Функциональные обязанности педагога — психолога
Главная / Документация психолога / Функциональные обязанности
1. Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использо-вания достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся.
2. Выступает в роли участника воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком.
3. Проводит психопрофилактическую и диагностическую работу:
1) по запросам педагогов, администрации школы, родителей учащихся изучает интеллектуальные, личностные, межличностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы, склонности;
2) участвует в приёме детей в 1-ые классы школы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению;
3) проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю;
4) использует наиболее эффективные диагностические методы для установления причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, причин нарушений межличностных отношений школьников со сверстниками с целью своевременного оказания психологической помощи и поддержки;
5) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направляемых на ПМПК.
4. Совместно с педагогами разрабатывает программу индивидуальной ра-боты с учащимися для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе и при обуче-нии на новом школьном этапе.
5. Проводит необходимую психокоррекционную работу.
6. Прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих способностей учащихся.
7. Проводит индивидуальные и групповые консультации учащихся по во-просам обучения, культуры умственного труда, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
8. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания детей.
9. По запросам народных судов, милиции, органов опеки и попечительст-ва, комиссии по делам несовершеннолетних проводит психологиче-скую экспертизу психического состояния ребёнка и условий семейного воспитания.
10. Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений. Подготавливает необходимую информацию для педагогического сове-та и педагогического консилиума для разрешения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся.
11. Проводит психологическую работу с учителями (семинары, тренинги, методические учёбы).
12. Работает в тесном контакте с классными руководителями, социальным педагогом, логопедом, администрацией школы.
13. Пропагандирует психолого-педагогические знания среди родителей учащихся (общешкольные и классные родительские собрания).
14. Несёт ответственность за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета, обеспечивает правильное его использование.
15. Осуществляет учёт результатов психолго-педагогической работы в строгом соответствии с формами, установленными научно-методическими центрами школьной психологической службы.
Должностная инструкция педагога-психолога
Главная / Документация психолога / Должностная инструкция
УТВЕРЖДАЮ | Директор школы |
______________ | |
(подпись) | |
01.09.2010 | |
Средняя общеобразовательная школа № ___ |
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
01. 09. 2010.
_______________
(место принятия)
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ
1. Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики должности педагога-психолога, утверждённой приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. № 46). При составлении инструкции учтены также примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утверждённой приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995г. № 92.
1.2 Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3 Педагог-психолог должен иметь среднее (высшее) психологическое или среднее (высшее) педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология».
1.4 Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору школы, курирует работу педагога-психолога заместитель директора по воспитательной работе.
1.5 Педагог-психолог в своей работе сотрудничает с администрацией, учителями, классными руководителями, социальными педагогами школы, со специалистами ПМПК.
1.6 В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и Законами РФ, нормативными актами, указами Президента РФ, решениями правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.
Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
2. Функции.
Основными направлениями работы педагога-психолога являются:
2.1. защита прав и свобод учащихся;
2.2. психолог-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
2.3. консультативная помощь всем участникам УВП;
2.4. диагностика учащихся.
3. Должностные обязанности.
педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе;
3.2. содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка;
3.3. способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
3.4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи ( психокоррекционной, реабилитационной, консультативной);
3.5. оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
3.6. проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения, составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
3.7. ведёт документацию по установленной форме и использует её по назначению;
3.8. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
3.9. осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых учащихся, содействует их поиску и развитию;
3.10. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
3.11. формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания;
3.12. консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетенции обучающихся. Педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);
3.13. в своей работе педагог-психолог использует знание:
— общей психологии, педагогической психологии и общей педагогики, психологии личности и дифференциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психологии, медицинской психологии, детской нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики;
— основ дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
— методов активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современных методов индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка;
— Декларации прав и свобод человека, Конвенции о правах ребёнка, нормативных документов, регулирующих вопросы здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты.
4. Права.
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. приглашать родителей и учащихся на индивидуальные беседы, участвовать в советах профилактики;
4.2. в случае необходимости рекомендовать родителям обследовать ребёнка на ПМПК;
4.3. давать консультации преподавателям, классным руководителям и родителям (лицам, их заменяющим) по психолого-педагогическому сопровождению учащихся.
5. Ответственность.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неисполнение пре-доставленных прав, педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, педагог-психолог может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил сопровождения учебно-воспитательного процесса педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Педагог-психолог школы:
6.1. работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36 часовой недели и утверждённому директором школы;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый месяц. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. предоставляет заместителю директора по воспитательной работе отчёт о своей деятельности по окончании учебного года;
6.4. получает от директора школы или заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится с соответствующими документами;
6.5. систематически сотрудничает и обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
С инструкцией ознакомлен (а): подпись в журнале инструктажа.