Профстандарт для водителя

Должностная инструкция механика по автотранспорту

Общие положения

1.1. Документ регламентирует такие аспекты профессиональной деятельности механика по автотранспорту: должностные задачи, условия работы, права, обязанности, сфера ответственности.
1.2. Принятие на должность и последующее увольнение механика осуществляется с помощью создания начальством предприятия распоряжения. Данная процедура контролируется российским трудовым законодательством.
1.3. Непосредственными начальниками механика по автотранспорту являются:

  • главный механик;
  • начальник производства;
  • гендиректор компании.

В случае их отсутствия эта функция переходит сотрудникам-заместителям.

1.4. При отсутствии механика по автотранспорту на рабочем посту по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка) его задачи перепоручаются работникам, обладающим соответствующими знаниями, квалификацией, опытом работы. Замещение производится в соответствии с внутренними правилами организации.
1.5. К соискателю на должность механика по автотранспорту предъявляются следующие требования:

  • высшее/среднее профильное образование;
  • опыт работы по специальности от одного года.

1.6. Механик по автотранспорту должен быть осведомлен в:

  • методических документах и нормативах, которые затрагивают организационные вопросы ремонта и обслуживания рабочего оборудования;
  • технологиях изготовки продукции компании;
  • организационных аспектах ремонтной службы;
  • технических параметрах и структурных деталях рабочего оборудования;
  • правилах применения оборудования, целях, в которых оно используется и режиме работы;
  • методах и технологиях проведения ремонтных и монтажных работ;
  • нормативов заполнения, предъявляемых к техпаспортам, дефектным ведомостям, инструкциям по эксплуатированию оборудования и другой техдокументации;
  • правилах приема и сдачи оборудования по окончании ремонтных работ;
  • положениях по рациональному распределению рабочих обязанностей в процессе ремонта;
  • положениях по модернизации приборов и обеспечения для ремонтных работ;
  • основах организации трудовой деятельности, управленческой и производственной сфер;
  • нормах охраны труда;
  • трудовом законодательстве (ТК РФ) и своде законов по защите окружающей среды.

1.7. В процессе трудовой деятельности механик по автотранспорту опирается на:

  • нормативную документацию и методические материалы, которые затрагивают его профессиональную компетенцию;
  • устав, принятый в организации;
  • правила трудового распорядка;
  • распоряжения, поступающие от гендиректора предприятия и непосредственного начальства;
  • данную инструкцию и трудовой договор;
  • правила противопожарной безопасности.

Должностные обязанности

2.1. В сферу должностных функций механика по автотранспорту входят следующие задачи:

  • проведение профилактического осмотра транспорта предприятия;
  • организация постоянного, надежного и технически корректного использования специализированного оборудования, поддержание приборов в рабочем состоянии;
  • создание планирований и графиков осмотра, проверки и профилактического ремонта инвентаря, которые соответствуют правилам Единого кодекса планово-предупредительных ремонтных работ;
  • создание и внедрение методик по уменьшению расходов на ремонт машин/прицепных составов;
  • планирование техобслуживания вверенных машин;
  • контроль осуществления ремонта приборов и реализация подготовки производства в технической сфере;
  • принятие участия в оказании техпомощи транспортных средств предприятия;
  • организация составления технических и отчетных документов;
  • организация учета приборов и их передачи уполномоченным лицам в конце ремонта;
  • заполнение и отправка заявок на покупку материалов и запчастей, которые требуются для проведения ремонтных работ транспортных средств;
  • принятие участия в экспериментальных мерах, которые направлены на внедрение и освоение инновационных технологий, а также в испытаниях поступившего оборудования;
  • осуществление качественного ремонта в отведенные непосредственным начальством сроки и содействие рациональному расходованию технических материалов;
  • следование правилам техники безопасности и охраны труда в процессе проведения ремонтных работ;
  • содействие уменьшению числа незапланированных ремонтов и ситуаций, в которых оборудование простаивает;
  • организация действий сотрудников предприятия, которые находятся в его подчинении;
  • использование средств индивидуальной защиты, разработанных предприятием для конкретного типа работ, и ношение установленной формы.

Права

3.1. Механик по автотранспорту наделен следующими полномочиями:

  • отслеживание своевременного выполнения задач и поручений от сотрудников, которые находятся в подчинении;
  • направление запросов и получение необходимой информации и документов, которые затрагивают профессиональному деятельность механика и подчиненных ему работников;
  • взаимодействие с другими структурными подразделениями и компаниями по рабочим вопросам в рамках профессиональной компетенции;
  • получение сведений от начальства предприятия, которые нужны для выполнения трудовых обязанностей и координации работы подчиненных;
  • требование от начальства предприятия обеспечения надлежащих условий для корректного выполнения профессиональных обязанностей;
  • требование от начальства предприятия своевременной выдачи средств индивидуальной защиты и полной комплектации инвентаря для проведения ремонта;
  • внесение предложений по усовершенствованию рабочего процесса и улучшению его условий;
  • прекращение производственной деятельности в случае появления угрозы жизни автомеханика и его коллег.

Ответственность

4.1. Автомеханик несёт дисциплинарную ответственность при совершении следующих действий:

  • причинение материального ущерба предприятию и/или его работникам;
  • отправка начальству недостоверных сведений о качестве и состоянии проведенных ремонтных работ;
  • пренебрежение к реализации трудовых обязанностей и последующем уклонении;
  • отказ от исполнения или некорректное исполнение приказов, поступающих от гендиректора предприятия или от непосредственного начальства;
  • невыполнение ремонтных работ в установленные сроки;
  • некорректная эксплуатация оборудования и прочих устройств, ведущая к неисправности приборов для ремонтных работ;
  • отказ от содействия в предотвращении выявившихся нарушений, которые представляют угрозу работе организации, а также безопасности находящихся на ее территории сотрудников;
  • игнорирование норм противопожарной безопасности на производстве, пренебрежение средствами защиты.

Условия работы

5.1. Механик по автотранспорту наделен материальной ответственностью за доверенное ему ремонтное оборудование и прочий инвентарь.
5.2. Механик по автотранспорту имеет в подчинении работников и структурные подразделы организации, которые перечисляются в соответствующих документах.
5.3. Автомеханик проводит ремонтные работы, основываясь на установленные нормативы выполнения профессиональных задач по обслуживанию транспортных средств.

Профстандарт водителя погрузчика

Профессиональный стандарт водителя погрузчика предназначен для документирования его должностных обязанностей и квалификационных параметров. Хотя он носит обязательный характер только для контролируемых государством организаций, в частном секторе его использование дает ряд плюсов, таких как актуализация кадровой документации и возможность корректно требовать от сотрудников повышения профессионального уровня.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта водителя погрузчика .doc

Правовые основы профстандартов

Комплексное внедрение профстандартов началось в 2015 году, когда был принят Федеральный закон 122-ФЗ, вносящий ряд существенных поправок в законодательство. Так, в ТК РФ были внесены статьи 195.2 и 195.3, где указано, что профстандарты обязательны для позиций, требования к которым установлены законодательно. Эту же мысль подтверждает статья 57 ТК, где указано, что профессии с законодательными льготами и ограничениями нуждаются в профстандартах. Следующим шагом в расширении их применения стало принятие в 2016 году Постановления Правительства №584, где устанавливалась их необходимость для организаций, контролируемых государством или относящихся к бюджетной сфере. На основании данных нормативных актов можно утверждать, что профстандарты необходимы:

  • для должностей, критерии которых специально описаны в законодательстве;
  • для организаций, подконтрольных государству.

В иных случаях использование данных документов носит рекомендательный характер. В бизнес-практике их применяют для:

  • Упорядочивания кадровой документации, что, к примеру, позволяет снизить риски при проверках, организуемых ПФР, ФНС и прочими контролерами.
  • Установления корректных требований по квалификации для подчиненных. Это позволяет не только отсеивать несоответствующих им кандидатов, но и требовать от подчиненных прохождения соответствующего обучения.
  • Проведения аттестации и переаттестации сотрудников.
  • Проведения организационных преобразований (переименования должностей, перераспределения обязанностей и пр.).

Внимание! Пока для этих целей можно использовать и должностные классификаторы, такие как ЕКС и ЕТКС. Но в будущем Минтруд планирует создание единой системы должностных стандартов.

Особенности составления профстандарта водителя погрузчика

В 2017 году Минтруд утвердил профстандарт 16.116, описывающий, в том числе, обязанности водителя погрузчика. В нем содержатся следующие разделы:

  • Общие параметры: группа и вид деятельности, её цели по классификаторам ОКЗ и ОКВЭД.
  • Функциональная карта должности. В этом разделе приведены четыре обобщенные профессиональные функции и составляющие их 24 конкретные трудовые функции. Так, обобщенная функция по укладке материалов с помощью колесной машины содержит шесть составляющих, от укладки материалов при ремонте до проведения технического обслуживания и профилактики погрузчика. Для каждой из функций дан свой код и требуемый для её выполнения уровень квалификации.
  • Подробное описание обязанностей. Для каждой из четырех обобщенных функций даны: параметры образования и обучения, условия допуска к работе сотрудника и прочие характеристики. Например, для выполнения работ на погрузчике нужно получить профильное образование, иметь возраст свыше 18 лет, пройти медосмотр, инструктажи по пожарной безопасности и охране труда. Для каждой из 24 конкретных функций описаны следующие моменты: трудовые действия, знания и умения, нужные для их совершения. Так, обязанность по проведению техосмотра включает 11 действий, от подготовки машины к консервации до обкатки новой (отремонтированной) машины. Их корректное выполнение требует владения 47 навыками и умениями, от использования специальной терминологии до заполнения соответствующей документации.
  • В заключении дана информация об участвующих в составлении документа организациях.

Внимание! В документе отсутствует ряд должностных параметров: полномочия, потенциальная ответственность, принципы взаимодействия с коллегами. Все это нужно прописать в должностной инструкции и прочей кадровой документации.

Внедрение профстандарта

Для корректного использования профессиональных стандартов рекомендуется:

  • Разработать специальный регламент, регулирующий процессы их внедрения. В нем должны присутствовать план-график, ответственные специалисты и пр.
  • Изучить особенности деятельности организации.
  • Рассмотреть соответствие обязанностей, выполняемых сотрудниками, их должностям.
  • Найти профстандарты, подходящие по профилю организации и работникам.
  • На их основе провести необходимые изменения в трудовой документации.

После проведения данных мероприятий организация-работодатель получает следующие возможности:

  • Установить корректные критерии по квалификации для претендентов на трудоустройство.
  • Потребовать от работников пройти дополнительное обучение для приобретения необходимых знаний и навыков.
  • Корректно провести переаттестацию действующих сотрудников.
  • Провести назревшие преобразования в кадровой сфере (переименовать должности, перераспределить обязанности и пр.).

Внимание! Поскольку Трудовой кодекс не предусматривает возможности увольнения сотрудника из-за его несоответствия параметрам профстандартов, то можно попробовать предложить ему перейти на другую позицию по ст. 72.1 ТК.