Содержание
Профстандарт библиотекаря
Профессиональный стандарт библиотекаря нужен для определения основных должностных параметров: выполняемых обязанностей, уровней их сложности, а также требуемой от специалиста квалификации. Сейчас он в обязательном порядке применяется в государственных и муниципальных учреждениях, но и в частном секторе этот документ позволяет получить ряд бонусов, связанных с организационными преобразованиями и делопроизводством.
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта библиотекаря .doc
Особенности применения профстандартов
Использование профессиональных стандартов регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральным законом 122-ФЗ, утвержденным в 2015 году, где приведены основы их использования.
- Статьей 195.3 ТК РФ, где утвержден обязательный характер профстандартов для позиций, требования по квалификации к которым даны в законодательном порядке.
- Статьей 57 ТК РФ, где указано, что профстандарты необходимы для должностей, имеющих, в соответствии законодательством, льготы или ограничения.
- Постановлением Правительства №584, в котором указано, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений, а также организаций, контролируемых государством (доля в собственности свыше 50%).
Для получения дополнительных сведений по практическому использованию профстандартов можно ориентироваться на Письмо Минтруда №14-0/10/В-2253.
Из вышеперечисленного видно, что профстандарты обязательны в двух случаях: для определенных профессий и для организаций, контролируемых государством. В иных случаях их применяют для:
- Урегулирования конфликтов с проверяющими корректность документации контролерами (ФНС, ПФР и пр.).
- Изменения имеющейся кадровой документации (штатного расписания, должностных инструкций и т.д.).
- Закрепления квалификационных требований к действующим сотрудниками, что позволяет грамотно проводить их переаттестацию, а также требовать от них роста профессионального уровня.
- Документирования параметров, которым должны соответствовать кандидаты на позиции.
Внимание! Пока сохраняют актуальность и российские справочники профессий (ЕКС и ЕТКС). В будущем их предполагается объединить с профстандартами в единую систему, а пока организации сами выбирают, какой документ они вправе использовать.
Применение профстандарта библиотекаря
В 2017-м году был утверждён профстандарт 01.005, где даны основные параметры профессии. Он состоит из следующих разделов:
- Общая информация. Здесь даны группа и вид экономической деятельности, к которым относится профессия.
- Информация о профильных трудовых функциях. Они разделены на обобщенные функции и их составляющие. Для каждой функции дан код и уровень сложности её выполнения. Всего описаны шесть обобщенных функций и 18 их составляющих. Библиотечно-педагогическая деятельность относится к обобщенной функции, включая информационно-библиотечное сопровождение, принятие мер по развитию интереса к чтению, а также мероприятия по повышению информационной культуры.
- Подробная характеристика функций. Для обобщенных функций приведены требования к образованию, опыту, а также дополнительные характеристики, необходимые специалисту для её выполнения (прохождение медосмотров и пр.). Для их составляющих даны трудовые действия и нужные для их выполнения знания и умения. Так, обязанности библиотекаря по обеспечению информационно-библиотечного процесса требуют от него владения тринадцатью умениями, от организации электронных каталогов до формирования библиотечного фонда. Также перечислены 21 область теоретических знаний, в которых должен разбираться специалист, от теории библиотековедения до методов формирования книжного фонда.
- Сведения об организациях, принимавших участие в написании документа.
Внимание! Некоторые профессиональные характеристики не затронуты в документе: порядок взаимодействия, права, льготы, принципы ответственности. Для их документирования отдельно используют должностные инструкции и трудовые договора.
Использование профстандартов
Грамотное внедрение профстандартов происходит обычно по следующему алгоритму:
- Изучение функционирования организации с использованием её учетной документации.
- Рассмотрение обязанностей, выполняемых сотрудниками: их соответствия профилю, возможной избыточности и пр.
- Нахождение подходящих по профилю профстандартов и анализ имеющихся кадровых документов на соответствие их положениям.
- Преобразование на их основе имеющейся кадровой документации (штатного расписания, инструкций и пр.).
- Проведение необходимых организационных мероприятий: изменений профилей действующих сотрудников, перераспределение обязанностей и т.д.
После окончания данных процессов работодатель:
- Устанавливает корректные критерии по квалификации для приема новых сотрудников.
- Проводит переаттестацию имеющихся специалистов.
- Требует от своих работников получения новых знаний путем прохождения профильного обучения.
- В случае необходимости предлагает сотрудникам переход на менее ответственные позиции в соответствии со статьей 72.1 ТК РФ.
Внимание! Если планируется большой объем мероприятий, то рекомендуется сперва утвердить регламент, регулирующий их проведение. В нем можно описать ответственных, план-график этапов и иные моменты.