Приказ об утверждении внутреннего трудового распорядка, образец

Приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка

Приказ об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка формируется после того, как Правила будут составлены, согласованы с руководством и готовы к принятию. Документ относится к локальным распорядительным бумагам компании и должен оформляться определенным образом.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа об утверждении правил внутреннего трудового распорядка .docСкачать образец приказа об утверждении правил внутреннего трудового распорядка .doc

Для чего нужны Правила

Данный нормативный документ устанавливает:

  • порядок устройства на работу и увольнения сотрудников,
  • режим труда и отдыха на предприятии,
  • условия предоставления премий, льгот, материальной помощи,
  • порядок отправки работников в отпуски, командировки,
  • обязанности и права сторон и т.д.

Документ пишется исходя из потребностей и возможностей организации с учетом нормативно-правовой законодательной базы на основе статей Трудового кодекса РФ и государственных стандартов и может содержать сколько угодно пунктов.

Основная задача Правил: способствовать грамотному распределению и использованию рабочего времени, укреплять дисциплину труда, повышать эффективность производственного процесса и т.д.

Следует отметить, что не все предприятия коммерческого сектора используют Правила в своем кадровом учете, что на сегодняшний день не является нарушением закона. Важное условие лишь одно: отношения между работодателем и подчиненными должны укладываться в рамки действующего законодательства. А вот государственные бюджетные учреждения обязаны использовать в своей работе данные Правила, при этом их составление отрегулировано до мелочей.

Правила внутреннего распорядка распространяются на весь персонал организации, независимо от должности того или иного работника, поэтому каждого нужно ознакомить с ними под роспись.

К составлению Правил нужно относиться предельно внимательно, поскольку в некоторых случаях они могут стать доказательством в суде при решении трудовых конфликтов и разногласий, причем как со стороны работодателя, так и со стороны подчиненного.

Для того, чтобы ввести Правила в действие, на предприятии должен выйти приказ от лица руководителя. При этом, если в компании действует профсоюзная организация, ее представители обязательно должны быть ознакомлены с Правилами еще до их утверждения.

Непосредственный оформитель приказа

Приказ об утверждении Правил может писать любой работник организации, в чьи должностные обязанности входит данная функция или уполномоченный на формирование приказов отдельным распоряжением руководителя сотрудник. Им может быть:

  • юрисконсульт,
  • начальник или специалист отдела кадров,
  • секретарь и т.д.

После составления бланк следует отдать директору организации для визирования – без его подписи он не будет считаться действительным и его без труда можно будет оспорить через суд или трудовую инспекцию.

Приказ на утверждение Правил внутреннего трудового распорядка должен составляться как при первичном формировании документа, так и в тех случаях, когда в Правила вносились какие-либо изменения или они были полностью «переформатированы».

Обоснование и основание для создания приказа

Как любой другой распорядительный документ, этот приказ должен иметь под собой какую-то почву, т.е. обоснование и основание.

Обосновывающим моментом в данном случае выступает причина создания приказа, т.е. потребность компании, которую решает документ (например, для организации деятельности рабочего коллектива, предупреждения трудовых конфликтов и споров и т.д.).

В качестве основания можно сослаться на пункт закона РФ, который регламентирует создание Правил внутреннего трудового распорядка.

Нюансы составления документа

Приказ не имеет единого унифицированного образца, утвержденного на законодательном уровне. Так что предприятия и организации могут писать его в свободной форме или по шаблону, утвержденному внутри фирмы. При этом существует ряд сведений, которые необходимо указывать в документе в обязательном порядке:

  • номер, дата,
  • место составления,
  • полное название компании,
  • основание для формирования.

В приказе также нужно дать конкретное распоряжение, оформляемое обычно в виде отдельных пунктов. В этой части следует непременно поставить номер и дату составления утверждаемых Правил внутреннего трудового распорядка, а также дату введения их в действие. Вся прочая информация прописывается исходя из потребностей предприятия.

Необходимо отметить ответственных за его исполнение работников (данные вопросы обычно контролирует кадровик), а в качестве приложения обозначить сами правила и при необходимости другие прикладываемые документы.

На что обратить внимание при оформлении приказа

К оформлению приказа, равно как и к его содержанию, нет никаких особенных требований: его можно писать от руки (шариковой ручкой любого цвета, но не карандашом) или печатать на компьютере. Для создания документа подходит как фирменный бланк организации, так и простой чистый лист бумаги.

Только одно условие надо соблюдать обязательно: приказ должен быть подписан руководителем фирмы или его представителем и ответственными за его выполнение сотрудниками.

Удостоверять бланк с помощью печати или штампа на сегодняшний день не требуется, поскольку использование штемпельных изделий теперь не является нормой, прописанной в законе даже для юридических лиц (исключение составляют те организации, в которых обязанность по применению печатей и штампов утверждена во внутренних актах).

Как, где и сколько времени хранить приказ

Сформированный, подписанный и изданный приказ нужно подшить в папку с прочей распорядительной документацией фирмы. После окончания периода действия или утраты актуальности, его следует передать в архив фирмы на хранение. Там его следует держать период, установленный по закону или прописанный в локальных нормативно-правовых документах компании.

Приказ об утверждении правил внутреннего распорядка: как правильного его разработать

Фирма, имеющая в своем штате наемных работников, может разрабатывать Правила внутреннего распорядка, в которых определяется режим работы и отдыха ее работников, а также рассматриваются вопросы оплаты труда. При этом надо учитывать, что локальные нормативные акты должны быть введены в действие. Следовательно, компании необходимо издать приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка.

Порядок применения приказа

Правила внутреннего трудового распорядка — это нормативной акт организации в котором она определяет в какое время работникам работать, а какие периоды являются временем отдыха.

Кроме этого, в этом документе фирма может рассматривать и другие вопросы, которые возникают между администрацией и ее наемным персоналом при осуществлении деятельности.

К разработке данных Правил могут привлекаться специалисты разнообразных профессий. При этом при принятии окончательной версии желательно, чтобы каждый из них проставил на документе в качестве согласования свою визу.

После того как проект локального норматива будет создан, его нужно ввести в действие соответствующим образом. Как правило, для этого используется приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка.

Созданный нормативный документ перед утверждением также нужно направить на согласование в профсоюзные органы хозяйствующего субъекта, если они существуют.

Нужно помнить, что этот нормативный акт фирмы может быть как самостоятельный документ, или же идти в качестве приложения к основному локальному акту, например, к Коллективному договору. В последнем случае издавать приказ об утверждении правил внутреннего распорядка нет необходимости.

Чаще всего такая обязанность по составлению возлагается на кадровую службу организации или отдел делопроизводства. Они подготавливают проект распоряжения, а подписывает его ответственное должностное лицо.

Такую процедуру могут провести только уполномоченные на это уставом лица, например, директор. Необходимо учитывать, что вводимые правила внутреннего распорядка идут в качестве приложения к приказу, которым они вводятся в действие.

После оформления распоряжения на Правилах специальным грифом ставится запись «Утверждено», и указываются реквизиты изданного приказа на ввод данного документа.

Внимание! На усмотрение руководства приказ по утверждению правил может находиться рядом с данным локальным документом, или же быть включен в папку с другими распоряжениями руководства по основной деятельности компании.

Скачать образец приказа об утверждении ПВТР

Приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядкаобразец скачать в формате Word.

Как правильно составить приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка

Рассмотрим на примере, как можно составить приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка.

Для него закон не устанавливает специальную форму, поэтому компании могут составлять его в произвольном виде с использованием фирменного бланка.

В противном случае составление документа нужно начинать с записи полного названия компании, ее адреса и реквизитов. Дальше необходимо указать название документа и его порядковый номер. Под ним в дальнейшем бланк нужно будет зарегистрировать в специальной книге учета приказов.

Ниже на одной строке в разных концах листа нужно записать место и дату составления.

Дальше на новой строке посередине указывается полное наименование распоряжения.

Следом с новой строки идет вводная часть приказа. В ней необходимо обосновать, по какой причине решено ввести в действие данные правила. Это может быть, например, «Для целей регулирования вопросов организации условий труда, и соблюдения дисциплины в труде и на производстве».

В этой же части приказа можно упомянуть положения ТК РФ, которые регулируют правильность выполнения данных действий. После этого на новой строке указывается слово «Приказываю».

Дальше по пунктам указываются распоряжения руководителя:

  • Произвести утверждение составленных правил и указать дату, с которой они должны начать действовать;
  • Если на предприятии уже существовали правила, и производится ввод в действие их новой версии, то старые нормы необходимо признать утратившими силу с дату ввода новых;
  • Указать, что при выполнении повседневных обязанностей работники должны ими руководствоваться;
  • Определить то должностное лицо, на которое будет возложена обязанность ознакомить с новыми правилами всех работников компании. Делать это нужно обязательно под роспись;
  • Также отдельно можно установить, что с правилами необходимо знакомить всех принимаемых на предприятие работников, а также определить — кто это будет делать;
  • Установить лицо, которое будет отслеживать исполнение данного распоряжения.

Внимание! Допускается, что в приказе будет проставлен срок, во время которого будут действовать новые правила. По его истечении необходимо будет разработать и принять новый документ.

В качестве приложения к приказу нужно записать реквизиты проекта правил, а также количество страниц, которые он занимает.

Полностью составленный приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка должен подписать руководитель фирмы. Обязательно рядом с подписью записываются его должность и личные данные.

Если приказом назначались ответственные работники, то в нижней части распоряжения необходимо предусмотреть графы, на которых они могли бы проставлять свои подписи, расшифровки и даты ознакомления.

Утверждение документов

Утверждение документа является особым способом введения документа в действие, санкционирующим распространение его на определенный круг организаций, должностных лиц и граждан (подп. 2.3.2.4 ГСДОУ).

В ГСДОУ указывается, что утверждение документа может производиться посредством:

  • грифа утверждения;
  • издания соответствующего распорядительного документа (подп. 2.3.2.4).

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, утверждение может производиться и другими документами.

В ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» находим подтверждение этому: документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом (п. 3.16). Как видим, ГОСТ Р 6.30-2003 дает более широкую трактовку второго способа утверждения: документ может утверждаться «специально издаваемым документом», в то время как ГСДОУ говорит об издании «соответствующего распорядительного документа».

Оба способа утверждения имеют одинаковую юридическую силу, но какой из них выбрать?

Утверждение документа путем издания распорядительного документа

Такой вид утверждения используется в том случае, когда требуются дополнительные предписания и разъяснения. Например, приказом утверждается какой-либо Регламент. В любой компании потребуется время на доведение данного приказа и, соответственно, Регламента до сведения работников, а также на ознакомление с данным Регламентом. Поэтому даты подписания приказа и утверждения и введения в действие Регламента могут отличаться, что и отражается в приказе.

Также в приказе указывается перечень работников, до сведения которых должны быть доведены приказ и Регламент, и срок, в течение которого это должно быть сделано. Именно поэтому утверждение приказа путем издания распорядительного документа особенно актуально для компаний, которые имеют развитую сеть филиалов. В приказе обычно указываются Ф.И.О. работников, которые контролируют исполнение приказа. Если же такая формулировка отсутствует, то исполнение приказа контролирует тот работник, который подписал приказ.

Таким образом, издание распорядительного документа для утверждения какого-либо документа позволяет не только дать необходимые разъяснения, но и регламентировать работу, касающуюся не самого утверждаемого документа, а того, как наиболее эффективно ввести его в действие.

На практике документы могут утверждаться приказом, постановлением, решением, реже – протоколом.

Процедура утверждения документа другим документом

Сначала необходимо подготовить документ (например приказ), которым будет утверждаться другой документ (например, Регламент) (Пример 1).

ПРИМЕР 1

Приказ об утверждении Регламента

Открытое акционерное общество «ЭВЕРЕСТ»

ПРИКАЗ

Москва

Об утверждении

Регламента по работе

с дебиторской задолженностью

в ОАО «ЭВЕРЕСТ»

В целях совершенствования работы с клиентами ОАО «ЭВЕРЕСТ» (далее – Общество), а также для контроля за состоянием дебиторской задолженности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Регламент по работе с дебиторской задолженностью (Приложение) и ввести в его действие с 17 октября 2011 года.

2. Начальнику секретариата Маркиной А.П. ознакомить с настоящим приказом работников Общества в соответствии с Реестром рассылки в течение трех рабочих дней с даты подписания приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на коммерческого директора Порошина А.М.

Генеральный директор Волков Г.В. Волков

После подготовки утверждающего документа необходимо оформить на приложении к нему гриф утверждения.

Извлечение из ГОСТ Р 6.30-2003

3.16. При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне.

При утверждении документа постановлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

УТВЕРЖДЕН

решением общего собрания

акционеров от 05.04.2003 № 14

или

УТВЕРЖДЕНО

приказом ВНИИДАД

от 05.04.2003 № 82

Гриф утверждения документа располагают в правом верхнем углу документа.

В нашем примере гриф утверждения Регламента по работе с дебиторской задолженностью будет выглядеть так:

Обратите внимание: утверждаемый документ будет являться приложением к документу, которым он утверждается. В ГОСТ Р 6.30-2003 дается лишь один вариант оформления приложения.

Извлечение из ГОСТ Р 6.30-2003

3.21. В приложении к распорядительному документу (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения, решения) на первом его листе в правом верхнем углу пишут «Приложение №» с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера, например:

Приложение № 2

к приказу Росархива

от 05.06.2003 № 319

Допускается выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки, например:

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

к приказу Минздрава России

от 05.06.2003 № 251

В нашем примере это будет выглядеть следующим образом:

Этот вариант оформления грифа утверждения и приложения вызывал среди специалистов много вопросов.

В Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Рриказом Росархива от 23.12.2009 № 76, были предложены два варианта оформления грифа утверждения и приложения:

• на приложениях справочного характера к приказам, распоряжениям, правилам, инструкциям, положениям, планам, программам, договорам и другим документам отметка о приложении проставляется на первом листе приложения в правом верхнем углу. Если приложений несколько, они нумеруются (Приложение № 1, Приложение № 2). Если приложение одно, оно не нумеруется. В отметке о приложении указывается наименование вида основного документа, его дата и номер:

• если приложением к документу (например, к приказу) является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция, регламент и др.), в верхнем правом углу проставляется отметка о приложении, ниже – гриф утверждения документа, например:

В нашем примере, учитывая, что приложение одно, оформление будет выглядеть следующим образом:

Рекомендуем использовать именно этот вариант как более рациональный, но сразу заметим: чтобы для коммерческих организаций этот вариант сделать нормативным, его необходимо закрепить в Инструкции по делопроизводству.

Утверждение документа должностным лицом (должностными лицами)

Обычно этот способ используют при утверждении должностных инструкций, положений об отделах, актов проверок и ревизий, актов приема законченных строительством объектов, оборудования, актов экспертизы, актов передачи дел, актов ликвидации организаций, учреждений, предприятий, расценок на производство работ, сметы расходов, отчетов и др., т.е. при утверждении тех документов, которые не требуют дополнительных пояснений. Оформление грифа утверждения на таком документе, как правило, не вызывает вопросов, и при его оформлении можно использовать рекомендации ГОСТ Р 6.30-2003.

Извлечение из ГОСТ Р 6.30–2003

3.16. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения, например:

УТВЕРЖДАЮ

Президент ЗАО «Ростекстиль»

Личная подпись В.А. Степанов

Дата

Допускается в реквизите «Гриф утверждения документа» центрировать элементы относительно самой длинной строки, например:

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

АО «Электронные технологии»

Личная подпись Л.В. Кузнецов

Дата

При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне.

Утверждаемый документ должен быть подписан. В соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 приложения должны быть подписаны исполнителем или руководителем подразделения, подготовившего документ, и датированы.

Какие документы подлежат утверждению?

В каждой организации должен быть определен перечень документов, подлежащих утверждению. Такой перечень можно включить в Табель унифицированных форм документов или Инструкцию по делопроизводству организации.

При составлении перечня можно руководствоваться примерным перечнем документов, подлежащих утверждению, который приведен в Методических рекомендациях по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003.

Примерный перечень документов, подлежащих утверждению

Акты (проверок и ревизий, приема законченных строительством объектов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации организаций, учреждений, предприятий и т.д.)

Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; на проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ, технические и т.д.)

Инструкции (правила) (должностные, по делопроизводству, технике безопасности, внутреннего трудового распорядка и т.д.)

Нормативы (расходов сырья, материалов, электроэнергии, технологического проектирования, численности работников и т.д.)

Отчеты (о производственной деятельности, командировках, научно0-исследовательских работах и т.д.)

Перечни (должностей работников с ненормированным рабочим днем, предприятий, на которые распространяются определенные льготы; типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств и других организаций, с указанием сроков хранения материалов и т.д.).

Планы (производственные, строительно-монтажных, проектно-изыскательских, научно-исследовательских работ, внедрения новой техники; кооперированных поставок продукции; распределения продукции по установленной номенклатуре; доходов по жилищно-коммунальному ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого совета и т.д.)

Положения (об организации, о структурном подразделении, о премировании и т.д.)

Программы (проведения работ и мероприятий; командировок и т.д.)

Расценки на производство работ

Сметы (расходов на содержание аппарата управления, зданий, помещений, сооружений, использования средств фонда предприятия, на подготовку и освоение производства новых изделий; на капитальное строительство и т.д.)

Стандарты (государственные, национальные, организации, отраслевые)

Структура и штатная численность

Тарифные ставки

Уставы организаций

Формы унифицированных документов

Штатные расписания и изменения к ним

Основанием для составления перечня документов, требующих утверждения, являются законодательные и ведомственные нормативные акты, устанавливающие обязательную процедуру утверждения тех или иных документов. Причем законодательные акты могут касаться не только организационно-распорядительных документов, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц независимо от форм собственности, но и других видов документов.

Так, большое внимание при составлении перечня документов, которые требуют утверждения, следует уделить первичным учетным документам. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых и ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 01.07.2011) и постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах» Госкомстат России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России утверждает альбомы унифицированных форм первичной учетной документации. Примерный перечень первичных учетных документов, которые требуют утверждения, приведен в таблице.

Примерный перечень первичных учетных документов, требующих утверждения

Нормативно-правовой акт Наименование документа, требующего утверждения

Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

• № Т-7 «График отпусков»;

• № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы».

Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»

• № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

• № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;

• № ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

• № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

• № ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;

• № ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

• № ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»

Постановление Госкомстата России от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной первичной учетной формы первичной учетной документации № АО-1 “Авансовый отчет”»

№ АО-1 «Авансовый отчет»

Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»

• № КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»,

• № ТОРГ-1 «Акт о приемке товаров»;

• № ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей»;

• № ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика»;

• № ТОРГ-5 «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика»;

• № ТОРГ-6 «Акт о завесе тары»;

• № ТОРГ-15 «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей»;

• № ТОРГ-16 «Акт о списании товаров»;

• № ТОРГ-20 «Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров»;

• № ТОРГ-21 «Акт о переборке (сортировке) плодоовощной продукции»;

• № ТОРГ-22 «Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц»

Унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Кроме того, при составлении перечня следует учитывать и вид деятельности организации, т.к. унифицированные формы первичной учетной документации могут разрабатываться отдельно для различных направлений деятельности. Примером могут служить постановления Госкомстата России: от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья» и от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Кроме того, следует учитывать, что при составлении перечня документов, требующих утверждения, большое значение имеет организационно-правовая форма юридического лица, т.к. законы, регулирующие конкретную организационно-правовую форму юридического лица, содержат требования по поводу утверждения тех или иных документов (как правило, в них приводится перечень таких документов), например:.

Извлечение

из Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ

«Об акционерных обществах»

(в ред. от 28.12.2010)

Статья 48. Компетенция общего собрания акционеров

1. К компетенции общего собрания акционеров относятся:

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

10) утверждение аудитора общества;

11) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;

19) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества…

Статья 65. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества

1. К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы:

3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

13) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества…

Извлечение

из Федерального закона от 06.02.1998 № 14-ФЗ

«Об обществах с ограниченной ответственностью»

(в ред. от 11.07.2011)

Статья 32. Органы общества

2.1. Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:

6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества)…

Статья 33. Компетенция общего собрания участников общества

1. К компетенции общего собрания участников общества относятся:

6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов…

Извлечение

из Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

(в ред. от 19.07.2011)

Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия

1. Собственник имущества унитарного предприятия:

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.

Обратите внимание

Чтобы документ был утвержден должностным лицом, такое лицо должно обладать правом утверждения (подписи) документа.

Как правило, в соответствии с учредительными документами право подписывать и утверждать все документы организации имеет единоличный исполнительный орган – генеральный директор (директор, президент). В некоторых случаях в учредительных документах могут быть указаны должности руководителей, которые также могут подписывать и утверждать документы наряду с единоличным исполнительным органом. На практике такие варианты встречаются редко. В основном право подписи и утверждения каких-либо документов (за исключением документов, связанных с трудовым правом) делегируется на основании отдельного приказа о предоставлении права подписи конкретному должностному лицу или фиксируется в приказе о распределении обязанностей, в котором указываются не только полномочия отдельных руководителей, но и те документы, которые они могут подписывать и утверждать в пределах своих полномочий.

Иначе обстоит дело с первичными учетными документами. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2006 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010) перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Но на практике часто встречаются такие формы документов, которые требуют утверждения руководителями сразу двух организаций, например: унифицированные формы № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», № ОС-16 «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)», утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. При утверждении таких первичных учетных документов не единоличным исполнительным органом, а другими должностными лицами последние должны быть включены в перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, который утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером, а также должна быть подготовлена доверенность.

Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена Коллегией Главархива СССР 27.04.1988; приказ Главархива СССР от 25.05.1988 № 33).