Процесс перехода государственной собственности в частные руки

В ногу со временем

Процесс перехода государственной собственности в частные руки проходит в большинстве государств СНГ. Такие события подстегнули экономический рост и многих развитых стран мира. Как правило, частные активы работают гораздо эффективнее, чем казенные, ведь административные процедуры порой становятся препятствием для гибкого и быстрого реагирования на рыночные тенденции.

Как известно, в июне текущего года в Казахстане в рамках второй волны приватизации начался процесс передачи государственных активов и активов квазигосударственного сектора в конкурентную среду. Этот шаг обусловлен необходимостью предоставления дополнительного импульса предпринимательству, так как деятельность некоторых дочерних компаний, активы которых частично или полностью принадлежат государству, сопряжена с более выгодными условиями по сравнению с аналогичными предприятиями, работающими на рынке, что противоречит принципам здоровой конкуренции.

С пользой для всех сторон

Список приватизируемых объектов в Казахстане постоянно расширяется. В настоящее время он состоит из 853 предприятий, которые будут передаваться в конкурентную среду в соответствии с графиками продаж объектов на 2014 год. Для обеспечения гласности и прозрачности создан единый портал по продаже имущества www.gosreestr.kz. На сегодня зафиксировано около 120 000 посещений пользователями веб-портала.

Председатель комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов РК Эдуард Утепов в ходе семинара-презентации электронных торгов отметил, что объекты государственной собственности в ходе второй волны приватизации будут продаваться только посредством электронных торгов.

«В соответствии с решениями, принятыми Правительством РК, все объекты республиканской коммунальной собственности будут продаваться только на этой электронной площадке, за исключением доли участия в товариществах с ограниченной ответственностью, потому что в соответствии с законом, второй участник или участники товарищества имеют приоритетное право. Если они отказываются покупать по той цене, по которой мы оцениваем свою долю, они тоже будут выставляться на торги», — отметил глава комитета.

Отдельная электронная площадка будет действовать для продажи объектов, входящих в состав Фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», так как на акционерные общества распространяются другие правила. «Сейчас у нас есть меморандум, который мы подпишем о том, что они будут продавать максимальное количество объектов, если не все, именно на электронной площадке. По объектам госсобственности и долям участия государства — стопроцентно, только там будет продажа», — отметил глава комитета государственного имущества и приватизации.

Торги закрыты для мздоимства

Такие меры позволят повысить прозрачность и максимально снизить возможности для коррупционных нарушений. Электронная система торгов хорошо себя зарекомендовала. На сегодня жалоб по организации электронных торгов не поступает, есть только жалобы технического характера на сбои в сети, хотя их тоже не большое количество.

По словам Эдуарда Утепова, всего с первого июня прошлого года по настоящее время было проведено более 1 500 электронных аукционов по республиканской и коммунальной собственности. В ходе семинара-презентации электронных торгов он обратил внимание на то, что итоговая цена продажи оказалась почти в два раза больше итоговой стартовой цены продажи: 1,2 миллиарда тенге против 734,3 миллиона тенге, которые запрашивались в начале торгов.

Он добавил, что на сегодня число участников электронных торгов на объекты государственного и коммунального имущества очень быстро растет. «До 30 с лишним участников набирают продажи по одному объекту, есть прямая конкуренция», — отметил глава комитета государственного имущества и приватизации.

На сегодняшний день зафиксировано около 120 тысяч посещений пользователями веб-портала, среднее количество просмотров сведений по объекту — 147. Причем максимальное количество участников на одном аукционе было зафиксировано при продаже объекта по английскому методу — 31 участник, а по голландскому методу торгов — 23 участника. В целом, по официальным данным, на начало августа в качестве участников электронных торгов на веб-портале было зарегистрировано 2667 пользователей, из которых большинство (2078) составляют физические лица, 174 индивидуальных предпринимателя и 415 юридических лиц.

Учитывая, что в процессе приватизации примет участие неограниченное количество лиц, функционал торговой площадки был расширен. Так, специально для продажи объектов второй волны приватизации в правила продажи объектов приватизации внесены изменения в части внедрения электронного коммерческого тендера и конкурса. Это постановление вступило в силу шестого августа.

Внедрение электронных тендеров и конкурсов позволяет продавать объекты с определенными условиями. Это такие условия, как реализация инвестиционной программы, сохранение профиля деятельности, рабочих мест, обеспечение определенного уровня объема производства, номенклатуры выпускаемой продукции или оказываемых услуг и т.д.

«Таким образом, до размещения объявления о продаже, представитель бизнеса может заранее узнать информацию о продаваемых объектах госсобственности, социально-предпринимательских корпораций, холдингов и национальных компаний, в том числе об их финансовых показателях. Полностью отсутствует контакт продавца и потенциальных участников торгов, что исключило возможность проявления коррупционных правонарушений. Это обеспечивает торгам прозрачность и доступ бизнеса к информации по принципу одного окна», — отметил Эдуард Утепов.

В реестре государственного имущества размещена информация обо всех объектах, которые передаются в конкурентную среду, с указанием инфографики, видеороликов, счетчиков по объему поступаемых средств, вырученных от реализации объектов. Предприниматели могут заранее, не дожидаясь, когда объявят на торги данный объект, ознакомиться, что это за объект, пройти по ссылкам, ознакомиться с финансовыми показателями за предыдущие годы, почитать учредительные документы, посмотреть, чем занимается, какие сделки совершались, какую площадь занимают объекты, какое имущество за ними закреплено и так далее.

Любой участник торгов при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) может самостоятельно зарегистрироваться на веб-портале, подать электронную заявку для участия в торгах, а по завершению торгов подать заявление на возврат гарантийного взноса либо протокол о результатах в качестве победителя торгов. Взаимодействие данной информационной системы с различными государственными информационными системами освобождает потенциального участника торгов от необходимости прикрепления каких-либо документов к заявке для участия в торгах.

Для населения этот шаг сулит новые возможности, а для государственных предприятий — избавление от непрофильных активов, что позволит, в свою очередь, сфокусироваться на основных задачах и повысить качество предоставляемых услуг, не говоря уже о высвобождаемых средствах. Вырученные от продажи государственной собственности финансовые потоки направляются соответственно в республиканский и областные бюджеты, в соответствии с бюджетным законодательством.

Что касается средств от продажи активов и компаний, принадлежащих национальным управляющим холдингам и национальным компаниям, то они поступают в бюджеты холдингов и национальных компаний и распределяются в соответствии с уставами обществ и внутренними документами, определяющими порядок использования средств от продажи активов.

Мировой опыт

По такому пути шли многие государства мира. К примеру, в 1980-е годы в Великобритании правительство Маргарет Тэтчер приватизировало такие государственные корпорации и компании, как полный пакет акций «Амершам Интернешнл», «Ассошиэйтед Бритиш Портс», British Aerospace, «Бритиш Гэс», «Бритойл», «Кейбл и Уайрлесс», «Энтерпрайз Ойл», «Нейшнл фрейт Ко», «Бритиш Эйруэйз», «Интернейшнл Эйрадио», «Бритиш Хэликоптерс», «Уитч Фарм», «Бритиш Рэйл», «Силинк», «Бритиш Шипбилдерс», British Steel, «Нейшнл Бас», «Ровер», «Ягуар», «Роллс-Ройс», «Бритиш Аэропортс», «Ройал Орденс», 68,3 процента компании «Бритиш Петролиум» и 50,2 процента активов компании «Бритиш Телеком».

В Европе процесс массовой приватизации начался после крушения социалистического лагеря в 1990-х годах, когда в так называемых странах «социалистического лагеря» развернулась бурная приватизация всех секторов экономики, бывших до этого практически в стопроцентном государственном владении. Начиная с 1989 года в странах Центральной и Восточной Европы были приватизированы более 70 тысяч государственных предприятий.

В странах Содружества

В странах СНГ, после распада СССР, процесс приватизации наиболее активно проходил в начале 90-х годов. Тогда она носила так называемый инициативный характер, когда государственные органы принимали решение только после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. В одном только Казахстане так было приватизировано свыше четырех с половиной тысяч объектов, в том числе почти полтысячи совхозов, переданных в коллективную собственность.

В последние годы постсоветское пространство захлестнула вторая волна приватизации.

К примеру, суммарный объем инвестиций в январе-сентябре 2012 года в предприятия Азербайджана, приватизированные посредством инвестиционных конкурсов, составил 90,2 миллиона манатов. По состоянию на 1 октября 2012 года в реестр недвижимости включены данные по 147,707 тысячи объектов недвижимости, принадлежащих 13,575 тысячам госпредприятий и их филиалов. За 9 месяцев 2012 года 5914 предприятий и организаций предоставили новые регистрационные листы о государственном недвижимом имуществе.

В Беларуси действовал план приватизации объектов, находящихся в собственности белорусского государства на 2011-2013 годы. Сейчас в плане акционирования числится 128 предприятий, которые уже были преобразованы и которым еще предстоит стать ОАО. Среди крупных активов, передаваемых в конкурентную среду — «Гомсельмаш», Минский тракторный завод, Минский электротехнический завод им. В.И.Козлова.

По данным Совета министров РБ, в Беларуси сейчас нет плана приватизации, и можно продавать любое предприятие, если есть инвестор и определена стоимость актива. К слову, приватизация является одним из условий, на которых антикризисный фонд «ЕврАзЭС» предоставил Беларуси кредит на сумму в три миллиарда долларов США. И если в 2012 году в план продажи были включены 180 акционерных обществ, затем их количество уменьшили до 168. По итогам 2011 года было продано только 34 предприятия, за которые Минск выручил 16,5 миллиона американских долларов.

Правительство Российской Федерации в середине прошлого года подготовило окончательный вариант плана приватизации на 2014-2016 годы. Тогда Кабинет министров принял решение приватизировать 7,58 процента минус одна акция Сбербанка, 25,5 процента минус одна акция ВТБ, 25 процента минус одна акция «Российских железных дорог» (РЖД), 50 процента минус одна акция «Совкомфлота», 10 процентов «Роснано», 100 процентов Объединенной зерновой компании и 49,9 процента минус одна акция «Росагролизинга».

Согласно плану, будут приватизированы 7 процентов акций АК «АЛРОСА», 14,8 процента акций ОАО «Интер РАО», 25,5 процента акций авиакомпании «Сибирь», полный пакет акций ОАО «Архангельский траловый флот», 21,1 процента акций ОАО «ТГК-5». Кроме того в плане указано прекращение участия РФ в капитале «Ростелекома». До конца 2015 года могут быть приватизированы 11 процента акций ВТБ и 3,1 процента акций АК «Транснефть». Кроме того планируется два этапа приватизации российского железнодорожного перевозчика. Согласно документу, до конца текущего года планируется приватизировать 5 процентов акций РЖД, а до конца 2016 — еще 20 процентов.

По информации «РИА Новости», в 2012 году доходы бюджета РФ от приватизации составили 201,5 миллиарда рублей, было продано 273 пакета акций акционерных обществ, включенных в программу приватизации. Пакет Сбербанка в 7,58 процента акций был продан за 159,3 миллиарда рублей, 100 процентов «СГ-Транса» — за 22,77 миллиарда рублей, 20 процентов акций «Апатита» — за 11,11 миллиарда рублей, 25,5 процента Мурманского морского торгового порта — за 2,2 миллиарда рублей.

По прогнозам Минэкономразвития, Россия от приватизации государственных активов с 2012 до 2016 года включительно может получить 3,128 триллиона рублей.

Приватизация — термин, впервые внедренный в законодательство после распада Советского Союза. Обычные граждане рассматривают его как возможность получения прав на владение жилой собственностью, однако понятие можно употреблять и в более широком смысле. Существует огромное количество способов приватизации государственного и муниципального имущества, которыми могут воспользоваться не только юридические, но физические лица.

Определение приватизации

Приватизация — отчуждение любой формы имущества из государственной или муниципальной собственности в пользу физических или определенного круга юридических лиц в установленном законами порядке.

Объекты и субъекты

Субъекты приватизации — это владельцы госсобственности и возможные покупатели, представленные в форме физических или юридических лиц.

Состав субъектов:

  • собственники — Российская Федерация или ее субъекты;
  • специальные учреждения от государства, выполняющие продажные функции;
  • физические и юридические лица.

В качестве объектов выступает собственность, которую граждане имеют право присвоить в соответствии с Федеральным законом «О приватизации имущества».

Виды объектов по содержанию:

  • имущественные комплексы государства;
  • отдельные виды собственности, принадлежащие РФ;
  • ценные бумаги, принадлежащие госучреждениям.

У объектов имеется множество классификаций, однако чаще всего используется разделение по содержанию.

Необходимые условия

Федеральный закон «О приватизации муниципальной и городской собственности» устанавливает порядок и условия отчуждения. Главная особенность проведения процесса — его безвозмездность. Органы власти не берут с граждан деньги за передачу имущества в собственность.

Законом выделяются следующие условия:

  • каждый гражданин имеет право лишь единожды получить бесплатную собственность;
  • приватизировать жилье могут только те, кто прописан в муниципальном жилье;
  • при присвоении нежилого помещения (например, подвального) необходимо выкупить доли у остальных участников.

Под нежилыми помещениями понимаются чердаки или придомовая территория. Чтобы приватизировать подвал в многоквартирном доме, придется выкупить все доли у остальных собственников жилья.

Список требуемых документов

Список необходимых документов зависит от того, какой вид имущества будет приватизироваться, а также от требований со стороны органов самоуправления.

Перечень справок, если объектами выступают жилые площади:

  • законное разрешение на проживание (прописка);
  • справка о праве пользования жильем;
  • разрешение от местных властей на въезд в квартиру;
  • выписка из жилищно-эксплуатационного управления (ЖЭУ) о том, что на доме отсутствуют обременения;
  • справка, способная подтвердить факт отсутствия повторного участия в программе;
  • выписка из Единого государственного реестра прав и недвижимости (ЕГРП);
  • заявление от желающих участвовать в программе.

Возможность присвоения доступна лишь раз в жизни, однако существует одно исключение. Если гражданин участвовал в процедуре будучи несовершеннолетним, то после 18 лет он сможет вновь подать документы.

Для присвоения нежилого помещения понадобятся:

  • заявление;
  • паспорт;
  • постановление на отчуждение;
  • чек, подтверждающий выплаты в пользу государства;
  • выписка из кадастровых документов;
  • договор об аренде.

При этом процедура приватизации нежилой собственности проводится на возмездной основе — это не зависит от правовой формы заявителя.

Зачем проводится

Приватизация призвана реализовать разгосударствление муниципального имущества и повысить эффективность организаций путем их передачи в руки частников.

Разгосударствление — процесс упразднения государственного монополизма, формирование смешанной экономики и ее децентрализация.

Если рассматривать процедуру с точки зрения обывателя, то для обычного гражданина приватизация — это оформление прав на личное владение квартирой. Собственник получает возможность полностью контролировать имущество, продавая и передавая его по наследству.

Законодательство

Законодательство Российской Федерации включает два основных документа, связанных с процедурой приватизации различных форм и видов собственности.

Список законов:

  1. Федеральный закон № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает основные понятия и особенности проведения процедуры.
  2. Закон РФ № 1541-1 «О приватизации жилого фонда в РФ» устанавливает основные принципы осуществления присвоения различных фондов на территории страны.

Государство допускает существование местных правовых документов, устанавливающих особенности местной приватизации. Главное условие — они не должны противоречить федеральным законам.

Виды

Классификация явления основана на том, какой тип имущества будет отчуждаться в пользу физического или юридического лица. Подобные виды установлены законными актами и имеют некоторые особенности.

Виды процедуры:

  • приватизация жилых площадей происходит на безвозмездной основе и может проводиться только для прописанных там граждан;
  • присвоение земли проводится на различных условиях, о которых нужно узнать у органов местной власти;
  • госкорпораций и прочего имущества — этот вид возможен только на возмездной основе.

В зависимости от категории прошлого собственника можно выделить еще два вида: муниципальное и государственное. Впрочем, законодательные отличия между этим типами минимальны.

Способы

Законодательные акты предусматривают несколько возможностей провести процедуру присвоения, большинство из которых были введены в 2001 году и действуют до сих пор.

Основные подходы к передачи имущества в руки частников:

  • акционирование предусматривает переформирование госорганизаций в открытые акционерные общества;
  • аукционные продажи;
  • реализация акций через госконтракты;
  • продажа учреждения через биржевые торги;
  • передача компаний с необъявленной ценой;
  • безвозмездная передача в руки частных лиц.

ЧИФы (чековые инвестиционные фонды) и ваучеры — более простые аналоги присвоения собственности, однако на сегодняшний день они не актуальны и не могут быть применены гражданами.

Общий порядок оформления

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества включает в себя три этапа, каждый из которых подразумевает соблюдение определенных условий.

3 этапа процедуры:

  1. Планирование.
  2. Принятие и утверждение условий, на которых будет происходить приватизация.
  3. Присвоение.

Наиболее трудоемкий и длительный этап первый. Это связано с тем, что государственные органы, связанные с имуществом, должны дать оценку всем моментам отчуждения. При этом решение оглашается не муниципальной властью, а Правительством Российской Федерации, поэтому ответ можно ждать довольно долго.

Способ приватизации устанавливается непосредственно органами власти. Какой именно метод будет выбран, зависит от обстоятельств и типа собственности.

Особенности

Несмотря на то, что процедура присвоения муниципального и государственного имущества практически не отличаются, у первого есть ряд особенностей из-за влияния локальных законодательных актов.

Особенности процедуры:

  1. Жилье всегда приватизируется на уровне муниципалитета. Местные власти устанавливают, как недвижимость может быть присвоена частными лицами. Часть жилых помещений вовсе не подлежит приватизации, например, квартиры при воинских частях.
  2. На уровне муниципалитета отчуждается собственность, стоимость которой ниже государственной. По этой причине здесь распространены аукционы с целью получить наибольшую прибыль.
  3. Практически все земли хозяйственного назначения принадлежат органам местного самоуправления, поэтому контракт о присвоении подобной территории должен быть подписан с властями субъекта РФ.

В остальных моментах процедура проходит по федеральным законам.

Возможно ли решение через суд

Приватизация унитарного предприятия или жилья в многоквартирном доме через суд — это сложная процедура, которая потребует много времени. Необходимость обращения в вышестоящие инстанции возникает тогда, когда государство отказывается отчуждать имущество в пользу гражданина или юридического лица.

Органы местного самоуправления могут сами утвердить причину отказа. Например, в случае незаконной перепланировки муниципалитет не станет подписывать документ о передаче. Придется устранить нарушения.

Для обращения в правозащитную организацию необходимо составить стандартное исковое заявление и оформить необходимый пакет документации, который подтвердит права на приватизацию.

Перечень документации для получения прав собственности через суд:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы, подтверждающие личность;
  • выписка из домовой книги;
  • документ, подтверждающий наличие законной перепланировки;
  • согласие родственников на процедуру;
  • договор социального найма квартиры;
  • паспорт на жилье;
  • справка о том, что лицо ранее не принимало участия в присвоении собственности.

Перечень справок не окончательный. В зависимости от ситуации суд может затребовать сторонние документы, связанные с делом.

Пример

Николай С. вместе с двумя детьми и женой проживал в квартире по договору социального найма. Супруги решили приватизировать жилье и отправились к нотариусу, чтобы оформить справку о согласии на процедуру. Написав заявление по установленному образцу, мужчина отправил его в Жилищный отдел, однако тот отказал ему. Причина проста: Николай не указал в заявлении детей, которые не достигли совершеннолетия, а также не позвал с собой супругу — эти условия должны соблюдаться в обязательном порядке. Подать повторное заявление гражданин может после устранения нарушений.

Видео

Подробно о бессрочной приватизации жилья в видео.

Одной из составляющих социальных преобразований в России в ходе реформ — это становление социального партнерства на предприятиях. С 1992 г. были сделаны, казалось бы, некоторые шаги в направлении демократизации отношений на производстве, прежде всего на основе прав собственности включение в перечень способов приватизации выкупа имущества государственного или муниципального предприятия полностью или частично сданного в аренду продажа акций приватизируемых предприятий их работникам, в т. ч. отчасти безвозмездно, а отчасти на льготных условиях учреждение фонда акционирования работников предприятия.  

Подстраиваясь под новые условия, предприятие было вынуждено преобразоваться в акционерное общество холдингового типа, выбрав так называемый второй способ приватизации. В итоге структура акционерного капитала АМЕТ сегодня приобрела следующий вид (табл. 28).  
Существуют несколько способов приватизации. Фирма может быть продана (частично или полностью) другой фирме или частному лицу. В качестве альтернативы может быть осуществлен выкуп с использованием кредита. Для финансирования сделки кредит оформляется через материнскую компанию. В случае выкупа с использованием кредита гарантией служат имущество предприятия или его денежные поступления. Но, как правило, при такого рода сделках средствами платежа являются наличные деньги, а не имущество. В целом для успешного проведения выкупа с использованием кредита требуются небольшие финансовые расходы. Нет необходимости и в финансировании научных исследований и расширении производства. Требуются лишь денежные поступления для обслуживания долга. Выкуп с использованием кредита лучше всего подходит для приватизации компаний со стабильными, прогнозируемыми денежными поступлениями. Имеет также большое значение положение компании на рынке. Выкуп компаний с непостоянным доходом менее предпочтителен, так как есть опасность, что обслуживание долга не будет обеспечено должным образом. Выкуп материальных ресурсов более предпочтителен, чем людских, поскольку последние менее стабильны. Приведенный ниже пример иллюстрирует, как осуществляется выкуп с использованием кредита.  

При приватизации государственного и муниципального имущества в настоящее время используются следующие способы приватизации  
При определении способа приватизации государственного или муниципального имущества комиссия по приватизации учитывает  
Решение о выборе способа приватизации государственного имущества принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и соответствующие органы по управлению имуществом.  
При выборе конкретного способа приватизации объекта учитывается размер предприятия. Мелкие, с численностью до 200 человек и балансовой стоимостью менее 1 млн. руб. подлежат продаже на аукционах и конкурсах. Предприятия с численностью более 1 тыс. человек и стоимостью фондов более 50 млн. руб. (по балансу на 1 января 1992 г.) преобразуются в открытые акционерные общества. Остальные предприятия могут быть приватизированы любым из установленных программой способов не допускается лишь создание обществ закрытого типа, а также образование акционерных обществ на основе концернов, союзов, ассоциаций, в состав которых входят государственные предприятия.  
С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, вовремя которого имущество государственных и муниципальных предприятий продается за деньги. Для этого предполагается продажа предприятий Или их акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации.  
Федерации о приватизации для соответствующих способов приватизации. При  
Независимо от способа приватизации объектов муниципальной собственности между  
Подобный способ приватизации не привел к появлению эффективного собственника, что  
Методы, технологии и способы приватизации определили не толь-  
Ратников К. Ю. «Новый способ приватизации и продажи акций российских компаний  
Новая редакция еще более увеличила число способов приватизации  
С 1 июля 1994 г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. Для этого предполагалась продажа предприятий или из акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации. При этом была объявлена основная цель — способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность) хозяйственной деятельности.  
Иначе обстоит дело с механизмом проведения приватизации в постсоциалистических странах, существенно отличающихся от стран с рыночной экономикой. Помимо продаж государственных объектов в этих странах повсеместно использовали такие способы приватизации, как передачу государственной собственности гражданам. В то же время в разных постсоциалистических странах применяли свои собственные механизмы приватизации, выбор которых определялся как практическими целями приватизации на ее различных этапах, так и возможностями правового ее оформления и даже зависел от той команды исполнителей, которые осуществляли приватизационные проекты.  
Основной способ приватизации — раздача собственности в той или иной форме, например, посредством ваучеров, когда права собственности в государственных компаниях, подлежащих приватизации, распределяются бесплатно и на равноправной основе среди граждан страны. Такой подход может предусматривать терпимое отношение к передаче собственности в руки менеджеров или даже ее стимулирование» .  
На этапе перехода от планово-распределительной к рыночной экономике учеными опробовались модели хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости строительных предприятий, разрабатывались экономические инструменты инфраструктуры рынка, методы использования договорных цен на строительную продукцию, арендные отношения, способы приватизации в строительстве.  
Порядок и способы приватизации  
Количество объектов, которые изменили форму собственности по способу приватизации по регионам за 2002-2004 гг.  
В промышленности доминирующим способом приватизации стала продажа акций открытых акционерных обществ в отличие от предприятий оптовой и розничной торговли, где основным путем реформирования собственности был выкуп (См. Табл. 6.2)  
Если рассматривать реформированные предприятия промышленности, то, как было уже сказано, основным путем изменения собственности была продажа акций открытых акционерных обществ — 4321 объекта, или 65,5%. 1271 объекта, или 19,3% были реформированы путем выкупа имущества, сданного в аренду. Наименее популярным способом приватизации промышленных предприятий был выкуп по альтернативному плану приватизации -20 объектов, или 0,3%.  
Если рассматривать реформированные предприятия промышленности, то, как было уже сказано, основным путем изменения собственности была продажа акций открытых акционерных обществ — 4321 объекта, или 65,5 %. 1271 объекта, или 19,3 % были реформированы путем выкупа имущества, сданного в аренду. Наименее популярным способом приватизации  
По примеру России, наиболее распространенным способом приватизации стало акционирование, поскольку оно давало возможность довольно быстро осуществлять процесс разгосударствления, привлекать к управлению новых собственников и выгодно реализовывать пакет акций, который оставался на последней стадии .  
Количество объектов в Украине, которые изменили форму собственности по способу приватизации на 01.01.2005 г.  
Акционирование — это один из способов приватизации.  
Изменения внесены и в правовой режим продажи государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе. Такой способ приватизации используется обычно в случаях, если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выполнить определенные инвестиционные и (или) социальные условия. Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к победителю такого конкурса (покупателю, предложившему наиболее высокую цену за соответствующий объект) после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий.  
К способам приватизации в России принято относить так называе-  

Массовая приватизация в России была в значительной степени ускорена с помощью приватизационных чеков, получивших название ваучеров. Элементы этого способа приватизации использовались в Чехии, Польше, Монголии. Она взята за основу приватизации в большинстве стран СНГ. Главное в чековой приватизации (ваучеризации) — бесплатное распределение акций приватизированных предприятий. В России, например, каждый гражданин (независимо от характера занятости, возраста, пола и т.д.) получил приватизационный чек, которым он мог свободно распоряжаться, в том числе приобретать акции приватизируемых предприятий. Кроме того, ваучеры могли свободно продаваться за деньги. Это косвенно открывало доступ к акциям предприятий путем денежной их приватизации. Однако эта акция имела и отрицательные последствия, породив значительное расслоение по отношению к объектам собственности.  
АУКЦИОН (au tion) — 1) поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей в заранее установленное время, в назначенном месте и за максимальную цену, предложенную покупателем. Нередко А. (особенно международные) проводят крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара. Обычно они скупают товары у производителей и перепродают их оптовым посредникам, получая прибыль от разницы цен. А. организуются также специализированными брокерскими фирмами, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов — продавцов и покупателей, которые сами в А. не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение 2) продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар (или имущество), предварительно выставленный для осмотра, приобретается покупателем на основе конкурса 3) форма принудительной реализации имущества неплатежеспособного должника, а также продажа товаров, не востребованных в срок с транспортных и складских предприятий 4) в соответствии с российским законодательством под А. понимается также способ приватизации предприятий. На данный А. допускаются физические и юридические лица, которые своевременно подали заявку на участие и внесли в установленном порядке сумму в размере 10% от начальной цены объекта.  
Благодаря принятию нового закона механизм приватизации в России в большей степени будет регламентироваться законодательно, а не указами Президента РФ, иными нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством РФ, Мингосимущества России, другими государственными органами. Этим законом установлено, что при приватизации государственного и муниципального имущества используются следующие способы приватизации  
В 1991 г. Постановлением Кабинета Министров УССР № 158 был создан Фонд государственного имущества Украины с разветвленной системой региональных отделений, на который была возложена задача разгосударствления предприятий путем продажи или бесплатной передачи имущества. По примеру России, наиболее распространенным способом приватизации стало акционирование, поскольку оно разрешало довольно быстро осуществлять процесс разгосударствления, привлекать к управлению новых собственников и удобно реализовывать пакет акций, который остается на последней стадии .  
Процесс разгосударствления имущества предприятий, организаций, учреждений в последние годы осуществлялся преимущественно путем выкупа объектов приватизации в 2002 г. — 80,1% от общего количества разгосударствленных, в 2003 г. — 88% в 2004 г. — 49,35%, и продажи на аукционе. Следует отметить, что выкуп является основным способом приватизации в большинстве видов экономической деятельности. Продажа на аукционах чаще используется для приватизации объектов незавершенного строительства.  

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

Перечень способов приватизации, содержащийся в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», является закрытым, то есть участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации. Тот или иной способ применяется в зависимости от размеров предприятия, ликвидности или результатов первичных продаж.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:

v преобразование унитарного предприятия (УП):

— в открытое акционерное общество (ОАО);

— в общество с ограниченной ответственностью (ООО) (способ введён 201-ФЗ от 11.07.2011 г.);

v продажа государственного или муниципального имущества:

— на аукционе;

— на конкурсе;

— посредством публичного предложения;

— без объявления цены;

v продажа акций ОАО:

— на специализированном аукционе;

— за пределами территории РФ;

— через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

— по результатам доверительного управления;

v внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.

Ограничениями на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов могут служить:

1) приватизация имущественного комплекса УП в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО(только путем преобразования в ОАО);

2)приватизация имущественных комплексов ФГУП и находящихся в федеральной собственности акций ОАО, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ(преобразованием; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории РФ; внесения в уставные капиталы ОАО);

3) приватизация имущества, не соответствующего, указанным в п.2 критериям (те же способы, что в п.2).

Способы приватизации отличаются друг от друга по совокупности признаков в зависимости от:

1) места совершения сделки (продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО);

2) особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе имущество продается тому, кто больше за него заплатит; на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за акцию);

3) выполнения покупателем условий в отношении имущества(продажа на конкурсе);

4) вида рынка (продажа акций на организованном рынке — на фондовой бирже);

5) способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления);

6) по моменту возникновения права собственности (при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя возникает после выполнения им условий конкурса).

Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации.

Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество – это разновидность реорганизации юридического лица. Приватизация данным способом может осуществляться, если размер уставного капитала УП превышает минимальный размер уставного капитала ОАО, установленный законодательством. Происходит смена организационно-правовой формы унитарного предприятия; изменяется собственник имущества; государство или муниципальное образование получают в собственность его акции, которые впоследствии могут быть отчуждены. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АО общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор).

С точки зрения собственника АО являются наиболее подходящей организационно-правовой формой для приватизации (а также последующей «деприватизации») государственного и муниципального имущества, в том числе в целях управления и контроля, что связано с возможностью свободного отчуждения акций, принадлежащих государственным и муниципальным образованиям; продажи принадлежащих им акций АО с сохранением контроля над ним; использования специального права на участие в управлении АО («золотой акции»).

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. Аукцион – это способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. При этом от его покупателей не требуется выполнить какие-либо условия в отношении приватизируемого имущества.

Нормативным актом, регулирующим аукцион как способ приватизации, помимо обозначенных в первом разделе данного проекта, является Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

На рисунке 1 представлены виды аукционов по составу участников и форме подачи предложения о цене. Указанная на схеме форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Рисунок 1 – Виды аукционов

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Для участия в аукционе необходимо внести задаток.

Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

— представленные документы не подтверждают его право быть покупателем в соответствии с законодательством;

— представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству;

— заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

— не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Механизм проведения аукциона представлен на рисунке 2.

Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе. В сфере регулирования данного способа действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества». Конкурсомпризнается такой способ приватизации имущества, при котором право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50 % уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Рисунок 2 – Порядок проведения аукциона

Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению. На рисунке 3 представлен закрытый перечень возможных условий конкурса.

Рисунок 3 – Возможные условия, предусматриваемые конкурсом

Меры по осуществлению контроля за исполнением условий конкурса должны предусматривать периодичность контроля не чаще одного раза в квартал. В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки.

Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО может осуществляться посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже в данном случае принимается Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут быть привлечены брокеры в порядке, установленном Правительством РФ, условия договоров с ними должны предусматривать продажу по цене, которая не может быть ниже начальной.

Теоретически данный способ приватизации должен максимально приближать цену, по которой приватизируется имущество, к его рыночной цене. Однако фактически он используется крайне редко ввиду ограничений на использование этого способа приватизации и несоответствия установленных законодательством о приватизации требований требованиям законодательства о рынке ценных бумаг.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется, если аукцион был признан несостоявшимся; в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения (цена отсечения). Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал заявку на приобретение по цене первоначального предложения; при отсутствии в установленный срок заявки осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении; удовлетворяется первая заявка на покупку по цене предложения.

В соответствии с Законом о приватизации начальная цена имущества при данном способе не должна быть ниже начальной цены несостоявшегося аукциона его продажи. Действующий механизм не учитывает того факта, что цены на некоторые виды имущества, в частности на ценные бумаги, способны быстро изменяться. Механизм управления продажами посредством публичного предложения должен предусматривать возможность для стороны продавца действовать исходя из текущей состояния рынка. Другим недостатком продажи имущества посредством публичного предложения является неурегулированность процедуры данного способа приватизации. При его реализации регулярно возникает ситуация, когда к моменту начала приема заявок по той или иной цене оказывается больше одного претендента. Согласно закону, лишь один из них, а именно тот, чья заявка будет зарегистрирована первой, будет признан покупателем. Способы определения приоритета одного из претендентов не предусмотрены.

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена в данном случае не определяется, претенденты направляют письменные предложения о цене. Под нормативной понимается минимальная цена, по которой возможно отчуждение подлежащего приватизации имущества.

В качестве недостатка данного способа приватизации отсутствие минимальной цены – установленного условиями приватизации порога, ниже которого выставленное на продажу имущество продано быть не может. Результаты продажи без объявления цены часто носят случайный характер, когда приватизируемое имущество приобретается по очень низкой цене. Другим несовершенством этого способа приватизации можно назвать высокую степень зависимости от возможных недобросовестных действий сотрудников продавца, в качестве которого выступает Российский фонд фундаментальных исследований.

Следующий способ приватизации — внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.Во-первых, соответствующее решение о таком внесении принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного управления. Во-вторых, в уставные капиталы ОАО могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права. В-третьих, доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, ее субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ. В-четвертых, внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы ОАО может осуществляться: при учреждении ОАО; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО.

Отличительная особенность данного способа приватизации заключается в том, что формой сделки приватизации является в данном случае не договор купли-продажи, а договор мены.

Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления означает, что лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления. Договор купли-продажи акций заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий данного договора является основанием расторжения в судебном порядке обоих договоров. Исполнение же условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.

9.3. Механизм планирования и управления процессом приватизации государственного и муниципального имущества

В рамках механизма планирования и управления процессом приватизации можно выделить следующие его стадии:

1. планирование приватизации;

2. подготовка к приватизации;

3. реализация плана приватизации;

Основные способы приватизации

Представим общую схему приватизации. Первоначально полномочным государственным органом принимается решение о приватизации. Затем предприятие готовится к приватизации: имущество инвентаризуется, оценивается, определяются способ, сроки и условия продажи, начальная цена объекта. Информация о приватизации объекта публикуется в официальном информационном бюллетене с указанием всех существенных сведений. При приватизации между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи, включающий все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации и сроки их выполнения.

Это общая схема. Что касается конкретных способов приватизации, то Закон о приватизации 1991 г. предусматривал следующие:

  1. продажа предприятия по конкурсу;
  2. продажа предприятия на аукционе;
  3. продажа долей (акций) в капитале предприятия;
  4. выкуп арендованного имущества;
  5. преобразование предприятия в акционерное общество.

В тот период трудовым коллективам предоставлялись значительные льготы. К примеру, в 1992 г. существовало три варианта акционирования: 1) 25% привилегированных акций передаются безвозмездно, до 10% акций — со скидкой 30% от номинала, до 5% — продаются должностным лицам администрации; 2) до 51% обыкновенных акций продается трудовому коллективу; 3) 20% акций продастся со скидкой 30% коллективу, в отношении 20% акций — передается право на голосование акциями фонда имущества. При этом первоначальный взнос уплачивается в срок не более трех лет. При тогдашнем уровне инфляции рассрочка в три года представляла собой самое привлекательное кредитование. Государство могло также принять решение о закреплении «золотой акции», дающей право вето на решения общего собрания акционеров по наиболее существенным вопросам.

Закон о приватизации 1997 г. несколько расширил перечень способов приватизации, уже не подразумевая таких льгот трудовым коллективам:

  1. продажа имущества (в том числе акций) на аукционе;
  2. продажа имущества на конкурсе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ их работникам;
  4. выкуп арендованного имущества;
  5. преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество;
  6. внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  7. отчуждение акций владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг.

Действующий Закон о приватизации 2001 г. предусматривает больший диапазон способов приватизации:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Исторические различия нормативных подходов любопытно проследить на примере продажи предприятия по конкурсу (представлены в таблице). Попутно вскрываются и несовершенства понятийного аппарата, и динамика законодательства. На начальном этапе смешивалось понимание предприятия как субъекта и как объекта права, на сегодняшний день объектом приватизации названо просто имущество.

Продажа государственного имущества по конкурсу

Позиции сравнения Законодательство 1991-1997 Законодательство 1997-2001 Законодательство 2001
Договор комитета по управлению имуществом и покупателя Договор купли-продажи

1) договор о выполнении условий конкурса;

2) собственно приватизационный договор

1) договор купли-продажи;

2) передаточный акт (после выполнения условий конкурса)

Предмет приватизационного договора Государственное (муниципальное) предприятие, при этом занимаемое помещение передается в аренду с правом выкупа

а) право на инвестиции;

б) государственное (муниципальное) имущество

Государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс
Переход права собственности С момента регистрации договора купли-продажи (сразу) После выполнения условий конкурса (в связи с этим следует предусматривать переход бремени содержания и рисков на покупателя уже в договоре о выполнении условий) Государственная регистрация перехода права собственности — не позднее 30 дней после полной оплаты имущества, выполнения условий конкурса и погашения задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды
Условия конкурса

1) сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, сохранение профиля предприятия на определенный планом приватизации срок;

2) обеспечение сложившегося числа занятых и сложившихся социальных гарантий работникам предприятия (на срок до года);

3) обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретенный объект в течение первого года с момента его продажи;

4) финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс приватизируемого предприятия в течение определенного планом приватизации срока.

Перечень условий конкурса исчерпывающий

Социальные условия:

1) сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;

2) переподготовка или повышение квалификации работников;

3) сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;

4) ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; 5) реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Перечень социальных условий исчерпывающий.

Инвестиционные условия:

1) реконструкция, приобретение оборудования, модернизация, расширение производства;

2) тарифный и нетарифный протекционизм в отношении российских товаропроизводителей;

3) погашение задолженности перед соответствующими бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Перечень инвестиционных условий примерный

1) сохранение определенного числа рабочих мест;

2) переподготовка и (или) повышение квалификации работников;

3) ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально- культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

5) проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Перечень условий исчерпывающий. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год

Юридическая судьба приватизируемого государственного (муниципального) предприятия Предприятие реорганизуется ввиду его приватизации путем преобразования, покупатель становится его универсальным правопреемником Предприятие ликвидируется учредителем (государством) после выполнения покупателем условий конкурса. По договору о выполнении условий конкурса покупатель становится сингулярным правопреемником С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан. Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством РФ

Таким образом, вопрос о правопреемстве покупателя в отношении прав и обязанностей приватизированного предприятия решался различно:

  1. период с 19 июля 1991 г. до 1 марта 1996 г. (с момента вступления в силу Закона о приватизации 1991 г. до вступления в силу второй части ГК РФ): правопреемство покупателя универсальное, поскольку в результате приватизации предприятия (как юридического лица) происходит его реорганизация;
  2. периоде 1 марта 1996 г. до 25 июля 1997 г. (вступления в силу Закона о приватизации 1997 г.): правопреемство по основным правам и обязанностям можно назвать универсальным, но из передаваемых пассивов могут исключаться (как правило, в судебном порядке по иску покупателя) долги, не включенные в договор купли-продажи в соответствии со ст. 561 ГК РФ. Реорганизация приватизируемого предприятия удлиняется по времени и проводится новым собственником предприятия в течение определенного периода времени после вступления его в права собственности;
  3. период действия Закона о приватизации 1997 г.: правопреемство покупателя сингулярное по отношению к приватизируемому имуществу приватизируемого предприятия; само предприятие либо реорганизуется, либо ликвидируется учредителем;
  4. период действия Закона о приватизации 2001 г. (с 27 апреля 2002 г. — момента вступления в силу Закона о приватизации 2001 г.): правопреемство покупателя сингулярное; унитарное предприятие прекращается. После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование ответственности не несут. Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.

Без сомнения, предприятие как имущественный комплекс — весьма сложный объект. Даже тогда, когда отчуждаемое (или иным способом выступающее в качестве объекта) предприятие является, казалось бы, единственным вещным проявлением юридического лица, также существующего в организационно-правовой форме предприятия, переход права собственности на абсолютно все имущество в составе передаваемого комплекса не будет иметь места.

Хотя бы по той причине, что отчуждение предприятия как имущественного комплекса не влечет обязательного прекращения (или даже необходимой реорганизации) юридического лица — первоначального владельца, а статус юридического лица без обособленного имущества вообще (а речь здесь, безусловно, идет в первую очередь о вещах) просто немыслим. Вещное содержание предприятия — это статичное состояние комплекса, а возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся вокруг вещей отношения — это динамика, внутреннее и внешнее самодвижение, саморегуляция, саморазвитие, самовоспроизводство организованной совокупности предметов материального мира1См.: Степанов С.А. Предприятие как имущественный комплекс по Гражданскому кодексу Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права. М., 2000. С. 51-52..