Признаки авторского права

Понятие и признаки объектов авторского права



Статья посвящена вопросу понятия и признаков объектов авторского права, служащих критерием охраноспособности произведений.

Ключевые слова: авторское право, объекты авторского права, признаки объектов авторского права.

Установление понятия и признаков объекта авторского права является одной из важнейших задач гражданского права, поскольку от ее решения зависит возможность определения круга субъектов авторского права, объема их правомочий, а также возможности предоставления авторско-правовой охраны.

Анализ норм действующего гражданского законодательства позволяет сформулировать определение объекта авторского права, под которым понимается произведение науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, выраженное в объективной форме. Наряду с этим, легальное определение «произведение» в законодательстве не раскрывается, однако указаны признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной нормами авторского права.

Широкое распространение в дореволюционной науке гражданского права получило понятие, сформулированное Г. Ф. Шершеневичем: «Объектом авторского права является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе» .

Вместе с тем наряду с литературными произведениями в качестве объектов авторского права он выделял художественные и музыкальные произведения, однако в основу последующих изысканий других специалистов было положено непосредственно вышеуказанное понятие. Так, позднее данное Г. Ф. Шершеневичем определение было дополнено и расширено: «Объектом авторского права, — писал А. Я. Канторович, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества, облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе» .

Среди специалистов авторского права общепризнанным стало понятие произведения, сформулированное советским ученым-юристом В. И. Серебровским: «Произведение, — утверждал он, — можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» .

Таким образом, подчеркивается, что произведение является нематериальным благом, результатом мыслительной деятельности человека, в связи с этим, необходимо отличать само произведение и материальную форму его воплощения, например, рисунок или книга.

Не вызывает сомнений, что произведение как объект авторского права по своей природе относится к нематериальным благам, тем не менее, признание его таковым недостаточно, поскольку к охраняемым законом нематериальным благам относятся и другие блага, в частности нематериальные блага неотделимые от личности субъекта права (честь и доброе имя, деловая репутация и пр.). Следовательно, для правильного определения сущности объекта авторского права, необходимо выделить конкретные признаки, позволяющие его отделить от других нематериальных благ. В настоящий момент, к таким признакам относятся творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Представляется, что наиболее удачным является понятие, которое сформулировал И. А. Зенин: «Творческой, — утверждал он, — считается любая самостоятельная умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием, как принято говорить применительно к авторскому праву, «творчески самостоятельного результата» науки, литературы или искусства» .

По мнению большинства специалистов авторского права, показателем творческого характера произведения являются новизна, оригинальность и уникальность произведения, что может выражаться в новом содержании или новой форме произведения, оригинальной идее или уникальной концепции.

Вторым признаком объекта авторского права, как уже отмечалось, является объективная форма его выражения. Произведение становится объектом авторского права лишь в том случае, когда оно не только создано творческим трудом, но и выражено в какой-либо объективной форме, которая может быть воспринята вовне другими лицами. Законодатель при этом указывает, что объективное выражение может быть осуществлено в одной из следующих форм:

1) письменной, например, рукопись или нотная запись;

2) устной, например, публичное произнесение или исполнение;

3) изображения, например, рисунок или эскиз;

4) звуко- или видеозаписи, например, цифровой или оптической;

5) объемно-пространственной, например, скульптура, макет или сооружение.

Таким образом, подчеркивается, что пока произведение не получило конкретной формы выражения, отделенной от личности автора и доступной для восприятия другими лицами, не существует и объекта авторского права. При этом законом в равной степени охраняются как законченные, так и незавершенные произведения (эскизы, планы и иные промежуточные результаты) используемые авторами при создании произведений .

В авторско-правовой доктрине существуют две позиции относительно связи таких признаков как объективная форма выражения произведения и возможность его воспроизведения. По мнению первой группы специалистов, указанные категории составляют единый признак произведения, иными словами произведение, обладающее объективной формой выражения, может быть воспроизведено.

Вторая группа специалистов считает воспроизводимость самостоятельным признаком произведения, утверждая при этом, что нормами авторского права охраняется произведение, объективная форма которого обеспечивает возможность воспроизведения без участия самого автора. Необходимо отметить, представители указанной группы не отрицают наличия устной формы выражения произведений, в противном случае они не могли бы быть восприняты людьми. Они лишь указывают на то, что такая форма, несвязанная с материальным носителем неустойчива и может быть утрачена и искажена.

В соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК РФ, существуют результаты интеллектуальной деятельности, обладающие признаками, которые присущи объектам авторского права, но неохраняемые им, в силу прямого указания закона.

Во-первых, не пользуются правовой охраной авторского права официальные документы, в том числе международных организаций и их официальные переводы. К официальным документам законодатель относит законы и иные нормативные акты, судебные решения и иные материалы законодательного, административного и судебного характера.

Во-вторых, из сферы правовой охраны авторского права исключены государственные символы и знаки, в том числе символы и знаки муниципальных образований.

Исключение первых двух категорий из объектов авторского права объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества (фольклор), не имеющих конкретных авторов, из-за чего в отношении этих произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, обладающих исключительно информационным характером (например, новости, программы телепередач и прочее).

Наряду с вышеназванными категориями, не подлежат авторско-правовой охране идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах (п. 5 ст. 1259 ГК РФ).

В ст. 1259 ГК РФ дан перечень объектов авторского права, в числе которых указаны литературные, драматические, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные и ряд других произведений.

Таким образом, отсутствие законодательно закрепленных признаков, по которым можно отнести тот или иной объект к группе авторских прав, приводит к неоднозначной практике: суды по-разному оценивают относимость того или иного объекта к объектам авторского права и по-разному решают вопрос о его правовой охране.

Литература:

§ 1. Объекты авторских прав. Понятие произведения

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,
Произведение – это система идей, мыслей и образов, выраженных в доступной для восприятия человеческими чувствами форме. Любое произведение должно отвечать двум критериям.
1. является результатом творческой деятельности.
2. быть выражено в объективной форме.
Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.
Критерии творческой деятельности
Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.
Поскольку творчество — субъективный критерий, то творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.
Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства.
Охраняемые авторским правом произведения именуются «оригинальными». Это означает уникальность результата, его принципиальную неповторимость при параллельном творчестве разных лиц.
Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы. что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения.
При решении вопроса о том, является ли данное произведение объектом авторского права на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и в частности идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты.
Закон также ничего не говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить является ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом. Практическое значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда встает вопрос о правовой охране названий или заголовков, афоризмов, состоящих из нескольких, а иногда из одного слова.
В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются. В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 сентября 1999 г. N 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.
В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения или производные). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы созданы самим автором, производные произведения
могут включать элементы уже существующих произведений. К ним относятся производные произведения, под которыми понимаются переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Вопрос о том, имеет ли место производное произведение решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом (пример, создание произведения «по мотивам»). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться при наличии достаточного творческого начала. Таким образом, производные произведения будут охраняться авторским правом при наличии достаточного творческого начала и соблюдения авторских прав на оригинальное произведение.

Под признаки охраняемого авторским правом произведения попадают и интервью, хотя они прямо и не указаны в перечне охраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работе журналиста, так и интервьюируемого; журналист подбирает и формулирует вопросы, а интервьюируемый определяет содержание и форму вопросов, Таким образом, общими усилиями создается особый вид произведения, включающий две неразрывные части.
Каждое произведение обладает определенными достоинствами и назначением.
Достоинства произведения — это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство.
Назначение произведения — это предполагаемый или фактический метод его использования либо сфера его использования. Назначение произведения определяется автором или иным правообладателем.
Авторское право в одинаковой степени охраняет любые произведения, независимо от достоинств и назначения.
Объективная форма выражения произведения.
Это способ фиксации творческого замысла автора, при котором произведение доступно для восприятия человеческими чувствами.
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования.,
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.

Что является объектом авторских прав? Определение понятия, его виды и примеры

Авторское право представляет собой совокупность норм гражданского права, которые регулируют отношения, возникающие при создании и использовании произведений науки, литературы и искусства, защищают права авторов.

В субъективном смысле под авторским правом понимают исключительное право конкретного лица на определенные объекты.

В статье рассмотрены особенности и признаки авторских прав, дана их классификация, приведены примеры.

Определение понятия

Объектами авторского права (АП) являются произведения науки, литературы и искусства, независимо от того, каким способом они выражены, какое имеют назначение и какими достоинствами обладают (п.1 ст. 1259 ГК РФ).

Под произведением понимается совокупность идей, мыслей и образов, выраженных автором в результате творческого процесса в конкретной форме, которую человек может воспринять.

Под защиту АП может попадать произведение не только полностью, но и какая-то отдельная его часть. Так, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ объектом может быть признан персонаж какого-либо произведения, если он является отдельным результатом творческой работы автора.

Объектами также считаются производные и составные работы. Первый вариант представляет собой модификацию уже существующего произведения, а второй — его видоизменение в результате творческого процесса.

Признаки и особенности

Научные и литературные работы, а также творения искусства обладают АП при наличии следующих признаков:

  1. Является результатом творчества человека, в процессе которого он реализовал свои навыки и способности, обладает оригинальными и неповторимыми характеристиками. Во внимание не берется уровень значимости такой работы.
  2. Автор придал творению объективную форму. Нормы права не распространяются на идеи автора, которые не получили внешнего выражения. Учитывается как материальная форма (рукописи, скульптуры, видео или звуковые записи, изображения), так и нематериальная.Например, если автор в устной форме озвучил свое произведение перед публикой, то оно автоматически становится объектом АП, так как у третьих лиц появляется возможность воспроизвести его от своего имени.

Кроме признаков, имеется еще и ряд особенностей объектов АП:

  • Не требуют регистрации. В отличие от объектов промышленной собственности (изобретения, образцы и прочее), в России не существует определенных реестров, куда бы вносилась информация о, например, созданных творениях искусства. Это связано с тем, что творческие работы изначально подразумевают под собой уникальность.
  • Закон учитывает только форму творения, а не его содержание. Не играет роли, что написано в литературной повести или какие персонажи были придуманы, главное, чтобы объект допускался ГК РФ.
  • Имеют творческую основу. Работа является результатом творчества автора, если не доказано иное. Под творчеством понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой творению были присвоены отличительные черты и художественная ценность.
  • Являются частью культуры общества и не связаны, например, с промышленными отраслями.
  • Могут быть воплощены в разной форме (скульптуры, песни, изображения и т.д.).
  • Творение должно быть авторским, именно поэтому не учитывается фольклор.
  • Право авторства распространяется на творение независимо от того, было ли оно выставлено на публику или нет. Если работа еще не была обнародована, то права на нее автор получает с того момента, как ей была присвоена объективная форма.

Стоит отметить, что авторское право на какое-либо произведение не имеет ничего общего с правом собственности на воплощенный в материальную форму предмет. Если лицо обладает правом собственности, например, на скульптуру, то это не говорит о том, что оно имеет авторские права на нее.

Виды и классификация

В ст. 1259 ГК РФ перечислены следующие виды произведений, которые являются объектами АП:

  • литературные произведения (рассказы, стихотворения и прочее);
  • сценарии кинофильмов, пьесы и другие музыкально-драматические постановки;
  • танцевальные композиции и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстовым сопровождением и без;
  • произведения аудиовизуальной формы;
  • художественные работы (картины, скульптуры и прочее) и другие творения изобразительного искусства;
  • декоративно-прикладные изделия и сценографические работы;
  • архитектурные строения, ландшафтные и садовые работы, включая чертежи и проекты;
  • фотографии и аналогичные произведения;
  • карты, эскизы, планы, разработанные в отрасли географии;
  • программы для ЭВМ, которые попадают под охрану авторского права как литературные произведения;
  • другие произведения.

Существует еще и другая классификация. Так, объекты АП делят на:

  1. Оригинальные и производные. В первом случае творение в целом создано только на основе идей самого автора, а во втором — автор мог использовать уже существующие детали других работ или видоизменить их по своему усмотрению.
  2. Простые и составные. В составных произведениях авторство присваивается за творческий подход к обработке и расположению уже существующего материала.
  3. Обнародованные и необнародованные. Под обнародованностью понимается ознакомление автором публики со своим творением.

На правовой режим авторского произведения влияет и способ его создания. Все объекты можно классифицировать на такие группы:

  • в рамках выполнения трудовых обязанностей (служебные произведения);
  • по требованию заказчика;
  • выполнение работ по государственному контракту;
  • выполнение работ по другому соглашению.

О том, как получить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • на песню и музыку;
  • в интернете;

читайте в статьях по ссылкам.

Примеры

Для наглядности можно привести несколько примеров объектов авторского права:

  1. «Темная башня» цикл романов Стивена Эдвина Кинга — авторское литературное произведение.
  2. Программа Microsoft Windows — операционная система для ЭВМ, разработанная компанией Microsoft.
  3. Картина «Восточные грезы» Маршенникова Сергея — художественное произведение искусства.

Если говорить про персонажи, то, например, Апелляционный суд США признал персонаж «Бэтмобиль» из комиксов отдельным объектом АП.

Все самое важное о знаке авторского права узнайте в статье по ссылке.

Что к ним не относится?

ГК РФ определены произведения, не являющиеся объектами АП:

  • Официальные документы, разработанные государственными и муниципальными органами. К ним относятся: законодательные акты, судебные решения, текстовые документы административного характера, а также международные документы, включая их перевод.
  • Государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и прочее). К этой категории также относятся и денежные государственные знаки.
  • Народные произведения искусства, которым не присвоено конкретное авторство (фольклор).

В соответствии с п.5 ст. 1259 ГК РФ авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, способы решения задач.

Для чего нужна оценка их стоимости и как она проводится?

Под оценкой понимают специальное исследование, которое позволяет определить стоимость авторских объектов. После ее проведения профессиональный оценщик выдает официальный документ, имеющий юридическую силу, который может быть использован в качестве доказательства при рассмотрении спора о стоимости в суде.

Проведение оценки может потребоваться в следующих случаях:

  1. для определения размера гонорара автора творения при оформлении передачи прав пользования на объект;
  2. для установления стоимости при заключении сделки купли-продажи;
  3. для расчета суммы ущерба, который был нанесен правообладателю по причине незаконного использования объекта.

Для проведения потребуются следующие документы:

  • детальное описание произведения с указанием автора, правообладателя и даты создания;
  • перечень расходов с указанием размера трат, которые были понесены автором в процессе создания, включая расходы на рекламу и сопровождение;
  • данные о доходах, которые правообладатель получил, используя произведение;
  • данные об имеющихся обременениях и ограничениях на использование объекта, а также судебных делах, связанных с правами на него;
  • имеющееся лицензионное соглашение.

Вышеуказанный перечень документов может быть дополнен в зависимости от задачи, поставленной перед оценщиком.

Обладают ли театральные программы АП?

Являются ли объектом авторских прав театральные программы? Создание театральной постановки — процесс трудоемкий, длительный и коллективный, в который каждый его участник вносит свой авторский вклад. Согласно ст. 1240 ГК РФ театральное представление является сложным объектом, в состав которого входит несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Театральная постановка на законодательном уровне охраняется с помощью механизма смежных прав (ст. 1304 ГК РФ). С 1 января 2018 года вступили в силу изменения (Закон от 28.03.2017 №43-ФЗ), которые расширили права режиссеров-постановщиков на свои спектакли.

Так, главным документом, с помощью которого происходит фиксация АП на спектакль, признана партитура. С ее помощью теперь режиссер-постановщик может подтвердить свое право на постановку при возникновении спорных вопросов с театром.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.1315 ГК РФ режиссер-постановщик театрального произведения обладает неимущественным правом на неприкосновенность постановки при публичном исполнении и имущественным правом на представление спектакля в живом исполнении (пп.10 п.2 ст.1317 ГК РФ).

Другими словами, театр для постановки конкретного спектакля перед публикой должен получить от режиссера разрешение.

Об ответственности за нарушение авторских прав, узнайте в статье по ссылке.

Обладают ли игрушки АП?

Игрушки являются охраняемым объектом интеллектуальной собственности, если считаются самостоятельным результатом творчества дизайнера, которому и принадлежат авторские права, выражены в объективной форме и отвечают требованиям ст.1259 ГК РФ.

Часто споры по поводу того, является ли та или иная игрушка объектом АП, рассматриваются в судах. Так, большое число игрушек ручной работы изготавливается в виде известных персонажей фильмов и мультфильмов. В этом случае используется персонаж героя, на которого также распространяются нормы законодательства (ст. 1259 ГК РФ). Если игрушка изготавливается без согласия автора, придумавшего персонаж, то в этом случае нарушаются его авторские права.

Избежать нарушения закона можно, составив лицензионное соглашение с правообладателем, на основании которого он передает право использования результата интеллектуальной деятельности на определенных условиях.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео, в котором юрист подробно рассказывает о том, что является объектами авторских прав:

Интеллектуальные права на какие-либо научные или литературные произведения, а также творения искусства являются авторскими. Авторские произведения классифицируются на основании ст. 1259 ГК РФ. Существует и ряд работ, которые не попадают под охрану авторского права. При необходимости автор произведения может обратиться к оценщику для проведения экспертизы и определения стоимости своего авторского объекта.

Понятие и признаки объектов авторских прав

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства.

Термин «произведение» в ГК РФ не раскрыт, хотя из абз. 1 п. 1 ст. 1228 ГК РФ может быть сделан вывод, что это — результат интеллектуальной (творческой) деятельности. Интеллектуальная (творческая) деятельность — это деятельность человеческого мозга. Мозг, как известно, способен создавать только идеи, идеальные образы, а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение — не материальный, а идеальный объект.

Авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому надо сделать вывод, что авторское право возникает только на произведения, выраженные в объективной форме.

Объективная форма выражения произведения, строго говоря, является частью понятия «произведение»; это и есть само произведение: если какая-то мысль, идея, существует лишь в голове, а объективно не выражена, то произведения еще нет. В этом смысле объективная форма произведения не является материальным объектом.

В отличие от этого материальный носитель, в котором произведение выражено (ст. 1229 ГК РФ), вполне материален.

Интеллектуальные (творческие) результаты являются разнообразными. Многие интеллектуальные (творческие) результаты могут быть получены разными лицами, работающими независимо друг от друга, параллельно.

Если бы такие результаты признавались произведениями, пришлось бы либо признавать авторами всех лиц, получивших такие результаты, либо признавать автором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить систему определения первенства (приоритета) и, очевидно, систему регистрации всех произведений.

Поскольку ни того ни другого в авторском праве нет, следует признать, что авторское право не охраняет те интеллектуальные результаты, которые могут создаваться разными лицами, работающими независимо друг от друга, параллельно.

Охраняемые авторским правом интеллектуальные результаты именуются «оригинальными». Этот термин употребляется как синоним уникальности результата, его принципиальной неповторимости при параллельном творчестве разных лиц. В законах об авторском праве большого числа зарубежных стран указывается, что авторским правом охраняются лишь оригинальные творческие результаты.

В России это обстоятельство широко признается судебно-арбитражной практикой. Требование «оригинальности» к охраняемому авторским правом объекту содержится в п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», а также в пп. 1 и 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 1999 г. по делу N А56-12784/99 указывается, что «отличительными признаками объекта авторского права являются: новизна, творчество, оригинальность (уникальность, неповторимость) произведения».

Это очень точное указание объекта авторского права.

Произведение, охраняемое авторским правом, должно относиться к сфере науки, литературы или искусства.

Указание на эти сферы не должно пониматься ограничительно. По сути, эта норма устанавливает, что произведение может относиться к любой сфере, где имеет место интеллектуальная деятельность. В частности, несомненно, техническое творчество тоже может приводить к появлению охраняемых произведений. Произведения могут появляться и в сфере «преподавания», упомянутой в ст. 44 Конституции РФ. Интеллектуальные результаты художественно-промышленного конструирования (техническая эстетика, дизайн) пользуются авторско-правовой охраной.

Понятие «искусство» следует понимать широко; оно включает, кроме изобразительных искусств, музыку, танец, хореографию, театр, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и т.п.

Отнесение произведения к сфере науки, литературы или искусства несущественно для решения вопроса о его охраняемости авторским правом. Однако такое отнесение произведения к одной из этих трех сфер в некоторых случаях имеет значение для определения объема предоставляемой охраны. Так, авторское право на литературное произведение обычно включает право на перевод, а авторское право на произведения науки и искусства (в том числе на сборники произведений) права на перевод не знают.

Достоинства произведения — это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство. Произведения, которые являются антинаучными, слабыми в научном или художественном отношении, конечно, не должны использоваться, но, тем не менее, они охраняются авторским правом.

Назначение произведения — это предполагаемый или фактический метод его использования либо сфера его использования. Назначение произведения определяется автором или иным правообладателем. Метод (сфера) использования произведения иногда влияет на объем прав, возникающих на это произведение.

В ст. 1288 ГК РФ содержится перечень объектов авторского права, включающий 10 конкретных разновидностей произведений. Заканчивается этот перечень указанием на то, что объектами авторского права могут являться и «другие произведения».

Это означает, что приведенный перечень не является закрытым, а любые иные категории произведений (в том числе те, которые могут появляться в будущем) автоматически охраняются авторским правом, если они отвечают общим критериям, предъявляемым к объектам авторского права.

Формой выражения литературных произведений является язык (слова, фразы, их сочетания), а также сочетания букв и отдельных цифр и символов. Математические и химические формулы также относятся к литературным произведениям.

Программы для ЭВМ также включены в число литературных произведений в связи с международными рекомендациями по этому вопросу.

Нотные знаки, изображенные на бумаге и т.п., также включаются в число литературных произведений.

Драматические, литературно-драматические и сценарные произведения могут быть выражены письменно — тогда они охраняются как литературные произведения. Однако основной формой их выражения является сценическое воплощение. В таком виде они публично исполняются или выпускаются в эфир. Они могут воплощаться и в аудиовизуальное произведение.

Словесная или знаковая фиксация хореографического произведения или пантомимы не есть форма выражения этих произведений; такая фиксация приводит к появлению либо нового литературного произведения, либо чисто технического нетворческого объекта. Использование такой фиксации не будет считаться использованием хореографического произведения или пантомимы. Однако видеозапись — возможная форма выражения таких произведений.

Музыкальное произведение (с текстом или без текста) может существовать как в форме литературного произведения, так и в форме звукозаписи или «живого» исполнения.

Произведения изобразительного искусства всегда воспринимаются зрительно. Они могут быть выражены в оригинале и в копиях, в том числе в фотокопиях. Способ исполнения и материал не имеют значения при решении вопроса об отнесении произведения к категории изобразительного искусства. Произведения живописи — это плоскостные или — в основном — плоскостные (двухмерные) произведения; произведения скульптуры — объемные произведения.

Строго говоря, произведения декоративно-прикладного искусства являются разновидностью произведений изобразительного искусства. Они также включают произведения дизайна; последние часто охраняются как промышленные образцы (ст. 1352 ГК РФ), что приводит к двойной охране.

Произведения сценографии (более привычное название — театрально-декорационное искусство) значительно отличаются от произведений декоративно-прикладного искусства.

Отнесение произведений к категории произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства очень важно в связи с наличием особой нормы (подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), из которой следует, что формой выражения этих произведений (впрочем, как и произведений дизайна) является в том числе практическое их выражение в материальном объекте (здание, город, парк и т.п.).

Географические, геологические и другие подобные карты пользуются не только охраной по авторскому праву, но и специальной охраной.

Эти две новые категории произведений имеют одну общую особенность: при их создании были использованы другие произведения.

В этом пункте упоминаются, во-первых, производные произведения. Более подробно об этой категории произведений указано в ст. 1260 ГК РФ.

Во-вторых, здесь упомянуты составные произведения. Указывается на то, что творчество при создании составного произведения состоит в подборе (или отборе) отдельных материалов и расположении этих материалов.

Авторские права распространяются «как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме».

Исключение, однако, составляют произведения, выраженные в устной форме. Такие произведения должны быть не просто произнесены или исполнены; эти действия должны быть совершены публично. Иными словами, в этом случае момент выражения произведения в устной форме совпадает с моментом его обнародования. До этого момента устные произведения не охраняются, их вообще не существует.

Если время создания произведения не совпадает со временем его обнародования, бывает трудно определить время его создания.

Обычно точное время создания произведения (выражения его в объективной форме — что одно и то же) не имеет правового значения, поскольку авторское право не знает понятия первенства (приоритета) в создании произведения.

Вместе с тем в отношении авторов — граждан иностранных государств в тех случаях, когда охраняемость их произведения зависит от места и времени первого обнародования произведения, считается, что произведение было создано в месте и в момент первого обнародования, а предшествующее существование произведения в качестве необнародованного не учитывается. Исключение составляют случаи, когда обнародование имело место после смерти автора, а также случаи официального толкования Бернской конвенции.

Под звуко- и видеозаписями в данном пункте имеется в виду форма выражения объектов авторского права, а не объекты смежных прав.

Произведение считается выраженным в объективной форме и получает авторско-правовую охрану независимо от того, может ли произведение восприниматься органами чувств человека (зрение, слух и т.д.) непосредственно, или оно может восприниматься лишь с помощью каких-либо технических средств.

Норма о том, что на произведение, выраженное в объективной форме, «распространяется авторское право», означает, что с этого момента в отношении этого произведения начинают действовать все соответствующие интеллектуальные права (личные неимущественные права, исключительное право и иные права). Это краеугольный камень построения всей системы авторского права.

Следует, однако, учитывать, что исключительное право на обнародованное произведение отличается от исключительного права на необнародованное произведение. Многие случаи свободного использования произведения распространяются только на обнародованные произведения. Срок действия авторского права для обнародованного произведения определяется иначе, чем для необнародованного.

Наконец, при различных спорах (об авторстве, о нарушении авторского права) в отношении обнародованных произведений действует презумпция их копирования, заимствования, присвоения авторства нарушителем, а в отношении необнародованных произведений такая презумпция не действует.

10.Признаки объектов авторского права

Основными признаки объектов авторского права являются:

–творческий характер его создания,

— объективная форма выражения.

Это означает, что объект авторского права должен быть результатом именно творческого труда автора, и должен быть закреплён на материальном носителе (в письменной форме, в форме изображения, звуковой или видео записи, в объёмно-пространственной форме), также объект авторского права может быть выражен в устной форме, но в виде публичного исполнения.

Объект авторского права обычно имеет специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

• латинской буквы «С» в окружности (©)(первая буква слова «copyright») а также используют литеру C в круглых скобках — «(c)».) ;

• имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

• года первого опубликования произведения.

11.Источники авторского права

Международно-правовые источники:

  • Конвенция ВОИС (70-е гг.)

  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883г.)

  • Мадридское соглашение о международной регистрации знаков

  • Договор о патентной кооперации (РСТ) (1970г.)

  • Евразийская патентная конвенция(1994г.)

  • Всемирная конвенция об авторском праве (ред. 1952г.)

  • Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (в редакции Парижского акта 1971 г.).

Национально-правовые источники:

  • Конституция

  • ГК, КоАП

  • Закон об авторский правах и смежных правах (1996г.)

  • Закон о географ. указаний

  • Закон о ТЗ и ЗО (1994г.)

  • Закон о патентах на изобретение, ПМ и ПО (2002г.)

  • Закон о патентах на сорта растений (1995г.)

  • Закон о противодействии монополистической деятельности развитии конкуренции

  • Постановление государственного патентного комитета (1993г.) «Утверждающее порядок государственной регистрации имущественных договоров и договоров об уступке прав на патенты»

  • Постановление Совета Министров №843 «Об утверждении государственной программы защиты ИС в РБ на 2004-2006гг.»

  • Постановление Совета Министров 1997г. № 452 » Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства»

  • Постановление кабинета Министров 1996г. №697 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства»

12. Права авторов

Закон Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” подразделяет права авторов на личные неимущественные права и имущественные права, которые являются различными категориями авторского права с разными свойствами, сроком действия и возможностью их уступки.

Важнейшим различием между личными неимущественными и имущественными правами является их различное временное действие и абсолютная или относительная принадлежность автору. Если право авторства как основное личное неимущественное право является неотчуждаемым и непередаваемым, то имущественные права могут быть уступлены. Кроме того, личные неимущественные права действуют бессрочно, тогда как имущественные права имеют ограниченный срок действия.

К личным неимущественным правам относятся:

1) право на имя, псевдоним и анонимность

2) право на защиту репутации

3) право на обнародование своего результата

4) право авторства

К имуществееным правам относятся:

1) воспроизведение произведения;

2) распространение произведения;

3) прокат произведения (относится к 5 видам произведений: а) компьютерным программам; б) базам данных; в) аудиовизуальным произведениям; г) нотным текстам музыкальных произведений; д) произведениям, воплощенным в фонограммах);

4) импорт произведения;

5) публичный показ произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) передачу произведения в эфир;

8) иное сообщение произведения для всеобщего сведения ( включает в себя 3 имущественных права: а) право на передачу в эфир;б) право на передачу по кабелю; в) право на доведение произведения до всеобщего сведения)

9) перевод произведения на другой язык;

10) переделку или иную переработку произведения.

11) право на авторское вознаграждение