Профицит дефицит бюджета

Содержание

Дефицит и профицит бюджета

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

  • Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами.
  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие «первичный профицит». Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

где:

  • ДБ — доходы госбюджета;
  • К — кредиты и займы;
  • РБ — расходы госбюджета;
  • ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:

  • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета ( например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

Предельные значения дефицита бюджета

Предельные значения дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.


Добавлено в закладки: 0

Что такое профицит бюджета? Описание и определение понятия.

Профицит бюджета — это понятие предполагает превышение уровня доходов над расходами. Данное экономическое понятие подразумевает, что доходная составляющая часть бюджета в значительной мере превышает расходную часть.

Один из наиболее главных составляющих оформления госплана прибыли и расходов – это сбалансированность бюджета. Если рассматривать экономические ситуации в их идеальном виде то суммы затрат, а также прибыли должны быть равны между собой. Однако в реальности эти показатели очень редко бывают полностью одинаковыми. Именно из-за этого возникают два понятия такие как дефицит и профицит бюджета, эти понятия характеризуют собой сложившуюся экономическую ситуацию в деятельности государства, однако каждое из этих понятий можно рассматривать двояко, поскольку долги не всегда могут повлиять негативно на ситуацию в стране, а выгоды зачастую достигаются не самым лучшим путем. Именно поэтому самый лучший залог успеха – это полная сбалансированность. Но для того, чтобы хорошо понять, а также осмыслить всю общую картину экономического положения страны, нужно рассмотреть эти два понятия: дефицит бюджета, его расходы, доходы, а также профицит.

Рассмотрим более детально, что значит профицит бюджета.

Характеристика бюджетной системы и основные статьи расходов

Если рассмотреть само понятие бюджетной системы, то мы увидим что это совокупность определенных частей и его составляющих. Если рассматривать бюджет страны, то стоит задуматься над тем, какие субъекты играют роль в его формировании, а также в его использовании. Самая маленькая единица рассматривая в системе – это местное финансирование средств, которые уходят в этот бюджет, и используется только в одном городе, в районе или в посёлке. Кроме всего этого, консолидация бюджета может в значительной степени отличаются от этих показателей, которые дают отдельные субъекты. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета, с одной стороны экономика расцветала и средств хватало для того, чтобы покрыть долги. Однако с другой стороны показатели консолидированного бюджета говорили о дефиците. Поэтому такая ситуация оценивалась двояко, некоторые придерживались мнения, что профицит – это достижение, другие же считали, что это упущение со стороны правительства.

Расход – это общая сумма всех затрат, которые нужно осуществлять для того, чтобы получить определенные блага. Каждый из нас знаком с таким понятием. Однако, на государственном уровне масштаб расходов огромен, экономисты конечно со своей стороны проделывают всю необходимую работу для того, чтобы рассчитать все статьи возможных расходов и самым лучшим образом составить план и добиться сбалансированности, а также избежать в следствии этого дефицита или профицита бюджета. Рассмотрим расходы страны. Затраты при этом можно разделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • управленческие;
  • чрезвычайные затраты.

В наше время в таком современном и напряженном темпе деятельности государства, величина затрат опережает все разумные выгоды, если рассмотреть высказывания Вагнера то можно согласиться с сделанным и выводом он сказал: «в странах где развита экономическая промышленность, расходы образуются намного быстрее, чем национальный доход».

Вся проблема в росте материальной прибыли государства скрывается в том, что основная часть уходит на налоговые сборы, 84% от общей величины федерального бюджета составляют как раз такие обязательные платежи со стороны граждан и юридических лиц, вся оставшаяся часть составляет прибыль от внешнеэкономической деятельности или собственности, которая остается в аренду.

Дефицит и профицит госбюджета целиком и полностью зависит от того, насколько своевременно поступают налоги, а также выплачена ли их полная сумма.

Понятие дефицита

Дефицит, как многие из нас знают — это отрицательная разница выявленная в сравнении между доходами и убытками. Современные государства в наше время существуют в условиях сумм, которые в значительной степени превышают затраты. Несмотря на то, что дефицит имеет явные недостатки в бюджете, очень многие экономисты считают его лекарством. Как они это объясняют? А объясняют таким образом, что недостаток средств является хорошим стимулом для правительства для того, чтобы пересмотреть планы развития. Именно это дает толчок для развития сельского хозяйства, промышленности, а также для увеличения объемов экспорта. Однако, нельзя забывать о том, что быстрый рост внешних долгов никогда не сможет превысить графу доходов и выгод в самой стране. Огромная разница и величина обязательств по сравнению со всеми доходами поражает объем уровня инфляции и часто такое явление считается следствием дефолта. Причины образования дефицита кроются во множестве факторов и чаще всего превышение доходов над расходами является следствием следующих ситуаций:

  • упадок производства или его довольно таки и низкая производительность;
  • значительный и стремительный рост безработицы в государстве;
  • неконтролируемые расходы;
  • значительные затраты выходящие на военное оружие и на администрации.

Стоит помнить, что не во всех случаях возникновения дефицита связано с отсутствием не проницательности или плохого планирования.

Экономическая система и ее положение в государстве

Часто причиной таких ситуаций являются военные действия или же природные катаклизмы, которые не всегда можно предвидеть и учесть. А ведь именно важно обратить внимание на то, куда тратятся средства. Рассмотрим способы для покрытия расходов в случаях, когда происходит чрезвычайные ситуации. Правительство должно правильно и безболезненно решать подобные проблемы. Однако, из-за того, что местные органы управления не имеют контроля, это приводит к тому, что возникает дефицит бюджета, который в следствии имеет отображение на всех показателях.

Рассмотрим что такое консолидация бюджета. Если посмотреть на мировую практику, то существуют сразу несколько методов для борьбы с кризисными ситуациями:

  • Первый метод – государственный заем у страны-партнера;
  • Второй метод – усиления налогового режима;
  • третий метод – формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из этих способов имеет конечно же своей как преимущества так и недостатки. Последние два метода упомянутые выше вызывают недовольство граждан, а также конфликты внутри государства и могут только на короткое время улучшить положение в стране. Способ поднятия налогов обычно приводит к тому, что растет уровень безработицы и граждане уходят в тень от выполнения обязательств перед государством. В конечном итоге всё заканчивается тем, что страна рискуют получить еще меньше средств, чем поступало до этого в основной бюджет. Заем материальных средств у других государств чаще всего наиболее подходящее решение для того, чтобы выйти из трудных ситуаций. Особенно это является хорошим способом, если трудности возникли из-за чрезвычайных происшествий и в скором времени баланс будет восстановлен.

Рассмотрим влияние профицита государства на бюджет. Мы рассмотрели как влияет дефицит средств на государство. Однако, что происходит в случаях, когда разница между доходами и расходами установится в плюсе. Можно ли говорить об остатке средств как о прибыли? Конечно, личные деньги это лучше чем растущие долги – подумает каждый гражданин. Однако, экономисты придерживаются другого мнения.

Профицит бюджета – это сэкономленные средства и они направляются в основном для погашения государственных долгов. Однако, при этом нельзя забывать о том, с помощью каких методов образовывается такой накопленный остаток. Если это является следствием того, что уменьшается отсутствие финансирования отдельных субъектов в экономике страны, то ничего хорошего в итоге это не принесет, ведь из-за этого начинает хромать отрасль, на которую было потрачено и вложено меньше денег, чем было необходимо. Однако, если средства были направлены на все отрасли и использовались в нужном объеме и суммах, то тогда сэкономленная часть не принесет ущерба деятельности и в тоже время принесет дополнительную пользу, результатом этого будет положительное влияние на бюджет страны.

Бездефицитность разных уровней

Показатели как самой экономической деятельности, так и административных подразделений может в значительной степени иметь существенное отличие. Например, на местном уровне средств может не хватать, и они могут образовать долги. Однако, в тоже время на общегосударственном уровне дела могут обстоять совсем иначе и может даже сформироваться положительный остаток, при этом получается что профицит бюджета еще ничего не говорит о безупречном состоянии, в котором находится экономика. Для того, чтобы провести качественный анализ, нужно рассмотреть показатели местного и регионального, а также Федерального и консолидированного бюджета. Полученная разница всех конечных результатов будет зависит от некоторых факторов: достаточное финансирование, рациональное использование, а также фактор коррупции. Как показывает реальность – в последнее время самые острые проблемы сбалансированности бюджета состоят именно в региональном и местном уровне. Возможность достигнуть сбалансированности и процветания является следствием соблюдения принципа сбалансированности бюджета.

Если происходит грамотное распределение средств, тогда удается не только избежать дефицита и профицита, но и даже исправить неудачные ситуации прошлого периода.

Тогда сбалансированность экономики будет приносить успех стране, для этого необходим четкий взгляд на следующие понятия: нельзя заранее завышать, а также занижать планку в местах, которые касаются экономики. Допущение фактора дефицита противоречит идеям хорошего планирования. Зная то, что профицит бюджета это тоже не самый лучший показатель, лучше и его обойти вовсе. Самая лучшая и единственная цель, к которой нужно стремиться для правильного распределения бюджета – это баланс.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается каждое государство, и которого еще никто не смог избежать. Исключительно только самый лучший и качественный анализ всех ситуаций, а также строгий контроль и регулирование местных, а также региональных органов в подтверждении с законодательными актами, могут уравновесить два противоположных друг другу состояния экономического развития. Немаловажно при этом и хорошо развитая налоговая система, которая не давала бы причин гражданам страны избегать уплаты налогов.

Профицит также является следствием товарного излишка, то есть превышение объема предложений над величиной спроса на товар со стороны граждан. В производстве профицит является превышением экспорта над импортом, поэтому важно рассмотреть вопрос о платежном балансе или превышении поступлений материальных средств над их расходами. Иначе говоря, это называется активным платежным балансом. Профицит также является следствием избытка какого-то одного ресурса или же фактора производства, когда обнаруживается фактор присутствия профицита, то он сокращается путем уменьшения доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, а также доходов от продажи государственных запасов или ресурсов. Другой способ состоит в том, что средства могут направляться на погашение долгов или денежные средства могут частично направляться на другие уровни.

Отличия профицита и дефицита

Можно отдельно отметить отличия профицита и дефицита. Эти понятия абсолютно противоположны друг друга и возникают вследствие разных и совершенно противоположных причин. Единственное что их связывает, так это то, что они оба говорят о том, что внутри экономической политики отсутствует баланс. При этом дефицит может возникать в следующих случаях:

  • кризисное явление;
  • неспособности нынешнего правительства регулировать внутренние финансовые потоки;
  • воины внутри страны или революции;
  • стихийные бедствия;
  • огромное количество национальных ресурсов уходит на укрепление обороны в мирное время;
  • быстрые темпы роста издержек социального характера;
  • реструктуризация производственной сетки страны.

На первый взгляд кому-то может показаться, что ситуация, в следствии которой расходы значительной степени превышают доходы, не является катастрофической и гораздо лучше когда денежных средств больше. Но на самом деле профицит, как мы уже коснулись этой темы выше, оказывает не менее пагубное влияние, чем дефицит. Кроме того, многие страны существуют и функционируют при самой острой сбалансированности доходов и расходов, и расходы при всем при этом, могут в значительно большей степени превышать доходы, поэтому государства имеют несбалансированный бюджет.

Профицит имеет разные виды. Если переводить этот термин с латинского языка, то он будет означать «рост» и «повышение», а повышаться в стране может что угодно. Особенно это касается бюджета страны, поскольку бюджет – это сводный план доходов и расходов домохозяйств и фирм, а также муниципальных образований утверждённый на 2 года. Профицит бюджета – это превышение доходов над затратами государства. Если посмотреть на это со стороны государственного бюджета, то это баланс доходов и затрат за определенный ограниченный период времени, чаще всего за год. Основной финансовый план страны, который был принят законодательным органом, и денежные потоки на территории государства, могут разделяться на 3 уровня:

  • первый – федеральный бюджет;
  • второй – региональный;
  • третий – местный.

Доходы и издержки это две главных части любого бюджета, каждое правительство хочет достигнуть того, чтобы обе части были в полном равновесии между собой, что является на языке экономистов – балансом. На самом деле, как показала история, баланса достичь практически невозможно. Именно поэтому важно знать, что означают оба понятия и знать обо всех их плюсах и минусах.

Бюджетный профицит и его последствия за счёт дополнительной прибыли, полученной в условиях наиболее высоких экспортных цен, формируется изолированной частью федерального бюджета. Такая часть финансовых ресурсов называется – финансовый резерв. Источником его образования принято считать свободные остатки денежных средств федерального бюджета. Вследствие увеличения доходов и расходов госбюджета растут и количественные показатели общей денежной массы, которые повышают уровень жизни граждан, в результате чего хорошо развивается инфраструктура. Вследствие этого появляется ревальвация, или повышение курса национальной валюты в стране, а также дефляция. Также как и в случае, когда увеличение денежной массы происходит по причине притока национальной валюты, государство сталкивается с девальвацией, и соответственно этому инфляция с неизменным ростом стоимости цен на товары расчёт, а также анализ макроэкономических показателей в стране определяется профицитным платежом баланса, как значительной степени преобладания потока любых денежных средств с заграницы. Остаток с доходной части платежного баланса в стране является следствием, прежде всего, товарообмена в стране услугами, а также капитала между определённой страной и другими странами в мире.

По сути, это выглядит как балансовый отчет, в котором зафиксированы с одной стороны – внешней поступления, с другой стороны – отображаются платежи, производимые за границу. В течение определенного периода времени, структура платежного баланса – это своего рода показатель, который отображает существующую ситуацию и суммарные части всех валютных поступлений в страну, которые сами по себе превышают общий отток денежных средств за пределы страны.

Последствия профицита платежного баланса

Профицит платежного баланса вызывают следующие факторы:

  • увеличение доходов и расходов бюджета государства;
  • развитие инфраструктуры;
  • повышение качества и уровня жизни граждан в стране;
  • увеличение денежной массы в государстве;
  • направлении денежных средств на поддержку хозяйственной деятельности.

Также необходимо отметить, что рост доходной части профицита торгового баланса в стране – это разница между ценой на экспорт и ценой на импорт за определенный отрезок времени.

Способов избавиться от ненужных товаров или излишков материальных средств достаточно много. Однако, их нужно направить в необходимое русло и сделать это необходимо, потому что избыточный товарный запас, например, требует значительных ресурсов компании, таких как хранения на складе, замороженные средства, инвентаризация, учет и анализ и так далее. Наибольшую опасность избыток товара предоставляет для компании в случае, когда она находится на стадии внедрения на рынок или же на той стадии, когда компания переживает периоды выживания, то есть в моменты, когда больше всего необходимы ресурсы и средства. Если для компании внешняя система менее важна, чем решение проблем внутри, то излишки могут быть смертельно опасными для всей компании.

Понятие бюджетного дефицита

Определение 1

Бюджетный дефицит — это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов.

Схематично механизм бюджетного дефицита (профицита) можно проиллюстрировать простым математическим выражением

«доходы» — «расходы» = «сальдо»:

  • при сальдо равном нулю – сбалансированный бюджет, уравновешивание статей доходов с расходными статьями бюджета;
  • при сальдо больше нуля – профицит бюджета, доход превышает расходные статьи бюджета;
  • при сальдо меньше нуля – дефицит бюджета, доход ниже расходных статей бюджета.

Бюджетный дефицит в экономической политике государства – большая проблема для решения задач по национальному развитию. Необходимо контролировать сбалансированность бюджета. Существует ряд методов для осуществления такого контроля, а определенные финансовые шаги по покрытию дефицита оказывают существенное влияние на урегулирование разбалансированного финансово-экономического состояния бюджета государства.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Варианты финансово-экономических решений для покрытия национального дефицита:

  • дополнительный выпуск денежных знаков, который уравновешивает дисбаланс в национальной экономике (при этом возрастает инфляция денежной массы);
  • выпуск облигаций госзайма, бюджетные ссуды от бюджетных систем различных уровней внутри государства, кредиты национальной банковской системы (увеличивают внутренний долг государства перед своими согражданами);
  • внешнее кредитование, иностранная помощь (увеличивают сумму внешней задолженности государства).

Существует и ряд общих организационных мер по стабилизации кризисной ситуации в бюджете государства.

Общеорганизационные мероприятия по сокращению дефицита бюджета:

  • необходимость повышения эффективности работы налоговой системы посредством ее реорганизации;
  • разработка вариантов реструктуризации внешней задолженности;
  • жесткий контроль расходов бюджетных средств;
  • уменьшение дотаций убыточным структурам и отраслям;
  • урегулирование социальных выплат и льгот.

Понятие бюджетного профицита

Определение 2

Бюджетный профицит — это национальный бюджет с сальдо, превышающим нулевое значение, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета меньше суммы предполагаемых доходов (состояние бюджета противоположное дефициту).

Составление профицита в бюджете — это одна из возможностей вывода государства из кризисного дефицитного состояния бюджета. Это достаточно редкая ситуация приемлема при изыскании возможностей сокращения государственного долга (первичный профицит) и при выработке программы по ликвидации многолетнего национального бюджетного дефицита.

Первичный профицит представляет собой ситуацию в госбюджете, когда доходы по статьям бюджета без суммы привлеченных кредитов и займов превышают расходы бюджета без суммы, необходимой на покрытие процентов по обслуживанию и погашению основной (капитальной) суммы государственного долга. Первичный профицит резервирует часть доходов, идущую на уменьшение государственного долга.

Статья 88 Бюджетного кодекса РФ предлагает при составлении бюджета в случае профицита:

  • направлять бюджетные средства сверх договорных обязательств по погашению ссуд и кредитов;
  • увеличить выплаты из госбюджета бюджетам других уровней.
  • уменьшить продажу государственной собственности.

Замечание 1

Возможен также еще один шаг — сокращение суммы налоговых бюджетных доходов.

Финансирование дефицита федерального бюджета и его источники

Бывают случаи, когда по ряду объяснимых причин сведение бюджета без превышения сумм по расходным статьям над доходами не является возможным. В мировой практике бюджетный дефицит считается допустимым в пределах 3% от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Хотя бывают кризисные ситуации с большими процентами дефицита национального бюджета (дефицитные бюджеты в России – 1991-1999гг.). При сведении дефицитного бюджета необходимо четко определить источники возможного его финансового покрытия:

  1. Внутренние источники (кредиты, полученные от кредиторов в национальной валюте; госзаймы в ценных бумагах). Источниками покрытия отрицательного сальдо (государственные займы, уменьшение ликвидных средств государства) являются:

    • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в национальной валюте и средствами, погашающими их;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными кредитами в национальной валюте, предложенными другими внутренними бюджетными системами;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте бюджетными кредитами, предложенными федеральному бюджету кредитными структурами государства
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте кредитами иностранных финансовых структур;
    • разница остаточных средств на счетах национального бюджета, образовавшаяся в течение финансового периода;
    • иные возможные варианты финансирования: средства от продажи акций и альтернативных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгметаллов и драгкамней, курсовая разница по средствам федерального бюджета).
  2. Внешние источники (госзаймы в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг; кредиты иностранных государств в иностранной валюте):

    • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в иностранной валюте и средствами, погашающими их;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государственных и частных организаций, включая целевые иностранные кредиты;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в иностранной валюте кредитами зарубежных кредитных организаций.

Первичное размещение приобретенных долговых обязательств, а также кредиты государственного банка нельзя считать источниками финансирования дефицита бюджета, так как это представляется как денежная эмиссия.

Дефицит и профицит государственого бюджета

ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

Цель занятия – изучение дефицита и источников его покрытия, а также изучение профицита и особенностей его распределения

  1. Бюджетный дефицит и способы его снижения

В идеале бюджет любого уровня должен быть сбалансирован т.е. расходы = доходам. Однако на практике часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые расходы. Что является причиной возникновения бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит – это ситуация, при которой уровень государственных расходов выше уровня государственных доходов.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. (инфляция, спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров)

  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

  4. Неэффективность финансовой системы государства.

  5. Неэффективность налоговой и кредитной политики.

  6. Рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами

  7. Коррупция в государственном секторе.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин.

Во-первых, объём государственных расходов очень велик, многие из них не подлежат сокращению, снижение других затрагивает интересы различных групп населения, а находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно

Способы финансирования бюджета:

  • Дополнительная денежная эмиссия

  • Экономия бюджетных расходов

  • Увеличение налоговых ставок

  • Увеличение цен на товары и услуги государственных предприятий

  • Внутренние государственные займы.

  • Получение международных кредитов (ведет к увеличению внешнего долга государства)

  • Сдача золотовалютного резерва в залог кредита

  • Продажа государственной собственности (недвижимость, территории)

  • Конфискация средств со счетов физических и юридических лиц (банковские счета)

На практике универсального способа снижения бюджетного дефицита не существует.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. (Так было, например, в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме.) Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Теоретически бюджетный дефицит может стимулировать развитие экономики, но в истории пока таких случаев не было.

Бюджеты подавляющего большинства государств мира являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может привести к экономическим и социальным кризисам, возникающим за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

  1. Бюджетный профицит и его распределение

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит.

Профицитом бюджета называют ситуацию при которой уровень государственных доходов выше уровня государственных расходов. Т.е. возникновение дополнительных средств в бюджете.

Профицит может возникнуть по различным причинам (как внешним, так и внутренним).

Основные причины возникновения профицита:

  1. Профицит в следствие роста цен на различные виды энергоносителей на мировых рынках. (в том числе и на нефть) (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 2000 г) Т. е изменения цен на определенные виды товаров и услуг на мировом рынке могут дать стране дополнительную прибыль, собственно благодаря чему профицит и образуется.

  2. Самой благоприятной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост (экономический профицит). Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных предприятий приносит чистый доход.

  3. Благоприятно сложившаяся конъюнктура товаров на мировых рынках, но поскольку конъюнктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются такой профицит является недолговременным.(спрос и предложение)

  4. Налоговый профицит возникает в результате повышения государством налоговых ставок.

  5. Нормативный профицит бюджета он иногда закладывается непосредственно в бюджет, т. е. он может быть спрогнозированным, когда собранные средства превышают сумму запланированных расходов, но составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Профицит не является абсолютно положительным явлением. Т.к экономический цикл всегда развивается по синусоиде и пик экономического подъёма может являться предвестником экономического спада т.е. будущего кризиса экономики.

Направления распределения профицита бюджета:

  1. выплата государственного долга

  2. создание и стабилизация финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита, на покрытие заранее известных расходов и на непредвиденные расходы государства.

  3. финансирование отдельных статей расходов бюджета

  4. строительство объектов государственного значения

  5. улучшение и развития отдельных территорий

  6. финансирование отдельных целевых проектов и программ

На практике универсального способа распределения бюджетного профицита не существует.

Итак, увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Отрицательные стороны профицита государственного бюджета:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой нехватку финансовых ресурсов на уровне государства;

  • по причине дисбаланса заемных средств возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит проявляющийся как доходы от получаемых кредитов;

  • несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;

  • налоговая нагрузка действительно слишком велика, и налогоплательщики вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Бюджетный дефицит и профицит: причины и последствия

Одной из главных целей государственной финансовой политики является макроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, государственные расходы, бюджетный дефицит. Бюджет может быть в трех состояниях: сбалансированном, дефицитном и профицитном.

«Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами».

Причинами бюджетного дефицита могут быть:

  • 1) Осуществление крупными государственными программами развития экономики, например, её структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита будет оправдано, так как значительные государственные расходы в будущем будут способствовать подъёму экономики и росту доходов бюджета.
  • 2) Спад экономики, так как сокращение объёма производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.
  • 3) Рост теневого сектора экономики, который приводит к уменьшению налоговой базы.

Классификации дефицита бюджета:

  • 1) По отношению к плану выделяют плановый и фактический дефициты бюджета.
  • 2) По степени учета конъюнктурных доходов бывают скрытый (латентный) и реальный дефициты бюджета.
  • 3) По отношению к уровню бюджета могут быть дефициты федерального, региональных и местных бюджетов.
  • 4) По характеру возникновения разделяют случайный и действительный дефициты.
  • 5) В зависимости от периодичности возникновения различают постоянный, циклический и временный дефициты.
  • 6) По способу воздействия на социально-экономические процессы различают активный и пассивный дефициты бюджета.

Последствия бюджетного дефицита:

  • 1) Дефицит Федерального правительства
  • 2) Высокие процентные ставки в стране
  • 3) Снижение внутренних инвестиций и чистого экспорта
  • 4) Высокий процент на ценные бумаги
  • 5) Рост зарубежного спроса на национальные ценные бумаги, внешнего долга, импорта, международной ценности национальной валюты.

«Бюджетный профицит — это превышение доходов бюджета над его расходами». государственный долг бюджетный дефицит

В БК РФ статья, регламентирующая профицит бюджета, отсутствует. В то же время в БК есть статья 232, касающаяся использования доходов, утвержденных законом о бюджете. В соответствии с этой статье доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом объема доходов без учета нефтегазовых доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на:

  • — замещение государственных заимствований;
  • — погашение государственного долга РФ;
  • — исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном п. 3 ст. 217 БК РФ.

Основной причиной появления профицита государственного бюджета может стать рост цен на различные виды энергоносителей (в том числе и на нефть) на мировых рынках (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 207,4 млн. руб. в 2000 г., что составило 2,9 % от ВВП, это первый год с профицитом после 1990-х гг., в течение которых наблюдался только дефицит). Следовательно, мировые изменения цен на некоторые виды товаров и услуг могут дать стране дополнительную прибыль, благодаря которой образуется бюджетный профицит. Однако самой благоприятной причиной возникновения профицита

бюджета является экономический рост. Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных унитарных предприятий приносит чистый доход. Все это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был спрогнозирован, то происходит возникновение профицита.

Профицит бюджета — явление положительное. Однако опыт крупнейших стран мира показывает, что значительная профицитность бюджета имеет свои негативные последствия: часть денежных средств изымается из национального оборота, и влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности, рост кредитной нагрузки на страну, большая налоговая нагрузка, вследствие которой предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Вывод

В ходе изучения параграфа изучены определения понятий бюджетного дефицита и бюджетного профицита и классификации. Выявлены причины: спад экономики, рост теневого сектора, рост цен на различные виды энергоносителей, а также такие последствия, как высокие процентные ставки в стране, снижение внутренних инвестиций и чистого экспорта и др.