Признаки органов исполнительной власти

Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти – это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.

В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

— объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum — организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;

— субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти.

К числу этих признаков относятся:

— официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;

— осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;

— возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

— наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;

— органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

— контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;

— состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;

— обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:

— официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

— компетенцию, определяющую меру и способ его участия в государственном управлении и территориальный масштаб деятельности;

— функции, цели и задачи деятельности;

— формы и методы деятельности;

— положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

— порядок образования, реорганизации и управления.

Внутренняя форма показывает: устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.

С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.

Таким образом, орган исполнительной власти — это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д.

В учебной литературе их принято классифицировать:

1) по основаниям образования:

— образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);

— создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

2) по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:

— федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

— региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

— органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

3) по порядку образования:

— избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);

— образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

4) по объему и характеру компетенции:

— органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);

— органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

— органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

— органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

— органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

5) по организационно-правовой форме:

— правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

6) по порядку принятия решений:

— единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

— коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);

7) по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

— основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

— вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.

Исполнительная власть в государстве: функции и система органов

20 января 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разделение властей – один из основополагающих принципов правового государства.

Законодательная ветвь задаёт общие правила поведения для всех граждан и организаций. Судебная – защищает права и обеспечивает справедливость. А исполнительная власть берёт на себя управленческие полномочия.

В этой статье вы познакомитесь с системой исполнительно-распорядительных органов в РФ и узнаете, какие важные функции они выполняют.

Исполнительная власть — это…

Понятие «исполнительная власть» официально появилось в российском законодательстве только в 90-е годы XX века. Хотя фактически эта ветвь стала формироваться параллельно с возникновением первых государств.

Сейчас учёные-правоведы приводят следующие синонимы исполнительной власти:

  1. правительственная;
  2. министерская;
  3. административная;
  4. управленческая.

Если первые два слова указывают на субъектный состав, то последние – на сущность понятия.

Исполнительная власть – это система властных структур, которые управляют обществом и государственным имуществом, следят за претворением в жизнь положений Конституции, законов (что это?) и других нормативных правовых актов (что это такое?).

В рамках компетенции (что это такое?) органы и должностные лица реализуют распорядительные полномочия. То есть, они вправе давать другим субъектам указания, обязательные к исполнению.

Такие структуры в своей деятельности больше всего взаимодействуют с законодательной ветвью, особенно в части нормотворчества.

Функции исполнительной власти в государстве

Знание функций исполнительной власти позволяет глубже понять, чем занимаются правительственные органы в государстве. Учёный Бельский К.С. выделяет следующие 5 направлений:

  1. Регулятивно-управленческая функция.
    Органы исполнительной власти РФ реализуют политику государства в различных отраслях общественной жизни. Например, Правительство управляет федеральной собственностью, а Министерство культуры – обеспечивает использование и сохранность объектов культурного наследия.
  2. Охрана общественного порядка.
    Исполнительная власть в РФ следит за тем, чтобы граждане и организации соблюдали законодательство и не ущемляли права друг друга. Например, сотрудники ОВД должны быть готовы в любой момент прийти на помощь тем, кто оказался жертвой преступления.
  3. Обеспечение прав и свобод граждан.
    Исполнительно-распорядительные органы обязаны создавать условия, при которых люди смогут реализовать свои конституционные права. Например, человек хочет открыть бизнес. Он идёт в территориальный орган ФНС и регистрирует ИП.
  4. Нормотворческая функция.
    Бельский К.С. называют эту функцию вспомогательной, то есть направленной на обслуживание основных. Органы исполнительной власти РФ не только обладают правом законодательной инициативы, но и могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. Например, Правительство часто принимает обязательные к исполнению постановления. Правда, такие документы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, законы, акты Президента.
  5. Оперативно-исполнительная функция.
    Управленцы должны быть готовы к оперативному решению возникающих в государстве проблем. Угрозы бывают внешними (международные конфликты, терроризм) и внутренними (природные катаклизмы, неблагоприятная демографическая обстановка, экономический кризис).

    Кроме того, учёные выделяют следующие функции административной власти:

    1. организационная;
    2. координирующая;
    3. информационно-аналитическая;
    4. контрольно-надзорная;
    5. полицейская;
    6. оказания государственных услуг.

Таким образом, если законодательную власть можно назвать двигателем государства, то административную – коробкой передач. От последней зависит, в каком темпе будет развиваться страна.

Органы исполнительной власти

Из всех трёх ветвей власти в государстве, исполнительная имеет самую разветвлённую систему. Это связано с необходимостью разграничения предметов ведения между властными структурами по отраслям и соблюдением строгой иерархии (что это такое?).

На верхушке системы находится Правительство РФ. Этот орган подконтролен Государственной Думе и подотчётен Президенту.

Включает следующих лиц:

  1. Председателя;
  2. замов Председателя;
  3. федеральных министров.

Далее следуют федеральные органы. Их компетенция была строго разграничена в результате российской реформы 2004 года.

«Система федеральных органов исполнительной власти РФ»:

Наименование Примеры Особенности
Министерства МВД, здравоохранения, обороны, культуры Осуществляют функции по выработке государственной политики в определённой отрасли, занимаются правовым регулированием
Федеральные службы ФНС, по аккредитации (что это?), по интеллектуальной собственности Выполняют преимущественно контрольно-надзорные функции
Федеральные агентства Архивное, дорожное, связи, водных ресурсов Оказывают государственные услуги и управляют госимуществом

Федеральные органы исполнительной власти для реализации своих полномочий на территории одного или нескольких субъектов РФ (что это такое?)создают следующие структуры:

  1. комитеты;
  2. департаменты;
  3. главные управления.

Однако не стоит путать перечисленные подразделения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Система последних формируется с учётом исторических и национальных традиций конкретного региона (это как?), местного законодательства.

Как правило, органы самих субъектов носят следующие наименования: правительства, администрации.

Выводы

Таким образом, исполнительная власть – это система специально учреждаемых органов и должностных лиц, наделённых властными управленческо-распорядительными полномочиями по реализации законов государства.

Она проводит государственную политику во всех без исключения сферах общественной жизни, строится на принципах вертикальной иерархии и опирается на аппарат принуждения. От управленцев зависит скорость развития экономики и благосостояние населения.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Признаки исполнительной власти

Государственная власть опирается на государственный аппарат, юридические нормы, материальные ресурсы, механизмы убеждения и принуждения. И само государство, и его деятельность можно рассматривать как средство управления, осуществляемого в интересах социальной группы, класса или всего народа как инструмент властвования.

Исполнительную власть можно трактовать в двух основных аспектах: 1) в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты; 2) в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию (систему органов исполнительной власти), компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность.

Первый признак исполнительной власти — ее вторичность, подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

Второй признак исполнительной власти — ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в обычных, и в экстремальных условиях.

Закон служит только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляют органы исполнительной власти, имеющие дело с действительными явлениями жизни и выполняющие задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и общественными процессами.

Исполнительная власть отличается систематической, непрерывной деятельностью, направленной на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.

Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т.е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, работу государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации.

Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).

Наличие в непосредственном ведении исполнительной власти огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

Ведая огромными ресурсами, исполнительная власть непосредственно их не использует. Она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др. Исполнительная власть реализует исполнительно-распорядительную деятельность, в процессе осуществления которой издается огромное количество распоряжений — административных актов.

В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, в частности армия, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке — важная черта исполнительной власти.

Названные выше признаки содержания исполнительной власти — универсальность, предметность, принудительность, организующий характер — детерминируют ее организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную систему. Единство многоуровневого механизма исполнительной власти — важнейшая основа единства государства.

Известно, что и законодательная, и судебная власть не обладают организационным единством, иерархией, подчинением нижестоящих звеньев вышестоящим. В отличие от других властей исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

Исполнительная власть выступает как вторичная по отношению к представительным (законодательным) органам, которые определяют ее структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираются непосредственно народом (президент, губернатор и т.д.). Издаваемые ими властные акты подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке закон. Действия органов и должностных лиц системы исполнительной власти не могут противоречить закону, являются его исполнением.

В условиях правового государства значительно изменяются объем и формы контроля за деятельностью исполнительной власти. Ее подконтрольность приобретает качественно иной характер. Исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащие ни к одной из трех ветвей власти (прокуратура, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и др.). В Российской Федерации огромные контрольные полномочия принадлежат также Президенту РФ, занимающему особое положение в российской системе разделения властей.

Исполнительная власть в системе органов государственной власти занимает особое положение. Во-первых, она исполняет политические решения, формулируемые Президентом Российской Федерации и законодательными органами, при этом ее деятельность находится под контролем судебной власти и под надзором прокуратуры. Во-вторых, исполнительная власть обеспечивает деятельность законодательной и судебной властей, а также органов прокуратуры. В-третьих, исполнительная власть как субъект законодательной инициативы направляет в Государственную Думу Российской Федерации проекты федеральных законов, осуществляет экспертизу проектов федеральных законов, разработанных другими субъектами законодательной инициативы.

Исполнительную власть отличает ее подчиненное положение, так называемая, «вторичность» по отношению к законодательной и судебной власти. Исторически сложилось так, что исполнительная власть предназначалась для реализации монарших повелений. В современных демократических правовых государствах исполнительная власть вторична, прежде всего, по отношению к закону. По отношению к другим ветвям государственной власти исполнительная власть, несмотря на то, что она осуществляется самостоятельно, сохраняет подчиненное положение. Это проявляется, например, в том, что органы исполнительной власти не могут изменять или отменять акты органов законодательной или судебной власти и обязаны строго их исполнять.

При этом органы исполнительной власти организуют реализацию законодательных установлений, а также приговоров и решений судов, создают, поддерживают и обеспечивают сложную систему общественных связей в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах. Исполнительная власть претворяет в жизнь политические решения (идеи), вырабатываемые Президентом, Советом Безопасности, Федеральным Собранием Российской Федерации, создает практические механизмы реализации идей, определяет конкретных исполнителей, обеспечивает условия, в том числе, финансовые и материальные, распределяет полномочия и ответственность между субъектами управления, координирует и контролирует их деятельность.

В отличие от законодательной и судебной власти исполнительная власть осуществляется постоянно,непрерывно, повседневно, решая текущие вопросы. Законодательные и судебные процессы, в отличие от деятельности исполнительной власти, конечны, завершаются принятием федеральных законов, вынесением приговоров и иных решений.

Исполнительная власть универсальна. Во-первых, она обеспечивает решение широчайшего круга разнообразных вопросов, связанных с государственным управлением (промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, торговля, услуги, транспорт, образование, здравоохранение, наука, культура, охрана общественного порядка, оборона и общественная безопасность). Во-вторых, она использует обширный арсенал средств управления, опосредующих управленческое воздействия на волю людей: поощрение, убеждение, принуждение и др.

В ведении органов исполнительной власти находятся огромные ресурсы – правовые, информационные, финансовые, технические, идеологические, организационные и пр. Можно говорить, что исполнительная власть распоряжается всей государственной мощью.

При этом сама исполнительная власть эти ресурсы не использует, не лечит, не учит, не производит. Она лишь организует производство, образование, здравоохранение и т.д. В процессе подобной организации органы исполнительной власти издают огромное количество правовых актов индивидуального и нормативного характера в виде: постановлений, распоряжений, приказов, положений, инструкций, правил, уставов, наставлений. Названные акты издаются во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, судебных актов, а также в пределах полномочий исполнительной власти самостоятельно, по своей инициативе.

Такую деятельность принято называть распорядительной. Поэтому, говоря об исполнительной власти, часто упоминают об исполнительно-распорядительных органах, ее осуществляющих. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, органы государственной безопасности, полиция, специальные принудительные учреждения. При этом особенно важно то, что исполнительная власть распоряжается названными ресурсами самостоятельно, ей дано право применять меры принуждения во внесудебном порядке.

Сложность и разнообразие решаемых исполнительной властью задач, ее универсальность, возможность распоряжаться всеми государственными ресурсами и силами принуждения обусловливают необходимость формирования сложной, разветвленной, иерархически построенной государственной администрации – системы органов исполнительной власти. Законодательная власть в нашей стране представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух независимых палат, каждая из которых имеет свои полномочия, а также законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, самостоятельно решающими отнесенные Конституцией РФ к их ведению задачи. Судебная власть состоит из трех ветвей (конституционные и уставные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды) и двух уровней (федеральный уровень и уровень субъектов Российской Федерации). При этом каждый суд самостоятелен в своих решениях, и никто не вправе вмешиваться в процесс осуществления правосудия.

Исполнительную власть в России осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации).

Непосредственно полномочия органов исполнительной власти осуществляют должностные лица – государственные служащие, численность которых многократно превышает численность депутатов законодательных органов, судей, прокуроров и других представителей государственной власти вместе взятых. Исполнительная власть – власть чиновников.

Исполнительная власть как сложная, разветвленная, иерархически построенная система органов, каждый из которых, в свою очередь, является коллективом государственных служащих, – живой организм, подчиняющийся универсальным законам, описанным, например, Сирилом Норткотом Паркинсоном в середине прошлого века. Изучая новейшую историю английского военного флота, он обнаружил, что с 1914 по 1928 гг. количество боевых кораблей уменьшилось на две трети, зато количество чиновников адмиралтейства за те же годы выросло вдвое.

Исполнительная власть стремится к безграничному расширению своего влияния, увеличению числа полномочий, и своей численности, к большей самостоятельности в распоряжении государственными ресурсами (надо признать, что первый опыт организации государственной власти в соответствии с принципом разделения властей показал, что этим грешит каждая ветвь власти, поэтому необходимо создавать в стране систему сдержек и противовесов). Бесконтрольность исполнительной власти угрожает бюрократизацией общества, коррупцией, административным произволом.

В этой связи обязательными признаками исполнительной власти являются ее подзаконность и подконтрольность, вторичность по отношению к закону. Действия чиновников не могут противоречить закону, они должны быть направлены на его исполнение.

Контроль за деятельностью исполнительной власти осуществляют Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации, органы законодательной власти и образуемые ими Счетная палата Российской Федерации и аналогичные органы в субъектах Российской Федерации, суды, Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека (и по правам ребенка) в субъектах Российской Федерации. Повысить эффективность такого контроля призван общественный контроль, осуществляемый политическими и другими общественными объединениями, в том числе, профессиональными союзами, средствами массовой информации и отдельными гражданами. Поэтому открытость, прозрачность (транспарентность) исполнительно-распорядительной деятельности – обязательное условие эффективности и законности осуществления государственными органами исполнительной власти своих задач и функций. И напротив, закрытость исполнительной власти от общества следует расценивать как мощнейший коррупциогенный фактор, негативно влияющий на состояние государственного управления.

Сказанное позволяет сформулировать следующие признаки исполнительной власти:

1) подзаконность, вторичность по отношению к законодательной и судебной власти;

2) организующий, исполнительно-распорядительный характер деятельности органов исполнительной власти;

3) постоянное, непрерывное, непосредственное осуществление ими государственно-управленческой деятельности;

4) универсальность;

5) возможность распоряжаться огромными ресурсами;

6) возможность использования государственного принуждения, опора на силу;

7) единая, разветвленная, иерархическая структура;

8) огромная численность служащих – чиновников;

9) подконтрольность государству и обществу.

1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.