Профстандарт библиотекарь

Профстандарт библиотекаря

Профессиональный стандарт библиотекаря нужен для определения основных должностных параметров: выполняемых обязанностей, уровней их сложности, а также требуемой от специалиста квалификации. Сейчас он в обязательном порядке применяется в государственных и муниципальных учреждениях, но и в частном секторе этот документ позволяет получить ряд бонусов, связанных с организационными преобразованиями и делопроизводством.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта библиотекаря .doc

Особенности применения профстандартов

Использование профессиональных стандартов регулируется следующими нормативными актами:

  • Федеральным законом 122-ФЗ, утвержденным в 2015 году, где приведены основы их использования.
  • Статьей 195.3 ТК РФ, где утвержден обязательный характер профстандартов для позиций, требования по квалификации к которым даны в законодательном порядке.
  • Статьей 57 ТК РФ, где указано, что профстандарты необходимы для должностей, имеющих, в соответствии законодательством, льготы или ограничения.
  • Постановлением Правительства №584, в котором указано, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений, а также организаций, контролируемых государством (доля в собственности свыше 50%).

Для получения дополнительных сведений по практическому использованию профстандартов можно ориентироваться на Письмо Минтруда №14-0/10/В-2253.

Из вышеперечисленного видно, что профстандарты обязательны в двух случаях: для определенных профессий и для организаций, контролируемых государством. В иных случаях их применяют для:

  • Урегулирования конфликтов с проверяющими корректность документации контролерами (ФНС, ПФР и пр.).
  • Изменения имеющейся кадровой документации (штатного расписания, должностных инструкций и т.д.).
  • Закрепления квалификационных требований к действующим сотрудниками, что позволяет грамотно проводить их переаттестацию, а также требовать от них роста профессионального уровня.
  • Документирования параметров, которым должны соответствовать кандидаты на позиции.

Внимание! Пока сохраняют актуальность и российские справочники профессий (ЕКС и ЕТКС). В будущем их предполагается объединить с профстандартами в единую систему, а пока организации сами выбирают, какой документ они вправе использовать.

Применение профстандарта библиотекаря

В 2017-м году был утверждён профстандарт 01.005, где даны основные параметры профессии. Он состоит из следующих разделов:

  • Общая информация. Здесь даны группа и вид экономической деятельности, к которым относится профессия.
  • Информация о профильных трудовых функциях. Они разделены на обобщенные функции и их составляющие. Для каждой функции дан код и уровень сложности её выполнения. Всего описаны шесть обобщенных функций и 18 их составляющих. Библиотечно-педагогическая деятельность относится к обобщенной функции, включая информационно-библиотечное сопровождение, принятие мер по развитию интереса к чтению, а также мероприятия по повышению информационной культуры.
  • Подробная характеристика функций. Для обобщенных функций приведены требования к образованию, опыту, а также дополнительные характеристики, необходимые специалисту для её выполнения (прохождение медосмотров и пр.). Для их составляющих даны трудовые действия и нужные для их выполнения знания и умения. Так, обязанности библиотекаря по обеспечению информационно-библиотечного процесса требуют от него владения тринадцатью умениями, от организации электронных каталогов до формирования библиотечного фонда. Также перечислены 21 область теоретических знаний, в которых должен разбираться специалист, от теории библиотековедения до методов формирования книжного фонда.
  • Сведения об организациях, принимавших участие в написании документа.

Внимание! Некоторые профессиональные характеристики не затронуты в документе: порядок взаимодействия, права, льготы, принципы ответственности. Для их документирования отдельно используют должностные инструкции и трудовые договора.

Использование профстандартов

Грамотное внедрение профстандартов происходит обычно по следующему алгоритму:

  • Изучение функционирования организации с использованием её учетной документации.
  • Рассмотрение обязанностей, выполняемых сотрудниками: их соответствия профилю, возможной избыточности и пр.
  • Нахождение подходящих по профилю профстандартов и анализ имеющихся кадровых документов на соответствие их положениям.
  • Преобразование на их основе имеющейся кадровой документации (штатного расписания, инструкций и пр.).
  • Проведение необходимых организационных мероприятий: изменений профилей действующих сотрудников, перераспределение обязанностей и т.д.

После окончания данных процессов работодатель:

  • Устанавливает корректные критерии по квалификации для приема новых сотрудников.
  • Проводит переаттестацию имеющихся специалистов.
  • Требует от своих работников получения новых знаний путем прохождения профильного обучения.
  • В случае необходимости предлагает сотрудникам переход на менее ответственные позиции в соответствии со статьей 72.1 ТК РФ.

Внимание! Если планируется большой объем мероприятий, то рекомендуется сперва утвердить регламент, регулирующий их проведение. В нем можно описать ответственных, план-график этапов и иные моменты.