Пример муниципального правоотношения

Глава 3
МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Муниципально-правовые нормы – это нормы права, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Нормам муниципального права свойственны все общие черты, характерные для норм других отраслей права. Вместе с тем нормы муниципального права имеют свои особенности.
Во-первых, многие муниципально-правовые нормы одновременно принадлежат к различным отраслям права. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, являются также и нормами муниципального права. Нормами административного права устанавливается статус муниципальных служащих.
Во-вторых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях, а с другой – из общеобязательных правил поведения, определенных самими органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов местного самоуправления.
В-третьих, муниципально-правовые нормы охватывают своим регулятивным воздействием широкий круг общественных отношений во всех сферах местной жизни.
Как и любые другие правовые нормы, нормы муниципального права имеют свою внутреннюю структуру. Понятие «структура» заимствовано правом прежде всего из социологии. Оно характеризует устройство, сложение объекта («структура» в переводе с латинского и означает «строение», «расположение», «порядок», «связь»).
Норма муниципального права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это та часть муниципально-правовой нормы, которая указывает на условия ее действия. Так, например, ч. 5 ст. 22 Закона о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает, что, «если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора». Условием назначения факта местного референдума судом является факт неназначения его представительным органом муниципального образования в установленные сроки.
Гипотеза муниципальной нормы может быть простой, сложной или альтернативной. Простой является та гипотеза, которая указывает на одно необходимое условие действия нормы. Приведенная выше гипотеза является простой. В случае наличия сложной гипотезы для начала действия нормы необходимо сочетание сразу нескольких условий. Так, например, ч. 1 ст. 73 Закона о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает, что представительный орган муниципального образования может быть распущен, если «соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт…».
При альтернативной гипотезе норма начинает действовать в том случае, если существует хотя бы одно из перечисленных в законе условий.
Диспозиция – основная часть муниципально-правовой нормы. Именно в ней устанавливаются собственно правила поведения субъектов. Без диспозиции норма бессмысленна. Диспозиция предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей, как бы она ни была сформулирована.
В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция может быть простой, сложной и альтернативной.
Простая диспозиция только указывает один возможный вариант поведения субъекта, не раскрывая его. Сложная диспозиция дает несколько моделей поведения субъекта, причем он может одновременно использовать все.
Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, а субъекты правоотношений могут сами выбрать один из них.
Например, в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о местном самоуправлении 2003 г. глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Данная диспозиция является альтернативной, так как закрепляет два возможных способа избрания главы муниципального образования.
Санкция – часть правовой нормы, указывающая на меры воздействия, применяемые к лицу, которое не исполняет муни-ципально-правовую норму.
Существуют самые различные виды санкций. По отраслевой принадлежности выделяют дисциплинарно-правовые, административные, уголовные, гражданско-правовые, конституционно-правовые и иные санкции, по характеру неблагоприятных последствий – карательные и правовосстанови-тельные. Кроме того, в зависимости от степени определенности выделяют абсолютно-определенные санкции, относительно-определенные и альтернативные.
Абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.
Относительно-определенной санкцией является та, где установлены верхний и низший пределы неблагоприятных последствий. Например, в соответствии со ст. 5.47 КоАП РФ участие органов местного самоуправления в сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума влечет наложение административного штрафа на должностных лиц местного самоуправления в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда. Выбор конкретного размера штрафа возложен на правоприменителя.
При использовании альтернативной санкции законодатель указывает сразу несколько вариантов неблагоприятных последствий, из которых может быть выбран один.
В целях более глубокого уяснения сущности и правовой природы рассматриваемых норм их можно классифицировать по различным критериям.
По юридической силе они подразделяются на нормы конституционные, имеющие высшую юридическую силу, и неконституционные, содержащиеся в иных правовых актах.
По объекту правового регулирования выделяют нормы, регулирующие местное самоуправление как форму народовластия; правовые, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления; формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в решении вопросов местного значения; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
По территории действия нормы муниципального права могут быть международными (т. е. действующими на территории государств – членов Совета Европы), федеральными (субъектов РФ), а также местными (действующими на территории муниципального образования).
По характеру содержащихся в них предписаний нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Нормы муниципального права, регулирующие однородные, взаимосвязанные и относительно обособленные отношения, образуют правовые институты. К муниципально-право-вым институтам относятся институт муниципальной службы, институт главы администрации, институт наделения отдельными государственными полномочиями и т. д.

Муниципальные правоотношения.

Под муниципальными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права, возникающие в системе местного самоуправления и закрепляющие взаимные права и обязанности их участников.

Своеобразие муниципальных правоотношений, прежде всего, проявляется в перечне их субъектов (участников).

Индивидуальными субъектами муниципальных правоотношений в различных комбинациях могут выступать:

а) общие субъекты:

· граждане;

· иностранцы;

· лица без гражданства;

б) специальные субъекты:

· избиратели;

· депутаты представительных органов местного самоуправления;

· должностные лица органов местного самоуправления;

· должностные лица муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие.

В муниципальных правоотношениях в качестве политико-территориальных субъектов могут выступать:

· муниципальные образования (исключительно своеобразный субъект, в других отраслях его нет);

· субъекты Федерации;

· сама Российская Федерация.

В группу коллективных субъектов входят:

· органы местного самоуправления;

· государственные органы;

· органы территориального общественного самоуправления;

· другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

В группе социальных общностей:

· население муниципальных образований (местные сообщества жителей);

· население (народы) субъектов Федерации;

· многонациональный народ России.

Есть также своеобразная группа субъектов муниципальных правоотношений, участвует в правоотношениях в связи с делегированными от самоуправляющихся субъектов полномочиями — это союзы и ассоциации муниципальных образований.

Комментируя этот перечень, необходимо отметить, что в новом Законе о местном самоуправлении от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусматривается возможность участия в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан. Предусматривается это и смежным законодательством. В частности, в соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Россия в данном случае использует опыт ряда европейских государств, которые предоставляют иностранным гражданам активное и пассивное избирательное право участвовать в управлении делами местного сообщества на основе принципа взаимности

Объекты правоотношений — то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся:

· территория муниципальных образований;

· муниципальное имущество;

· муниципальные правовые акты.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

В литературе можно встретить различные классификации муниципальных правоотношений:

1.По формам осуществления власти:

· отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения, путём непосредственного выражения воли населения;

· отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления;

· отношения, которые возникают в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

2.По областям общественной жизни:

· отношения, возникающие в области местного хозяйства;

· в области социально-культурного развития;

· в административно-политической жизнедеятельности муниципальных образований.

3.По месту местного самоуправления в системе российского федерализма:

· отношения, которые возникаю в связи с самостоятельной деятельностью населения или органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

· отношения, которые возникают в связи с деятельностью органов местного самоуправления по реализации отдельных государственных полномочий, делегированных субъектами РФ;

· отношения, возникающие в связи деятельностью органов местного самоуправления по реализации полномочий, делегированных федеральными государственными органами РФ.

Муниципальные правоотношения

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) – это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъектов муниципальных правоотношений, т.е. тех, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; политико-территориальные образования; социальные общности.

В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. В числе общих субъектов – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. В числе специальных субъектов – избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

В группе коллективных субъектов – органы местного самоуправления, государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные (не муниципальные) объединения как коммерческие, так и некоммерческие.

В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты РФ, сама Российская Федерация.

В группе социальных общностей – население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов РФ, многонациональный народ Российской Федерации.

Объекты правоотношений – то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. В числе объектов муниципальных отношений – территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты, поведение муниципальных служащих и др.

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают в себя, к примеру, право жителей на образование муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется процессуальными нормами.

Система муниципального права

Система муниципального права – его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. Прежде всего в системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Нормы гражданского, земельного, административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально . При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права.

Нормы муниципального права (собственно муниципальные нормы и нормы иных отраслей, нацеленные на регулирование отношений местного самоуправления) разделяются на общую и особенную часть. Общая часть – совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли (общемуниципальные обобщения). Особенная часть – совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.

Общую часть муниципального права составляют конституционные нормы, нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Те нормы, что закрепляют назначение местного самоуправления, его цели, принципы, гарантии, общеотраслевые понятия (муниципальное образование, органы местного самоуправления и др.), коллизионные правила, организационные, территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления, входя в общую часть муниципального права, составляют ядро отдельных институтов особенной части муниципального права.

Особенная часть содержит институты, включающие материальные и процессуальные нормы, регулирующие от дельные стороны местного самоуправления, закрепляющие статус и порядок деятельности отдельных субъектов муниципального права. В число институтов особенной части муниципального права входят:

  • 1) институт муниципально-территориального устройства, включающий субинституты муниципально-территориального деления и муниципально-территориального процесса;
  • 2) институт статуса и порядка деятельности глав муниципальных образований, представительных, исполнительных, контрольных органов, муниципальных избирательных комиссий, их должностных лиц, депутатов;
  • 3) институт муниципальной службы;
  • 4) институт системы и статуса муниципальных правовых актов, порядка их принятия;
  • 5) институт условий и порядка формирования органов местного самоуправления не на основе норм избирательного законодательства (институт двухстепенных выборов представительных органов муниципальных районов);
  • 6) институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти, включающий субинституты муниципальных выборов, местных референдумов, сходов, голосований по вопросам местного значения;
  • 7) институт участия граждан в осуществлении функций местного самоуправления органами местного самоуправления, включающий субинституты статуса и порядка деятельности территориального общественного самоуправления, его органов, собраний, конференций жителей, публичных слушаний, опросов жителей, правотворческих инициатив граждан;
  • 8) институт межмуниципального сотрудничества;
  • 9) институт муниципальных наград и почетных званий;
  • 10) институт муниципальной символики;
  • 11) институт муниципальной собственности и порядка управления объектами муниципальной собственности;
  • 12) институт муниципальных финансов.

Нормы, закрепляющие полномочия, публичные права органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в отдельных областях местной жизни, регулирующие вопросы ответственности названных субъектов, входят в состав института статуса и порядка деятельности органов местного самоуправления.

Существуют и иные взгляды на систему муниципального права . Так, С. Д. Князев и E. Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов РФ . E. С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, а к особенной части – нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.п.

А. Н. Костюков, выделяя в муниципальном праве общую и особенную части, в структуру общей части включает ряд основных институтов: общей характеристики муниципального права как отрасли права; территориальной организации местного самоуправления; организации аппарата муниципальной власти; муниципальных правовых актов; непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления; межмуниципального сотрудничества; юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантий местного самоуправления. В число институтов особенной части А. Н. Костюков включает институты: общей характеристики компетенции органов местного самоуправления; полномочий органов местного самоуправления в бюджетной и финансово-кредитной сфере; полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью; полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений; полномочий органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере; полномочий органов местного само управления в сфере обеспечения законности и правопорядка .

Не все авторы полагают возможным выделять в муниципальном праве его общую и особенную части. Таков, например, подход О. Е. Кутафина и В. И. Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2) территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью .

§ 2. Субъекты муниципально-правовых отношений: понятие, классификация

  • •Министерство внутренних дел российской федерации
  • •Предисловие
  • •Глава 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и как учебная дисциплина
  • •§ 1. Муниципальное право как отрасль права
  • •§ 2. Субъекты муниципально-правовых отношений: понятие, классификация
  • •§ 3. Место муниципального права в системе российского права
  • •§ 4. Иерархия источников отрасли муниципального права
  • •§ 5. Система муниципального права России
  • •§ 6. Муниципальное право как наука
  • •§ 7. Муниципальное право как учебная дисциплина: понятие, система, значение
  • •Глава 2. Местное самоуправление: история, современное состояние и перспективы развития
  • •§ 1. Основные теории местного самоуправления
  • •§ 2. Развитие местного самоуправления в России в хii – хх в.В.
  • •§ 3. Этапы развития местного самоуправления в современной России
  • •§ 4. Основное содержание реформы местного самоуправления в современной России
  • •§ 5. Местное самоуправление в зарубежных странах
  • •Глава 3. Понятие, принципы и гарантии местного самоуправления
  • •§ 1. Понятие, основные черты и сущность местного самоуправления
  • •§ 2. Основные принципы местного самоуправления
  • •§ 3. Функции местного самоуправления
  • •§ 4. Общие гарантии местного самоуправления
  • •§ 5. Специальные гарантии местного самоуправления
  • •Глава 4. Территориальные основы местного самоуправления
  • •§ 1. Значение территориальных основ
  • •В организации местного самоуправления
  • •§ 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • •§ 3. Иерархия муниципальных образований
  • •§ 4. Состав территории муниципального образования
  • •§ 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • •§ 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • •§ 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • •§ 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • •Глава 5. Система местного самоуправления
  • •§ 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • •§ 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • •§ 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • •Публичного управления российским обществом.
  • •Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • •Виды, правовое регулирование деятельности
  • •§ 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • •Глава 6. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • •§ 1. Местный референдум
  • •§ 2. Муниципальные выборы
  • •§ 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • •§ 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • •§ 5. Сход граждан
  • •§ 6. Правотворческая инициатива граждан
  • •§ 7. Публичные слушания
  • •§ 8. Собрания граждан
  • •§ 9. Конференция граждан
  • •§ 10. Опрос граждан
  • •§ 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • •§ 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • •Глава 7. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • •§ 1. Структура органов местного самоуправления
  • •Часть 1 ст. 34 Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • •§ 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •§ 3. Представительный орган местного самоуправления
  • •§ 4. Глава муниципального образования
  • •§ 5. Организация деятельности местной администрации
  • •§ 6. Контрольный орган муниципального образования
  • •§ 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • •§ 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • •§ 9. Правовое регулирование муниципальной службы по российскому законодательству
  • •§ 10. Виды муниципальных должностей муниципальной службы и основные требования к ним
  • •§ 11. Правовой статус муниципального служащего
  • •§ 12. Ограничения, налагаемые на муниципальных служащих, в связи с осуществлением ими обязанностей по муниципальной службе
  • •Глава 8. Межмуниципальное сотрудничество
  • •§ 1. Сущность и формы межмуниципального сотрудничества
  • •§ 2. Межмуниципальные объединения
  • •§ 3. Система поддержки местного самоуправления федеральными органами государственной власти Российской Федерации
  • •§ 4. Система поддержки местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации
  • •Глава 9. Правовые основы местного самоуправления
  • •§ 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • •§ 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • •§ 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • •§ 4. Муниципальное нормотворчество
  • •§ 5. Официальная символика муниципальных образований
  • •Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления
  • •§ 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • •§ 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • •§ 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • •§ 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • •§ 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • •§ 6. Муниципальный заказ: понятие, особенности
  • •§ 7. Доходы местных бюджетов
  • •§ 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • •§ 9. Средства самообложения граждан
  • •§ 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • •Глава 11.
  • •§ 2. Полномочия органов местного самоуправления: понятие и правовое регулирование
  • •§ 3. Вопросы местного значения: понятие, классификация
  • •§ 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
  • •§ 5. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и их осуществление
  • •Глава 4 Федерального закона № 131-фз регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • •Глава 12.
  • •§ 2. Государственные и негосударственные субъекты обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • •§ 3. Участие граждан в обеспечении безопасности: сущность, виды организационно-правовых форм, проблемы правового регулирования
  • •§ 4. Полиция как основной субъект обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • •§ 5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами,
  • •Негосударственными формированиями,
  • •Средствами массовой информации по обеспечению безопасности
  • •На территории муниципального образования
  • •Глава 13.
  • •§ 2. Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •§ 3. Административный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •§ 4. Муниципальный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •§ 5. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •Глава 14. Ответственность в муниципальном праве
  • •§ 1. Общая характеристика ответственности в муниципальном праве
  • •§ 2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • •§ 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • •§ 4. Ответственность представительного органа местного самоуправления перед государством
  • •§ 5. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
  • •§ 6. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • •Заключение
  • •Приложения

17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.

  • •1. Муниципальное право как отрасль права: понятие, место в системе российского права.
  • •2.Муниципально-правовые нормы: понятие, особенности, виды.
  • •3. Источники муниципального права: понятие, система, особенности.
  • •4. Крф о местном самоуправлении. Правовые позиции кс рф по вопросам местного самоуправления.
  • •6.Муниципальные правовые акты: понятие, виды. Порядок принятия муниципальных нпа.
  • •7. Европейская Хартия местного самоуправления и др. Международно-правовые акты.
  • •Часть 1 хартии устанавливает, регламентирует:
  • •9. Устав муниципального образования: понятие, признаки, структура.
  • •10. Теории местного самоуправления
  • •11. Реформа самоуправления земств и городов в 19 — начале 20 в.В.
  • •12. Основы организации местной власти в период с 1917 до конца 90-х хх века.
  • •13.Местное самоуправление: понятие, содержание, аспекты, система.
  • •14 .Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация.
  • •15. Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти. Позиции кс рф.
  • •16.Принципы местного самоуправления
  • •17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
  • •18. Функции местного самоуправления.
  • •18.Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с адм-территориальным устройством.
  • •20.Муниципальное образование: понятие, виды, уровни.
  • •21.Преобразование муниципальных образований (виды, порядок).
  • •22.Городское, сельское поселение как мо.
  • •23.Муниципальный район как мо.
  • •24. Городской округ как муниципальное образование.
  • •25.Особенности организации мсу в зато
  • •26. Компетенция муниципальных образований: понятия, структура.
  • •27.Вопросы местного значения: общая характеристика, виды. Символика мо.
  • •28.Наделение омс отдельными государственными полномочиями: понятие, процедура.
  • •29.Компетенция органов местного самоуправления: понятие, содержание.
  • •30. Социально-значимые и общественно-полезные работы: понятие, порядок осуществления.
  • •31.Органы местного самоуправления: понятие, система, структура.
  • •32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.
  • •33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.
  • •34.Глава мо. Полномочия и акты главы мо.
  • •35.Местная администрация в структуре омс: понятие, структура, полномочия.
  • •36.Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы, виды.
  • •37. Ответственность органов и должностных лиц мс: понятие, виды.
  • •Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • •38. Муниципальные выборы: понятие, виды.
  • •40.Местный референдум.
  • •41. Территориальное общественное самоуправление
  • •42. Публичные слушания
  • •42.Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
  • •44. Местный бюджет: понятие, структура, виды.
  • •88.Бюджетный процесс в мо.
  • •Тема 1 57
  • •Тема 1 Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.
  • •Особенности муниципально-правовых норм.
  • •Тема 2. Источники муниципального права.
  • •Тема 3. Местное самоуправление (общие положения).
  • •Общественное самоуправление
  • •Территориальное с/у
  • •4) Принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием.
  • •Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления.
  • •Тема 5. Органы местного самоуправления. Общая характеристика. Понятие органов местного самоуправления
  • •Тема 6. Местные представительные органы.
  • •Тема 7. Глава муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы местной администрации.
  • •Тема 8. Муниципальная служба
  • •Понятие, признаки, принципы муниципальной службы.
  • •Муниципальная должность: понятие , виды.
  • •Муниципальные служащие: понятие, классификация.
  • •Муниципальные служащие: правовой статус.
  • •Прохождение муниципальной службы.
  • •Тема 10. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
  • •Местные референдумы.
  • •Муниципальные выборы.
  • •Территориальное общественное самоуправление (тос).
  • •Раздел: экономические основы местного самоуправления.
  • •Тема 2. Финансовые основы.
  • •Тема №3. Бюджетный процесс.
  • •1. Понятие бюджетного процесса.
  • •Тема № 4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц и гарантии местного самоуправления.
  • •1) Татарстанское дело
  • •2) Пкс от 31 июля 1995 г. N 10-п по делу о проверке конституционности указа
  • •Президента рф от 30 ноября 1994 г. N 2137 «о мероприятиях по восстановлению
  • •Постановление кс рф от 31.10.1995 n 12-п «по делу о толковании статьи 136 конституции рф»
  • •5) Постановление кс рф от 28 ноября 1995 г. N 15-п по делу о толковании части 2 статьи 137 конституции рф
  • •6) Пкс от 18 января 1996 г. N 2-п по делу о проверке конституционности ряда положений устава (основного закона) алтайского края
  • •8) Постановление кс рф от 22.04.1996 n 10-п
  • •9) Пкс от 14 июля 1997 г. N 12-п по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 конституции рф положения о вхождении автономного округа в состав края, области
  • •11) Постановление кс рф от 11.12.98г. По делу о толковании положений ч. 4 статьи 111 Конституции рф
  • •12) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.1999 № 13-п
  • •14.Пост. Кс рф от 4 апреля 2002 г. №8-п. («1»).
  • •16) Постановление Пленума Верховного Суда рф от 10 октября 2003 г. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров рф.
  • •19.Пост. Кс рф от 3 марта 2004 г. №5-п. («1»).
  • •20. Пост. Кс рф №16-п от 16 ноября 2004 г
  • •Особое мнение судьи кс рф в.Г. Ярославцева
  • •Особое мнение судьи кс рф а.Л. Кононова
  • •29)Постановление Конституционного Суда рф от 10 октября 2013 г. N 20-п»
  • •30)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. N 27-п город Санкт-Петербург
  • •31)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 6-п г.