Реестр вузов имеющих государственную аккредитацию РФ

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

В последнее время уделяется повышенное внимание со стороны Рособрнадзора, Министерства образования качеству обучения в ВУЗах. Проводятся проверки и постоянный мониторинг учебного процесса.

На основании анализа различных данных даются рекомендации по прекращению работы неэффективных и некачественных образовательных учреждений. Происходит отзыв лицензии и аккредитации такого ВУЗа (колледжа, школы)

Однако, часто руководство подобных организаций, на спешат уведомить об этом своих студентов и продолжают вести образовательную деятельность. Более того, они продолжают набирать студентов и принимать плату за обучение, пользуясь неосведомленностью абитуриентов об истинном положении дел в институте.

Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию и при выборе ВУЗа при поступлении — первое, на что должны обращать внимание поступающие — это наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и аккредитации.

С 2011 года лицензии стали выдавать бессрочно, но это не значит, что она не может быть отозвана. Плановые проверки Рособрнадзора осуществляются не чаще, чем 1 раз в три года (это надо иметь ввиду). Но при возникновении жалоб и обращений — частота проверок не ограничена.

Основные моменты, на которые следует обращать внимание:

  • Название вуза в лицензии должно совпадать с названием во всех документах, приказах, договорах, справках вуза, в том числе и в дипломе.
  • Адрес вуза, указанный в лицензии, является юридическим адресом и может не совпадать с местом Вашей учебы. Главное, этот адрес должен совпадать с адресом, указанным в Уставе вуза и в договоре оказания платных образовательных услуг.
  • Лицензия имеет приложение – одно или несколько. В приложениях указываются образовательные программы, по которым вуз имеет право обучать, поэтому на это стоит обратить внимание при выборе вуза и специальности, по которой Вы хотите обучаться. В приложениях, выданных недавно по новой форме, также указываются места осуществления образовательной деятельности.

Государственная аккредитация – это подтверждение возможности данного учебного заведения соответствовать образовательным стандартам государственного образца.

Вузы получают аккредитацию после проведения экспертизы качества образования первого выпуска по каждой образовательной программе. Аккредитационную экспертизу проводит комиссия Рособрнадзора. Заключения комиссии рассматриваются на Аккредитационной коллегии.

По каждой образовательной программе выносится решение: аккредитовывать или отказать в аккредитации.

При положительном решении вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации на определенный срок, обычно на 6 лет.

Свидетельство о государственной аккредитации, так же как и лицензия, имеет приложение, одно или несколько, в которых указаны аккредитованные направления подготовки.

Что дает аккредитация?

  • право на выдачу диплома государственного образца,
  • право на предоставление отсрочки от армии.

Важно: вуз не может гарантировать студентам получение аккредитации, так как это решение зависит от государственных органов.

Обращайте внимание на наличие в приложении к свидетельству о государственной аккредитации направления подготовки, по которой Вы хотите обучаться.

Также обращайте внимание на срок действия аккредитации, чтобы этот срок не истекал до момента завершения Вашего обучения в вузе.

Ну и, наконец, пользуйтесь дополнительными источниками оценки деятельности ВУЗа — отзывами о данном учебном заведении. При этом Вас должно насторожить, если отзывы на каком-то сайте только положительные. Скорее всего, они не соответствуют действительности.

Пользуйтесь надежными источниками, в которых публикуются острые, компетентные и реальные отзывы. Только от такой информации будет реальная польза!

Как проверить наличие лицензии и аккредитации учебного заведения?

1. Все образовательные учреждения, законно ведущие свою деятельность, располагают сведения о лицензии и аккредитации на своем сайте на видных местах. Проверить такую информацию не составляет труда, т.к. все документы пред Вами в наличии.

2. При отсутствии таких документов на сайте или в случае, если Вы сомневаетесь в их подлинности, проверить наличие или отсутствие лицензии можно на странице СВОДНОГО РЕЕСТРА ЛИЦЕНЗИЙ Рособрнадзора.

3. Проверить образовательную организацию можно и на этой странице Рособрнадзора (поиск организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам )

Как убедиться в том, что у вуза есть аккредитация и лицензия

Совсем скоро отгремят последние звонки и все выпускники превратятся в абитуриентов. Самый ответственный этап сдачи экзаменов сменится периодом поступления в вузы. Руководитель Курсов ЕГЭ и ОГЭ Lancman School Михаил Ланцман рассказывает, как в два клика убедиться в том, что у вуза есть лицензия и государственная аккредитация.

Только в 2017 году Рособрнадзор приостановил действие лицензий больше десяти вузов, а ещё 15 лишил аккредитаций. А это значит, что сотни выпускников университетов страны рискуют остаться без дипломов. Да, в наше время каждый должен быть немножечко юристом. Современный темп жизни требует реальной юридической грамотности даже от подростка. И здесь действует золотое правило: проинформирован — значит, вооружён.

Сегодня я расскажу, что такое государственная аккредитация высших учебных заведений, почему её наличие важно и как проверить, всё ли законно. А также дам несколько практических советов тем, кто уже столкнулся с такой серьёзной проблемой, как отказ в выдаче диплома гособразца по причине отсутствия у вуза аккредитации.

Что такое лицензия на право заниматься образовательной деятельностью

Это документ, выдаваемый государственными органами. В нём чётко отражено право учреждения законно осуществлять образовательные услуги. Выдаётся лицензия бессрочно, то есть продлевать её не нужно. Каждый вуз, конечно, обязан не только иметь лицензию, но и разместить информацию о лицензировании на своём сайте. Чтобы высшему учебному заведению получить лицензию, надо доказать, что его деятельность соответствует всем заявленным требованиям. Проверить наличие лицензии у вуза можно на сайте Рособрнадзора. Выглядит лицензия вот так:

Что такое государственная аккредитация?

Государственная аккредитация высшего учебного заведения — это выдача свидетельства, подтверждающего признание государственными органами качества образовательного учреждения, а также его соответствия стандартам образования. Процедура аккредитации вузов необходимо проходить раз в пять лет. Свидетельство о государственной аккредитации выглядит вот так:

Как проверить аккредитацию у вуза

Чтобы убедиться, что у вашего вуза есть аккредитация, можно воспользоваться официальным сайтом Рособрнадзора. Они создали удобный поисковый сервис «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», позволяющий в два клика получить исчерпывающую информацию.

Главное, что надо выяснить, — это наличие законых прав у высшего учебного заведения выдавать диплом государственного образца. Вся подробная информация должна быть размещена на сайте вуза. Также вы можете потребовать предоставить интересующие вас документы на Дне открытых дверей. Отказ или отговорки — это повод задуматься.

Вот краткая, но очень наглядная инструкция для абитуриентов, рассказывающая обо всех этапах проверки вуза абитуриентом и его родителями.

Что бывает, если у вуза проблемы с этими документами

Самый наглядный пример подобных проблем — это новостные репортажи с реальными участниками событий. Вот, например, ролик, рассказывающий, как весной 2018 года (всего пару месяцев назад) Новосибирский государственный технический университет лишился аккредитации сразу по девяти направлениям обучения. Сотни студентов оказались в весьма непростой ситуации.

Не надо думать, что вас никогда не коснётся эта проблема. Если вы не отнесётесь внимательно к выбору вуза, то никто не может застраховать вас от подобных проблем с получением диплома государственного образца по окончании обучения. И не так уж важно, государственный вуз или коммерческий. В одной только Москве факультетов журналистики насчитывается больше 40, а юридических факультетов вообще почти 60! Не надо объяснять, что некоторые из них уже сейчас находятся в условной группе риска — слишком уж много московские вузы готовят журналистов и юристов.

Что делать, если у вуза всё-таки отозвали лицензию или лишили его аккредитации

Я рекомендую начать с похода к опытному юристу. Именно его профессиональная помощь будет залогом успеха. И желательно сделать это как можно быстрее. Главное, что вы должны знать:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» полностью на вашей стороне.

2. По закону вуз обязан уведомить всех студентов о лишении аккредитации или лицензии. Анонс на сайте вуза или устное сообщение нельзя считать официальным уведомлением, вам обязаны вручить документ с официальными реквизитами (либо по почте, либо выдать на руки под роспись).

3. Учредители вуза и само высшее учебное заведение несут полную ответственность за произошедшее.

4. По заявлению студента в администрацию вуз обязан обеспечить право на перевод в другое учреждение высшего профессионального образования по аналогичной специальности без дополнительной оплаты.

5. Для защиты своих прав можно обратиться в Рособрнадзор или во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам — достойное образование», а также в судебные органы.

Лицензионный контроль

Нормы Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требуют от образовательных организаций:

  • обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объеме,
  • создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся,
  • соблюдать права и свободы обучающихся, родителей и работников образовательной организации.

Для того чтобы следовать установленным нормам законодательства руководителю учебного заведения необходимо обладать высоким уровнем правовой культуры. Предупреждением и профилактикой возможных нарушений на практике занимаются Отделы (департаменты) надзора и контроля за соблюдением законодательства в области образования при Комитетах образования субъектов РФ. Эти надзорные органы при проверке деятельности образовательной организации выявляют нарушения и выдают предписания, составляют протоколы об административных правонарушениях и начисляют ощутимые штрафы на должностных лиц — руководителей организации и на саму проверяемую организацию. Получив предписание о нарушении законодательства, образовательная организация должна подготовить приказ с изложением принимаемых мер по устранению отмеченных недостатков, выслать его в Отдел надзора и впоследствии предоставить отчет об устранении обнаруженных нарушений. Намного сложнее дело обстоит с устранением таких недостатков, которые проверяющие относят к административным правонарушениям и, как следствие, за такие провинности начисляют штрафы на должностных и юридических лиц. Рассмотрим наиболее типичные нарушения, на которые Отделы надзора и контроля ссылаются в своих протоколах как на административные правонарушения.

  1. Осуществление образовательной деятельности при отсутствии государственной лицензии квалифицируют по части 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в дальнейшем – КоАП РФ)—деятельность, не связанная с извлечением прибыли влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от 170 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.
  2. В случаях невыполнения требований по режиму деятельности обучающихся (СанПиН 2.4.4.1251-03) или занятий с ПЭВМ детей школьного возраста (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) данное нарушение квалифицируют по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
  3. Проведение образовательной деятельности при отсутствии разработанных и утвержденных образовательных программ признается административным правонарушением по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  4. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
  5. Ведение образовательной деятельности представительствами образовательных организаций — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.
  6. При отсутствии необходимого материально-технического обеспечения образовательной деятельности в части подпункта «б» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» и(или) оборудование помещений с нарушением государственных и местных норм и требований квалифицируется по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  7. Прием на работу в образовательную организацию лиц, не имеющих среднего профессиональное или высшего образования и не отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, является признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований и условий) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 150 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  8. Прием на работу педагогических работников без справок об отсутствии ограничений при поступлении на работу в образовательное заведение считается административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод (в части нарушения права на охрану жизни и здоровья) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
  9. Нарушение порядка размещения на официальном сайте в сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма предоставления, являются признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся ) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
  10. Отсутствие правил приема на обучение по дополнительным образовательным программам с оплатой стоимости обучения физическими и(или) юридическими лицами является признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10до 30 тысяч рублей; на юридических лиц ‑ от 50до 100 тысяч рублей.
  11. Отсутствие договора об оказании платных образовательных услуг за счет средств физических и(или) юридических лиц или его несоответствие установленным требованиям квалифицируется по части 1 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение правил оказания платных образовательных услуг) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей.
  12. Отсутствие условий для ознакомления участников образовательных отношений со своими правами и обязанностями, соблюдения прав и обязанностей участников образовательных отношений квалифицируются по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод) ‑ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
  13. Отсутствие комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения является признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
  14. Отсутствие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации является признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных свобод) — влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Выводы, которые напрашиваются после знакомства с этим грустным прейскурантом штрафов:

  1. Государство в лице органов лицензионного контроля очень строго относится к соблюдению образовательного законодательства. Это может быть и правильно, но уж очень дорого!
  2. Желающим создать свою собственную образовательную организацию стоит заранее серьезно задуматься о целесообразности вложения сил и средств в это начинание. Разумнее начинать самостоятельно оказывать образовательные услуги путем сотрудничества с уже давно существующей организацией, которая знает все тонкости лицензирования и уже неоднократно успешно проходила сквозь сито лицензионного контроля. И только по мере накопления практического опыта организационной работы, после формирования портфеля привлекательных и финансово выгодных образовательных программ следует начинать свое дело.
  3. Для тех отчаянных, которые по каким-то причинам не боятся лицензионного контроля или имеют достаточно финансовых средств для уплаты возможных двух-трех административных штрафов (где-то порядка 300-500 тыс.рублей) и не опасаются потерять своих обучающихся на 90 дней (время приостановки деятельности организации), дополнительно приводим описание некоторых (не всех!) технологических карт контроля (ТК).

Такие карты сейчас реально используются Органами надзора при лицензионной проверке организаций дополнительного образования в одном из субъектов Российской Федерации:

ТК-1. Реализация дополнительных общеразвивающих программ в организации дополнительного образования. ТК-2. Анализ и экспертиза соответствия используемых в образовательном процессе объектов и средств обеспечения образовательного процесса. ТК-3. Соблюдение законодательства при аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. ТК-4. Соблюдение законодательства при реализации прав участников образовательных отношений на участие в управлении организацией. ТК-5. Осуществление организацией функционирования внутренней системы оценки качества образования.