Принципы финансирования выборов

Принципы финансирования выборов

К основным принципам финансирования можно отнести: гласность, отчетность, ответственность при финансировании и гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.

Принцип гласности и открытости в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» ст. 59 п. 8 проявляется в том, что комиссия, соответствующая уровню выборов до дня голосования на выборах, периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения.

К тому же, кредитная организация или держатель специального избирательного счета по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Кредитная организация — держатель специального избирательного счета, по представлению соответствующей избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, требованию кандидата, избирательного объединения, избирательного блока обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.

Избирательным законодательством предусматривается обязанность банков предоставлять избирательным комиссиям сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. При этом установлен разный порядок предоставления сведений о поступлении и о расходовании средств. Первые предоставляются автоматически в трехдневный срок со дня их поступления, вторые — по письменному запросу избирательной комиссии без установления специальных сроков ответа на запрос. Объем поступающей информации в избирательные комиссии определяется по формам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. В них обычно указываются сумма и источник поступления, дата зачисления на счет, документ, подтверждающий направление средств (платежное поручение, почтовый перевод, сберегательная книжка), а также возможная доля иностранного капитала, если взнос делает юридическое лицо.

Информация о расходовании денежных средств включает в себя сумму расхода, дату снятия средств со счета, адресат получения средств и направления расходования. При этом на обналиченные средства направления расхода обычно не указываются, что дает потенциальную возможность расходовать их без реального контроля.

Для обеспечения гласности поступления и расходования средств избирательных фондов важно решение вопроса об объеме публикуемых сведений. Сами по себе публикации отдельных, часто не сопоставимых друг с другом цифр о суммах общих поступлений и общих расходов кандидата, избирательного объединения, как правило, не дают возможности сопоставления с реальными предвыборными мероприятиями. Основной смысл публикаций сведений о движении средств избирательных фондов состоит в том, чтобы избиратели, соперничающие кандидаты, избирательные объединения (блоки) могли убедиться в том, что избирательное законодательство неукоснительно соблюдается.

Так, согласно Федеральному закону РФ «О выборах Президента Российской Федерации» редакции государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации сведения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств. Обязательному опубликованию подлежат сведения:

  • 1) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда в случае, если ее размер превышает 200 тысяч рублей;
  • 2) о юридических лицах, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования на сумму, превышающую 400 тысяч рублей;
  • 3) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд добровольные пожертвования на сумму, превышающую 40 тысяч рублей;
  • 4) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;
  • 5) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него.

Отчетность. Один из основополагающих принципов финансирования выборов. Порядок учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерацией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с национальными банками, главными управлениями Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Выделяют отчетность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и избирательных комиссий. Финансовые отчеты кандидатов, избирательных объединений и блоков, в свою очередь, составляют базу для финансового отчета самих избирательных комиссий, которые подотчетны соответствующему представительному органу государственной власти, а на местных выборах — представительному органу местного самоуправления. Поэтому, думается, кандидаты, избирательные объединения и блоки юридически подотчетны не перед избирательными комиссиями, а перед представительными органами.

Законодательство не определяет форму отчета. По сложившейся практике это делают те избирательные комиссии, которые вправе устанавливать порядок отчета и отчетности по средствам избирательных фондов, то есть Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях…» кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны предоставить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них — не позднее чем за 10 дней до дня голосования на выборах, а итоговый — не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов ) о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации на позднее чем через пять дней со дня их поступления.

Отношения между сторонами, возникающие в связи с финансовым отчетом, носят характер публично-правовых отношений, в которых у одной стороны — обязанность по представлению отчета, у другой — право получения отчета, те есть речь идет о неравноправных отношениях субъектов. Вместе с тем представляется, что обязанность представления финансового отчета в избирательную комиссию юридически не означает подотчетность кандидата, избирательного объединения (блока) избирательной комиссии. Последняя уполномочена только принять отчет, выступает своеобразным депозитарием отчета. В законодательстве не указано, что избирательные комиссии имеют право отказать в принятии отчета. Право принять отчет означает одновременно и обязанность комиссии сделать это. Законодательство не дает комиссии права давать юридически значимые оценки финансового отчета, но комиссия вправе и обязана высказывать свои суждения относительно соблюдения законодательства и порядка представления отчета.

Разовая финансовая отчетность, которая установлена действующим законодательством, имеет существенные недостатки. Главные из них: во-первых, конкурирующие кандидаты, партии в период избирательной кампании не подотчетны ни перед кем в своей финансовой деятельности. Избирательная кампания заканчивается в день официального опубликования результатов выборов, а финансовый отчет кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) обязаны представить не позднее чем через 30 дней от указанной даты. Такая свобода теоретически представляется необоснованной, а практически влечет за собой широко распространенное нецелевое использование средств избирательных фондов, в том числе и бюджетных средств. Во-вторых, одни финансовый отчет лишает общество, других кандидатов, организаторов выборов официальной, юридически значимой финансовой информации от основного носителя этой информации — кандидата, избирательного объединения (блока) на весь период выборов. Финансовый отчет кандидата как источник информации не может быть поставлен в один ряд с информацией банков, избирательных комиссий, не может быть заменен последней в силу разных юридических последствий. Поэтому ведение финансовых отчетов в ходе избирательной кампании — это новый канал гласности, открытости выборов, который не может быть заменен другими источниками информации.

Согласно закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»:

  • 1) первый финансовый отчет — одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим Федеральным законом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
  • 2) второй финансовый отчет — не ранее чем за 12 дней и не позднее чем за 10 дней до дня голосования; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
  • 3) итоговый финансовый отчет — не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, а также материалы, указанные в пункте 5 статьи 63 настоящего Федерального закона.

Избирательное законодательство устанавливает финансовую отчетность избирательных комиссий о расходовании бюджетных средств на выборы и референдумы. Избирательным комиссиям в бюджетах все средства выделяются по строке «на проведение выборов и референдумов». Поэтому логичен вывод о том, что комиссии должны отчитываться о расходовании всех бюджетных средств. Однако практика идет по пути ограничения содержания финансовой отчетности расходами избирательных комиссий только за период со дня назначения выборов и до дня составления финансового отчета.

До настоящего времени не решены проблемы, связанные с рассмотрением финансовых отчетов. Финансовые отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления.

Финансовые отчеты участковых и окружных избирательных комиссий не называются. На практике эти отчеты представляются в вышестоящую избирательную комиссию. Органы местного самоуправления, как правило, не получают финансовых отчетов избирательных комиссий.

Федеральные законы «О выборах Президента и депутатов Государственной Думы» закрепляют инстанционный порядок представления финансовых отчетов в системе избирательных комиссий.

Участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения). Территориальная избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования (повторного голосования в случае его проведения).

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 50 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и передает в средства массовой информации отчет о расходовании средств федерального бюджета, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Указанные отчет и сведения не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе, а также размещены в сети «Интернет».

Ответственность. Законодательством предусмотрена юридическая ответственность за правонарушения, связанные с финансирование выборов. В Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях…» речь идет об уголовной, административной либо иной ответственности в соответствии с федеральными законами. Иначе говоря, этот Федеральный закон содержит бланкетную норму, которая отсылает к другим законам, то есть с точки зрения правоприменения эта норма не может работать.

Мерами государственно-правовой ответственности за правонарушения при финансировании выборов могут быть:

отказ в заверении списков кандидатов, принятии уведомления о выдвижении кандидата в одномандатном избирательном округе;

отказ в приеме подписных листов и других документов на регистрацию кандидата, списка кандидатов;

вынесение предупреждения кандидату, зарегистрированному кандидату, избирательному объединению (блоку), инициативной группе избирателей;

отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);

приостановление регистрации кандидата (списка кандидатов);

отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);

признание выборов недействительными.

Гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.

Ассигнования на подготовку и проведение выборов и референдумов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума.

Если финансирование выборов, референдума не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств комиссии, организующей выборы, референдум, подготовка и проведение выборов, референдума осуществляются за счет кредитов банков, которые предоставляются на конкурсной основе этой комиссии или избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, если избирательная комиссия, организующая выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, не является юридическим лицом. При этом допустимый объем расходования средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии, комиссии референдума соответствующего уровня о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, референдума, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Правительство Российской Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления обязаны в десятидневный срок со дня обращения соответствующей комиссии дать ей государственную или муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты.

Финансирование выборов включает в себя прямое и косвенное финансирование избирательной кампании, а также иное поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченное рамками избирательной кампании.

Прямое финансирование выборов — обеспечивающие выборы финансовые действия: перечисление, поступление, расходование, учет денежных средств, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан.

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

Наличие косвенного и прямого финансирования выборов ставит перед теорией, законодателем и практикой проблему их соотношения и регулирования. Вопрос не может стоять так: либо косвенное, либо прямое финансирование. Теоретически и практически оба вида финансирования выборов существуют взаимосвязано.

Косвенное финансирование выборов должно регулироваться, прежде всего, с помощью законодательства о финансировании партий, политических фондов и движений, а также законодательства, регулирующего финансирование избирательных комиссий, специальных программ и организаций, связанных напрямую с решением проблем выборов и избирательного права (например, финансирование федеральной программы повышения правовой культуры избирателей, организаторов выборов).

Прямое финансирование подлежит регламентации через специальные законы о финансировании выборов.

Проблемы модели финансирования выборов связаны с отношением к государственному и негосударственному финансированию. Теоретически существуют два разных пути решения проблемы:

Первый — запрещение негосударственного финансирования в любой форме.

Второй — сочетание государственного и негосударственного финансирования выборов.

Второй путь при этом является наиболее приемлемым для избирательного права России. Опыт зарубежных стран показывает, что государство так или иначе участвует в финансировании выборов, прямо или косвенно субсидирует партии, средства массовой информации, политические фонды в связи с их участием в выборах. К тому же этот путь позволяет использовать негосударственные средства, уменьшая тем самым нагрузку на бюджеты.

Понятие, принципы и модели финансирования выборов

Тема 5. Финансирование выборов

Резюме по теме

Вопросы для повторения

1. Порядок и субъекты права назначения выборов.

2. Понятие регистрации (учета) избирателей.

3. Образование одно- и многомандатных избирательных округов.

4. Избирательные участки: порядок и критерии их образования.

5. Каково понятие и содержание предвыборной агитации?

6. Каковы особенности проведения предвыборной агитации в СМИ?

7. Какие требования предъявляются к печатным агитационным материалам?

8. Порядок голосования в помещении для голосования и вне его.

9. Основания голосования по открепительным удостоверениям.

10. Порядок организации подсчета голосов избирателей.

11. Основные требования к опубликованию результатов выборов.

Изучив материал по указанной теме, следует уметь определять основные стадии избирательного процесса – назначение выборов, образование избирательных округов, образование избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, информационное обеспечение и проведение предвыборной агитации, голосование и определение итогов голосования, определение результатов выборов и их опубликование, – а также давать им содержательную характеристику и выделять процессуальные особенности.

Цели и задачи изучения темы: в процессе изучения заявленной темы студенту необходимо уяснить понятие избирательного фонда, ознакомиться с порядком его создания, источниками его формирования; следует уделить внимание порядку расходования средств избирательного фонда, а также ограничениям и запретам, установленным избирательными законами.

Под финансированием выборов следует понимать действия, направленные на прямое и косвенное финансирование и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов.

К основным принципам финансирования можно отнести: гласность, отчетность, ответственность при финансировании и гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.

Принцип гласности и открытости в соответствии с п. 8 ст. 59 ФЗ «Об основных гарантиях…» проявляется в том, что комиссия, соответствующая уровню выборов, до дня голосования на выборах, референдуме периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. В свою очередь объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом.

Отчетность– один из основополагающих принципов финансирования выборов. Порядок учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается ЦИК РФ по согласованию с Центральным банком РФ или ИКС РФ по согласованию с национальными банками, главными управлениями Центрального банка РФ в субъектах РФ.

Выделяют отчетность кандидатов, избирательных объединений и избирательных комиссий. Финансовые отчеты кандидатов на должность Президента РФ, избирательных объединений на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ составляют базу сводных финансовых отчетов ИКС РФ о поступлении и расходовании средств избирательных фондов на соответствующих выборах, которые направляются в ЦИК РФ.

Согласно ФЗ «Об основных гарантиях…» кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Копии указанных отчетов передаются избирательными комиссиями для опубликования средствам массовой информации на позднее чем через пять дней со дня их поступления.

Избирательное законодательство устанавливает и финансовую отчетность избирательных комиссий о расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдума. Избирательным комиссиям в бюджетах все средства выделяются по строке «на проведение выборов».

Гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов. Ассигнования на подготовку и проведение выборов предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов являются избирательные комиссии, организующие выборы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.

Финансирование выборов включает в себя прямое и косвенное финансирование избирательной кампании, а также иное поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченное рамками избирательной кампании.

Прямое финансирование выборов – обеспечивающие выборы финансовые действия: перечисление, поступление, расходование, учет денежных средств, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан.

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, избирательных объединениях, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

Наличие косвенного и прямого финансирования выборов ставит перед теорией, законодателем и практикой проблему их соотношения и регулирования. Вопрос не может стоять так: либо косвенное, либо прямое финансирование. Теоретически и практически оба вида финансирования выборов существуют взаимосвязано.

Косвенное финансирование выборов должно регулироваться, прежде всего, с помощью законодательства о финансировании политических партий, а также законодательства, регулирующего финансирование избирательных комиссий, специальных программ и организаций, связанных напрямую с решением проблем выборов и избирательного права (например, финансирование федеральной программы повышения правовой культуры избирателей, участников референдума, организаторов выборов).

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов, избирателей, участников референдума производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов являются ЦИК РФ, ИКС РФ, ИКМО.

Отчеты ЦИК РФ, ИКС РФ, ИКМО о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета ЦИК РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти, устанавливается ЦИК РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта РФ, местного бюджета ИКС РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта РФ, в органы местного самоуправления, устанавливается ИКС РФ по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте РФ. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия – в филиалах Сберегательного банка РФ. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются.

Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.

Рассмотрим финансирование деятельности избирательных комиссий на примере Избирательной комиссии Белгородской области. Так, за счет средств бюджета Белгородской области финансируются:

1) расходы на обеспечение деятельности Избирательной комиссии Белгородской области;

2) расходы Избирательной комиссии Белгородской области на подготовку и проведение выборов депутатов Белгородской областной Думы;

3) расходы окружных, территориальных и участковых комиссий на подготовку и проведение выборов депутатов Белгородской областной Думы.

В сметах расходов избирательных комиссий предусматриваются следующие расходы:

1. По подготовке и проведению выборов, в том числе:

а) компенсационные выплаты среднего заработка по месту основной работы членам комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов;

б) дополнительная оплата труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса за работу в комиссии;

в) дополнительная оплата труда работникам аппаратов избирательных комиссий, привлеченным специалистам за работу в комиссии;

г) оплата служебных командировок, печатно-издательской деятельности, транспорта, связи, доставки корреспонденции средствами связи, канцелярских, почтово-телеграфных расходов;

д) изготовление печатной продукции (избирательных бюллетеней, плакатов, обращений, приглашений, бланков протоколов комиссий и других материалов), ее доставка избирательным комиссиям, информирование избирателей, обучение участников выборов, дополнительные хозяйственные и иные расходы избирательных комиссий;

е) отчисления во внебюджетные фонды.

2. По обеспечению деятельности Избирательной комиссии Белгородской области, в том числе:

а) оплата труда членам Избирательной комиссии Белгородской области, работающим на постоянной (штатной) основе, и работникам аппарата комиссии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Белгородской области, отчисления во внебюджетные фонды;

б) оплата затрат Избирательной комиссии Белгородской области, связанных с выполнением мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов, со служебными командировками, печатно-издательской деятельностью, транспортом, связью, доставкой корреспонденции средствами связи, на канцелярские, почтово-телеграфные, хозяйственные и прочие расходы, связанные с исполнением полномочий Избирательной комиссии Белгородской области.

За счет средств местных бюджетов финансируются расходы избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, окружных и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц муниципальных образований.

В период подготовки и проведения выборов председатель комиссии, заместитель председателя либо секретарь комиссии, а также член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающие не на постоянной (штатной) основе, могут освобождаться на основании представления соответствующей комиссии от основной работы. Размер и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, не на постоянной (штатной) основе и освобожденных от основной работы на основании представления избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии устанавливаются комиссией, организующей проведение соответствующих выборов и выплата производится из средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение этих выборов.

5.2. Избирательные фонды кандидатов,

Выборы президента назначены. Что дальше?

18 марта на избирательные участки придут совершеннолетние граждане России, чтобы прямым тайным голосованием выбрать президента страны. Глава государства избирается сроком на шесть лет. Дату выборов, как и положено по закону, назначил Совет Федерации на пленарном заседании 15 декабря.

Кто может стать Президентом России?

Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Кто не может быть Президентом России?

— Занимающий должность главы РФ два срока подряд;

— имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

— имеющий непогашенную судимость либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо за совершение преступления экстремистской направленности;

— осуждённый за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена менее 15 лет назад;

— подвергнутый административному наказанию за пропаганду или публичное демонстрирование нацистской атрибутики, символики или экстремистских организаций (статья 20.3. КоАП РФ), за производство и распространение экстремистских материалов (статья 20.29 КоАП РФ);

— в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности.

Кто не имеет права голосовать?

Не могут участвовать в выборах граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кто может выдвигать кандидатов на должность президента?

Кандидата может выдвинуть как политическая партия, обладающая правом принимать участие в выборах, так и в порядке самовыдвижения при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

Кто финансирует выборы?

Мероприятия, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счёт средств федерального бюджета.

Для финансирования своей избирательной кампании кандидаты обязаны создать собственные избирательные фонды. Они формируются за счёт собственных средств кандидата, денег, которые выделены выдвинувшей его политической партией и добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств избирательного фонда не может превышать 400 миллионов рублей.

Кто проводит выборы?

Подготовку и проведение выборов осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Как выдвигаются кандидаты в президенты?

Кандидату-самовыдвиженцу после старта избирательной кампании необходимо собрать группу избирателей численностью не менее 500 человек, обладающих избирательным правом, и провести её собрание. Затем в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ лично обратиться в ЦИК РФ с письменным ходатайством о регистрации группы избирателей, к которому необходимо приложить пакет документов, установленных законодательством о выборах.

Политическая партия может выдвинуть только одного кандидата. Решение об этом принимается на съезде партии. Затем её уполномоченные представители в течение 25 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ представляют в ЦИК РФ решение съезда политической партии о выдвижении кандидата, а также установленный законом пакет документов.

Кандидаты на высший государственный пост обязаны к моменту представления документов в ЦИК РФ закрыть все счета и вклады в иностранных банках, расположенных за границей и осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов (в частности, ценные бумаги, договоры займа, кредиты в иностранных банках).

В свою очередь, ЦИК РФ в течение пяти дней со дня поступления документов, обязана принять решение о регистрации группы или уполномоченных представителей политической партии либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.

Сколько нужно подписей в поддержку кандидата в президенты?

Для самовыдвиженцев не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один регион должно приходиться не более 7,5 тысячи подписей избирателей, проживающих в данном субъекте.

Для кандидата от партии необходимо собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 2,5 тысячи подписей избирателей, проживающих в данном субъекте РФ. Партии, представленные в парламенте («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»), от сбора подписей освобождаются. Также это могут не делать партии, имеющие фракции не менее чем в трети региональных парламентах.

Как собираются подписи в поддержку кандидата в президенты?

Подписи в поддержку может собирать гражданин России, достигший 18 лет, по месту учёбы, жительства и в других местах, где это не запрещено действующим законодательством.

Изготовление подписных листов и сбор подписей осуществляются за счёт избирательного фонда кандидата.

Подделка подписей избирателей в поддержку кандидата наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.

Как проходит регистрация кандидатов в президенты?

Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в ЦИК РФ не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. В течение 10 дней комиссия должна провести проверку представленных документов и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Решение ЦИК РФ может быть обжаловано в Верховном суде РФ в течение пяти дней.

Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, голосование на выборах Президента РФ откладывается на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Как проводится предвыборная агитация?

Агитация в СМИ, которая включает в себя дебаты кандидатов и предвыборные агитационные ролики, стартует за 28 дней до дня голосования. Она завершается в субботу, накануне дня выборов, в так называемый день тишины, когда запрещена любая агитация.

Для проведения агитации зарегистрированным кандидатам бесплатно предоставляется эфирное время (на общероссийских каналах не менее одного часа в рабочие дни, на региональных — не менее 30 минут в рабочие дни) и печатная площадь в периодических печатных изданиях.

Как нельзя агитировать?

В ходе предвыборной агитации запрещено:

— осуществлять подкуп избирателей (вручать им денежные средства, подарки);

— проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоят не более 100 рублей;

— призывать против другого кандидата;

— распространять информацию, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к другому кандидату.

Кто может быть наблюдателем на выборах?

Наблюдателем может стать любой гражданин РФ старше 18 лет, представляющий политическую партию или зарегистрированного кандидата, а также Общественную палату РФ или региональную общественную палату. В день голосования наблюдатели должны следить за всем происходящим на избирательном участке, фиксируя возможные нарушения, в том числе на фото и видео.

Что не может делать наблюдатель?

Наблюдатель не имеет права прикасаться к бюллетеням для голосования, помогать избирателям голосовать, даже если они сами об этом просят, агитировать за какого-либо из кандидатов, а также принимать участие в подсчёте голосов, участвовать в работе избирательной комиссии.

Как формируются списки избирателей?

Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, которые предоставляются местными властями.

Список избирателей по избирательному участку, который образован в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей и в других местах временного пребывания, составляется участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Как проводится досрочное голосование?

За 20 дней до дня проведения выборов организуется досрочное голосование на участках, образованных на судах, которые в этот день будут находиться в плавании, на полярных станциях, а также в труднодоступных или отдалённых местностях.

За 15 дней до дня проведения выборов разрешено проводить голосование на участках, которые образованы за пределами территории РФ.

Для проведения досрочного голосования используются переносные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала. С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках опечатываются председателем участковой избирательной комиссии.

Как проходит голосование в день выборов?

Избирательные участки работают с 8:00 до 20:00 по местному времени. Бюллетень выдаётся по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Можно получить только один бюллетень, но если избиратель считает, что при его заполнении совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему этот бюллетень, с просьбой выдать ему новый взамен испорченного. Член избирательной комиссии делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном бюллетене делается пометка, которая заверяется подписью члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и секретаря участковой избирательной комиссии. После этого такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается.

Каждый избиратель голосует лично. При заполнении избирательного бюллетеня в кабинке для голосования присутствие других лиц недопустимо.

Гражданин, который проживает не по месту регистрации, теперь может не получать открепительное удостоверение. Чтобы проголосовать там, где удобно, гражданин должен не позднее чем за пять дней до выборов написать соответствующее заявление в местной избирательной комиссии либо в многофункциональных центрах, либо подать его через портал госуслуг.

Как подсчитывают голоса?

После закрытия участков участковые избирательные комиссии вскрывают в присутствии наблюдателей урны и подсчитывают голоса. Итоги голосования заносятся в протокол. Далее председатель участковой комиссии доставляет его в территориальный избирком, где данные вносятся в государственную автоматизированную систему «Выборы» (ГАС «Выборы»).

В ходе выборов Президента РФ в 2018 году ЦИК РФ планирует использовать технологию QR-кодов при изготовлении протоколов об итогах голосования,

Как определяют победителя выборов?

Для победы в первом туре зарегистрированному кандидату необходимо получить более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае если ни один из кандидатов не наберёт нужного числа голосов, то через 21 день проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получивших наибольшее число голосов. Победитель во втором туре определяется простым большинством голосов.

Когда вступает в должность избранный Президент РФ?

Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность главы государства, избранного на предыдущих выборах.

Финансирование выборов в Российской Федерации

Финансирование выборов в РФосуществляется из средств бюджета соответствующего уровня: 1) в федеральные выборные органы – из средств федерального бюджета; 2) в выборные органы субъектов РФ – из средств бюджета субъекта РФ.

Средства на проведение выборов федеральных органов власти и должностных лиц поступают в Центральную избирательную комиссию, которая распределяет эти средства между всеми избирательными округами в соответствии со схемой избирательных округов.

Сумма средств, поступающих из бюджетов на финансирование выборов, рассчитывается исходя из отчета Центральной избирательной комиссии о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов с учетом изменения минимального размера оплаты труда.

Средствами, поступившими из федерального (или субъектов РФ) бюджета в окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии, распоряжаются председатели соответствующих комиссий. Они же представляют отчеты о расходовании этих средств.

Общий объем денежных средств, обеспечивающих выборы в государственные органы власти, включает в себя избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

Избирательные фондывключают в себя денежные средства: 1) принадлежащие собственно кандидату (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда); 2) выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата); 3) добровольные пожертвования граждан (не более 5 % от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата) и юридических лиц (не более 50 % от той же суммы).

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн руб.

Избирательные фонды кандидатов обеспечивают проведение предвыборной агитации и иные действия кандидата по участию в выборах.

Политической партии предоставляются средства федерального бюджета на участие в выборах, если: 1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией либо избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах депутатов Государственной Думы, получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу; 2) по результатам выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией либо избирательным блоком (при условии, что выдвинутый список кандидатов получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании); 3) зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ, выдвинутый политической партией или избирательным блоком, в составе которого политическая партия принимала участие в выборах Президента РФ, получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 5 ст. 33 ФЗ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г.)).

55. Финансирование выборов в российской федерации

Нормативную основу порядка финансирования выбо­ров в РФ составляют гл. VIII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на учас­тие в референдуме граждан РФ», а также нормы отдель­ных федеральных законов и законов субъектов РФ о раз­личных видах выборов.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выбо­ров соответствующего уровня, производятся уполномо­ченными избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета), причем ассигнования предусматриваются в со­ответствующем бюджете на очередной финансовый год. Если средства в бюджете не предусмотрены, то соответ­ствующая избирательная комиссия, а если она не являет­ся юридическим лицом (например, окружная избиратель­ная комиссия), то избирательная комиссия субъекта РФ может взять кредит в банке, возвращать который будет соответствующий бюджет.

Для финансирования своей избирательной кампании кандидаты, а также выдвинувшие списки кандидатов избирательные объединения создают специальные избира­тельные фонды. Указанные избирательные фонды созда­ются за счет собственных средств кандидата (избиратель­ного объединения); средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добро­вольных пожертвований граждан РФ, достигших 18-лет­него возраста на день голосования, и российских юриди­ческих лиц, если доля иностранного участия, государст­венная (муниципальная) доля в их уставном (складочном) капитале не превышает 30%, они зарегистрированы не ме­нее чем за год до дня голосования на выборах, а также за счет средств, выделенных в соответствии с законом соот­ветствующему кандидату (избирательному объединению) избирательной комиссией; такие счета открываются по общему правилу в филиалах Сберегательного банка РФ.

Избирательным законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фон­ды собственных средств кандидата, избирательного объеди­нения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком); добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также пре­дельные размеры расходования средств избирательных фондов. Допускается увеличение до 20% предельных раз­меров расходования средств избирательного фонда заре­гистрированных кандидатов, включенных в избиратель­ный бюллетень при повторном голосовании (например, при проведении второго тура выборов Президента РФ).

В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. «О статусе депутата ГД, СФ»:

1) Член СФ не м.б. одновременно депутатом ГД.

2) Член СФ не м.б. членом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3) Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе.

4) Члены СФ не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

5) Члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

@ Депутат — это центральная фигура представительных органов власти. Депутаты Государственной Думы — это избранные народом представите­ли, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федераль­ном Собрании от имени всего российского народа. В основе их депутат­ского мандата лежат отношения между депутатами и избирателями. Кон­ституционный статус депутата законодательного органа РФ определяется прежде всего Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ».

Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депута­том могут строиться на принципах «императивного мандата» и «сво­бодного мандата». Понятие «императивный мандат» включает в себя совокупность трех элементов: обязательности наказов избирателей для депутата, обязательной отчетности депутата и права избирателей на его отзыв. В данном случае депутат выступает мандатарием, представите­лем избирателей того округа, в котором он избран.

До выборов 1993 г. отношения между депутатом и его избирателя­ми строились исключительно на признании императивности его мандата. Действующая Конституция закрепила новый принцип отноше­ний с его избирателями, который получил название в науке «свобод­ный мандат». Этот принцип парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парла­менте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собствен­ной совестью. На этом основании отрицается право избирателей ото­звать депутата, не оправдавшего их доверия. В соот с совре­менной доктриной конституционного права депутат в парламенте — прежде всего полноправный член коллегии, обладающий властными полномочиями на всей государственной территории.

Депутатом Государственной Думы может быть только гражданин РФ, достигший 21 года и обладающий активным избирательным правом. Для депутатов Думы существуют ограничения: они не могут быть депутатами любого другого представительного орга­на, в том числе членами Совета Федерации; замещать иную государст­венную и муниципальную должность; находиться на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы работают на про­фессиональной постоянной основе.