Профессиональный стандарт психолога

Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук, профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Юрий Забродин рассказал о том, чего ждет педагогов-психологов в ближайшем будущем.

— С 1 января начал действовать новый профстандарт педагога-психолога. Пока этот нормативный документ носит рекомендательный характер. Окончательно он вступит в силу с 1 января 2020 года, став обязательным для всех российских педагогов-психологов. Юрий Михайлович, что изменится в работе этих людей?

— Им придется осознать, что они умеют делать, как они это делают, насколько квалифицированы, куда им надо двигаться, чтобы повысить свою квалификацию. Сегодня в России более 60 тысяч педагогов-психологов, причем трудовые функции у всех разные: одно дело педагоги-психологи в обычных школах, и совсем другое — педагоги-психологи ППМС-центров, которые работают с детьми, испытывающими трудности в обучении и социализации. В профессиональном стандарте четко прописаны все компетенции педагогов-психологов.

— Прописать можно все, что угодно, но готовы ли сами педагоги-психологи работать в условиях нового профстандарта?

— Если мы говорим о реальном положении дел, то, как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут трудиться. Никто не собирается выгонять их из школ, даже если они не соответствуют требованиям, записанным в новом стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной сферы психологов. Достаточно вспомнить трагический случай в московской школе, когда подросток устроил стрельбу, убил учителя.

Большинство педагогов-психологов работает самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное вознаграждение огромную пользу детям.

Вместе с тем, надо признать, что сегодня очень многие педагоги-психологи из-за недостаточной квалификации не соответствуют требованиям нового профстандарта. Документ обязывает их выстраивать индивидуальную траекторию обучения, систематически повышать квалификацию, обучаться по программам ДПО и даже по программам получения новой квалификации.

Раньше в этом деле царил произвол. Вопрос о повышении квалификации решал либо руководитель образовательной организации, либо сам педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.

Сегодня профессиональное сообщество формирует целую систему программ профессионального обучения. Эта система будет работать согласно объективным требованиям, а не субъективным пожеланиям.

— Один из разработчиков профстандарта педагога Евгений Ямбург предлагает ввести должности «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель». Предусматривает ли профстандарт педагога-психолога новую модель карьерного роста?

— Сложный вопрос. Если вводить новые ранжиры в рамках должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять нормативную базу. Это долгая история. Впрочем, она, безусловно, тоже имеет право на жизнь.

Лично я всячески поддерживаю систему карьерного роста педагогов-психологов в виде «ступенчатых» должностей. Полагаю, что в сфере образования очень важно изменять структуру должностей и уточнять должностные обязанности.

Сегодня руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент, позволяющий выстраивать штатное расписание в соответствии с требованиями к должности, объемом работ и квалификацией работника.

Кстати, во многих странах мира самые квалифицированные и опытные педагоги довольствуются «простым» званием учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок выше, чем у только что пришедших в школу остепененных учителей.

— В новом стандарте четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м уровнем квалификации. Выходит, что формально в образовательную организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие магистратуру. Однако подавляющее большинство действующих педагогов-психологов – выпускники бакалавриата.

— Да, здесь есть проблема. Представляете, что будет, если пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих с 2017 года «изымать из обращения» педагогов-психологов-бакалавров, заменяя их педагогами-психологами-магистрами? У нас тогда вся система образования остановится!

Именно для этого даются еще целых три года (до 2020 года, когда профстандарт станет обязательным во всех бюджетных организациях, где работают педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою квалификацию до требуемого уровня.

Для получения новой квалификации необходимо отучиться минимум 250 часов дополнительного профессионального образования, освоив специальные программы профессиональной переподготовки. А можно — за два года пройти магистратуру. Время есть.

Источник: РИА Новости

Уважаемые коллеги. Перед Вами сокращенный вариант документа, в котором отражены только профессиональные характеристики педагога-психолога в сфере дошкольного образования. В загрузке — полный текст документа.

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 июля 2015 г. N 514н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Регистрационный номер – 509

I. Общие сведения
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса

Основная цель вида профессиональной деятельности: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО); оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ

  • Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
  • Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОО
  • Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе работа по восстановлению и реабилитации
  • Психологическая диагностика детей
  • Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
  • Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в ДОО)

В. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

  • Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Психологическая коррекция поведения и развития детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО), сопровождение основных и дополнительных образовательных программ

Требования к профессиональному образованию и обучению — Высшее образование по профильным направлениям

Требования к опыту практической работы – не предъявляется

Особые условия допуска к работе — К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Педагог-психолог должен знать:

  • Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
  • Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
  • Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

3.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

Трудовые действия:

  • Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей
  • Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации воспитанников, коррекционных программ
  • Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников
  • Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей
  • Разработка и реализация мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС ДО
  • Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения:

  • Использовать качественные и количественные методы психологического обследования
  • Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований
  • Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся
  • Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса
  • Проводить мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
  • Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся
  • Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий
  • Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями

3.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОО

Трудовые действия

  • Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности
  • Психологическая экспертиза программ развития ДОО с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды
  • Консультирование педагогов ДОО при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся
  • Оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения:

  • Владеть приемами работы с педагогами по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой
  • Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов и администрации ДОО
  • Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
  • Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом
  • Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в ДОО
  • Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий

3.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

Трудовые действия

  • Консультирование администрации, педагогов и других работников ДОО по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам
  • Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
  • Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития и другим вопросам
  • Консультирование администрации ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Владеть приемами работы с педагогами с целью организации эффективных взаимодействий обучающихся и их общения в ДОО и в семье
  • Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
  • Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности
  • Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

3.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

Трудовые действия

  • Разработка и реализация планов проведения коррекционно — развивающих занятий для детей, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
  • Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации
  • Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся
  • Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Контролировать ход психического развития обучающихся
  • Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы
  • Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей
  • Проводить коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками
  • Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями

3.1.5. Психологическая диагностика детей

Трудовые действия

  • Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
  • Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
  • Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся
  • Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов
  • Изучение интересов, склонностей, способностей детей, предпосылок одаренности
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования
  • Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов
  • Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей к новым образовательным условиям
  • Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи
  • Осуществлять диагностику социально-психологического климата в коллективе
  • Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом разрабатывать способы их коррекции
  • Проводить мониторинг личностных и образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ДО
  • Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей
  • Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся

3.1.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Трудовые действия

  • Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста
  • Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности
  • Ознакомление педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)
  • Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации
  • Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка
  • Информирование о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей
  • Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся
  • Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры
  • Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций

3.1.7. Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Трудовые действия

  • Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся
  • Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер
  • Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения
  • Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения
  • Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в ДОО, начало обучения, переход в новую образовательную организацию)
  • Разработка рекомендаций для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации
  • Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в ДОО психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе
  • Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам ДОО по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды
  • Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников

3.2. Обобщенная трудовая функция.

Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

3.2.1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Трудовые действия

  • Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Ознакомление педагогов администрации ДОО, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов)
  • Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации,
  • Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса
  • Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ОВЗ, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций

3.2.2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Трудовые действия

  • Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
  • Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни
  • Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Создавать и поддерживать в ДОО психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации на каждом возрастном этапе
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата в ДОО
  • Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся
  • Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям) и работникам ДОО по оказанию помощи лицам с ОВЗ в адаптационный период
  • Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами ДОО по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности

3.2.3. Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Трудовые действия

  • Консультирование педагогов и других работников ДОО по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам
  • Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
  • Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками с ОВЗ, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов
  • Консультировать администрацию ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
  • Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов и администрации ДОО
  • Владеть приемами работы с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в ДОО и в семье
  • Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ОВЗ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

3.2.4. Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ОВЗ, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Трудовые действия

  • Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения
  • Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации
  • Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям
  • Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в ДОО
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ОВЗ
  • Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в ДОО
  • Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия
  • Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся в ДОО
  • Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации)
  • Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся

3.2.5. Психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Трудовые действия

  • Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
  • Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
  • Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Изучение интересов, склонностей, способностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

  • Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося
  • Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов
  • Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям
  • Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи
  • Осуществлять диагностику социально-психологического климата в коллективе
  • Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с педагогами, сверстниками, родителями (законными представителями)
  • Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
  • Проводить мониторинг личностных и образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО у лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,