Какие документы организации необходимо получить от контрагентов для подтверждения расходов в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, при приобретении материальных ценностей, оплате услуг?
26 декабря 2011
Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами:
— оформленными в соответствии с законодательством РФ;
— косвенно подтверждающими произведенные расходы (приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Специалисты финансового ведомства, учитывая в том числе и положения п. 1 ст. 11 НК РФ, неоднократно обращали внимание на то, что при реализации положений п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщики прежде всего должны руководствоваться требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) (письма Минфина России от 02.06.2011 N 03-11-06/2/89, от 24.04.2007 N 07-05-06/106).
А при осуществлении наличных расчетов, во избежание последующих разногласий с налоговыми органами, для признания расходов желательно иметь в наличии кассовые чеки (бланки строгой отчетности), если требование о применении контрольно-кассовой техники (бланков строгой отчетности) в конкретной ситуации предусмотрено положениями действующего законодательства (смотрите, например, письмо Минфина России от 21.02.2008 N 03-11-05/40).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Следовательно, обязательным условием признания расходов в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, является наличие у налогоплательщика соответствующих банковских документов (выписок, платежных поручений и т.п.).
Согласно п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в таких альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Накладные
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется документами, предусмотренными условиями поставки товаров (договором) и правилами перевозки грузов. К таким документам прежде всего относится товарная накладная по форме N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
Кроме того, в случае доставки товаров автомобильным транспортом может оформляться товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (письмо ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660). Наряду с товарно-транспортной накладной применяется форма транспортной накладной, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
Акты
Действующим законодательством не установлено требования об обязательном подписании сторонами договора возмездного оказания услуг акта приемки-передачи, подтверждающего факт оказания услуг (постановления ФАС Московского округа от 11.10.2007 N КА-А41/10338-07, Поволжского округа от 25.01.2007 N А57-17845\05).
Следовательно, отсутствие акта само по себе не является безусловным основанием для вывода о том, что предусмотренные договором услуги фактически не оказывались (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2007 N Ф08-7879/07 и от 16.06.2005 N Ф08-2393/05).
Достаточным подтверждением факта оказанных услуг может являться договор и документы об оплате, а также документы, косвенно подтверждающие оказание услуг.
В то же время законодательство не исключает возможности оформления отношений по приему результата оказанных услуг двусторонним актом приема-передачи, поэтому такой документ может являться подтверждением факта оказания исполнителем услуг и принятия их заказчиком (письмо Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.03.2004 N Ф08-730/04, ФАС Центрального округа от 18.01.2007 N А62-2318/2006).
Счета
Оформление такого документа, как счет, действующими нормативными документами не предусмотрено. В связи с этим счет на оплату товара не относится к документам, для которых предусмотрена унифицированная форма, и не носит характер первичного документа. Однако оформление данного документа входит в обычаи делового оборота в нашей стране. Как правило, указанный документ оформляется на собственном бланке с указанием реквизитов поставщика (подрядчика), а покупатель (заказчик) на основании счета производит оплату.
В соответствии со ст. 435 ГК РФ счет, содержащий все существенные условия договора, признается офертой, если этот счет является адресованным конкретному лицу предложением, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято (акцептовано) предложение.
По общему правилу договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (ст. 433 ГК РФ),
Пунктом 3 ст. 438 ГК РФ установлено, что если лицо, получившее оферту, совершает в срок, установленный для ее акцепта, действия по выполнению условий договора, указанных в этой оферте (например, оплачивает услуги и т.п.), то такие действия считаются акцептом, если иное не предусмотрено правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438 ГК РФ). При этом согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в вышеуказанном порядке, установленном п. 3 ст. 438 ГК РФ.
Так, например, договор может рассматриваться как заключенный с момента оплаты услуги по счету, являющемуся офертой продавца. При этом такой счет необходимо признать именно письменным предложением заключить договор. Заключенный таким образом договор является одновременно и основанием произведенной оплаты.
Договоры
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора и в приемлемой законодательством для определенного случая форме на основании п. 1 ст. 158 ГК РФ (письменной — простой или нотариальной, а также в устной).
Статьей 162 ГК РФ установлены последствия несоблюдения простой письменной формы сделки. Так, в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания.
При этом стороны не лишаются права приводить письменные и другие доказательства.
В случае отсутствия письменной формы договора, сторона может подтвердить наличие договорных отношений доказательствами, которые указывают на наличие договорных отношений. Таким доказательством может являться, в частности, наличие соответствующих накладных, счетов-фактур, счетов на оплату товара (работ, услуг), актов оказания услуг (выполненных работ), отчетов исполнителей.
Как видим, во избежание последующих разногласий с налоговыми органами в ряде случаев налогоплательщикам желательно иметь в наличии договоры, составленные в письменной форме в виде единого документа. Данное утверждение особенно актуально при оплате услуг, оказываемых организации.
Счета-фактуры
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ подлежат включению в состав расходов суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком.
Из содержания отдельных писем уполномоченных органов недвусмысленно следует, что расходы в виде НДС могут быть признаны на основании документов, подтверждающих фактическую уплату этого налога, а также счетов-фактур (при условии соблюдения правил по их заполнению) (письма Минфина России от 24.09.2008 N 03-11-04/2/147, УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 18-11/3/56398@).
В то же время судебные органы указывают на то, что налогоплательщики, применяющие УСН, вправе подтверждать расходы в виде «входного» НДС, уплаченного поставщикам, не только счетами-фактурами, но и прочими документами (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2005 N А31-9074/20, Северо-Западного округа от 17.10.2006 N А42-12002/2005, ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 N А52-235/2007).
Учитывая вышеизложенное, несложно сделать вывод: наличие у Вашей организации надлежаще оформленных контрагентами счетов-фактур позволит полностью исключить возможность возникновения разногласий с налоговыми органами.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Открытый и закрытый перечни
Открытый перечень — перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого предусмотрено.
Закрытый перечень — перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого не предусмотрено.
Разъяснение
Термины «открытый перечень» и «закрытый перечень» часто используются юристами.
Пример
Статья 264 налогового кодекса России определяет перечень прочих расходов, которые указаны в 48 подпунктах пункта 1. При этом последний, 49 подпункт включает: «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией».
То есть перечень прочих расходов открытый.
Закрытый перечень — перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого не предусмотрено.
Пример
Статья 258 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет перечень амортизационных групп, В перечне указано 10 амортизиционных групп и его расширение не предусмотрено.
Пример
Статья 346.16 НК РФ определяет расходы для применения упрощенной системы налогообложения. В этой статье указан закрытый перечень таких расходов. На основании этого, контролирующие органы делают вывод, что любые расходы не указанные в этом перечне расходами для УСН не признаются. Так, например, Минфин считает, что расходы на управление не признаются при УСН (Письмо Минфина России от 13.02.2013 N 03-11-06/2/3694).
Примеры из судебной практики
Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 677-О:
«По утверждению заявителя, пункт 1 части второй и часть третья статьи 413 УПК Российской Федерации определяют вновь открывшиеся обстоятельства лишь как неизвестные суду на момент вступления приговора или иного судебного решения в силу, устанавливая при этом их закрытый перечень, и не позволяют относить к числу таковых иные обстоятельства, в частности являющиеся основаниями для изменения или отмены судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядках.»
Решение Суда по интеллектуальным правам от 26.02.2015 по делу N СИП-1053/2014:
«По мнению заявителей, приведенный в статье 13.1 Закона N 231-ФЗ перечень лиц, имеющих право на признание на территории Российской Федерации действия патента Украины, не является закрытым, в названной статье не указано, что к таким лицам могут относиться только те граждане Российской Федерации, которые получили гражданство на основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон N 6-ФКЗ).»
Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 631-О:
«Статья 16.7 КоАП Российской Федерации устанавливает административную ответственность за представление недействительных документов при совершении таможенных операций. Открытый перечень лиц, которые могут привлекаться к административной ответственности за совершение данного правонарушения, обусловлен различными формами договорных отношений между физическими и юридическими лицами, возникающими в связи с перемещением товаров через таможенную границу.»
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.04.2015 N С01-334/2015 по делу N А68-2881/2014:
«В статье 14 Закона о защите конкуренции приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.»