Профилактика правонарушений несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Первостепенное значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, т.е. индивидуальная профилактика.
Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность проводится в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии, и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Следовательно, решение вопроса заключается в своевременной постановке «диагноза», наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия. Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; периодический анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.

Особое внимание при этом (с постановкой на учет) сотрудники органов внутренних дел уделяют несовершеннолетним:
ведущим антиобщественный образ жизни (употребляющим спиртные напитки, наркотики, не занятым учебой и общественно полезным трудом);
группирующимся на антиобщественной основе;
вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ;
осужденным условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тем, к кому применена отсрочка исполнения приговора;
освобожденным из воспитательных колоний.
Индивидуальное предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих о его психической неполноценности. Эти вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника в психолого-педагогических центрах. При этом обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.
Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.
Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. Успех профилактики будет достигнут, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.
Как и любой вид деятельности, предупреждение групповой преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.
В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.
Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Своевременность такого выявления позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность. Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеют также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.
Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. При всей сложности и противоречивости этого процесса необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы. В частности, следует исходить из того, что с неформальными группировками несовершеннолетних покончить в принципе невозможно, поэтому необходимо в максимальной степени использовать позитивные моменты, которые могут дать такие группировки и всячески нейтрализовать негативные аспекты их влияния, стремиться к разрушению асоциальных традиций. Например, в Англии власти используют «рокеров» (мотоциклистов) для доставки почты, давая им преимущество в проезде и разрешая даже при этом превышать дозволенный скоростной режим. Использовать лишения свободы в качестве наказания для несовершеннолетних следует в минимальной степени. Психологи утверждают, что после 5 — 7 лет непрерывного нахождения в местах лишения свободы наступают необратимые изменения психики. Необходимо сокращать формальные правила поведения и развивать позитивную инициативу несовершеннолетних, поскольку обилие правил увеличивает вероятность их нарушений. В США, например, на смену «хиппизму», пропагандировавшему отклоняющийся от норм обычной жизни стиль поведения, основанный на отрицании обычной морали и употреблении наркотиков, пришел «яппизм», основным постулатом которого является целеустремленное движение вверх по карьерной лестнице.
Важно разрушать мифические романтические образы, создаваемые криминальным миром. Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за предупреждение преступности несовершеннолетних. При этом приходится признать, что без общегосударственной программы борьбы с безнадзорностью и с преступностью несовершеннолетних многие профилактические направления, о которых говорилось выше, не могут быть реализованы.
Определенные шаги в этом направлении в стране уже предприняты. В частности, в программе борьбы с преступностью предусмотрена разработка системы ювенальной юстиции для несовершеннолетних, предложены проекты нормативных документов, запрещающих передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних, разработаны и в некоторых регионах внедрены специальные образовательные курсы по методике работы с детьми, входящими в группу риска (в том числе и входящими в асоциальные группировки), предложены для обсуждения методики вывода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи одного из родителей или собственное бегство, употребление алкогольных напитков и наркотиков, любовные неудачи и т.п.).
В заключение отметим, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

Лекция 10. Предупреждение преступности и профилактика преступлений

Предупреждение преступности является важнейшей составляющей частью борьбы с преступностью. Поэтому обобщение практики предупреждения преступности, ее изучение и теоретическое обоснование идей, взглядов, концепций делает ее самостоятельным элементом не только предмета теории предупреждения преступности, но и предмета криминологии.

Теория предупреждения преступности — это совокупность знаний о деятельности по совершенствованию общественных отношений в целях: выявления и нейтрализации причин и условий преступности, преступлений и факторов, влияющих на формирование антиобщественных черт у лиц, склонных к совершению преступлений, а также выявления и устранения криминогенного влияния на их условия жизни и воспитания; определения форм и методов контроля над преступностью.

Теория предупреждения преступности начала формироваться в 70-е годы ХХ столетия в период пика построения коммунистического общества, но свое продолжение получила в развитии теоретических положений по профилактике отдельных видов преступлений. Ее задачей было научно обоснованная характеристика профилактической деятельности, разработка путей и способов планомерного воздействия на причины и условия, способствующие совершению преступлений с целью искоренения преступности. Криминологическая теория разработала основные теоретические и практические проблемы предупреждения преступности: от обоснования системы субъектов и объектов профилактического воздействия, законодательного их оформления в виде законопроектов и отдельных законов до разработки программно-целевых установок и документов советских и партийных органов того времени.

Современное развитие криминологической теории предупреждения преступности связано с формулированием научно-практической концепции стратегии борьбы с преступностью. Она включает в себя не только теоретические разработки проблем борьбы преступности, но и программное обеспечение этой борьбы с принятием программ на федеральном и региональном уровнях практической деятельности государственных органов.

Содержание борьбы с преступностью определяется уголовной политикой государства. Уголовная политика более узкое понятие, чем социальная политика, в сферу которой входит и преступность, как социальное явление. Отсюда уголовная политика — это управление социальными процессами с целью воздействия на преступность. Воздействие (как оказание влияния на кого(чего)-либо) на преступность осуществляется различными путями: от формулирования концепции уголовной политики до деятельности по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений.

Борьба с преступностью — это государственная и общественная деятельность, направленная на устранение (ослабление) криминогенных и создание (усиление) антикриминогенных факторов, детерминирующих преступность; предотвращение преступности; регистрацию, раскрытие и расследование преступлений; розыск преступников; отправление правосудия; исправление лиц, совершивших преступление; устранение последствий от совершения преступлений.

Борьба с преступностью состоит из следующих элементов:

  • · общую организацию борьбы с преступностью:
  • · предупреждение преступности:
  • · правоохранительная деятельность.

Общая организация борьбы с преступностью включает в себя:

  • а) информационно-аналитическую деятельность: регистрация преступлений, изучение преступных проявлений, их причинность и детерминацию, результатов борьбы с преступностью; оценка полученных данных;
  • б) криминологическое прогнозирование: оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений;

в) определение стратегии борьбы с преступностью: определение основных направлений борьбы с преступностью в целом и отдельными её видами; тактика решений кадрового, финансового, материально-технического, организационного и т.п. обеспечения;

г) программирование борьбы с преступностью: долгосрочное и краткосрочное планирование мероприятий и принятие мер соответствующего характера и направленности;

  • д) законотворчество в сфере борьбы с преступностью: принятие законов; процесс криминализации и декриминализации уголовного законодательства;
  • ж) организация и развитие научных исследований борьбы с преступностью: подготовка научно-исследовательских кадров, создание научно-исследовательских институтов, внедрение результатов криминологических исследований.

Предупреждение преступности — это важнейший элемент всего комплекса борьбы с преступностью, которое состоит из профилактики, предотвращении и пресечении преступлений.

Предупреждение преступности — это деятельность государства и общества по воздействию на преступность, причины и условия; лиц, совершивших преступления или от которых можно ожидать его совершения, с целью снижения, нейтрализации или устранения их криминогенного влияния на общественные отношения.

Преступность следует признавать как социальную реальность, с которой обществу необходим компромисс, т.е. удержание ее на социально приемлемом уровне. К предупреждению следует относиться как к деятельности по удержанию преступности на определенном уровне, определенных рамках и формах.

К понятию предупреждение преступности тесно примыкает понятие профилактика преступлений. Профилактика преступлений — это по сути есть недопущение нового преступления со стороны конкретных лиц, выявление причин и условий конкретных преступлений, а предупреждение — удержание, а затем и сокращение преступности до соответствующих пределов.

Профилактика преступлений — это предупредительная деятельность, направленная на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, детерминирующих преступление; недопущение совершения преступления лицом, ведущим антиобщественный образ жизни; разъяснение гражданам их прав и обязанностей, способов защиты себя, своего имущества от преступных посягательств.

Понятие предупреждение преступности является родовым понятием по отношению к понятиям: 1) профилактика преступлений; 2) предотвращение преступлений и 3) пресечение преступлений.

Под предотвращением преступлений понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. На этой стадии формирования замысла преступного поведения путем проведения оперативно-розыскных мероприятий выявляются лица, от которых по их негативному поведению можно ожидать совершений правонарушений (преступлений); а также устраняются условия, которые способствуют реализации подобных мыслей.

Пресечение преступлений — это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений, на стадии их приготовления или покушения либо совершения последующих эпизодов в преступной деятельности в отношении конкретных лиц. Недопущение наступления общественно опасных последствий на этих стадиях также является важной криминологической задачей правоохранительной деятельности государственных органов путем проведения оперативно-розыскных и следственных действий.

Правоохранительная деятельность как составная часть борьбы с преступностью заключается в воздействии соответствующих субъектов предупреждения (профилактики) преступности (преступлений) на соответствующие объекты.

Сама правоохранительная деятельность заключается в выявлении, учете и предупреждении преступности (преступлений); восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, хозяйствующих субъектов и предпринимателей; возмещении причиненного противоправными (преступными) действиями ущерба.

Отсюда, социальную систему предупреждения преступности можно представить в виде элементов (подсистем-субъектов) и их деятельности, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Субъектами профилактики являются государственные органы и учреждения (организации, предприятия), их должностные лица (служащие) и отдельные граждане, а также хозяйствующие субъекты и предприниматели, на которых по закону возложены функции по выявлению и устранению (нейтрализации, ослаблению) причин и условий преступности (преступлений), их отдельных видов и воздействию на лиц, склонных к совершению или рецидиву преступлений.

Государственные органы — это органы государственной власти всех уровней и звеньев (правительство, министерства, агенства, службы, муниципалитеты). Среди них выделяются неспециализированные (хозяйствующие субъекты, предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, жилищно-коммунальные предприятия, органы попечительства и социального обеспечения) и специализированные (правоохранительные) органы (суды, прокуратура, органы внутренних дел и федеральной службы безопасности, таможенные органы и т.п.).

Общественные организации (объединения) — это политические (общественные) партии и движения, казачьи формирования, попечительские советы, благотворительные и религиозные организации, психологические, социальные и реабилитационные центры и т.п.

Правоохранительная деятельность — это деятельность прежде всего правоохранительных органов, у которых борьба с преступностью (правонарушениями) является одной из основных их функций. Они решают задачи предупреждения преступности специфическими методами, как правило, на индивидуальном уровне. Правоохранительная деятельность осуществляется неспециализированными и специализированными субъектами.

Специально-криминологические задачи предупреждения преступности решают многочисленные надзирающие и контролирующие государственные органы, организации и учреждения (налоговая служба, сантехнадзор, лесхознадзор, рыбная охрана и т.п.).

Объекты предупредительной деятельности (профилактики преступлений) — это все детерминанты (обстоятельства), в том числе причины и условия преступности (преступлений), на которые направлено воздействие с целью их предупреждения (недопущения, рецидива). Они также подразделяются по уровню и звеньям воздействия. Каждому субъекту должен соответствовать свой объект.

Деятельность названных субъектов по предупреждению преступности (профилактике преступлений) различается по уровню, формам, масштабам, целям, задачам, функциям и т.п.

Исходя из целей и масштабов предупредительных мер, различают: общесоциальный и специально-криминологический уровни предупреждения преступности или общая и специальная профилактика преступлений.

Общесоциальное предупреждение — это совершенствование экономических, социальных, духовных, политических отношений в обществе; выявление и устранение диспропорций в них; криминологическая экспертиза; экспертные исследования, укрепление законности, социальная защита населения. Наиболее эффективным в нем является разработка социальных программ по отдельным проблемам криминогенного характера (например, развитие малого и среднего бизнеса, снижение уровня бедности, поддержка многодетных семей и др.).

Специально-криминологическое предупреждение — это деятельность по предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений; выявлению и устранению (нейтрализации) детерминант преступности, причин и условий конкретных преступлений; исправлению лиц, от которых можно ожидать совершения или уже совершивших преступления. Специально-криминологическое предупреждение по своему содержанию близко к профилактике преступлений. Оно включает в себя совершенствование законодательства, борьба с незаконной миграцией населения, борьба с незаконными оборотами наркотиков, оружия, человеческих органов и т.п.

Преступление как итог длительного антиобщественного поведения проходит несколько стадий, на каждой из которых осуществляются различные формы профилактической деятельности: 1) непосредственная профилактика и 2) ранняя профилактика.

Сущность непосредственной профилактика заключается в организации и осуществлении предупредительной деятельности (выявление и устранение неблагоприятных условий формирования личности, оздоровление ее микросреды, выявление и устранение причин и условий преступления);

Базой ранней профилактики является воспитание, направленное на коррекцию антиобщественного поведения трудновоспитуемых и педагогически запущенных личностей специфическими формами и методами, присущими правоохранительным органам и воспитательным учреждениям, как в отношении индивидов, так и отдельных групп (так называемых групп риска) населения.

Выделяют два вида профилактики (предупреждение) преступлений: общая и индивидуальная.

Общая профилактика состоит в сдерживании членов общества от противоправного поведения посредством деятельности соответствующих государственных органов и общественных организаций. Она осуществляется в рамках всего общества, связана с воздействием субъектов профилактической деятельности на криминогенные факторы в организации и управлении социальными процессами. Основные направления общей профилактики — это: поднятие уровня правосознания населения; воспитание активности населения в борьбе с преступностью; информирование населения о способах совершения преступлений и лицах, их совершивших; показ неотвратимости наказания за совершенное преступление; создание обстановки нетерпимости и осуждения в отношении лиц, нарушающих правопорядок; правовое воспитание граждан и т.п.

Индивидуальная профилактика состоит в непосредственной воспитательной работе с конкретным лицом, когда его поведение свидетельствует о реальной возможности совершения преступления. Она начинается с выявления лиц, склонных к совершению преступления или от которых можно ожидать его совершения, последующей постановке таких лиц на оперативно-профилактические и иные учеты, привитие им устойчивых форм правопослушного поведения, устранение криминогенного воздействия среды их обитания.

Особо выделяется виктимологическая профилактика, как новое направление профилактики она предполагает изучение жертв преступлений и воздействие на их поведение с целью устранения провоцирующих моментов, способных привести к совершению преступления.

Методы профилактики выбираются в зависимости от субъектов, объектов профилактики и содержания их деятельности, а также от уровней, форм, направленности, видов и т.п. предупредительной (профилактической) деятельности. Метод как средство, способ осуществления чего-либо по содержанию совпадает с мерой (мероприятием), о которой идет речь в большинстве учебников по криминологии в разделе о профилактике преступлений.

Наиболее распространенной является классификация в зависимости от характера факторов, порождающих преступность, а также возможностей воздействия на них. Она предусматривает меры: воспитательные, правовые, организационные, технические, экономические, политические, информационные, принудительные, меры убеждения и т.д.

 Профилактика
правонарушений

Правонарушение — это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно, правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли не с удят». Так, нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки внутренний образ мыслей, чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению.

Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.

Правонарушение связано с правом, т.е. таковым признается деяние, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правонарушением, должно быть обязательно указано в праве.

Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым.

Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить.

Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием, т.е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. При юридической оценке важно иметь в виду возможность выбора различных вариантов поведения

Виды правонарушений или их классификация — это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные настоящим Кодексом под угрозой наказания. За преступления применяются уголовные наказания — наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, крупные штрафы и др.).

За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, применяется исключительная мера наказания — смертная казнь.

Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

Гражданско-правовые проступки отличаются от иных специфическим объектом посягательства, которым являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, земельного и семейного права. Внешне они выражаются в ненадлежащем выполнении договорных обязательств, в причинении имущественного или морального вреда.

Административно-правовые проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан; на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность так же это проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др. За совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др.

Дисциплинарные проступки выражающиеся в виде прогулов, опозданий, пропусков учебных занятий, невыполнения распоряжений администрации, нарушений требований уставов, трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, дезорганизуют в целом работу трудовых коллективов, отрицательно влияют на трудовую, учебную, служебную, воинскую дисциплину. За совершение дисциплинарных проступков могут применяться такие взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение.

Глава 3. Виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия (ст.ст. 15 — 28)

Глава 3. Виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия

  • Статья 15. Виды профилактики правонарушений
  • Статья 16. Основания для осуществления профилактики правонарушений
  • Статья 17. Формы профилактического воздействия
  • Статья 18. Правовое просвещение и правовое информирование
  • Статья 19. Профилактическая беседа
  • Статья 20. Объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения
  • Статья 21. Профилактический учет
  • Статья 22. Внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения
  • Статья 23. Профилактический надзор
  • Статья 24. Социальная адаптация
  • Статья 25. Ресоциализация
  • Статья 26. Социальная реабилитация
  • Статья 27. Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми
  • Статья 28. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений
<< Статья 14.
Обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений
Статья 15. >>
Виды профилактики правонарушений
Содержание
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

Предупреждение и профилактика нарушений

правил дорожного движения

Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.
Она достигается содержанием дорог в соответствии с установленными требованиями и обустройством их объектами сервиса, исправным техническим состоянием и оборудованием транспортных средств, умелой организацией движения и строгим выполнением всеми участниками дорожного движения соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.

Организация и регулирование дорожного движения возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Регулирование производится сигналами светофоров и регулировщиков, а также дорожными знаками и дорожной разметкой.

Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы, пассажиры, а также другие лица, принимающие участие в дорожном движении.

Правила дорожного движения являются основополагающим документом. Все участники дорожного движения должны строго выполнять их требования.

Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пешеходами также являются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед (мопед, мотоцикл), везущие санки (тележку, коляску).

Водитель – это лицо, управляющее транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Основные шибки водителей, которые приводят к ДТП:

1. Вождение в нетрезвом виде.

На первом месте стоит самая очевидная причина всех дорожно-транспортных происшествий – вождение под воздействием наркотиков или алкоголя. По этой причине происходит большинство ДТП со смертельным исходом. Все водители знают, что алкоголь притупляет внимание и лучше в таком состоянии вообще за руль не садиться, однако некоторые продолжают упорно игнорировать это правило. Результат – покалеченные люди.

2. Усталость водителя.

У сонного или уставшего водителя притупляется внимание и увеличивается время реакции. Поведение таких водителей практически также непредсказуемо, как и вождение нетрезвых водителей. В сводках ГИБДД достаточно часто мелькают дорожно-транспортные происшествия с участием уснувших водителей.

3. Превышение скорости.

Почетное третье место заняли любители быстрой езды. Превышение скорости является второй наиболее распространенной причиной ДТП со смертельным исходом. Многочисленные исследования подтвердили, что вероятность попасть в аварию повышается, если водитель двигается быстрее или медленнее средней скорости потока. Замечено, что при быстрой езде водитель привыкает к скорости и не способен адекватно оценить быстро меняющуюся ситуацию на дороге, в результате чего происходят самые ужасные аварии с самыми трагическими последствиями.

4. Склонность водителей отвлекаться от дороги.

В большинстве стран мира запрещено разговаривать по мобильному телефону во время езды без специальных устройств, однако некоторые умудряются не только болтать, но и набирать SMS-сообщения. Даже несколько секунд на переключение автомагнитолы может привести к трагическим последствиям.

5. Недооценка погодных и дорожных условий.

Зачастую даже небольшое превышение скорости на мокрой дороге или несоблюдение дистанции чревато заносом и последующим столкновением. Своевременная смена резины в зависимости от времени года убережет водителей от многих неприятностей на дорогах.

6. Игнорирование ремней безопасности.

Эффективность ремней безопасности доказана годами их существования, тем не менее, многие водители и пассажиры продолжают игнорировать их использование, тем самым ставят под угрозу свою жизнь и здоровье. Статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении
в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — в 5 раз!

7. Отсутствие детского кресла или удерживающего устройства.

Несмотря на значительное увеличение штрафов за нарушение правил перевозки детей многие водители и родители продолжают нарушать правила перевозки несовершеннолетних. Непристегнутый ребенок во время аварии получит тяжелые травмы и увечья, что подтверждает статистика.