Процентная политика

Содержание

Введение

Процентный риск относится к тем видам риска, которых банк не может избежать в своей деятельности. Более того, ответственность за измерение, анализ и управление им полностью лежит на менеджменте кредитной организации. Негативное воздействие процентного риска на финансовое состояние кредитной организации, его доходы и капитальную базу обусловливает потребность особого внимания менеджмента к данной проблеме. Система управления процентным риском в коммерческом банке строится на выявлении его источников, оценки степени риска, принятии мер по его минимизации и контроле за организацией процесса управления данным видом риска.

Процентный риск представляет собой опасность возникновения потерь из-за неблагоприятного изменения процентных ставок на денежном рынке. Этот риск обусловлен внутренними и внешними факторами, которые определяют содержание основных элементов системы управления этим риском.

Основными способами оценки процентного риска являются: оценка уровня и динамики процентной маржи, коэффициента спреда, ГЭП-анализ, оценка на основе дюрации, методов имитационного моделирования и способа «взвешивания». Целесообразность применения каждого способа определяется выявленными источниками (факторами риска), приоритетными направлениями деятельности банка, состоянием его информационной базы и квалификацией банковских работников.

Основы процентной политики. Процентная политика банка

процентный риск политика банк

Процентная политика — органическая часть кредитно-денежной политики государства (Центрального банка) по регулированию количества денег в обращении через увеличение или уменьшение кредитных ресурсов путем изменения ставки рефинансирования Центрального банка. Увеличение ставки рефинансирования, т.е. ставки, по которой коммерческие банки могут получить кредиты Центрального банка, делает этот кредит более дорогим, а следовательно, и менее доступным. В свою очередь, и коммерческие банки повышают свои процентные ставки для клиентуры, т.е. для потенциальных получателей кредитов. Спрос на кредиты снижается. Уменьшение суммы выдаваемых и получаемых кредитов означает, что на эту же сумму снижается денежная масса. Все это имеет следствием сокращение совокупного спроса, «охлаждение» экономической конъюнктуры и ограничение инфляции.

Уменьшение ставки рефинансирования расширяет границы, при которых коммерческим банкам выгодно брать кредиты у Центрального банка. Коммерческие банки при получении дополнительных кредитных ресурсов вынуждены и сами снижать ставки по кредитам, предоставляемым юридическим и физическим лицам. А это делает экономически привлекательными такие инвестиционные проекты, которые ранее не были выгодными. Тем самым производство товаров и услуг получает дополнительные ресурсы. Но, с другой стороны, расширение денежной массы через рост кредитных ресурсов может привести к возникновению инфляции.

Процентная политика банков реализуется на двух уровнях: Банка России и коммерческих банков. На уровне Банка России национальная процентная политика должна: благоприятствовать росту экономики, сдерживать инфляцию, обеспечивать стабильность национальной валюты, обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства.

В настоящее время важной особенностью процесса регулирования процентных ставок в экономике является то, что Банк России не оказывает

непосредственного воздействия на рыночные процентные ставки, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние Банка России на уровень процентных ставок главным образом осуществляется посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования

Банка России для коммерческих банков является лишь ориентиром и индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики.

Ставка рефинансирования Банка России оказывает опосредованное влияние на уровень ссудного процента в связи с тем, что в пределах официальной ставки проценты за кредит банка относятся на затраты (включаются в себестоимость продукции), а сверх этой величины — выплачиваются из прибыли.

Коммерческие банки, заключая кредитные договоры, не должны ориентироваться исключительно на ставку рефинансирования Банка России. Процентные ставки по кредитам, устанавливаемые ими, реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка и уровнем кредитных рисков, а также планируемой нормой прибыли.

На уровне коммерческих банков процентная политика является одним из важнейших элементов общей политики банка и представляет собой совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также направлена на обеспечение рентабельности и ликвидности банка.

Одна из главных целей банковского менеджмента в области процентной политики — это контроль за процентной маржой — маржой между процентным доходом от активов, приносящих прибыль, и процентными расходами по обязательствам. Кроме маржи, обращается внимание на «спрэд», который является разницей между взвешенной средней ставкой, полученной по активам, и взвешенной средней ставкой, выплаченной по обязательствам. Оба эти показателя должны отражаться в отчете о доходах банка. При планировании они определяются методами прогнозирования. Наконец, в процессе управления процентным риском учитывается «гэп» (разрыв), что означает расхождение или несбалансированность активов и пассивов с фиксированной ставкой в данный период.

Управление процентной маржой требует тщательного и постоянного анализа изменений на рынке банковских операций, в целом в экономике, в процентных ставках. В условиях инфляции прогнозировать процентную ставку довольно сложно. Поэтому управление рисками в банке должно быть направлено на балансирование портфеля активов по срокам. Но выполнить это оказывается трудно, если банк имеет на балансе активы и пассивы с фиксированной и плавающей ставками. В этом случае оценка перспектив изменения процентных ставок банку просто необходима.

Балансирование портфеля активов и пассивов по срокам позволяет банку установить процентный «спрэд», т.е. нейтрализовать процентный риск. Однако иногда банки предпочитают риск неопределенного «спрэда», если несбалансированное соотношение сроков обещает большие доходы. Обычно это бывает тогда, когда экономисты не могут предсказать движение процентной ставки.

Среди факторов, влияющих на процентную маржу, можно указать изменение в портфеле активов, включая соотношение кредитов и инвестиций, структуру сроков, риски, соотношение активов с фиксированной и плавающей ставками; изменение в структуре обязательств; изменение процентной ставки; изменение в цене активов (с фиксированными и плавающими ставками).

Степень процентного риска, влияющего на процентную маржу и «спрэд», зависит от размеров разрыва и его направления., скорости и длительности изменения процентной ставки. Чтобы полнее использовать возможности управления «гэпом», банки стремятся:

— поддерживать диверсифицированный по ставкам, срокам, секторам хозяйства портфель активов. При этом предпочтение отдается ликвидным кредитам и ценным бумагам;

— разработать оперативные планы управления активами и пассивами с учетом текущего состояния и прогнозов изменения тенденций движения ставок;

— не связывать каждое изменение на правления движения ставок с началом нового цикла процентных ставок.

На процентную политику банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы К внешним факторам относятся:

— состояние финансового рынка;

— уровень инфляции;

— спрос на банковские услуги;

— уровень банковской конкуренции;

— политика Банка России и Министерства финансов РФ;

— региональная специфика;

— состояние социальной среды.

К внутренним факторам относятся:

— спектр оказываемых банком услуг;

— квалификация и опыт персонала;

— состав клиентов банка.

При формировании процентной политики банк учитывает, что для различных секторов финансового рынка характерны различные величины процентных ставок.

Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (в т.ч. государственными), — это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам).

Ставки рынка ценных бумаг — это преимущественно ставки доходности разнообразных облигаций в момент их эмиссии и впоследствии на вторичном рынке.

Ставки по операциям банка с небанковскими заемщиками и кредиторами — это ставки, связанные с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам и кредиторам.

Процентная политика банка определяется продолжительностью разрыва между сроками освобождения привлеченных и размещенных средств и колебаний процентных ставок, уровнем процентного риска, который выражается в опасности потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых банком по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым ссудам.

При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:

— процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.;

— размер процентной ставки находится в зависимости от официальной учетной ставки Центрального банка РФ и норм резервирования;

— величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу.

При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы:

— официальную учетную ставку ЦБ РФ;

— конъюнктуру рынка;

— издержки привлечения средств;

— степень риска проекта;

— финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность.

Одним из направлений процентной политики коммерческого банка является расчет и анализ стоимости всех ресурсов и депозитных операций.

Для этого необходимо:

— установить приемлемый процент по вкладам (депозитам);

— изучить динамику процентной ставки по привлеченным ресурсам;

— рассчитать реальную стоимость ресурсов в условиях инфляции;

— проанализировать изменения процентного расхода по привлеченным ресурсам в общем объеме расходов банка.

Процентные ставки по вкладам устанавливают кредитные организации по соглашению с клиентами с учетом требований Гражданского кодекса Р]. Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по депозитам и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» или договором с клиентом. Положением ЦБ РФ о порядке исчисления процентов установлено, что доход по вкладу выплачивается вкладчику в денежной форме в виде процентов, которые начисляются банком на остаток задолженности по основному долгу на начало операционного дня. При закрытии счетов клиентов банка проценты начисляются до дня фактического закрытия счета.

При начислении процентов в расчет принимается величина процентной ставки, фактическое количество дней, на которое привлекаются средства. Для вкладчика, выбирающего банк с целью размещения средств, определяющим (при прочих равных условиях) может стать порядок расчета величины процента. Дело в том, что при исчислении его одни банки исходят из точного количества дней в году (365 или 366), а другие из приближенного числа (360 дней), что отражается на величине дохода.

Начисление процентов ведется по одному их способов:

— простые проценты;

— сложные проценты;

— с фиксированной процентной ставкой;

— с плавающей процентной ставкой.

Применяется также прогрессивно возрастающая процентная ставка в зависимости от времени фактического нахождения средств на вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Процентная политика коммерческого банка, связанная с коммерциализацией его деятельности, должна:

— содействовать получению прибыли или созданию условий для ее получения в будущем;

— регулировать значения процентных ставок по депозитам и ссудным операциям и устанавливать их на уровне, обеспечивающем рентабельность банковских операций;

— обеспечивать взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам;

— поддерживать ликвидность баланса;

— минимизировать процентный риск.

Существуют различные варианты банковской процентной политики:

— действуют низкие процентные ставки (ожидается их рост). В этом случае банк стремится увеличить срок заемных средств, сократить кредиты с фиксированной ставкой, сократить сроки портфеля инвестиций, продать часть ценных бумаг, получить займы, закрыть кредитные линии;

— процентные ставки растут (в будущем ожидается достижение ими максимальной величины). В таком случае банк стремится начать сокращение сроков заемных средств, удлинить сроки инвестиций, подготовиться к началу увеличения доли кредитов с фиксированной ставкой, доли вложений в ценные бумаги, рассмотреть возможность досрочного погашения задолженности с фиксированным процентом;

— высокие процентные ставки (ожидается их снижение в ближайшем будущем). В этих условиях банк сокращает срок заемных средств, увеличивает долю кредитов с фиксированной ставкой, сроки и размер портфеля инвестиций (с фиксированной ставкой).

Кроме того, он может также планировать будущую продажу активов и обратить внимание на новые кредитные линии для клиентов;

— падение процентных ставок (в ближайшее время они станут минимальными). При этом бак удлиняет сроки заемных средств, сокращает сроки инвестиций, увеличивает доли кредитов с переменной ставкой, начинает сокращение инвестиций в ценные бумаги, выборочно продает активы (с фиксированной ставкой или доходом), увеличивает задолженность (с фиксированной ставкой).

При реализации любого из приведенных вариантов процентной политики важно иметь в виду, что главной задачей банка является увеличение чистой процентной маржи в рамках установленных политикой банка параметров риска. Процентные ставки и степень риска, присущие активам и пассивам, представляют собой переменные величины, определяемые внешним воздействием. Как правило, отдельный банк не может повлиять на это воздействие и точно его предсказать. Поэтому управление активами и пассивами — непрерывный процесс, требующий максимального напряжения в работе банка.

Большую роль в процентной политике играет и умение банка определить цену кредита, т.е. величину процентной ставки. Детали определения этой цены должны быть расшифрованы в кредитном договоре.

В процессе определения процентной ставки для банка важны такие факторы, как риск кредита, агрессивность (рост или упрочение своих позиций); конкуренция — по каким кредитам банк хочет конкурировать с другими банками; ориентация банка на развитие отношений с клиентом или на выгоду от сделки; прибыльность — кредитная маржа может быть существенно сокращена, если клиентура приносит банку значительный объем дохода; цена приобретения банковских ресурсов; установленные центральным банком (союзами банков) верхние пределы цены кредита, гибкость цены при кредитовании — банк может предложить клиенту различные виды процентной ставки.

Политика обработки персональных данных в ПАО Сбербанк

1. Общие положения

  • 1.1. Политика обработки персональных данных в ПАО Сбербанк (далее – Политика) разработана в соответствии с /1/, /2/, /3/, /4/, /5/, а также в соответствии с иными федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, определяющими случаи и особенности обработки персональных данных и обеспечения безопасности и конфиденциальности такой информации (далее – Законодательство о персональных данных).
  • 1.2. Политика разработана в целях реализации требований законодательства в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных и направлена на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных в Банке.
  • 1.3. Политика устанавливает:
    • цели обработки персональных данных;
    • классификацию персональных данных и Субъектов персональных данных;
    • общие принципы обработки персональных данных;
    • основных участников системы управления процессом обработки персональных данных;
    • основные подходы к системе управления процессом обработки персональных данных.
  • 1.4. Положения настоящей Политики являются основой для организации работы по обработке персональных данных в Банке, в том числе, для разработки внутренних нормативных документов 2-го и 3-го уровня (регламентов, методик, технологических схем и пр.), регламентирующих процесс обработки персональных данных в Банке.
  • 1.5. Положения настоящей Политики являются обязательными для исполнения всеми Работниками Банка, имеющими доступ к персональным данным.
  • 1.6. Настоящая Политика размещается на общедоступном ресурсе — в ЭБВНД Банка для общего пользования Работниками Банка.
  • 1.7. Ознакомление Работников Банка с положениями настоящей Политики осуществляется посредством рассылки Политики по системе электронного документооборота, используемого в Банке.

2. Цели обработки персональных данных

  • 2.1. Банк осуществляет обработку персональных данных в целях:
    • осуществления банковских операций и сделок в соответствии с Уставом Банка и выданными Банку лицензиями на совершение банковских и иных операций;
    • заключения с Субъектом персональных данных любых договоров и их дальнейшего исполнения;
    • проведения Банком акций, опросов, исследований;
    • предоставления Субъекту персональных данных информации об оказываемых Банком услугах, о разработке Банком новых продуктов и услуг; об услугах дочерних обществ Банка; информирования Клиента о предложениях по продуктам и услугам Банка;
    • ведения кадровой работы и организации учета Работников Банка;
    • привлечения и отбора Кандидатов на работу в Банке;
    • формирования статистической отчетности, в том числе для предоставления Банку России;
    • осуществления Банком Административно-хозяйственной деятельности;
    • регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
    • выявления случаев мошенничества, хищения денежных средств со счета, иных противоправных действий, предотвращения таких противоправных действий в дальнейшем и локализации последствий таких действий;

а также для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на Банк функций, полномочий и обязанностей.

3. Классификация персональных данных и Субъектов персональных данных

  • 3.1. К персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (Субъекту персональных данных), обрабатываемая Банком для достижения заранее определенных целей.
  • 3.2. Банк не осуществляет обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой и национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, интимной жизни, судимости физических лиц, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • 3.3. Банк вправе осуществлять обработку специальной категории персональных данных, касающейся состояния здоровья Субъекта персональных данных (застрахованных лиц и иных лиц, в случаях предусмотренных действующим законодательством).
    Банк вправе осуществлять обработку биометрических персональных данных с целью идентификации клиентов и работников Банка, при оказании банковских услуг и установления личности работников и посетителей при осуществлении пропуска на территорию Банка.
  • 3.4. Банк осуществляет обработку персональных данных следующих категорий Субъектов персональных данных:
    • физические лица, являющиеся Кандидатами;
    • физические лица, являющиеся Работниками Банка и их близких родственников;
    • физические лица, осуществляющие выполнение работ по оказанию услуг и заключившие с Банком договор гражданско-правового характера;
    • физические лица, входящие в органы управления Банка;
    • физические лица, представляющие интересы Корпоративного клиента Банка (Представители Корпоративного клиента);
    • физические лица, являющиеся Розничными клиентами Банка;
    • физические лица, приобретшие или намеревающиеся приобрести услуги Банка, услуги третьих лиц при посредничестве Банка или не имеющие с Банком договорных отношений при условии, что их персональные данные включены в автоматизированные системы Банка и обрабатываются в соответствии с Законодательством о персональных данных;
    • физические лица, не относящиеся к Клиентам Банка, заключившие или намеревающиеся заключить с Банком договорные отношения в связи с осуществлением Банком Административно-хозяйственной деятельности при условии, что их персональные данные включены в автоматизированные системы Банка и обрабатываются в соответствии с Законодательством о персональных данных;
    • физические лица, персональные данные которых сделаны ими общедоступными, а их обработка не нарушает их прав и соответствует требованиям, установленным Законодательством о персональных данных;
    • иные физические лица, выразившие согласие на обработку Банком их персональных данных или физические лица, обработка персональных данных которых необходима Банку для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на Банк функций, полномочий и обязанностей.

4. Общие принципы обработки персональных данных

  • 4.1. Банк осуществляет обработку персональных данных на основе общих принципов:
    • законности заранее определенных конкретных целей и способов обработки персональных данных;
    • обеспечения надлежащей защиты персональных данных;
    • соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных;
    • соответствия объема, характера и способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
    • достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;
    • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
    • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить Субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки;
    • уничтожения или обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки, если срок хранения персональных данных не установлен законодательством Российской Федерации, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является Субъект персональных данных;
    • обеспечения конфиденциальности и безопасности обрабатываемых персональных данных.
  • 4.2. В рамках обработки персональных данных для Субъекта персональных данных и Банка определены следующие права.
    • 4.2.1. Субъект персональных данных имеет право:
      • получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, в порядке, форме и сроки, установленные Законодательством о персональных данных;
      • требовать уточнения своих персональных данных, их Блокирования или Уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными, не являются необходимыми для заявленной цели обработки или используются в целях, не заявленных ранее при предоставлении Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных;
      • принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;
      • отозвать свое согласие на обработку персональных данных.
    • 4.2.2. Банк имеет право:
      • обрабатывать персональные данные Субъекта персональных данных в соответствии с заявленной целью;
      • требовать от Субъекта персональных данных предоставления достоверных персональных данных, необходимых для исполнения договора, оказания услуги, идентификации Субъекта персональных данных, а также в иных случаях, предусмотренных Законодательством о персональных данных;
      • ограничить доступ Субъекта персональных данных к его персональным данным в случае, если Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, доступ Субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
      • обрабатывать общедоступные персональные данные физических лиц;
      • осуществлять обработку персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      • поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия Субъекта персональных данных.

5. Основные участники системы управления процессом обработки персональных данных

  • 5.1. В целях осуществления эффективного управления процессом обработки персональных данных определены основные его участники.
    • 5.1.1. Правление Банка:
      • определяет, рассматривает и утверждает политику Банка в отношении обработки персональных данных.
    • 5.1.2. Комитет ПАО Сбербанк по рискам группы:
      • принимает решения по реализации действий Банка, связанных с использованием персональных данных, подверженных риску.
    • 5.1.3. Лицо, ответственное за организацию обработки и защиту персональных данных, назначается приказом Президента, Председателя Правления ПАО Сбербанк и выполняет следующие функции:
      • разрабатывает, организует и контролирует процесс обработки персональных данных (осуществляемый с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, в том числе на бумажных носителях) в соответствии с Законодательством о персональных данных, настоящей Политикой, внутренними нормативными документами Банка;
      • осуществляет управление и постоянное совершенствование процесса обработки персональных данных по единым правилам, стандартизацию и тиражирование процесса;
      • устанавливает состав ключевых показателей эффективности (КПЭ) на процесс, разрабатывает методики расчета, мониторинга КПЭ и прочих показателей;
      • разрабатывает и представляет для утверждения соответствующему коллегиальному органу Банка внутренние нормативные документы, касающиеся вопросов обработки персональных данных, требований к защите персональных данных;
      • организует доведение и (или) доводит до сведения работников Банка положений Законодательства о персональных данных, настоящей Политики, внутренних нормативных документов Банка по вопросам обработки персональных данных, требований к защите персональных данных;
      • осуществляет анализ, оценку и прогноз рисков, связанных с обработкой персональных данных в Банке, выработку мер по снижению рисков;
      • осуществляет оценку влияния процессов на права и свободы субъектов персональных данных;
      • осуществляет анализ автоматизированных систем и процессов обработки персональных данных на предмет соответствия установленным обязательным требованиям в области обработки и защиты персональных данных;
      • осуществляет ведение учета процедур и средств обработки персональных данных;
      • осуществляет контроль наличия и полноты содержания договоров поручения на обработку персональных данных, договоров на передачу персональных данных (DTA);
      • организует обмен данными с Европейскими банками в соответствии с /5/;
      • осуществляет разработку и организацию применения правовых, организационных и технических мер защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также иных неправомерных действий в отношении персональных данных;
      • осуществляет определение угроз безопасности персональных данных при их обработке;
      • осуществляет организацию и контроль уровня защищенности информационных систем персональных данных;
      • осуществляет оценку эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных;
      • разрабатывает внутренние процедуры, направленные на обеспечение безопасности и защиты персональных данных;
      • организует и осуществляет внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками Законодательства о персональных данных, настоящей Политики, внутренних нормативных документов Банка, требований к защите персональных данных;
      • организует прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) осуществляет контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов;
      • осуществляет методологическую помощь структурным подразделениям Банка по вопросам взаимодействия с органами государственной власти и надзорными органами по вопросам обработки персональных данных;
      • осуществляет взаимодействие с органами государственной власти по вопросам защиты персональных данных;
      • осуществляет уведомление надзорного органа в соответствии с применимыми требованиями о фактах утечки персональных данных;
      • организует оповещение субъектов персональных данных о фактах утечки их персональных данных;
      • делегирует2 иные функции, предусмотренные для лица, ответственного за организацию обработки персональных данных и защиту персональных данных, Законодательством о персональных данных, в профильные подразделения Банка.
    • 5.1.4. Управление внутреннего аудита:
      • в рамках проводимых контрольных процедур оценивает эффективность системы внутреннего контроля Банка по обеспечению соблюдения требований настоящей Политики, а также утвержденных нормативных документов Банка в отношении персональных данных.
    • 5.1.5. Правовой департамент:
      • осуществляет мониторинг законодательства и доведение до сведения заинтересованных подразделений информации об изменении правовых норм;
      • обеспечивает правовую защиту интересов Банка в судах и государственных органах по спорам, связанным с обработкой персональных данных, а также при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением законодательства в указанной сфере.

6. Организация системы управления процессом обработки персональных данных

  • 6.1. Обработка персональных данных Субъекта персональных данных осуществляется с его согласия на обработку персональных данных, а также без такового, если Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является Субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе Субъекта персональных данных или договора, по которому Субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем или в иных случаях, предусмотренных Законодательством о персональных данных.
  • 6.2. Обработка специальной категории персональных данных, касающейся состояния здоровья Субъекта персональных данных осуществляется с согласия Субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных в письменной форме, а также без такового, если персональные данные сделаны общедоступными Субъектом персональных данных.
  • 6.3. Банк вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия Субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Такая Обработка персональных данных осуществляется только на основании договора, заключенного между Банком и третьим лицом, в котором должны быть определены:
    • перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться третьим лицом, осуществляющим обработку персональных данных;
    • цели обработки персональных данных;
    • обязанности третьего лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных.
  • 6.4. Банк осуществляет передачу персональных данных государственным органам в рамках их полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 6.5. Банк несет ответственность перед Субъектом персональных данных за действия лиц, которым Банк поручает обработку персональных данных Субъекта персональных данных.
  • 6.6. Доступ к обрабатываемым персональным данным предоставляется только тем Работникам Банка, которым он необходим в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей и с соблюдением принципов персональной ответственности.
  • 6.7. Обработка персональных данных прекращается при достижении целей такой обработки, а также по истечении срока, предусмотренного законом, договором, или согласием Субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При отзыве Субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных, Банк вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных, если такая обработка предусмотрена договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является Субъект персональных данных, иным соглашением между Банком и Субъектом персональных данных, либо если Банк вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных /4/, /5/ или другими федеральными законами.
  • 6.8. Обработка персональных данных осуществляется с соблюдением конфиденциальности, под которой понимается обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия Субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • 6.9. Банк обеспечивает конфиденциальность персональных данных Субъекта персональных данных со своей стороны, со стороны своих аффилированных лиц, со стороны своих Работников, имеющих доступ к персональным данным физических лиц, а также обеспечивает использование персональных данных вышеуказанными лицами исключительно в целях, соответствующих закону, договору или иному соглашению, заключенному с Субъектом персональных данных.
  • 6.10. Обеспечение безопасности обрабатываемых персональных данных осуществляется Банком в рамках единой комплексной системы организационно-технических и правовых мероприятий по защите информации, составляющей банковскую и коммерческую тайну, с учетом требований Законодательства о персональных данных, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Система информационной безопасности Банка непрерывно развивается и совершенствуется на базе требований международных и национальных стандартов информационной безопасности, а также лучших мировых практик.

7. Заключительные положения

  • 7.1. Банк, а также его должностные лица и Работники несут гражданско-правовую, административную и иную ответственность за несоблюдение принципов и условий обработки персональных данных физических лиц, а также за разглашение или незаконное использование персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 7.2. Политика является общедоступной и подлежит размещению на официальном сайте Банка или иным образом обеспечивается неограниченный доступ к настоящему документу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Список терминов и определений

Административно-хозяйственная деятельность – внутрибанковские процессы, направленные на текущее обеспечение деятельности Банка товарно-материальными ценностями (осуществление закупок канцтоваров, офисного оборудования, расходных материалов, хозяйственных товаров, услуг связи и т.п.); на организацию документооборота (ведение архива, библиотек, баз данных); на организацию эксплуатации зданий, помещений, территорий (содержание, уборка, оформление и ремонт помещений); на организацию рабочего процесса.
Банк (оператор обработки персональных данных) – ПАО Сбербанк, осуществляющий обработку персональных данных, а также определяющий цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, и действия, совершаемые с персональными данными.
Близкие родственники — являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры
Кандидат – физическое лицо, претендующее на вакантную должность в Банке, персональные данные которого приняты Банком.
Клиент – термин, используемый при совместном упоминании Корпоративного клиента и Розничного клиента.
Корпоративный клиент – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, заключившее или намеревающееся заключить с Банком договор на оказание услуг.
Обработка персональных данных – любое действие (операция) Банка или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (Предоставление, доступ), Обезличивание, Блокирование, удаление и Уничтожение персональных данных. В рамках Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» установлены следующие определения:

Работник Банка – физическое лицо, заключившее с Банком трудовой договор.
Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Розничный клиент – физическое лицо, которое заключило с Банком договор на оказание услуг, включая получение услуг путем присоединения к условиям публичного договора, и персональные данные которого переданы Банку.
Субъект персональных данных – физическое лицо, которое прямо или косвенно определено с помощью персональных данных.

  • Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).
  • Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.
  • Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
  • Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

Представитель Корпоративного клиента – физическое лицо, персональные данные которого переданы Банку и

  • входящее в органы управления Корпоративного Клиента;
  • являющееся владельцем/учредителем/акционером/участником Корпоративного клиента;
  • действующее от имени Корпоративного клиента на основании доверенности/указанное в карточке с образцами подписей и оттиска печати Корпоративного клиента.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ПЦП – подразделения центрального подчинения ПАО Сбербанк.
ЦА – Центральный аппарат ПАО Сбербанк.
ЭБВНД – электронная база внутренних нормативных документов Банка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

  • 1. Конституция Российской Федерации.
  • 2. Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (ETS N 108, заключена в г. Страсбурге 28.01.1981).
  • 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ с учетом изменений и дополнений.
  • 4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» с учетом изменений и дополнений.
  • 5. Регламент № 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий Регламент о защите персональных данных)» (принят в г. Брюсселе 27.04.2016).

Реквизиты ВНД

Наименование, номер ВНД

Политика обработки персональных данных в ПАО Сбербанк № 3324

Подразделение-разработчик ВНД

Департамент развития отношений с клиентами и вторичных продаж

Исполнитель ВНД

Левочкина Жанэт, 36-532

Тип / вид ВНД

Базовый / Политика

Код направления деятельности/код процесса

0100 / не применимо

Действие ВНД распространяется
на подразделения

Центральный аппарат

Подразделения центрального подчинения

Территориальные банки

Внутренние структурные подразделения

Отделения банка

Группа ПАО Сбербанк

Филиалы за рубежом

ВНД по процессу верхнего уровня

История ВНД

Номер
редакции

Реквизиты распорядительного документа, утвердившего ВНД /
изменения в ВНД, дата и должность утвердившего лица

Постановление Правления ОАО «Сбербанк России», Протокол от 29.04.2014 № 506 § 27

Постановление Правления ПАО Сбербанк, Протокол от 17.11.2016 N 554 §29а

Постановление Правления ПАО Сбербанк, Протокол от 04.07.2017 № 607 §1а

Постановление Правления ПАО Сбербанк, Протокол от 28.12.2017 № 624 §118а

ВНД, которые утрачивают силу с вступлением в силу данного ВНД

Дата ввода ВНД в действие

Срок действия ВНД

С даты утверждения

Информация о проведении экспертизы с использованием краудсорсинга

ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«СБЕРБАНК РОССИИ»

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правления
ОАО «Сбербанк России»
Протокол от 29.04.2014 № 506 § 27

Кредитная политика коммерческого банка

Кредитная политика банка – программа и направление действий кредитной организации в области предоставления займов юридическим и физическим лицам. В основе кредитной политики лежит приемлемое для финансовой организации соотношение риска-доходности проводимых операций.

Факторы, влияющие на кредитную политику

Кредитная политика банка определяется исходя из макроэкономических внешних и микроэкономических внутренних факторов.

Ее макроэкономические составляющие – это общая экономическая ситуация в стране; политическая стабильность; стадия экономического цикла, которую проходит государство; уровень инфляции и процентных ставок; состояние национальной валюты; конкуренция в банковской сфере. В целом это те факторы, на которые кредитная организация самостоятельно повлиять не может.

Особое место занимают юридические вопросы. Так, регулирующие органы могут оказывать существенное влияние на кредитную политику банковской системы путем направления директив, изменения процентных ставок, размеров обязательных резервов и т. д.

К микроэкономическим факторам, влияющим на кредитную политику, относятся, прежде всего, ресурсная база, стоимость привлечения денежных ресурсов, клиентская база; специализация банка; ликвидность кредитного учреждения. Не последнюю роль играют и квалификация персонала, его готовность работать с различными категориями заемщиков.

Цели и задачи кредитной политики

Основная цель проведения кредитной политики банка — получение максимальной прибыли при минимальном уровне риска. Исходя из возможного соотношения этих составляющих, а также имеющихся ресурсов, кредитная организация определяет текущие задачи:

  • направления кредитования;
  • технология осуществления кредитных операций;
  • контроль в процессе кредитования.

Кредитная политика в работе с юридическими лицами

Как правило, кредитная политика банков при работе с юрлицами направлена на развитие долгосрочных отношений с заемщиками. При этом в основе лежат определяемые критерии отбора клиентов для сотрудничества. Обычно предъявляются следующие требования: прозрачность схем получения доходов компании, устойчивость и доходность бизнеса, успешный опыт работы в различных экономических условиях, наличие собственного капитала, возможность предоставления обеспечения.

При взаимодействии с малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями не последнюю роль играют личность руководителя, его репутация и кредитная история.

Кредитная политика в отношении физических лиц

На основе кредитной политики сотрудники банков строят свою работу с розничными клиентами, выбирают ту или иную модель скоринга, разрабатывают кредитные продукты.

При этом, исходя из кредитной политики, банк может ориентироваться на такие сегменты, как розничное кредитование в торговых сетях (POS-кредитование), автокредитование при взаимодействии с дилерами, предоставление ипотечных займов и т. д.

Кредитной политикой определяются требования к заемщикам: возраст, минимальный стаж работы, уровень доходов и другие показатели.

Кроме того, она влияет на предлагаемые банковские продукты: обеспеченные или необеспеченные, целевые или нецелевые займы, сроки кредитования и т. д.

Исходя из кредитной политики, банк определяет процентные ставки, соответствующие риску того или иного заемщика. При этом кредитная политика различных банков может серьезно различаться. Так, некоторые финансовые учреждения ориентируются в первую очередь на предоставление кредитов в точках продаж — например, Хоум Кредит Банк, «Русский Стандарт» и др. На этом рынке также заметен Альфа-Банк. Ряд кредитных организаций активно участвуют в экспресс-кредитовании: ОТП Банк, Национальный Банк «Траст» и т .д.

Проценты по такого рода займам выше, но при этом банки берут на себя более высокие риски.

Другие кредитные организации, наоборот, ориентируются преимущественно на клиентов с большими остатками по счетам. Так, к примеру, часто поступают дочерние банки иностранных кредитных организаций — Ситибанк, Райффайзенбанк и пр.

Реализация кредитной политики банка

Выработанная кредитная политика банка – это общие основные направления деятельности. Дальнейшая ее реализация состоит в том, чтобы были составлены соответствующие инструкции и другие документы, регламентирующие проведение тех или иных операций, определяющие критерии оценки клиентов и этапы взаимодействия с ними.

Кредитная политика не является чем-то раз и навсегда определенным в банке. Она должна пересматриваться в зависимости от меняющихся экономических условий.

Процентная политика банка

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность процентной политики банка и ее влияние на экономику

1.1 Кредит и ссудный процент как экономическая категория

1.2 Регулирование ссудного процента и его влияние на экономику

1.3 Зарубежный опыт формирования процентной политики коммерческими банками

2. Анализ формирования процентной политики коммерческого банка в республике Казахстан в период с 2010 по 2012 год

2.1 Характеристика и основные показатели деятельности АО «Банк Туран Алем»

2.2 Анализ процентной политики АО «Банк Туран Алем»

2.3 Расчет средней доходности, прогнозирование затрат на привлечение и размещение средств коммерческими банками

3. Пути совершенствования формирования доходной базы коммерческих банков республики Казахстан

3.1 Проблемы формирования процентной политики банка

3.2 Ценовая стратегия коммерческого банка с учетом кредитного риска

Список использованной литературы

На банковскую систему влияет слишком рискованная кредитная политика, проводимая руководителями в погоне за прибылями, безрассудные расходы на развитие сети филиалов без учета их доходности.

Целью работы является изучение факторов, влияющих на установление процентной ставки, поиск путей повышения доходности кредитных операций, изучение процентной политики банка.

Объектом исследования настоящей работы был выбран акционерный коммерческий банк АО «Банк Туран Алем»

во вторых, изучение порядка установления, начисления и взыскания процентов по кредитам, расчет средней доходности, прогнозирование затрат на привлечение и размещение средств коммерческими банками;

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Сущность процентной политики банка и ее влияние на экономику

1.1 Кредит и ссудный процент как экономическая категория

Из каких же источников формируется ссудный капитал? Во-первых, из денежных средств, высвобождающихся из кругооборота капитала. А именно:

— часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в связи с несовпадением времени поступления выручки и осуществления затрат;

В-третьих, из денежных накоплений государства, величина которых зависит от размеров госсобственности и доли валового национального продукта, перераспределяемого через госбюджет.

Процент выражает отношения между кредиторами и заемщиками в процессе производства. Источником ссудного процента является прибыль. Количественным выражением процента является его ставка.

На рис. 1 а спрос на деньги для обращения изображен вертикальным отрезком Д0, поскольку он не зависит от процентной ставки, а только от уровня номинального ВНП.

Общий денежный спрос (Д) и денежное предложение (П), образующие денежный рынок, изображены на рисунке 2.

3. Изменение процентной ставки влияет на готовность людей иметь деньги в том или ином размере;

Существует целый набор макроэкономических факторов, оказывающих непосредственное влияние на уровень процента. Во-первых, масштаб производства, или ВНП

В-третьих, циклическое колебание производства.

3. Размер ссуды. Меньшая по размеру ссуда идет под больший процент, так как издержки на ее оформление одинаковы с крупной ссудой.

Кредит может выступать в двух главных формах: коммерческий и банковский. Различие между ними обусловлено субъектами кредитования, объектами ссуд, величиной процента и сферой функционирования.

Банковский кредит предоставляется банками и специальными финансово-кредитными учреждениями предприятиям и другим заемщикам в денежной форме.

Следует отметить, что Положением НБУ «О кредитовании» запрещается предоставление кредитов на покрытие убытков.

Можно выделить следующие разновидности кредита: потребительский, сельскохозяйственный, ипотечный, государственный, международный.

Ипотечный кредит — долгосрочное кредитование под залог недвижимости: земли, производственных и жилых объектов и т.д.

Кредитные отношения существуют и между государствами в виде вывоза капиталов. Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала на мировом рынке, являясь составной частью международных экономических отношений.

а) краткосрочные — до 1 года;

в) долгосрочные — свыше 3 лет.

а) обеспеченные залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами);

6) кредиты с повышенным риском.

в) гарантийные (с обусловленной датой выдачи, по потребности, с взиманием комиссии за обязательство).

в) досрочно (по требованию кредитора или по заявлению заемщика)

д) после окончания обусловленного периода (месяца, квартала).

Коммерческий банк может выдавать бланковый кредит (без залога имущества и других видов обеспечения) только в пределах собственных средств с применением повышенной ставки только надежным заемщикам с проверенным авторитетом.

— путем изменения гарантированных банками-участниками квот кредитных ресурсов за счет привлечения других банков для участия в консорциумной операции.

Кредит изменяет структуру денежной массы, платежного оборота, а также скорость обращения денег.

1.2 Регулирование ссудного процента и его влияние на экономику

Рисунок 4. Кривая спроса на инвестиции

Соединим в единую схему денежный рынок, ссудный процент и инвестиции, чистый национальный продукт (ЧНП), чтобы отследить весь механизм влияния процента на экономику и уровень ЧНП.

2. Анализ формирования процентной политики коммерческого банка в Республике Казахстан в период с 2010 по 2012 год

2.1 Характеристика и основные показатели деятельности АО «Банк Туран Алем»

-укрепление позиций Банка, как одного из крупнейших среди Казахстанских банков;

Одна из них — рекомендация нефтяным, газовым и транспортным объединениям, государственным холдинговым и акционерным компаниям перевести расчетные и иные счета в «Банк Туран Алем».

2) структура его функциональных подразделений и служб.

За свою историю Банк достиг значительных успехов. Цель банка — содействие в укреплении экономики страны и интеграции в мировое сообщество.

— ЕБРР. Европейский Банк Реконструкции и Развития — международный институт, способствующий странам с переходящей экономикой действовать по правилам рыночной экономики.

Анализ процентной политики коммерческого банка (на примере ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) «Костромской»)

Размещено на http://www.allbest.ru/

процентная политика коммерческий банк

Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью, что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.

Особенностью проведенного в работе исследования является то, что анализируется деятельность работающих сегодня коммерческих банков в области предоставления кредитных услуг, связанных с выплатой и получением процентных платежей, исследуется влияние на разработку и осуществление процентной политики банка его положения и внешней среды, выделяются основные факторы, определяющие процентную политику, анализируется характер и степень их влияния в условиях быстро меняющегося и интенсивно развивающегося финансового рынка.

Разработанность проблемы. В научных исследованиях по банковскому делу до недавнего времени не уделялось должного внимания вопросам разработки теоретических и методологических основ формирования и практической реализации процентной политики, поэтому сегодня нет единого подхода к раскрытию ее содержания. Наиболее значимый вклад в исследование общих вопросов банковского дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики коммерческих банков внесли исследования Батраковой Л.Г., Лаврушина О.И., Роуза П., Пановой Г.С., Серебряковой Л.А., Синки Дж., Симановского А.Ю., Стояновой Е.С., Ширинской Е.Б., Шпилевской Е.Л. и др., в остальных работах процентная политика представлена в основном как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется преимущественно процент за банковский кредит. Такое положение вполне объяснимо тем, что процент за кредит является основным источником процентных доходов. Тем не менее, поскольку объектом процентной политики коммерческого банка является вся система процентных ставок, используемых в деятельности банка, то представляется, что с развитием в России денежно-кредитных отношений необходимость анализа и разработки всех направлений процентной политики, а также факторов, ее определяющих, становится все актуальнее.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа опыта отечественных банков выработать схему принятия оптимальных решений как в целом по процентной политике коммерческого банка, так и по операциям с учетом главной результирующей процентной политики — доходности деятельности банка.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие решаемые задачи:

провести анализ деятельности коммерческого банка в области проведения и реализации процентной политики;

охарактеризовать необходимость эффективной и гибкой процентной политики для успешной деятельности коммерческого банка;

выделить и систематизировать основные факторы, определяющие процентную политику коммерческого банка;

проанализировать степень влияния названных факторов на реализацию и разработку процентной политики коммерческого банка;

предложить оптимальную стратегию на денежно-кредитном рынке;

выявить основные результирующие процентной политики банка.

Объектом исследования является процентная политика современных коммерческих банков.

Предметом исследования является система экономических отношений, связанных с деятельностью коммерческих банков и их ролью в современной российской экономике, и в свою очередь решение проблемы разработки и реализации эффективной процентной политики коммерческого банка.

Методология исследования. При раскрытии темы опиралась на нормативно-правовые документы Российской Федерации, годовые отчеты, статистические и аналитические материалы коммерческого банка. В процессе исследования — различных аспектов темы работы применялись такие методы познания, как анализ и синтез, группировки и выборки, сравнения и другие аналитические методы.

Элементы самостоятельной работы заключаются в следующем: сформулированы цели и задачи процентной политики в системе общеэкономической стратегии банка, выявлены основные тенденции, сложившиеся за последние годы в структуре процентных ставок; выделены и классифицированы основные факторы, определяющие процентную политику, проанализирована степень влияния факторов на разработку и эффективность проведения процентной политики и изменение их роли в зависимости от изменения рынка.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные положения, преобразованы в конкретные предложения по оптимизации процентной политики и усилении степени ее эффективности.

1. Теоретические основы процентной политики коммерческого банка

Процентная политика коммерческих банков направлена на максимизацию чистого процентного дохода от банковских операций, страхование кредитного риска и управление ликвидностью баланса банка. Она включает:

определение полномочий органов управления банка, рабочих комитетов и должностных лиц, а также порядка принятия решений по установлению и пересмотру процентных ставок по активным и пассивным операциям банка;

утверждение методов, применяемых банком для оценки процентного риска, характера управленческой отчетности, периодичности ее представления;

Процентная политика реализуется на двух уровнях: Банка России и коммерческих банков. На уровне Банка России национальная процентная политика должна:

· обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства.

На процентную политику банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

· состояние финансового рынка;

· политика Банка России и Министерства финансов РФ;

· спектр оказываемых банком услуг;

Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (в т. ч. государственными), — это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам).

Ставки по операциям банка с небанковскими заемщиками и кредиторами — это ставки, связанные с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам и кредиторам.

· процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.;

· величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу.

· издержки привлечения средств;

· финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность.

Отметим, что сравнение коэффициента фактической маржи по отдельным активным операциям позволяет оценить реальную доходность/ рентабельность направлений деятельности банка.

1.2 Формы и инструменты процентной политики коммерческого банка

2. ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг), или учетная ставка — это плата, взимаемая Центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

· воздействовать на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;

· предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

Аналогично установление базовой ставки рефинансирования — косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов — прямой (административный) метод.

Для каждого государства характерна своя процентная политика центральных банков. При ее формировании используются такие основные инструменты, как: базовая ставка рефинансирования и ставки по операциям банка на финансовом рынке.

· формирование доходности по операциям, что, в свою очередь, позволяет привлекать ресурсы выселения и уменьшает риск оттока средств вкладчиков;

· ограничение потока объемов спекулятивного капитала и формирование доходности рынка, по причине невозможности обеспечения его национальной экономикой и банковской системой на достойном уровне;

Преимущество отдается достижению стратегических целей проводимой банком политики.

В итоге, выделим два немаловажных фактора, определяющих перспективы регулирования процентных ставок основных ЦБ:

1.3 Нормативно-правовое регулирование процентной политики

Процент отражает отношение между кредитором и заемщиком. Он выступает в форме определенной процентной ставки.

Таким образом, со стороны государства возможно регулирование структуры вкладов и притока денежных средств в те или иные вложения разного целевого назначения в соответствии со спросом на кредитные ресурсы.

Процент должен содействовать росту стоимости вложенных средств. В условиях же инфляции процент компенсирует потерю средств.

Процент, устанавливаемый большинством крупных российских коммерческих банков, не стимулирует население к хранению денежных средств, не принимает во внимание инфляционные процессы.

1. Уровень процентов должен находиться в зависимости от состояния спроса на кредитные ресурсы. Повышение спроса должно определять повышение процентных ставок по активным операциям.

3. Процентные ставки по активным операциям должны быть больше процентных ставок по пассивным операциям. Размер процентных ставок должен учитывать необходимость обеспечения рентабельности банковской деятельности.

2. Анализ процентной политики коммерческого банка (на примере ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО)»Костромской»)

Банковские операции Банк осуществляет на основании соответствующих лицензий.

Миссия АКБ «Инвестторгбанк» — направленность на максимальное удовлетворение финансовых потребностей клиентов путем предоставления им полного спектра высокотехнологичных банковских продуктов и услуг.

Основополагающие принципы работы Банка: внимательное и честное отношение к клиентам, своевременное выполнение Банком принятых на себя обязательств вне зависимости от внешних факторов.

1) Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

3) Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

5) Инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

9) Переводы денежных средств по поручениям физических лиц и без открытия банковских счетов.

АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) включен в реестр банков участников системы обязательного страхования вкладов 11 января 2005 года под номером 409.

Инвестторгбанк является уполномоченным Банком Правительства г. Москвы.

Банк может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами. Филиалы Банка действуют на основании положений, утверждаемых Правлением Банка, и наделяются имуществом.

Костромской филиал Инвестторгбанка действует на основании Положения «О филиале Акционерного коммерческого банка «Инвестторгбанк» (ОАО) — «Костромской».

Филиал вправе осуществлять дилерскую и брокерскую деятельность в соответствии с выданными Банку лицензиями профессионального участника рынка ценных бумаг.

2.2 Анализ особенностей процентной политики коммерческого банка (на примере ФАКБ «Инвестторгбанк» (ОАО)»Костромской»)

· изучение динамики, в том числе номинальной средней цены ресурсов коммерческого банка: средней номинальной процентной ставки по привлеченным ресурсам в целом и по отдельным их видам;

· анализ изменения доли процентного расхода по привлеченным ресурсам в общем размере расходов коммерческого банка;

Если расчеты производятся за период менее года, то числитель следует умножить на 360, а знаменатель — на количество дней в периоде.