Содержание
- Протокол заседания инвентаризационной комиссии. Образец
- Заключение комиссии по инвентаризации
- Заключение инвентаризационной комиссии: что писать
- Протокол заседания инвентаризационной комиссии
- Протокол инвентаризации образец бланк
- Оформление протокола инвентаризационной комиссии в 7 шагах
- Создание документа и его отражение в учетной политике
- Работа инвентаризационной комиссии
Протокол заседания инвентаризационной комиссии. Образец
Обновление: 8 мая 2020 г.
Заключительный этап инвентаризации имущества и обязательств организации – это рассмотрение результатов инвентаризации на заседании инвентаризационной комиссии. Комиссия выявляет причины отклонения фактических данных от учетных записей в регистрах бухучета и предлагает способы отражения в учете результатов инвентаризации.
Заключение комиссии по инвентаризации
Инвентаризационная комиссия на заседании:
- выявляет причины недостач и излишков;
- решает, есть ли в организации работники, которые несут материальную ответственность за сохранность ценностей, по которым выявлена недостача;
- получает подробные объяснения материально ответственных лиц по фактам недостач или излишков;
- составляет опись объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, предлагает источники списания таких объектов;
- определяет, возможно ли истребовать сомнительную дебиторскую задолженность и т.д.
Заключение комиссии по инвентаризации оформляется протоколом инвентаризации.
Заключение инвентаризационной комиссии: что писать
В протоколе инвентаризационной комиссии:
- фиксируются выводы, решения и предложения по итогам проведенной проверки состояния имущества, обязательств и обеспечения сохранности материальных ценностей;
- приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, указываются причины порчи и виновные в этом лица;
- утверждается заключительный акт инвентаризации. Образец акта о результатах инвентаризации вы можете посмотреть .
Если недостача образовалась не по вине материально ответственных лиц, то в протоколе инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым разница в стоимости от пересортицы в сторону недостачи не отнесена на виновных лиц (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.95 N 49).
Протокол заседания инвентаризационной комиссии
Образец заполнения протокола инвентаризации мы приводить не будем, поскольку это индивидуальный документ, содержащий определенную информацию в каждом конкретном случае. При составлении заключения комиссии по инвентаризации ориентируйтесь на вышеуказанные сведения.
Протокол заседания инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации.
Протокол инвентаризации образец бланк
Цель проведения инвентаризационных работ — это сопоставление фактического наличия ценностей с количеством, которое стоит в официальных документах в бухгалтерском отделе.
При этом могут быть выявлены как целые товары и материалы, таки и те, которые должны пойти на списание или нуждаются в ремонте.
Порядок проведения инвентаризации
Начинает инвентаризацию всегда руководитель, издавая приказ о начале работа этого рода. При этом может быть создана специальная комиссия или же назначена уже действующая в организации на постоянной основе.
Комиссия должна отражать полученные при осмотре данные в описях разного назначения, которые в свою очередь будут источником составления различных актов, таких как акт на списание, акт на утилизацию.
Комиссией по итогу таких мероприятий проводятся заседания, на которых рассматривается состояние и наличие материальных ценных вещей, материалов, продуктов, с периодичностью раз в год.
На них вносятся предложения по устранению различных отклонений в итоговых показателях, рекомендуются к проведению определенны меры, выявляется порченный товар и материалы, а также виновные в этом лица.
Содержание протокола инвентаризационной комиссии
Такой акт инвентаризации содержит в себе, как правило, определенные пункты, соответствующие его назначению, а именно:
- название организации, в которой проводилась инвентаризация, и название документа;
- указание на подразделение, которое инвентаризировалось;
- дата, населенный пункт;
- перечень участников комиссии, во главе с председателем;
- описание итогов проведенной инвентаризации;
- список лиц, которые выступали по данному вопросу;
- решение, принятое о стоявшем на повестке вопросе;
- заключение комиссии;
- если выявлены нарушения они указываются;
- если определены виновные лица, то так же прописываются их имена и должности;
- данные о мероприятиях, которые были проведены в ходе исследования;
- подписи всех членов комиссии.
Целью инвентаризации является выявление всех недостатков в количественных или качественных характеристиках материальных ценностей компании, распределение излишков, исследование причин недостач и прочие мероприятия, которые необходимы для нормального и эффективного функционирования каждой организации.
Надо сказать, что при отсутствии каких-либо нестыковок в показателях бухгалтерского учета и фактическим содержанием дел, если не выявлено никаких нарушений и виновных за это лиц, то совершенно не обязательно составлять такой протокол.
Ниже расположен типовой бланк и образец протокола инвентаризации вариант которого можно скачать бесплатно.
Оформление протокола инвентаризационной комиссии в 7 шагах
Протокол заседания инвентаризационной комиссии составляется на заключительном этапе проведения инвентаризации, после проведения пересчета и подведения итогов. В статье рассказано об основных этапах контроля и дан образец протокола инвентаризационной комиссии.
Создание документа и его отражение в учетной политике
Основным документом, регламентирующим порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств компании, а также порядок оформления ее результатов, является Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методуказаний по инвентаризации». Следует отметить, что форма протокола законодательно не утверждена, обязанность по ее составлению Методическими указаниями не закреплена, поэтому решение об оформлении итогового документа работы инвентаризационной комиссии (далее — ИК) предприятию необходимо закрепить в учетной политике, а также самостоятельно разработать образец протокола инвентаризации с учетом положений ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Приведем фрагмент учетной политики, касающийся протокола заседания ИК:
«По итогам инвентаризации инвентаризационная комиссия на заседании проводит анализ выявленных в ходе проверки расхождений, а также предлагает способы устранения обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухучета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом».
Также в учетной политике предприятия необходимо указать, в течение какого времени с момента получения сличительных ведомостей проводится собрание ИК, и каковы сроки оформления приказа руководителя об утверждении результатов контрольных мероприятий.
Работа инвентаризационной комиссии
После того как проверка фактического наличия имущества организации произведена, инвентаризационные описи и акты заполнены, — все материалы передаются для дальнейшего рассмотрения членам ИК. Заседание ИК оформляется протоколом, в котором необходимо указать следующую информацию:
- Результат инвентаризации — это может быть как излишек, так и недостача. При отсутствии недостач и излишка этот факт также фиксируется.
- Указать основные причины выявленных излишек и недостач (естественная убыль, пересортица, хищение и т. д.).
- Заключение ИК.
- План мероприятий по устранению выявленных недостатков и упущений.
По итогам годовой проверки фиксируются суммы оценочных резервов (например, резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов и т. д.).
Образец протокола заседания инвентаризационной комиссии
Рассмотрим процедуру в виде пошагового алгоритма.
Шаг 1. Составьте протокол заседания.
Шаг 2. Напомните членам рабочей группы, что они несут ответственность за точность и достоверность всех данных, а также корректность оформления документации.
Шаг 3. Подпишите составленный документ у всех членов ИК, начиная с ее председателя.
Шаг 4. Передайте подписанный документ на рассмотрение руководителю предприятия.
Шаг 5. Ждите решения руководителя, которое будет составлено в ответ на факты расхождений, выявленные при проведении инвентаризации.
Шаг 6. Передайте все материалы работы ИК в бухгалтерскую службу предприятия (результаты проверки отражаются в учете и отчетности компании на основании приказа руководителя предприятия).
Шаг 7. Храните документы не менее 5 лет.