Природоохранная деятельность и экологическая политика

Природоохранная деятельность и экологическая политика.

ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.

Расхищение природных ресурсов и рост загрязнения окружающей среды стали препятствием не только для дальнейшего развития производства. Нередко они угрожают и самой жизни людей. Поэтому еще в 70-80-х гг. большинство экономически развитых стран мира стало осуществлять разнообразную природоохранную деятельность, проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов (по принципу «платит тот, кто загрязняет»), созданы специальные министерства и другие государственные органы. Одновременно началось массовое движение общественности в защиту окружающей среды. Во многих странах появились и добились немалого влияния партии «зеленых», возникли различные общественные организации, например «Гринпис».

«Гринпис» — независимая общественная международная организация, основанная в 1971 г. с целью предотвращения деградации окружающей среды. «Гринпис» выступает против ядерных испытаний, загрязнения окружающей среды промышленными и другими отходами, выступает в защиту животного мира морей и т. д.

В результате в 80-90-х гг. загрязнение окружающей среды в ряде экономически развитых стран стало постепенно уменьшаться, хотя в большинстве развивающихся стран и в некоторых странах с переходной экономикой, включая Россию, оно по-прежнему остается угрожающим.
Отечественные ученые-географы выделяют на территории России 16 критических экологических районов, которые в совокупности занимают 15% территории страны. Среди них преобладают промышленно-городские агломерации, но есть также сельскохозяйственные и рекреационные районы.
В наше время для проведения природоохранной деятельности, осуществления экологической политики недостаточно мер, предпринимаемых отдельными странами. Необходимы усилия всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями. В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая Конференция ООН по проблемам окружающей среды, день ее открытия — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды. В дальнейшем был принят важный документ «Всемирная стратегия охраны природы», содержавший развернутую программу действий всех стран. Еще одна такая же конференция состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Она приняла «Повестку дня на XXI век» и другие важнейшие документы. В системе ООН существует специальный орган — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), который координирует работы, ведущиеся в разных странах, обобщает мировой опыт. Активно участвуют в природоохранной деятельности Международный союз охраны природы (МСОП), Международный географический союз (МГС) и другие организации. В 80-90-х гг. были заключены международные соглашения о снижении выбросов углерода, фреонов и многие другие. Некоторые из предпринимаемых мер имеют ярко выраженные географические аспекты.
В конце 90-х гг. в мире насчитывается уже около 10 тыс. охраняемых природных территорий (ОПТ). Больше всего их в США, Австралии, Канаде, Китае, Индии. Общее число национальных парков приближается к 2 тыс., а биосферных заповедников — к 350.
С 1972 г. действует Конвенция ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия. В 1998 г. в Список Всемирного наследия, который ежегодно дополняется, входили 552 объекта — в том числе 418 культурных, 114 природных и 20 культурно-природных. Больше всего таких объектов в Италии и Испании (по 26), во Франции (23), в Индии (21), в ФРГ и Китае (по 19), в США (18), в Великобритании и Мексике (по 17). В России их пока 12.
И, тем не менее, каждый из вас, граждан наступающего XXI в., должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

Экологическая политика. Проблемы экологии. Государственная экологическая политика

Экология – очень распространенное понятие. Ее, как правило, называют хорошей или плохой. Она влияет на нашу жизнь, здоровье, самочувствие. Обывательское мнение об экологии тесно связано с загрязнением окружающей среды. Считается, что основная ее задача — сохранить наш мир. Это не совсем так: экология многогранна и имеет множество направлений своей деятельности.

Что такое экология?

Это наука о живых существах, их связях между собой и связях с неживой (неорганической) природой. Точнее, это представление о природе как о системе, изучение ее структуры и взаимодействий между частями этой структуры.

Основные направления экологии:

1. Биоэкология. Является основой, или базой, экологии. Она изучает естественные биологические системы и по степени организации всего живого делится:

  • на молекулярную экологию;
  • экологию тканей и клеток (морфологическую);
  • аутоэкологию (на уровне организма);
  • демэкологию (на уровне популяций);
  • эйдокологию (на уровне видов);
  • синэкологию (на уровне сообществ);
  • глобальную экологию, изучающую биосферу.

2. Геоэкология. Изучает геосферную оболочку Земли как основу биосферы и влияние на нее природных и техногенных факторов.

3. Прикладная экология. Не только научная, но и практическая часть экологии, результатом которой является проект по комплексному преобразованию экосистем. В таких проектах используются последние достижения в области экологии, например новые технологии по очистке воздуха, воды, почв.

4. Экология человека. Предметом исследования является взаимодействие человека и окружающей среды.

Почему же появилась потребность создания такой науки, как экология? Из-за несбалансированной деятельности человечества возникли и достигли угрожающих размеров изменения окружающей среды. Проблемы экологии приобрели глобальный масштаб.

Экологические проблемы

По некоторым подсчетам, за время существования человеческой цивилизации было нарушено около 70 % биологических систем, способных перерабатывать негативные продукты жизнедеятельности человека. По оценкам ученых через 40 лет возможно наступление так называемого необратимого процесса, когда доля загрязнения превысит возможности окружающей среды по нейтрализации вредных выбросов и наступит глобальная экологическая катастрофа.

Уже сейчас состояние окружающей среды характеризуется как глубокий кризис. Экологические проблемы приобретают глобальный, региональный и местный характер. Глобальные проблемы экологии представлены изменением климата, уменьшением озонового слоя, загрязнением Мирового океана, истреблением животного мира, а региональные и местные — загрязнением воды, почвы, воздуха на определенных географических пространствах.

Факторами, оказывающими пагубное влияние на экологию, являются:

  1. Чрезмерное и неконтролируемое расходование природных ресурсов.
  2. Создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое).
  3. Неравномерное экономическое развитие стран.
  4. Отрицательное (антропогенное) воздействие на природу (изменение ландшафта, вырубка леса, осушение болот, производственные выбросы и многое другое).

Для создания экологического равновесия в нашей жизни появилась экологическая политика.

Экологическая политика

В общем смысле экологическая политика – это комплекс политических, экономических, юридических, образовательных и иных мероприятий, направленный на урегулирование воздействия человечества на природу. В более узком смысле это мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологическая политика подразделяется на следующие виды (уровни):

  1. Глобальная (международная).
  2. Государственная.
  3. Региональная.
  4. Местная.
  5. Экополитика предприятия.

Экологическая политика имеет свои элементы: принципы, приоритеты, цели, субъекты, инструменты (механизмы реализации).

Принципы подразделяются на политические и социально-экономические. Политические принципы:

  1. Демократичность.
  2. Гласность.
  3. Добровольность.

Социально-экономические принципы:

  1. Соответствие экологии и экономического развития.
  2. Новые пути решения экологических проблем за счет научно-технического прогресса.
  3. Регулирование потребления.
  4. Планируемый прирост населения.

Основной целью экополитики является сбалансированное развитие экономики, общества и окружающей среды.

Глобальная экологическая политика

Основная проблема глобальной экологической политики – выработка единых взглядов и подходов между странами. Попыткам прийти к единому решению проблем мешают экономические интересы некоторых стран, так как речь идет об ограничении или перераспределении природных ресурсов между разными странами. А также часто звучат обвинения в подтасовке фактов, мнения о том, что нет проблем с озоновым слоем, глобальным потеплением климата. Тем не менее международные конференции, где вырабатывается единая экологическая культура, продолжаются. Не последнюю роль играют международные организации по охране окружающей среды.

Были разработаны и внедрены в обращение международные стандарты по экологическому менеджменту и аудиту ISO 1400.

Экологическая политика Российской Федерации

Экологическая ситуация в России значительно лучше, чем в Европе, где природные ресурсы почти полностью использованы. Из 17 млн кв. км общей площади Российской Федерации 9 млн кв. км – нетронутые природные системы, большая часть из которых представлена лесотундрой. Эти экологические системы не только эффективны на территории нашей страны, но и оказывают влияние на мировую экологию.

Но с другой стороны, на территории России имеется множество мест, где экологическое равновесие чрезмерно нарушено. Ведь экономическая политика нашего государства в прошлом характеризовалась показателями производственной эффективности и производительности труда. Показатели экономического развития СССР долгое время были высокими за счет разработки природных ресурсов. Запасы их настолько объемны, что казалось, будто они никогда не закончатся.

Итогом непродуманной сельскохозяйственной деятельности стало ухудшение характеристик почвы и, как следствие, качества и результатов сельскохозяйственной продукции. Производственные выбросы в атмосферу породили такое явление, как кислотные дожди, что также сказалось на сельхозугодьях и на качестве жизни россиян в целом. Неконтролируемое использование водных ресурсов спровоцировало исчезновение Аральского моря, что было классифицировано как экологическая катастрофа.

На настоящий момент природоохранная деятельность и экологическая политика России осуществляются единым государственным органом – Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Минприроды, или Министерство экологии, считает своей миссией обеспечение рационального использования природных ресурсов, исключающего их истощение и загрязнение окружающей среды, а также сохранение природного потенциала. Структура Министерства природных ресурсов и экологии включает в себя:

  1. Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
  2. Федеральное агентство по недропользованию.
  3. Федеральное агентство водных ресурсов.
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства.
  5. Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Экологическая политика государства, ее направления и структура

Министерство экологии имеет следующие направления деятельности:

  • административно-контрольное (контроль природоохранного законодательства, лицензирование, создание нормативов по использованию природных ресурсов, экологическая сертификация и экспертиза, стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду);
  • технико-технологическое (рассмотрение новых технико-технологических решений по охране и защите окружающей среды);
  • экономическое (планирование использования ресурсов, разработка и проведение целевых программ, экономических стимулов: льготы, платежи, налоги);
  • законодательно-правовое (разработка и принятие законодательной базы, регулирующей отношения между обществом и окружающей средой);
  • политическое (использование деятельности политических и общественных организаций для защиты природы);
  • воспитательно-образовательное (деятельность, направленная на создание экологических взглядов, мышления, ответственности каждого человека).

Государственная экологическая политика реализуется при участии субъектов экологической политики:

  1. Государство. Его основная функция – установка правил хозяйственной деятельности, координация и контроль соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
  2. Региональные органы по природопользованию и охране природы. Все субъекты Российской Федерации формируют на своей территории региональную экологическую политику.
  3. Хозяйственно-экономические субъекты. Это государственные организации и предприятия крупного, среднего и малого бизнеса. Законодательство России обязало их осуществлять защиту окружающей среды, использовать щадящие технологии производства, устранять экологически вредные последствия.
  4. Научно-исследовательские организации. Роль таких организаций заключается не только в получении научных исследований, но и в выработке новых путей для устойчивого экономического развития с учетом защиты окружающей среды.
  5. Политические партии. Основная роль партий — в формировании политических программ с учетом экологических проблем, а также в создании у граждан нашей страны экологического сознания.
  6. Общественные организации. Формируют независимое общественное мнение, непосредственно участвуют в мероприятиях по охране природы, проводят просветительскую и воспитательную работу.
  7. Отдельные граждане. Экологическое сознание и высокие требования к чистоте окружающей среды позволяют отдельным людям выступать с новыми инициативами, объединять единомышленников в группы, решать некоторые местные экологические проблемы.

Региональная и местная экологическая политика

Региональная и местная экологическая политика РФ характеризуется организацией природозащитной деятельности на конкретных территориях с учетом географических, геологических, климатических, экономических, социальных особенностей. Иначе говоря, это социально-экологическая политика региона, города, поселка, которая формируется на следующей основе:

  1. Социально-экономический план развития региона.
  2. Оценка текущего состояния природы.
  3. Учет экологической оценки, антропогенного влияния на развитие инфраструктуры.
  4. Нормирование антропогенного влияния с целью стабилизации и устойчивости природной среды.
  5. Разработка и внедрение новых методов экономического анализа результатов отрицательного воздействия на окружающую среду.
  6. Постоянный мониторинг параметров природы, оценка влияния на них отдельных производственных объектов.
  7. Организация оптимальных экологических условий для проживания населения.
  8. Воспитание и развитие экологического сознания.

Субъектами региональной экологической политики также являются хозяйственно-экономические субъекты, научно-исследовательские организации, политические партии, общественные организации, отдельные граждане.

Основные методы воздействия (инструменты)

Почему государственные и региональные органы используют различные методы воздействия? Очень часто экономические и социальные аспекты в развитии регионов противоречат экологической политике. Так, например, расширение производства приносит прибыль и новые рабочие места, но наносит урон окружающей среде. Или внедрение новых экологически чистых технологий, продуктов экономически невыгодно.

Для эффективности экополитики используется около 40 различных инструментов. Они делятся на фискальные и нефискальные. Фискальные инструменты непосредственно связаны с финансами и могут быть связаны:

  • с государственным доходами (налоги и лицензирование);
  • государственными издержками (целевые экологические программы, научно-исследовательская деятельность, экологические инвестиции).

К нефискальным относят образование, нормирование, законодательную базу.

Экологическая политика предприятия

Прежде всего разработанная на основании ISO 1400 экологическая политика предприятия отражена в одноименном документе. Создание предприятием такого документа является заявлением о его намерениях и принципах, направленных на осуществление защиты окружающей среды. Экологическая политика (пример документа) может содержать:

  • производственные приоритеты;
  • разработку планов по улучшению окружающей среды;
  • обучение персонала;
  • предварительную оценку текущего состояния природы;
  • переоценку продуктов и услуг;
  • учет потребностей клиентов;
  • разработку внутренних процессов и площадок;
  • исследовательские направления;
  • работу с поставщиками и подрядчиками;
  • аварийные ситуации с негативным влиянием на окружающую среду;
  • освоение прогрессивных технологий;
  • учет выполнения требований экологической политики и отчетные документы.

Решение экологических проблем

Пути для решения экологических проблем давно найдены. Они, большие или маленькие, доступны крупным корпорациям и любому отдельному гражданину:

1. Борьба с парниковым эффектом:

  • использование новых возобновляемых источников энергии;
  • прекращение вырубки тропических лесов;
  • сокращение потребления энергии;
  • уменьшение отходов.

2. Борьба с эрозией почв:

  • использование полей небольших размеров;
  • посадка деревьев и кустарников для борьбы с ветром и разрушающими водными потоками.

3. Борьба с наступлением пустынь:

  • применение орошения как метода борьбы с пересушиванием почвы;
  • посадка деревьев и кустарников;
  • использование новых сельскохозяйственных технологий, культур.

4. Восстановление популяций животных:

  • организация новых природных парков как среды обитания;
  • строгий контроль численности животных;
  • запрещение охоты на редких и вымирающих животных.

5. Борьба с кислотными дождями:

  • сокращение выбросов химических производств;
  • сокращение использования химических удобрений;
  • использование фильтров и других источников очистки.

Следует помнить: охрана природы — долг каждого, дальнейшее загрязнение планеты может привести к вымиранию очередного вида живых организмов – людей!

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

  • III Международная конференция «Реки Сибири»
    • Часть 1 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
      • SOCial Innovation Definition and Discussion общественное новаторство — определение и обсуждение
      • ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ БАССЕЙНА ОБИ
      • КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО БАССЕЙНА
      • О СОЗДАНИИ ПРОГРАММЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ОХРАНЕ ВОДНЫ1Х РЕСУРСОВ В БАССЕЙНЕ РЕКИ ОБИ
      • ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
      • ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СИБИРИ
      • РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
      • С.В. Толчин, М.А. Блинов. Разработка методологии формирования и реализации программы «Обеспечение населения региона чистой питьевой водой», на примере Пермской области
      • ТРАНСПОРТНЫЙ комплекс в стратегии экономического развития сибири
      • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛУБИННОГО ТЕХНОГЕНЕЗА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
      • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • Часть 2 Бассейновые подходы
      • Аральское море, проблемы легенды, решения
      • Бассейновый совет — механизм консолидации власти и общественности
      • ОПЫТ РАБОТЫ БАССЕЙНОВЫХ СОВЕТОВ В ВЕРХНЕЙ ОБИ
      • ОПЫТ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ «ЧИСТАЯ ВОДА ПРИИРТЫШЬЯ»
      • ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ БАССЕЙНОВЫХ СОВЕТОВ В СИБИРИ
      • ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ РЫНКА ВОДЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОСТИ РЕК
      • ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД БАССЕЙНА НИЖНЕЙ ОБИ
      • РОЛЬ ВОДНОГО ПАРТНЕРСТВА КАЗАХСТАНА В РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ИУВР И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ В КАЗАХСТАНЕ»
      • ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ… (ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРИРОДНЫХ ВОД В БАССЕЙНЕ ОБИ)
    • Часть 3 ГЭС НА РЕКЕ КАТУНЬ
      • ВОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ВОДОХРАНИЛИЩА АЛТАЙСКОЙ ГЭС
      • ГЭС НА РЕКЕ КАТУНИ: ФАКТЫ И АРГУМЕНТЫ
      • НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АЛТАЙСКОЙ ГЭС
      • ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА КАТУНСКОЙ (АЛТАЙСКОЙ) ГЭС ГЛАЗАМИ ЖИТЕЛЕЙ УСТЬ- КОКСИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
    • Часть 4 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ПРОБЛЕМ
      • БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ (GASTROPODA) ВЕРХНЕЙ ОБИ И ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ, ИХ РОЛЬ В БИОИНДИКАЦИИ ВОД
      • ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ — ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА В СФЕРЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ СИСТЕМ
      • НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ — ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА В СФЕРЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
      • ОПЫТ МОБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ В ПОДДЕРЖКУ МОРАТОРИЯ НА ВЕСЕННЮЮ ОХОТУ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (НСО) И СОСЕДНИХ РЕГИОНАХ В 2000­-2004 гг.
      • ОСОБЕННОСТИ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В БИОГИДРОЦЕНОЗЕ НИЖНЕЙ ТОМИ
      • ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПОСВЯЩЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ «ХУДОЖНИКИ ЗА ЭКОЛОГИЮ»
      • РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЫ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ
      • РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ «ЧИСТУЮ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ — ЖИТЕЛЯМ ТОМСКОГО ПРИОБЬЯ»
      • РЕКИ НОВОСИБИРСКОИ ОБЛАСТИ ГЛАЗАМИ ИХТИОЛОГА
      • РЕЧНОЙ МОНИТОРИНГ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)
      • РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
      • СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИХТИОФАУНЫ НОВОСИБИРСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКИ ИЗДРЕВАЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЙОНА ОЗЕРА ДАНИЛОВО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧОЙСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
    • Часть 5 НАУЧНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗАБОТКИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
      • БЕСПЛОТИННЫЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
      • КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ СИБИРИ
      • ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЕТРОЭНЕРГЕТИКИ
      • ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
      • ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
    • БЛАГОДАРНОСТИ
    • ПРЕДИСЛОВИЕ
    • Резолюция 3-ей международной конференции «Реки Сибири»
  • V Международная конференция «Реки Сибири»
    • Реки Сибири: Материалы V Международной конференции
    • ESTIMATION OF DAMAGE CAUSED TO ENVIRONMENT BY EXPLOITATION OF SMALL HYDRO POWER PLANTS (SHPP)
    • PUBLIC PARTICIPATION IN WATER PROTECTION — FROM ENVIRONMENTAL EDUCATION TO ACTION
    • БАССЕЙН РЕКИ ОБЬ КАК МЕСТО ОБИТАНИЯ РЫБ ЦЕННЫХ ВИДОВ
    • БИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ BIYA: PROBLEMS AND DECISIONS
    • ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА THE HYDROENERGY RESURSES KUZBASS
    • ЗАГРЯЗНЕНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ TRANSBOARDER RIVERS POLLUTION IN CENTRAL ASIA
    • ИЗМЕНЕНИЯ ВОДНОГО СТОКА НА ТЕРРИТОРИЯХ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО КОМЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНО-ТАЕЖНОЙ ПОДЗОНЫ БАССЕЙНА СРЕДНЕЙ ОБИ) THE WATER FLOWING CHANGES ON THE INTENSE OIL-AND-GAS PRODUCTION DEVELOPED TERRITORIES (AS AN EXAMPLE, THE SOU
    • ИРТЫШ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ IRTYSH RIVER: OPPORTUNITIES AND THREATS
    • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТАНОВОК ОЧИСТКИ ВОДЫ В ЦЕЛЯХ ДООЧИСТКИ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫХ СТОКОВ MOBILE WATER CLEANING PLANTS USING FOR POSTTREATMENT OF HOUSEHOLD SEWAGE
    • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ УЧАСТКОВ ГАЗОПРОВОДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ, НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК» USE OF MODERN ECOLOGICAL TECHNOLOGIES AT RECONSTRUCTION AND RESTORATION OF GAZ PIPELINE AN
    • КАЧЕСТВО ПРИРОДНЫХ И ПИТЬЕВОЙ ВОД КАК ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕКИ ИЗДРЕВАЯ
    • НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ СИБИРИ SOME METHODOLOGICAL PROBLEMS OF STATE REGULATION OF USE AND PROTECTION OF WATER RESOURCES OF SIBERIA
    • НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ УНИКАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ РЕКИ СЕВЕРНАЯ СОСЬВА ПРИ КРУПНОМАСШТАБНОМ ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННОМ И ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА NEED AND METHODS FOR DEVELOPING
    • НОВЫЙ ПОДХОД К ВЫДЕЛЕНИЮ ВОДООХРАННЫХ ЗОН МАЛЫХ РЕК В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕКИ УШАЙКИ)1 NEW APPROACH FOR THE EXTRACTING OF SMALL RIVERS WATER PROTECTION ZONE INTO LIMITS OF URBAN AREAS (AT AN EXAMPLE OF USHAIKA RIVER)
    • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НА СИБИРСКИХ РЕКАХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
    • ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОЕКТАХ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛОТИННЫХ ГЭС
    • ОТ ПРОЕКТА СЛОЖНОГО И СПОРНОГО — К КАТАСТРОФИЧЕСКОМУ FROM A DIFFICULT AND DEBATABLE PROJECT TO A CATASTROPHIC ONE
    • ОЧИСТКА ВОДЫ ОТ ВЗВЕШЕННЫХ ВЕЩЕСТВ WATER CLEANING FROM SUSPENDED SOLIDS
    • ПОДХОДЫ К СЦЕНАРНОЙ ОЦЕНКЕ СОВОКУПНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА БАССЕЙН РЕКИ. АМУРСКИЙ ПРИМЕР FRAMEWORK FOR ASSESSMENT OF HYDROPOWER DEVELOPMENT SCENARIOS IN RIVER BASINS. AMUR RIVER CASE-STUDY
    • ПРАКТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ГОРОДСКИМ РЕКАМ ЧИСТЫЕ БЕРЕГА!»
    • ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ К ВОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ БАССЕЙНА ОБИ ЧЕРЕЗ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИСТАЯ ОБЬ И ЕЕ ПРИТОКИ» ATTRACTION OF ATTENTION TO WATER-ENVIRONMENTAL PROBLEMS OB RIVER BASIN THROUGH INTER-REGIONAL ECOLOGICAL PROJECT «PURE О
    • ПРОБЛЕМА МНОГОЛЕТНИХ КОЛЕБАНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ СЕЗОННОГО СТОКА РЕК ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ PROBLEM OF LONG-TERM FLUCTUATIONS AND CHANGES OF THE SEASONAL DRAIN OF RIVERS OF OB-IRTYSH BASIN
    • ПРОБЛЕМА НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КРАСНОГОРСКОГО ГИДРОУЗЛА НА РЕКЕ ИРТЫШ
    • ПРОБЛЕМЫ ОВОС ГИДРОПРОЕКТОВ АНГАРО-БАЙКАЛЬСКОГО БАССЕЙНА: БОГУЧАНСКАЯ И МОТЫГИНСКАЯ ГЭС НА Р. АНГАРА PROBLEMS OF THE ENVIROMENTAL IMPACT ASSESSMENT FOR HYDROELECTRIC PROJECTS OF THE ANGARA-BAIKAL BASIN: BOGUCHANY HYDROELECTRIC POWER STATION AND MOTYGINO H
    • ПРОЕКТ «БЕЛАЯ КНИГА. ПЛОТИНЫ И РАЗВИТИЕ» ХОД ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ПО ПРОБЛЕМАМ БОЛЬШИХ ПЛОТИН
    • РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОГЕННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ С УЧАСТИЕМ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ REALIZATION OF COMPLEX APPROACH TO STUDYING OF TECHNOGENIC ECOSYSTEM IN PARTICIPATION WITH STUDENTS AND UNDERGRADUATES
    • РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИЕМНЫХ, ОТКРЫТЫХ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС БОГУЧАНСКОЙ ГЭС
    • РЕЗЮМЕ МНЕНИЙ ВЫСКАЗАННЫХ НА СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ ТЕМАТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ПО ПРОБЛЕМАМ БОЛЬШИХ ПЛОТИН И НАУЧНОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПО КОМПЛЕКСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЕ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ ФГУ «МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИ
    • РЕКА ЛЕНА, СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН — ПЛАНОВЫЕ НЕФТЯНЫЕ РАЗЛИВЫ, ВЗАИМОСВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА THE RIVER LENA, THE ARCTIC OCEAN — PLANNED OIL SPILLS, THE RELATIONSHIP OF CLIMATE CHANGE
    • РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБСУЖДЕНИИ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТАЙМЫРА
    • СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОНГОЛИИ, СВЯЗАННЫЕ С ДОБЫЧЕЙ ЗОЛОТА НА РЕКАХ — ПРИТОКАХ РЕКИ СЕЛЕНГА SOCIAL-ECOLOGICAL PROBLEMS OF MONGOLIA, CONNECTED WITH GOLD MINING ON THE RIVERS — TRIBUTARIES OF SELENGA, WHICH FLOWS INTO THE LAKE BAIKAL
    • ТРАДИЦИОННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО СОХРАНЕНИЮ РОДНИКОВ АРЖАН СУУ
    • ТРАНСГРАНИЧНЫЙ АМУРСКИЙ БАССЕЙН: ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ТRANSBOUNDARY AMUR RIVER BASIN: WATER MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL POLICIES
    • ЭВЕНКИЙСКАЯ ГЭС И ЕЕ УГРОЗЫ EVENKIISKAYA HYDRO DAM PROJECT AND ITS THREATS
    • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА В ТРАНСГРАНИЧНОМ АМУРСКОМ БАССЕЙНЕ. КАКОВА РОЛЬ ЗЕЛЕНЫХ? ENVIRONMENTAL POLICIES IN TRANSBOUNDARY AMUR RIVER BASIN. WHAT IS ROLE THE ROLE OF GREEN ORGANIZATIONS?
    • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГИБЕЛИ МАЛЫХ РЕК (НА ПРИМЕРЕ РЕКИ ГОСОМКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, РОССИЯ) ENVIRONMENTAL ISSUES FOR THE DESTRUCTION OF SMALL RIVERS (ON THE EXAMPLE R. GOSOMKA BRYANSK REGION, RUSSIA)
    • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ВОДОЙ И ПРИРОДНЫМИ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ECOLOGICAL EDUCATION IN SPHERE OF THE REFERENCE WITH WATER AND NATURAL WATER OBJECTS
  • VI международная конференция «Реки Сибири»
    • 6-я МЕЖДУНАРОДНО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РЕКИ СИБИРИ»
    • Раздел I. КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕЧНЫМИ БАССЕЙНАМИ
      • ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ: ОДНА БОЛЬШАЯ ИЛИ МНОГО МАЛЕНЬКИХ?
      • Водные проблемы Центральной Азии
      • Возможности и ограничения развития Нижнего Приангарья с позиций экологического императива
      • Законодательная основа управления антропогенной нагрузкой в бассейнах Енисея и Ангары
      • Общественныи экологическим контроль на сибирских реках томской области
      • Состояние водной среды — ключевой индикатор экологической безопасности Сибири
    • Раздел II. ГЭС и ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
      • В защиту реки Мульты
      • Влияние гидроэлектростанции на экосистему среднего Иртыша в пределах Казахстана
      • Влияние строительства ГЭС на гидроледотермический режим рек
      • Восстановление миграционных путей проходных рыб ненасильственными технологиями их перевода через плотины как основа устойчивого развития бассейна
      • Динамика животного населения в условиях развития гидроэнергетики Приамурья
      • Загрязнение трансграничных рек и сотрудничество российских и монгольских нго в решении экологических проблем трансграничных рек1
      • Изменение гидрологических свойств водотоков бассейна р. Енисея в результате гидростроительства
      • Новая парадигма энергоснабжения и технологические сдвиги в промышленности
      • Организация экологического мониторинга в пресных водоемах Камчатки
      • Особенности проведения работ по лесосводке и лесоочистке в ложах водохранилищ строящихся ГЭС
      • Оценка гидрологических характерискик в створе проектируемой мотыгинской ГЭС
      • Оценка изменения водного режима р. Ангары, связанного со строительством Мотыгинской ГЭС
      • Участие общественности и органов местного самоуправления в предоставлении недр в пользование на примере Красночикойского района Забайкальского края
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИМ МОНИТОРИНГ ВЕРХНЕЕНИСЕИСКИХ (САЯНО-ШУШЕНСКОЕ, КРАСНОЯРСКОЕ) ВОДОХРАНИЛИЩ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
      • Экологические риски трансграничного водопользования в Даурии в условиях климатических колебаний
      • проблемы российского биомониторинга пресных вод и пути их решения: сибирь и дальний восток как модельные регионы для адаптации и внедрения современной системы пресноводного биоассессмента
    • Раздел III. ЗА ЧИСТУЮ ВОДУ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕК
      • Cибирские реки и урбанизация
      • Загрязнение воды — дискриминация по географическому признаку
      • Качество воды поверхностных водных объектов на территории Красноярского края
      • Ландшафтно-экологический подход к изучению бассейнов малых рек
      • Нормативно-правовое регулирование использования водных ресурсов на основе теории струйных процессов в водотоках
      • Правовое и экономическое регулирование использования поверхностных водных объектов на территории Томской области
      • Проблемы токсикогенетического контроля состояния проточных водоемов
      • России необходим технический регламент по безопасности объектов промышленной гидротехники
      • Экологические и социальные последствия аварии на хвостохранилище Карамкенского ГМК в 2009 г.
      • Эколого-энергоресурсосберегающее устройство по утилизации низкопотенциального тепла ТЭЦ для таяния снега с целью решения экологических проблем реки Енисей
      • Проблемы Российского биомониторинга пресных вод
    • Раздел IV. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СОХРАНЕНИИ РЕК
      • Cоединяя берега и судьбы, сохраняем природу
      • Богучанская ГЭС: взгляд из Кодинска
      • Вовлечение граждан в активную рекоохранную деятельность
      • Водные ресурсы и устойчивое развитие Пекина
      • Выработка стратегии общественных кампаний при промышленном освоении водоохранных зон
      • Комплексный подход к решению экологических проблем реки Издревая
      • Местные активисты оказывают давление на предприятия-загрязнители
      • Роль детского эколого-краеведческого движения «мы — дети Волги» в формировании культуры безопасности личности
      • Творческий конкурс как средство экологического воспитания и просвещения
      • Ускорение гидростроительства в ходе 12-й пятилетки: позиция эко-НПО
      • Участие общественности в сохранении рек
      • Хранители воды
      • Экологическая роль рек бассейна р. Оби в контексте историко-культурного развития региона
      • Эффективность общественного экологического патрулирования берегов
  • VII международная научно-практическая конференция «Реки Сибири и Дальнего Востока»
    • Раздел 1. Социально-экологические проблемы планирования, строительства и эксплуатации ГЭС
      • Малая гидроэнергетика Республики Алтай: в поисках смысла
      • Методика оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития
      • Проблемы сохранения пресноводных экосистем рек Сибири и Дальнего Востока и пути их решения
      • Река Тимптон, приток Алдана и Канкунская ГЭС (Южная Якутия)
      • Транссибирская ГЭС на Шилке – новая угроза Амуру
      • Учет климатических факторов для проектируемых и существующих плотинных ГЭС
    • Раздел 2. Проблемы воздействия горнорудн ых и других предприятий на речные экосистемы и пути их решения
      • Алмазы и реки Якутии
      • Воздействие освоения горно-таежных территорий на состояние малых водотоков Северного Сихотэ-Алиня
      • Золото или река? (В защиту Залесовского заказника)
      • Китайская дилемма: золото или развитие? Прекращение добычи россыпного золота в КНР на примере провинции Хейлунцзян
      • Масштаб экологических последствий добычи россыпного золота в бассейне р. Амур
      • Монголия: краткая история закона с длинным именем
      • Нефтепроводы и малые реки (на примере реки Балта в Новосибирской области)
      • Оценка воздействия Красноярского алюминиевого завода на качество воды р. Черемушка
    • Раздел 3. Вопросы нормативно-правового регулирования использования водных ресурсов.Использование трансграничных водных ресурсов.Участие общественности в решении проблем использования речных систем
      • Вовлечение общественности в управление трансграничным речным бассейном – дело самой общественности (пример сообщества НПО бассейна Днестра)
      • Возможные варианты оценки эффективности работы государственных органов по охране рыбных ресурсов
      • Межрегиональное и международное сотрудничество Забайкальского края в контексте комплексного управления трансграничными речными бассейнами
      • Ответ России миру. Бассейновое устойчивое развитие – зеленая глобализация
      • Разработка российско-китайского механизма оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном аспекте
      • Результаты работ по Амурской программе
      • Российский Дальний Восток в АТР: водные ресурсы и проблемы водопользования
      • Российско-китайское сотрудничество по гидрологии и при трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера
      • Трансграничное сотрудничество по проблемам воды и здоровья в бассейне реки Днестр
      • Туризм как фактор антропогенной нагрузки на водные объекты
      • Экологическое движение и задачи устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока
    • Хабаровские «Реки Сибири»
    • Экологическое движение и задачи устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока
    • VII Международная конференция «Реки Сибири и Дальнего Востока» (отзывы участников и фото)
    • Раздел 4. Экологическое состояние речных экосистем
      • Влияние крупных притоков на качество воды в реке Амур
      • Гидрохимическая оценка вод реки Уссури
      • Динамика содержания минеральных форм азота в воде Среднего Амура в зимнюю межень
      • Итоги совместного российско-китайского мониторинга р. Амур и р. Уссури за 2011 г.
      • К проблеме сохранения реки Амур
      • Климатические флуктуации стока рек Приморья
      • О загрязнении вод Амура железом
      • Особенности альгологического и химического состава воды реки Енисей в районе водозаборов г. Красноярска
      • Особенности гидрохимического режима реки Нижняя Тунгуска
      • Современные климатические изменения в южных районах нижнего Приамурья
      • Современные предпосылки будущего реки Амур
      • Экологические последствия осушительной мелиорации для поверхностных водотоков (на примере территории Еврейской автономной области)
      • Эколого-геологические аспекты районирования реки Амур (российская часть)

Государственная экологическая политика

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Деятельность государства в области экологической безопасности определяет государственная экологическая политика.

Государственная экологическая политика (далее – ГЭП) — определение целей, задач, содержания, направлений практических действий государства для обеспечения экологической безопасности человека и иных объектов, охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов. За рубежом в качестве близкого по значению к термину «экологическая политика» применяют термин «политика в сфере устойчивого развития».

В соответствии с принципами международного права и Уставом Организации Объединенных Наций государства имеют суверенное право разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за то, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

Решения Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 год) обусловили необходимость разработки новой государственной экологической политики в Российской Федерации. ГЭП формируется в рамках государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития — долгосрочная программа, предусматривающая систему действий в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и устойчивого развития, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также выполнения международных обязательств РФ в данной сфере.

Указом Президента РФ от 04.02.1994г. № 236 установлены основные направления Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию:

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. Среди направлений обеспечения экологически безопасного устойчивого развития выделяют: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование природных ресурсов; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей природной среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2. Охрана среды обитания человека. В рамках данного направления предполагается осуществление следующих мероприятий: создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения; улучшение качества продуктов питания; обеспечение населения качественной питьевой водой; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; обеспечение радиационной безопасности населения; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; экологическое воспитание и образование населения;

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах РФ. Примеры деятельности государства в указанном направлении: выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров; преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий; сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал; осуществление программы «Возрождение Волги»; восстановление нарушенных экосистем прибрежной полосы Черного моря; сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы Финского залива; решение экологических проблем районов Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования; сохранение и восстановление экосистемы санаторно-курортного комплекса «Кавказские Минеральные Воды» и т.д.;

4. Участие в решении глобальных экологических проблем, таких, как сохранение биологического разнообразия, охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата, обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия и т.д., а также решение межгосударственных экологических проблем, например: трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона и др.

Основные положения ГЭП сформулированы в следующих документах: «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Национальный план действий по охране окружающей среды», «План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования».

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996года. Концепция определяет основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Концепция предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ. В рамках реализации Концепции предусматривается разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона и дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации — документ экологического планирования, разрабатываемый в целях оздоровления экологической обстановки в РФ, снижения ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, обеспечения эффективного участия России в международной природоохранной деятельности. Он является основанием для целенаправленного использования бюджетных средств на охрану окружающей природной среды при вложении их в решение приоритетных экологических проблем, а также при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами. Впервые Национальный план действий по охране окружающей среды РФ был разработан на 1992 году на период до 2001 года. В дальнейшем такой План стал разрабатываться на каждые 2-3 года.

План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования утверждается Правительством РФ на каждые два года. Впервые План был принят в 1994 году. План действий определяет перечень конкретных мероприятий по подготовке нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, целевых программ, необходимых для решения экологических проблем страны.

На практике применительно к деятельности отдельных субъектов Российской Федерации употребляют понятие «региональная экологическая политика».

Региональная экологическая политика является составной частью государственной экологической политики.

Понятие «региональный» в зависимости от масштаба рассматриваемой окружающей среды может относиться как к области или группе областей внутри страны, так и к группе стран или даже к континенту. Федеративное устройство России включает шесть типов наименований её административно-территориальных единиц, обобщенно называемых субъектами РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Поэтому региональная экологическая политика в Российской Федерации может рассматриваться, как политика федерального центра в отношении субъектов РФ, или совместная политика ряда субъектов РФ. Следует отметить, что понятие «региональный» применительно к экологической политике используется в значительной степени условно, поскольку окружающая среда не имеет административных границ.

Государственная политика в области экологической безопасности исходит из признания приоритета жизни и здоровья человека над результатами производственной деятельности и направлена на:

— координацию деятельности по обеспечению экологической безопасности с экономической и социальной политикой государства;

— государственный надзор и контроль за соблюдение законодательств и нормативными экологическими актами;

— международное сотрудничество при решении важнейших экологических проблем;

— выявление экологических опасностей, оценку различных видов риска и прогнозирование чрезвычайных экологических ситуаций;

— государственное регулирование в области снижения экологических рисков и смягчение последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;

— развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций.

Современная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г, принятая в 2009 году, требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, то есть прогнозирование и предупреждение чрезвычайных экологических ситуаций. По расчетам экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий.