Проверка аудит

Содержание

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обязательный аудит

Аудит, согласно п.3 ст.1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ, является независимой проверкой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности и проводится:
— в обязательном порядке — в случаях, установленных законодательством,
— по инициативе руководства или учредителей предприятия — как инициативный аудит.
ООО для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе, а в случаях, предусмотренных законом, — обязано ежегодно проводить внешний аудит. Такой аудит также может быть проведен по требованию любого из участников общества (п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; ст.48 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; п.4 ст.67.1 ГК РФ).
Акционерные общества для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязаны ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; п3. ст.88 гл.13 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; п.5 ст.67.1 ГК РФ).
При проведении инициативного аудита по инициативе руководства или собственников бизнеса осуществляется проверка достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности организации, правильности ведения отдельных участков учета и т.д. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет 10 и более процентов (пункт 5 статьи 67.1 ГК РФ).
Для проведения внешнего аудита в фирме привлекаются профессиональные аудиторы/аудиторские организации. При этом аудиторская организация должна являться членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудитором может быть физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Результатом проведения аудита является аудиторское заключение.

Обязательный аудит

Обязательный аудит в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проводится в случаях, если:
— организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

— ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
— организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
— объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

— организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

— в иных случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору, которым является Росфиннадзор.
Обратите внимание, что обязательный аудит проводится ежегодно (п.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»)
Согласно пункту 2 статьи 18 ФЗ N 402-ФЗ, при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

ПЕРЕЧЕНЬ случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год (согласно законодательству Российской Федерации)

ПЕРЕЧЕНЬ
случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год (согласно законодательству Российской Федерации)

Организация имеет определенную организационно-правовую форму

NN пп

Проведение аудита обязательно в случае, если

Проведение обязательного аудита установлено

Вид отчетности, подлежащей аудиту

Кто вправе проводить аудит

Организация является акционерным обществом, ценные бумаги которого

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункты 1, 2

Бухгалтерская годовая

Консолидированная

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом,

допущены к организованным торгам

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ, статья 5, часть 1

годовая

выданным после 1 января 2011 г.

Организация является отличным от указанного в других пунктах настоящей таблицы акционерным обществом, в уставном капитале которого доля государственной собственности не менее 25%

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 1

Бухгалтерская годовая

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.

Организация является акционерным обществом, отличным от организаций,

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 1

Бухгалтерская годовая

Аудиторская организация

указанных в других пунктах настоящей таблицы

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, статья 88, часть 3

Организация является акционерным обществом, предусмотренным

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 1

Бухгалтерская годовая

Аудиторская организация

распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 2176-р

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная годовая

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.

Организация является федеральным государственным унитарным предприятием, предусмотренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 2176-р

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Консолидированная годовая

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.

Организация является фондом (за исключением государственных внебюджетных фондов и фондов, указанных в других пунктах настоящей таблицы)

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 3

Бухгалтерская годовая

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор

Организация является государственной корпорацией

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, статья 7.1, часть 2

Бухгалтерская годовая

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.

Организация является государственной компанией

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, статья 7.2, часть 8

Бухгалтерская годовая

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.

Организация является публично-правовой компанией

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ, статья 16, часть 1

Бухгалтерская годовая

Консолидированная годовая

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.

Организация осуществляет определенный вид деятельности

Организация осуществляет определенный вид деятельности

N пп

Проведение аудита
обязательно в случае, если

Проведение
обязательного аудита установлено

Вид отчетности,
подлежащей аудиту

Кто вправе проводить аудит

Отличная от указанной в других пунктах настоящей таблицы организация, ценные

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункты 1, 2

Бухгалтерская годовая

Консолидированная

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом,

бумаги которой допущены к организованным торгам

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ, статья 5, часть 1

годовая

выданным после 1 января 2011 г.

Организация является кредитной организацией

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ, статья 5, часть 1, пункт 3

Бухгалтерская годовая

Консолидированная

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом,

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1, статья 42

годовая

выданным после 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ, статья 5, часть 1

Организация является головной кредитной организацией банковской группы

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1, статья 42

Консолидированная годовая (банковской группы)

Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.

Организация является головной организацией банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга)

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1, статья 42

Консолидированная годовая (банковского холдинга)

Контроль аудита

Понятие и значение контроля аудита

Результатом аудита как процесса проверки учета и состояния различных объектов, является выражение независимого мнения специалиста. На основании выраженного мнения аудитора, заинтересованными лицами принимаются важные управленческие решения.

Учитывая значение процедуры аудита, контроль его качества обеспечивает уверенность в достоверной и полной аудиторской проверке и обоснованному аудиторскому заключению.

Определение 1

Контроль качества аудита – это процедура предупреждения ошибочной оценки аудиторских рисков при проведении аудиторских процедур.

Кроме того, благодаря контролю процесса аудита можно достичь:

  • максимальной уверенности в качестве аудита, удовлетворяющем всем обязательным требованиям;
  • максимального доверия к содержанию аудиторского заключения.

Замечание 1

Контроль аудита может быть, как внешним – на уровне государственного регулирования, так и внутренним – на уровне внутрикорпоративного управления.

Внешний контроль аудита

Внешний контроль аудита обеспечивается рядом нормативно-законодательных положений, которые распространяются на федеральном уровне для всех субъектов аудиторской деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Контроль аудита 430 руб.
  • Реферат Контроль аудита 260 руб.
  • Контрольная работа Контроль аудита 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Деятельность индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций контролирует Министерство финансов Российской Федерации.

Данный орган регулирования обязан проверять исполнение внутренних систем контроля аудиторских объединений. Информационная база для такой проверки содержится в «Отчете об аудиторской деятельности», который составляется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Так регламентом контроля качества аудиторской деятельности установлено следующее.

  1. Субъекты аудиторской деятельности обязаны проходить контроль качества такой деятельности и своевременно предоставлять подтверждающую информацию и документацию.
  2. Субъекты аудиторской деятельности обязаны принимать участие в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в части контроля качества деятельности других аудиторов данного объединения.

То есть, субъекты аудиторской деятельности должны сами проходить проверку и проверять деятельность коллег из одного объединения.

Учитывая, что аудит довольно сложно контролировать из-за презумпции независимости аудиторского процесса, данные требования законодательства вполне обоснованы.

Проверки аудиторской деятельности могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановые проверки могут проходить не реже, чем один раз в течение пяти лет деятельности аудитора и не чаще, чем один раз в течение одного года деятельности аудитора.

Внеплановые проверки, как правило, осуществляются на основании поданных жалоб на аудитора или аудиторскую компанию. В такой жалобе должны быть аргументированы действия или бездействия аудитора, противоречащие Закону «Об аудиторской деятельности».

Внутренний контроль аудита

В любой аудиторской организации должна быть организована система внутреннего контроля качества аудита. Такая система контроля условно подразделяется на обеспечение:

  • предварительного контроля;
  • текущего контроля;
  • последующего контроля.

Предварительный контроль аудита предупреждает возможные нарушения со стороны аудиторов при осуществлении аудита.

Текущий контроль направлен на сопровождение процесса аудита в оперативном режиме.

Последующий контроль призван на исправление допущенных нарушений в ходе проведения аудита.

Вся система внутреннего контроля аудита состоит из трех основных факторов контроля.

  1. Контроль руководителя за процессами аудита.
  2. Контроль коллег за их действиями в процессе коллективного аудита.
  3. Проверка результатов работы.

Основными элементами внутреннего контроля аудита являются:

  • контроль соблюдения внутрифирменных стандартов;
  • своевременное исполнение плана аудиторской проверки;
  • документальное оформление полученных доказательств в ходе аудита
  • обоснованность аудиторского заключения.

Аудиторская проверка: понятие, цели и правовая характеристика

Аудиторская проверка: понятие, цели и правовая характеристика

Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы хозяйствующих субъектов и государства, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. — Доцент кафедры конституционного права и государственного управления Казахского гуманитарно-юридического университета, кандидат юридических наук С.С. Капсалямова подробнее…

Появление аудиторской проверки связано с переходом к рыночным отношениям и изменением методов регулирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность .

Аудит — (англ. Audit) предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, других финансовых обязательств и требований субъектов экономической деятельности, а также по оказанию других аудиторских услуг .

Аудит — это анализ, изучение, контроль денежного состояния предприятий, организаций, их доходов и расходов, прибыли, а также выработка советов по улучшению финансово — хозяйственной деятельности. Данный анализ выполняют квалифицированные специалисты в области бухгалтерии, финансов, которые называются аудиторами. Иногда руководитель приглашает на фирму аудитора для проверки того, как успешно ведет фирма свое хозяйство, чтобы узнать, что необходимо для улучшения работы. Бывают случаи, когда аудитора направляют государственные органы для ревизии в случае возникновения подозрения, что в своей финансовой деятельности, в бухгалтерском учете фирма нарушает законодательство.

В становлении и развитии аудиторского финансового контроля Республики Казахстан нашёл отражение опыт развитых зарубежных стран, где данная форма контроля широко распространена.

Порядок проведения аудиторского контроля урегулирован Законом РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 г. Согласно данному акту аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые создаются в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью. После приобретения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Численность аудиторов в составе аудиторской фирмы должна составлять не менее трех человек. Руководитель аудиторской фирмы обязан иметь квалификационное свидетельство «аудитор».

Под профессиональными организациями понимаются некоммерческие организации и действующие на основании устава, который принимается на общем собрании их членов. Аккредитация данных организаций подтверждается свидетельством об аккредитации по форме, утвержденной уполномоченным органом. Сама структура и рабочие органы определяются уставами профессиональных организаций. Их учредителями и участниками могут быть только аудиторы и аудиторские организации. Численность данных организаций должна составлять не менее одной пятой от общего количества аудиторов и не менее одной пятой от общего числа аудиторских фирм, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, за три месяца до момента подачи заявления на аккредитацию. Как аудиторы, так и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации.

Отношения аудитора и клиента оформляются договором на проведение аудита. В данном договоре предусматриваются: предмет договора, сроки, размер и условия оплаты, обязанности, права и ответственность сторон, а также членство в профессиональной организации. При проведении обязательного аудита и сопутствующих услуг аудируемого субъекта договор должен соответствовать тем требованиям, которые установлены законодательством Республики Казахстан. По результатам проведенного аудита составляется аудиторский отчет, который должен соответствовать требованиям Закона РК «Об аудиторской деятельности» и стандартам аудита.

Профессиональные услуги аудиторских организаций являются платными, это обеспечивает реализацию основного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, как новая форма организации финансового контроля, только начинает развиваться.

В развитых государствах независимая аудиторская деятельность является ведущей формой внешнего финансового контроля. Данная форма контроля обрела широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединило свыше 4,2 тыс. аудиторских фирм, которые функционируют в 147 странах. При ООН была создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия, произведенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, которые действуют на территории Республики Казахстан — является главной целью аудиторской деятельности.

Экономическими субъектами являются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (ассоциации, союзы, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и т.д.), организации и учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, пенсионные, инвестиционные, общественные и иные фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся аудиторские фирмы и аудиторы, которые работают самостоятельно.

Аудиторские фирмы, как отмечено в законе не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской деятельности. Данное означает, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.

Понятие аудита намного обширнее таких понятий, как ревизия и контроль, так как аудит включает и проверку достоверности финансовых показателей, и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Отличие аудита от ревизии состоит в следующем: а) самостоятельность определения им методов и форм аудиторской проверки на основе требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом; б) независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности, в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.

Аудит представляет собой проверку в целях выражения независимого мнения о составлении финансовой отчетности и прочей информации в соответствии с законодательством РК .

Согласно закона РК «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью подразумевается предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации и предоставлению иных услуг по профилю деятельности:

— сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

— внутренний аудит;

— восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;

— консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;

— составление статистической отчетности организаций;

— анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;

— консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

— обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;

— рекомендации по автоматизации ведения бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, обучение автоматизированному ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

— разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, по оказанию сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

— юридические услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью;

— иные виды деятельности, сопутствующие аудиту финансовой отчетности, осуществляемые в соответствии с рекомендациями Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

Аудиторская деятельность основывается на следующих принципах: а) независимость; б) объективность; в) профессиональная компетентность; г) конфиденциальность; д) честность; е) соблюдение стандартов организаций и Кодекса этики.

Аудит делится на два вида: а) обязательный; б) инициативный.

Обязательному ежегодному аудиту подлежат: а) кредитные организации; б) банки; в) организации, которые осуществляют отдельные виды банковских организаций, и организации, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг; г) накопительные пенсионные фонды, страховые организации, компании по управлению пенсионными активами, инвестиционные фонды; д) предприятия с иностранным участием; е) субъекты естественной монополии; ж) народные акционерные общества.

Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между аудируемым субъектом и аудитором, аудиторской организацией .

Право на осуществлении аудиторской деятельностью обладают те аудиторы и аудиторские организации, которые имеют лицензию на осуществлении аудиторской деятельности.

Аудитор (лат. auditor — ученик, слушатель, последователь) — это лицо, которое проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

Аудитором может называться физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией и получившее свидетельство о присвоении квалификации «аудитор». Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника аудиторской организации. Он может быть участником только одной аудиторской организации.

Компетенция Правительства Республики Казахстан выражена в следующем: а) определение уполномоченного государственного органа, который осуществляет государственное регулирование в области аудиторской деятельности; б) определении организации с участием государства, для которых обязателен аудит, если иное не предусмотрено законодательством.

Уполномоченный орган в сфере аудиторской деятельности:

1) утверждает правила лицензирования аудиторской деятельности;

2) утверждает квалификационные требования к аудиторским фирмам, допускающим к проведению обязательного аудита, если же обязательного аудита финансовых организаций — то по согласованию с уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

3) утверждает процесс аккредитации профессиональных организаций;

4) проводит аккредитацию и ведет реестр профессиональных организаций;

5) осуществляет непосредственно лицензирование аудиторской деятельности и ведение реестра аудиторских организаций;

6) в периодических изданиях публикует сведения о выдаче, приостановлении, лишении и прекращении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности на государственном и русском языках;

7) утверждает Правила формирования и осуществления деятельности Квалификационной комиссии;

8) утверждает процесс проведения аттестации кандидатов в аудиторы;

9) реализовывает проверку деятельности профессиональных организаций;

10) обеспечивает условия для распространения стандартов аудита;

11) устанавливает порядок осуществления проверок профессиональных организаций;

12) в случаях несоблюдения законодательства РК об аудиторской деятельности выносит предупреждение профессиональным организациям;

13) определяет перечень, периодичность и формы представления отчетности профессиональными организациями;

14) взаимодействует как с другими государственными органами, профессиональными организациями, так и иными организациями по вопросам аудиторской деятельности.

Таким образом, в связи с отказом от административно-командных методов управления экономикой повысилась роль таких видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К такому виду финансового контроля и относится аудиторский контроль.

Литература и примечания:

1. Химичева Н.И. — Финансовое право: Учебник — М., 2000.

2. Шестаков А.В. Экономика и право. Энциклопедический словарь. — М., 2000.

3. Республика Казахстан. Закон. Об аудиторской деятельности от 20 ноября 1998 г. № 304 — I.

4. Давыдова Л., Райманов Д., Банковское право РК: Учебное пособие. — Алматы, 2004.

Auditor check: concept, purposes and legal characteristic

Аудиттік тексеріс: түсінігі, мақсаты және құқұқтық мінездемесі

Аудиттің түсінігі ревизия және бақлау дан едәур кеңдеу, үйткені аудит өзінің құрамына қаржы көрсеткіштердін дұрыстығын қосады, және жұмсаудын рацанализациялығы мен шаруашылық қызметін оңтайландыру ұсыныстар өңдейді.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Аудиторская проверка — цели и задачи, организация обязательной и добровольной, этапы проведения и результаты

Руководитель любой организации вне зависимости от формы собственности прекрасно понимает, что необходим контроль производственно-финансовой деятельности. Аудиторская проверка – один из эффективных методов, основной целью которого является определить слабые стороны функционирования предприятия на определенном этапе для последующего принятия определенных управленческих решений.

Что такое аудиторская проверка

Для того чтобы предприятие работало эффективно и приносило прибыль, необходимо постоянно мониторить ситуацию во всех подразделениях и сферах его деятельности. Для этого существуют разного рода ревизии, суть которых заключается в оценке достоверности предоставляемой информации. Проведение контроля-аудита, вне зависимости, является он плановым или инициирован по решению руководства, помогает провести не только анализ, но и принять ряд важных управленческих решений.

В зависимости от деятельности компании ежегодная проверка может быть назначена по ряду причин. Свои характерные особенности присущи для каждой сферы экономической деятельности организации. Так, например, аудит малых предприятий отличается от подобной процедуры в более крупных организациях, поскольку является узкоспециализированным. Аудиторская проверка представителей среднего или крупного бизнеса отличается тем, что процесс является более сложным, поскольку анализируется деятельность с разных сторон методом выборочной проверки.

Независимый аудит организации

Независимая проверка – классический вариант. Она проводится независимыми аудиторами и предназначена для того, чтобы беспристрастного оценить финансовое положение организации и эффективность ее деятельности. Своевременная независимая оценка финансовой и хозяйственной деятельности помогает не только вычислить просчеты, но еще снизить налоговые платежи и финансовые потери. При подведении итогов даются рекомендации по способам устранения ошибок, недочетов, оптимизации работы компании.

Проверка по решению государственных органов

Большое значение уделяется слежению за использованием государственных финансов. Контроль за формированием, распределение и использованием бюджетных денег постоянно находится на контроле. Сутью государственного аудита является проверка предприятий, которые непосредственно связаны с использованием бюджетных средств. Госаудит не сводится только к перепроверке финансовой либо бухгалтерской отчетности, а несет в себе цель объективно оценить работу по использованию выделенных денег.

Внутренний контроль и аудит

Организации могут самостоятельно провести аудит без привлечения сторонних экспертов. Для этого на предприятии создаются специальные службы, которым вменяется такой род деятельности. Как правило, такая необходимость есть у компаний, имеющих распространенную филиальную сеть, поскольку дает руководству возможность оценить скоординированность работы отделений, определить вклад каждого в деятельность организации в целом.

Нормативно-законодательная база

Главным документом, который регламентирует аудиторскую деятельность, дает основные определения, описывает права и обязанности специалистов по проверке, является федеральный закон «Об аудиторской деятельности», принятый в коне 2008 года. Кроме этого, в своей практике аудиторы должны руководствоваться федеральными правилами, в которых приводится информация о правилах проверки и вынесения заключений, описана методика аудита.

Федеральные стандарты унифицируют нормы проверочной деятельности. Они приняты с целью того, чтобы аудиторы по всей стране использовали единые нормы в своей работе («Аналитические процедуры», «Аудиторская выборка» и пр.). Для формирования единых норм по всему миру применяются Международные стандарты, разработкой которых занимается Международная федерация бухгалтеров. Благодаря этой документации устанавливаются права и обязанности аудиторов, их профессиональная этика, обозначаются цели, задачи, а также правила составления заключений.

Основная цель аудиторской проверки – определение актуальных и правдивых показателей деятельности организации для возможности дальнейшей корректировки политики в сфере управления и финансов. Она позволяет выявить нарушения в проводимых бухгалтерией и финансовым отделом расчетах, способствует получению информации о состоянии бухучета и документооборота. В зависимости от вида проводимого аудита выделяют разные задачи, основными же из которых можно назвать:

  • ревизия состояния бухучета (отчетности);
  • выявление законности финансово-хозяйственных операций;
  • исследование эффективности использования трудовых ресурсов;
  • выявление наличия внутрипроизводственных резервов;
  • экспертиза состояния материального и финансового положения организации.

Финансовый аудит

Для подтверждения достоверности предоставленной финансовой информации используется финансовый аудит. Он может проводиться силами самой организации или же с привлечением независимых экспертов. Полученные в процессе результаты используются для анализа деятельности бухгалтерский и финансовых служб компании, планирования деятельности, принятия ряда стратегических решений.

Опытных руководителей аудиторская экспертиза не пугает, а помогает им осознать реальное положение вещей в компании. Часто финаудит проводят перед продажей предприятия или привлечением инвестиций. Кроме этого, рекомендуется проводить такого рода ревизии, если у компании образовались большие долги, имеются проблемы с уплатой налогов и отчислений, перед грядущей государственной или проверкой Роспотребнадзора.

Технологический

Для снижения издержек, повышения конкурентоспособности промышленного предприятия или компании, занимающейся выпуском продукции без серьезных производственных перестроек, применяется технологический аудит, поскольку помогает выявить возможные варианты модернизации и эффективного использования имеющихся производственных мощностей.

В процессе работы аудитора происходит профессиональный анализ и обследование работы не только отдельных узлов или процессов производственного цикла, но и всего предприятия в целом как единой системы. Выявляются слабые места в деятельности компании, дается технико-экономическая оценка и анализируется возможный эффект от внедрения составленных предписаний.

Кадровый аудит организации

Аудиторская проверка персонала проводится, как правило, силами самой организации и преследует основную цель – решить, насколько сотрудники организации соответствуют занимаемой должности, нужно ли провести реорганизацию штата за счет увольнения или дополнительного набора кадров, насколько оптимальным является распределение трудовой силы.

Главной же задачей процедуры является своевременное выявление и устранение проблем, существующих в кадровой политике организации. В процессе обследования аудиторы обращают внимании на соответствие работников занимаемой должности, оценивают полноценность персонала, его взаимозаменяемость и эффективность использования рабочего времени.

Виды аудиторских проверок

На практике выделяют разные виды аудита в зависимости от того, что положено в основу. Принято выделять:

  • финансовым;
  • налоговым;
  • ценовым;
  • хозяйственной деятельности;
  • специальный;
  • управленческий.

Относительно объекта различают:

  • общий;
  • государственный;
  • страховой;
  • биржевой;
  • инвестиционный.

В зависимости от затраченного времени:

  • оперативный;
  • повторяющийся;
  • первоначальный.

В зависимости от пользователей:

  • внутренний;
  • внешний.

Относительно требованиям законодательства:

  • обязательный;
  • добровольный.

Проведение обязательной ревизии осуществляется ежегодно, однако не все организации подпадают под это правило. К таким, например, относятся акционерные общества, банковские и кредитные организации, застройщики, страховщики. Процедура регламентирована государством, а проводится исключительно аудиторскими компаниями, имеющими соответствующее разрешение, причем в некоторых случаях их выбор производится исключительно на тендерной основе. Уклонение от обязательной аудиторской проверки влечет штрафные санкции.

Добровольный

Экспертиза назначается исходя из личной заинтересованности руководства или собственников компании. Добровольный аудит подразумевает не только финансовую проверку предприятия, но и ряд других обследований в зависимости от того, какие цели были поставлены. Необходимость проведения аудита часто связывают со сменой руководства, по требованию кредитных организаций или инвесторов, при реорганизации или продаже предприятия, перед госпроверкой.

Кто имеет право проводить проверку

Согласно российскому законодательству, заниматься аудиторской деятельностью имеют право индивидуальные лица или же специальные фирмы. Однако для этого они должны сдать экзамены и получить после этого аттестат, подтверждающий право на проведение проверок. Как частники, так и организации должны состоять в саморегулирующих организациях аудиторов, коих на сегодняшний день насчитывается по всей России несколько штук.

Требования к индивидуальному аудитору

Для тех, кто решил заниматься аудиторской деятельности в индивидуальном порядке, мало, сдав соответствующий экзамен, получить аттестат. Помимо этого необходимо соблюсти другие требования, без наличия которых быть аудитором будет невозможно:

  • иметь высшее образование по экономике или юриспруденции;
  • проработать в должности главного бухгалтера либо же помощником аудитора не менее трех лет.

Требования к аудиторской компании

Что касается требований, предъявляемых к аудиторским организациям, то основным из них является наличие в штате как минимум трех сотрудников. Кроме этого, положено:

  • руководитель компании должен сам быть аудитором;
  • организация должна быть коммерческой, иметь любую форму собственности за исключением открытого акционерного общества;
  • 51% и более уставного капитала должно принадлежать аудиторам либо компаниям, занимающимся этим родов деятельности.

Этапы аудиторской проверки

Работа аудиторов – это кропотливый процесс, который занимает не один день, состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга этапов, причем каждый из них преследует определенную цель. Принято выделять пять основных:

  • инициация процедуры заинтересованным лицом;
  • подготовка к аудиту;
  • планирование;
  • непосредственное проведение аудита;
  • подведение результатов и оглашение решения.

Инициирование аудита со стороны заказчика

На первоначальном этапе, еще до проведения подготовки к самой процедуре руководство организации выбирает фирму либо частного аудитора. Когда будет определен круг потенциальных исполнителей, компания-заказчик направляет каждому из них письмо-заявку с изложением всех требований. Предварительное согласование условий договора в виде оферты помогает впоследствии не тратить время на согласование определенных пунктов. При поступлении ответа из нескольких источников, компания проводит тендер либо же осуществляет самостоятельный выбор аудитора.

Подготовительный этап

После того как аудитор был выбран, начинается подготовительный этап, в процессе которого определяется объем будущих работ. Определяется время, которое предстоит потратить на проведение работ, какие методики будут задействованы, количество привлеченных специалистов, глубина перепроверки. Весь процесс происходит согласно правилам и стандартам аудита и с соблюдением всех существующих норм.

Планирование аудита

На следующем этапе начинается непосредственная подготовка к проведению самой процедуры. Для этого разрабатывается план, где обязательно прописываются сроки исполнения работ, планируемые объемы. В дополнение к этому составляется программа с указанием что, сколько и в какой последовательности предстоит сделать, ведь для того, чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям ревизии, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Программа оформляется документально, но в процессе она может корректироваться.

Проведение аудиторской проверки

Непосредственный этап работы аудитора включает в себя сбор и анализ данных, которые потребуются для оценки финансовой и бухгалтерской отчетности на достоверность. При первичном аудите надо обратить внимание на учредительные документы организации, чтобы выявить, соответствует ли прописанная там информации той деятельности, которую ведет компания. При повторной работе с клиентами, следует изучить учетные документы, вынести предварительную оценку полноты и правильности составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

При проведении аудита используются различные методы – от общенаучных до собственных:

  • осмотр;
  • обследование;
  • выборочная проверка;
  • инвентаризация;
  • контрольный запуск сырья и материалов в производство;
  • экспертная оценка;
  • опрос;
  • лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;
  • сплошная проверка;
  • анализ объемов выполненных работ.

Аудиторская проверка подразумевает проведение ряда процедур согласно существующим стандартам. К их числу относятся:

  • сбор первичной документации и информации, предоставленной третьими лицами;
  • определение уровня существенности;
  • оценка результатов выборочной проверки;
  • оценка аудиторского риска;
  • определение соответствия финансовых операций действующему бухгалтерскому и налоговому законодательству.

Оформление результатов

Заключительным этапом аудиторской проверки считается составление письменного отчета. Оно представляет собой мнение специалиста о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и доведения этой информации до руководителя организации. Заключение не является исключительной доказательной базой отсутствия или наличия несоответствий данных с реальным положением вещей, поскольку всегда существует риск подлога данных.

Заключение аудитора состоит из двух обособленных документов:

  • аналитической справки;
  • акта итогового заключения.

Сроки проведения аудита

Сроки, которые отводятся на проведение экспертизы, строго индивидуальны. Они зависят как от объема предстоящих работ по аудиту, так и времени ее проведения. Вне зависимости от характера, аудиторская проверка проводится один раз в год. Что касается добровольного аудита, то срок выполнения работ в обязательном порядке прописывается в заключаемом договоре. Он зависит от нескольких моментов:

  • насколько крупной является организация;
  • наличие отделений (филиалов);
  • время функционирования предприятия;
  • объем выборки;
  • качество постановки учета.

При обязательном аудите на анализ отводится не более двух месяцев, но, как показывает практика, аудиторская проверка длится в среднем 1–2 недели.

Виды аудиторских заключений

Как было отмечено, по результатам анализа-проверки оформляется официальный документ, который носит название аудиторского заключения. Оно предназначено как для использования внутри организации, так для изучения его другими заинтересованными лицами. Заключение может быть трех видов:

  • Немодифицированное (положительное заключение). Составляется, если предоставленные данные соответствуют действительности.
  • Модифицированное с оговоркой, когда присутствуют существенные недостатки, которые в общей массе не оказывают достаточного влияния на правдивость предоставленной информации.
  • Отчет с отрицательным мнением. Составляется в случае наличия значительных недостатков, которые влияют на достоверность предоставленных данных.

Аудитор имеет право отказаться давать заключение, если ему не было предоставлена исчерпывающая информация, вследствие которой он смог бы дать адекватную и всеобъемлющую оценку.

Стоимость аудиторских услуг

Для того чтобы получить информацию, сколько стоит аудиторская проверка, необходимо изучить предложения на рынке профессиональных услуг. В Москве, как и других городах, цены зависят от объемов выполняемых работ, финансовых показателей, сроков проведения аудита и прочих условий. Для постоянных клиентов заказать аудиторскую экспертизу будет дешевле, поскольку в итоговую сумму включается скидка, а некоторые консультации вообще могут быть бесплатными.

В ниже приведенной таблице приведена среднестатистическая информация и указана стоимость аудиторской проверки ООО, частных компаний и прочих субъектов хозяйствования:

Наименование

Цена, рублей

Обязательный аудит

от 75 000

Инициативный аудит

от 60 000

Экспресс-аудит

от 60 000