Разработка стандарта предприятия

Содержание

Об утверждении Правил разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организаций

Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 28.12.2012 № 495 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» ПРИКАЗЫВАЮ :

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организаций (далее — Правила).

2. Комитету по техническому регулированию и метрологии обеспечить направление Правил в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра Баталова А.Б.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

Утверждены приказом
Министра индустрии и торговли
Республики Казахстан
от 2 сентября 2007 года N 256

Правила
разработки, утверждения, учета, изменения, отмены,
регистрации, обозначения, издания стандартов организаций

Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 23 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании». Положения настоящих Правил распространяются на государственные органы, физические и юридические лица независимо от форм собственности, разрабатывающие и применяющие стандарты организаций.

1. Общие положения

1. Стандарт организации разрабатывается на продукцию, ее составные элементы, процессы, услуги, в том числе, являющиеся результатами фундаментальных или прикладных исследований и разработок.

2. Разработка и применение стандартов организаций должны обеспечивать выполнение требований технических регламентов и способствовать повышению конкурентоспособности продукции и услуг, рациональному использованию ресурсов и совершенствованию организации и управления производством, внедрению международных, региональных, национальных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 38 (порядок введения в действие см. п. 4).

3. Стандарт организации распространяется только с разрешения организации-держателя его подлинника. Держателями подлинников стандартов являются организации их утвердившие или по согласованию с ними другие организации.
Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 38 (порядок введения в действие см. п. 4).

4. При разработке стандарта организации применяются международные, региональные, национальные и другие стандарты иностранных государств и организаций.

5. Нормы и требования разрабатываемых стандартов организаций по показателям безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, защиты от обмана потребителей и обеспечения национальной безопасности не должны противоречить требованиям технических регламентов и гармонизированных с ними государственных стандартов.

6. При отсутствии в Республике Казахстан необходимых технических регламентов, принятых правил и стандартов (государственных, межгосударственных), устанавливающих процедуры подтверждения соответствия, стандарт организации на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, должен содержать требования, по которым осуществляется подтверждение соответствия, правила маркировки и упаковки продукции.

7. Стандарт организации, применяемый при поставках продукции или оказании услуг, подлежит обязательному соблюдению в объеме требований заключенных договоров-контрактов.
7-1. В стандартах организаций устанавливаются требования к одному или нескольким конкретным видам продукции, обладающим общими признаками, единством конструкции при различных параметрах и (или) размерах.
Сноска. Правила дополнены пунктом 7-1 в соответствии с приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 38 (порядок введения в действие см. п. 4).

2. Порядок разработки, утверждения и обозначения
стандартов организаций

8. Стандарт организации может быть разработан юридическим или физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан.

9. Проект стандарта организации, содержащий нормы безопасности, в зависимости от объекта стандартизации подлежит согласованию с государственным (государственными) органом (органами), в компетенцию которого входит нормирование и надзор за безопасностью объекта стандартизации, если на момент разработки в государстве отсутствуют соответствующие технические регламенты.

10. Замечания и предложения по проекту стандарта организации, представленные согласующими организациями оформляются в письменном виде и должны быть конкретными и обоснованными.

11. Стандарт организации, в котором имеются ссылки на технические регламенты и документы, устанавливающие нормы безопасности, действующие на территории Республики Казахстан, в том числе включенные в указатели соответствующих уполномоченных государственных надзорных органов, дополнительному согласованию с ними не подлежит.
11-1. В целях информирования заинтересованных лиц о разрабатываемом стандарте организация-разработчик, потенциальный держатель его подлинника, размещает информацию о нем на Интернет-ресурсах и в печатных изданиях.
Сноска. Правила дополнены пунктом 11-1 в соответствии с приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 38 (порядок введения в действие см. п. 4).
11-2. Если на момент разработки стандартов организаций в Республике Казахстан отсутствуют технические регламенты, государственные и (или) межгосударственные стандарты, устанавливающие термины и определения, порядок приемки, контроля, транспортирования и хранения, а также требования к классификации продукции, то указанные требования включаются в разрабатываемый стандарт организации.
Сноска. Правила дополнены пунктом 11-2 в соответствии с приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 38 (порядок введения в действие см. п. 4).

12. Стандарт организации утверждает первый руководитель организации-держателя подлинника стандарта либо лицо, исполняющее его обязанности.

13. Дата введения стандарта организации в действие устанавливается с учетом реализации необходимых мероприятий, обеспечивающих внедрение стандарта.

14. Каждому стандарту организации утверждающей организацией присваивается обозначение состоящее из:
1) аббревиатуры «СТ»;
2) сокращенного наименования организационно-правовой формы утверждающей организации, присвоенный при регистрации юридического лица;
3) исключен приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 38 (порядок введения в действие см. п. 4).
4) условного цифрового обозначения системы (организационно-методического, общетехнического), если стандарт разработан на объекты, отнесенные к любой из межотраслевых систем стандартов, действующих в республике;
5) порядкового номера, состоящего от двух до шести цифр, в зависимости и от количества разрабатываемых и утверждаемых стандартов;
6) года утверждения.
Допускается для организаций, имеющих устойчивую сокращенную аббревиатуру в обозначении стандарта указывать: устойчивую сокращенную аббревиатуру и условное обозначение вышестоящего министерства (ведомства).
Сноска. Пункт 14 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 38 (порядок введения в действие см. п. 4).
14-1. Стандарты, содержащие требования к методам контроля (испытаний) и методикам выполнения измерений, не стандартизованным на государственном и межгосударственном уровне, подлежат метрологической экспертизе в порядке, установленном законодательством об обеспечении единства измерений Республики Казахстан.
Сноска. Правила дополнены пунктом 14-1 в соответствии с приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 38 (порядок введения в действие см. п. 4).

3. Учет и регистрация стандартов организаций

15. Стандарт организации, содержащий нормы и показатели безопасности, подлежит учету и регистрации в реестре Государственной системы технического регулирования Республики Казахстан.
Стандарт, разработанный на объекты (продукция, процессы, услуги), применяемые внутри организации (в том числе на составные части продукции, терминологию, систему приемки и контроля, технологическую оснастку, инструмент, а также управление деятельностью в организации в рамках системы менеджмента, разработки и постановки на производство и другие), учету и регистрации не подлежит.

16. Учет и регистрацию стандарта организации проводят территориальные подразделения уполномоченного органа по техническому регулированию.
На регистрацию стандарт организации представляется с каталожным листом, содержащим основные сведения о продукции.
Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными приказами Министра индустрии и новых технологий РК от 24.03.2009 N 82; от 23.04.2010 № 38(порядок введения в действие см. п. 4).

17. Стандарт организации, подлежащий учету и регистрации, должен быть выполнен на государственном и русском языках.
На регистрацию представляются:
4 экземпляра стандарта организации;
3 экземпляра каталожного листа.
Стандарт организации рассматривается в течение 30 календарных дней. В случае положительного решения проводится регистрация в срок не более 2 рабочих дней. При отрицательном решении направляется на доработку.
Представляемый стандарт организации пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется печатью.
После проведения регистрации стандарту организации присваивается регистрационной номер.
После проведения регистрации один экземпляр стандарта и каталожного листа остаются в организации, проводившей регистрацию, в качестве арбитражных, второй экземпляр стандарта и каталожного листа передается в подведомственное предприятие уполномоченного органа по техническому регулированию для формирования каталога «Продукция Республики Казахстан» на электронном и бумажном носителях, остальные передаются держателю подлинника.
Сноска. Пункт 17 с изменениями, внесенными приказами Министра индустрии и новых технологий РК от 23.04.2010 № 38 (порядок введения в действие см. п. 4); от 29.04.2011 № 123 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

18. Стандарт организации регистрируется на срок не более 5 лет.
Стандарты организации, содержащие нормы и показатели безопасности не прошедшие учет и регистрацию применению не подлежат. Стандарты организации вводятся в действие не ранее даты их регистрации, с учетом готовности предприятия.

4. Изменения, отмена и издания стандартов организаций

19. Внесение изменений стандарта организации осуществляется на основе проведения проверки стандарта или предложений от заинтересованных физических и (или) юридических лиц.
Изменение стандарта организации осуществляют при обновлении технологии производства, изменении законодательства, требований взаимосвязанных технических регламентов, гармонизированных стандартов и стандартов, на которые в стандарте организации приведены ссылки или при введении в него новых, более прогрессивных требований и гармонизации с международными стандартами, которые не влекут за собой нарушение требований взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.
Внесение изменений в стандарт организации включает продление, ограничение или снятие ограничения срока действия стандарта, а также восстановление. Восстановление срока действия стандарта осуществляется, не позднее чем через полгода после его окончания.

20. Изменения могут быть подготовлены организацией, не являющейся разработчиком стандарта, но при обязательном согласовании с ней.

21. Проект изменения к стандарту организации допускается не согласовывать с организациями, согласовавшими стандарт, если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

22. Утвержденные изменения подлежат учету и регистрации в порядке, установленном для стандартов.
При регистрации каждому изменению стандарта организации присваивают порядковый регистрационный номер, присвоенный стандарту, с указанием через дробь номера изменения и устанавливают дату введения его в действие, но не ранее даты его учета и регистрации.

23. Отмену стандарта организации осуществляют при прекращении выпуска продукции, оказания услуг, производившейся по данному стандарту, введении или изменении технических регламентов или международных стандартов на этот объект.

24. Информация по стандартам организаций, прошедшим учет и регистрацию, публикуется в годовых и ежемесячных информационных указателях нормативных документов, действующих в Республике Казахстан.

25. Издание стандартов осуществляется организацией их утвердившей или, по согласованию с ней, другой организацией.

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.4-2004
Группа Т50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
Общие положения
Standardization in the Russian Federation. Standards of organizations. General

ОКС 01.120

Дата введения 2005-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации» (ФГУП «ВНИИстандарт»)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст

4 В настоящем стандарте реализованы положения статей 11-23, 17 Федерального закона «О техническом регулировании»

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.4-93
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статье 17 Федерального закона «О техническом регулировании» .

2 Нормативные ссылки

* Документ не приводится, здесь и далее по тексту. За дополнительной информацией обратитесь по . — Примечание изготовителя базы данных.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.

3.2 менеджмент: По ГОСТ Р ИСО 9000 (статья 3.2.6).

3.3 организация: Юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеющее самостоятельный баланс или смету и зарегистрированное в установленном порядке.
Примечание — Ниже в рамке приведено определение термина «организация», также применяемое на практике.

Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Примеры: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.
Примечания
1 Распределение объектов обычно бывает упорядоченным.
2 Организация может быть государственной или частной.

4 Разработка и применение стандартов организации. Общие положения

4.1 Стандарты организаций, в том числе коммерческих , общественных , научных организаций , саморегулируемых организаций , объединений юридических лиц (далее — организаций), разрабатываются этими организациями в случаях и на условиях, указанных в статье 17 Федерального закона «О техническом регулировании».

4.2 Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть:
— составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;
— процессы организации и управления производством;
— процессы менеджмента;
— технологическая оснастка и инструмент;
— технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;
— методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;
— услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;
— номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;
— процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

4.3 Стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований химических* регламентов и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

4.4 Стандарты организации могут разрабатываться на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний, в том числе на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов.

4.5 Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.

4.6 В стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.

4.7 Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.

4.8 Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.

4.9 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 Федерального закона «О техническом регулировании».
Организациями также самостоятельно устанавливается порядок тиражирования, распространения, хранения и уничтожения утвержденных ими стандартов.

4.10 При установлении процедур разработки и утверждения стандартов организации целесообразно предусмотреть:
— создание условий для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации, а при разработке стандартов на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги — представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;
— при разработке стандарта организации на продукцию, которая может поставляться для федеральных государственных нужд, — согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком, утвержденным в порядке, установленном федеральным законом .

4.11 Стандарты организации целесообразно разрабатывать на основе программ (планов) стандартизации организации и предложений ее структурных подразделений. Техническое задание на разработку стандарта утверждается руководством организации.

4.12 Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5.

4.13 Стандарты организации утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта в установленном в организации порядке. В случае утверждения стандарта организации приказом дату введения стандарта в действие устанавливают в приказе. При утверждении стандарта организации личной подписью руководителя (заместителя руководителя) организации дату введения стандарта в действие приводят на его первой странице.
При утверждении стандарта, при необходимости, утверждают также организационно-технические мероприятия по подготовке к применению стандарта.
Согласование проекта стандарта организации с заинтересованными лицами перед его утверждением осуществляют в порядке, установленном организацией, утверждающей стандарт.

4.14 Стандарты организации утверждают, как правило, без ограничения срока действия.
По решению организации, утверждающей стандарт, срок действия стандарта организации может быть ограничен.

4.15 Перед утверждением стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги проводят их экспертизу (в том числе экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно-техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).
Экспертизы проекта стандарта могут проводиться силами организации, разработавшей проект стандарта, при наличии в ней квалифицированных специалистов и/или экспертов. При необходимости проект стандарта может быть направлен организацией-разработчиком в специализированные организации для проведения экспертиз:
метрологической (по ГОСТ Р 1.11);
терминологической;
научно-технической;
правовой;
патентной;
на соответствие национальным стандартам.
Организация, разработавшая проект стандарта организации, может представлять его для экспертизы в соответствующий технический комитет по стандартизации (ТК).
ТК организует проведение экспертизы проекта стандарта организации и на основании ее результатов направляет заключение по проекту стандарта организации, представившей его.

4.16 В состав обозначения утвержденного стандарта организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, на работы, выполняемые на стороне, или оказываемые ею на стороне услуги следует включать аббревиатуру слов «стандарт организации» (СТО), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007, позволяющий идентифицировать организацию-разработчика стандарта; регистрационный номер, присваиваемый организацией, разработавшей и утвердившей стандарт, и год утверждения стандарта.
Классификационный код стандарта организации (ОКС) устанавливают по Общероссийскому классификатору стандартов ОК (МК(ИСО/ИНФКО МКС)001-96)001, классификационный код продукции (ОКП) или услуги (ОКУН), на которую распространяется стандарт организации, — по общероссийским классификаторам ОК 005 или ОК 002 соответственно и приводят на последней странице стандарта организации (см. ГОСТ Р 1.5, приложение Б).
Пример — Классификационные коды стандарта организации «Оповещатели пожарные световые. Технические условия» и продукции, на которую он распространяется:

«ОКС 13.320 ОКП 43 7135».

4.17 Требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие.
Требования стандартов организаций к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями в случае, если эти стандарты указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг или в договоре (контракте).

4.18 Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.

4.19 Организация, разработавшая и утвердившая стандарт организации на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, может при необходимости готовить предложения о разработке национального стандарта на основе этого стандарта.
Порядок представления и оформление предложений осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2.

Библиография

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ

Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Федеральный закон «Об общественных организациях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ

Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ

УДК 006.05:006.354

ОКС 01.120

Т50

Ключевые слова: стандарты организаций, национальные стандарты, разработка, согласование, утверждение, применение

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018

Зачем нужен стандарт организации (корпоративные стандарты)?

Что такое стандарт организации?

Слово стандарт – в переводе с английского означает «образец».

Стандарт – нормативный документ, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (организацией)

Стандарт организации – это документ, устанавливающий комплекс требований и правил, принятых и утвержденных предприятием. Это фактически корпоративный кодекс. Наличие такого корпоративного «кодекса» необходимо для нормальной жизнедеятельности любого предприятия. Это — основа, «правила игры».

Стандарт организации – стандарт, утвержденный организацией.

На основе нашей многолетней работы (более десяти лет) с различными бизнесами по стандартизации деятельности организаций мы накопили большой опыт. Нами разработаны более двух сот стандартов организаций для различных отраслей. Вот некоторые из них: СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ….

Также вы можете скачать пример стандарта организации по этой ссылке ….

Многие руководители организаций до сих пор не знают, что разработка стандартов организации необходима для бизнеса в в рамках реализации Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ!

В статье 11 ФЗ «О техническом регулировании» говорится о целях стандартизации:

«Целями стандартизации являются: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов…»

Что дает бизнесу разработка и внедрение стандартов организации?

Перечислим лишь несколько преимуществ:

  1. Закрепление процедуры (порядка) выполнения тех или иных работ, процессов.
  2. Четкое описание требований для персонала по выполнению их функций
  3. Распределение ответственности среди участников той или иной деятельности

( процессов), т. е. кто, что делает и кому передает результаты своего труда.

  1. Определение показателей результативной (качественной) работы персонала организации, задействованного в выполнении работ (оказании услуги).
  2. Закрепление наработанного опыта в той или деятельности Вашей компании.

Разработка и применение стандартов организации (СТО) позволит организовать четкий контроль за исполнением требований, так как эти требования описаны и разъяснены персоналу организации, а также выстроить систему оценки и оплату труда на основе выполнения установленным требований.

Смотрите по этой ссылке Пример стандарта организации

Применение в Вашей компании стандартов организации значительно повысит производительность труда и качество производства или оказания услуги и, конечно же, конкурентоспособность Вашего бизнеса.

Пока Ваш бизнес не регламентирован, т.е. отсутствуют стандарты организации, все будет держаться на «светлых» головах в вашей организации и, особенно, на Вашей голове. Вам невозможно будет разгрузить свою голову и делегировать полномочия.

Это очень опасная ситуация для бизнеса, так как «светлые» головы могут уходить и уносить наработанный уникальный опыт. И тогда возникают ситуации провала и порой приходится начинать все сначала. Теряется время и соответственно прибыль организации.

Такой бизнес, как правило, держится на личных отношениях, так как нет формализации отношений. И Вы сталкиваетесь в своем бизнесе со всеми проблемами личных отношений: непонимание, конфликты, безответственность и.т.п.

И совсем уж становится трудно, когда бизнес начинает расти, так как по мере роста начинает возрастать неразбериха и хаос личных отношений, когда многое держиться лишь на словах, а слово, как говорится, «к делу не пришьешь».

Стандарты организации Вы можете разрабатывать самостоятельно, в статье «Как разработать стандарт организации» мы даем подробный алгоритм разработки такого стандарта.

Также Вы можете воспользоваться уже готовыми решениями, разработанными в результате многолетнего опыта и сэкономить время, подстраховаться от возможных ошибок, получить профессионально разработанный стандарт.

Консалтинговое агентство «Менеджмент Консалт» на основе опыта работы со многими предприятиями в различных областях разработало стандарты организаций для медицинских центров и клиник:

— стандарты организации для медицинского центра/клиники,

Закажите выдержки из стандартов бесплатно!

В форме заявки напишите «Выдержки из стандартов»

Сделать заявку

Для того, чтобы познакомиться с содержанием разработанных стандартов и получить бесплатную консультацию по скайпу в течение 1,5. часа сделайте заявку на нашем сайте!

Разработка внутренних стандартов

Практика работы предприятий показала необходимость разработки определенных документов (по аналогии с международными стандартами они получили название «внутренних» или «внутрифирменных» стандартов), которые имеют методический и технологический характер, определяют требования относительно процедур и конкретных действий.

Подчеркивается, что наличие системы внутренних (внутрифирменных) стандартов и ее методологического сопровождения — необходимый показатель профессионализма деятельности организации. Понятие «внутренний (внутрифирменный) стандарт предприятия» включает в себя создание документов, детализирующих и регламентирующих единые требования к оформлению его результатов.

К группе подобных документов могут быть отнесены стандарты, инструкции, методические разработки, пособия, другие документы, обязательные к применению в организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению деятельности. Многие склоняются к термину «внутренний стандарт», поскольку он в определенной степени соответствует названию основных регламентирующих документов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Внутренние стандарты предприятия

Внутренние стандарты должны утверждаться предприятием с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности национальным законодательным документам. Предприятие должно само сформировать собственный пакет внутренних стандартов, отражающих понимание и подходы его работников к работе.

Определение 1

Внутренние стандарты — это набор внутренних инструкций значительного объема, которые постоянно корректируются с целью усовершенствования и при условии изменения среды их применения.

Существенное значение имеет концепция построения внутренних стандартов. На наш взгляд, они должны быть в определенной степени адекватны и учитывать национальные особенности регулирования бухгалтерского учета и предпринимательской деятельности. При разработке внутренних стандартов следует учитывать две особенности их разработки и применения: внутренние стандарты не могут противоречить международным стандартам и законодательным и нормативным документам страны; требования внутренних стандартов не могут быть ниже требований международных стандартов, законодательных и нормативных документов страны.

Состав внутренних стандартов

Состав необходимых внутренних стандартов должен определяться, во-первых, исходя из требований общепринятых стандартов, что будет составлять обязательную часть внутренних стандартов, во-вторых, на основе профессионального опыта руководителей и сотрудников фирмы, которые могут разрабатывать дополнительные внутренние стандарты. Следует заметить, что в международных стандартах отсутствуют нормы, которые бы прямо содержали указания о необходимости разработки внутренних стандартов. Внутренние стандарты должны быть детализацией международных стандартов, они должны «доводить» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и указаний конкретным исполнителям.

Замечание 1

Внутренние стандарты должны быть частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля предприятия.

Разработка внутренних стандартов

При создании системы внутренних стандартов необходимо:

  • определить единые принципы их подготовки и разработать рекомендации по структуре построения внутренних стандартов компании;
  • установить минимальные обязательные требования к предприятиям при разработке внутренних стандартов;
  • описать порядок осуществления внутреннего контроля за соблюдением работниками предприятия требований внутренних стандартов.

Внутренние стандарты предприятия должны выполнять как творческую методологическую функцию, так и технологическую, создавая эффективную систему взаимосвязанных алгоритмов действий персонала, обеспечивая основу для урегулирования потенциальных конфликтов и регламентирования взаимоотношений между всеми участниками деятельности.

Вместе с тем, стандарты должны только вводить пределы творческого потенциала, но не исключать его, так как деятельность относится к высокоинтеллектуальной. Они могут регламентировать определенным образом способы и методы выполнения своей работы, основные принципы ее осуществления, последовательность, порядок оформления процедур и результатов, но не подменять собой аналитическую работу по исследованию и систематизации доказательств.

В отдельных работах освещаются требования, которым должны соответствовать внутренние стандарты, а точнее их содержание. На наш взгляд, к главным требованиям, к которым должны соответствовать внутренние стандарты предприятия, можно отнести следующие:

  1. Целесообразность. При разработке стандартов следует учитывать их практическую полезность, актуальность и приоритетность. Простое дублирование международных стандартов с незначительными вариациями бесполезно, необходимо создавать такие документы, в которых бы освещались конкретные рекомендации.
  2. Последовательность (преемственность, наследственность) и непротиворечивость. Каждый следующий стандарт внутренней работы должен опираться на действующие стандарты, обеспечивать согласованность с нормативными документами и взаимосвязь с другими внутренними стандартами. Следует избегать общих положений, поскольку они будут освещены в «теоретических» стандартах. Например, если на предприятии разработан общий стандарт по формированию дополнительной итоговой документации, то в стандарте, который посвящен методике стандарта конкретного объекта, следует описать только принцип изложения информации о данной конкретной работе. Желательно избегать дублирования, то есть согласовывать порядок освещения информации, для того чтобы не было повторов. В этом случае следует ссылаться на более детальный (узкий) стандарт.
  3. Логическая стройность. Внутренним стандартам должна быть присуща целостность, четкость формулировок и ясность изложения. Следует избегать «поэзии» и «расплывчатости». Цель внутренних стандартов – показать каким образом вести себя в конкретной ситуации.
  4. Полнота и детализация.
  5. Единство терминологической базы. Следует избегать не общепринятых сокращений. Внутренние стандарты — это нормативные документы, которым должна быть присуща общенаучная и правовая лексика.

В других изданиях предлагается структура внутренних стандартов, позволяя их разделить на две части. В первой части (организационно-технологические стандарты) должны конкретизироваться общепринятые стандарты деятельности предприятия. Вторая часть внутренних стандартов должна отражать особенности определенных объектов. Внутренние стандарты предприятия по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:

  • стандарты, содержащие общие положения;
  • стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и отчетов;
  • специализированные стандарты;
  • стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих услуг;
  • стандарты по образованию и подготовке кадров;
  • стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру;
  • стандарты, регламентирующие этику поведения работника, которые дополняют и конкретизируют действующие нормативные документы в области осуществления деятельности;
  • стандарты внутренней структуры и организации деятельности предприятия;
  • стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего контроля качества выполнения работы, а также ответственность работников.

17. Обеспечение научно-технического уровня стандартов

  • •Раздел 1. Основы стандартизации1
  • •1. Сущность стандартизации (ст. 2 фЗоТр)2
  • •2. Стандартизация как наука
  • •3. Из истории стандартизации (ст. 2)
  • •4. Функции стандартизации (ст. 2)
  • •5. Методы стандартизации (ст. 2)
  • •6. Правовые основы стандартизации (ст. 1, 4, 5)
  • •7. Цели деятельности по стандартизации (ст. 6, 11)
  • •8. Основные принципы стандартизации (ст. 3, 12)
  • •9. Управление стандартизацией в Российской Федерации (ст. 14, 15)
  • •11. Задачи стандартизации согласно гсс рф (ст. 11, 12)
  • •12. Категории нормативных документов по стандартизации (ст. 2, 7, 13, 15, 17)
  • •13. Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации (ст. 8, 13, 15,17)
  • •14. Состав и обязательность требований нормативных документов (ст. 7, 15, 17)
  • •15. Порядок разработки и изменения стандартов (ст. 9, 10, 16, 17)
  • •16. Комплексные системы стандартов
  • •17. Обеспечение научно-технического уровня стандартов
  • •18. Внедрение стандартов на предприятиях и в организациях (ст. 9)
  • •19. Информационное обеспечение деятельности по стандартизации (ст. 43, 44)
  • •20. Контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов (ст. 32-35)
  • •21. Комплексная стандартизация
  • •22. Опережающая стандартизация
  • •23. Финансирование и стимулирование работ по стандартизации
  • •24. Эффективность работ по стандартизации
  • •25. Международное сотрудничество России в области стандартизации
  • •26. Сотрудничество по стандартизации в рамках снг
  • •27. Применение международных и национальных стандартов на территории Российской Федерации
  • •28. Основные направления развития системы стандартизации в Российской Федерации
  • •Раздел 2. Основы метрологии
  • •29. Понятие и предмет метрологии (ст. 7)
  • •30. Из истории развития метрологии в России
  • •31. Физическая величина – объект метрологии
  • •32. Единицы физических величин
  • •33. Основные понятия метрологии
  • •35. Методы измерения физических величин
  • •36. Понятие единства измерений (ст. 7)
  • •38. Погрешности измерений
  • •41. Классификация средств измерений по конструктивному исполнению
  • •42. Метрологические характеристики средств измерений
  • •43. Факторы, влияющие на результаты измерений
  • •44. Методики выполнения измерений
  • •45. Передача размеров единиц физических величин
  • •46. Основы метрологического обеспечения
  • •47. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений (ст. 7)
  • •48. Государственная метрологическая служба
  • •49. Государственные службы времени и частоты, образцов состава и свойств веществ, стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов
  • •50. Метрологические службы федеральных органов управления
  • •51. Метрологические службы юридических лиц
  • •52. Метрологическое обеспечение подготовки производства на предприятии
  • •53. Метрологическая экспертиза
  • •55. Понятие о государственном метрологическом надзоре и контроле
  • •56. Государственный метрологический контроль за средствами измерений
  • •57. Калибровка средств измерений
  • •58. Государственный метрологический надзор за средствами измерений
  • •59. Система сертификации средств измерений(Глава 4)
  • •60. Международные метрологические организации
  • •Раздел 3. Основы сертификации1
  • •61. Понятие сертификации (ст. 2)
  • •62. Важнейшие понятия сертификации (ст. 2)
  • •63. Основные функции сертификации и эффективность ее проведения
  • •64. Становление сертификации в Российской Федерации
  • •65. Нормативно-правовое обеспечение сертификации
  • •66. Вопросы сертификации в Законе рф «о защите прав потребителей» (ст. 25)
  • •67. Краткая характеристика Закона рф «о сертификации продукции и услуг»1
  • •Раздел I. Общие положения.
  • •Раздел II. Обязательная сертификация.
  • •Раздел III. Добровольная сертификация.
  • •Раздел IV. Ответственность за нарушение положений Закона.
  • •68. Цели и принципы сертификации (ст. 18-20)
  • •69. Понятие о системе сертификации (ст. 2)
  • •70. Объекты обязательной и добровольной сертификации (ст.21 п. 1, 23)
  • •71. Участники и формы обязательной сертификации (ст. 25)
  • •72. Полномочия и обязанности участников обязательной сертификации (ст. 26-28)
  • •73. Функции изготовителей продукции (поставщиков, продавцов) при проведении сертификации (ст. 28)
  • •74. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (ст. 31)
  • •75. Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (ст. 31)
  • •76. Схемы сертификации продукции и их содержание
  • •77. Оформление сертификата соответствия
  • •79. Участники добровольной сертификации и их функции (ст. 21)
  • •80. Сертификат соответствия в системе добровольной сертификации (ст. 22)
  • •81. Понятие и классификация услуг (работ)
  • •82. Номенклатура сертифицируемых услуг (работ)
  • •83. Состав участников сертификации услуг(ст. 31)
  • •84. Порядок проведения сертификации услуг(ст. 26-28)
  • •85. Сертификация услуг розничной торговли (ст. 25-30)
  • •86. Понятие системы качества. Принципы формирования систем управления качеством
  • •87. Стандарты исо на системы управления качеством
  • •88. Организационная и нормативная база проведения сертификации систем качества в России
  • •89. Регистр систем качества и функции его органов
  • •90. Этапы проведения работ по сертификации систем качества
  • •91. Объекты проверки при сертификации систем качества
  • •92. Участники проверки при сертификации систем качества и их обязанности
  • •93. Сертификация производств
  • •94. Совершенствование систем качества
  • •95. Правовые основы сертификации импортируемой продукции (ст.29 30)
  • •96. Порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной сертификации (ст. 29, 30)
  • •97. Сертификация пищевых товаров (ст. 21-30)
  • •98. Сертификация товаров текстильной и легкой промышленности (ст. 21-30)
  • •99. Экологическая сертификация (ст. 21s0)
  • •100. Зарубежная сертификация