Принципы исламского банкинга

Исламский банк: принцип работы, основные правила. Исламский банк без процентов. Банковская деятельность

В последнее время часто можно услышать о таком невиданном звере, как исламский банк. Что это такое? Чем он отличается от ряда других подобных финансово-кредитных структур?

Общая информация

Так что же собой представляет исламский банкинг? Вся разница может быть сформирована в двух тезисах:

  • этические соображения;
  • специфические банковские продукты.

Причем второе является производным первого. Во всём остальном и обычная, и исламская системы похожи. Но первоначально давайте обратимся к федеральному законодательству. В документах есть четкое определение, которое гласит, что банком является кредитная организация, обладающая исключительным правом на такие операции: привлекать денежные средства на депозиты со стороны физических и юридических лиц, размещать их от своего имени (гарантируя возвратность, платность, срочность) и ведением счетов. То есть это посредник между заёмщиками и вкладчиками. Прибыль обычный банк получает от разницы процентов, что выплачиваются от/для этих групп населения. Также он может зарабатывать, предоставляя дополнительные услуги. К таким относятся денежные переводы, обслуживание кредитных карт, помощь с оплатой коммунальных услуг и прочим.

В чем особенность исламских банков?

Как уже ранее было отмечено, их главные особенности — это определённые этические соображения и специфические банковские продукты. Само имя указывает на то, что для них в приоритете исламские нормы, предписанные Кораном, что предполагает особенные внутренние процессы. И о специфическом моменте – здесь официально «отсутствуют» привычные для нас банковские проценты. Ведь подобная деятельность приравнивается к ростовщичеству. Исламское учение запрещает подобную деятельность мусульманам, то есть им нельзя их получать и оплачивать. Но тут есть один момент. Это относится исключительно к мусульманам. По отношению к другим людям ростовщичество Кораном приветствуется и даже предлагается в качестве инструмента удержания в повиновении и под контролем (не забываем, что эта книга написана в шестом веке нашей эры, эпохе войн и раздора). Но что делать, если нужны деньги? Специально для этого и была создана такая организация, как исламский банк.

Как они зарабатывают?

Итак, исламский банк не получает процентов. Но как тогда быть с прибылью и средствами на работу организации? Теоретическая база для их деятельности находится в Коране 2:275. В нём содержится разрешение на ведение торговли и запрет ростовщичества. Вот именно на обмен товарами, услугами и деньгами и была сделана ставка. То есть принцип работы исламского банка предусматривает, что он не выдаёт деньги под проценты, а занимается торговлей. Звучит по-глупому? Но в этом и заключается особенность их деятельности. Но не будем спешить. Их банковская деятельность позволяет финансировать покупку недвижимости, оборудования, строительства, сельскохозяйственных проектов, малый/средний бизнес и много чего другого с помощью инструмента купли-продажи (или же долевым участием). При этом они следуют нормам шариата. То есть проекты с развлекательной и алкогольной индустрией, свиноводство, не мусульманские кредитные организации и много других моментов для них под запретом. Здесь сокрыт интересный механизм, о котором мы и поговорим.

Получение прибыли

Исламский банкинг не распространялся бы уверенно, если бы не приносил доход. Но каким образом, если проценты под запретом? Благотворительность со стороны заёмщиков? Не смешите! Выглядит эта схема чудеснейшим образом: допустим, что мусульманин хочет купить дом за миллион рублей. Но у него нет денег. И он идёт в исламский банк. Там соглашаются ему помочь. Что же они делают? Формально, они выкупают дом у его владельца за миллион рублей. И продают его мусульманину за два. Но оплата производится не сразу, а растягивается во времени. Допустим, на двадцать пять лет. И человек постепенно выплачивает взятые на себя обязательства. Формально придраться не к чему. Указания Корана не нарушены, проценты не начисляются, осуществляется процесс торговли, а то, что увеличивается цена – ну что тут поделать? Обычное взаимодействие. Торговля и не такие наценки знает. Теперь вам известно, как работает исламский банк.

Критика

Но не всё так просто. Критика такого положения дел вызывает как серьезное осуждение со стороны исламского мира, так и насмешки от всех остальных людей. Почему? Формально проценты действительно не собираются, а товар продаётся в рассрочку. Но по факту, результат деятельности и обычного, и исламского банка один и тот же. Из-за этого множество мусульманских проповедников и мулл критикуют подобную ситуацию, поскольку считают это пренебрежением указаниями Корана и скрытым ростовщичеством. Множество идеологических противников, да и просто людей, любящих посмеяться, тоже указывают на этот факт, насмехаясь, что определённые слишком «умные» люди хотят провести всевидящего и всезнающего Аллаха. Ведь как бы ни была названа банковская деятельность, она такой остается в своей сути.

А что же с вкладчиками?

Банки создаются для того, чтобы аккумулировать средства у населения. Как с этим справляется обычный исламский банк? Отзывы об их деятельности говорят, что предлагаются специальные контракты, посредством которых и осуществляется открытие счета. Как правило, выполняется он в форме гарантии, к которой дополнительно идёт компенсация/вознаграждение. Но только если захочет эта кредитная организация. Или же может быть оговорена форма партнерства, когда вкладчик и банк выступают в качестве товарищей по торговле. В таком случае все убытки и прибыли делятся между ними.

История развития

Такая исламская финансовая система существует более тридцати лет. Всё началось в Египте с небольшого деревенского банка с названием «Мит Гамр». Сейчас это полноценный финансовый рынок. На нём действуют розничные банки, страховые компании и паевые инвестиционные фонды. При этом предоставляется краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование, выпускаются государственные и корпоративные облигации. Несмотря на прямой запрет действовать вместе с неверными, на многих фондовых рынках (США, Ближнего Востока, Юга Азии, Великобритании) ведутся специальные Исламские индексы, где имеются компании, в которые можно инвестировать мусульманам. Как видите, несмотря на другую обертку, действуют они подобно обычным структурам. Банки в исламских странах, несмотря на свою специфическую деятельность, сейчас оцениваются примерно в четверть триллиона долларов США. Конечно, по сравнению с самыми большими структурами, это не так уж и много. Но с другой стороны, это довольно значительная часть ВВП Российской Федерации. А некоторые структуры, хотя и не совсем вызывающие доверие, утверждают, что размер этого рынка превышает 2,5 триллиона долларов США. А ведь это даже больше ВВП Российской Федерации!

Развитие

Итак, как было написано ранее, вся эта абсолютно «не ростовщическая» система оценивается более чем в четверть триллиона долларов. При этом она показывает годовой прирост на уровне около пятнадцати процентов. С такой скоростью не увеличивается ни одна экономика мира. Кроме этого, существуют специальные международные организации, в задачи которых входит поддержка и развитие исламского банкинга. Но можно уверенно заявить, что это всё ещё находится в зачаточном состоянии. Ведь сейчас даже нет специального рейтингового агентства, что оценивало бы все структуры.

Представлены ли исламские банки в России?

Весной 2017 года появилась информация о том, что скоро и на просторах необъятной может появиться этот странный зверёк. В первую очередь речь шла об иностранных компаниях. Ответом на это стало заявление Сбербанка о том, что они разработают подходящую бизнес-модель для мусульман Российской Федерации. Хотя сейчас это больше на уровне разговоров.

Какая есть для этого база? По официальным оценкам, в Российской Федерации сейчас проживает более 25 миллионов мусульман. По оценкам миграционной службы, ещё около 3-5 млн человек пребывают на нелегальном положении. И ещё один факт. Население Российской Федерации продолжает расти уже не первый год. Но при этом основная этническая группа – славяне – падают в быстром пике. Их количество стабильно сокращается на 130-150 тысяч человек в год. А прирост осуществляется именно благодаря мусульманам. Причем как благодаря естественным процессам вроде рождения, так и официальной миграции, составляющей сотни тысяч человек в год. Поэтому неудивительно, что на такой быстрорастущий рынок было обращено внимание. Хотя и существует вероятность того, что мигрантов (как официалов, так и нелегалов) начнут массово выселять из страны, а в мусульманских районах будет введён жесткий контроль рождаемости по китайскому принципу «на одну семью ребёнок», параллельно с увеличением рождаемости в славянских семьях, но, скорее всего, исламский банк без процентов у нас появится, и даже не один. Тот же Сбербанк планирует, что первые подобные сделки могут состояться уже в сентябре или октябре.

Страны действия

Где же сейчас можно получить кредит в исламском банке? К странам, где подобная деятельность официально осуществляется, относится Египет, Турция, Малайзия, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Индонезия, Пакистан и Бахрейн. Финансовые системы Ближнего Востока порой обслуживаются исламскими банками до четверти всего рынка. Хотя в некоторой мере это и сейчас можно отнести к нам. Так, сейчас халяльные (правильные для правоверных мусульман – прим. автора) услуги предлагает такой себе татарстанский АК «Барс», финансовый дом «Амаль», банк «ЛяРиба». Но и это не всё. Есть взаимодействие и между Исламским банком развития и Внешэкономбанком. Правда, к полноценному внедрению подобных структур не готово законодательство. Поэтому нас и нельзя назвать полноценной страной действия. Вот частичного – это да. Ведь одновременно с этим нет никаких препятствий для осуществления чего-то подобного.

Польза от их деятельности

По мнению многих специалистов, развитие исламских финансовых услуг позволит привлечь и дополнительные деньги, и людей, которых сейчас ограничивают религиозные соображения. Потенциально это может также поспособствовать налаживанию связей и с ближневосточными инвесторами, а там уже и до их правительств недалеко. К примеру, много фермеров в Казани сейчас не рассматривают кредит как что-то реальное. А вот подобный пакет финансовых услуг сможет придать дополнительный толчок экономике.

Потенциальные риски

Весной одновременно два банка с арабскими корнями начали искать партнеров для завоевания российского рынка банковских услуг. Но в результате такой деятельности слышны и речи об осторожности. Почему именно так? Дело в том, что сейчас лидирующие позиции в этом секторе занимает ряд стран, которые сложно назвать дружелюбными по отношению к Российской Федерации. В первую очередь речь о Саудовской Аравии. Кроме этого, следует отметить Турцию, Катар, ОАЭ и Бахрейн. Каждое из этих государств отметилось той или иной поддержкой террористов, недружественным нам группировок и иными негативными аспектами взаимодействия. Поэтому существует риск, что банковская деятельность может выступать прикрытием для финансирования различных преступных элементов и всплеска насилия.

Из недалекого прошлого

Рассказ в статье велся в таком русле, словно Российская Федерация впервые столкнулась с подобным явлением. Но это… не так. Ранее в России уже существовал исламский банк. Его создание инициировал Адалет Джабиев. Структура получила название «Бард-Форте Банк». Давайте разберём его историю.

Его основатель первоначально сам был обычным банкиром. Но на собственных имеющихся структурах в 1997 году создал в Джидде свою организацию. Первоначально дела шли хорошо. «Бард-Форте Банк» смог открыть собственные представительства в шестидесяти странах мира. Занимался он проектно-инвестиционной деятельностью. Но Госдеп США в 2006 году обратился к Центральному банку Российской Федерации с просьбой его закрыть. По мнению американцев, «Бард-Форте Банк» обладал широкими связями в исламском мире, в том числе и рядом довольно подозрительных и опасных. И по инициативе зампредседателя Центробанка Козлова у него была отобрана лицензия.

Увы, но сейчас можно утверждать, что государство собственными руками зарезало курицу, которая несла золотые яйца. А ведь деньги и влияние нам в этот тяжелый момент чрезвычайно нужны. Кстати, ислам – не единственная религия, на основании которой выстраивается подобная структура. Так, относительно недавно Всеволод Чаплин, довольно известный православный религиозный деятель, заявил, что планируется создание православного банка. Что из этого получится, говорить сложно. Но если вспомнить историю банка «Пересвет», который сейчас погряз в долгах, скандалах и столкнулся с пропажей значительных сумм денег, в перспективу не очень верится.

Принципы работы исламских банков

Принципы работы исламских банков

Исламские банки, как и традиционные, принимают вклады клиентов, что является их основной функцией. В связи с тем, что Ислам запрещает начислять и получать проценты – риба, исламский банк должен предоставлять своим потенциальным клиентам такие банковские услуги, которые бы соответствовали исламским нормам. Прежде чем банк начнет предлагать свои услуги, руководству необходимо обратиться к подлинным и фундаментальным источникам исламского права – Корану и хадисам. Все принципы и запреты, имеющие отношение к бизнесу должны быть внимательно изучены.

В Коране Всевышний приводит большое количество аятов (стихов), связанных с доверием, справедливостью, запретом на взяточничество, и дает указания следить за точностью весов и меры. Кроме того, в Коране говорится о том, что соглашения между сторонами должны быть письменно закреплены в присутствии свидетелей, предоставлены гарантии и обозначены обязательства сторон. В хадисах можно найти руководство по вопросам купли и продажи. Некоторые хадисы затрагивают такие стороны финансовой сделки, как салам (договор купли-продажи товаров с отсроченной поставкой, при котором цена товара оплачивается заранее, а товар предоставляется в оговоренные стороной сроки), наем, аль-хавала (вексель, расписка), займы, погашение кредитов, замораживание активов, банкротство, партнерство, аренда, свидетельство и условия бизнеса.

Несмотря на то, что существует ряд аятов в Коране и хадисы, имеющие отношение к финансовой деятельности, кажется, что изложенные принципы сложно применить к современной банковской системе. Следовательно, ученые и юристы (эксперты в области исламского законодательства) должны взять на себя ответственность и установить принципы ведения бизнеса, не нарушая правил Шариата и, в то же время, согласовывая их с текущим банковским законодательством.

Исламские банки используют различные термины для описания своих исламских принципов, на основании которых структурированы их услуги. В некоторых исламских банках можно встретить применение арабской терминологии, в других используются смесь арабского и английского языков, есть банки, использующие местный язык страны, в котором банк ведет свою деятельность.

Независимо от используемой терминологии, принципы Шариата, использующиеся в исламской банковской системе, можно разделить на пять категорий. К первой категории относятся принципы разделения прибылей и убытков, ко второй принципы купли-продажи, третий принцип включает в себя сборы и комиссию. Четвертая категория описывает принципы бесплатных услуг, а пятая – вспомогательные принципы.

Следующие принципы зачастую используются большинством исламских банков: мудараба, мушарака, мурабаха, иджара, иджара ва-иктина, бай муаджал, истисна, кард хассан, вадиа, рахн. Помимо перечисленных на практике применяются и другие принципы исламских финансов.

Например, в Малайзии распространены такие принципы, как бай аль-дайн, иджара тумма аль бай, аль-вакала, аль-хивалах, аль-уджр и аль-вадия йад дамана. Тем временем, Иран ввел дополнительные принципы, такие как жуала, музара’а и масакат. Использование такого большого количества принципов Шариата зачастую вызывает сомнения и рождает вопрос – на самом ли деле эти инструменты исламского финансирования основаны на Шариате или же имеет место «хийал».

Хийал – в мусульманском праве этот термин обозначает применение разных юридических уловок, направленных на достижение определенных целей, не слишком соответствующих Шариату. Среди исламских правоведов нет однозначного отношения к концепции «хийал». Ханафитская правовая школа поддерживает применение данной концепции при создании шариатских продуктов.

Что касается Шафиитской правовой школы, то только ученые более поздней школы поддерживают «хийал», что входит в противоречие с позицией школы в целом. Две другие правовые (Маликитская и Ханбалитская) школы выступают против использования этой концепции. Запрет на «хийал» стал более аргументированным, когда Маликистский мазхаб ввел принцип «саддад-дара’и», что означает «предотвращение причины», который затрудняет использование любого законодательно разрешенного метода для достижения поставленных целей, если эти цели изначально носили незаконный характер, т.е. соответствовали категории «харам». Со стороны Ханбалитской правовой школы также идет массовый протест в отношении использования концепции «хийал».

Исламский банк

  1. Принцип работы
  2. Формы, предлагаемые исламской банковской системой
    1. Уникальные финансовые операции в исламском банкинге
    2. Мушарака
    3. Мудараба
    4. Мурабаха
  3. Исламские банки в современном финансовом мире

Исламский банк — банк ведущий свою банковскую деятельность в рамках дозволенных Шариатом.

Что включает в себя понятие «исламский банкинг» (banking)? Под этим понятием подразумевается определенный способ ведения банковских дел, согласованных и не идущих в разрез с мусульманскими принципами ведения денежно-расчетных операций. Главным правилом ислама в вопросах финансовых сделок является полный отказ от фьючерсных сделок и запрет взимания банковским учреждением ссудного процента.

Исламский банк не участвует в сделках в которых присутствуют следующие условия:

  • производство и продажи алкогольной, наркотической и табачной продукции;
  • выращивание свиней и их продажа, а также производство не халяльной продукции;
  • финансирование сферы развлечений и азартных игр.

Принцип работы

Инвесторы обратили свое внимание на исламский банкинг в тяжелых условиях кризиса, и все больше людей стремятся разобраться более детально в отличии данной системы от традиционного банкинга и финансовых инструментах ведения дел. Ближе всего к исламскому банкингу является такая банковская форма, как проектное инвестирование, связанное с долевым участием и разделом рисков. Такая методика предполагает, что исламский банк не получает проценты и должен более внимательно изучить клиента, обратившегося за инвестициями, его бизнес-план и проанализировать возможные риски.

В исламском банкинге категорически запрещаются операции со свопами, фьючерсами, а также операциями со всеми категориями услуг и товаров, которые еще не произведены – операции проводятся только с материальными ценностями и нематериальными, имеющимися на настоящий момент.

Если человек вкладывает деньги в исламский банк, то он дает эти деньги не под проценты, а инвестирует в полезное реальное дело, которое предполагает производство определенных товаров и услуг. Любые финансовые инструменты в исламе построены так, чтобы данное условие выполнялось, но также от данной деятельности была получена прибыль.

В этом и состоит отличие исламской банковской системы от капиталистической: традиционным банком покупаются и продаются денежные средства, а выгода финансовой деятельности получается от процента ссуды. Исламский банк для финансового бизнеса меняет кредитную основу на инвестиционную: исламский банк открывает счета и на них аккумулирует средства своих вкладчиков, за счет этих средств финансируются предприниматели, которые делят полученную в результате своей деятельности прибыль с банком, вместо выплат процентов.

Для исламского банкинга главным принципом является то, что вознаграждение вкладчика или банка изначально не является гарантированным — это вознаграждение будет производным от той прибыли, которая будет получена в результате бизнеса. Экономический оборот не основывается на ссудном проценте, как это происходит в господствующей банковской системе.

Исламский банк строит свою работу на основном принципе, который предполагает, что деньги не могут возрастать при выдаче их в виде ссуды, поскольку они не являются товаром. Поэтому кредитор получит прибыль и может на нее рассчитывать только тогда, когда он будет вкладывать свои деньги в экономику, то есть будет создаваться реальная добавленная стоимость.

В исламе вне закона те депозиты и кредиты, которые применяются в обычном банке – то есть те, на которые начисляются проценты. Также является запретным процентные бумаги или облигации.

Формы, предлагаемые исламской банковской системой

Мусульманский экономический мир предлагает замену традиционным инвестиционным и банковским продуктам: таких специфических форм мусульманская банковская система предлагает целый ряд.

Уникальные финансовые операции в исламском банкинге

Есть ряд операций, которые уникальны и существуют только в исламском банкинге. К таким операциям относится иджар или операция, представляющая собой долгосрочную аренду, аналогичную лизинговой операции, салям или финансовая операция, которая представляет собой авансовое финансирование, похожее на договор контрактации – эта операция применяется преимущественно в секторе аграрном. Также к таким операциям относится иджар ва-иктина, представляющая собой соглашение, при котором у клиента появляется право выкупа того оборудования, которое ранее было взято в аренду, либо производственное сооружение, которое также было ранее арендовано.

Уникальным и характерным только для исламского банкинга является закат или закят, представляющий собой обязательный налог, который составляет 2,5%. Этот налог взимается в соответствие с заветами Священного Корана и Сунной с имущества состоятельных мусульман, а затем эти средства направляют на обеспечение нуждающихся, неимущих мусульман, бедных членов мусульманской уммы – этими средствами финансируются проекты по улучшению быта, а также общественные работы.

Еще одна форма исламского банкинга – это кард аль-хасан. Эта форма представляет собой беспроцентную ссуду, которая предоставляется банком лицам или организациям, а они возвращают ссуду в оговоренный срок. Такая беспроцентная ссуда может быть выделена организации или правительству и потрачена на осуществление разного рода общественных проектов типа строительства фабрик или заводов, жизненно важных объектов или дорог. Бей-би-силаа или форвардная сделка — форма предполагающая со стороны покупателя частичные авансовые выплаты за товары.

Одна из самых интересных и уникальных для исламского банкинга форм финансовых операций называется «сукуки» и представляет собой беспроцентные облигации, которые выпускают под определенный материальный актив, при котором эмитента рассматривают как долевого собственника этого актива. Прибыли на базовый актив влияют на доходность сукуков. Эмитентом дается инвестору безотзывное право выкупить по фиксированной стоимости актив. Такой вид облигаций имеет преимущество в том, что у него низкая волатильность, поэтому наблюдается тенденция со стороны инвесторов удерживать такие бумаги до того, как наступит срок погашения.

Мушарака

Мушарака – такая форма мусульманской финансовой системы, при которой проект реализуется совместными силами предпринимателя и банка. Данная операция предполагает, что исламский банк кредитует, а точнее инвестирует определенный проект, и эта операция представляет собой специфический вид проектного финансирования. Свое начало подобный вид банковских отношений берет еще во времена караванной торговли, когда товар предоставлялся одним купцом, а его доставку на место назначения и сам факт продажи осуществляли другие купцы.

Если применяется форма мушарака, то финансирование банка не связано с тем, чтобы взимался какой-то процент – исламский банк участвует в получении прибыли. Далее эта прибыль распределяется по такому принципу:

  • партнеру выделяется как оплата его труда определенная доля, выделяется оплата его другого участия в проекте или сделке, оплата его управленческого опыта;
  • оставшаяся прибыль будет распределена между банком, который предоставил финансирование, и партнером – она распределяется в соотношении, которое будет пропорционально тому вкладу, который каждый участник имеет в данном деле, то есть в соответствие с той долей расходов, которые понесла каждая сторона.

Если же предприятие несет убытки, то и потери также будут распределены в зависимости от той доли, которую имеет в финансировании проекта каждая сторона.

Мудараба

Еще одна форма мусульманской банковской системы – Мудараба, она предполагает заключение договора, по которому деньги передаются клиентом банку с той целью, чтобы исламский банк вложил в последующем эти средства в определенный вид деятельности или проект. Оговариваются пропорции, по которым далее будет распределяться прибыль, которую принесет определенный проект. По своей сути данная форма исламского банкинга ближе всего к пассивной банковской операции по привлечению денег, но в мусульманской форме банковской деятельности есть свои уникальные черты: клиент изначально знает, куда конкретно будут направлены его денежные средства. Это очень важный момент, поскольку по исламу существуют такие формы деятельности, которые запрещены исламской религией и шариатом, и в такие отрасли исламский банк не может вкладывать деньги своих клиентов. К таким видам деятельности относится продажа и производство алкоголя, сигарет, организация публичных и игорных домов. В случае с реализацией такой формы деятельности, как мудараба, получение процентов в чистом виде также запрещено.

Мурабаха

Еще одна форма мусульманской банковской системы – это Мурабаха, суть которой заключается в финансировании коммерческих операций. Мурабаха – это своего рода разновидность договора по купле-продаже: при использовании такой формы исламского банкинга банком приобретается для перепродажи определенный товар. Шариату подобная деятельности не противоречит, так как для осуществления торговли необходимо личное участие человека. Со стороны банка осуществляется организация продажи, а также перевозки и хранения. По заказу своего клиента исламский банк может приобрести за свой счет и от своего имени товар, и возможные риски, которые могут быть связаны с осуществлением данной торговой операции, исламский банк также берет на себя. Далее товар перепродается банком клиенту, а его цена подвергается наценке, которая была оговорена в договоре – в итоге доход банка составляет как раз эта наценка.

Исламские банки в современном финансовом мире

На сегодняшний день сукуков вращается в среднем на сумму до девяноста миллиардов долларов США. После того, как в 2008 году была выпущена фетва богословов ислама, которые признали, что 80% сукуков не соответствуют шариатским нормам, наблюдалось общее снижение объемов их эмиссии – от уровня 2007 года объемы снизились с пятидесяти до пятнадцати миллиардов долларов США. У сукуков существует нижняя граница объема заимствования, которая составляет сто миллионов долларов, она определяет целесообразность их эмиссии и одновременно является тем отрицательным фактором, который снижает привлекательность сукуков.

Любые предприниматели могут использовать мусульманские финансовые инструменты – вероисповедание их на это не влияет. По мнению аналитиков, рынок исламского финансирования, развивающийся активно в последние несколько десятилетий, является одним из самых перспективных.

Исламский банкинг является относительно молодой финансовой системой началом развития которой стало создание Исламского банка развития в 1975 году, а также создания Дубайского исламского банка. В Малайзии и почти во всех мусульманских странах исламские банки начали действовать в шестидесятых годах прошлого века. В европейских странах исламские банки стали появляться сравнительно недавно, благодаря возросшему спросу европейских мусульман на оказание халяльных банковских услуг.Специфические продукты, способные заинтересовать мусульман, предлагает и ряд традиционных европейских банков – таких, как Societe Generale во Франции, а в городе Mannheim в Германии планируется открытие первого в стране мусульманского банка, который будет работать в полном соответствии с требованиями ислама и шариата.

По всему миру существует более трехсот исламских финансовых институтов. В России исламский банкинг представлен довольно слабо, если учитывать количество мусульман в России и количество заинтересованных в пользовании мусульманскими финансовыми продуктами человек.

Европейские банки дают кредиты всего под 5-9% годовых. Для заемщиков это благо, но все же не «абсолютное», как нередко шутят финансисты. Более выгодные условия предлагают исламские финансовые учреждения, готовые предоставлять ссуды вообще без процентов — разберёмся в том что же такое исламский банкинг более подробно.

На первый взгляд, подобная концепция выглядит абсурдно: зачем одалживать деньги без надежды на прибыль, тогда как удачное инвестирование способно принести банку немалый доход? Однако скепсис в данном случае не оправдан. Эффективность исламской финансовой модели, базирующейся на религиозной этике и экономическом здравомыслии, доказана временем. Она уже успела утвердиться на Западе и делает первые шаги в России.

Выбор для клиента

Исламская банковская система чтит религиозные каноны, запрещающие ростовщичество. Фундаментальный принцип заключен в том, что мусульманам нельзя проводить финансовые операции под стабильные проценты. Банки получают доходы от перераспределения прибыли.

Вкладчик по своему выбору открывает в мусульманском банке текущий либо инвестиционный счет. В первом случае он практически не получает прибыли, начисляется лишь процент на инфляцию, официально установленную государством. Если счет инвестиционный, то клиент договаривается с банкиром о доле прибыли от дохода банка в определенном проекте.

Банкирам не приходится убеждать мусульман в выгодности хранения средств на беспроцентном депозите, поскольку безналичные формы расчета с каждым годом развиваются все больше. До введения в обиход кредиток финансисты нередко привлекали клиентов премиями, но никогда не обещали проценты.

Программы исламских банков

Исламское мировоззрение запрещает банкам делать деньги на деньгах. В то же время они предлагают вкладчикам три вида программ. В отличие от традиционных банков, исламские имеют собственные компании и производства, которые приносят доход от реализации товаров на рынке, благодаря чему вкладчики соучаствуют в прибыли.

  • Программа «Мудараба» подразумевает специальное партнерство. Средства вкладчика считаются не обычным депозитом, а инвестициями в предприятие либо торговлю, куда банк вкладывает деньги клиента с его согласия. Прибылью от конкретного дела банк делится с вкладчиком.
  • Другой вид вклада — «Мушарака» приносит клиенту регулярный доход. В этом случае прибыль вкладчика может быть солиднее, чем при инвестировании в «Мудараба», но имеются определенные риски: если дело «прогорит», убытки клиенту придется делить в равных долях с банком.
  • «Мурабаха» предполагает финансирование банком коммерческих операций. Например, финансовое учреждение готово приобрести товар для последующей реализации. Для распределения рисков от торговли банкир заранее договаривается с вкладчиком о величине наценки.

Выдача кредитов мусульманам

При выдаче кредитов исламские банки также руководствуются определенными принципами. Мусульмане не платят годовых за ссуды на открытие собственного дела или покупку недвижимости. Однако банк получает право на долю в бизнесе заемщика. Если же предприниматель обанкротится, ему не придется возвращать заемные средства. Но мусульмане не склонны к авантюризму, поэтому получить ссуду в исламском банке не просто.

Досье потенциального заемщика проверяется не менее тщательно, чем в традиционных кредитных организациях. При этом основным фактором для вынесения положительного решения является религиозность клиента. Помимо справок о доходах и наличия залогового имущества, требуются данные об успеваемости детей в школе. Основным критерием оценки человека являются отзывы имама мечети, членов общины, друзей и соседей.

Даже не имеющий залога мусульманин может рассчитывать на кредит благодаря своей вере. В этом случае банк идет на риск, но кредиторы уверены: истинный верующий не станет брать деньги под сомнительную сделку. Для мусульманина невыплата финансовых обязательств – высшая мера наказания, поскольку душа его не освободится, пока долги не будут возвращены. Именно поэтому мусульмане не затягивают с погашением обязательств, ведь в случае внезапной смерти долги тяжким бременем лягут на родственников.

Кредиты для европейцев

Необязательно быть единоверцем, чтобы претендовать на кредит от мусульман. В последние годы исламские банки все чаще сотрудничают с западными коллегами и клиентами-европейцами. Специально для этого в штате сотрудников имеется «ученый», который разбирается в тонкостях Шариата.

В его обязанности входит разрешение нюансов, возникающих с различными банковскими системами, а также вопросы, касающиеся выдачи займов не мусульманам. Кораном не запрещено поддерживать дружеские отношения с исповедующими другую религию, поэтому если за европейца поручится мусульманин, тот может рассчитывать на позитивное решение о беспроцентном кредите. При этом поручитель несет ответственность наравне с заемщиком.

Подобный процесс сопровождает и намерение клиента стать вкладчиком исламского банка. Депозит автоматически делает человека акционером, который получает долю прибыли, соответствующую вкладу. Эта схема сродни акционированию или долевому кредитованию: вкладчик доверяет расходование своих средств профессионалу, участвующему в производстве. По желанию контракт может быть расторгнут.

В свое время, после распада СССР, некоторые церкви предлагали направить неиспользованные деньги на кредитование христиан под выгодные проценты. Статус прихожанина гарантировал от краж средств. Однако данная модель не завоевала успеха: некоторые кредитные союзы отошли от религиозной базы, другие – сузились до локального уровня.

Разный подход

Финансовые учреждения христиан и мусульман предлагают праведным и религиозным заемщикам выгодные варианты кредитования, но имеется существенная разница:

  • христианские общины предлагают кредит под небольшие, но проценты,
  • исламские банки – вовсе не берут процентов.

Банкинг по законам шариата

Несмотря на успехи арабов в развитии денежных отношений в средние века, первые банки в исламских государствах начали появляться лишь во второй половине ХХ века. По законам шариата, заработок на выдаче денег под процент считается тяжким грехом.

Между тем быстрый рост цен на нефть и увеличение денежных потоков заставили теологов-мусульман по-новому взглянуть на деятельность учреждений финансов. В результате делового подхода тридцать с лишним лет назад возник первый исламский банк, деятельность которого соответствовала законам Шариата.

Исламские банки быстро обрели популярность в мусульманских странах и уже начали завоевывать мировой рынок. Сегодня насчитывается свыше 300 исламских кредитных учреждений, активы которых превышают 500 млрд. долларов при росте 10-15% в год. Многие традиционные банки открывают исламские отделения на своей базе. В Москве с 1991 года работал «Бард-Форте Банк», но в прошлом году его лицензия была отозвана.

Особенности исламских банков

В экономике исламские банки выполняют те же функции, что и обычные, но имеют существенные отличия, поскольку их деятельность регулируется религиозными запретами (харам). Кредитные учреждения мусульман участвуют как в прибылях, так и в убытках своих вкладчиков. К тому же они:

  • не получают процентов (по-арабски – риба);
  • не ведут дел в условиях неопределенности майсира (азартная игра);
  • не получают доходов от случайных стечений обстоятельств;
  • не финансируют производство и торговлю «нечистыми» товарами (свинина, табак, алкоголь, наркотики и т.п.).

Деятельность исламского банка в финансовом посредничестве резко отличается от обычного. Европейские кредитные учреждения при передаче денег вкладчиков другим клиентам взимают ссудный процент, а мусульманские финансисты вместо получения процента делят с кредитором полученную прибыль, после чего ее доли получают и вкладчики. Если же деятельность кредитора оказалась неуспешной – убытки также распределяются на кредитора, банк и вкладчиков.

Таким образом, выгода банка и вкладчика зависят от результата предпринимательской прибыли. Изначально доход не гарантирован определенным фиксированным процентом, который, по законам шариата, не допустим в экономической деятельности. При этом банковская деятельность мусульман – полностью инвестиционная.

Основные банковские продукты

  • Кард-уль-Хасан – ссуда без процентов;
  • Мурабаха – перепродажа товара с наценкой;
  • Мушарака — совместный бизнес;
  • Мудараба – долевое участие в прибылях и убытках;
  • Иджара – лизинг;
  • Иджара Тумма Аль Бай — аренда с правом на выкуп;
  • Сукук — исламские ценные бумаги;
  • Истисна — фьючерсы (соглашения на срок);
  • Хиба — премиальное участие;
  • Бай Битхаман Аджил — сделка с отсроченным платежом;
  • Бай уль-Ина — продажа с правом выкупа;
  • Вакала — агентские услуги;
  • Такафул — исламское страхование;
  • Вадиа — хранение ценностей в банке;
  • Бай Салям — авансовый платеж.

Кард-уль-Хасан

Беспроцентная ссуда предоставляется клиенту на определенный срок. При возвращении долга заемщик по собственному желанию может заплатить кредитору некоторую сумму добровольных премиальных (Хиба). Исламский банк никогда не требует вознаграждения – взаимоотношения с клиентами основаны на дружбе и доверии. Такой вид финансирования является возвратной материальной помощью нуждающимся людям, организациям, регионам. Зачастую беспроцентная ссуда предоставляется для хозяйственной деятельности фирмы – партнера банка.

Перепродажа с торговой наценкой предполагает заключение договора между банком и клиентом о согласовании стоимости товаров и делении прибыли от их реализации. Банк приобретает определенный товар от имени клиента и перепродает ему же по завышенной цене. Обычно клиент частичными платежами погашает согласованную сумму.

Партнерство предусматривает подписание соглашения между банком и клиентом о совместном финансировании проекта. В соответствии с особым договором клиенту отчисляется доля прибыли по результатам личной предпринимательской деятельности, остальная часть дохода делится между банком и его партнером в соответствии с частями финансирования. Аналогичным пропорциональным образом распределяются и потери в случае неудачи. Управление проектом может взять на себя одна из сторон. Достоинство данного банковского продукта – в заранее обговоренных сторонами гибких соглашениях, касающихся формы управления и долей при распределении прибыли.

Участие в прибылях и убытках выражается в виде передачи части банковских средств опытному предпринимателю с хорошей репутацией (мударибу) для эффективного использования. На основании договора стороны делят доход от запущенных в оборот денег. Банк не контролирует повседневное управление проектом, однако при неудаче – терпит убытки. Мудариб в свою очередь не получает никакого вознаграждения за свой труд.

Иджара

Лизинг предусматривает двустороннее соглашение, по которому банк приобретает и сдает в аренду необходимое клиенту оборудование. Сроки аренды и размер платы согласовываются заранее. Собственником оборудования остается банк, который лишь продает право среднесрочного и долгосрочного пользования им своему клиенту. Данный продукт обычно используется для финансирования строительного и производственного секторов экономики.

Иджара Тумма Аль Бай

Аренда с правом выкупа похожа на лизинг, но к концу арендного срока клиент обязуется выкупить у банка эксплуатируемое имущество по заранее согласованной цене. Вместе с арендной платой клиент частично погашает и стоимость оборудования. В итоге к концу оговоренного срока он становится полноправным владельцем имущества. В ином случае клиент может внести всю сумму за оборудование в конце срока аренды.

Сукук

Эмиссия исламских ценных бумаг (эквивалент облигаций) позволяют клиенту получать прибыль от предпринимательской деятельности.

Истисна

Соглашения на срок специально созданы для финансирования крупных и долгих проектов: создание хозяйственных отраслей, строительство капиталоемких объектов и т.п. Выплаты по Истисне производятся в заранее оговоренные промежутки времени (по ходу и окончанию проекта) по цене, зафиксированной на момент заключения договора.

Особенность такого финансирования состоит в наличии детального графика выполнения работ и неукоснительное следование срокам, суммам, качеству производства и т.д. Для выполнения работ клиент может привлекать третью сторону — субподрядчика, но сумма проекта должна остаться неизменной.

Истисна предполагает следующие этапы:

  1. Клиент делает заказ банку на постройку, создание или приобретение определенного имущества по конкретной цене, с учетом качества. При этом описание желаемого продукта должно пройти исламскую и экономическую экспертизу.
  2. При одобрении финансирования банк обязуется предоставить продукт клиенту в определенное время.
  3. Затем банк заключает соглашение с производителем, строительной компанией либо заводом о выполнении работ в указанный срок.
  4. Готовый объект сдается банку или клиенту, в зависимости от условий контракта.
  5. Клиент оплачивает банковские услуги по указанной в соглашении стоимости.

Потребители продуктов исламских банков

Исламские банки предоставляют свои услуги не только мусульманам. Этические нормы и прибыли деления прибылей и рисков привлекают внимание граждан, не имеющих отношения к исламу. Изначально известные европейские банки открывали в своих странах исламские банки для удовлетворения запросов местных мусульман, которые в силу вероисповедания не могли пользоваться услугами обычных кредитных учреждений.

Но в исламских банках плата за услуги выше, поскольку они должны соответствовать не только требованиям шариата, но и международным стандартам Sarbanes-Oxly и Basel II. Им приходится бороться за клиентов, добиваясь конкурентоспособности.

В России проживает большое количество мусульман. Истинно верующие не пользуются услугами обычных банков, деятельность которых противоречит законам шариата. Необходимо хотя бы в местах компактного проживания мусульманского населения открывать исламские банки, чтобы религиозный запрет (харам) был снят и люди, наконец, получили бы разрешение (халяль) на пользование банковскими услугами.

Кредит по принципам ислама

Основное условие исламского банкинга – не брать проценты за кредит. Подобный принцип кредитования переняли киргизские и казахстанские частные банки. К слову, несколько лет назад Турция пережила финансовый кризис, в котором выстояли в основном финансовые учреждения, работающие по мусульманской модели. Как же работает подобный механизм и в чем интерес банкиров? Чем исламский опыт может быть полезен российским финансистам?

Появление первых исламских банков произошло в 70-х годах минувшего столетия. Предпосылками послужили развитие финансовой инфраструктуры и рост самосознания. Представитель ассоциации «Собрание» Адалет Джабиев формулирует основную мысль появления подобных кредитных организаций так: «Если есть банк, то он должен работать по законам шариата», поскольку исламом охвачены все стороны жизни человека, включая хозяйственное поведение.

Исламские банки развиваются быстрыми темпами, и с этим приходится считаться банкирам всего мира. Но многим европейским предпринимателям непонятна специфика исламского бизнеса, поэтому отношения с партнерами-мусульманами несколько осложнены. Финансовые эксперты признают значительный потенциал исламских институтов, однако они до сих пор во многом остаются «вещью в себе».

Весь инструментарий исламских банков направлен на то, чтобы обойти ссудный процент и обеспечить истинное партнерство между банком и клиентом. Деятельность финансистов должна соответствовать мусульманским канонам, гласящим, что брать или давать проценты – неправильно. По законам шариата, деньги следует зарабатывать, а не взимать проценты, как наценку на товар. Мусульманские правоведы по-разному трактуют положения ислама, из-за чего деятельность одних банков может несколько отличаться от работы других. Но есть принципы, которые никто не берется оспаривать.

В первую очередь это касается беспроцентного кредитования. Ростовщичество (риба) по тяжести греховной в 70 крат превосходит прелюбодеяние (зина), поэтому ни один исламский банк не имеет прибылей от разницы между выданными и возвращенными заемными средствами. В то же время, как и западные банки, они имеют три своих надежных источника прибыли:

  • партнерское сотрудничество с объединением капиталов – мушарака;
  • предоставление капитала для финансирования проекта – мудараба;
  • благотворительный беспроцентный кредит — кард уль хасан.

Механизм определения прибыли в исламских банках более точно учитывает степень участия каждого из партнеров в реализации проекта. Обычные процентные банки не принимают участия в производстве, довольствуясь законодательной гарантией возврата средств.

Западное банковское дело не принимается мусульманами еще и потому, что зачастую кредиторы не контролируют использование выданных средств. А ведь заемщик может пустить их на производство алкоголя, табака и других вещей, категорически запрещенных исламом.

Яркой особенностью мусульманского банковского дела, помимо прямого участия в прибылях и убытках финансируемых проектов, является покупка и продажа товаров. При этом деньги выполняют сугубо служебную функцию, являясь мерой стоимости. Например, мурабаха предполагает покупку банком товара по спецификации своего клиента с последующей перепродажей ему же с наценкой, которая и составляет доход финансового учреждения. При этом банк берет на себя все риски торговой операции.

Крупнейший европейский «Сосьете Женераль» и американский Ситибанк уже предоставляют своим клиентам услуги по принципам законов шариата. Есть вероятность, что в недалеком будущем подобные услуги будут доступны и жителям России.