Принципы деятельности прокуратуры

2. Принципы организации и деятельности прокуратуры рф

Под принципами прокурорского надзора понимаются руководящие начала, положенные законодателем в основу регулирования организации и деятельности прокурорских органов по осуществлению надзора за соблюдением законности. Они сформулированы в Конституции РФ (ст.129) и Федеральном законе «О прокуратуре РФ», других федеральных законах. Принципы прокурорского надзора подразделяются на три группы — общие (организационные), специфические (прокурорские), отраслевые. Появление первой группы связано с тем, что прокуратура представляет собой часть государственного аппарата и потому для ее организации и деятельности характерны наиболее общие принципы, определяющие организацию и деятельность государственного аппарата в целом. Но каждой части государственного аппарата присущи свои особенности, это относится и к прокуратуре, поскольку она выполняет специфическую надзорную функцию.

Специфика ее и обусловила появление второй группы принципов, отражающих особенности организации и деятельности прокурорских органов.

Третью группу образуют специфические принципы работы органов государства, за исключением законов, которыми осуществляется прокурорский надзор.

К общим принципам относятся принципы законности и гласности.

Принцип законностив деятельности прокуратуры имеет особую значимость, поскольку ее цели — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с этим принципом прокурорский надзор выполняет две взаимосвязанные и одновременно осуществляемые функции: законоохранительную и правоохранительную. Первая состоит в охране непосредственно закона, т.е. в борьбе с различными его нарушениями, вторая — в охране субъективных прав и защищаемых законом интересов организаций и граждан.

В деятельности прокуратуры принцип законности имеет двойную направленность — внешнюю, определяющую назначение прокурорского надзора, и внутреннюю, обусловливающую подзаконность правовых средств его осуществления. Первая касается взаимоотношений прокуратуры с различными организациями, учреждениями, предприятиями, гражданами. Эти отношения возникают и развиваются только в связи с исполнением законов, подзаконных актов.

Внутренняя сторона принципа законности выражается в том, что органы прокуратуры сами обязаны соблюдать законы и руководствоваться ими в своих действиях. Из принципа законности вытекает целый ряд требований к прокурорам, которые обязаны:

  • глубоко знать законы, подзаконные акты, проверить их исполнение и на их основании формулировать свои предположения;

  • выявлять все обстоятельства совершенных правонарушений, ибо неполнота таких сведений препятствует правильному применению закона;

  • правильно квалифицировать выявления нарушения законности, что позволяет четко определить все связанные с ними правовые последствия;

  • применять действенные меры по устранению нарушений законности, причин, их вызывающих, условий, способствующих их совершению.

Принцип гласностинашел отражение в ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ», где говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о сохранении государственной и иной специально охраняемой законом тайны, информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.

К специфическим (прокурорским) принципамотносятся принципы независимости, централизации, единоначалия и единства прокурорского надзора.

Принцип независимостизаключается в том, что все надзорные действия прокурор совершает на основе внутреннего убеждения, руководствуясь требованиями правовых норм. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Принципом независимости определяется правовое положение прокуратуры в системе государственных органов. Этот принцип двухсторонен.

1. Прокуратура не подчиняется каким бы то ни было органам власти и управления (за исключением Федерального Собрания и Президента РФ), что обеспечивается рядом гарантий:

а) прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

б) прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности;

в) работники прокуратуры не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью кроме преподавательской, научной и творческой;

г) воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственности;

д) прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законодательством;

е) никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

2. Прокуратура не подчиняет себе какие-либо органы. Она осуществляет надзор, а не управление. Прокурор не вправе самостоятельно отменять ничьи незаконные решения (за некоторыми исключениями), а может лишь передать рассмотрение вопроса суду или специально уполномоченному субъекту.

Принцип централизации

Принцип централизации передает отношения внутренние, складывающиеся в системе самих прокурорских органов, а также отношения с органами, которым они подконтрольны. Обеспечение единого понимания и применения законов на территории всего государства обязательно предполагает построение прокуратуры на основе строгой централизации. Централизация применительно к прокуратуре включает в себя два вида подчинения: внешнее и внутреннее. Первое нашло отражение в ст. 129 Конституции РФ, предусмотревшей назначение Генерального прокурора Советом Федерации по представлению Президента РФ. Второе касается самой прокурорской системы, где каждый нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему и все прокуроры — Генеральному прокурору РФ, который обеспечивает единство законности на территории всего государства. Подчиненность осуществляется посредством руководства, которое включает в себя: контроль за работой нижестоящих органов; устранение вскрытых недостатков, нарушений законности; дачу указаний нормативного и индивидуального характера. Таким образом, централизация — подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему с общимподчинением их центральному прокурорскому органу (Генеральной прокуратуре РФ).

Принцип единоначалиясвязан со способом, которым управляется прокуратура. Так как управление осуществляется в коллегиальной и единоличной формах, возникает вопрос о выборе наиболее оптимальной из них. Законодатель в отношении прокуратуры избрал единоначалие, так как оно в большей степени оправдывает практической необходимостью установления твердой правовой дисциплины. Единоначалие должно быть квалифицированным способом руководства. Это обеспечивается соблюдением двух условий:

1) надлежащий подбор прокурорских кадров. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качества, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур, в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности. Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора (следователя).

На должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 3-х лет.

На должность прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5-ти лет.

2) широкое использование коллективного опыта. В генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах создаются коллегии. В состав коллегии входят прокуроры-руководители прокуратур, их заместители и другие прокурорские работники, назначаемые прокурорами. Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры, подбора, расстановки и воспитания кадров, заслушиваются отчеты начальников управлений и отделов, нижестоящих прокуроров и других работников прокуратуры.

Весь объем полномочий органа прокуратуры принадлежит прокурору, его возглавляющему. Иные работники — его помощники, а все вместе взятые — помощники Генерального прокурора РФ на местах. Прокурор имеет право давать указания, обязательные для подчиненных, все остальные документы исходят от него.

Как единоличный руководитель органа, прокурор организует его работу и несет ответственность за качество ее выполнения.

Принцип единства прокурорского надзора заключается в осуществлении единым органом надзора за точным и единообразным исполнением законов, единство принципов деятельности прокуратуры, ее целей и мер, направленных на их достижение.

Система и организация прокуратуры Российской Федерации

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре РФ» систему российской прокуратуры составляют Генеральный прокурор РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускаются.

Всю систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Он непосредственно руководит деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров, а через них и всех нижестоящих прокуроров.

Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев.

Руководящим звеномявляется Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором, которому подчинены все прокуратуры, действующие по территории государства.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента России. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

В отсутствии Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а при отсутствии и последнего — один из заместителей Генерального прокурора РФ. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации — 5 лет.

Сообщения о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуются в печати.

Генеральный прокурор РФ выполняет следующие функции:

1) ежегодно представляет палатам Федерального собрания и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению;

2) руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры России и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;

3) в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры;

4) назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей;

5) несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Законом о прокуратуре.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы(на правах управлений, в составе управлений).

В Генеральной прокуратуре созданы следующие структурные подразделения: Главная военная прокуратура; Секретариат Генерального прокурора РФ (на правах управления); организационно — контрольное управление; управление кадров; управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; управление по надзору за расследованием преступлений; отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ (на правах управления); Следственное управление; Управление по надзору за исполнением законов о Федеральной безопасности; Управление по делам несовершеннолетних и молодежи; Второе управление; Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам; Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам; Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах; Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; Управление правового обеспечения; Международно-правовое Управление; Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления); Центр информации и общественных связей (на правах управления); Отдел криминалистики (на правах управления); Приемная (на правах управления); Первый отдел (на правах управления); Управление делами; Управление делопроизводством; Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и безопасности (на правах управления).

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управления являются старшими помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. Кроме того, Генеральный прокурор РФ имеет советников и помощников по особым поручениям, последние есть и у его заместителей.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров- криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Все перечисленные в двух предыдущих абзацах должностные лица назначаются на должность и освобождаются о должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры входят на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Второе звено образует прокуратуру субъектов Федерации и приравненных к ним прокуратур. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность сроком на 5 лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от занимаемой должности. На тех же основаниях назначаются и освобождаются от занимаемой должности прокуроры специализированных прокуратур.

В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуратурах, и иных специализированных прокуратурах образуются такие коллегии, образуются управления и отделы. В указанных прокуратурах прокуроры, первые заместители и заместители назначаются Генеральным прокурором РФ.

Низшее звеноорганов прокуратуры составляютпрокуратуры городов ирайонов, приравненные к ним прокуратуры, в них могут быть образованы отделы по решению Генерального прокурора РФ, где устанавливаются должности, аналогичные, что в Генеральной прокуратуре РФ и прокуратурах субъектов РФ, которые назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами.

На общие (территориальные) прокуратуры возлагаются обязанности осуществления надзора: за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, иные функции, установленные федеральными законами, в пределах компетенции; за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина территориальными органами безопасности, Федеральной службы безопасности России (кроме органов безопасности в войсках); за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие в территориальных органах безопасности Федеральной пограничной службы России по делам и материалам в отношении иных лиц, кроме военнослужащих; за производством по делам об административных правонарушениях в отношении граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иных иностранных граждан, допустивших нарушение режима государственной границы Российской Федерации, нарушение пограничного режима в погранзоне, нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В органах прокуратуры, помимо общих (территориальных), существует несколько видов специализированных прокуратур.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Система принципов организации и деятельности прокуратуры

Принципы прокурорского надзора – это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Приведенное определение принципов прокурорского надзора одновременно характеризует два аспекта. С одной стороны, организационное построение прокуратуры и ее системное отношение к иным органам государственной власти, политическим партиям, общественным организациям и объединениям и, с другой стороны, функциональный порядок реализации прокуратурой своих полномочий для достижения целей и задач, предусмотренных в Конституции и иных федеральных законах.

Отдельно взятый принцип не оказывает никакого регулирующего воздействия на организацию и деятельность органов прокуратуры. О влиянии принципов на построение технологии прокурорского надзора можно говорить только в том случае, если рассматривать каждый принцип во взаимодействии с другими основополагающими началами в рамках системы.

Принцип законности.Формула принципа: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.

Реализация принципа законности имеет для прокуратуры важное значение. Выполняя функции по надзору за соблюдением законов, прокуратура должна сама строго и неуклонно соблюдать требования законодательства.

В федеральном законодательстве о прокуратуре принцип законности выражается в установлении надзорных полномочий прокуроров, предмета и пределов их реализации, а также порядка деятельности. В обязанности прокурора входит опротестование каждого нормативного правового акта, который противоречит Конституции и иным федеральным законам и с этой точки зрения является незаконным. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Однако если решение по этим вопросам будет принято помощником прокурора, то оно, в свою очередь, само будет незаконным.

Прокурор в своей деятельности обязан соблюдать не только требования Конституции и Закона о прокуратуре, но также положения иных отраслевых законов (УПК, ГПК, АПК и т. д.). Являются обязательными для нижестоящих прокуроров и требования, содержащиеся в приказах, распоряжениях, указаниях и инструкциях Генерального прокурора РФ.

Принцип законности также реализуется таким построением и такой обоснованностью действий и решений прокурора, которые гарантируют в каждом случае обнаружения тех или иных правонарушений немедленное их устранение правовыми средствами прокурорского реагирования. В свою очередь, незаконные решения прокурора могут быть обжалованы гражданами и должностными лицами вышестоящему прокурору или непосредственно в суд.

Принцип публичности.Формула принципа: органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.

Содержание принципа публичности выражается в обязанности органов прокуратуры реагировать на каждый случай нарушения законов, ущемления прав, свобод граждан, интересов личности, общества и государства. Принцип публичности в основном рассматривается как основополагающее начало уголовного судопроизводства. Вместе с тем этот принцип присущ всем отраслям государственной деятельности. Действует он и во всех направлениях прокурорского надзора.

Этот принцип наделяет прокурора широкими властными полномочиями по реализации своих функций. Прокурорские работники могут применять нормы права, меры юридического воздействия на правонарушителей, принимать решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении. Например, в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 17.05.2004 № 13 «О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» прокуроры обязаны использовать все возможности для установления и пресечения источников финансирования радикальных организаций любого направления, а также реализовать все предоставленные законом полномочия, в том числе право обращения с исками в суд, для прекращения деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и издательств, пропагандирующих идеи насилия, социальной, национальной, расовой розни, допускающих иные нарушения действующего законодательства.

Суть принципа публичности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в сочетании интересов органов государственной власти в лице прокуратуры по достижению поставленных перед ними задач, с неукоснительным обеспечением законных интересов граждан и должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации прокурором своих надзорных полномочий. Например, федеральное законодательство о выборах в органы местного самоуправления содержит положение, согласно которому участие прокурора в судебном рассмотрении дел о нарушении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления является обязательным, не зависящим от усмотрения как любой из сторон, так и самого прокурора.

Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры.Формула принципа: прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России.

выражается в единстве системы органов прокуратуры в РФ, а характер ее деятельности обеспечивается непосредственно правовыми средствами.

Организация единой системы органов прокуратуры устанавливается на основании Конституции, Закона о прокуратуре и других федеральных законов. Единство правового пространства, в рамках которого действует прокуратура, позволяет определить общие для всех ее структурных подразделений цели, задачи и направления деятельности, а также сформировать общий для всех прокуроров правовой статус и единые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности.

Принцип единства в организации и деятельности органов прокуратуры позволяет обеспечить единообразный подход к вопросам организации управления, а также способствовать реализации сочетания единоличных и коллегиальных начал в организации деятельности органов прокуратуры.

В соответствии с принципом единства не допускается создание государственных и негосударственных органов, подменяющих или дублирующих деятельность по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности на территории РФ.

Единую систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в ее единую систему, не допускается.

Реализация принципа единства в организации и деятельности органов прокуратуры выражается в установленном законом едином правовом статусе прокурора. Принимая лично решения по вопросам, которые законом отнесены к его компетенции, прокурор в то же время действует от имени всей прокуратуры в целом.

Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры.Формула принципа: в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими.

Содержание этого принципа выражается в законодательном закреплении вертикальных связей, на основе которых строится вся система органов прокуратуры и управление ее структурными подразделениями.

Суть рассматриваемого принципа выражается в том, что все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.

В свою очередь прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним специализированных прокуратур. Они также издают приказы и распоряжения, которые обязательны для исполнения нижестоящими подчиненными прокурорами.

Согласно принципу централизации нижестоящие прокуроры обязаны подчиняться распоряжениям, требованиям и указаниям вышестоящих прокуроров. В случае неисполнения адресованных им предписаний они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В соответствии с распоряжением Генерального прокурора РФ от 06.08.2002 № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах» Генеральный прокурор РФ в полном объеме пользуется правом применять меры дисциплинарного взыскания к нижестоящим прокурорским работникам. Заместители Генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры вправе налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ (кроме его заместителей), за исключением лишения их нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», понижения в должности и увольнения из органов прокуратуры.

Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры выражается также в обязанности вышестоящих прокуроров контролировать деятельность подчиненных прокуроров. Контроль является важнейшим условием организации работы, одной из основных обязанностей всех должностных лиц прокуратуры и имеет следующие цели: обеспечить высокую исполнительскую дисциплину; выявить, исправить и предупредить недостатки в работе; реализовать принцип персональной ответственности каждого работника органов прокуратуры за порученное дело.

Цели контроля достигаются путем заблаговременного истребования информации о ходе выполнения поручения, напоминания конкретным исполнителям о необходимости добросовестного отношения к возложенным обязанностям, проверкой качества исполнения, а также своевременным и принципиальным реагированием на выявленные упущения, допущенные при исполнении возложенных полномочий.

Принцип внепартийности.Формула принципа: организация и деятельность органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологических взглядов.

заключается в том, что на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Осуществляя надзор за соблюдением законов, прокуратура касается и политических аспектов общественной жизни. От того, насколько беспристрастно прокурор подойдет к разрешению правовых вопросов, связанных с какой-либо стороной политической жизни, зависит стабильность общественной жизни в том или ином регионе.

Прокурор не должен использовать свое служебное положение в партийных интересах.

Например, определяя статус члена избирательной комиссии, Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» содержит положение, в соответствии с которым члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.

Этот же подход закреплен и в отношении зарегистрированного кандидата, который на территории муниципального образования не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ.

Названные положения закона обязывают прокуроров подходить к разрешению этих вопросов на основании всестороннего и независимого от политических симпатий решений. Рассматривая и разрешая каждую из приведенных правовых ситуаций, прокурор должен руководствовать не тем, какая из политических позиций кандидата ему ближе, а опираясь исключительно на букву закона.

Принцип независимости.Формула принципа: в своей организации и деятельности органы прокуратуры не зависимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.

выражается в том, что, с одной стороны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой стороны, они обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей. Сочетание жесткого подчинения и функциональной самостоятельности прокурора позволяют наиболее эффективно решать стоящие перед прокуратурой задачи. Однако провозгласить независимость прокурорских работников недостаточно, важно закрепить надежный правовой механизм реализации этого принципа.

Необходимо выделить следующие правовые гарантии независимости прокурорских работников.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

2. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Строительство и капитальный ремонт зданий, техническое оснащение органов прокуратуры может финансироваться также за счет средств местных бюджетов. Материальное обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура РФ.

3. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

4. В законе закреплена неприкосновенность прокурора. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ. Конкретизация этих законодательных положений нашла свое выражение в приказе Генерального прокурора РФ от 29.07.2002 № 46 «О порядке проверки сообщений о правонарушениях прокуроров и следователей». Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении прокурора и дальнейшего осуществления в отношении его уголовного преследования определен гл. 52 УПК и заключается в том, что в отношении прокурора уголовное дело может быть возбуждено вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Прокурор не может быть привлечен к административной ответственности.

5. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Одним из проявлений принципа независимости в повседневной жизни прокурора является недопустимость совмещения им своей и иной оплачиваемой или безвозмездной деятельности. В противном случае реализация принципа независимости прокурорских работников будет поставлена под угрозу.

Принцип гласности в деятельности прокуратуры.Формула принципа: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

заключается в том, что Конституцией закреплены права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В стране идет активный процесс совершенствования законодательства по этому вопросу. От качества информации, поступающей к населению от органов прокуратуры, зависит политическая стабильность в обществе.

Органы прокуратуры должны систематически информировать население через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности, правопорядка, мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе с преступностью, пресечению деятельности организованных преступных групп и других тяжких преступлений.

Органы прокуратуры должны оперативно сообщать в средства массовой информации о возбужденных уголовных делах по преступлениям, вызывающим повышенный общественный интерес, ходе и результатах их расследования, судебном рассмотрении и вынесенных приговорах, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые нарушения законности, о возмещенном прокуратурой ущербе, причиненном как государственным интересам, так и отдельным гражданам. При этом прокуроры не должны допускать неуместной сенсационности, ажиотажа и легковесности. Распространяемые прокуратурой сообщения должны быть точными и сбалансированными.

Принцип обязательности исполнения указаний прокурора.

Формула принципа: требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.

выражается в том, что закон, наделяя прокурора широкими полномочиями по осуществлению надзорных функций, предусматривает соответствующие правовые средства юридического принуждения в случаях, когда гражданин или должностное лицо поднадзорного объекта отказывается подчиниться законным и обоснованным требованиям прокурора.

Закон о прокуратуре предусматривает право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших в ходе надзорной деятельности тех или иных вопросов. Это требование обязательно для исполнения руководителями предприятий и учреждений, кому они адресованы.

Прокурор имеет также право требовать от руководителей и других должностных лиц проведения различных проверок деятельности их организаций или подконтрольных учреждений. Прокурор имеет право вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Умышленное неисполнение этих и других требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой в соответствии со ст. 17.7 КоАП административную ответственность.

Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры реализуются по следующим направлениям: 1) в правотворчестве органов федеральной законодательной власти, а также при издании Генеральным прокурором РФ соответствующих нормативных правовых актов; 2) при осуществлении прокурорского надзора и деятельности прокуратуры по другим направлениям. Раскроем их содержание.

1. Существующая научно обоснованная и выраженная в нормах права система принципов организации и деятельности прокуратуры играет очень важную роль в правотворческом процессе. Принципы служат ориентиром, в соответствии с которым законодатель разрабатывает и принимает законы, регламентирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в России. Эти же принципы законодатель должен учитывать и при формировании других федеральных законов, регулирующих иные общественные отношения, но в которых так или иначе принимают участие и органы прокуратуры. Построение правовых норм этих законов должно осуществляться в соответствии с единой системой принципов организации и деятельности прокуратуры, что позволяет достичь согласованности и непротиворечивости в самой деятельности прокурора, которая в свою очередь опосредуется этими нормами.

Например, в ст. 17 Закона об ОРД содержится норма, запрещающая органам, осуществляющим эту деятельность, использовать конфиденциальное содействие по контракту прокуроров. В основе этого нормативного положения лежит принцип независимости последних.

Наличие единой системы принципов организации и деятельности прокуратуры также позволяет обеспечить преемственность при внесении изменений и дополнений в Закон о прокуратуре.

Федеральным законом от 25.07.2002 № 112-ФЗ были внесены изменения в ст. 25.1 Закона о прокуратуре. Прежняя редакция этой статьи содержала положение, согласно которому прокурор в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях имеет возможность вынести в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона только должностным лицам.

Это правило не срабатывало в отношении лиц, являющихся руководителями различных общественных (религиозных) организаций, которые не наделены статусом должностного лица. Учитывая, что в последнее время в России усилились действия экстремистских организаций различного толка, стремящихся подорвать целостность и единство государства, в эту норму законодателем были внесены изменения.

Теперь прокурор имеет возможность при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях оказать превентивное воздействие на руководителей этих общественных (религиозных) организаций, а также иных лиц, направив им предостережение о недопустимости нарушения закона.

Очевидно, что в основе рассмотренного нормативного изменения лежат требования принципов законности и публичности. В соответствии с принципом законности органы прокуратуры обязаны обеспечить соблюдение Конституции и исполнение законов. Важным направлением в решении этой задачи является деятельность прокурора по предупреждению нарушений законов. В соответствии с другим основополагающим началом – принципом публичности – прокурор обязан при получении сведений о готовящихся противоправных деяниях принять все меры по их предотвращению. Однако редакция ст. 25.1 Закона о прокуратуре от 10.02.1999 лишала его возможности применять такое действенное средство прокурорского реагирования, как вынесение письменного предостережения о недопустимости нарушения закона.

2. Существование научно обоснованной адекватно и строго отражающей сущность прокурорского надзора системы его принципов позволяет правоприменителю в лице прокурора обеспечивать толкование и применение норм права, в соответствии с сущностью всей отрасли права толковать отдельные его нормы, недостаточно определенно и четко сформулированные в тех или иных нормативных или инструктивных актах, а также конфликтующие между собой нормы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры по выполнению возложенных на них полномочий.

Принципы организации и деятельности прокуратуры. Функции органов прокуратуры. Основные направления деятельности прокуратуры РФ и ее система.

Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ. В п. 1 указанной статьи и в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре РФ называются принципы единства прокурорской системы, ее централизации и как одно из ее проявлений — подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается

Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследования преступлений и другие) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств мас­совой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры

Принцип политической независимости (внепартийности) прокурорских работников сформулирован в п. 4 ст. 4 Закона. Он состоит в том, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреж­дениях прокуратуры не допускается

Принцип законности является важнейшим общеправовым началом деятельности всех субъектов правоприменения. Его соблюдение служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Особое значение соблюдение законности имеет для деятельности государственного аппарата, органов власти всех уровней, органов местного самоуправления. Для прокуратуры принцип законности выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку она направляется на обеспечение исполнения законов. Это главная цель прокуратуры — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.

Правильное установление места и роли прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точным определением состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач.

Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий, правовых средств и процедур

Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов:

• надзор за исполнением законов федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными (законодатель­ными) и исполнительными органами субъектов Российской Фе­дерации, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лица­ми, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина федеральными министерствами и ведомствами, пред­ставительными (законодательными) и исполнительными орга­нами субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• надзор за исполнением законов органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие;

• надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, адми­нистрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации.

Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной, функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Эта функция состоит в том, что прокурор при установлении в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Специфическим аспектом координации, который реализуется непосредственно Генеральной прокуратурой РФ, является обобщение практики исполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с пре­ступностью и выработка соответствующих предложений

Прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти орга­ны и соответствующие должностные лица (прежде всего пра­воохранительных и контролирующих органов) выполняют воз­ложенные на них законом обязанности по обеспечению и кон­тролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция. Акцент делается на надзор за исполнением всеми органами, организациями и должностными лицами их конституционной обязанности по обеспечению законности в деятельности под­контрольных и подчиненных им структур и на то, как они обеспечивают права и свободы граждан.

Поэтому к числу постоянных приоритетных направлений относится надзор за исполнением законов прежде всего государственными органами, на которые возложено осуществление функций вневедомственного контроля за соблюдением за­конов, иных нормативных правовых актов (различные инспекции и другие контролирующие органы). Эти органы наделены многообразными полномочиями по выявлению правонарушений, применению различных, в том числе административных мер воздействия (наложение штрафа, приостановление определенной деятельности и т.п.).

Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управ­ления, органами контроля, их должностными лицами, а так­же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Поскольку данное направление деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина касается многих сфер правовых отношений, в различные периоды, с учетом состояния законности, выделяются отдельные сферы правовых от­ношений, на которых акцентируется внимание (трудовые, жилищные, пенсионные и иные права граждан).

В этой связи к числу постоянно приоритетных относятся права и свободы несовершеннолетних граждан. В различные периоды повышенную актуальность приобретает соблюдение законодательства о приватизации в сфере налоговых, банков­ских, кредитно-финансовых и иных отношений.

С учетом особенностей социально-экономической, крими­ногенной и иной ситуации в различных регионах страны могут выделяться разнообразные приоритеты деятельности органов прокуратуры. Зачастую это находит отражение в нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации.

Решение задач укрепления законности и правопорядка обеспечивается правовыми средствами всех функций прокуратуры

Структура прокуратуры. Порядок назначения на должность и срок полномочий Генерального прокурора РФ. Порядок назначения на должность прокуроров. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

В соответствии с действующим законодательством, прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему специальных органов. Однако в её структуре существуют определенные разветвления.

Нормативная база этих органов едина, но вот функции разные. Тем не менее, прокуратура представляет собой иерархичную структуру, в которую входят следующие элементы, например:

— Генеральная прокуратура РФ.

— Прокуратуры субъектов федерации.

— аналогичные органы районов и городов.

— Военная прокуратура.

— Специализированные прокуратуры.

— Учебные заведения для подготовки кадров.

— Печатные издания органов прокуратуры.

Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование,полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющемгосударственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами,пособные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур, а также следователей следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие 3 курс указанных образовательных учреждений.

Лицо не может быть принятона службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

• имеет гражданство иностранного государства;

• признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

• лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

• имело или имеет судимость;

• имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

• состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

• отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет.

Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.

Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Прокуроры, впервые назначаемые на эту почетную должность, принимают Присягу прокурора ст.40.4 ФЗ О прокуратуре, ему выдается служебное удостоверение, право на ношение оружия, оформляется личное дело. Прокурорам присваиваются пожизненные классные чины, прокурорам военной прокуратуры звания. Порядок освобождения такой же, как назначения.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации по представлению Президента РФ. Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ 5 лет.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в в ст. 4 Закона о прокуратуре. К ним относятся: законность; единство и централизация органов прокуратуры; независимость; гласность.

Принцип законности означает, что выполнение органами прокуратуры надзорной и иных функций должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, при неукоснительном соблюдении закрепленных законом прав и интересов личности, общества, государства. Законность в деятельности прокуратуры означает, кроме того, направленность этой деятельности на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение установленных Конституцией РФ и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов.
Принцип законности проявляется и в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом. Для прокуратуры соблюдение этой стороны данного принципа приобретает особый характер, если учесть, что ее основной функцией является надзор за исполнением законов. Данный принцип предусматривает и необходимость обеспечения требований законности в деятельности самих органов прокуратуры. Таким образом, принцип законности для системы органов прокуратуры, с одной стороны, определяет назначение надзорной и иной деятельности, а с другой стороны, характеризует подчинение требованиям закона методов и средств осуществления прокурорской деятельности.

Принцип единства

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени России в целом и наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Единство органов прокуратуры тесно связано с централизацией прокуратуры и обусловлено необходимостью обеспечения единой законности на территории РФ, достижимой лишь руководством, исходящим из единого центра.

Принцип централизации проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ, который назначает на должность всех нижестоящих прокуроров. Соответственно все прокуроры подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генпрокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).
Действие принципа централизации проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей (кроме определенных законом случаев исключительной компетенции конкретного прокурора), принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение (если это предусмотрено законом).

Принцип независимости

Органы прокуратуры при осуществлении своей деятельности независимы от федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, что прямо закреплено в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генпрокурора РФ. Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Воздействие в какой-либо форме указанных выше органов или их должностных лиц и представителей на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке.
Прокуроры не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Данное требование Закона о прокуратуре является конкретным проявлением принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти. Членство представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за действия и решения и препятствовало бы или делало практически невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов, что не исключает, однако, возможности ассоциативного (по согласованию) участия прокуроров в заседаниях таких структур, что на практике способствует более полному владению ими необходимой информацией, возможности высказать рациональные предложения по существу рассматриваемых вопросов.
Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства в прокурорскую деятельность, что является важной гарантией независимости прокуроров. Как вмешательство следует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителей СМИ к прокурору с требованиями предоставить информацию, составляющую служебную или иную тайну, выполнить или не выполнять конкретные действия либо совершить их определенным образом попреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Пунктом 4 ст. 4 Закона о прокуратуре определено, что прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
Еще одним аспектом конкретизации принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе. Иной творческой работой могут быть любые иные творческие виды деятельности (журналистика, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.). Объем, характер и интенсивность совмещаемой прокурорским работником деятельности не должны наносить ущерб качественному выполнению им своих служебных обязанностей и подлежит выполнению во внерабочее время.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, СМИ сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно влияет на процесс укрепления законности.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре говорится о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (государственная, военная, служебная, врачебная, коммерческая и др.). Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Согласно ст. 131 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
На органы прокуратуры возложена обязанность информировать властные структуры России и ее субъектов, а также органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Это связано со спецификой деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию. Такая информация представляется органам власти и местного самоуправления по отдельным правонарушениям или группе (виду) правонарушений в письменной (информация о состоянии законности) или устной (путем выступления прокурора с докладом) формах. Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генпрокурором РФ палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют подобную информацию органам власти субъектов РФ, местного самоуправления. Все прокуроры предоставляют информацию радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением.

Понятие и система принципов организации и деятельности органов прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к этой деятельности требования.

Эти принципы обязательны для любого сотрудника российской прокуратуры и реализуются в процессе организации и осуществления прокурорского надзора.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры проявляются в различных формах и во всех отраслях прокурорского надзора.

В ст. 4 и в ряде других положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» находят выражение принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями.

сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

В ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» сформулировано содержание принципа независимости прокуратуры, в соответствии с которым воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность и т.д.

В литературе отмечается, что, реализуя свои полномочия по отдельным направлениям, органы прокуратуры руководствуются принципами, закрепленными в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и в других федеральных законах. Например, участие прокурора в гражданском судопроизводстве определяется принципами целесообразности и диспозитивности, в уголовном судопроизводстве — разумностью срока производства по уголовным делам и т.д.

Среди принципов организации и деятельности органов прокуратуры выделяют: принцип законности, принцип публичности, принцип централизации, принцип единства органов и учреждений прокуратуры, принцип гласности, принцип независимости, принцип внепартийности.

Принцип законности. Прокуратура осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующими законодательством. Прокуроры должны сами строго и неуклонно соблюдать законы, действовать только в пределах предоставленных им полномочий.

Данный принцип является важнейшим условием реализации всех остальных принципов прокурорского надзора.

Принцип законности конкретизируется в федеральном законодательстве путем установления полномочий прокуроров, предмета и пределов реализации этих полномочий, а также в установлении порядка деятельности.

Прокурор в своей деятельности обязан соблюдать требования Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре РФ», УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, АПК РФ и т.д.

Требования, содержащиеся в приказах, распоряжениях, указаниях и инструкциях Генерального прокурора РФ, являются также обязательными для нижестоящих прокуроров.

Принцип публичности. Прокуратура осуществляет свою деятельность от имени государства. Содержание принципа публичности выражается в обязанности органов прокуратуры реагировать на каждый случаи нарушения законов, ущемления прав, свобод и законных интересов личности, а также интересов общества и государства. Данный принцип характерен для всех направлений прокурорского надзора.

В силу принципа публичности прокурорские работники могут применять нормы права, меры юридического воздействия на правонарушителей, принимать решения о возбуждении дела об административном правонарушении или выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Принцип единства системы органов прокуратуры. Прокуратура является единой системой государственных органов, созданных для обеспечения верховенства Конституции РФ, исполнения законов, а также охраны прав, свобод, законных интересов личности, интересов общества, государства.

Для всех органов прокуратуры установлены цель, задачи и направления деятельности, определены полномочия прокуроров и единые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности.

Единую систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускаются.

Принцип централизации. Принцип централизации означает неукоснительное подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, а также безусловное выполнение указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими. В основе организации системы органов прокуратуры лежит централизованное руководство ими.

Все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.

В свою очередь, прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним специализированных прокуратур. Они также издают приказы и распоряжения, которые обязательны для исполнения нижестоящими подчиненными прокурорами.

В силу требования принципа централизации нижестоящие прокуроры обязаны подчиняться распоряжениям, требованиям и указаниям вышестоящих прокуроров. В случае неисполнения приказов и указаний вышестоящих прокуроров нижестоящие прокуроры могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Так, согласно ст. 41.7 «Дисциплинарная ответственность» Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • понижение в классном чине;
  • лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
  • лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • увольнение из органов прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Генеральный прокурор РФ определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации».

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора РФ.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Принцип централизации также выражается в обязанности вышестоящих прокуроров контролировать деятельность подчиненных прокуроров.

Принцип независимости. В своей организации и деятельности органы прокуратуры независимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.

Содержание этого принципа выражается в том, что, с одной стороны, прокуроры объединены в одно целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой — обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей. Сочетание жесткого подчинения и функциональной самостоятельности прокурора позволяет наиболее эффективно решать стоящие перед прокуратурой задачи. Однако провозгласить независимость прокурорских работников недостаточно, важно закрепить надежный правовой механизм реализации этого принципа.

Необходимо выделить следующие правовые гарантии независимости прокурорских работников.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

2. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. Финансирование строительства и капитального ремонта зданий, технического оснащения органов прокуратуры может осуществляться также за счет средств местных бюджетов. Финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры осуществляет Генеральная прокуратура РФ.

3. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

4. Неприкосновенность прокурора. Согласно ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, возбуждение против него уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор -застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией Следственного комитета Российской Федерации.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении прокурора и дальнейшего осуществления в отношении него уголовного преследования определен главой 52 УПК РФ и заключается в том, что в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров решение принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ принимается Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Прокурор не может быть привлечен к административной ответственности.

Конкретизация этих законодательных положений нашла свое выражение в приказе Генерального прокурора РФ от 18 апреля 2008 г. № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» (с изменениями от 15 января 2010 г.).

5. Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Принцип внепартийности. Организация и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации не могут строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологии.

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями от 16 июля 2009 г.) в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей призывается соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какою-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Данное требование распространяется не только на прокуроров, но и на научных и педагогических работников учреждений прокуратуры, а также на иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины.

Кроме того, в п.4 ст.4 Федерального закона «О прокуратуре» сказано, что создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурор не должен позволять использовать свое служебное положение в интересах какой-либо партии.

Федеральное законодательство требует от прокурора при разрешении тех или иных политических вопросов руководствоваться буквой закона и принимать решения независимо от политических симпатий. От того, насколько беспристрастно проку рор подойдет к разрешению правовых вопросов, связанных с той или иной стороной политической жизни, зависит стабильность общественной жизни в целом.

Принцип гласности. Прокурорам в своей деятельности предписано рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации и общественными организациями как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его, исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора. При этом им необходимо строго соблюдать один из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры, закрепленный в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 4 марта 2008 г. N° 34 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественными организациями» Генеральный прокурор РФ отмечает, что считает принципиально важными вопросы расширения и углубления взаимодействия со средствами массовой информации для обеспечения объективного и оперативного освещения деятельности органов прокуратуры, поддержания более тесных связей с общественными организациями.

Подобный подход позволяет влиять на формирование общественного мнения о деятельности прокуратуры, способствовать воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений.

Органы прокуратуры должны систематически информировать население через официальные и интернет представительства органов прокуратуры, информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка, оперативно сообщать в средства массовой информации о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс, и вынесении но ним судебных решений, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты многочисленные нарушения законности. При этом распространяемые прокуратурой сообщения должны быть выверенными, объективными и не содержать информации конфиденциального характера.

Отметим, что в структуре Генеральной прокуратуры РФ создано Управление взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации. На него возложена обязанность оперативно рассматривать материалы, поступающие из подразделений Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

Решения о возможности размещения материалов на официальном интернет-представительстве Генеральной прокуратуры РФ, а также освещения в средствах массовой информации необходимо принимать своевременно с учетом соответствующих ограничений, установленных федеральным законодательством. Кроме того, данное управление обязано ежедневно осуществлять мониторинг ведущих федеральных средств массовой информации, а также основных интернет-сайтов в целях оперативного информирования руководства Генеральной прокуратуры РФ о нарушениях законности, чрезвычайных происшествиях и иных наиболее значимых событиях.

При этом обращать особое внимание на информацию о нарушениях прав и свобод граждан, нарушениях при расследовании уголовных дел. иных нарушениях законности. Незамедлительно передавать такие материалы в соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры РФ для организации проверки изложенных сведений.