Прохождение гражданской службы

Прохождение государственной службы

Прохождение государственной службы — это процесс практического служения государству лица, назначенного на государственную должность государственной службы, выполнения соответствующего вида управленческой или иной государственно-служебной деятельности. Прохождение государственной службы регламентируется не только Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами (например, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе») и законами субъектов РФ о государственной службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные законы о видах государственной службы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривают другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.

Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Институт прохождения государственной службы характеризуется следующими основными чертами.

С практической структурно-функциональной точки зрения прохождение службы является длящимся процессом, начинающимся с возникновения государственно-служебных отношений, т.е. с момента замещения служащим государственной должности, связанным с дальнейшим перемещением лица по службе, проведением оценки и аттестации служащих, и заканчивающимся прекращением государственно-служебных отношений.

Содержание прохождения службы, т.е. выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус государственного служащего.

Прохождение государственной службы устанавливается нормативно. Таким образом, как подынститут правового института государственной службы оно объединяет правовые нормы, регулирующие следующие вопросы: замещение государственных должностей, специальная профессиональная подготовка сотрудников различных государственных органов, совместительство, реальное выполнение служащими своих должностных обязанностей и реализация прав, порядок присвоения квалификационных разрядов, специальных званий; поощрение служащих и привлечение их к ответственности (к различным видам юридической ответственности), аттестация государственных служащих, продвижение (перемещение) по службе (должностной рост на конкурсной основе), условия службы, социально-правовая защита (гарантии, льготы, компенсации) государственных служащих, основания и способы прекращения государственной службы.

Условия прохождения государственной службы: продолжительность служебного времени, ежегодного оплачиваемого отпуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; государственное личное и дополнительное социальное страхование; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транспортом; услуги технического и социально-бытового характера при нахождении в служебной командировке и т.д.

Сведения о государственном служащем (прохождении им государственной службы) содержатся в личном деле государственного служащего. Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 было утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела. Личное дело ведется структурным подразделением кадров государственного органа (кадровой службой соответствующего государственного органа) и при переводе государственного служащего передается по новому месту его государственной службы. Запрещено ведение нескольких личных дел одного государственного служащего.

Сведения о всех государственных служащих, занимающих должности государственной службы, а также включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, содержатся в Федеральном реестре государственных служащих и реестре государственных служащих субъектов РФ.

Ведение личных дел и Реестра государственных служащих осуществляется в соответствии с актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Запрещены сбор и внесение в личные дела и Реестр государственных служащих сведений об их политической, религиозной принадлежности и частной жизни.

Форма и порядок ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются пресонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

Законодательством РФ определены порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации служащих, замещения государственных должностей, присвоения классных чинов и многие другие вопросы.

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту (см., например, гл. 4 «Поступление на гражданскую службу» и 5 «Служебный контракт» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), Федеральный закон о виде государственной службы определяет условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия.

Право поступления на государственную службу имеют по общему правилу граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста (не моложе 18 лет), владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ о государственной службе.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от расы, национальности, языка, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и профессиональным союзам, созданным в установленном Конституцией РФ и другими законами порядке, а также других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовка которых отвечает требованиям по соответствующей государственной должности.

Общие положения о равенстве прав граждан на замещение должностей не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Так, гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе, например, в следующих случаях:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. лишения его судом права занимать государственные должности в течение назначенного срока;
  3. наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных обязанностей;
  4. близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, и в других случаях, установленных нормативными актами Российской Федерации;
  5. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  6. наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
  7. отказа от представления сведений о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

На первоначальном этапе образования государственно-служебного правоотношения целесообразно различать два правовых документа: контракт (служебный контракт) и приказ (акт) о назначении гражданина на государственную должность государственной службы. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы.

Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебный контракт устанавливает права и обязанности сторон (ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Для лица, впервые поступающего на государственную службу (принятого на государственную должность государственной службы), а также для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации, может быть установлен испытательный срок (испытание) продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности государственной службы, на которую гражданин поступает.

Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

На замещение вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс, который обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Конкурс объявляется, если граждане, подавшие заявления на участие в конкурсе, полностью соблюдают условия относительно их поступления на службу (наличие требуемого возраста, отсутствие обстоятельств отказа в приеме на государственную службу, наличие всех необходимых документов). Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям и должности гражданской службы.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной службы создается конкурсная комиссия, которая оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могут повлиять на решения, принимаемые конкурсной комиссией. Решения конкурсной комиссии могут быть обжалованы претендентом на замещение должности государственной службы в суд.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2005 г. № 514 утвержден Типовой должностной регламент статс-секретарей — заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

22) Прохождение государственной службы: цели, содержание, этапы.

Прохождение гос службы – это совокупность юридических фактов (событий и действий), с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

Прохождение государственной службы включает в себя поступление на службу (назначение на должность), осуществление службы (присвоение классного чина, аттестацию, применение поощрений и взысканий), прекращение государственно-служебных отношений.

Прохождение гос службы регламентируется не только Федеральным законом «О гос гражданской службе РФ» ФЗ№ 79, иными федеральными законами (например, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе») и законами субъектов РФ о гос службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные законы о видах гос службы и иные нормативные правовые акты РФ устанавливают порядок поступления на гос службу и замещения вакантных должностей гос службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривают другой порядок поступления на гос службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации устанавливают формы подготовки граждан для прохождения государственной службы.

Переподготовка, повышение квалификации государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Принципы прохождения государственной службы:

— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— законность;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

— равный доступ граждан к государственной службе;

— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

— взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

— профессионализм и компетентность государственных служащих;

  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Прохождение государственной службы в идеале должно основываться на принципе «заслуг и достоинств».

Целью прохождения службы является выполнение соответствующих задач и функций государства. Это требует наделения лиц, проходящих службу, специальным правовым статусом – статусом государственного служащего.

Пять этапов:

Первый этап – поступление на службу (сбор необходимой информации, заключение контракта и пр.).

Второй этап – присвоение специального звания и перемещение по службе.

Третий этап – перемещение по службе (с возможностью карьерного роста), аттестация, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации.

Четвертый этап – применение в отношении служащего мер поощрения или взыскания.

Пятый этап – прекращение государственной службы.

Поступление (граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие гос. языком РФ и соответствующие квал. требованиям). Поступление гражданина осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке проф. уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Конкурс не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; 2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; 3) при заключении срочного служебного контракта;4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы; 5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность; присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; аттестацию или квалификационный экзамен; другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

Квал. экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы. Но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Непосредственный руководитель пишет отзыв в конкурсную комиссию, методы оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы, проводится один раз в три года. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. Состав включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций-эксперты. По результатам аттестации принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности 2) соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; 3) соответствует при условии успешного получения дпо; 4) не соответствует. По результатам проведения аттестации служащего в течение одного месяца после ее проведения издается правовой акт государственного органа, предусматривающий: включение в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; направление на профессиональную подготовку или повышение квалификации; понижение в должности гражданской службы.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Основания прекращения государственной службы: смерть (гибель) государственного служащего; увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством; предельный возраст-60 лет, выход на пенсию, прекращение гражданства РФ; несоблюдение обязанностей и ограничений, разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; увольнение по другим основаниям: недееспособность, отказ от прохождения процедуры оформления допуска.

Прохождения и прекращения государственной службы

Должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложена установленное нормативными актами круг служебных полномочий. Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Права и обязанности государственных служащих были рассмотрены в предыдущей теме.

Не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе и его аппарате лица, которые:

— признанные в установленном порядке недееспособными;

— имеют судимость, несовместимую с занятием должности;

— в случае принятия на службу будут непосредственно подчинены или подчиненные лицам, которые являются их близкими родственниками или свойственниками;

— в других случаях, установленных законами Украины.

Лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего третьей — седьмой категорий, подает по месту будущей службы сведения о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за рубежом, относительно себя и членов своей семьи. Лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего первой и второй категорий, должна подать также сведения о принадлежащих ей и членам ее семьи недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Указанные сведения предоставляются государственным служащим ежегодно.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, превышения своих полномочий, нарушения ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, который компрометирует его как государственного служащего или дискредитирует государственный орган, в котором он работает, до государственного служащего применяются дисциплинарные взыскания. Кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия:

— предупреждение о неполном служебном соответствии;

— задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность.

При принятии на государственную службу может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев.

С целью приобретения практического опыта, проверки профессионального уровня и деловых качеств лица, претендующего на должность государственного служащего, может проводиться стажировка в соответствующем государственном органе сроком до двух месяцев с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Для выполнения неотложной и непредвиденной работы государственные служащие обязаны по распоряжению руководителя органа, в котором они работают, появляться на службу в выходные, праздничные и нерабочие дни, работа за которые компенсируется в соответствии с действующим трудовым законодательством. По решению руководителя органа государственные служащие могут быть отозваны из ежегодного или дополнительного отпуска. Часть неиспользованного отпуска, которая осталась, предоставляется государственному служащему в любое другое время соответствующего года или присоединяется к отпуску в следующем году.

Предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с Начальником Главного управления государственной службы Украины может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет. В исключительных случаях по истечении этого срока государственные служащие могут быть оставлены на государственной службе на должностях советников или консультантов по решению руководителя соответствующего государственного органа.

Принятие на государственную службу, продвижение по ней служащих, стимулирования их труда, решение других вопросов, связанных со службой, проводится согласно категорий должностей служащих, а также в соответствии с рангами, которые им присваиваются.

Существуют семь категорий должностей и пятнадцать рангов государственных служащих. Ранг служащему присваивается в соответствии с занимаемой должности, уровня профессиональной квалификации и результатов работы. При принятии на государственную службу служащему присваивается ранг в пределах соответствующей категории должностей. Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должности государственный служащий должен успешно отработать на занимаемой должности два года. За выполнение особо ответственных заданий государственному служащему может быть присвоен очередной ранг досрочно в пределах соответствующей категории должностей.

За добросовестный труд государственному служащему при выходе на пенсию может быть присвоен очередной ранг вне соответствующей категории должностей. Государственный служащий может быть лишен ранга только по приговору суда. Если государственный служащий перешел на должность низшей категории или оставил государственную службу, на которую потом вернулся, за ним сохраняется присвоенный ранг.

Продвижение по службе государственного служащего осуществляется путем занятия более высокой должности на конкурсной основе или путем присвоения государственному служащему более высокого ранга. Государственный служащий имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности. Преимущественное право на продвижение по службе имеют государственные служащие, которые достигли наилучших результатов в работе, обнаруживают инициативность, постоянно повышают свой профессиональный уровень и зачислены в кадровый резерв.

Государственным служащим создаются условия для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) и путем самообразования. Государственные служащие постоянно повышают свою квалификацию, в том числе через обучение в соответствующих учебных заведениях, как правило, не реже одного раза в пять лет. Результаты обучения и повышения квалификации является одним из оснований для продвижения по службе.

С целью повышения эффективности деятельности государственных служащих и ответственности за порученное дело в государственных органах один раз в три года проводится их аттестация, во время которой оцениваются результаты работы, деловые и профессиональные качества, выявлены работниками при исполнении служебных обязанностей, определенных типичными профессионально-квалификационными характеристиками должностей и отраженных в должностных инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» и других нормативно-правовых актов.

Аттестации подлежат государственные служащие всех уровней, в том числе те, которые вследствие организационных изменений занимают должности менее чем один год, если их должностные обязанности не изменились. Не подлежат аттестации государственные служащие патронатной службы, а также те, что находятся в занимаемой должности менее чем один год. Женщины, находящиеся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу. Лица, назначенные на должность на определенный срок, и беременные женщины могут проходить аттестацию по собственному желанию.

Результаты аттестации принимаются во внимание кадровой службой соответствующего государственного органа во время проведения планомерной ротации кадров на отдельных должностях государственных служащих.

Для организации и проведения аттестации приказом руководителя государственного органа создается аттестационная комиссия. Количественный и персональный состав комиссии утверждается руководителем. Комиссия образуется в составе председателя, секретаря и членов комиссии. Председателем комиссии, как правило, назначается заместитель руководителя государственного органа. Руководитель может привлекать к работе в комиссии независимых экспертов. Для проведения аттестации руководителей юридических служб министерств, других центральных органов исполнительной власти к работе в комиссии привлекается представитель Минюста.

Комиссия должна обеспечивать объективное рассмотрение и оценку деятельности государственного служащего, который аттестуется, в частности по выполнению возложенных на него служебных обязанностей, знание и использование в своей работе на государственном языке, а также принципиальный подход в подготовке рекомендаций для дальнейшего использования его опыта и знаний в работе государственного органа.

Сроки и график проведения аттестации утверждаются приказом руководителя и доводятся до сведения государственных служащих, которые аттестуются, не позднее чем за месяц до проведения аттестации.

На каждого работника, подлежащего аттестации, составляется служебная характеристика, который подписывается его непосредственным руководителем, утверждается руководителем высшего уровня и подается в комиссию не позднее чем за неделю до проведения аттестации. Служебная характеристика должна содержать анализ выполнения государственным служащим должностных обязанностей; сведения об объем, качество, своевременность и самостоятельность выполнения работы, деловые качества (инициативность, ответственность), отношения с коллегами, знание и пользование государственным языком во время выполнения служебных обязанностей, информацию о подготовку, переподготовку, повышение квалификации и т.д. Государственный служащий знакомится со служебной характеристикой к аттестации во время собеседования с непосредственным руководителем. В случае несогласия со сведениями, изложенными в служебной характеристике, государственный служащий может подать в комиссию соответствующее заявление, обоснование, дополнительные сведения о своей служебной деятельности.

Во время каждой аттестации в комиссию подаются ежегодные оценки выполнения государственным служащим возложенных на него задач и обязанностей за период, прошедший после предыдущей аттестации, а также аттестационный лист предыдущей аттестации.

На заседание комиссии приглашаются работник, который аттестуется, и его непосредственный руководитель. Если государственный служащий не явился на заседание комиссии без уважительных причин комиссия имеет право провести аттестацию в его отсутствие.

На основании всестороннего анализа выполнения основных обязанностей, сложности выполняемой работы и ее результативности, знание и пользование государственным языком во время выполнения служебных обязанностей комиссия принимает одно из следующих решений:

— соответствует занимаемой должности;

— соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций по повышению квалификации с определенного профессионального направления, приобретения навыков работы на компьютере и т.п.;

— не соответствует занимаемой должности.

Аттестованными считаются государственные служащие, признанные комиссией такими, которые соответствуют занимаемой должности, или соответствуют занимаемой должности при определенных условиях.

В случае принятия решения о соответствии работника занимаемой должности комиссия может рекомендовать руководителю причислить его к кадрового резерва, позволить пройти стажировку на более высокой должности, присвоить очередной ранг государственного служащего, установить надбавку, предусмотренную законодательством, или изменить ее размер, возбудить в установленном порядке ходатайства о продлении срока пребывания на государственной службе и т.д.

В случае принятия решения о соответствии занимаемой должности при определенных условиях комиссия рекомендует руководителю назначить через год повторное аттестации, если государственный служащий согласится выполнить данные ему рекомендации. В случае принятия решения о несоответствии государственного служащего занимаемой должности комиссия рекомендует руководителю перевести этого государственного служащего с его согласия на другую должность, соответствующую его профессиональному уровню, или уволить с занимаемой должности. Каждая рекомендация должна иметь соответствующее обоснование.

Решение комиссии может быть обжаловано государственным служащим в установленном порядке руководителю в течение 10 дней со дня его принятия без учета срока временной нетрудоспособности.

По поручению руководителя комиссия повторно проводит аттестацию, принимает решение и вносит руководителю для рассмотрения и принятия окончательного решения.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 3/4 ее состав. Решение комиссии принимается в отношении каждого государственного служащего, который аттестуется, простым большинством голосов членов комиссии. Голосование проводится в отсутствии лица, которая аттестуется. В случае одинакового количества голосов членов комиссии принимается решение в пользу государственного служащего.

Результаты аттестации и ежегодной оценки выполнения государственными служащими возложенных на них задач и обязанностей заносятся в личное дело государственного служащего. Они рассматриваются во время решения вопросов продвижения по службе, присвоения очередного ранга, установление предусмотренных законодательством надбавок или изменения их размера, в случае нарушения в установленном порядке ходатайства о продлении срока пребывания на государственной службе, а также другим вопросам прохождения государственной службы.

По результатам аттестации руководитель издает соответствующий приказ (распоряжение).

Решение о переводе государственного служащего с его согласия на другую должность либо об освобождении от должности принимается руководителем в двухмесячный срок со дня аттестации. Принятие такого решения после окончания указанного срока не допускается. Время болезни государственного служащего, а также пребывания его в отпуске до этого срока не включается. Государственный служащий, признанный по результатам аттестации таким, что не соответствует занимаемой должности, увольняется с работы.

Решение руководителя, принятые по результатам аттестации, могут быть обжалованы государственным служащим в суд.

Помимо общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае:

1) нарушение условий реализации права на государственную службу;

2) несоблюдение связанных с прохождением государственной службы требований;

3) достижения государственным служащим предельного возраста прохождения государственной службы;

4) отставки государственных служащих, занимающих должности первой или второй категории;

5) выявление или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию государственного служащего на государственной службе;

6) отказа государственного служащего от принятия или нарушение Присяги;

7) непредставление или представление государственным служащим сведений относительно его доходов.

Смена руководителей или состава государственных органов не может быть основанием для прекращения государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных руководителей, кроме государственных служащих патронатной службы.

Основаниями для отставки (прекращения государственной службы служащим, занимающим должность первой или второй категории, по его письменному заявлению) являются:

— принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе;

— принуждение государственного служащего к выполнению решения государственного органа или должностного лица, которое противоречит действующему законодательству, что может причинить значительный материальный или моральный вред государству, предприятиям, учреждениям, организациям или объединениям граждан, гражданину;

— состояние здоровья, препятствующее выполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения).

25.Порядок прохождения государственной гражданской службы.

Прохождение государственной службы – это система взаимосвязанных, взаимообусловленных юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственных служебных отношений.

Элементы прохождения государственной службы:

1) поступление на государственную гражданскую службу;

2) аттестация государственных служащих и перемещение по службе;

3) поощрение и льготы государственных служащих;

4) юридическая ответственность государственных служащих;

5) прекращение государственной службы.

Поступление на государственную службу

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должностям государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

8) представления заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Документы, предоставляемые на государственную гражданскую службу:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненная и подписанная анкета установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовая книжка, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу не устанавливается:

1) для беременных женщин – гражданских служащих;

2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с ликвидацией или реорганизацией государственного органа, или сокращения должностей гражданской службы;

5) в иных случаях, предусмотренных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.Служебный контракт

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Служебный контракт содержит обязательные, существенные и дополнительные условия.

Обязательные условия служебного контракта:

1) права и обязанности его сторон;

2) фамилия, имя, отчество гражданина либо гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенные условия служебного контракта:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права, обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка, установленного в государственном органе);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Дополнительные условия:

1) испытание;

2) неразглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной и иной), если должностным регламентом предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами РФ.

По сроку действия служебный контракт может быть заключенным на неопределенный срок и срочным.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов за пределами Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой ч. 13 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе

Аттестация государственных служащих и перемещение по службе

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим своих должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащихся в отчетах за год о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости – пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

Не подлежат аттестации:

1) гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт;

2) гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует ли замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется ли он к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует ли гражданский служащий замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

4) гражданский служащий не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

3) понижается в должности гражданской службы.

Поощрения и льготы государственных служащих

Поощрения государственного служащего – меры материального, морального и статутного характера, применяемые по отношению к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности.

За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почетных званий РФ;

8) награждение знаками отличия РФ;

9) награждение орденами и медалями РФ.

Льготы государственного служащего – установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества материального, организационного и иного характера, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Виды льгот:

1) по налогообложению;

2) медицинскому страхованию;

3) социальному страхованию;

4) проезду в общественном транспорте;

5) оплате жилищных и коммунальных услуг;

6) пенсионному обеспечению;

7) обеспечению телефонной связью;

Прекращение государственной службы это совокупность юридических фактов, вызывающих прекращение служебных отношений между государственным служащим и государственным органом.

Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы:

• соглашение сторон служебного контракта;

• истечение срока действия срочного служебного контракта;

• расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

• расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя;

• перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

• отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или от повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

• отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

• отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

• обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта;

• нарушение установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;

• выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации;

• несоблюдение ограничений и нарушение обязательств, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

• нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

• отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой федеральным законом тайны (государственной, служебной или иной), ставшей известной гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ;

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

8) прекращения допуска гражданского служащего к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к государственной тайне;

9) в других случаях, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением от замещаемой должности гражданской службы, оставлением в соответствующем реестре государственных гражданских служащих и включением в кадровый резерв:

1) в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;

3) в связи с избранием гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления или с избранием его в профсоюзный орган, включая орган первичной профсоюзной организации государственного органа, на оплачиваемую данным профсоюзным органом должность;

4) в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;

5) в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

Служебный контракт прекращается со дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы в связи:

1) с осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

2) признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;

3) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

4) достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе – 65 лет

Организация прохождения государственной службы

Прохождение государственной службы требует не только правового регулирования, но и четкой организации. В процессе прохождения службы укрепляется или изменяется не только правовой, но и организационный, социальный статус государственного служащего, его место в иерархии должностей, в структуре государственной службы. Организация прохождения государственной службы воплощается в действиях представителя нанимателя или мерах органов управления государственной службой по обеспечению внутренней упорядоченности государственной службы, согласованности, совершенствованию взаимосвязей между государственными служащими и другими компонентами государственной службы. В этом процессе вырабатываются организационные нормы, способы, процедуры, правила, стандарты, традиции, которые находят отражение в принципах организации, формах, методах проведения приема на государственную службу, испытания, исполнения служащими полномочий, передвижения по горизонтали и вертикали, а также прекращения служебных отношений.

Так, организация приема на государственную службу включает методы изучения и критерии отбора кандидатов. Наиболее распространенными в настоящее время являются такие методы оценки, как биографический; анализ результатов предыдущей деятельности; наблюдение; беседа; сбор отзывов, характеристик, рекомендаций; испытание на конкретных поручениях; групповая дискуссия; диагностика личных качеств; деловые игры; экспертный опрос; тестирование и др. Каждый из методов реализуется с помощью процедур, операций, которые в совокупности образуют организационную технологию.

Руководителям государственных органов и их структурных подразделений особо следует обратить внимание на организацию приема граждан на государственную службу. На этом этапе следует профессионально определять и оценивать качества будущих чиновников, которым будут даны управленческие функции и право работать с людьми, представляя государство. Именно здесь надо отсеивать лиц, неспособных к административной, распорядительной и исполнительной деятельности. Задача защиты общества от непрофессионалов по-прежнему актуальна.

Несмотря на то, что в последние годы должностные лица ужесточили требования к приему граждан на государственную службу, организация приема нуждается в совершенствовании. Следует создать единый банк вакансий должностей гражданской службы хотя бы в рамках одного государственного органа. Необходимо регулярное информирование населения о проведении конкурсов на государственной службе и об их итогах.

Большого внимания требует организация собственно прохождения государственной службы — регулирования профессиональной деятельности, ротации кадров, формирования и подготовки кадрового резерва, выдвижения на новые должности. Этот процесс связан с применением принципов мотивации деятельности, профессионального развития, выдвижения на вышестоящие должности на основе реальных достижений и профессиональных качеств и др. Нередко это продвижение мало зависит от самих служащих.

Руководители и кадровые службы государственных органов должны уметь организовывать процесс прохождения государственной гражданской службы с различными возрастными категориями служащих. Особое внимание следует уделять молодежи.

В настоящее время руководителям государственных органов важно сделать государственную службу привлекательной в глазах молодежи. С учетом опыта ряда стран целесообразно ускорять карьеру молодых людей, имеющих хорошее образование, привлекая их к работе в государственных органах и предлагая самым способным из них в начале служебного пути довольно высокие посты. Но это не должно стать правилом, поскольку чревато служебными конфликтами поколений.

Свои особенности имеет организация прохождения государственной службы в возрасте 40—45 лет, когда возникает «кризис зрелого возраста». Считается, что к этому возрасту служебная карьера должна быть уже завершена.

Большого внимания требуют служащие в возрасте 50—60 лет, когда у них снижаются физические данные, но приобретен огромный опыт работы. В этом возрасте у людей, как правило, ослабевает чувство карьерного роста, и многие из них считают, что достигли своего служебного «потолка». Для этих лиц часто более важно их материальное и моральное стимулирование даже в случае уменьшения круга обязанностей и ослабления их полномочий.

Сегодня в органах государственной власти имеются серьезные проблемы с прохождением государственной службы в связи с недостаточным организационным регулированием отношений в этой сфере. Прежде всего, обращает на себя внимание многолетнее отсутствие системы должностного роста и продвижения кадров. Исследования показывают, что большие группы служащих длительное время (5—10 лет) не передвигаются по службе.

В науке должностное прохождение государственной службы выражается в показателях скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью прохождения государственной службы понимается число переходов от одной должности, соответствующей своей категории и группе, по иерархии к другой за определенный период времени, т.е. число преодоленных за это время статусных уровней, пройденных социальных ролей.

Интенсивность прохождения государственной службы представляет собой число государственных служащих, меняющих социальные позиции по вертикали или горизонтали за определенный отрезок времени. Число таких служащих в их общей численности определяет абсолютную интенсивность должностного прохождения государственной службы. Их удельный вес в общей численности государственных служащих характеризует относительную интенсивность прохождения государственной службы.

Прохождение государственной службы прямо и непосредственно влияет на изменение статуса государственного служащего. В процессе государственной службы укрепляется или изменяется правовой статус государственных служащих, т.е. совокупность их прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности и гарантий. В этом отношении прохождение государственной службы представляет собой систему правовых мер, определяющих порядок и основания приема на государственную службу, испытания, исполнения должностных полномочий, присвоения классных чинов, продвижения государственных служащих по горизонтали и вертикали иерархии должностей, а также порядок прекращения государственной службы.

Меняется и социальный статус служащих. Для открытой государственной службы характерно то, что социальный статус каждого служащего может повышаться и понижаться в соответствии с его усилиями и способностями. В закрытой государственной службе каждая должностная позиция предписана с момента поступления на эту службу. При этом отсутствуют четкие правила и гарантии должности продвижения, вследствие чего социальный статус — взлет или падение не зависят от профессиональных качеств и способностей служащих. Между социальными статусами, придаваемыми должностям, группам и категориям государственной службы, в этом случае существуют барьеры, которые затрудняют вертикальную и горизонтальную мобильность служащих.

Замечено, что при повышении должностного и социально-правового статуса государственные служащие, как правило, меняют свое поведение, манеры, этикет, тип взаимоотношений, социальное окружение, получают новые блага и привилегии. В то же время возрастают объем их обязанностей, их ответственность, ограничения в деятельности и поведении, одновременно может возрастать неудовлетворенность результатами работы. Нисходящая мобильность государственных служащих также часто вызывает неблагоприятные последствия, в частности конфронтацию или разрыв первичных связей с друзьями, коллегами и т.д.