Принятие законов в РФ

Сколько чтений проходит закон?

В 104, а также в 105 статье Конституции РФ, указано, что любой законопроект должен приниматься по четко отработанной структуре. В данном случае, обязательным условием считается принятие законопроекта в государственной думе. Обратим ваше внимание на то, что такое принятие основывается исключительно на трех чтениях.

Сколько именно чтений проходит законопроект?

  1. В первом чтении в обязательном порядке производится процесс решения вопроса о передачи того или же иного законопроекта в профильную комиссию;
  2. Второе чтение определяет процесс детального обсуждения и изучения законопроекта. Именно на данном этапе, в случае необходимости, будут вноситься определенные изменения и ряд дополнений;
  3. В третьем чтении будет произведен процесс голосования за весь проект с уже внесенными в него поправками и изменениями. На данном этапе возможно внесение лишь редакционных изменений.

То есть, как вы видите, каждый процесс имеет свои определенные особенности. Сам текст документа изначально прорабатывают юристы. Но, очень важно, чтобы был создана специальная профильная комиссия, а законопроект был изучен таким образом, чтобы были максимально исключены все негативные аспекты в виде двоякого понимания и двоякой трактовки тех или же иных норм.

Особенности проведения чтений

Первое чтение – заседание пленарного типа нижней палаты. В данном случае, происходит процесс обсуждения общей концепции законопроекта. Кроме всего прочего, именно данный этап характерен тем, что он включает в себя внимательные аспекты изучения всех основных положений документа. Также производится процесс формирование своеобразной оценки соответствию конституционным нормам и федеральному законодательству. На основании проведенной работы проект может быть передан в специализированный профильный комитет, который и занимается вопросом его модернизации (внесения изменений) и подготовкой ко второму чтению.
Что касается второго чтения, то в данном случае, формируется процесс работы с определенными поправками. В данном случае, составляется две таблицы. В оной формируются сами поправки, которые были приняты в качестве своеобразных рекомендаций, в другой таблице формируются поправки к отклонению. Нередко бывают ситуации, когда предлагается разработка третей таблицы, которая в своем составе содержит данные по изменениям, которые не были приняты профильным комитетом.
Третьей чтение – процесс окончательного голосования. То есть, это этап, который предполагает процесс принятия законопроекта в качестве закона. Все поправки должны быть рассмотрены до этого момента. В нашей стране, по требованию большинства депутатов, законопроект может быть снова возвращен на стадию второго чтения. Если же законопроект набрал нужное количество голосов, он считается принятым.

Сколько должен быть аванс по закону?
Согласно ст.136 ТК заработная плата выплачивается каждый полмесяца, в тот день, который изначально должен быть определен трудовым распорядком, а также трудовым договором. То…

Кто наследники первой очереди по закону?
Очень часто у нас появляются вопросы, связанные с получением наследства. Существует по закону не одна очередь наследования, если человек умер и не составлял завещания на…

Сколько дней рассматривается претензия по закону?
Претензия, как правило, формируется в том случае, если нарушаются условия договора купли-продажи или же в том случае, если были нарушены условия договора на предоставление услуг….

На сколько могут отключить холодную воду по закону?
Вода – это основной природный ресурс, который необходим для нормальной жизни человека. Сегодня водопровод есть в каждой квартире, и вода течет прямо из крана. Но иногда…

Важный законопроект сегодня рассматривала Государственная Дума. Во втором основном чтении были утверждены изменения в пенсионном законодательстве. Ко второму чтению поступило много предложений по доработке и усовершенствованию правительственного проекта, в том числе из регионов.

Свои важные корректировки внес и президент – их Владимир Путин обозначил еще в августе в специальном телеобращении. Утверждены они были, что важно, единогласно – все фракции проголосовали «за».

Решение принято. Второе чтение – основное, все принципиальные поправки обсуждаются именно на этом этапе. Позади несколько месяцев жарких дискуссий и совсем уж раскаленные четыре часа сегодня. Коммунисты даже предложили сделать итоговое голосование тайным, правда, идею коллеги не поддержали, а председатель парламента напомнил депутатам об ответственности перед теми, кто голосовал за них.

«Давайте принимать решения поименно, открыто и каждый должен свою позицию обосновать, если хотите, перед своими избирателями. Это будет более правильно. А тайное голосование позволяет завтра многим безответственным политикам сказать: «Я тайно голосовал. Но голосовал за или против». Это не соответствует ни вашим принципам, ни принципам всех, кто здесь присутствует», – отметил Вячеслав Володин.

Ко второму чтению депутаты подготовили больше трехсот поправок – в общем, было о чем поспорить. Разногласий не вызвали только изменения в проект закона, предложенные президентом. Это, в первую очередь, снижение возраста выхода на пенсию для женщин с 63 до 60 лет и право многодетных матерей досрочно оформить пенсию: 57 лет, если в семье трое детей, в 56 лет, если четверо, в 50 лет, если пятеро и более.

Кроме того, все пожилые люди смогут получить федеральные и региональные льготы, как и раньше – женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет, статус пенсионера для этого не понадобится. А тех, кто проработал 30 лет в сельском хозяйстве, с нового года ждет надбавка к пенсии в 25%. Гражданам предпенсионного возраста работодатель будет обязан предоставить два дня в год на диспансеризацию, разумеется, с сохранением зарплаты. Плюс уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров, накануне принят отдельный законопроект.

«Президентские поправки были поддержаны представителями всех политических фракций, находящихся в Государственной Думе. 385 голосов за. Ни воздержавшихся, ни против голосов не было. Это говорит о том, что те предложения, которые были направлены президентом на правительственный вариант законопроекта, смягчающие введение, плавное введение повышения пенсионного возраста в нашей стране, поддержано без исключения всеми фракциями», – отметил Неверов.

А вот по поводу законопроекта в целом такого единодушия уже не было. Трудно подсчитать, сколько раз представители думской оппозиции сегодня предлагали вообще ничего не менять в пенсионной системе. И искали свой ответ на совсем не праздный вопрос – где тогда взять деньги на выплаты?

«Речь идет о реальной деофшоризации нашей экономики. Я приведу только несколько цифр. На сегодняшний день порядка 60 триллионов рублей денег наших российских находятся в офшорах. Вот где деньги, которые должны быть в России, с которых должны платиться налоги и тогда никаких проблем в заполнение Пенсионного фонда не будет», – подчеркнул Сергей Миронов.

«Мы внесли свои законы, свои 12 законов. Они позволяют сформировать бюджет России, те 25 триллионов, вести весь политический процесс в нормальное подлинно демократическое и справедливое русло», – заявил Геннадий Зюганов.

«Необходимо бороться с серой занятостью. Сегодня огромное количество людей, кто получает зарплату в конверте, либо получает неполную зарплату, соответственно, полноценно взносы страховые не поступают. Необходимо легализовать, наконец, вопрос самозанятых граждан», – сказал Ярослав Нилов.

Представители правительства в который раз объясняли, что изменения в законодательство появились не от хорошей жизни – демографический провал 90-х дает о себе знать, соотношение работающего населения к пенсионерам не позволяет не то, что повышать выплаты, если ничего не делать, скоро вообще будет нечем платить. И даже если распродать все, что оппозиции кажется ненужным, все равно не хватит.

«Но вы изучали другой международный опыт. И приведите хотя бы один пример из мирового опыта, где была бы нам возможность рассмотреть какой-то альтернативный подход», – спросил Володин.

«Вячеслав Викторович, все страны шли именно этим путем. И мы являемся, наверное, единственной страной, в которой таких изменений с учетом просто обычного, нормального развития системы здравоохранения, роста продолжительности жизни, как-то делалось иначе. Других таких, других примеров, других альтернативных способов их просто не существует», – ответил Топилин.

Плавное повышение пенсионного возраста, говорят в правительстве, это не попытка залатать дыру в бюджете Пенсионного фонда. Главная задача – повышение пенсий. Это, кстати, прописано в законе. Например, к 2024 году, в среднем, выплаты возрастут до 20 тысяч рублей в месяц.

«Начиная с 1 января 2019 года и заканчивая 2024 годом, индексация пенсии будет осуществлять с 1 января сразу, а не с 1 февраля, как это было ранее. Эта индексация позволит в среднем увеличивать размеры пенсии за эти 6 лет по тысяче рублей. Соответственно, годовой доход по каждому году в среднем оценивается 12 тысяч рублей. После 2024 года, согласно президентским поправкам, индексация пенсии будет осуществляться два раза в год, она будет выше инфляции», – подчеркнула Татьяна Голикова.

А в перспективе пенсии должны быть не меньше 40 процентов от зарплаты. Это подразумевает 102 Конвенция Международной организации труда о минимальных социальных нормах, которую Госдума ратифицировала сегодня. Есть к чему стремиться, и сегодняшнее голосование – первый шаг в этом направлении.

Порядок рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона (статьи 103–110)

С т а т ь я 103. Принятие федерального закона к рассмотрению в Совете Федерации

1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Конституции Российской Федерации принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

2. Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом в Совет Федерации направляются также постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — постановление Государственной Думы) о принятии федерального закона, стенограмма заседания Государственной Думы, документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу.

Вместе с принятым Государственной Думой федеральным законом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в Совет Федерации направляется информация о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации по этому федеральному закону (абзац второй введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ).

3. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Дополнительно поступившие из Государственной Думы документы и материалы, сопровождающие федеральный закон, регистрируются в Совете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с этим федеральным законом.

4. Отсутствие в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, заключения Правительства Российской Федерации может служить основанием для отклонения Советом Федерации указанных федеральных законов.

5. Установленный частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.

6. Если федеральный закон, подлежащий в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поступил в Совет Федерации менее чем за пять рабочих дней до очередного заседания Совета Федерации, то он принимается к рассмотрению и не рассматривается на этом заседании палаты. Федеральный закон может быть рассмотрен по решению Председателя Совета Федерации или Совета палаты на очередном заседании Совета Федерации.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответствующего распоряжения.

(Часть 6 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

7. После поступления и регистрации в Совете Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации либо заместитель Председателя Совета Федерации по согласованию с председателями комитетов Совета Федерации определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона, и в срок, не превышающий 24 часов, направляет федеральный закон в этот комитет, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки заключений (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

8. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации вправе передать федеральный закон для подготовки заключения нескольким комитетам Совета Федерации, определив комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, и комитеты Совета Федерации – соисполнители (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 24 марта 2006 года № 85-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

9. Для подготовки заключений комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, Правовому управлению Аппарата Совета Федерации устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.

(Часть 9 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 104. Обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации

Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации и при наличии замечаний по федеральному закону направить их в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

С т а т ь я 105. Предварительное рассмотрение федерального закона комитетом Совета Федерации

1. Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, предварительно рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение.

2. Предварительное рассмотрение комитетом Совета Федерации принятого Государственной Думой федерального закона происходит открыто. Комитет может приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей средств массовой информации.

При рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, членам Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации, предоставляется слово для выступления (абзац второй введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ).

3. Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета Совета Федерации.

4. Если федеральный закон направлен нескольким комитетам Совета Федерации для подготовки заключения, то комитет Совета Федерации — соисполнитель представляет свое заключение в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, как правило, до начала заседания этого комитета (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ).

5. В комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, не позднее чем за 24 часа до начала заседания комитета представляется заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону.

(Часть 5 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ.)

(Статья 105 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 106. Заключение комитета Совета Федерации по федеральному закону

1. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, должны содержаться:

указание о том, подлежит ли рассматриваемый федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

при рассмотрении федерального закона, относящегося к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обобщенная позиция органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принявших соответствующие решения и направивших их в Совет Федерации;

информация о принятых (отклоненных) Государственной Думой поправках Совета Федерации, членов Совета Федерации к проекту рассматриваемого федерального закона;

(абзац пятый исключен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 апреля 2013 года № 110-СФ);

оценка политико-правовых и социально-экономических последствий реализации федерального закона.

В заключении комитета Совета Федерации отражаются результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом «а1» части 1 статьи 27 настоящего Регламента.

2. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой. При этом в заключении излагаются мотивы, по которым комитет палаты считает необходимым его отклонить.

3. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, формулируется одно из следующих решений:

а) рекомендовать Совету Федерации не рассматривать на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон и направить его Президенту Российской Федерации;

б) рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.

4. В заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, указывается позиция комитетов Совета Федерации – соисполнителей.

5. Заключение комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, представляется Председателю Совета Федерации.

(Статья 106 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 107. Рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации

1. Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с доклада представителя комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, который информирует палату о позиции комитета. Продолжительность доклада не может составлять более 10 минут. С содокладом продолжительностью не более 5 минут может выступить представитель комитета Совета Федерации – соисполнителя по рассматриваемому федеральному закону. Если проект принятого федерального закона вносился в Государственную Думу членом (членами) Совета Федерации, рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации может начинаться с доклада члена Совета Федерации. Продолжительность доклада не может составлять более 5 минут. С содокладом продолжительностью не более 5 минут выступает представитель комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, а также может выступить представитель комитета Совета Федерации – соисполнителя по рассматриваемому федеральному закону. Слово для выступления продолжительностью не более 5 минут может быть предоставлено представителю Правительства Российской Федерации. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по рассматриваемому федеральному закону представляется членам Совета Федерации в письменной форме. (Абзац первый в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 марта 2019 года № 83-СФ.)

На заседании Совета Федерации подлежит обязательному рассмотрению, в случае его поступления в Совет Федерации, заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы рассматриваемого федерального закона. Членам Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченным советом Общественной палаты Российской Федерации, предоставляется слово для выступления при рассмотрении федерального закона, являвшегося объектом общественной экспертизы, в случае если:

федеральный закон регулирует вопросы, указанные в части 5 статьи 18 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»;

федеральный закон содержит нормы, предусматривающие основания и (или) порядок, и (или) условия предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, для реализации которых необходимо принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (за исключением федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период и федерального закона об исполнении федерального бюджета за истекший год и плановый период) (абзац четвертый в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 ноября 2008 года № 375-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 10 февраля 2016 года № 52-СФ).

После выступления представителя Правительства Российской Федерации Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

Для выступления в прениях по обсуждаемому федеральному закону предоставляется до 3 минут (абзац шестой введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ).

(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

2. Слово для ответов на вопросы может быть предоставлено официальному представителю Президента Российской Федерации или официальному представителю Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации этого федерального закона (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ).

3. По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

4. Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

5. По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона, в частности отсутствия стенограммы заседания Государственной Думы, документов и материалов, которые были представлены при внесении законопроекта в Государственную Думу, заключения Правительства Российской Федерации, указанного в части 4 статьи 103 настоящего Регламента, заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации, проекта постановления Совета Федерации, палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

(Часть 5 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

6. В случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федерации вопроса о рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, его рассмотрение должно быть завершено на следующем заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. По результатам рассмотрения председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

7. Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 103 настоящего Регламента.

8. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

С т а т ь я 108. Особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации

В случае если четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений:

а) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации;

б) поручить Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание Совета Федерации для рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов Совета Федерации имеются замечания (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

(Статья 108 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

С т а т ь я 109. Отклонение федерального закона Советом Федерации

1. В постановлении Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона могут содержаться:

а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой;

б) поручение комитету Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к федеральному закону, отклоненному Советом Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

Обоснование решения об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.

2. Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона вместе с федеральным законом в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляется в Государственную Думу.

3. Председатель Совета Федерации может проинформировать о мотивах отклонения федерального закона Советом Федерации Президента Российской Федерации.

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

С т а т ь я 110. Направление одобренного Советом Федерации федерального закона Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования

1. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон и постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федерации направляются Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона направляется также в Государственную Думу.

2. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации без рассмотрения федеральный закон по истечении четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 103 настоящего Регламента, Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 254-СФ).

Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект, упрощающий процедуру проведения общероссийского голосования по поправкам к Конституции.

Законопроект был разработан и внесен парламентом Кабардино-Балкарии и изначально носил технический характер. Авторы предлагали убрать из нескольких федеральных законов ссылку на норму закона о референдумах, исключенную из законодательства в 2014 году. Ко второму чтению профильный комитет Госдумы одобрил семь новых поправок, которыми предлагается вывести процедуру проведения общероссийского голосования из-под ведения федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг по аналогии с выборами и референдумами. Однако для общероссийского голосования упрощенный режим проведения закупок будет действовать до 30 июня 2020 года, что позволяет сделать вывод о том, что голосование по поправкам к Конституции состоится не позднее этого срока.

Согласно поправкам, из закона о контрактной системе выведут соответствующие закупки ЦИК, участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий и избирательных комиссий субъектов и муниципалитетов (за исключением столиц субъектов). Закон также не будет распространяться на наем граждан для обеспечения работы избирательных комиссий и комиссий референдума на время общероссийского голосования и подготовки к нему. Кроме того, избирательные комиссии смогут делать закупки у единственного поставщика.

Регионы и муниципалитеты, согласно поправкам, получат право выделять деньги из своих бюджетов «на оказание содействия в подготовке проведения общероссийского голосования, а также в информировании граждан о такой подготовке». Если новая расходная часть в бюджете региона будет установлена, губернатор обязан за 30 дней до дня голосования направить в Минфин проект закона об изменениях в бюджете и не позднее чем через 30 дней после голосования отчитаться о расходах.

Напомним, 15 января в ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил внести изменения в Конституцию РФ. Позднее законопроект о поправках к Основному закону был внесен президентом на рассмотрение в Госдуму. Для подготовки самих предложений по поправкам была собрана рабочая группа. Законопроект был одобрен в первом чтении в конце января. Второе чтение может пройти 10 марта.

О том, какие поправки рассматривает рабочая группа,— в публикации “Ъ” «Неприкосновенности добавят не всем».

Кира Дюрягина

Законодательная база Российской Федерации

не действует Редакция от 29.12.2003 Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 22.01.98 N 2134-II ГД (ред. от 29.12.2003) «О РЕГЛАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа постановление, регламент
Принявший орган гд рф
Номер документа 2134-II ГД
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 29.12.2003
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 22.01.98 — «Российская газета», N 37, 25.02.98)
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 22.01.98 N 2134-II ГД (ред. от 29.12.2003) «О РЕГЛАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 12. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ И ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ

Статья 103

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья 104

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

а) проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее — законопроект);

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 27.09.2002 N 3093-III ГД)

б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

в) поправок к законопроектам.

Статья 105

1. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

г) финансово — экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Правительства Российской Федерации (в случаях, определенных статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации).

2. Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

3. При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы — коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.

Пункт 4 — Исключен.

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 27.09.2002 N 3093-III ГД)

Статья 106

1. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта могут быть включены следующие положения:

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 27.09.2002 N 3093-III ГД)

а) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;

б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

Подпункт в) — Исключен.

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 27.09.2002 N 3093-III ГД)

2. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные статьей 105 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.

Статья 107

1. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта. Одновременно законопроекту на весь период его рассмотрения и прохождения присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта. В электронной регистрационной карте фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в Государственную Думу, о прохождении законопроекта в Государственной Думе, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов Советом Федерации и Президентом Российской Федерации. Председатель Государственной Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения, который определяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы) соответствие законопроекта требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 настоящего Регламента и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы. В этот срок не засчитывается время работы депутатов с избирателями в соответствии со статьей 40 настоящего Регламента.

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 14.03.2001 N 1225-III ГД)

2. Если законопроект внесен в период парламентских каникул, то он представляется соответствующим комитетом на рассмотрение Совета Государственной Думы не позднее чем через 14 дней после начала очередной сессии Государственной Думы.

Статья 108

1. Если внесенный в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 настоящего Регламента, Совет Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести законопроект в Государственную Думу.

(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 27.09.2002 N 3093-III ГД, от 02.04.2003 N 3776-III ГД)

2. Совет Государственной Думы принимает решение о возвращении инициатору законопроекта, предусматривающего внесение изменений и (или) дополнений в законодательные акты РСФСР и Российской Федерации или их отдельные положения, срок действия которых истек, а также которые являются утратившими силу.

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 02.04.2003 N 3776-III ГД)

Статья 109

1. Совет Государственной Думы назначает комитет Государственной Думы ответственным по законопроекту (далее — ответственный комитет), а в случае, предусмотренном пунктом «е» части первой статьи 14 настоящего Регламента, назначает также комитет — соисполнитель» и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

(в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 20.09.2002 N 3040-III ГД, от 27.09.2002 N 3093-III ГД)

2. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации, Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для подготовки предложений и замечаний. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний.

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 19.05.2000 N 378-III ГД)

Статья 110

1. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.

2. В случае, если в Государственную Думу после принятия законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект Государственной Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении.

3. В случае, если внесены в Государственную Думу альтернативные законопроекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Государственную Думу ранее, устанавливает срок рассмотрения альтернативных законопроектов и поручает ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее. Требования к порядку внесения и оформлению альтернативных законопроектов предусмотрены статьями 105 и 106 настоящего Регламента.

4. В случае, если Совет Государственной Думы принял решение о включении поступивших ранее законопроектов в проект порядка работы Государственной Думы, принятие к рассмотрению новых альтернативных законопроектов по тому же вопросу прекращается.

Статья 111

1. Порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой и срок представления заключений, отзывов, предложений и замечаний к законопроекту, за исключением заключений Правительства Российской Федерации, определяются ответственным комитетом самостоятельно, если иное не предусмотрено решением Совета Государственной Думы, в соответствии с настоящим Регламентом, а также с примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию.

2. Срок подготовки к рассмотрению Государственной Думой законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, определяется Советом Государственной Думы.

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 13.12.2001 N 2183-III ГД)

3. Для работы над законопроектом комитет может создать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы — членов данного комитета.

4. В состав рабочей группы также могут входить депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, представители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, других организаций, эксперты и специалисты.

5. Ответственный комитет, получив текст законопроекта (тексты законопроектов по одному и тому же вопросу), назначает докладчика из состава членов ответственного комитета. Докладчик координирует деятельность членов рабочей группы, заинтересованных организаций и лиц, докладывает на заседании ответственного комитета о результатах подготовительной работы над текстом законопроекта.

Статья 112

1. По решению ответственного комитета законопроект с сопроводительным письмом за подписью председателя комитета Государственной Думы может быть направлен в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы.

2. Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, а также проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. Ответственный комитет может поручить Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта.

3. Правовое управление Аппарата Государственной Думы на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение, в котором должны быть даны ответы на следующие вопросы:

а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам? Если в заключении устанавливается несоответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, то должно быть указано, какому акту не соответствует законопроект и в чем выражается это несоответствие;

б) не нарушена ли внутренняя логика законопроекта, нет ли противоречий между разделами, главами, статьями, частями и пунктами законопроекта? Если такие противоречия есть, они должны быть названы конкретно, а также необходимо дать рекомендации, как можно устранить противоречия;

в) полностью ли приведен перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта? Если приведен неполный перечень актов, то следует акты, которые в этом перечне не приведены, указать.

4. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы должно быть подписано начальником Правового управления Аппарата Государственной Думы либо одним из его заместителей с указанием фамилии и даты подписания. В случае, если дать заключение в установленный срок нет возможности, срок может быть продлен Советом Государственной Думы по мотивированному предложению Правового управления.

5. Отзывы, предложения и замечания депутатов Государственной Думы и других субъектов права законодательной инициативы по законопроекту рассматриваются на заседании ответственного комитета. Для участия в заседании могут быть приглашены работники Правового управления Аппарата Государственной Думы, осуществлявшие правовую экспертизу.

6. До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право:

а) по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта;

б) отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.

Статья 113

1. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

2. Депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, члены Совета Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также представители государственных органов, других организаций, в которые законопроект направлялся для дачи отзывов, предложений и замечаний, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях ответственного комитета при обсуждении законопроекта.

Статья 114

1. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.

2. Дополнительно к материалам, внесенным субъектом права законодательной инициативы и предусмотренным статьями 105 и 106 настоящего Регламента, ответственный комитет представляет:

а) проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении;

б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта;

в) заключение комитета — соисполнителя с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта;

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 20.09.2002 N 3040-III ГД)

г) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;

д) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета.

3. Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.

Статья 115

Ежеквартально Аппарат Государственной Думы информирует всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение Государственной Думы законопроектах, стадиях их рассмотрения, в том числе о получении заключения Правительства Российской Федерации, результатах рассмотрения принятых Государственной Думой законов в Совете Федерации и Президентом Российской Федерации.