Реализация цели

Что такое целеполагание — важный вопрос. Оно означает умение ставить цели и достигать их путем решения задач. Правильно сформулированный желаемый результат является залогом успеха в любой деятельности, начиная от личных планов и заканчивая профессиональными задачами.

Целеполагание — что это в менеджменте

Термин «целеполагание» в современном управлении также характеризует и тренинги, популярные у бизнесменов, которые изучают эффективный план-менеджмент, тайм-менеджмент. В результате приобретаются такие умения:

  • планирование рабочего и личного времени с учетом важности задач и желаемых результатов, а также их перспективы;
  • правильная постановка цели и определение методов их достижения;
  • определение пути кратчайшего достижения, постановки верных задач.

Правильно сформулированный результат — залог эффективности

Целеполагание — это процедура определения одной или даже нескольких целей для управления процессом реализации идей руководства, практическое понятие, с помощью которого человек определяет желаемые результаты и методы реализации основной идеи. Оно является первичной фазой управления, предусматривающей составление дерева, определение миссии, а также характер задач.

Целеполагание в управленческой психологии — это один из этапов управления, предусматривающий выбор крупной мечты и построение дерева желаемых результатов с учетом миссии, стратегии и характеристик задач.

Процесс целеполагания

Процесс подразумевает поэтапную разбивку главной цели на подцели, к каждой из которых ставится ряд задач. Результат предполагает увеличение объема продаж, производительности труда либо личной эффективности.

Процесс целеполагания

Виды целей

Целеполагание в ТОП-менеджменте — процедура выбора результата с параметрами возможных расхождений для достижения главной идеи. Также понимается как осмысление деятельности с практической точки зрения. Формирование возможных результатов и задач для их достижения путем выбора наиболее простых и быстрых средств с учетом имеющихся ресурсов.

Виды:

  • Внешние — учитывают состояние общества и среды, в условиях которых функционирует предприятие и внутренние цели. Благодаря им организация удовлетворяет свои потребности.
  • Простые и сложные.
  • Стратегические и тактические.
  • Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
  • Производственные и маркетинговые, административные и так далее.

В учебниках по менеджменту представлена обширная классификация, однако для управления достаточно знать лишь некоторые из целей. Так, если необходимо решить масштабную проблему, влияющую на организацию в целом, то применяется постановка стратегических целей, а, если требуется расписать достижение желаемого результата отдельно по этапам, — то тактических.

Чаще организации в своих бизнес-планах определяют среднесрочные и краткосрочные результаты, а долгосрочные — это целеполагание на 5 и более лет. В условиях современной нестабильной экономической ситуации очень трудно составить прогноз даже на один год, не говоря уже о более длительных сроках, поэтому прописываются менее срочные результаты.

Важно! Планирование личного и рабочего времени и целеполагание являются функциями управления. Оно необходимо, чтобы организация чётко представляла, куда и зачем она движется. Кроме того, постановку задач для достижения основных идей планирования и предполагает целеполагание.

Целеполагание предполагает, что каждый участник организации имеет определённые права и обязанности, сферу ответственности. Именно такое понимание позволяет подойти комплексно к целевому планированию, которое позволяет разрабатывать целые программы, направленные на достижение определенных результатов. Это упрощенная схема работы, с указанием основных результатов, которую необходимо донести до специалистов. Правописание задач планирования способствует более четкому выполнению работы.

Эффективное планирование

Как правильно ставить цели

Чтобы цель работала, необходимо знать правила её постановки. Они прописаны в менеджменте и указываются на всех тренингах. Нарушение правил и основ постановки ведет к снижению эффективности.

Принцип построения

Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:

  • точное конкретное обоснование;
  • указание даты, на которую цель должна быть исполнена;
  • формулировка — только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;
  • необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.
  • лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута.

Стоит помнить, что нельзя сегодня зарабатывать 10 000 руб., а завтра пятьсот. Процесс эффективного целеполагания предполагает и смену мышления. Оно должно быть положительным. Большие суммы денег любят подготовленных людей. И конечно желаемый результат должен быть конкретным. Например, «Я хочу получить прибыль» и «Я хочу получить дополнительно 20000 руб. в этом месяце». Конечно, 2-я цель выглядит более конкретной, в ней присутствуют и цифры, и указание на дату.

Важно! Реализуя принцип целенаправленности целеполагание позволяет устанавливать точные цели с привязкой к конкретной деятельности без размена на прочие. Особенно это видно в обществознании, ведь целеполагание подразумевает получение первоначальных базовых знаний для постановки точных, конкретных целей.

Этапы процесса

Целеполагание в менеджменте характеризуется этапами:

  1. диагностика текущей ситуации;
  2. формулировка нескольких основных целей,
  3. формулировка главной цели в правильных эффективных терминах;
  4. разбивка цели по этапам.

В результате процесса должна получиться одна главная цель и до 5 подцелей. Желательно к каждой записи указать точную дату исполнения.

Этапы целеполагания

Методы

Методы разработаны ведущими менеджерами.

Интересно! Эффективность методов доказана многолетними исследованиями.

Метод цели-ценности

Метод заключается в заполнении матрицы с целями и ценностями. В левом столбце прописываются цели, затем идут ценности, выбранные самим человеком: семья, любовь, хобби, материальное благополучие и т. д.

Таблица целей с ценностями может выглядеть следующим образом:

Цели Семья Любовь Материальное благополучие Итого
10 октября я работаю на новой должности с окладом 50000 рублей 2 2 2 6
К ноябрю я не курю 2 1 1 4
Победить на следующем конкурсе проектов 2 1 2 5

Из таблицы видно, что главной целью является получение новой должности с более крупным окладом. Метод удобен, но имеет ряд недостатков, главный из которых — сложность в выставлении оценок. Такую матрицу, работающую на 100%, может составить только уверенный в себе человек, знающий чего он хочет от жизни.

В качестве дополнения можно отметить необходимость большего ранжирования. Например, выставлять оценки не по двухбалльной шкале, а по пятибальной.

Метод Айви Ли

Метод Айви Ли часто дают на тренингах для персонала. Он прост и эффективен:

  • планирование осуществляется по окончанию следующего дня. Необходимо записать 6 важных целей;
  • расставить дела в порядке важности;
  • на следующий день необходимо сконцентрироваться на самом первом пункте. Это главное дело нужно довести до конца;
  • затем решают менее важные дела по порядку;
  • если какие-то дела остались, то недостигнутые результаты переносятся на следующий день в новый список.

Первый испытатель стратегии опробовал ее в течение трех месяцев и был впечатлен результатами. Действительно дела стали идти гораздо лучше, а корпорация принесла больше прибыли.

Метод SMART

SMART — система постановки желаемых результатов. Схема целеполагания по этой методике включает следующие блоки:

  • Specific — конкретность;
  • Measurable — измеримость;
  • Achievable — достижимость;
  • Realistic — реалистичность или ревалентность;
  • Time bound (timed) — определенная по времени.

Метод SMART

Ошибки

Процесс целеполагания сложен, а ошибки могут быть такими:

  • цели не соответствуют действительным желаниям человека;
  • цели сформулированы нечетко, без указания даты и конкретного результата;
  • установлено слишком много желаемых результатов одновременно;
  • слишком простые или излишне амбициозные желания.

Важно! Применяя тот или иной метод целеполагания, стоит внимательно изучить литературу и только после этого приступить к записи своих желаний.

Таким образом, целеполагание — это процесс ближайшего планирования деятельности или социальных функций. Технологий процедуры множество, но стоит помнить общие рекомендации: конкретность желаемого результата, его срочность и соответствие внутренним приоритетам человека.

Этапы постановки целей.

  1. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  2. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  3. IV. Магическая сила правильной постановки вопросов
  4. Антропосоциогенез, его сущность, основные этапы и тенденции развития.
  5. Апологетика и патристика как этапы становления средневековой мысли.
  6. Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.
  7. Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.
  8. Б. Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники. Этапы в истории образования Древнерусского государства
  9. Билет 3. Этапы статистического исследования.
  10. Биосфера. происхождение биосферы. Структура и границы биосферы. Основные этапы эволюции биосферы. Ноосфера. Ноосферогенез.

Процесс постановки целей включает в себя ряд этапов, которые можно выразить схематически (рис. 6):

Постановка цели

Нахождение целей

-Чего я хочу?

-профессионально

Ситуационный анализ

-Что я могу?

-профессионально

Формирование целей

(планирование целей)

-профессионально

Рисунок 6. Процесс постановки целей.

4.7. Совершенствование процесса планирования и организации рабочего времени

Составление планов рабочего дня руководителя

1) Составление заданий.

Под соответствующими рубриками «Плана дня» (см. таблицу 3) необходимо записать всё то, что необходимо сделать на следующий день, то есть:

а) задачи из списка дел или из недельного (месячного) плана;

б) невыполненное накануне;

в) добавившиеся дела;

г) сроки, которые надо соблюсти;

д) периодически возникающие задачи.

При этом можно употреблять сокращения, соответствующие виду деятельности:

— В — визиты; Д — делегирование дел; К — контроль;

-П- в процессе, в деле; ПК — поездки, командировки;

— ПР — письменная работа, деловые письма, диктовка; С -секретарша;

Т — телефонные разговоры; Ч — чтение (отчётов, циркуляров, газет).

2) Оценка длительности заданий

Необходимо проставить против каждого задания приблизительное время для его выполнения, просуммировать и определить ориентировочно общее время.

3) Резервирование времени

При составлении плана дня необходимо охватывать планом 60 % рабочего времени и оставлять в качестве резервного времени

40 % времени.

4) Принятие решений по приоритетам и перепоручению.

На данном этапе необходимо применять анализ АВС

План рабочего дня руководителя

Таблица 3

Задание (сокращения) Приоритеты Часы Перепоручения

Для рационализации составления плана также можно использовать бюрографию, представляющую графические символы:

5) контроль (учёт несделанного).

Для оптимизации использования рабочего времени необходимо осуществление контроля за их использованием.

Необходимо регулярно контролировать свои временные планы. Контроль предполагает решение трёх задач:

1) осмысления степени выполнения данного задания, то есть того, что достигнуто к моменту осуществления контроля

2) сравнения запланированного с достигнутым, то есть, в какой степени достигнута поставленная цель, какие имеют место отклонения

3) корректировки по установленным отклонениям, что предполагает контроль осуществляемой управленческой деятельности и контроля результатов.

Правила планирования и организации рабочего времени на день

Совершенствование планирования рабочего времени можно выразить в виде правил планирования времени:

1. Главное правило планирования времени — соотношение ( 60:40):

60% запланированная активность,

20% непредвиденная активность (резервы времени и не планируемые действия: срочные совещания, обсуждения, незапланированный приход визитёров, звонки, — помехи, «похитители времени» – сидеть в приемной у начальника).

20% спонтанная активность (управление, творчество).

Необходимо составить план лишь на определённую часть своего рабочего времени. Непредвиденные события, помехи, «похитители времени», личные потребности требуют того, чтобы не планировать заранее все время без остатка.

Несмотря на основное правило планирования времени, мы все же склонны планировать более 60 % своего рабочего времени. В связи с этим необходимо сократить список запланированных задач до реального объема посредством:

ü Определения приоритетов;

ü Сокращения объема выполняемых задач;

ü Делегирования (поручения их выполнения другому лицу).

2. Анализ видов деятельности и расхода времени, листок «Дневных помех»: необходимо задокументировать и перепроверить то, как и на что используется (тран­жирится) время. Вы сможете работать более концентрированно и более последовательно препятствовать возникновению помех, если для выполнения конкретного задания определите конкретное время.

3. Необходимо перечислить все предстоящие в соответствующем плановом периоде ра­бочие задачи.

4. Необходимо планировать лишь такой объём задач, с которым можно справиться. Опыт показывает, что часто происходит неадекватная оценка общего времени, имеющегося в распоряжении, т.е. планируется больше, чем действительно можно выполнить в это время.

5. Необходимо гибко изменять планы в соответствии с меняющимися условиями.

6. Восполнение потерь времени:необходимо восполнять потери времени в тот же день.

7. Невыполненные, но важные задачи необходимо переносить в план следующего пе­риода, вычеркнуты или выполнены сверхурочно.

8. Необходимо фиксировать в планах результаты или цели (конечное состояние), а не просто действия.

9. Необходимо задавать точные временные нормы: необходимо в общих чертах прикинуть затраты времени на выполнение задач. Другой опыт показывает, что на выполнение определенной работы затрачивается столько времени, сколько его имеется в распоряжении. Если Вы для выполнения задачи задаете конкретную продолжительность времени, то Вы заставляете себя придерживаться этого лимита, как это имеет место при распределении денежного бюджета.

10. Необходимо устанавливать точные сроки исполнения для всех видов деятельности.

11. Необходимо точно определять, какому делу какого рода приоритеты отдаются.

12. «Поглотители» времени и резервы времени: необходимо оставлять определённый процент рабочего времени в качестве резерва для неожиданных посетителей, телефонных разговоров, кризисов или на случай недо­оценки продолжительности выполнения отдельных заданий и сокращать количество и объём «помех».

13. Необходимо планировать свободное время, в том числе поездки, проработку материа­лов, концептуальные размышления. Временные блоки и спокойное время (за­крытые часы): необходимо резервировать продолжительные непрерывные периоды времени для крупных задач (спокойное время, закрытые часы, «тихие часы») и более короткие — для обработки нескольких мелких дел. При этом следует иметь ввиду, что, если Вам мешают работать, то наступает т.н. «эффект зубцов пилы»: если Вы возвращаетесь к работе после очередной помехи, то для того, чтобы снова вработаться, Вам необходимо дополнительное время, составляющее в итоге потерю 28 % времени (рис. 7). На практике оправдал себя т.н. метод «Тихих часов», во время которых необходимо исключить все помехи.

14. Время для планирования и творчества: необходимо резервировать определённую часть своего времени для плановой, подго­товительной работы, а также для повышения квалификации.

15. Рутинная работа: необходимо планировать выполнение рутинных функций: чтения месячных отчётов, обхода подчинённых.

16. Непродуктивная деятельность: необходимо следить за тем, чтобы на непродуктивную деятельность, например, несу­щественные собрания, уходило как можно меньше времени.

17. Альтернативы: при планировании необходимо мыслить альтернативно («Всегда есть другой, лучший путь»).

18. Согласование временных планов: необходимо согласовывать свои рабочие программы с планами, как руководите­лей, так иподчиненных.

Р 100 % — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

А

Б

О

Т

О

С

О

Б

Н

О

С

Т

Ь

П О М Е Х И

Рисунок 7. Эффект зубцов пилы

Методы выполнения планов.

4.9.1. Приемы выполнения плана при простом планировании

Все дела, которые Вы записали на каком — либо носителе(например, на листке), выполняются последовательно в том порядке, в котором они записаны. При выполнении какого – либо дела делается соответствующая отметка в плане. Обычно зачёркивается выполненное дело или его номер. После завершения представьте себя победителем (если вы завершили трудную, важную, сложную, значимую, престижную, существенную работу, вы чувствуете энтузиазм, мощный прилив сил, готовность в этот момент свернуть горы, повышается ваша самооценка, вас одолевает чувство гордости, уверенности в себе и т.д.).

Этот приём самомотивации применяйте и в других случаях.

4.9.2. Выполнение планов при приоритетном планировании.

При применении метода АВС в первую очередь выполняются дела А.1, затем А.2 и т.д. до конца списка дел группы А или пока не исчерпаете отведенное для этих работ время.

После этого приступают к выполнению дел группы В и т.д..

При этом следует учитывать, что приоритеты дел могут измениться по мере изменения внешних обстоятельств. В этом случае целесообразно пересмотреть приоритеты оставшихся дел.

4.9.3. Выполнение плана, построенного по методу (принципу) Эйзенхауэра

Дела А (важные и срочные) нужно сделать немедленно(хотя «нужно жить так, чтобы важные дела не превращались в срочные»).

Дела В (важные и несрочные часто называют самыми «обиженными» (они связаны с собственным развитием, обучением сотрудников и т.д. Довольно часто дела А появляются из-за пренебрежения делами В, поэтому надо выявить причины этого и их устранять.

Дела С (неважные и срочные) часто выступают как дела А, путаются важность и срочность. Это приводит к авралам, суматохе, постоянному напряжению и непрерывному кризису.

Дела Д (корзина для бумаг, неважные и несрочные) лучше вообще не делать. Однако они обычно приятны, интересны и привлекательны. Длительность их невелика, а результаты очевидны. Поэтому, к сожалению, мы стараемся начинать свой рабочий день именно с них.

4.9.4. Прием «Поедание слона»

Если задача очень сложна, большая, то возникает мысль, что она неподъёмна, возникают вопросы: «Как к ней подступиться», «С чего начать?» и т.д. Часто мы её откладываем на какой-то срок.

Рекомендации:

Представьте себе, что задача – большой слон и неподъёмный. Вы его хотите съесть, за один присест это сделать не удастся, поэтому разрежьте его на части, каждую из которых можно съесть за один раз. Можно пригласить родственников, друзей и каждому предложить кусочек.

Аналогично поступаем с задачей (Дело А-1) Нужно разделить его на такое число подзадач, которые можно решать по отдельности. Размерность задачи уменьшится и её решение упростится, Часть подзадач можно делегировать подчинённым. При этом время решения может значительно уменьшиться.

4.9.5 Способ десятиминуток (прием «Швейцарский сыр»).

Бывают ситуации, когда в силу разных причин (объективных или необъективных) вообще не удаётся приступить к делу А-1. Поставьте это дело сразу под жесточайший контроль, когда вы осознали, что оно является самым приоритетным.

Постарайтесь превратить его в «швейцарский сыр». Для этого необходимо проделать»дырки» в деле, которыми будем называть задачи быстрого реагирования, на выполнение которых требуется всего 3 – 5 минут. В список таких задач включают те работы, которые можно быстро начать и легко выполнить.

Удобство такого дробления в том, что можно заранее заплани­ровать свою деятельность и ежедневно выкраивать немного времени на ре­шение той или иной элементарной задачи, не нанося ущерба прочим делам («способ десятиминуток»,когда вся сложная задача разбивается на мелкие операции, требующие не более 10 минут). Имея перед глазами список таких мини-дел, можно эффективно исполь­зовать неожиданные паузы в течение дня и выполнять 2 – 3 задачи «немедленного исполнения».

4.9.6. Приём выполнения дел «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку»

Этот приём можно использовать со всеми другими, кроме «швейцарского сыра».

На Западе имеется изречение: «Если каждое утро вам приходится съедать живую лягушку, весь день после этого можете довольствоваться сознанием, что, вероятно, ничего худшего с вами уже не случится».

Согласно этому приёму, необходимо выработать устойчивую привычку решать самые важные и срочные задачи с самого утра, не тратя время на другие работы. Ставьте высокие цели, вырабатывайте устойчивые привычки, и тогда вам будет сопутствовать успех.

4.9.7. Рекомендации по применению методов

Если какой-то метод вам понравился, то применяйте его в течение 1 – 2 месяцев, но не менее двух недель. Потом критически оцените, действительно ли он вас полностью удовлетворяет. Если нет, то попробуйте другой метод.

4.10. Сущность системы корпоративного тайм – менеджмента

Термином «Корпора­тивный тайм-менеджмент» (КТМ) в данном случае обознача­ется система управления рабочим временем руководителей (высшее и среднее звено), специалистов и подразделений организации.

В 2005 г. исполнилось 30 лет с момента создания системы «Тайм-менеджер». В 1975 г. датчанин Клаус Миллер основал фирму Time Manager International (TMI — одна из крупнейших международных обучающих консалтинговых компаний с центрами в 35 странах). Система быстро за­воевала популярность в Европе, затем шагнула в Австралию, Америку, Японию. В Москве тоже есть российско-датское представительство компании TMI4.В 1995 г. в Новосибирске проходила презентация системы «Тайм-менеджер». И с этого времени не один десяток фирм, предприятий, организаций в Новосибирске, Красноярске и многих других городах Сибири провели у себя корпоративные курсы по тайм — менеджменту, используют эту систему в своей работе.

Популярность этой системы можно выразить словами ее основателя Клауса Миллера: «Данная система позволяет создать лучшую жизнь для себя и для других».

Концепция системы «Тайм-менеджер» включает четыре пункта:

1. Прежде всего необходимо сформулировать цель. Это глав­ный, ключевой момент, потому что, не выбрав цель, то направление, по которому следует идти, невозможно гово­рить об управлении временем.

2. Далее идет определение приоритетов.

3. После чего создаётся база для решений — это перечень тех задач и вопросов, которые нужно решать, чтобы достичь поставленной цели.

4. И, наконец, главная отличительная черта системы «Тайм-менеджер» — установление связи между базой для решения и планированием времени, то есть распределение времени в разрезе задач и вопросов, которые необходимо решить для достижения поставленных целей.

В своей книге «My Life Tree» («Моё дерево жизни») К. Миллер говорит, что философия «Тайм — менеджера»- это философия «ёлки» — идея, подсказанная самой природой:

1) дерево имеет ствол, который держит на себе большие ветви;

2) ветви несут на себе веточки, на которых располо­жены иголки.

Другими словами:

□ ствол — это те основные цели, которые вы поставили перед
собой как в личной, так и профессиональной жизни;

□ крупные ветви — ключевые области, т. е. основные области,
на которых необходимо сконцентрировать свое внимание
для достижения поставленных целей;

Q веточки — это задачи, которые необходимо выполнять в каждой из ключевых областей;

□ иголки являются практическими мероприятиями и деталями, которые необходимы для завершения каждой задачи.

Важнейшее место в этом дереве занимают корни, т. е. наше отношение к жизни. Поэтому прежде чем формулиро­вать цели, необходимо определиться с нашим отношением к жизни. При этом каждый из нас строит в своем сознании определенную картину жизни, представленную из отдель­ных фрагментов (семья, здоровье, дом, хозяйство, учеба, ра­бота, развитие, отдых и т. д.). Наибольшее удовлетворение, ощущение счастья возможно тогда, когда мы реализуем себя во всех этих областях, а не только в какой-то одной. Система «Тайм-менеджер» рекомендует устанавливать цели во всех основных направлениях жизни, во всех её фрагментах.

Цель должна быть реальной, ее надо сформулировать так, чтобы полученный результат можно было бы зафиксировать {чтобы с уверенностью сказать, что поставленная цель до­стигнута). Кроме того, цель должна иметь определенные временные рамки.

Можно выбрать разный период планирования времени, например, в плане на неделю можно записать действитель­но значимые задачи и работы, выполнение которых ведёт нас к поставленной цели. Жизненные цели следует плани­ровать на более продолжительный период, например, на год. Один из авторов данной статьи определяет цели предстоя­щего года 31 декабря в 7 часов вечера. В это время можно уединиться и часик посидеть, посмотреть, как реализова­лись цели в прошлом году. Определить, что желательно сде­лать на следующий год. При этом важно выявить промежу­точные результаты и определить сроки, когда они должны быть достигнуты.

Многие авторы, например, А. Лакейн (Искусство управлять. – М.: Агентство «ФАИР», 1996), подчеркивают, что формулировка целей — ключевой момент, с которого надо начинать управление временем.

Еще один важный момент — это бюджет личного време­ни. Опыт показывает, что 40% времени расходуется на не­предвиденные дела, которые запланировать невозможно. При этом не хватает времени на работу, связанную с реше­нием задач, которые ставит перед собой человек. И здесь возникает вопрос приоритетов. Заметим, что расстановка приоритетов необходима даже при планировании дел па день. Зачастую приходится безжалостновычеркивать из планов те задачи, приоритет которых ниже остальных. Ибо, хватаясь за все цели, можно в конечном итоге не достичь ничего. Иногда имеет смысл перенести дела (и даже цели) с низшим приоритетом на последующий срок.

Как в классическом менеджменте, в системе «Тайм-менеджер», прежде всего, решается воп­рос организации. А организовать — значит создать некую структуру. К. Миллер предлагает создать структу­ру, которую можно назвать «ёлкой». Структура «ёлки» и каждый её элемент имеет свое назначение.

От ствола дерева отходят крупные ветви (ключевые области). Мелкие ветви — это задачи, которые нужно решать в ключевой области. Такое представление позволяет иметь обзор задач, клю­чевых областей, целей. Особый интерес представляет составле­ние этих структур применительно к производственным вопросам. И это часто практикуется при постановке корпоративного тайм — менеджмента. На первом же семинаре, на котором присутствуют директор, руководители и специалисты, делается укрупнённая клас­сификация целей, ключевых областей деятельности и задач. Иногда эту структуру называют «картой мозга» (есть такой термин, или «умственная карта», их ввёл Тони Бьюзен, см.: Бьюзен т. Супермышление для тела. – М.: ООО»Попурри», 2004). Затем каждому участнику предлагается составить собственную «карту мозга» применительно к тем обязанностям, к той должно­сти, к тем ключевым областям, которые у него имеются. Сово­купность структур «карт мозга» всех руководителей и специалис­тов компании образует целостную систему целей, ключевых направлений работы, задач, «расписанных» по исполнителям. Что позволяет осуществить движение от развития работника к развитию фирмы.

«Карту мозга», связанную с должностью, полезно представить в виде таблицы. Например, надо принять на работу специалиста по подготовке кадров. Ключевые направления его работы (крупные ветви) — организация обучения, стажировок, курсов. Эти направ­ления надо разбить на задачи (составление учебных планов и программ, формирование групп, подбор преподавателей, поиск помещений, организация обучения \л т. п.). Это — веточки по­меньше. Наконец, иголочки — это вопросы, которые надо решить для реализации каждой задачи, Перед собеседованием руководи­тель составляет таблицу, в которой записывает ключевые направ­ления работы принимаемого специалиста, его задачи и работы. Затем претенденту на должность предлагается самому посмот­реть, чем он будет заниматься.

Достоинства такого подхода в том, что когда новый со­трудник приходит на работу, на его рабочем месте лежит папочка, и на первом листочке структура его деятельности. У него появилась достаточная ясность с первого дня рабо­ты: каковы направления его деятельности, какие задачи, вопросы он должен решать.

Обзор может составляться в более традиционных фор­мах. Например, в обзоре на 12 месяцев можно указать, что седьмого числа надо делать платежи за квартиру и отме­чать, когда они сделаны. В сентябре надо пройти техосмотр автомобиля, в мае -сходить к зубному врачу и т. д. Анало­гично может быть представлен обзор применительно к про­изводственной деятельности. Там тоже указаны платежи в бюджет на 12 месяцев, когда и как их отслеживать. Указа­ны даты инвентаризации, годового, квартального отчетов, проведения занятий с персоналом и т. д.

Многие руководители в процессе своей работы испыты­вают усталость, раздражение, стресс, зачастую связанные с недостатками в организации своего времени. Можно представить, что повседневные задачи, вопросы, отдельные дела — это иголки, разбросанные на столе. Часто человек начинает работу с той бумаги (иголки), которая первая по­палась на глаза. Потом раздался телефонный звонок. По­том происходят встречи, совещания, работа с документами. Они, как ниточки, дергают за руки, ноги человека, и он превращается в марионетку своих дел, вопросов, задач. И со­всем другое дело, когда мы имеем картину дел, когда есть чет­кая структура, которая позволяет управлять временем, т. е. стать дирижером, хозяином своей жизни, своего времени.

Именно планирование позволяет нам управлять своим будущим. Прежде чем начинать планировать, целесообраз­но ответить на три вопроса. Первый — где мы находимся? Это личный обзор, своя «карта мозга». Куда мы хотим дви­гаться? Это вопрос целей. И, наконец, как мы собираемся сделать это? Это база для решений.

Чтобы научиться рационально планировать, необходимо иметь инструмент — типизированный бизнес-блокнот под названием «тайм-менеджер», создающий удобства в еже­дневной работе.

В традиционном представлении это — папка с системой разделителей. Первая часть разделителей — это календарь, где имеются разделители для планирования на месяц, неде­лю, день. Отдельно выделяется время, отпущенное на фик­сированные дела. Во второй части этого инструмента ука­заны дела под рубрикой «не забудь». Обычно мы делаем такие записи на маленьких листочках, которые часто теря­ются. Совсем другое дело, когда начинаешь использовать единый настольный инструмент. Далее следует часть тайм — менеджера, которая обозначена красным цветом и на ней нарисован ключик. Это база для решений в каждой ключевой области. При этом каждая ключевая область имеет свой разделитель, и за ним находится вся необходимая информа­ция для работы с этой ключевой областью. Там есть планы и задачи, другие информационные материалы, которые по­зволяют легко к ним обращаться, То есть, зная ключевые области, можно легко найти этот материал. Третья секция -«разное» — это обычный органайзер, где имеются бланки для записей, для планирования контактов (телефонных звон­ков), для фиксации прочих дел и интересных мыслей.

Предлагаемые формы, бланки носят рекомендательный характер. Многие творческие люди используют свои систе­мы планирования времени, основанные на рассмотренных принципах.

Управление временем — это, прежде всего, скрупулез­ный подсчет своего времени. Даже когда речь идет о регу­лярных делах, есть смысл подсчитывать, сколько времени ежедневно тратится на них и выпадает из дальнейшего пла­нирования.

В рамках корпоративного тайм — менеджмента целесообраз­но составлять план работ предприятия на месяц, в котором есть графа «Исполнитель»:Из этого месячного плана делает­ся выборка работ для каждого исполнителя (руководителя и специалиста фирмы) на неделю. На основании недельных планов каждый руководитель и специалист осуществляет ежедневное планирование и учет выполняемых работ.

Месячный план работ по предприятию включает в себя три раздела. Первый раздел- основные задачи, он оста­ется неизменным и повторяется из месяца в месяц. Работы этого раздела пока не регламентированы по времени. Это, по сути дела, список задач, которые должны быть в поле зрения руководства в данный период времени.

Второй разделвключает в себя регламентированные ра­боты. Их состав почти не меняется во времени. Но в этом разделе уже появляются показатели затрат времени (план и факт) на каждый вид работ, который выполняется в тече­ние месяца. Указываются также сроки выполнения работ и форма отчетности по ним.

Третий раздел- текущие дела. Он меняется каждый месяц. В постановке текущих дел в определенной степени участвует тот руководитель или специалист, который явля­ется исполнителем работы. Таким образом, для сотрудника устанавливаются дополнительные текущие вопросы, кото­рые он должен решить в этом месяце, регламент времени на их решение и срок выполнения работы.

Каждый месяц 3-го числа все исполнители должны за­полнить графу «фактические затраты времени» и предста­вить непосредственному руководителю информацию для анализа и оценки выполненных за истекший месяц работ. Данная процедура решает два основных вопроса управле­ния; мотивацию сотрудника и контроль за его работой. Всё это можно связать с системой материального поощрения.

Далее следует план недели. Планировать неделю лучше по ключевым областям (по направлениям работы и жизни), которые занесены в базу для решения. Многим нравится ввоскресенье вечером сесть и спокойно продумать, какие за­дачи (в разрезе ключевых областей) нужно решить в пред­стоящую неделю, дабы за счет этого хотя бы на один шаг продвинуться к поставленным целям. В недельном плане указываются предстоящие затраты времени в разрезе задач и работ, а также плановые сроки их завершения (пусть даже эти сроки лежат за пределами данной недели).

Зачастую бывает трудно установить, сколько точно вре­мени нужно для выполнения той или иной задачи. Но де­лать это необходимо. Опыт показывает: если мы хотим, что­бы задача была решена, на нее надо выделить время. Чтобы не ошибиться, в планы надо закладывать резерв в размере 40% от общего бюджета времени. Это позволяет компенси­ровать возможные ошибки в планировании.

При сравнении всей совокупности задач с имеющимся бюджетом времени может быть обнаружен дефицит време­ни. Тогда встаёт вопрос приоритетов: что является наибо­лее важным, а что можно перенести на следующую неделю. Приоритеты рекомендуется обозначать латинскими буква­ми А, В, С. Их можно затем детализировать — А1, Л2, A3, В1,В2ит. д.

Когда имеется индивидуальный план работ на неделю, необходимо перейти к составлению плана на день. Для это­го существует традиционная форма — ежедневники или орга­найзеры. Здесь также рекомендуется отмечать фиксирован­ные дела, привязанные к конкретному времени. Можно также выделить плановые дела, поле для планирования те­лефонных звонков, раздел для записи дел, которые стоят на контроле и т. д. По каждой задаче и работе есть смысл ука­зать приоритет, а также плановые и фактические затраты времени в течение данного дня.

Существуют правила ежедневного планирования. Пер­вое правило гласит: начинайте планирование с крупных дел.

В литературе по тайм — менеджменту описан такой пример. Преподаватель ставит на стол пустую стеклянную банку, заполняет её крупными камнями до тех пор, пока они помещаются в эту банку, затем — средними камнями, заполняя пустоты. После чего насыпает и банку песок. Наконец, наливает воду. Спрашивает студентов: «Если бы я начал с воды или с песка, удалось ли бы мне положить в банку крупные камни?» Ответ очевиден.

Представьте себе, что вы собираетесь в поездку, и вам нуж­но сложить вещи в багажник автомобиля. Наверное, вы нач­нете с крупногабаритных предметов, например, с чемоданов. А то, что помельче, поместите между ними. Так же при плани­ровании дня: в первую очередь — сложные громоздкие вопро­сы, вопросы, требующие полной концентрации.

Поэтому надо начинать с планирования времени для ре­шения задач, которые требуют активной работы мозга. И чередовать с работой в режиме, когда «на автомате» можно решать простые, рутинные вопросы. Известно, что при та­ком режиме можно решать до 10 дел одновременно. Кроме того, данный приём позволяет сделать некоторую разгрузку в течение дня. Наконец, рекомендуется в плане на день иметь запас небольших вопросов. Например, сорвалась за­планированная встреча, отменили совещание, и это время можно использовать для решения «запасных» вопросов.

А как решать задачи (мы их называем «слоновыми»), тре­бующие больших затрат времени? Примеры — изучение ино­странного языка, написание книги, разработка и реализа­ция большого проекта. Ведь эти задачи очень большие. Слон — это такое большое животное, которое за один раз не съешь. Как говорится, необходимо этого слона разделить на небольшие кусочки и съедать их в строго определенное время, получая от этого наибольшее удовольствие9.

Пусть у вас есть такая «слоновая» задача. На её реше­ние требуется, допустим, два месяца. Надо выделить по часу каждый день, чтобы заниматься этим, и занести этот час в график своих регулярных дел. Именно в это время, в этот час вы должны заниматься решением «слоновой» задачи. Практика показала, что первую неделю придерживаться та­кого режима очень тяжело, но потом происходит перелом в сознании и вырабатывается потребность в одно и то же вре­мя садиться и заниматься «слоновой» задачей. Поражает, какой получается результат!

8 советов, как поставить цель и добиться ее осуществления

Как поставить цель и ее достичь

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата действий человека и путей его достижения с помощью определенных средств.

Другими словами, цель это возможное, представляемое будущее событие или состояние чего-либо, осуществление которого является желаемым для человека (личный образ будущего). При этом, с целью всегда сообразуются средства и возможные пути, необходимые для ее достижения.

В противном случае, это желаемое будущее будет лишь заклинанием стихий (отсутствие возможных средств) или же бесплодными мечтаниями (отсутствие путей достижения). Таким образом, цель это всегда то, ради чего осуществляются конкретные действия человека. Нет действий, нет и целей. И наоборот.

Осуществление наших желаний и воплощение в жизнь мечтаний, во многом зависит от того, как правильно мы ставим цели. Правила постановки целей помогают воплотить наши стремления и желания в реальность. Потому в данной статье подробно рассмотрим вопрос – «Как правильно ставить цели?», и поймем, как свои желания и мечты переводить в разряд реальных и четких целей, которые можно достигать.

1. Рассчитывайте только на собственные силы

Перед тем как поставить цель зарубите себе на носу, что вся ответственность по ее реализации ложится целиком на ваши плечи. Чтобы не было искушения свалить всю ответственность за свои неудачи на кого-то другого, ставьте перед собой цели, которых вы в состоянии добиться без посторонней помощи. Это правило постановки цели убережет вас в дальнейшем (в том случае если вы чего-то не добьетесь) от неправильных выводов при работе над ошибками.

2. Правильно формулируйте цели

Во-первых, цели, как и идеи надо записывать на бумагу (блокнот, ежедневник, дневник). У записанной в подробностях цели шансов стать реализованной значительно больше. Если вы полагаете, что сможете, не формулируя цели на бумаге удерживать их в голове, то не обольщайтесь по поводу их достижения. Такие цели смело можно отнести к разряду мечтаний. Мечты и желания хаотично блуждают в нашей голове, они сумбурны, беспорядочны и до конца нам неясны.

КПД таких целей-мечтаний крайне мал, в действительности они достигаются очень и очень редко. Даже словами мы часто не можем описать чего же хотим на самом деле. Поэтому формулирование цели обязательно должно проходить с карандашом в руках. Верна поговорка – «Что написано пером, не вырубить топором».

Постановка и формулирование цели с помощью записи включает в активную работу наше подсознание, сформулированная цель придаёт уверенность и делает каждый следующий шаг осмысленным.

Поймал мужик золотую рыбку. А она ему говорит: «Отпусти меня, я исполню любое твоё желание». Ну он думал, думал, как все в одно желание вместить и говрит: «Хочу, чтобы у меня все было!». «Хорошо, — отвечает рыбка, — у тебя всё БЫЛО».

Во-вторых, правильная постановка цели и ее формулирование предполагают, что цель должна нести позитивный заряд. Поэтому лучше формулировать ее, используя правила аффирмаций – говорите о том, чего вы хотите, а не о том, чего вы не хотите. Правильная цель – «быть богатым», «быть трезвым», «быть стройной». Неправильная цель – «избежать нищеты», «не пить», «избавиться от лишнего веса». Если в голову не приходит ничего позитивного и постоянно крутится что-то вроде «не хочу того, не хочу сего», попробуйте спросить правильно: «Это то, что я не хочу. Тогда чего же я хочу вместо этого?»

Также следуя этому правилу постановки цели при ее формулировании лучше не употреблять слова создающие сопротивление и снижающие эффективность цели – «необходимо», «нужно», «следует», «должен». Эти слова являются антиподами слову «хочу». Как же можно захотеть, используя для побуждения блокирующие слова? Поэтому, замените «надо» на «хочу», «должен на «могу», «следует» на «сделаю».

Правильная цель – «Я хочу отдохнуть и поеду в отпуск», «Я могу и умею зарабатывать и заработаю много денег». Неправильная цель – «Мне надо отдохнуть и поехать в отпуск», «Чтобы отдать долг я должен заработать денег». Так же лучше всего формулировать цель в терминах результата, а не процесса: то есть «сделать то-то», а не «лучше работать».

3. Разбивайте большие цели на подцели

Любая большая цель кажется неподъемной до той поры, пока ее не начинаешь разделять на части. Например, желание купить недвижимость за границей кажется на первый взгляд не осуществимым. Но если двигаться к поставленной цели планомерными шагами, разделив ее на этапы, будет проще ее достигнуть.

Можно для начала поставить цель зарабатывать 3 тыс. рублей в день, потом 5 тыс. и т. д. Шаг за шагом (цель за целью) вы достигните уровня, когда можно будет задуматься о покупке недвижимости. Постановка сложных (глобальных) целей и задач, с дроблением их на более мелкие, оказывает отличный мотивационный эффект. Достигнув одной, пусть и незначительной цели, вы будете испытывать удовлетворение и желание идти дальше. Достигая ближних рубежей, вы обретаете силы и уверенность для достижения дальних.

Постепенно будет меняться и образ мышления. Поймите, нереально зарабатывать 20 тыс. в месяц, а потом за несколько недель увеличить свой доход до 500 тыс. Большие деньги любят подготовленных.

4. Конкретизация цели

Часто причиной, по которой поставленная цель бывает недостигнута, является ее неконкретность, а именно:

  • Отсутствие четко сформулированного конкретного результата. Что значит – «Хочу выучить китайский язык», – выучить пару сотен слов или это значит научиться свободно общаться на этом языке, а быть может «выучить китайский» значит изучить все 80 тысяч иероглифов и без словаря читать текст?
  • Отсутствие возможности измерить этот результат. При постановке целей и задач важно учитывать дальнейшую возможность измерить результат. К примеру, если вы хотите сбросить лишний вес, то должны знать, насколько хотите похудеть, на пять, десять или быть может тридцать килограмм.
  • Отсутствие четко определенных сроков. Вот два примера постановки цели: первый – «Я хочу поднять посещаемость своего сайта до тысячи уникальных посетителей в сутки», второй – «Я хочу поднять посещаемость своего сайта до тысячи уникальных посетителей в сутки за три месяца». Первый вариант, без четко определенных сроков, выглядит скорее как желание, нежели как цель. Ну, хочет человек увеличить посещаемость своего ресурса, и что с этого? Он может прийти к этому лишь через пять лет. Иное дело второй вариант – есть установленный срок, который будет стимулировать и всячески подстегивать. Наверняка срок был определен обоснованно, а не взят с потолка, а поэтому придется забыть про лень и продуктивно поработать.

Больше, больше конкретики!

5. Корректировка цели

Будьте гибкими! То, что вы поставили перед собой цель, не значит, что вы не можете вносить в нее необходимые коррективы. Случиться может все что угодно, могут возникнуть обстоятельства, способные замедлить или ускорить достижение цели, поэтому нужно быть готовым к корректировке цели. Помните, что косность в устремлениях еще никого не делала ни успешным, ни счастливым человеком. Жизнь меняется, и вы должны успевать меняться вместе с ней!

6. Привлекательность цели

Цель и последствия, к которым приведет ее достижение, должны вас привлекать! выбирайте цели, которые вас манят, вдохновляют и окрыляют, а иначе «овчинка выделки не стоит».

7. Верьте в достижимость своей цели

После формулирования и постановки конкретной цели, необходимо проникнуться ею и закрепить ее в подсознании. Бывает, что сознательно стремясь достигнуть цель, подсознательно мы не готовы ее добиваться. Можно желать цель, но в глубине души не верить в ее осуществимость, не верить в свои способности, либо просто считать себя недостойным.

Мало правильно сформулировать цель, надо зарядить ее энергией уверенности – это важнейшее условие готовности к достижению поставленной цели. Все успешные люди, начиная от звезд телевиденья (Опра Уинфри, Ларри Кинг…) и выдающихся спортсменов (Майкл Джордан, Федор Емельяненко…), заканчивая политиками (Митт Ромни, Сильвио Берлускони, Арнольд Шварценеггер…) и бизнесменами (Ричард Брэнсон, Лакшми Миттал…) добились того что они имеют благодаря умению правильно формулировать и ставить цели.

8. Корректировка целей и задач

Если вами когда-то уже были определены ваши основные жизненные цели, то это не означает, что вы не можете частично менять их с течением времени. Корректировка целей и задач может иметь место на каждом этапе вашего жизненного пути. Гибкость в наше время является важнейшим качеством, позволяющим подстраиваться к изменившимся условиям. Нужно помнить, что закостенелые взгляды еще никого не приводили к успеху или счастью. Вы должны меняться вместе с окружающим миром.

Минимум раз в год каждый человек, настроенный на успех, должен посвящать время такому занятию, как корректировка целей. Например, вы можете делать это каждый свой день рождения, поскольку это момент, когда вы взрослеете на один год и понимаете, что стали мудрее. Посвятите этот день анализу тех плодов, которые вам удалось собрать за предыдущий год.

Сконцентрируйте внимание на ваших победах и не забудьте похвалить себя за них. В то же время не стоит упускать из поля зрения ваши поражения. Сделайте максимально правильные выводы и подумайте, над чем вам предстоит поработать в предстоящий период. Обязательно оцените список целей, который составлялся год назад. Тщательно проанализируйте каждую из поставленных задач. Подумайте о том, что конкретно за год вы сделали для ее осуществления.

Оцените, насколько далеко вы продвинулись в своих стремлениях. Задайте себе вопрос, имеет ли конкретная цель для вас то значение, что имела год назад. Возможно, сегодня эта задача покажется вам несущественной или в некотором плане даже наивной. В такой ситуации вы смело можете ее вычеркивать.

После того, как вы пройдетесь по всем вашим целям, начинайте создавать новый список. Вы можете видоизменять старые задачи, ориентируясь на требования настоящего момента. Если у вас появились новые мысли относительно целей, обязательно фиксируйте их. При этом надо следить за тем, чтобы новые задачи не противоречили еще актуальным старым. Надо помнить, что свои возможности необходимо оценивать адекватно. Старайтесь ставить перед собой достижимые цели, поскольку нереальные задачи, выполнение которых на данном этапе практически невозможно, через год станут предметом вашего разочарования.

Если ваша жизнь существенно поменялась за последний год, корректировка задач является для вас чуть ли не обязательной. Не нужно устанавливать себе слишком жесткие временные рамки. Вам нет необходимости ждать год для того, чтобы провести корректировку ваших целей. Формируя новые жизненные приоритеты, у вас будет возможность понять и принять все случившиеся перемены в вашей жизни.

Вероятнее всего, у вас есть множество целей. Попробуйте кратко и понятно записать их на листке бумаги. Скорее всего, с первого раза сделать это быстро не получится, а итоги такой работы могут удивить вас. Не будет лишним сравнить старый и новый список для того, чтобы осознать, от чего вы отказались и куда движетесь.

Помните, что у вас есть возможность менять и сами цели, и методы их реализации. К примеру, прошлая стратегия достижения определенной цели в настоящий момент может показаться вам вселенской глупостью. Вносите изменения в свою жизнь, иначе существует риск того, что вы долго будете оставаться на том же месте.

ПОСТАНОВКА

Смотреть что такое «ПОСТАНОВКА» в других словарях:

  • ПОСТАНОВКА — ПОСТАНОВКА, постановки, жен. 1. только ед. Действие по гл. ставить в 1, 4, 11, 12, 13 и 15 знач. поставить. Постановка столбов. Постановка памятника. Лес Островского в постановке Малого театра. Новая постановка Ревизора Гоголя. Интересная… … Толковый словарь Ушакова

  • постановка — См … Словарь синонимов

  • ПОСТАНОВКА — 1) творческий процесс создания спектакля (оперного, драматического, балетного), фильма, циркового и эстрадного представления и др. Осуществляется режиссером постановщиком совместно с художником, балетмейстером, в музыкальном театре совместно с… … Большой Энциклопедический словарь

  • постановка — (напр. опыта, эксперимента) Тематики энергетика в целом EN design … Справочник технического переводчика

  • постановка — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? постановки, чему? постановке, (вижу) что? постановку, чем? постановкой, о чём? о постановке; мн. что? постановки, (нет) чего? постановок, чему? постановкам, (вижу) что? постановки, чем?… … Толковый словарь Дмитриева

  • постановка — , и, ж. Постановка на вид. Замечание как вид партийного взыскания. ◘ За мелкие проступки должны применяться меры партийного воспитания и воздействия (постановка на вид, выговор и т.д.). КПСС в рез., т. 3, 582. Мерами дисциплинарного… … Толковый словарь языка Совдепии

  • постановка — и; мн. род. вок, дат. вкам; ж. 1. к Поставить (1.П.; 1 2 зн.). П. паровоза на ремонт. П. голоса. П. пьесы. П. парусов. П. корабля на якорь. Деловая п. вопроса. П. на учёт. 2. чего. Способ, манера держать какую л. часть тела (обычно в результате… … Энциклопедический словарь

  • Постановка — 1) творческий процесс создания спектакля (драматического, оперного, балетного), циркового представления, эстрадного обозрения, фильма; см. Режиссёрское искусство. 2) То же, что Спектакль … Большая советская энциклопедия

  • Постановка — ж. 1. действие по гл. поставить I 1., 4., 5., 7., 14., 15., ставить 1., 12., 14. 2. Положение какой либо части тела, лица. отт. Манера держать какую либо часть тела. отт. Положение тела или его части, достигнутое в результате занятий, тренировки … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • постановка — постановка, постановки, постановки, постановок, постановке, постановкам, постановку, постановки, постановкой, постановкою, постановками, постановке, постановках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов