Проверки малого бизнеса

Надзорные каникулы продлены, но с оговорками.

Что произошло?

Президент России подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Документ вступил в силу 5 января 2019 года.

В чём суть документа?

Установлены особенности проведения некоторых видов плановых проверок и частично продлён мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Зачем потребовались такие поправки?

С 2016 по 2018 годы уже действовал запрет на плановые проверки малых предприятий (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Законодатели решили перенести полученный опыт на новый период, в том числе с целью поддержки малого бизнеса и развития экономики. 📌 Реклама Отключить

На какой период продлены «надзорные каникулы»?

«Надзорные каникулы» продлены на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. Однако продление коснётся только тех юрлиц и ИП, которые относятся к категории малого бизнеса и включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что представляет собой Единый реестр субъектов МСП?

«Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» — специализированный сервис, запущенный 1 августа 2016 года, ведением которого занимается ФНС России. Одна из целей создания реестра — освободить организации и ИП, относящиеся к малому и среднему бизнесу от необходимости подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства. 📌 Реклама Отключить

Реестр формируется, в первую очередь, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности. То есть изначально без участия организации или ИП. Если же вашей организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то следует направить заявку на проверку сведений реестра.

Малый бизнес вовсе избавят от проверок?

Нет, в некоторых ситуациях и при некоторых видах деятельности «надзорные каникулы» не действуют. Плановые проверки смогут проводиться в случаях:

— проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определённой категории риска;

— плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;

📌 Реклама Отключить

— плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;

— плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности и др.

Касаются ли «надзорные каникулы» налоговых проверок?

Нет, мораторий действует только в отношении плановых НЕналоговых проверок, то есть не распространяется на налоговые, прокурорские, полицейские, таможенные, валютные, страховые, банковские, в сфере обработки персональных данных, ПОД/ФТ и прочие проверки, проведение которых в принципе не подпадает под действие норм Закона № 294-ФЗ.

Кроме того, следует учитывать, что мораторий никак не касается внеплановых проверок.

Что будет, если проверка пройдёт вопреки мораторию?

Проведение плановой проверки организации из реестра субъектов МСП в нарушение запрета является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечёт недействительность результатов проверки.

Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 N 246-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 19 июля 2011 года N 246-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, СОЗДАННЫХ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 20.04.2015 N 102-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков
  • Статья 3. Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 4. Проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 5. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 6. Работы, необходимые для создания искусственного земельного участка
  • Статья 7. Договор о создании искусственного земельного участка
  • Статья 8. Порядок организации и проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка
  • Статья 9. Особенности подготовки документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка
  • Статья 10. Особенности подготовки проектной документации искусственного земельного участка и (или) проектной документации размещаемого на искусственном земельном участке объекта капитального строительства
  • Статья 11. Особенности выдачи разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка
  • Статья 12. Особенности выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию
  • Статья 13. Право собственности на искусственно созданные земельные участки
  • Статья 14. Целевое назначение, в том числе разрешенное использование искусственного земельного участка
  • Статья 15. Содержание, эксплуатация искусственно созданных земельных участков
  • Статья 16. Заключительные положения
  • Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
  • Статья 18. Утратила силу
  • Статья 19. О внесении изменения в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
  • Статья 20. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
  • Статья 21. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
  • Статья 22. О внесении изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
  • Статья 23. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  • Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Статья 25. О внесении изменений в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
  • Статья 26. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
  • Статья 27. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
  • Статья 28. О внесении изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»
  • Статья 29. О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации
  • Статья 30. Утратила силу
  • Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Открыть полный текст документа

В целях защиты здоровья населения и нераспространения короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон № 98-ФЗ) установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Мораторий не распространяется на проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки, разрешенные к проведению Правительством Российской Федерации.

Ограничения на осуществление внеплановых мероприятий по контролю (в том числе в части согласования с прокурором)установлены постановлением в отношении остальных категорий, хозяйствующих субъектов и определено, что в 2020 году плановым проверкам могут быть подвергнуты лишь те из них, чьи деятельность и (или)используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо 1 классу (категории) опасности, 1 классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношений которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

В силу пункта 5 постановления установленные ограничения контрольно-надзорной деятельности распространяются на все виды, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Закона № 294-ФЗ (в том числе перечисленные в частях 31 и 4 статьи 1, за исключением налогового и валютного контроля). Постановлением также определен порядок завершения назначенных, но не проведенных мероприятий по контролю.

Как защитить свой бизнес при проверках

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – осуществление контроля) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон о защите прав юридических лиц или Закон № 294-ФЗ).

В настоящей статье рассмотрим основные положения Закона № 294-ФЗ, знание которых помогут защитить компанию при осуществлении проверок, обозначим основные права проверяемых лиц и рассмотрим особенности наиболее часто проводимых видов проверок, а также укажем перечень проверок, на проведение которых не распространяются нормы Закона о защите прав юридических лиц.

Проверка юридических лиц должна быть плановой

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее – защита прав юридических лиц) при осуществлении контроля установлены в ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц.

Основным принципом, направленным именно на защиту прав юридических лиц при осуществлении контроля, по нашему мнению, является открытость и доступность для проверяемых лиц следующей информации (при условии, что распространение такой информации не запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ):

  • об организации и проведении проверок;
  • о результатах проведения проверок и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
  • о правах и обязанностях органов государственного контроля их должностных лиц.

С целью реализации данного принципа в Российской Федерации ведётся единый реестр проверок.

Как в 2018-м по-новому будут проходить трудовые проверки

Единый реестр проверок – защита от несанкционированных проверок

Для защиты прав юридических лиц и в целях обеспечения учёта проводимых при осуществлении контроля проверок, а также для фиксации результатов проверок ведётся единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура РФ.

Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»). Указанными правилами определены:

  • требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок;
  • порядок присвоения в автоматическом режиме учётного номера проверки;
  • состав включённой в единый реестр проверок информации о проверке, её результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр;
  • состав включённой в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок её предоставления;
  • состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.

Согласно данным правилам органы контроля принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок, осуществляют внесение информации в единый реестр проверок, несут ответственность за достоверность информации, внесённой в единый реестр проверок. Данные правила также устанавливают сроки внесения необходимой для осуществления проверки информации в единый реестр проверок.

Как видно, благодаря существованию реестра проверок в большинстве случаев юридическое лицо защищено от несанкционированных проверок. Юридическое лицо может подготовиться к проводимой проверке, результаты проверок являются открытыми, в большей степени достоверными.

Виды проверок

Для защиты компании при проведении проверок необходимо не только быть готовым к её проведению, но и знать, какие вообще существуют виды проверок. Особенно выбивают из колеи внеплановые проверки. Разберёмся, в каких случаях возможны внеплановые проверки, с какой периодичностью проводятся плановые проверки.

Проверки представляют собой совокупность проводимых органом контроля в отношении юридического лица, индивидуального предприятия мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные.

1) истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания;

2) поступление в орган государственного контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения;

3) если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами при осуществлении видов государственного контроля параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утверждённым органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;

5) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. За исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, сфере электроэнергетики, сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении данных лиц плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Также Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок в зависимости от отнесения деятельности юридического лица к определённой категории риска.

При проведении проверки должностные лица органа госконтроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включённые в определённый Правительством Российской Федерации перечень.

Срок проведения проверки не должен быть нарушен

При проведении проверок важно особое внимание уделять сроку её проведения. Это позволит не допустить затягивания, волокиты и необоснованных действий со стороны органов контроля.

Срок проведения проверки любого вида не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год и 15 часов – для микропредприятия. В исключительных случаях срок проведения проверки может быть продлён.

Результаты проверки могут быть признаны недействительными В определённых случаях результаты проверок могут быть признаны недействительными. Проверяемым лицам знать такие случаи крайне важно, так как это позволит избежать необоснованных штрафов и других негативных последствий. Результаты проверки, проведённой органом контроля с грубым нарушением установленных Законом о защите прав юридических лиц требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Грубыми нарушениями являются:

— отсутствие оснований проведения плановой проверки;

— привлечение в качестве экспертных организаций (экспертов) к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;

— нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (не позднее чем за три рабочих дня до начала её проведения);

— нарушение сроков уведомления проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

— отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки. Кроме того, необходимо учитывать, что основания проведения внеплановой выездной проверки отсутствуют и в случаях, когда обращения и заявления не позволяют установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, либо обращения и заявления не содержат сведений об указанных фактах;

— отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимой по основаниям, указанными в пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц;

— нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— требование документов, не относящихся к предмету проверки; — превышение установленных сроков проведения проверки;

— непредставление акта проверки; — проверка требований, не относящихся к полномочиям контролирующего органа; требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации; требований, установленных неопубликованными муниципальными правовыми актами;

— проведение плановой проверки, не включённой в ежегодный план проведения плановых проверок;

— участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.

«Дублирующий контроль» недопустим

Законом о защите прав юридических лиц введён запрет на проведение в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Для каких видов контроля положения закона не применяются?

Положения Закона о защите прав юридических лиц не применяются при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля:

— контроля за осуществлением иностранных инвестиций;

— государственного контроля за экономической концентрацией;

— контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

— налогового контроля;

— валютного контроля;

— таможенного контроля;

— государственного портового контроля;

— контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

— контроля на финансовых рынках;

— банковского надзора;

— страхового надзора;

— надзора в национальной платёжной системе;

— государственного контроля за осуществлением клиринговой деятельности;

— государственного контроля за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;

— контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;

— пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

— контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищённости объектов;

— федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

— контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети Интернет, связанной с хранением информации о фактах приёма, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях;

— контроля за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; — государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных;

— государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

— государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

— при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

— прокурорского надзора;

— правосудия и при проведении административного расследования;

— при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Права проверяемых лиц при проведении проверки

При проведении проверки очень важно знать свои права. Должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом № 294-ФЗ;
  • знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
  • представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Вред, причинённый юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счёт средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

Особенности организации отдельных видов проверок

Ч. 4 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований для проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры по отдельным видам государственного контроля (надзора), могут устанавливаться другими федеральными законами.

Актуальные виды проверок, с которыми приходится сталкиваться при осуществлении предпринимательской деятельности

1. Проверки органами федерального государственного пожарного надзора

Федеральный государственный пожарный надзор (далее – ГПН, также ФГПН) – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений организациями и гражданами обязательных требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, осуществляемая органами государственного пожарного надзора.

По общему правилу проверкой является совокупность мероприятий, проводимых органом государственного надзора в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия) требованиям закона. Однако проверки, проводимые в связи с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, регулируются, в первую очередь, специальными нормами Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), а именно: предметом проверки является соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности; в документах о проверке дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, земельного участка или территории, в отношении которых планируются либо проведены мероприятия по контролю.

План проверок составляется с учётом риск-ориентированного подхода: каждому объекту защиты присваивается своя категория риска, от которой зависит периодичность плановых проверок (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, ч. 1 и ч. 4 ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ, п. п. 21, 22 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (Положение № 290)). При этом информация об объектах, отнесённых к категориям высокого и значительного рисков, должна быть размещена на официальном сайте МЧС России и поддерживаться в актуальном состоянии (п. 26 Положения № 290). Внеплановой же является проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

В настоящее время введён мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016–2018 годах, за исключением определённых категорий организаций и предпринимателей (ч. 1 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Мораторий, в частности, не распространяется на плановые проверки государственного пожарного надзора в отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности (п. 1 ч. 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

И плановые, и внеплановые проверки в рамках ГПН являются только выездными (п. 55 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утверждённого Приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, далее – Регламент № 644). Это означает, что проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ч. 1, ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных, длительных исследований, испытаний, экспертиз, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлён, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 50 и 15 часов соответственно (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 26 Регламента № 644). Продление срока проверки оформляется изданием нового распоряжения начальника органа ГПН на основании мотивированных предложений инспектора ГПН, проводившего проверку (п. 26 Регламента № 644). Плановая проверка субъекта малого предпринимательства может быть приостановлена на срок до 10 рабочих дней, если ГПН запросил необходимые документы или информацию у иных ведомств (ч. 2.1, ч. 2.2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 26 Регламента № 644). Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

Каждой проверке присваивается собственный индивидуальный учётный номер, и информация о ней появляется в едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от характера проверки (см. п. п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415).

2. Проверки Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

Полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обладает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Государственный контроль включает в себя одноимённый федеральный государственный контроль (надзор) и региональный контроль в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», далее – Закон № 171-ФЗ).

Целью государственного контроля является обеспечение производства и нахождения в обороте только легальной алкогольной и спиртосодержащей продукции, этилового спирта, исключение из оборота фальсифицированного товара, который может причинить вред в том числе здоровью населения. Эта цель преследуется на всех этапах становления и развития любого направления алкогольного бизнеса. Поэтому, исходя из периода осуществления и предмета, контроль, осуществляемый Росалкогольрегулированием, можно подразделить на предварительный и последующий.

Предварительный контроль состоит в принятии мер по недопущению наделения специальной правоспособностью юридического лица, не соответствующего требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим производство, закупку, хранение и поставки этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. В данном случае речь идёт о предлицензионном контроле, который в обязательном порядке проводится после подачи заявления соискателей о выдаче лицензии и осуществляется в форме документарных и выездных проверок (п. 2 ст. 23.2 Закона № 171-ФЗ, п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

После получения лицензии каждый лицензиат подвергается последующему контролю, в ходе которого проверяется не только статусное соответствие субъекта, но и законность хозяйственной деятельности, которую он осуществляет. При этом последующий контроль Росалкогольрегулирования может выражаться как в форме текущего сопровождения оборота продукции, так и в форме целевых проверок субъектов предпринимательства (п. 6 ст. 23.2 Закона № 171-ФЗ).

3. Миграционные проверки МВД России

Осуществляет миграционный контроль МВД России (п. 33 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», далее – Закон о полиции; п. 2 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 № 1162, далее – Положение № 1162).

В проверках законности трудовой деятельности иностранных работников на территории РФ принимает участие Роструд.

Миграционный контроль осуществляется в форме проверок (п. 5 Положения № 1162). Эти проверки проводятся в соответствии с нормами Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Закона № 294-ФЗ. Процедура проверки установлена Административным регламентом по исполнению ФМС России, её территориальными органами и органами внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и трудовой деятельностью иностранных работников, принятым совместным Приказом ФМС России и МВД России от 31.07.2015 № 367/807 (далее – Регламент). С 18 марта 2017 года в данной сфере надзора введён риск-ориентированный подход (п. 5 Перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, п. 2 Положения № 1162), то есть периодичность плановых проверок должна зависеть от присвоенной организации или ИП категории риска (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, п. 12 Положения № 1162).

МВД проводит проверки двух разновидностей: проверки конкретных объектов (мест, адресов, по которым живут или работают мигранты) и проверки конкретных лиц (включая юридических лиц и предпринимателей). Проверки второго типа проходят по правилам Закона № 294-ФЗ и предполагают определённые гарантии: уведомление о проверке, согласование с прокуратурой и т. п. Проверки первого типа под действие Закона № 294-ФЗ не подпадают и, соответственно, не предполагают уведомления о проверке и характеризуются внезапностью.

Таким образом, как видно из приведённой информации, процедура проведения проверок довольно сложна и переплетается (пересекается) со множеством подзаконных актов, приказов, распоряжений. При этом тенденция законодателя упростить процедуру проверок, сделать её наиболее прозрачной и понятной видна и обоснована. Знание своих прав, знание процедуры проведения проверок помогут минимизировать риски привлечения к ответственности, помогут выявить и предотвратить возможные незаконные действия контролирующих органов.

Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса

Итоги первого моратория

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена. В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада. По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).