федеральный регистр» (чуть позже разберем предлагаемое определение – «потенциальный донор»).
Статья 13 данного ПФЗ еще раз четко прописывает презумпцию согласия гражданина на изъятие органов после смерти. Она не действует только в том случае, если вы успели зафиксировать свой отказ от донорства в медицинской документации (это важно знать каждому!) посредством устного или письменного заявления врачу медучреждения, в котором гражданин наблюдается. Затем сам гражданин либо медицинская организация (с согласия гражданина) отправляет сведения об этом в создаваемый Регистр волеизъявлений граждан.
И еще один важный инструмент, при реализации которого посмертное донорство не допускается, о нем необходимо знать всем родственникам ушедшего из жизни:
«В случае отсутствия сведений о волеизъявлении совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, супруг, а при его отсутствии – один из близких родственников умершего в следующей очередности: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка и бабушка имеет право заявить в письменной форме о выраженном умершим при жизни несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, а в случае отсутствия сведений о выражении умершим такого несогласия – выразить в письменной форме свое несогласие на изъятие органов у умершего в целях трансплантации».
Алгоритм действий чиновники Минздрава предлагают следующий:
«Медработник, уполномоченный руководителем медорганизации, не позднее 1 часа после подписания протокола установления смерти человека (протокола установления диагноза смерти мозга человека) предпринимает меры по информированию в устной форме лично или по телефону (при условии автоматической записи телефонного разговора) о констатации смерти гражданина супруга, а при его отсутствии – одного из близких родственников, которые посещают гражданина или пребывают с ним в медицинской организации либо сведения о которых содержатся в медицинской документации умершего или в иных документах, находящихся при нем».
У супруга или родственника с момента сообщения ему медицинской организацией о смерти близкого есть ровно три часа, чтобы заявить в письменной форме о выраженном умершим при жизни несогласии на изъятие его органов после смерти. Если же покойный таких сведений не оставил, у родственника остается право в письменной форме выразить свое несогласие на изъятие органов у умершего в целях трансплантации
Обращает на себя внимание факт, что в ПФЗ ясно прописана обязанность сотрудника медучреждения сообщить о смерти родственникам покойного, но нет ни слова о его обязанности напомнить близким об оперативном решении вопроса с донорством органов. Подразумевается, что об этом они должны вспомнить сами, и на все про все им дается только три часа. Если же врачи в течение 2 часов после подписания протокола о смерти не нашли ни одного родственника умершего, которым можно было бы сообщить о его смерти, он также автоматически признается донором.
Далее вот такой интересный момент: из текста документа мы узнаем, что «потенциальным донором признается посмертный донор, в отношении которого начата и проводится процедура констатации смерти (биологической смерти или смерти мозга) в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья». То есть де-факто смерть мозга человека еще не состоялась, а только «начала констатироваться», не говоря уже о биологической смерти, а он уже вносится в Регистр доноров и начинается активный поиск реципиента для его органов по общей базе. Такого человека уже целенаправленно ведут «на органы», мониторя, прежде всего, их сохранность и пригодность для имплантации, а не возможность реанимации умирающего. После констатации смерти мозга потенциальный донор превращается в «приемлемого» (сведения об этом немедленно вносятся в Регистр посмертных доноров), а если в течение трех часов после его смерти проинформированные родственники не предоставили заявление на отказ от донорства, приемлемый донор становится «реальным» и его органы изымаются для трансплантации.
Законопроект явно делает акцент на развитие посмертного донорства – добровольцам среди живых доноров разрешается пойти на такую операцию только если реципиентом является их родственник. Также в документе отмечается, что поиск органов по единому регистру всегда начинается с «биоматериала» посмертных доноров, и только в крайнем случае переходит на банк органов здравствующих граждан.
Все эти «дополнительные элементы», как их назвал г-н Салагай, не могут не вызывать тревогу у граждан, скептически настроенных к пропаганде общественной пользы донорства. Единые регистры доноров и базы данных органов, единые координационные центры трансплантологов, специальные должности врачей-координаторов в больницах – всё говорит о том, что чиновники намерены поставить посмертное изъятие органов у населения на поток, а как будут регистрироваться отказники, как будут информироваться родственники умерших с презумпцией согласия – очень большой вопрос.
Подготовка человека «на органы» с момента констатации «смерти мозга», но при сохранении дыхания и сердцебиения (т.е. еще когда не наступает биологическая смерть) – также крайне дискуссионная тема в обществе и науке, вокруг нее ломается много копий, хотя де-факто именно такой подход господствует сегодня в западной и российской медицине.
Какова мотивация врачей в продолжении борьбы за жизнь гражданина до последнего, если он заведомо определен ими в потенциальные доноры? Если обязанность информировать близких лежащего на операционном столе о том, что он определен «на органы» и уже внесен в реестр «потенциальных доноров» у медиков отсутствует (равно как врачи не обязаны первыми выяснять у родственников покойного их отношение к посмертному донорству), можно ли надеяться на то, что новый законопроект избавит россиян от «услуг» черных трансплантологов и они перестанут бояться попадать к хирургам? К сожалению, новый законопроект обходит все эти острые углы. Пусть в нем несколько раз повторяется: посмертное донорство органов будет исключительно безвозмездным, а все предлагаемые «инновации» получат бюджетное финансирование, пока он не успокаивает граждан, а совсем наоборот.

Поделиться: Ссылки на новость

В России могут ввести презумпцию согласия на посмертное донорство. Зачем это нужно и кто может стать донором?

Но даже если человек подписывает согласие, это еще не значит, что он сможет стать донором. «Стать посмертным донором — это редкость», — говорит руководитель отделения трансплантации почки РНЦХ имени Петровского Михаил Каабак

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

В России могут ввести презумпцию согласия на посмертное донорство — каждый россиянин может стать донором органов, если он не оставил при жизни письменного или устного отказа от этого либо этот отказ не дали его родственники в течение трех часов после того, как у него диагностировали смерть мозга.

Такой законопроект разработан экспертами Минздрава и внесен в Госдуму на обсуждение, которое намечено на весеннюю сессию. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, сообщает «Парламентская газета».

Помимо прочего, согласно документу, медики обязаны после смерти мозга пациента сообщать его родственникам о намерении изъять у него органы для пересадки. Если у человека нет родственников или о них ничего не известно, решение будет принимать консилиум.

Зачем нужны эти нормы и кто может стать донором? Инициативу комментирует руководитель отделения трансплантации почки РНЦХ имени Петровского Михаил Каабак.

— Сейчас практически нет никакой возможности отказаться от такого донорства, не существует механизма фиксации волеизъявления. Новый закон вводит регистр отказа от донорства. На самом деле, это не очень хорошо, потому что нужно фиксировать не только отказы, но, на мой взгляд, надо фиксировать и согласие в том числе, потому что мы таким образом лишаем людей, которые желают быть донорами, возможности зафиксировать свою волю — это первое. Второе, что меня не устраивает в проекте закона, — это механизм фиксации волеизъявления, он выглядит очень уж анахронично. На мой взгляд, это должен быть электронный регистр на каком-нибудь государственном сайте, подобном «Госуслугам». Сильно снизить напряженность по поводу презумпции согласия смог бы регистр волеизъявления. То есть если человек боится, что его в больнице убьют ради того, чтобы у него органы забрать, он должен иметь право зафиксировать свой отказ от посмертного донорства. Ожидать, что все люди при жизни определятся со своей позицией, не приходится. Люди не хотят про это думать. Человек может стать донором в том случае, если он умрет особым образом. То есть он должен умереть в результате гибели головного мозга.

— Даже если человек подписывает согласие, это еще не значит, что он сможет стать донором?

— Да, конечно. Человек может умереть от того, от чего люди умирают в большинстве своем — это сердечно-сосудистые заболевания, например инфаркт, и тогда он донором не станет. Или он может умереть от онкологического заболевания — вторая по частоте причина смерти, тогда он тоже донором не станет. Стать посмертным донором — это редкость, важна история, потому что она имеет непосредственное отношение к биоэтике. Мы должны их лечить только в том случае, если они хотят, чтобы их лечили, и не должны их лечить, если они не хотят, чтобы их лечили. Вот приблизительно такая история.

В мире есть два основных подхода к посмертному донорству: презумпция согласия и презумпция несогласия. Презумпция согласия — это когда человек как бы согласен на изъятие у него органов в случае его смерти, если нет письменного подтверждения. При презумпции несогласия для изъятия органов умершего требуется любой документ, доказывающий его волю. Последняя действует в США, Австралии и Великобритании.

Презумпция согласия есть, в частности, во Франции, в Италии и Швеции. Испания на первом месте в мире по количеству посмертных доноров — 35-37 на 1 млн населения. В России же на сегодня в среднем три посмертных донора на 1 млн жителей в год.

Будет ли работать законопроект у нас и готово ли российское общество к таким нормам? Ситуацию комментирует заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга Дмитрий Суслов.

Дмитрий Суслов заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга «При всей визуальной привлекательности этой презумпции согласия у нас это не будет реализовано никогда, потому что наши структуры не в состоянии будут этого реализовать. Для этого надо испрашивать согласия при выдаче паспорта или каких-то иных документов. Этого не будет сделано, поверьте мне. Чтобы это реализовать в полной мере, нужно было сделать только одну вещь — давать возможность тем, кто с этим не согласен, сказать нет. Во-первых, никто не будет думать, согласен он или не согласен — это раз, а второе, не будет определено, кто и где это должен будет делать. Существует закон РФ о трансплантации. Если человеку поставлен диагноз «смерть мозга», то данное тело может рассматриваться в качестве потенциального донора для органов, если нет медицинских противопоказаний. Но это никак не реализуется в большинстве субъектов РФ, потому что у нас 35 центров трансплантации расположено в 20 субъектах. В 20! А на остальной территории это никому не нужно».

Юридическую сторону инициативы комментирует адвокат, национальный представитель Европейской ассоциации медицинского права Алексей Горяинов.

Алексей Горяинов адвокат, национальный представитель Европейской ассоциации медицинского права «Опубликованный проект закона является логическим продолжением конкретизации законодателем порядка проведения трансплантации органов и тканей человека. До настоящего времени технически определить, где и когда гражданином был оформлен такой прижизненный отказ, практически невозможно. Представьте: если человек оформил такой отказ в поликлинике где-нибудь на Дальнем Востоке, там же отказ, соответственно, и находится в медицинской документации, а проживает сейчас человек в Москве. Теперь проект решает эту задачу с помощью единого регистра дополнений к данной медицинской документации. Есть определенные опасения, касающиеся временного порога в три часа, в течение которых после смерти органы изыматься не могут. Порой это необходимо осуществлять незамедлительно, как говорят медики, поэтому есть определенные дискуссионные вопросы. В целом порядок интересен, он конкретизирует, на мой взгляд, нужные положения. На обсуждение есть еще более года».

По официальным данным, в России проживает 17,5 тысячи людей с пересаженными органами. Больше всего пациентов в этой сфере нуждаются в пересадке почек — около 10 тысяч россиян каждый год. При этом операций дожидаются чуть более двух тысяч человек. Министр здравоохранения Вероника Скворцова ранее заявила, что за последние 13 лет число трансплантаций выросло более чем в три раза, а уже оперированных граждан — в 4,5 раза.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?