Прием инвалида на работу

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

См. справку о квотах для приема на работу инвалидов и других категорий работников, которых работодатель обязан трудоустроить в организации

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов

Каждый гражданин имеет право трудиться, но работодатель неохотно трудоустраивает некоторые категории лиц. В частности это касается людей с ограниченными возможностями. На некоторых предприятиях должна выделяться квота для приема на работу инвалидов. Кто и в каких количествах должен создавать места работы для указанной категории лиц, узнаем из статьи ниже.

Порядок и правила распределения квот на предприятиях

С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ, документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:

  1. зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
  2. обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;
  3. подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
  4. информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.

В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.

Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица).

Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом:

Штатная численность работников, чел. Норматив квоты (%)
35-100 до 3,0
100 и более 2,0-4,0

Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.

Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности.

Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности. Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное. Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.

Имеется ряд предприятий, освобожденных от данной обязанности:

  • незначительная численность штата;
  • общественные организации инвалидов (ООИ);
  • предприятия, созданные ООИ.

Региональные власти могут регулировать количество квотируемых мест. Так они могут оставить показатель на уровне, утвержденном в законе, или увеличить его на свое усмотрение.

Как рассчитывается квота

Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода. Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке.

Для определения мест по квоте применяется следующая формула:

Численность сотрудников по штатному расписанию x норматив, установленный в законодательном акте

При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека.

Приведем пример расчета:

Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).

Применяется норматив, установленный региональной властью.

132 ед.* 0,03 = 3,96

Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов.

Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.

Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях

Предприятия, на которых возложены обязательства по обеспечению социальных гарантий лицам с проблемами по здоровью, обязаны соблюдать строгие правила. Они должны разработать ряд планомерных мероприятий, способствующих развитию программы.

Этапы занесем в таблицу №2

Мероприятия
1 Определить – имеется ли у компании обязанность для бронирования мест по квотам. Для этого потребуется изучить федеральные и региональные законы и другие нормативные акты. За их несоблюдение к организации применяются внушительные штрафные санкции.
2 Рассчитать размер квотируемых мест по утвержденным нормативам. Для этого используется штатное расписание, а не фактическая численность работников.
3 Разработать и издать на предприятиях локальные акты, позволяющие вести правильную политику по успешному исполнению законов.
4 Сообщить в службу занятости для оформления учета и регистрации.
5 Закрепить обязанности за определенным сотрудником по предоставлению регулярной отчетности в центр занятости населения. За несоблюдение сроков или искажение информации могут наложить штраф, как на должностное лицо, так и на саму организацию. Поэтому необходимо выбирать ответственного сотрудника, который понимает всю ответственность и не совершит нарушение закона.

После того как были изучены соответствующие законодательные акты необходимо продолжить внедрять программу в жизнь.

Разработка локальных актов

Для выполнения требований законов на предприятиях необходимо издать следующие документы:

Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников Положение о квотировании рабочих мест для определенной категории льготников В регламенте отражаются необходимые сведения:

  • величина квоты и категория льготников;
  • правила проведения мероприятий по выбранному направлению;
  • назначить должностное лицо, ответственное за дальнейшую работу.
Приказ о выделении квоты по вакансиям Документ должен содержать определенные пункты:

  • должность, на которую может рассчитывать инвалид;
  • какие потребуется внести изменения в трудовые условия исполнения должностных обязанностей;
  • лиц, ответственных за выполнение приказа.

В регламенте отражаются основные принципы организации рабочего процесса на предприятии, а приказ содержит сведения о конкретных ответственных лицах. На крупных предприятиях такая обязанность возлагается на кадровую службу. Необходимо предусмотреть, кто будет оказывать дальнейшее развитие программы, если основной ответственный работник будет отсутствовать.

Регистрация в ЦЗН

Необходимо тесно взаимодействовать со службой занятости, для этого требуется выполнить ряд простых действий:

  • ознакомиться с нормативными актами на региональном уровне;
  • подготовить требуемый перечень документов для оформления;
  • передать пакет бланков для дальнейшей регистрации в ЦЗ в той местности, где зарегистрирована фирма;
  • дождаться письменного уведомления от ЦЗ, что процесс регистрации завершен и организация признана соответствующей для предоставления рабочих мест инвалидам.

Сотрудники фирмы занятости каждой организации присваивают определенный номер, его необходимо указывать на отчетности для идентификации.

Взаимодействие с ЦЗН

Все предприятия обязаны предоставлять ежемесячную отчетность в ЦЗ. Форма бланка утверждена, поэтому необходимо соблюдать правила по заполнению формы.

В отчете отражается такая информация:

  • общее число вакансий на предприятии;
  • количество мест, предназначенных для льготников;
  • обо всех принятых сотрудниках на работу, в том числе и инвалидах;
  • о введенных на предприятиях локальных актах, связанных с предоставлением мест для льготных категорий лиц;
  • как выполняются требования законодательства по квотированию рабочих мест.

Юридические лица передают в органы статистики отчет по форме №4-П, в нем содержится идентичная информация.

Необходимо сверять цифры между данными видами отчетности, чтобы не было расхождений. Индивидуальные предприниматели освобождены от предоставления данной отчетности.

Как происходит трудоустройство инвалидов
Руководство фирмы может принять большее число работников, имеющих проблемы со здоровьем, но этот показатель не может быть меньше, чем установлено на федеральном или региональном уровне.

Соискатель вакансии может получить рабочее место одним из путей:

  • человек лично обращается в кадровую службу с просьбой о подборе для него места;
  • гражданин обратился в фирму по объявлению, что имеется определенная вакансия;
  • потенциального сотрудника направляют из ЦЗН, после получения заявки от организации;
  • новый работник был отобран на ярмарке вакансий.

При наличии вакансии, соответствующей специализации льготника, работодатель должен принять его на работу без установления испытательного срока. Дальнейшее оформление происходит по действующим нормам трудового законодательства. С новым работником подписывается трудовое соглашение, в котором указываются условия труда, а также иные социальные гарантии.

Ответственность

Трудовая инспекция строго контролирует выполнение правил выделения мест работодателем льготникам.

Инспекция должна реагировать на обращения граждан при выявлении фактов нарушения их прав трудоустроиться. При выявлении отклонений от нормы, виновнику грозит административная ответственность.

Нарушение ст. КоАП РФ Величина штрафа Кому назначается
В организации не сформированы рабочие места для инвалидов в соответствии с утвержденной квотой 5.12 5 000 – 10 000 руб. На должностное лицо
Инвалиду отказали в приеме на работу, хотя квота имеется
Пропущен срок предоставления первичных статистических сведений 13.19 10 000 – 20 000 руб. На должностное лицо
20 000 – 70 000 руб. На организацию
Нарушение сроков предоставления отчетности в ЦЗН, или если сведения были указаны не в полном объеме или искаженном виде 19.7 300 – 500 руб. На должностное лицо
3000 – 5000 руб. На организацию

Предприятия со штатной численностью сотрудников обязаны предусмотреть места работы для лиц с ограниченными возможностями. Такое правило закреплено на законодательном уровне, а его нарушение организациям грозят штрафные санкции.

Берем на работу инвалида

Компания «Верген Аудит»

В соответствии с действующим российским законодательством инвалидом считается человек, у которого есть нарушения здоровья со стойкими функциональными нарушениями, ограничениями жизнедеятельности и который нуждается в мерах социальной защиты.

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия инвалидности в разных странах отличаются, что объясняется разными социально-экономичес-кими условиями и мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан. В Российской Федерации принимаются меры по социально-экономической адаптации людей с ограниченными возможностями. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим некоторые особенности, которые нужно учитывать работодателю при приеме на работу инвалида.

Общие положения

Основным нормативным актом, определяющим правовой статус инвалидов в нашей стране, является Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181). Этот закон регламентирует широкий круг вопросов: разграничивает компетенцию органов государственной власти в названной сфере, определяет правила признания лица инвалидом и порядок проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ), закрепляет основные социальные гарантии, предоставляемые гражданам, и др. При этом ряд положений, соответствующих Закону № 181, предусмотрен Трудовым кодексом РФ.

Согласно ст. 20 Закона № 181-ФЗ, государственные органы различных уровней должны обеспечивать занятость инвалидов. В частности, субъекты РФ могут устанавливать квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Данная квота устанавливается для организаций, численность работников которых превышает 100 человек (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ). Величина ее может составлять от 2 до 4% включительно от среднесписочной численности работников.

При этом административным законодательством установлена ответственность за нарушение указанной выше нормы. В соответствии с п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Особенности приема на работу инвалидов

Законодательством РФ установлены некоторые особенности приема на работу инвалидов.

Во-первых, инвалид должен показать справку, подтверждающую факт установления инвалидности. Справка должна быть выдана по форме № 1503004, утвержденной Постановлением Минтруда России от 30 марта 2004 г. № 41. Рекомендации по порядку ее заполнения утверждены этим же нормативным документом (далее — Рекомендации).

В справке указываются группа инвалидности и степень ограничения к трудовой деятельности. Таких степеней три, и конкретная степень должна быть указана в справке учреждения МСЭ.

П.п. 3, 4, 6 Рекомендаций определено такое заполнение следующих строк справки:

— в строке «Дата установления инвалидности» указывается дата поступления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина о признании его инвалидом;

— в строке «Инвалидность установлена на срок до» указывается срок, до которого установлена инвалидность: первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное освидетельствование, и год, до которого установлена инвалидность;

— в строке «Основание» указываются номер акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы по книге протоколов заседаний федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы и дата поступления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина о признании его инвалидом.

Во-вторых, инвалид должен предъявить «Индивидуальную программу реабилитации инвалида» по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г. № 287. В этом документе должно быть ясно изложено, какие требования к содержанию и условиям труда обязан соблюсти работодатель, принимающий на работу инвалида, т.к. в ст. 23 Закона № 181-ФЗ сказано, инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Поэтому создать необходимые условия труда инвалиду – прямая обязанность работодателя (ст. 224 ТК).

При определении понятия медико-социальной экспертизы в ст. 7 Закона № 181-Ф3 говорится: «Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию…». Т.е. при проведении медико-социальной экспертизы необходимо не только определить характер и степень повреждения, но в первую очередь необходимо определить индивидуальные потребности инвалидов в разных видах и объемах реабилитационных мероприятий и других социальных услугах с целью восстановления физического, психологического и социального благополучия.

Эти потребности должны быть объективно отражены для каждого конкретного человека и запротоколированы в отдельном особом документе, предназначенном для персонального учета, – индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалида, которая разрабатывается в ходе медико-социальной экспертизы и выполняет роль организационно-методического документа для определения и реализации реабилитационных мероприятий.

В ст. 11 Закона № 181-ФЗ дается определение ИПР: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности».

Основная цель ИПР, определенная в федеральном законе, заключается в следующем: «….восстановление, компенсация нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности».

Приказ Минздравсоцразвития России от 29.11.04 № 287 утвердил форму ИПР, которая содержит:

  • паспортную часть с указанием группы и причины инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • программу медицинской реабилитации;
  • программу профессиональной реабилитации;
  • программу социальной реабилитации;
  • программу психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет);

ИПР разрабатываются в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи и прогнозируемые результаты назначаемых реабилитационных мероприятий в ИПР.

ИПР инвалида должна содержать реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), а также реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Оба документа – справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида – хранятся на руках у инвалида.

Следующий обязательный документ при принятии на работу инвалида – это трудовой договор, который заключается по общим правилам.

Обязательные условия трудового договора

Обязательные условия, которые предусмотрены Трудовым кодексом, непременно должны присутствовать в трудовом договоре. Дополнительные условия вносятся в текст договора по усмотрению сторон.

Одним из обязательных условий трудового договора является место работы. До 6 октября 2006 года в договоре нужно было указывать место работы с наименованием структурного подразделения, в которое принимается работник. Теперь это условие необходимо соблюдать лишь в том случае, когда работник принимается в обособленное структурное подразделение (филиал, представительство), расположенное в другой местности. В этом случае в трудовом договоре указываются это обособленное подразделение и его местонахождение. Например: «Местом работы работника является филиал ООО «Комета» в г. Новосибирске».

Следующим обязательным условием является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы). При этом следует учитывать такой момент. Если работа предусматривает предоставление компенсаций, льгот или присутствуют какие-либо ограничения, то наименования таких должностей должны строго соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367. Последнее изменение № 6/2007, которое внесено в этот документ и утверждено Ростехрегулированием, действует с 1 октября 2007 года.

Если в трудовом договоре не прописаны в полном объеме должностные обязанности, необходимо дать ссылку на должностную инструкцию, в которой эти обязанности поименованы.

Обязательным условием является и дата, с которой работник приступает к трудовой деятельности, а при заключении срочного трудового договора — срок действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения.

К обязательным относятся и условия об оплате труда. К сожалению, на практике имеют место случаи, когда в трудовом договоре не указывается конкретная сумма заработной платы, а дается ссылка на штатное расписание. Такие факты являются грубым нарушением трудового законодательства.

Что касается режима рабочего времени и времени отдыха, то Трудовой кодекс предусматривает обязательное включение этих условий. Но только если для данного работника этот режим отличается от общего режима, установленного работодателем, то есть является индивидуальным. Например, неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем, удлиненные отпуска инвалидам, работникам до 18 лет.

В случаях, когда работник принимается на тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которой положена компенсация, этот факт с указанием характеристик таких условий труда также должен быть зафиксирован в трудовом договоре. Компенсацией может быть бесплатная выдача молока, лечебно-профилактическое питание, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. К характеристикам могут относиться повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума, ультразвука. А вот вносить в трудовой договор условия на право досрочной трудовой пенсии по старости за тяжелые и вредные условия труда законодательство не обязывает.

Следующие условия, обязательные для включения в трудовой договор, не должны вызывать затруднений:

— условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и т. п.);

— условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

В Трудовом кодексе также говорится и о других условиях, которые являются обязательными «в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». Так, Кодекс обязывает указывать в трудовом договоре следующие факты:

— является ли работа по данному трудовому договору основным местом работы или совместительством (ст. 282 ТК РФ);

— сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);

— размер возмещения расходов при использовании личного имущества работников (ст. 188 ТК РФ);

— размеры компенсаций в случае прекращения трудового договора с руководителем организации (ст. 279 ТК РФ).

Льготы для инвалидов

Мы рассмотрели общие условия, которые в обязательном порядке должны быть отражены в трудовом договоре. Однако не следует забывать, что инвалиды имеют ряд льгот, предусмотренных законодательством, которые непременно следует отразить в трудовом договоре.

Например, для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю (ч. 3 ст. 23 Закона № 181, ч. 1 ст. 92 ТК РФ).

Инвалиду предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, т.е. удлиненный основной отпуск (ст. 23 Закона № 181), а также отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Ст. 96 ТК РФ установлен запрет привлекать инвалидов к работе в ночное время. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ), к сверхурочным работам (ч. 5 ст. 99 ТК РФ) только с их письменного согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ.

В индивидуальной программе реабилитации инвалида также может содержаться запрет на привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни. Привлечение инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день (ч. 7 ст. 113 ТК РФ).

Рассмотрим на примерах некоторые особенности приема на работу инвалидов.

Пример 1.

Может ли организация оформить на работу инвалида по совместительству (третья группа инвалидности)?

Да, организация может оформить на работу инвалида по совместительству, т.к. 3-я группа инвалидности – «рабочая». Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени. 1‑я степень означает, что у гражданина в силу нарушения здоровья произошло снижение квалификации и отсутствует возможность продолжить работу по основной профессии, но он способен выполнять другие виды работ более низкой квалификации. Другие требования к работе надо смотреть в «Индивидуальной программе…». Каких-либо запретов инвалидам работать по совместительству (кроме медицинских показаний) законодательством РФ не установлено.

Пример 2.

По медицинским показаниям инвалиду разрешены «любые легкие виды труда без физического напряжения и длительного пребывания на ногах, с сокращенным рабочим днем или неделей». Может ли организация оформить данного инвалида по совместительству на 0,5 ставки (рабочая неделя 20 часов)? Или по совместительству тоже надо сокращать рабочую неделю?

Продолжительность рабочего времени совместителя нельзя расценивать как сокращенное рабочее время. Дело в том, что сокращенная продолжительность рабочего времени предполагает уменьшение полной нормы рабочего времени для ряда категорий работников, в т.ч. инвалидов (ст. 92 Трудового кодекса РФ). То есть о сокращенном рабочем времени говорят применительно к «основным» работникам, а не к совместителям. Совместитель и так должен отработать не более половины рабочего времени за учетный период (ст. 284 ТК). Так что совместитель всегда работает меньше, чем «основной» работник. Поэтому оформить на работу инвалида на условиях совместительства с 20-часовой рабочей неделей разрешается.

Процедура оформления нового работника

В заключение напомним основные моменты и документы, которые сотруднику кадровой службы необходимо запросить у нового работника при приеме его на работу.

Перечень документов, необходимых для заключения трудового договора, приведен в ст. 65 ТК РФ. Прежде всего это паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Следующий документ — трудовая книжка. Законодатель устанавливает лишь три случая, когда трудовая книжка может не представляться:

— работник поступает на работу на условиях совместительства;

— трудовой договор заключается впервые. В этом случае работодатель обязан оформить новому сотруднику трудовую книжку;

— трудовая книжка утрачена или повреждена. По письменному заявлению работника (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) ему должны оформить новую трудовую книжку. При этом если работник без трудовой книжки претендует на достаточно серьезную должность (например, генерального, финансового или коммерческого директора, главбуха), то необходимо проверить у него отсутствие дисквалификации. Конечно, это надо сделать заранее, еще на этапе отбора кандидатов. Для этого надо послать письменный запрос в реестр дисквалифицированных лиц. Реестр можно найти через местные налоговые органы. Санкции при приеме дисквалифицированного работника весьма серьезные: штраф 1 000 МРОТ и аннулирование всех документов, которые были этим работником подписаны.

Работник также должен представить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Опять же если работник заключает трудовой договор впервые, то обязанность по оформлению этого документа ложится на работодателя.

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, представляют документы воинского учета. Если такие документы не представлены, работодатель обязан направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства. В крайнем случае возможен и такой вариант действий: в день заключения трудового договора необходимо письменно (с уведомлением) известить военкомат по месту жительства работника. Но сделать это можно, только заручившись его письменным согласием.

И, наконец, работник должен представить документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний (специальной подготовки).

На этом конкретный перечень документов, обязательных при заключении трудового договора, исчерпан. Но в Трудовом кодексе имеются ссылки на иные нормативные правовые акты (законы, указы), которыми могут быть предусмотрены и другие документы, необходимые для приема на работу.

Например, при устройстве на работу с вредными, тяжелыми условиями труда на условиях совместительства будущий работник обязан представить справку об условиях труда на основном месте работы. А те, кому еще нет 18 лет, – медицинскую справку о состоянии здоровья.

Есть еще ряд документов, которые работодатель не имеет права требовать у работника, но для его же блага может попросить. Эти документы связаны с предоставлением различных льгот и компенсаций (например, удостоверение инвалида, «чернобыльца»), стандартных налоговых вычетов на самого работника (справка НДФЛ-2 о доходах физического лица с предыдущего места работы о доходах в текущем году) или на детей (свидетельство о рождении ребенка, справка из ЖЭКа о составе семьи).