Промышленный пылесос амортизационная группа

Кварц

На какую статью КОСГУ бюджетному учреждению отнести расходы по договору, предметом которого является приобретение светильников (светодиодных) для установки в спортивном зале и светильников аварийных?

14 ноября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение профильной комиссии бюджетного учреждения об отнесении светодиодных и аварийных светильников на ту или иную статью КОСГУ должно исходить от прямого назначения приобретаемых материальных ценностей с учетом их технических характеристик.

Обоснование вывода:
Принятие к учету в том числе объектов основных средств и материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). При принятии решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов профильной комиссии необходимо руководствоваться нормами СГС «Основные средства», а также Инструкции N 157н.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества, при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 СГС «Основные средства» объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями СГС «Основные средства» объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237). Важным новшеством является то, что теперь в составе объектов основных средств может быть учтена материальная ценность при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала, и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС «Основные средства»).
С одной стороны, светодиодные светильники вполне соответствуют критериям, перечисленным в п.п. 7, 8 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. В частности, бюджетное учреждение может прогнозировать от их использования получение полезного потенциала, они могут использоваться неоднократно или постоянно, срок полезного использования предположительно составляет более 12 месяцев. Однако отнести светодиодные светильники в состав основных средств можно лишь в том случае, если они предназначены для выполнения определенной самостоятельной функции (освещения помещений), а не являются расходным материалом. То есть если светодиодные светильники выполняют свои функции в качестве ламп, вставляемых в осветительные приборы, то в этом случае можно вести речь об учете данных материальных ценностей как расходных материалов в составе прочих материальных запасов.
Поэтому профильной комиссии бюджетного учреждения прежде всего необходимо определить и оценить прямое назначение приобретаемых светильников не исходя из их наименования, а опираясь на технические параметры и функциональное назначение объектов. Для этого можно провести сравнение либо с люстрами, либо с лампочками. От этого и будет зависеть окончательное решение об отнесении материальных ценностей к той или иной статье КОСГУ:
— если светильники при анализе функциональных назначений и технических параметров представляют аналог люстр — статья 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ;
— если светильники в сравнении аналогичны назначению лампочек — статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов. Вместе с тем во избежание претензий со стороны контролирующих органов комиссии следует письменно обосновать принятое решение исходя из анализа технических характеристик приобретаемых активов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

УЧЕТ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Правильно подобранное освещение – неотъемлемый фактор гигиены труда и его безопасности. Рациональное освещение создается достижением определенных регламентируемых параметров – оптимальной освещенности, минимальном слепящем действии, правильном направлении света. Все это влияет на выбор видов и количества используемых в учреждении осветительных приборов.

Что относится к осветительным приборам?

В настоящее время производители предлагают огромное количество самых разнообразных приспособлений для освещения помещений. Но именно к осветительным приборам относятся:
·приборы наружного освещения (фонари, прожекторы);
·приборы внутреннего освещения (светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы и т.д.);
·специализированные осветительные приборы (например, лампа-фотовспышка, лампы для проекторов, кварцевые лампы для бактерицидного облучения, световое сценическое оборудование и др.);
·декоративные осветительные приборы (например, гирлянды).
Освещение при помощи осветительных приборов называют искусственным освещением в отличие от естественного солнечного света.

Нормирование освещения

Основные требования к искусственному освещению отражены в Санитарных правилах и нормах «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 № 34 (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).
Согласно п. 3.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. Искусственное освещение помещений подразделяется на общее и комбинированное (п. 3.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (п. 3.1.4) устанавливает нормированные значения освещенности на рабочей поверхности (в точках ее минимального значения) внутри помещений.

Выбор ламп освещения

Согласно п. 3.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 для общего и местного искусственного освещения следует использовать источники света с цветовой коррелированной температурой от 2400 °K до 6800 °K<*>.

<*> Единицей измерения цветовой температуры служит Кельвин (К). Световое излучение начинается с черного цвета, т.е. это отсутствие цветов вообще. Это означает, что интенсивность излучения, насыщенность и цветовой тон равны 0 К.

Интенсивность ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 320–400 нм не должна превышать 0,03 Вт/м2, при этом наличие в спектре излучения длин волн менее 320 нм не допускается.
Световые приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения.
В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.

К какой группе по ОКОФ отнести настольную лампу?

Вопрос

Бюджетная организация. К какой группе по ОКОФ можно отнести настольную лампу?

Ответ

Рекомендуем выбрать код по ОКОФ из группировки 330.32.99.53 «Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей»:

Оборудование для обучения трудовым процессам;

либо

Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные;

либо

Модели, макеты и аналогичные изделия демонстрационные прочие.

В Постановлении N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» отсутствуют коды — 330.32.99.53.110., 330.32.99.53.130.; указаны только код группы и код 330.32.99.53.190 (330.32.99.190 – в Классификации установлен срок полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно).

Вместе с тем, необходимо отметить, что код более высокого уровня — код 330.32.99.53 — значится в нескольких амортизационных группах: третьей (3 — 5 лет), пятой (7 — 10 лет), седьмой (15 — 20 лет), поэтому собственник объекта самостоятельно определяет к какой именно группе отнести объект.

Кроме того, можно рекомендовать рассмотреть код по ОКОФ — код 330.28.99.39.190 «Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки»; в Классификации отсутствует, поэтому срок полезного использования определяется налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

Обоснование

С 1 января 2017 года действует новый классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (далее – ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008)). Группировка объектов основных средств, принимаемых к бухгалтерскому учету с 1 января 2017 г., осуществляется в соответствии с группировкой, предусмотренной ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008).

Поиск кода ОКОФ может осуществляться по наименованию основного средства или по его назначению. Если найти решение этим способом не удается, то также можно использовать прежний ОКОФ ОК 013-94 и произвести поиск по нему. Затем найти код из нового ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), воспользовавшись Переходным ключом, утв. приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458 (далее – Переходный ключ).

Если определить код ОКОФ в новом классификаторе не представляется возможным, учреждению следует присвоить объекту основных средств условный код, отдаленно подходящий по смыслу данному основному средству.

В рассматриваемом случае, если воспользоваться Переходным ключом, для таких основных средств как Электроприборы предлагается выбрать код из группировки 330.28.23 — 330.28.29. Однако ни один из указанных кодов не соответствует ОС Электроприборы.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243, в случае наличия противоречий при определении кода ОКОФ комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения может принимать самостоятельное решение по отнесению спорных объектов к соответствующей группе кодов ОКОФ и определению их сроков полезного использования.

Рекомендации по определению срока полезного использования объекта ОС (если он отсутствует в Классификации).

Если учреждение — налогоплательщик затрудняется определить срок полезного использования (СПИ) приобретенного (созданного) объекта основных средств, поскольку он отсутствует в Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, то пунктом 6 ст. 258 НК РФ, предусмотрено, что для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ определяется налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. В качестве СПИ может использоваться установленный техническим паспортом срок эксплуатации, такой вывод следует из Определения ВС РФ от 03.11.2016 N 305-КГ16-14236 по делу N А40-127925/15.

Извлечение из:

Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 07.07.2016) «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» {КонсультантПлюс}

Третья группа

(имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)

Инвентарь производственный и хозяйственный

Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей

инвентарь для театрально-зрелищных учреждений и учреждений культуры

Модели, макеты и аналогичные изделия демонстрационные прочие

Пятая группа

(имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно)

Машины и оборудование

Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей

инструменты музыкальные

На вопрос отвечала:

О.Я. Решетова,

консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

К какой амортизационной группе относится нижеуказанное медицинское оборудование и каков срок его полезного использования:

— кольпоскоп (есть оптика) — 260 000 руб.;

— светильник операционный (состоит из блоков освещения, в которых находятся галогенные лампы, рассеиватели, тепловые фильтры и отражатели) — 99 000 руб.;

— медицинский многофункциональный операционный стол — 198 000 руб.;

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Кольпоскоп, светильник операционный, медицинский многофункциональный операционный стол и гистерскоп относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Обоснование вывода:

На основании п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации.

В силу п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из:

— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 Классификация основных средств (далее — Классификация) может использоваться для целей бухгалтерского учета. При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ (ОK 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Таким образом, в бухгалтерском учете срок полезного использования перечисленного в вопросе медицинского оборудования организация вправе определить самостоятельно. При установлении срока полезного использования следует учесть все предусмотренные в п. 20 ПБУ 6/01 ограничения.

В налоговом учете амортизируемое имущество также распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Согласно данной Классификации объекты основных средств на основании присвоенных им кодов ОКОФ распределяются по соответствующим амортизационным группам.

В рассматриваемой ситуации, с учетом принципа действия, технических характеристик и назначения объектов, по нашему мнению, может быть принято решение об учете кольпоскопа и гистероскопа по коду 14 3311231 «Приборы эндоскопические и увеличительные», относящемуся к подклассу 14 3311020 «Приборы и аппаратура медицинские диагностические (приборы функциональной диагностики; приборы диагностические: эндоскопические, рентгеновские, радиодиагностические, офтальмологические, для аускультации, ультразвуковые, инфракрасные, ультрафиолетовые и прочие; приборы для санитарно-гигиенических и бактериологических исследований; приборы для клинико-диагностических лабораторных исследований и прочие)» (класс 14 3311000 «Оборудование медицинское и хирургическое» раздела «Машины и оборудование»).

Полагаем, что светильник операционный и хирургический стол могут быть отнесены к «Оборудованию кабинетов и палат» (код 14 3311321), либо к «Оборудованию и агрегатам медицинским прочим» (код 14 3311329), которые входят в подкласс 14 3311040 «Оборудование медицинское лабораторное, санитарно-гигиеническое, средства перемещения и перевозок» (класс 14 3311000 «Оборудование медицинское и хирургическое» раздела «Машины и оборудование»).

Объекты, отнесенные ко всем перечисленным кодам, включаются в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

В том случае, если организация примет решение учитывать приборы, входящие в состав гистероскопа, в качестве обособленных объектов основных средств, по нашему мнению, эндоскопическая видеокамера, источник света светодиодный, эндоскоп и держатель гистероскопа следует учитывать по коду 14 3311231 «Приборы эндоскопические и увеличительные» (смотрите выше).

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 организация может учитывать активы, которые соответствуют условиям отнесения их к ОС, но имеют стоимость не более лимита, предусмотренного учетной политикой предприятия (в пределах 40 000 руб. за единицу), в составе материально-производственных запасов. Для этого в учетной политике должно быть установлено, что в организации применяется положение четвертого абзаца п. 5 ПБУ 6/01 и установлен соответствующий лимит. Поэтому шприцы биопсийные в этом случае могут учитываться в составе материально-производственных запасов.

Кроме того, в налоговом учете имущество стоимостью до 40 000 рублей (стоимость одного биопсийного шприца — 23 000 рублей) и сроком эксплуатации менее 12 месяцев вообще не признается амортизируемым и подлежит включению в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

На какой код ОКОФ 2017 г. отнести дорогостоящие люстры (стоимость — 15 000 рублей, 19 000 рублей), приобретенные в 2017 году по КОСГУ 310?

17 октября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Люстры, по решению комиссии по поступлению и выбытию активов, могут быть учтены по коду группировки ОКОФ 330.28.29 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки» как основные средства.

Обоснование вывода:
Имущество относится к основным средствам, если для него одновременно выполняются критерии, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
В рассматриваемой ситуации приобретенные активы вполне отвечают условиям принятия их к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов (п. 45 Инструкции N 157н).
Отметим, что принятие объекта основных средств к учету и, в частности, определение соответствующего кода ОКОФ находятся в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции N 157н).
Для группировки объектов основных средств, принимаемых к бухгалтерскому (бюджетному) учету, с 1 января 2017 года применяется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие с 1 января 2017 года приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее — ОКОФ ОК 013-2014).
Поиск кода ОКОФ может осуществляться по названию основного средства или по его назначению. В данном случае контекстный поиск по наименованию объекта, включая словоформы и возможные синонимы, не дает результатов. Следовательно, необходимо осуществить поиск по назначению объекта.
Люстры являются видом электроосветительной арматуры, электрическим бытовым прибором, т.е. относятся к группировке кодов ОКОФ «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты» (код 330). Следовательно, комиссией по поступлению и выбытию активов они вполне обоснованно могут быть отнесены к коду группировки ОКОФ 330.28.29 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки» (письмо Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243).

К сведению:
Если учреждением ранее приобретались аналогичные активы, то для обоснования выбора этого кода ОКОФ можно дополнительно воспользоваться прямым и (или) обратным переходными ключами между редакциями прежнего ОКОФ ОК 013-94 и ОК 013-2014, утвержденными приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Вопрос аудитору

В связи с переходом с 1 января 2017 г. к применению нового Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) в программе заменены коды у основных средств, которые числились на балансе до 01.01.2017.

Какие коды ОКОФ присвоить перечисленным основным средствам, если в новом классификаторе нет подходящей группировки:

    • холодильники бытовые – код 16 2930100;
    • электроплиты кухонные бытовые – код 16 2930122;
    • электроприборы для приготовления пищи – код 16 2930139;
    • машины стиральные бытовые – 16 2930200;
    • дизель-генератор – код 14 2911106;
    • электропроигрыватель – код 14 3230164;
    • источник питания – код 14 3222182;
    • кондиционеры бытовые – код 16 2930274.

С 1 января 2017 года введен в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов, утв. приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (далее – ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов ОК-013-94, утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 (далее – ОК 013-94), утратил силу.

Объекты основных средств, принятые к учету до 1 января 2017 г., группируются в соответствии с ОК 013-94. Срок полезного использования и амортизационная группа, установленные согласно Классификации, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в ред. до 01.01.2017 (далее – Классификация), не меняются.

Объекты основных средств, принимаемые к учету с 1 января 2017 г., группируются в соответствии с ОК 013-2014 (СНС 2008). Сроки их полезного использования определяются согласно Классификации в редакции, которая действует с 01.01.2017.

В целях перехода к применению нового классификатора приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458 разработаны прямой и обратный ключи между редакциями ОКОФ. В случае противоречий в применении переходных ключей, а также отсутствия позиций в ОК 013-2014 (СНС 2008) для объектов учета, которые по своим критериям являются основными средствами, комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов самостоятельно относит объекты к соответствующей группе кодов ОК 013-2014 (СНС 2008) и определяет сроки полезного использования.

Принципы группировки объектов в новом и старом ОКОФ различаются. Новый ОКОФ ориентирован на производственную сферу, поэтому основные средства, предназначенные для бытовых нужд, в нем отсутствуют. Если определить объект в новом классификаторе основных фондов не представляется возможным, необходимо использовать подход, который применялся в ранее действовавшей классификации.

Поскольку впоследствии код ОКОФ будет применяться при составлении статистической отчетности, оставлять старый код нельзя. Следовательно, необходимо присвоить объекту основных средств код, хотя бы отдаленно подходящий к объекту (условный).

Таким образом, бюджетному учреждению можно порекомендовать присвоить основным средствам, перечисленным в вопросе, следующие коды по ОК 013-2014 (СНС 2008):

    • холодильники – код 330.28.25.13.119 «Оборудование холодильное прочее»;
    • электроплиты – код 330.28.21.13.129 «Оборудование индукционное или диэлектрическое нагревательное прочее, не включенное в другие группировки» или 330.28.93.15.122 «Плиты кухонные»;
    • электроприборы – поскольку определение «электроприборы» очень емкое, одним из предложенных вариантов может быть код 330.26.51.66 «Инструменты, приборы и машины для измерения и контроля, не включенные в другие группировки»;
    • машины стиральные – код 330.28.94.22.110 «Машины стиральные для прачечных»;
    • дизель-генератор – код 330.28.29.11.110 «Генераторы для получения генераторного или водяного газа» или 330.30.99.10 «Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки» (отнесение дизель-генератора к более близкому по значению основному средству не представляется возможным);
    • электропроигрыватель – код 320.26.30.11.190 «Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки» или 330.26.30.1 «Аппаратура коммуникационная, аппаратура радио- или телевизионная передающая»;
    • источник питания – код 330.26.51.66 «Инструменты, приборы и машины для измерения и контроля, не включенные в другие группировки»;
    • кондиционеры бытовые – код 330.28.25.12.190 «Оборудование для кондиционирования воздуха прочее, не включенное в другие группировки».

Несмотря на то что перечисленные объекты относятся к одному виду – «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты» (согласно новому ОКОФ), – в бухгалтерском учете они должны учитываться на счетах 101 04 и 101 06 в прежнем порядке.

Учреждения, прежде всего, должны руководствоваться требованиями Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), а в части, не противоречащей ее положениям, классификатором. Если объект изначально не соответствует критериям отнесения к основным средствам, установленным пп. 38, 39, 41 Инструкции № 157н, его необходимо учитывать в составе материальных запасов независимо от наличия этой позиции в ОКОФ.

Бухгалтерский учет самоходной техники

Особенности учета и налогообложения складской и строительной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать погрузочную технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации складской или строительной техники? Надеемся, данная статья поможет вести правильно бухгалтерский учет строительной и складской техники.

Электропогрузчики и штабелеры — «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее — ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее — СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

  • для штабелеров — код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);

  • для электропогрузчиков – код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).

Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее – Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники. К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть?

Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию складской техники, мощность которой превышает 4 кВт?

В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной складкой техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее – органы гостехнадзора).

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

3. Транспортный налог

Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог?

Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

«…следует учитывать, что понятие «транспортное средство» для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт).

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски. Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод – да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности складскую технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим: «…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд…

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, «наличие регистрации является в данном случае необходимым условием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

  • взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;

  • налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.

Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее: «….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку — 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

5. Выводы и рекомендации

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам. Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики.

При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Надеемся, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

Автор статьи: Екатерина Анненкова аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру» Специально для — все о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках, 1С и программах автоматизации