Содержание
- На каких принципах построена контрактная система
- Принцип открытости информации
- Принцип обеспечения конкуренции
- Принцип профессионализма заказчиков
- Принцип стимулирования инноваций
- Единство и ответственность за результаты
- Принципы контрактной системы в сфере закупок 44 фз
- Какие правила закон о контрактной системе госзакупок признает в качестве ее принципов?
- Принцип поощрения новшеств
- Относятся ли информационное обеспечение и правила, содержащиеся в законе № 223-ФЗ, к принципам контрактной системы в сфере закупок?
- Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
- 1.1.1 Понятие и основные принципы контрактной системы
- 1.1.2 Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе
- Принципы контрактной системы
- 1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок
- 2. Принцип обеспечения конкуренции
- 3. Принцип профессионализма заказчиков
- 4. Принцип стимулирования инноваций
- 5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
- 6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок
На каких принципах построена контрактная система
Принцип открытости информации
Это один из главных принципов контрактной системы. Любой участник может бесплатно ознакомиться с планируемыми закупками, торгами на стадии выявления победителя, а также завершенными заказами. Доступна информация о результатах аудита, нормативно-методическая и справочная информация, различные реестры (типовых контрактов, жалоб, проверок, банковских гарантий и др.). Все сведения размещаются на сайте ЕИС.
Ст. 4 44-ФЗ описывает порядок информационного обеспечения контрактной системы, в том числе функции ЕИС, а также полный список публикуемых сведений. Правила работы ЕИС утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 и Приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н.
Принцип обеспечения конкуренции
Другой принцип контрактной системы закупок заключается в том, что стать участником торгов может любой желающий. Заказчики обязаны создавать равные условия для всех, не ограничивая конкуренцию. Основным ориентиром является 135 ФЗ от 26.07.2006.
Если действия заказчика приводят к необоснованному ограничению числа участников, поставщики вправе обратиться с жалобой в ФАС, либо в суд с иском о признании заказа недействительным. Примеры нарушений:
- незаконное отклонение заявок;
- регулирование заказчиками деятельности поставщиков;
- преднамеренное раскрытие информации (о чужих заявках, будущих заказах и др.).
Нарушение влечет за собой административную ответственность по статьям 7.29-7.32, 14.32 КоАП РФ.
Принцип профессионализма заказчиков
Третий важный принцип контрактной системы в сфере закупок — деятельность госзаказчика при проведении торгов должна осуществляться квалифицированными специалистами.
Минэкономразвития и Минобрнауки разработали методические рекомендации по реализации дополнительных программ повышения квалификации в системе госзакупок (Письмо Минэкономразвития № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки № АК-553/06 от 12.03.2015).
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). А в состав комиссии должны входить те, кто прошел профпереподготовку или повышение квалификации в сфере закупок или обладает специальными знаниями по объекту торгов (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).
Принцип стимулирования инноваций
Законом установлен приоритет заказов инновационной и высокотехнологичной продукции в целях эффективного использования бюджетных средств.
К примеру, во время двухэтапного конкурса у заказчика есть возможность приобрести инновационную продукцию, так как в этом случае по результатам переговоров с участниками он вправе скорректировать первоначально установленные требования.
Создан Реестр инновационных продуктов, технологий и услуг, сведения о которых рекомендуется использовать в госзакупках.
Единство и ответственность за результаты
44 ФЗ предусмотрен ряд этапов, позволяющих наиболее эффективно обеспечить государственные нужды:
- планирование;
- определение победителя;
- мониторинг;
- аудит;
- контроль проведенных заказов.
Основной задачей законодателя является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько поиск предложения, которое будет максимально эффективно использовать финансирование. При этом виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (ст. 107 44-ФЗ).
Принципы контрактной системы в сфере закупок 44 фз
Принципы контрактной системы в сфере закупок — это правила, на которых базируется система обеспечения государственных нужд. Нюансы применения принципов и их соотношение с базовыми началами регулирования закупок для отдельных организаций рассмотрены в настоящей статье.
Какие правила закон о контрактной системе госзакупок признает в качестве ее принципов?
На основании положений ст. 9–13 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система, трактуемая как совокупность государственных/муниципальных заказчиков, поставщиков и производимых ими в целях обеспечения потребностей заказчиков действий, основана на 6 принципах:
- Открытость и прозрачность сведений о закупках, осуществляемых в рамках контрактной системы. Реализация принципа обеспечивается путем предоставления свободного и бесплатного доступа к полной и достоверной информации о системе закупок, размещенной в единой информационной системе (ЕИС).
- Обеспечение конкуренции между потенциальными исполнителями по контракту с государственным органом или муниципалитетом.
- Привлечение специалистов для работы в Федеральной антимонопольной службе как контролирующем органе, специализированной организации и у заказчика.
- Приоритет покупки инновационной продукции и товаров более высокого уровня сложности.
- Единство контрактной системы, выраженном в едином регулировании и порядке реализации планирования закупок, их осуществления и аудита, контроля и мониторинга в этой сфере.
- Ответственность заказчиков за покрытие нужд, которые нужно было обеспечить, и должностных лиц заказчиков за эффективность их работы в области планирования и подготовки контрактов.
Принципы контрактной системы в сфере закупок в большинстве своем понятны и не требуют специальных пояснений, за исключением приоритета покупки высокотехнологичной инновационной продукции (поощрения новшеств), о котором стоит рассказать подробнее.
Принцип поощрения новшеств
Положениями ст. 33 закона № 44-ФЗ предусмотрено, что объект закупки определяется в документации подробно, чтобы предлагаемые к приобретению объекты соответствовали всем установленным заказчиком требованиям. Существует мнение, что данная норма является коллизионной и противоречит принципу стимулирования инноваций.
Минэкономразвития пояснило, что заказчик правомочен устанавливать в документации необходимые качественные, технические и функциональные характеристики материалов и товаров исходя из своих потребностей. Потребности заказчика при этом играют определяющую роль. Однако для результативного использования средств бюджета закупаться должны более высокотехнологичные и инновационные товары (письмо «О формировании заказчиком объекта закупки…» от 07.11.2016 № ОГ-Д28-12643). Предполагается, что данный принцип означает, что заказчик должен не выбирать самый высокотехнологичный товар из предложенных исполнителями, а изначально при перечислении требований к товару учитывать принцип стимулирования технологических новшеств.
Важно: разъяснения Минэкономразвития не являются императивными, поскольку министерство не наделено полномочиями по разъяснению законов России.
Относятся ли информационное обеспечение и правила, содержащиеся в законе № 223-ФЗ, к принципам контрактной системы в сфере закупок?
Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ также устанавливает ряд основных правил совершения закупок, предполагающих:
- открытость информации о закупке;
- паритет участников, отсутствие дискриминации или беспричинного ограничения дискриминации по отношению к ним;
- эффективность использования средств заказчиком и сокращение расходов;
- неизменность требований к участникам.
При этом важно понимать, что указанные принципы не могут быть применены для обеспечения нужд государства или муниципальных органов, поскольку закон № 223-ФЗ, хотя и регулирует сходную отрасль, т. е. также устанавливает порядок обеспечения публичных потребностей, отличается процедурой оформления отношений с победителем аукциона, запроса котировок цен или иного способа определения исполнителя. Различается также субъект-заказчик: закон № 223-ФЗ регулирует обеспечение интересов отдельных организаций, к примеру государственных корпораций.
Информационное же обеспечение, предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ, можно применить и к отношениям по обеспечению государственных и муниципальных нужд с помощью закупок. Согласно нормам указанной статьи, информационное обеспечение предполагает раскрытие информации о будущих закупках с помощью размещения в ЕИС, объединяющей приобретение товаров, услуг и работ по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, сведений о планируемых приобретениях. Аналогичное положение содержится в ст. 17 закона № 44-ФЗ.
Итак, контрактный порядок закупок построен на 6 принципах: единстве системы, ответственности заказчиков и их служащих, профессионализме контролирующих органов, специализированных организаций и заказчика, открытости и прозрачности данных, конкуренции исполнителей, стимулировании инноваций. К рассматриваемым отношениям по закупке можно применить предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ требование об информационном обеспечении.
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ об образовании
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о прокуратуре
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ о госзакупках
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Рекомендуем к прочтению: Локальные нормативные акты устанавливающие системы оплаты труда принимаются
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления
(c) 2015-2017 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты
1.1.1 Понятие и основные принципы контрактной системы
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд- это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на следующих принципах:
1. Принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок означают свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе, что обеспечивается путем размещения полной и достоверной информации в единой информационной системе.
2. Принцип обеспечения конкуренции направлен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и означает, что любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок
3. Принцип профессионализма заказчиков предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
4. Принцип стимулирования инноваций является важнейшим принципом, который означает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок играет немаловажную роль в реализации контрактной системы в сфере закупок и основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, а также обеспечивает взаимосогласованное правовое регулирования всей закупочной деятельности, осуществляемой различными отраслями законодательства.
6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок подразумевает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
1.1.2 Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе
Основу законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд составляют положения:
1. КонституцииРоссийской Федерации. Особое значению имеют положения ст. 71 Конституции РФ, относящие к ведению России такие вопросы, как установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. «г»), установление правовых основ единого рынка (п. «ж»), гражданское законодательство (п. «о»). В соответствии же сч. 1 ст. 76Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
2. Гражданского кодексаРоссийской Федерации (нормы части первой ГК: глава 11 «Исчисление сроков» статьи 190-194, глава 28 «Заключение договора» статьи 447-449; нормы части второй ГК: статьи 525-534, статья 709, статья 769-775).
3. Бюджетного кодексаРоссийской Федерации(статьи 72-73, 301).
Определение в качестве основ законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ГК РФ и БК РФ, т.е. основных законодательных актов соответственно гражданского законодательства и бюджетного законодательства, предопределено предметом регулирования данных законодательных отраслей.
4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее 44-ФЗ).
5. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
6. Нормативные правовые акты Президент Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
7. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти о контрактной системе в сфере закупок. Таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство экономического развития РФ.
9. Нормативные правовые акты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» о контрактной системе в сфере закупок.
Полномочия ГК «Росатом» по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности регламентированы положениями ст. 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», согласно ч. 1которой ГК «Росатом» на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности по вопросам, перечисленным в данной части.
10. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
11. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о контрактной системе в сфере закупок
12. Нормы международного договора.
Главенствующее, центральное и системообразующее место в структуре законодательства о контрактной системе в сфере закупок отведено Федеральному закону от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где определено, что другие федеральные законы, содержащие нормы права, связанные с закупкой товаров, работ, услуг, должны соответствовать его нормам.
Рекомендуем к прочтению: Как проверить больничный лист на подлинность
Таким образом, 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в целях:
— повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг,
— обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок,
— предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В качестве элементов сферы применения выделяют:
1) планирование закупок товаров, работ, услуг;
2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключение гражданско-правового договора;
4) особенности исполнения контрактов;
5) мониторинг закупок товаров, работ, услуг;
6) аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Границы применения 44-ФЗ: Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:
1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно Федеральному закону от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральному закону от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда России;
4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом;
5) привлечением адвоката к оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.
Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:
Принципы контрактной системы
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.
И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:
— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);
— принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);
— принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);
— принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);
— принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).
Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.
1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок
2. Принцип обеспечения конкуренции
Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Т.е. любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.
3. Принцип профессионализма заказчиков
Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.
4. Принцип стимулирования инноваций
Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Т.е. такие единые принципы и подходы предусмотрены непосредственно 44-ФЗ, на что и указано в статье 11.
6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок
Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.
Вот мы с вами и рассмотрели принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Однако на практике не все так гладко, как это выглядит на бумаге. Те поставщики, которые регулярно участвуют в закупках, об этом знают не понаслышке, а те, кто только планирует начать участвовать в торгах, в скором времени сами в этом убедятся.
На этом все. До встречи в следующих статьях. Желаю вам удачи и новых побед!
Рекомендуем к прочтению: Как проверить больничный лист
Ст. 6 44-ФЗ в последней действующей редакции от 1 января 2014 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Комментарии к ст. 6
Другие статьи раздела
Изменения ст. 6 44-ФЗ
Быстрый переход к статье
Запомни: Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки
Если вы ищите поправки к статье 6 — ищите их в клубе!
Обновления кодексов
Ответы юристов
Кодексы РФ
Навигация по закону
Активные юристы
Лучшие юристы
Типовые договоры
Информация
Документы
О разделе «Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ)»
Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции 44-ФЗ «О госзакупках». Комментарии к статьям закона вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.
На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 6 44-ФЗ», вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.
Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.
Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов
Следующая Социальное правоАкт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Отличная статья 0
Принципы контрактной системы
-
Контрактная логистика
Термин «контрактная логистика» является своеобразным синонимом термина «логистический аутсорсинг», означающего передачу предприятием по контракту (договору) внешнему исполнителю базовых функций организации и управления потоковыми процессами. Существует два основных направления осуществления…
(Логистика) -
Изменение контрактной цены товара
В ряде случаев при организации внешнеторговых операций предусмотрено, что покупатель должен произвести приемку товара по количеству и качеству при его прибытии. В контракте купли-продажи устанавливаются требования к качеству товара и указывается способ определения количества товара, фактически поставленного…
(Таможенное дело) -
Учет скидок при определении контрактной цены ввозимого товара
В коммерческой внешнеторговой практике имеют место случаи, когда на формирование цены оказывают влияние различного рода скидки, предоставляемые продавцом покупателю. В этих случаях возникает вопрос: должны ли все эти скидки каким-либо образом учитываться при определении таможенной стоимости? Общее требование,…
(Таможенное дело) -
Государство: НИОКР и корпорации — контрактные системы
США направляют огромные средства на развитие современной науки и технологии. Хотя в ряде других стран доля затрат в структуре ВВП на эти цели превышает соответствующую долю Америки, абсолютные размеры американских затрат велики и возрастают год от года (свыше 2,62% ВВП в 2007 г.) Обеспечение научно-технического…
(Мировая экономика) -
Формирование контрактной цены
Контрактные цены товаров или услуг в международных торговых (импортных или экспортных) сделках формируются на базе мировых цен, но их окончательный уровень определяется в ходе переговоров и фиксируется в контракте с указанием базиса цены, валюты цены, валюты платежа, условий поставки и платежа. В зависимости…
(Международный менеджмент) -
Контрактные (договорные) отношения в строительстве
В условиях развития рыночных отношений строительное производство требует новых подходов к регулированию взаимоотношений между всеми участниками инвестиционно-строительного процесса: инвесторами, заказчиками, застройщиками, проектировщиками и подрядными организациями. Главным условием их успешного функционирования…
(Экономика строительства) -
Совершенствование контрактной системы
Деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей реализуется с помощью трех способов: 1) осуществление хозяйственной деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти и учреждений; 2) предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим…
(Финансы, денежное обращение и кредит) -
Контрактная основа проектного финансирования
Особенность проектного финансирования – сложная система контрактов, договоров, соглашений, используемых для разделения рисков проекта и его успешной реализации. Договорная (контрактная) база проектного финансирования включает: • соглашение о разработке проекта (между спонсорами), заменяемое в ряде случаев…
(Проектное финансирование и анализ) -
Контрактная система как залог здорового состояния труппы
Упомянутый в предыдущем параграфе эксперимент, проведенный в ряде театров Российской Федерации, вывел на поверхность проблему несоответствия между идеалом, существующим в сознании всякого представителя актерской и режиссерской профессии, и реальной ситуацией, в которой театры находились в конце 1980-х…
(Менеджмент в сфере культуры и искусства) -
Контрактная и рыночная арендная плата
Уровень арендной платы, зафиксированный в договоре аренды, называется контрактной арендной платой (контрактной рентой). Рыночная арендная плата (рыночная рента) – уровень арендной платы, складывающийся в каждый данный момент времени на рынке. Контрактная и рыночная арендные…
(Экономика недвижимости)
Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
Виды закупок
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.
Можно выделить два основных вида закупок:
- Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
- Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.
Подробнее о конкурентных закупках
Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.
Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.
Конкурсы проводятся:
- В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
- С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
- В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
- В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
- В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
- В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.
Отличия закрытого аукциона от открытого:
- аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
- заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
- электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
- заявки подаются в запечатанном конверте;
- закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.
Другие способы конкурентных закупок:
- Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
- Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.
Заключение контракта
Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.
Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.
Данный принцип заключается в том, что в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечивается за счет размещения её в единой информационной системе (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru.
Принципы контрактной системы в сфере закупок
Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.
Федеральный закон № 44-ФЗ:
- закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
- даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
- регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
- устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
- определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.
Принципы и понятия единой контрактной системы
Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
- Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
- Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
- Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
- Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
- Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
- Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.
Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:
- контрактной системы;
- процедуры определения поставщика;
- закупки товаров, работ и услуг;
- участника закупки;
- государственного и муниципального заказчика;
- государственного и муниципального контракта;
- органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
- эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
- совокупного годового объёма закупок;
- электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.
Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.
Требования к поставщикам и условия участия в закупках
Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
- Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
- Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
- Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
- Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
- Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
- Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
- Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
- Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
- Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
- Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
- Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.
К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.
Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.
Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.
Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.
Можно выделить два основных вида закупок:
- Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
- Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.
Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.
Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.
Конкурсы проводятся:
- В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
- С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
- В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
- В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
- В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
- В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.
Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.
Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.
Отличия закрытого аукциона от открытого:
- аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
- заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
- электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
- заявки подаются в запечатанном конверте;
- закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.
Другие способы конкурентных закупок:
- Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
- Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.
Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.
Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.
Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.
Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.
Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.
Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.
Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.
Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.
Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.
Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.
Эта статья была полезной?
Получить сертификат электронной подписи
Получить сертификат электронной подписи
Принципы контрактной системы в сфере закупок — это правила, на которых базируется система обеспечения государственных нужд. Нюансы применения принципов и их соотношение с базовыми началами регулирования закупок для отдельных организаций рассмотрены в настоящей статье.
На основании положений ст. 9–13 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система, трактуемая как совокупность государственных/муниципальных заказчиков, поставщиков и производимых ими в целях обеспечения потребностей заказчиков действий, основана на 6 принципах:
- Открытость и прозрачность сведений о закупках, осуществляемых в рамках контрактной системы. Реализация принципа обеспечивается путем предоставления свободного и бесплатного доступа к полной и достоверной информации о системе закупок, размещенной в единой информационной системе (ЕИС).
- Обеспечение конкуренции между потенциальными исполнителями по контракту с государственным органом или муниципалитетом.
- Привлечение специалистов для работы в Федеральной антимонопольной службе как контролирующем органе, специализированной организации и у заказчика.
- Приоритет покупки инновационной продукции и товаров более высокого уровня сложности.
- Единство контрактной системы, выраженном в едином регулировании и порядке реализации планирования закупок, их осуществления и аудита, контроля и мониторинга в этой сфере.
- Ответственность заказчиков за покрытие нужд, которые нужно было обеспечить, и должностных лиц заказчиков за эффективность их работы в области планирования и подготовки контрактов.
Принципы контрактной системы в сфере закупок в большинстве своем понятны и не требуют специальных пояснений, за исключением приоритета покупки высокотехнологичной инновационной продукции (поощрения новшеств), о котором стоит рассказать подробнее.
Положениями ст. 33 закона № 44-ФЗ предусмотрено, что объект закупки определяется в документации подробно, чтобы предлагаемые к приобретению объекты соответствовали всем установленным заказчиком требованиям. Существует мнение, что данная норма является коллизионной и противоречит принципу стимулирования инноваций.
Минэкономразвития пояснило, что заказчик правомочен устанавливать в документации необходимые качественные, технические и функциональные характеристики материалов и товаров исходя из своих потребностей. Потребности заказчика при этом играют определяющую роль.
Однако для результативного использования средств бюджета закупаться должны более высокотехнологичные и инновационные товары (письмо «О формировании заказчиком объекта закупки…» от 07.11.2016 № ОГ-Д28-12643).
Предполагается, что данный принцип означает, что заказчик должен не выбирать самый высокотехнологичный товар из предложенных исполнителями, а изначально при перечислении требований к товару учитывать принцип стимулирования технологических новшеств.
Важно: разъяснения Минэкономразвития не являются императивными, поскольку министерство не наделено полномочиями по разъяснению законов России.
Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ также устанавливает ряд основных правил совершения закупок, предполагающих:
- открытость информации о закупке;
- паритет участников, отсутствие дискриминации или беспричинного ограничения дискриминации по отношению к ним;
- эффективность использования средств заказчиком и сокращение расходов;
- неизменность требований к участникам.
При этом важно понимать, что указанные принципы не могут быть применены для обеспечения нужд государства или муниципальных органов, поскольку закон № 223-ФЗ, хотя и регулирует сходную отрасль, т. е.
также устанавливает порядок обеспечения публичных потребностей, отличается процедурой оформления отношений с победителем аукциона, запроса котировок цен или иного способа определения исполнителя.
Различается также субъект-заказчик: закон № 223-ФЗ регулирует обеспечение интересов отдельных организаций, к примеру государственных корпораций.
Информационное же обеспечение, предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ, можно применить и к отношениям по обеспечению государственных и муниципальных нужд с помощью закупок.
Согласно нормам указанной статьи, информационное обеспечение предполагает раскрытие информации о будущих закупках с помощью размещения в ЕИС, объединяющей приобретение товаров, услуг и работ по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, сведений о планируемых приобретениях. Аналогичное положение содержится в ст. 17 закона № 44-ФЗ.
Итак, контрактный порядок закупок построен на 6 принципах: единстве системы, ответственности заказчиков и их служащих, профессионализме контролирующих органов, специализированных организаций и заказчика, открытости и прозрачности данных, конкуренции исполнителей, стимулировании инноваций. К рассматриваемым отношениям по закупке можно применить предусмотренное ст. 4 закона № 223-ФЗ требование об информационном обеспечении.
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
08.10.2014 Участнику закупок
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.
И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:
— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ); — принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ); — принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ); — принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ); — принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).
Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.
1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок
2. Принцип обеспечения конкуренции
3. Принцип профессионализма заказчиков
Принцип стимулирования инноваций
5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок
Данный принцип заключается в том, что в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечивается за счет размещения её в единой информационной системе (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru.
Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Т.е.
любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.
Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.
Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Т.е. такие единые принципы и подходы предусмотрены непосредственно 44-ФЗ, на что и указано в статье 11.
Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.
Вот мы с вами и рассмотрели принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Однако на практике не все так гладко, как это выглядит на бумаге. Те поставщики, которые регулярно участвуют в закупках, об этом знают не понаслышке, а те, кто только планирует начать участвовать в торгах, в скором времени сами в этом убедятся.
На этом все. До встречи в следующих статьях. Желаю вам удачи и новых побед!
Принципы контрактной системы Ссылка на основную публикацию