Принципы налогового права

Основные принципы налогового права

Понятие принципов налогового права

Традиционно в юридической науке в качестве принципов принято рассматривать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие начала, руководящие идеи, которые отражают сущность норм конкретного сектора права, а также основные направления государственной деятельности в сфере правовой регулировки соответствующих общественных правоотношений.

Принципы налогового права предполагают собой некую систему координат, в масштабах которой оно развивается, и одновременно вектор, определяющий направление развития налоговой сферы.

В современных условиях весьма динамичной налоговой системы РФ, реформах и преобразованиях в сфере налогового права, именно принципы становятся ценностными ориентирами такого сложного направления как налоговое право. Свое отражение они находят непосредственно в нормах налогового права.

Замечание 1

Согласно Конституции РФ, общие основы налогообложения и сборов устанавливаются федеральными законами. Эти основы-принципы относятся к ключевым гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, главных прав и свобод человека и гражданина, основ федерализма в РФ. Таким образом, обозначена общеценностная и гуманитарная правовая природа отраслевых принципов налогового права.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности классификации принципов налогового права

Принципы налогового права включают в себя и единые принципы налогообложения.

В целом же основные принципы налогового права подразделяются на два вида:

  1. социально-правовые;
  2. специально-правовые.

Принципы первого вида, как правило, имеют общеправовое значение, к ним относят свойственные и прочим отраслям права принципы:

  • законности,
  • гуманизма,
  • демократизма,
  • равенства.

Принципы второго вида иногда называют отраслевыми, так как они характеризуют специфику именно налогового права.

В связи с определенной классификацией в отдельных случаях в литературе различают:

  • финансовые принципы налогообложения,
  • принципы налогового права,
  • принципы организации налоговой системы.

Замечание 2

Однако при этом следует отметить, что ключевые для юридической науки финансовые принципы налогообложения и организационные принципы налоговой системы считаются и принципами налогового права.

Виды принципов налогового права

Основные принципы налогового права, налогообложения и налоговой системы Российской Федерации представлены в следующем виде:

  1. Принцип справедливости. Он предполагает всеобщное налоговое обложение и равномерное распределение налогов между гражданами.
  2. Принцип определенности. Он требует, чтобы сумма, прием и время платежа были конкретными и заблаговременно известны плательщику.
  3. Принцип удобности. Здесь имеется в виду, что налог обязан взиматься в удобное для плательщика время и удобным для этого методом.
  4. Принцип экономии. Данный принцип заключается в урезании потерь взимания налога, а также в рационализации всей налоговой системы.
  5. Принцип множественности объектов налогообложения. Этот принцип обусловливает с психологической точки зрения выбор нескольких мелких налогов вместо одного налога достаточно большого размера. Надо подчеркнуть, что при этом расширяется поле налогообложения.
  6. Принцип изъятия налогов по различным уровням налоговой системы РФ:

    • федеральный,
    • региональный,
    • местный уровень.
  7. Законодательный принцип. Установлено, что виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов или же ошибочное их исчисление утверждаются исключительно в рамках закона.

  8. Принцип однократности налогообложения. В данном принципе заложена идея о том, что никто не может облагаться налогом два раза одновременно.
  9. Принцип устойчивости правоприменения налогов. Он касается как наименования ставок налогов, так и сроков по их уплате .


Рисунок 1.

Ответственность за нарушение принципов и совершение налогового правонарушения

За нарушение принципов налогового законодательства и совершение налогового правонарушения предусмотрена налоговая ответственность. Однако к ней привлекаются только лишь по причинам и в порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, исключается возможность повторного привлечения к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.


Рисунок 2.

Каждый налогоплательщик или же другое обязанное лицо имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия либо бездействия их должностных лиц в том случае, если они не соблюдают их права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в том порядке, который предусмотрен федеральным законодательством. В России налогоплательщики получают на свой адрес письменное извещение о неуплаченной сумме налога и об обязанности уплатить ее в установленный срок. Кроме того, там могут быть прописаны неуплаченные ранее суммы налога и надлежащие за них пени. Такое налоговое извещение направляется не позднее десяти дней до наступления заключительного срока уплаты налога. А срок выполнения обязанности по уплате налога исчисляется именно с того момента, как налогоплательщику было отправлено извещение об этом.

Замечание 3

За уклонение от уплаты налогов могут быть предусмотрены пени, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика.

10. Принципы налогового права.

  • •1. Финансы и финансовая система рф.
  • •2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
  • •3. Предмет и метод финансового права.
  • •4. Система и источники финансового права.
  • •5. Субъекты финансового права.
  • •6. Финансовые правоотношения (понятие, особенности и виды).
  • •1) По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:
  • •2) По субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
  • •7. Государственный и муниципальный финансовый контроль (финансовый контроль: понятие, виды, органы, осуществляющие финансовый контроль, методы).
  • •8. Функции Центрального Банка рф по организации и регулирование денежного обращения.
  • •9. Понятие, предмет и система налогового права.
  • •10. Принципы налогового права.
  • •11. Понятие и виды источников налогового права. Особенности международных договоров
  • •2) Соглашения о взаимодействии в налоговой сфере
  • •3) Соглашения в области налогообложения конкретными налогами
  • •12. Порядок признания нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими Налоговому кодексу рф.
  • •13. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • •14. Понятие налогов и сборов, признаки и функции налогов и сборов, их отличительные черты. Понятие пошлины и парафискального сбора.
  • •15. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в рф. Федеральные, региональные и местные налоги.
  • •16. Классификация налогов (прямые и косвенные налоги; целевые и рентные налоги; личные и реальные налоги).
  • •17. Специальные налоговые режимы: понятие и виды
  • •18. Элементы налогообложения: понятие, виды, юридическое значение.
  • •5. В первую очередь порядок исчисления налога зависит от законов, где дано определение налогооблагаемой базы, исходящей из:
  • •6. Порядок и сроки уплаты налога
  • •19. Налоговые правоотношения: понятие, виды, юридические признаки. Субъекты налогового права: понятие, виды.
  • •20. Налоговая правосубъектность: понятие, содержание, особенности правового регулирования.
  • •21. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • •22. Налогоплательщики и плательщики сборов: понятие, основные права и обязанности.
  • •23. Налоговые органы в рф: понятие, основные права и обязанности
  • •24. Взаимозависимые лица: понятие, юридическое значение, последствия признания налогоплательщиков взаимозависимыми лицами.
  • •25. Налоговые агенты: понятие, основные права и обязанности, юридическое значение.
  • •26. Сроки в налоговом праве: понятие, порядок исчисления и виды сроков.
  • •27. Возникновение, изменение и прекращение налоговой обязанности.
  • •28. Общие правила и момент исполнения налоговой обязанности.
  • •30. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя.
  • •31. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
  • •32. Исполнение налоговой обязанности при ликвидации или реорганизации юридического лица.
  • •33. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего и недееспособного физического лица. Порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов лиц моложе 16 лет.
  • •34. Требование об уплате налогов и сборов: понятие, содержание, сроки направления.
  • •35. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов (сборов): порядок и сроки осуществления.
  • •37. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора; прекращение действия отсрочки или рассрочки.
  • •38. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита; прекращение действия инвестиционного налогового кредита.
  • •39. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пеня.
  • •40. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: приостановление операций по банковским счетам организаций; арест имущества.
  • •41. Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога, сбора, пени, штрафа.
  • •42. Налоговая декларация: понятие, основания и порядок предоставления, порядок внесения изменений и дополнений.
  • •43. Налоговый контроль: формы проведения; учет налогоплательщиков; порядок постановки на учет; переучет и снятие с налогового учета; инн.
  • •45. Налоговый контроль: осмотр, истребование документов при проведении налоговой проверки, выемка предметов и документов.
  • •46. Налоговый контроль: участие свидетеля; экспертиза; привлечение специалистов; участие переводчика; участие понятых.
  • •47. Налоговый контроль: налоговые проверки; доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки.
  • •48. Налоговый контроль: общие требования, предъявляемые к протоколу; оформление результатов проверки.
  • •49. Налоговый контроль: производство по делу о налоговом правонарушении.
  • •51. Порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней.
  • •54. Судебное и административное обжалование налогово-правовых актов (в том числе нормативных), а также действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.
  • •55. Общая характеристика федеральных налогов.
  • •56. Общая характеристика региональных налогов.
  • •57. Общая характеристика местных налогов.
  • •58. Понятие, предмет, система бюджетного права.
  • •59. Понятие бюджета: юридическое, экономическое и материальное содержание.
  • •60. Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
  • •61. Принципы бюджетной системы рф.
  • •62. Компетенция органов государственной власти рф, субъектов рф и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.
  • •63. Государственные внебюджетные фонды: понятие, правовой режим.
  • •64. Сбалансированность бюджетов (профицит бюджета; дефицит бюджета и источники его финансирования).
  • •65. Бюджетная классификация: понятие и состав.
  • •66. Понятие и виды доходов бюджета, порядок их формирования.
  • •67. Общие положения о расходах бюджетов.
  • •68. Понятие, виды и юридическое значение межбюджетных трансфертов.
  • •69. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы.
  • •71. Участники бюджетного процесса: главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, казенное учреждение, получатель бюджетных средств.
  • •72. Бюджетный процесс: основы составления проектов бюджетов.
  • •73. Бюджетный процесс: рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в первом, втором и третьем чтениях.
  • •74. Бюджетный процесс: утверждение федерального закона о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
  • •75. Бюджетный процесс: основы исполнения бюджетов (исполнение бюджетов по доходам и расходам; бюджетная роспись; исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета).
  • •76. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы рф.
  • •77. Бюджетный процесс: подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
  • •78. Бюджетный кредит по российскому бюджетному праву.
  • •79. Общие положения об ответственности за нарушение бюджетного законодательства рф.
  • •80. Бюджетные санкции и иные меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства.

Принципы налогового права РФ.

Под принципом налогового права понимают исходное нормативно-руководящее начало, определяющее общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений.

Базовые принципы налогового права основываются на Конституции, согласно ст.57 «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Основные принципы налогового законодательства Российской Федерации закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ:

1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);
2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ);
3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ);
4) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров
(работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ);
5) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ);
6) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Т.о. основными принципами налогового являются:

1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2. Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.

3. Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.

4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.

5. Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.

6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.

10. Принцип законности

Система налогового права

Налоговое право является подотраслью финансо­вого права, но вместе с тем имеет свою систему. Ее построение обусловлено не только структурой зако­нодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налого­вого права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокуп­ность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимо­зависимая целостная система с определенным внут­ренним строением.

Система налогового права — это определенная внутренняя структура (строение, организация), ко­торая складывается из последовательно располо­женных и взаимосвязанных правовых норм, объе­диненных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регу­лирования.

Системе налогового права свойственны такие харак­терные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласован­ность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две крупные части — Общую и Особенную.

В Общую часть налогового права включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые фор­мы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, об­щие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятель­ность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса дру­гих субъектов, формы и методы налогового конт­роля, а также способы и порядок защиты прав на­логоплательщиков.

Институты Общей части налогового права со­держат те нормы права, действие которых распрост­раняется на все регулируемые этой подотраслью пра­воотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их ис­числения и уплаты, а также специальные налого­вые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выпол­нении соглашений о разделе продукции). Они содержатся в части 2 НК РФ, а также в законах, которые в настоящее время не подверглись кодификации.

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собст­венными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, ко­торая основана на существующих налоговых от­ношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

3. Принципы налогового права (юридические принципы) — ϶ᴛᴏ основные исходные положения в системе финансово-правовых норм, развивающие конституционные начала и реализуемые в процессе установления налогов.

К ϶ᴛᴏй группе принципов налогового права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие принципы.

1. Принцип публичной (общественной) цели взимания налогов означает, что налоговые доходы должны расходоваться государством только на общественные потребности (оборону, правосудие, социальные программы и т. д.). Этот принцип развивает конституционное положение (ст.7 Конституции РФ) о социальном государстве, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых людей и т. д., и тесно взаимосвязан с правилами, заложенными в основу бюджетного права.

2. Принцип приоритета фискальной направленности налогообложения. Согласно ϶ᴛᴏму принципу финансированию бюджета принадлежит главенствующее значение. Регулирование экономики — вторичная составляющая налогов. Именно налоги и сборы, а не другие принудительные платежи в виде санкций, будут источниками бюджета и носят постоянный характер.

3. Принцип абстрактности налоговых платежей. В большинстве ϲʙᴏем налоги не должны иметь целевой направленности, т. е. финансировать конкретные расходы. Такой подход дает возможность разрабатывать государственный бюджет более гибко, исходя из общественных приоритетов. Существование целевых налоговых платежей обусловлено положениями Конституции.

Принципы, используемые в ходе разработки налогового законодательства

В эту группу входят следующие принципы.

1. Принцип установления налогов и сборов законами — конституционный принцип (ст. 57, ч. 3 ст. 75). В п. 1 ст. 3 Налогового кодекса указано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие законы. Федеральные налоги и сборы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоя-

щей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом.

2. Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре означает, что внесение законопроектов о налогах должно пройти определенные, строго оговоренные в Конституции стадии (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

3. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов — общеотраслевой принцип, согласно кᴏᴛᴏᴩому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Во многих отраслях права, в т.ч. и в налоговом праве, обратная сила закона ограничивается (ст. 5 НК РФ).

4. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами будет специальным и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

5. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 Кодекса.

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и ϲʙᴏбод налогоплательщиков

1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков закреплен в ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ. Этот принцип означает, что нельзя устанавливать различные условия налогообложения в зависимости от таких критериев, как, например:

* форма собственности (в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности);

* раса, пол, национальность, язык, имущественное и должностное положение, принадлежность к общественным объединениям и другие обстоятельства (все граждане равны перед законом и судом, при ϶ᴛᴏм государство гарантирует равенство прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина);

4. Функции налога – это направленные правовые воздействия норм налогового законодательства на налоговые отношения, являющиеся постоянными, определяющие понятие налога и проводящие социальную политику государства.

Роль налога выражается в его функциях, которые при всем многообразии могут быть объединены в три группы по следующим функциям:

1) фискальной;

2) регулятивной;

3) контрольной.

Приоритет действующее российское законодательство отдает фискальной функции, согласно которой налоги являются основным источником пополнения доходов любого бюджета (примерно 70–80 %).

Регулятивная функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления.

Контрольная функция выражается в том, что налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т. д.

5. Источник налогового права- это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправление, содержащие нормы НП.

Система источников НП представлена:

— Конституций;

— законодательством о налогах и сборах, которое включает в себе федеральное и региональное законодательство о налогах и сборах;

— общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие норма МП);

— подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанными с налогообложением и сборами;

— решениями Конституционного Суда РФ;

— нормами международного права и международные договоры РФ.

Общее представление об источниках НП дают ст.2 и 7 НК.

Особенности принципов налогового права и их виды Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК: 347.73

Л. В. Товкун,

канд. экон. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА И ИХ ВИДЫ

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся принципов налогового права. Подчеркнуто их специфику, раскрыты сущность и особенности реализации некоторых из них на практике.

Ключевые слова: принципы права, принципы налогового права, виды принципов налогового права.

Проблема формирования и определения принципов налогового права является важной и вызывает интерес среди представителей юридической науки. Но очень часто эти исследования направлены прежде всего на определение общих, конституционных принципов. Сегодня отсутствует единая позиция при определении понятия и системы принципов в налоговом праве. Это приводит к разному их толкованию в теории и негативным последствиям на практике.

Целью данной статьи является исследование принципов налогового права, прежде всего уточнение самого понятия, их видов, а также особенностей применения данных принципов на практике.

Исследованию принципов налогового права предшествует рассмотрение принципов вообще. Принципы, как и другие правовые категории, существуют, изменяются и прекращают свое действие в связи с потребностями и закономерностями развития общества на определенном этапе. Их основой всегда выступают политические, экономические и социальные явления, которые существенно влияют на государственные интересы. Принципы права существуют потому, что таковы законы природы и общества. Как отмечал Р. З. Лившиц, «… принципы охватывают всю правовую материю — и идеи, и нормы, и отношения — придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации» . При рассмотрении концепций, связанных с определением принципов ученые выделяют два подхода: широкий и узкий. В первом случае к принципам права включают нормы и правовые явления , во втором — акцент делается на нормативном подходе. Подчеркивается, что принципы права не могут сосуществовать вне нормы права. На наш взгляд, более узкое определение принципов является наиболее благоприятным. Прежде всего, оно конкретизирует и четко определяет содержание принципов «… регулятора общественных отношений с целью формирования цивилизованного гражданского общества …» . Также такое определение ориентирует государство, органы, уполномоченные государством, и граждан к их однозначного понимания. Принципы налогового права выступают одним из видов принципов права. Они относятся, учитывая отраслевую принадлежность, к категориям финансового права. Эти принципы имеют свою специфику, отражают сущность и особенности налогообложения. Одни из них выведены теоретически при определенных общественных идеалах, другие опираются на эмпирический опыт, налоговую практику. На наш взгляд, назначение принципов в первую очередь заключается в согласовании двух основных требований к налоговой системе: удовлетворение фискальных потребностей государства при учете интересов налогоплательщиков.

Выделяя в принципах права принципы налогового права, отметим, что непосредственное влияние на формирование тенденций и направление их развития имели фундаментальные исследования В. Пети, А. Смита и других ученых. Классическое определение налогов и принципов налогообложения дал Смит. Он сформулировал четыре основных принципа справедливого налогообложения :

1) принцип справедливости (каждый должен поддерживать государство пропорционально своему доходу, который он получает под охраной государства);

2) принцип определенности (налог должен быть точно определен);

3) принцип удобства взыскания (налог должен взиматься в такое время и таким способом который является наиболее благоприятным для налогоплательщика);

4) принцип эффективности налогообложения (сбор налогов должно проводиться при минимальных затратах по его взысканию).

В дальнейшем в науке налогового права система принципов была дополнена, переработана с учетом современных тенденций развития государства, формирование эффективного правового механизма управления налоговым бременем.

Проводя анализ принципов налогового права , можно дать такое их определение: принципы налогового права представляют собой базовые положения, которые являются императивными и общеобязательными и составляют основной содержание налогового права. Они выступают системо-образующими категориями, такими как предмет и метод правового регулирования. Им присущи как черты, характерные для принципов права в целом, так и специфические черты. Закономерностью для них является то, что принципы более низкого структурного уровня не должны вступать в противоречие с принципами общеправовыми (конституционными).

Важным в принципах налогового права является их закрепление в нормах. Это определяется тем,

что:

1) сами нормы выступают основными элементами, которые воплощают принципы налогового права

в жизни;

2) налогово-правовые нормы, как результат обобщения типичных общественных отношений, регулирующих поведение людей. Будучи абстрактными, они организуют поступления налогов и сборов в бюджеты и фонды;

3) нормы способствуют четкому формулированию принципов права, от чего зависит эффективность правотворческой деятельности;

4) через нормативное закрепление нормы права способствуют решению коллизий налогового законодательства, обоснованию и разработке рекомендаций по его усовершенствованию;

5) принципы, выраженные в норме, закрепляют, прежде всего, интересы государства.

В настоящее время в процессе нормативно-правового регулирования применяются следующие основные способы воздействия, в соответствии с которыми определяются принципы налогового права: обязательства, полномочия и запрет. Поскольку по своей природе принципы налогового права представляют «требования», то основную их часть можно представить в виде обязательств и запретов. Общая часть принципов налогового права представляет общие обязательства, например: всеобщность налогообложения, равенство всех плательщиков перед законом, фискальная достаточность и другие. Запрет в налоговом праве выступает в форме определенных требований к поведению обязанных субъектов: «… запрет указывает на то, как нельзя себя вести, как недопустимо делать; тем самым определяется негативное отношение к такому поведению» Например, недопущения любых проявлений налоговой дискриминации. Это проявляется в запрете установки и введения налогов, которые носят дискриминационный характер. Законодатель не допускает установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от гражданства и т.п. Рассматривая вопрос о системе принципов налогового права, мы разделяем мнение тех ученых, которые в качестве реально существующих принципов налогового права выделяют положения, прямо определенные в Конституции Украины, Налоговом кодексе Украины, или которые можно обосновать и достоверно вывести путем анализа как налогового законодательства, так и налоговой практики.

Действующий Налоговый кодекс Украины стал важным шагом в создании прогнозного и понятного правового поля. Но в нем отсутствует конкретное закрепление понятия принципов налогового права. Только в ст. 4 Кодекса указаны основные принципы налогового законодательства, что является внешним выражением принципов налогового права.

В системе налогового права Украины главными являются такие принципы:

1) верховенства права — основополагающий принцип налоговой системы, которая построена в соответствии с принципом законности, обеспечивает взаимодействие налогового права по всей территории государства.

2) всеобщности налогообложения — каждое лицо обязано уплачивать налоги, установленные Налоговым кодексом Украины, законами в вопросах таможенного дела, налогов и сборов. Этот принцип находит свое выражение в разд. II ст. 67 Конституции Украины: «Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных Законом» . Данное положение Конституции является основополагающим для любого закона, регулирующего государственные расходы в Украине. Но Конституция закрепляет гарантии прав и свобод человека и гражданина, тогда как принципы налогового права закрепляют интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) справедливого налогообложения — означает единые правовые условия взимания налога и единые требования к налоговым законам. Налогообложение должно быть одинаковым для каждого вида налогов на всей территории государства. Этот принцип предполагает четкость, логичность и однозначность законодательных требований относительно видов и порядка уплаты соответствующих платежей. Он призван защищать интересы прежде налогоплательщиков. На основе этого принципа формируется единая налоговая система государства;

4) налог может устанавливаться, изменяться или отменяться лишь путем принятия закона. Конституция Украины прямо указывает на законодательную форму установления налогов. Так, в ч. 2 п. 1 ст. 92 отмечается, что только законами Украины устанавливаются … система налогообложения, налоги, сборы и прочее; этот принцип напрямую связан с принципом неприкосновенности частной собственности и принципом свободы личности, поскольку налогообложение — это отчуждение частной собственности лица, которое в демократическом обществе может осуществляться только с согласия лица, выраженной в данном случае через представительство ее интересов в парламенте.

По сравнению с ранее действующим налоговым законодательством ряд принципов не нашли отражения в Налоговом кодексе. Причиной этому является субъективный фактор. Однако отметим, что в формировании принципов налогового права основную роль играет объективный фактор — уровень развития государства, политической ситуации в стране и т.п. К новым принципам можно отнести: а) принцип неотвратимости наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства как один из ключевых принципов налогового законодательства; б) принцип презумпции правомерности решений налогоплательщика. В Налоговом кодексе положение о конфликте интересов отмечено дважды — в п.п. 4.1.4 п. 4.1 ст. 4 и в п. 56.21 ст. 56 . Эти нормы совпадают между собой как общая и специальная норма. Этот принцип начинает работать, когда норма закона или другого нормативно -правового акта, изданного на основании закона, или нормы разных законов или нормативно-правовых актов допускают неоднозначную трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принятия решения в пользу налогоплательщика, так и контролирующего органа. Поэтому все возможные противоречия, неточности налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика. Итак, из этой нормы вытекает обязанность контролирующего органа принять решение в пользу налогоплательщика в процедуре административного и судебного обжалования. Итак, контролирующие органы в целом в своих действиях обязаны учитывать презумпцию правомерности решений налогоплательщика. По-новому указанный принцип социальной справедливости, на основании которого налоги и сборы устанавливаются в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков. Хотя в предыдущем налоговом законодательстве четко устанавливался механизм обеспечения социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Соблюдение рассмотренных выше принципов создает предпосылки для взвешенной деятельности государства в сфере налогообложения. Они способствуют устранению пробелов, коллизий в налоговом законодательстве. К сожалению, практическое использование принципов недостаточно. К преградам, стоящим на пути реализации принципов налогового права, можно отнести: отсутствие конкретного законодательного их закрепления; неоднозначность толкования понятийного аппарата законодательства, что требует дополнительного их разъяснения; отсутствие правил непосредственного использования принципов налогового права. Отмечая, что для принципов налогового права характерна нормативность, их выполнение должно обеспечиваться государством в лице органов, наделенных общей и специальной компетенцией в налоговой сфере. Эти органы выступают гарантами реализации принципов налогового права. К ним можно отнести органы законодательной власти (они устанавливают, изменяют и отменяют принципы налогового права), органы исполнительной власти (разрабатывают и реализуют налоговую политику), органы судебной власти (на примере Конституционного Суда Украины).

Конституционный Суд входит в судебную систему Украины как специальный судебный орган, который осуществляет конституционный контроль, в том числе и в налоговой сфере. Но, к сожалению, им уделяется недостаточно внимания вопросам, посвященным проблемам налогообложения, что ведет к появлению пробелов и коллизий в налоговом праве. Факты отражения принципов налогового права в судебных актах встречаются редко, хотя они вполне могут стать основой для решения юридических дел, особенно в наиболее сложных ситуациях, которые не удается урегулировать, применяя обычные нормы-предписания. Государством создан и ряд специальных финансовых органов, которые непосредственно связаны с реализацией принципов налогового права. Одним из них является Государственная налоговая служба Украины. Налоговые органы всегда действуют от имени государства и выражают его волю. Налоговые органы в своей деятельности также не всегда учитывают такую категорию, как принципы налогового права, что ведет к разному толкованию норм налогового права. По нашему мнению, этот недостаток может быть исправлен с повышением налоговой культуры работников налоговых органов.

Подводя итоги, отметим, что принципы налогового права имеют все основные признаки более общего понятия — принципов. Но для них характерна и определенная специфика. Исходя из этого, принципы налогового права можно определить как фундаментальные положения, выраженные в нормах права, которые составляют основное содержание налогового права.

К сожалению, если роль принципов налогового права как фундаментальных основ налоговой системы достаточно разработана, то возможность их использования в налоговых процедурах фактически не исследована.

ОСОБЛИВОСТІ ПРИНЦИПІВ ПОДАТКОВОГО ПРАВА

ТА ЇХ ВИДИ

Товкун Л. В.

У статті розглянуто питання, що стосуються принципів податкового права. Підкреслено їх специфіку, розкрито сутність і особливості реалізації деяких з них на практиці.

Ключові слова: принципи права, принципи податкового права, види принципів податкового права.

ESPECIALLY THE PRINCIPLES OF TAX LAW ANOLE THEIR TYPES