Рекреационные зоны

Содержание

Земельныйэксперт

Земли рекреационного назначения

38452

Земельные участки рекреационного назначения

Обзор земельного законодательства позволяет выделить такие зоны, как земли рекреационного назначения. Определение данному понятию дается в ст. 98 ЗК РФ.

К данным территориям можно отнести земельные массивы, которые предназначены только для организации мест отдыха, туристических баз, маршрутов и кемпингов, а также с целью осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности.

Земли рекреационного назначения относятся к категории территорий, нуждающихся в установке специального правового режима эксплуатации и особом природоохранном порядке.

Состав земель рекреационного назначения

Строго определен состав данной категории площадей. В группу включены участки следующего целевого использования:

  • для устройства мест отдыха населения и отдельных категорий граждан;
  • с целью прокладывания туристических маршрутов и устройства кемпингов, лагерей;
  • в качестве территории для размещения турбаз, пансионатов, домов отдыха;
  • для постройки физкультурно-оздоровительных объектов;
  • территории для устройства детских лагерей, парков, домов рыболова или охотника.

Единственным ограничением, которое законодательство устанавливает относительно этой группы территорий – земли должны располагаться за границами поселений.

Ранее в указанную группу включались массивы пригородных зеленых зон, однако, позже они были исключены из данной категории.

Использование земель рекреационного назначения

Эксплуатация наделов рекреационной принадлежности происходит в рамках договора, заключенного с распорядителями (собственниками или пользователями по договору аренды или срочной эксплуатации) земель. Пользование происходит на основании заключенного договора о сервитуте, т.е. земли не изымаются. Сервитут носит публичный характер.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для устройства зон отдыха, туристических маршрутов и ведения физкультурно-оздоровительной работы.

В отношении таких земель введен специальный правовой режим пользования, согласно которому наделы не изымаются у собственников и временных распорядителей, однако, в отношении них устанавливается порядок свободного доступа всех желающих.

Земли могут участвовать в любых юридических сделках, не запрещенных действующим законодательством – купле-продаже, дарении, мене. Ответственность за сохранность и начальное состояние земель несут распорядители территорий. Согласно ст. 8.8 КоАП, штраф может составить от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости территорий, но не менее 10 тыс. рублей для граждан и от 1 до 1,5% от кадастрового показателя для должностных лиц, но не меньше 20 тыс. рублей. Что касается организаций, то штраф составит от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.

Особенности правового режима данной категории земель заключаются в том, что любой гражданин может посетить указанные участки, при условии соблюдения режима пользования территориями.

Законом запрещается выполнение на участках рекреационного значения работ, не отвечающих их целевому назначению. Перевод земель из одной группы участков в другую также запрещен.

Заключение

В завершение можно сделать ряд выводов:

  1. Площади рекреационного типа используются для организации туристического и спортивно-оздоровительного отдыха.
  2. Земли должны располагаться за границами поселений и иметь определенный природный потенциал для эксплуатации.
  3. В состав таких территорий входят места организации кемпингов, туристических троп, турбазы и спортивные объекты.
  4. Использование площадей разрешается только согласно целевому назначению земель. Перевод в другую категорию наделов запрещен.
  5. Относительно участков устанавливается специальный режим пользования и заключается соглашение о сервитуте с владельцами или временными пользователями.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям рекреационного назначения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Петр Васильевич. Я являюсь собственником участка на берегу озера в рекреационной зоне. Территорию признали таковой всего лишь год назад, а землю я приобрел в собственность около десяти лет ранее.

Сейчас сложилась ситуация, когда я вынужден предоставлять доступ к озеру через мой участок для всех желающих. Соответствующее предписание выдала местная администрация, и теперь я вынужден предоставлять свой участок для доступа к озеру.

К сожалению, это наносит земле существенный ущерб, хотя мною были установлены все необходимые информационные знаки, определяющие порядок пользования участком.

Подскажите, имею ли я право запретить гражданам пользоваться моим участком или нет? Куда мне обратиться для этого?

Ответ: Уважаемый, Петр Васильевич. Согласно действующему законодательству, поскольку ваш участок расположен в пределах рекреационной зоны, в отношении надела устанавливается определенный режим землепользования. Однако по поводу предоставления прохода через свой массив к озеру с вами, как с владельцем земли, региональное ведомство должно заключить соглашение о сервитуте (ст. 98 ЗК РФ).

Также по закону собственники обязаны обеспечить соответствующую охрану данным землям во время эксплуатации. В том случае, если такое использование территории приводит к ухудшению ее состояния, вы имеете право обратиться к уполномоченному органу (в администрацию) и потребовать расторжения соглашения о сервитуте.

Если в удовлетворении вашего заявления будет отказано, то вам потребуется провести экспертный анализ состояния участка, и если обнаружится, что оно значительно ухудшилось, можете обратиться в суд с исковым заявлением. В суде вам придется подтвердить свою позицию данными проведенной экспертизы. В случае удовлетворения ваших требований, сервитут будет снят по решению суда.

Независимо от этого, вы сами вправе эксплуатировать надел только в рамках разрешенного использования, что запрещает разбивку садов, огородов и других видов деятельности. Не забывайте об этом.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
  2. Земли природоохранного назначения
  3. Земли историко-культурного назначения и особо ценные земли
  4. Земли лесного и водного фонда, земли запаса

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

  • +7 (800) 550-38-47 — Россиия

  • +7 (499) 553-09-05 — Москва

  • +7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Экология СПРАВОЧНИК

Рекреационные зоны — это зоны массового отдыха людей. Их основное назначение — восстановление физических и моральных сил человека. По степени посещаемости и по удаленности от жилых застроек различают три вида рекреационных зон: 1) ближняя рекреационная зона, доступная для посещения каждый день или раз в неделю); 2) средняя рекреационная зона (частота посещаемости этой зоны — от одного раза в неделю до одного раза в 2-3 месяца); 3) дальняя рекреационная зона (посещаемая горожанином, как правило не чаще одного раза в год).

Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты.

Рекреационные зоны охраняются законодательными актами, согласно которым любая хозяйственная деятельность в них, кроме направленной непосредственно на обеспечение отдыха, запрещается. Строительство ограничивается здесь созданием новых сани-тарно-курортных комплексов, однако со строгим соблюдением норм архитектурной нагрузки.

Рекреационными зонами считается часть пространства естественной среды, предназначенного для организованного массового отдыха населения и туризма. В состав таких зон могут входить социально-культурные и природные объекты, занимающие участки городской территории, пригородных, зеленых, лесопарковых зон, национальных природных парков, ботанических, дендрологических, зоологических садов, ландшафтные, рекреационные заказники, туристические маршруты, дома и базы отдыха.

Липняк в рекреационной зоне значительно отличается по степени структурированности от ненарушенного участка. Несмотря на одинаковое количество высотных уровней при максимальной высоте древостоя 18 м, вертикальной разнообразие сообщества в целом менее выражено. Древостой и подрост не подразделяются на подъярусы, характерны неравномерное распределение подлеска и сильно разреженный травостой. Суммарное проективное покрытие растительности по всем высотным уровням почти в два раза меньше, чем на ненарушенном участке. Индекс горизонтальной неоднородности в данном сообществе выше из-за значительной мозаичности подроста, подлеска и травостоя.

В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться участки, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации (утверждено постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 769 и действует в части, не противоречащей Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях”) охотопользование на территориях национальных парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Лесопарковая зона, городские парки и другие участки территории, отведенные и специально приспособленные для отдыха людей, называют рекреационными зонами (территориями, участками и т. п).

Таким образом, рекреационная зона — понятие комплексное. Оно состоит из частей, входящих в состав природных, природнокультурных территорий и объектов, используемых в целях отдыха и туризма. Поэтому требования охраны и рационального использования естественной среды зон рекреации реализуются через эко-лого-правовые нормы, регулирующие охрану соответствующих особо охраняемых территорий и объектов.

На территориях рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны Черного и Азовского морей, промзона Урала, нефтепромысловые районы западной Сибири и др.

В России к таким зонам относятся районы Северного При-каспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым прбле-мам: деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая эрозия — добавились новые. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее засоление и заболачивание земель, вызванное нагонными явлениями на расширившейся акватории Каспийского моря. Затопление и подтопление земель уже вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий (Романенко, 1996).

В настоящее время рекреационные зоны союзного значения занимают 14,5 тыс. км 2, т. е. 0,06% всей территории страны. К 2000г. в СССР потребность в рекреационных территориях возрастет до 245 тыс. км2 (И. П. Герасимов и др., 1975).

Санитарно-защитная зона отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.

Для особо ценных территорий (курортные и рекреационные зоны, особо охраняемые территории) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий.

Жилые здания должны располагаться в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории населенного пункта. Допускается размещение жилых зданий в зеленой, курортной и рекреационной зонах.

Опреснительные установки используются и в рекреационных зонах. Наглядным примером может служить база отдыха в поселке Новый Свет Крымской области. Это место, как известно, совершенно лишено естественных источников пресных вод.

Как уже указывалось при ответе на вопрос 111, к зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей природной среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных. В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны Черного и Азовского морей, промзона Урала, нефтепромысловые районы Западной Сибири и др.

Основной задачей ведения лесного хозяйства в рекреационных зонах кроме проведения чисто лесоводческих мероприятий (создание ландшафтных культур, проведение ландшафтных и санитарных рубок, реконструкция насаждений и т. п.) являются строительство подъездных путей, прокладка пешеходных троп и туристских маршрутов, обустройство мест отдыха, спортивных площадок, стоянок для автомашин и др. Устанавливая предельные нормы нагрузок, необходимо регламентировать посещаемость населения, разъяснять правила поведения в лесу, вводить ответственность за их нарушение.

Дефицит свободных земель в промышленных, портовых и рекреационных зонах России и других развитых странах мира заставляет все больше и больше решать проблему создания искусственных территорий для промышленного, транспортного и жилищного строительства. Все шире география намывных сельскохозяйственных угодий. Вслед за Нидерландами, отвоевавшими у Северного моря значительную акваторию под незатопляемые поля, такие же мероприятия стали проводить другие страны.

Неблагополучная экологическая ситуация сложилась в рекреационных зонах Черного и Азовского морей. Здесь отмечаются бытовое, промышленное и сельскохозяйственное загрязнение морского побережья, резкое уменьшение водообеспеченности, усиливающееся загрязнение атмосферы автомобильным и водным транспортом, что приводит к снижению и потере природно-рекреационных качеств ландшафта, деградации экосистем Черного и Азовского морей.

При озеленении городских садов, парков, скверов и других рекреационных зон открывается широкий простор для использования приемов ландшафтной архитектуры и фитодизайна. Основная функция зеленых насаждений в рекреационных зонах — декоративно-эстетическая, они призваны благотворно влиять на нервную систему человека. Поэтому при подборе деревьев необходимо использовать естественное разнообразие древесно-кустарниковой растительности в сочетании с газонами. Следует также использовать декоративные виды, акклиматизировавшиеся в условиях Курска, такие как липа серебристая, пихта сибирская, ель белая, можжевельник виргинский и др.

В некоторых случаях природоохранным целям служит развитие рекреационного потенциала. На побережьях теплых морей бывшего СССР в Настоящее время ежегодно отдыхает и лечится около 9,4 млн человек (25% общей численности рекреантов страны).

На территориях экстенсивного освоения наряду с селитебными зонами включаются непосредственно примыкающие к ним открытые пространства, рекреационные зоны и др.

Территории ограниченного освоения включают природоохранные зоны (лесопарки, заповедники и др.). Соответственно выделение территорий в процессе урбанизации происходит в такой последовательности: охраняемые ландшафты — рекреационные зоны — зоны преимущественного развития сельского и лесного хозяйства — территории преимущественного развития урбанизации с незначительным воздействием на природную среду — районы размещения производств с экстремальными экологическими характеристиками.

Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон.

В случаях когда строительство скважин ведется на ООПТ, в заповедных и рекреационных зонах, необходимы разработка специального проекта, положительное заключение по нему государственной экологической экспертизы и разрешение органов государственной власти, согласованное со специально уполномоченным на то органом Российской Федерации в области ООС.

При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов -коэффициент 3 .

Мы имеем огромные неиспользованные возможности для развития новых обширных рекреационных зон — на Дальнем Востоке, Байкале, Алтае, на западе от Одессы (если будет улучшена экологическая ситуация на Черном море), по побережьям Азова (если море будет приведено в порядок), в районе Кизлярского залива Каспия, во многих местах Средней Азии и Кавказа (вне его побережий). В ответ на капиталовложения будут получены значительные дивиденды — отдых дефицит во всем мире. Пока делается слишком мало. В области социальной экологии человечеству предстоит крутой поворот, в том числе в сфере тесно соприкасающихся с экологией демографических проблем.

Специфические природные условия Севера ограничивают планировочные возможности зон отыха. Необходимость выбора мест, наиболее благоприятных по микроклиматическим и инженер но-геологическим условиям, предопределяет островной характер формирования зон отдыха. Вследствие неблагоприятного ветрового режима около-водных территорий рекреационную зону по возможности удаляют от побережья крупных озер на 0,5—1 км, от моря на 20—50 км. Наиболее благоприятны для организации летнего отдыха участки на берегах небольших рек или мелководных озер, склонах гор южной ориентации, где почвы лучше прогреваются и дренируются.

Кстати, интересно отметить, что эти два крупных производственных объекта расположены в селитебной и рекреационной зоне г.Туапсе, где, кроме жилых и административных помещений, расположены винный завод, автохозяйство и т.п.

Идеи Н.Ф.Реймерса реализованы в оригинальной разработке «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» (Минприроды, 1992). В ней изложены способы оценки изменения как среды обитания человека, так и природной среды. В первом случае оценивается состояние здоровья населения, воздуха и почв селитебной территории, питьевая вода, ее источники, рекреационные зоны, радиационные загрязнения; во втором — воздух, все виды вод, почвы, геологическая среда, растительный и животный мир, биохимическое состояние территории.

Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздорови-тельных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях, подземных водных объектах, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Задача экологического производства не ограничивается только нейтрализацией негативных последствий человеческой деятельности, следует создавать рекреационные зоны и искусственные экосистемы, восстанавливать численность популяций животных и растений, поддерживать благоприятные климатические условия и т. д.

Запрещается размещение опасных отходов на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния окружающей природной среды.

С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы ПДК.

Ландшафтная архитектура предполагает осуществление строительства в городах с учетом пейзажных особенностей местности, проектирование на территории застройки садов, парков, рекреационных зон.

Органами местного самоуправления, санитарно-эпидемиологическими и природоохранными органами должно быть уделено повышенное внимание соблюдению экологических нормативов в ближних рекреационных зонах, которые расположены на территории города и поэтому удобны для посещения. Но именно здесь, особенно в летний сезон, высока степень загрязнения грунта бытовым мусором, что чаще всего связано с отсутствием служб сервиса, а также низкой культурой отдыхающих.

ВЫТАПТЫВАНИЕ — процесс уплотнения почвы, сотрясения в результате вибрации и механического повреждения растительности животными или людьми. В. связано с перевыпа-сом, а также с массовым туризмом и плохой планировкой рекреационных зон.

При увеличении населения в результате как постоянного, так и сезонного притока возрастает потребление природных ресурсов, потенциальные резервы которых имеют определенные пределы. К таким ресурсам для Крыма следует отнести рекреационные зоны, сельскохозяйственные земли, водные ресурсы (в основном в виде подземных вод), запасы минеральных солей в озере Сиваш, рыбные ресурсы (ареалы нереста осетровых рыб).

Для предотвращения вредного воздействия сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования на среду жизне-деятельности обеспечивается соблюдение необходимых расстояний от таких объектов до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон и других требований гос. градостроительных нормативов и правил.

Проникание концепций ландшаф-товедения в градостроительство обусловлено усилением внимания к проблемам охраны окружающей среды, что нашло отражение в проектной практике при функциональном зонировании территории с учетом избирательных свойств ландшафтов, при организации рекреационных зон и др.

В составе эпифитной альгофлоры города выявлено 30 видовых таксонов, из них доминировали представители отдела Chlorophyta (18). Отдел Cyanophyta представлен 5 видами, Xanthophyta — 3, Bacillariophyta — 4. Спектр жизненных форм Ch14H4B4P3CF2X2Cr Максимальное видовое разнообразие и размер разрастаний обнаруживались в рекреационной зоне города, минимальное — в промышленной. Изучение сезонной динамики эпифитных водорослей показало, что их максимальное развитие наблюдалось весной. Так, в некоторых парках в последней декаде марта процент деревьев с водорослевыми разрастаниями достигал 63. При этом доминировали два вида водорослей: Trebouxia arboricola и Desmococcus vulgaris. Количественный учет показал, что в этот период численность Trebouxia arboricola составила 750 клеток на 1 см2, Desmococcus vulgaris — 74,6 тыс. клеток на 1 см2 коры.

В результате были выработаны отправные точки для процесса принятия решений. Это стало самой лучшей гарантией стимулирования устойчивого развития порта Роттердама и решения проблем «узких мест» для порта, города и дельты. Так, например, в рамках рекомендаций создание заповедной и рекреационной зон площадью 750 га сочетается с сооружением промышленной площадки. Оба проекта рассматриваются как одна разработка территории, что позволит покрыть строительные и текущие затраты, связанные с заповедной зоной.

Впрочем, в других странах бывает сходная ситуация. Так, для США достаточно распространенным может быть такой вариант города. Жилая застройка занимает в нем 30-32% от общей площади, уличные пространства — 18-20%, промышленные предприятия -5%, транспортные устройства — 4%, коммерческие объекты — 4%, рекреационные зоны -5% и различного рода неиспользуемые земли — до 30%. Соотношение земель различного использования варьирует в пределах отдельных частей города. Так, в пределах г. Милуоки (США), в одном из микрорайонов селитебной части города жилая застройка занимает 65% площади, промышленные предприятия — 5% и парки — 30%, тогда как в микрорайоне промышленной части города предприятиям принадлежит 50% площади, жилым зданиям — 45% и паркам — только 5%.

Исходно проект РЯМ был разработан с целью решения дефицита площадей в порту, но применение интегрального подхода к стратегической ЭО привело к выявлению «узких мест» в порту, которые следует рассматривать в связке с проблемами города (проблемы экономического характера) и дельты (дефицит заповедных и рекреационных зон). Следовательно, расширение зоны решения привело к расширению перечня затрагиваемых проблем. Работа по формированию концепции «качества среды обитания» велась в рамках тесного сотрудничества (консультаций) с различными заинтересованными сторонами, что обеспечило соответствующее «закрепление» в политическом процессе.

На территории пустынь условия для организации мест массового отдыха крайне ограничены. Это предопределяет необходимость создания искусственной природной среды для целей массового отдыха в пределах города и населенных пунктов. Места межселен-ного массового отдыха могут быть представлены локальными зонами и центрами отдыха. При этом создание искусственного рекреационного ландшафта — неотъемлемая часть и обязательное условие использования для целей отдыха любой территории в пустынях. Сюда можно отнести; создание искусственных рекреационных водоемов и водотоков, устройство пляжей, озеленение территорий, благоустройство (укрепление грунтов и берегов и пр.). Относительно благоприятные условия для организации рекреационных зон складываются в городах, расположенных вблизи пресных водоемов и в районах гидромелиорации (Кзыл-Орда, Джамбул, гай, Балхаш, Гурьев, Джезказган, Кептау, Туркестан, Аральск и др.) (рис. 67). Однако и здесь требуется проведение сложной лесомелиорации и мелиорации почв. Здесь вместо зеленой зоны возможно только создание ветрозащитных лесных полос, а места массового отдыха населения формируются на территории города.

Устройство экрана из чистого песчаного грунта над слоем загрязненных отложений, частично остающихся в русле после очистки, не исключает выхода примесей из загрязненных отложений в речную воду, а лишь несколько изменяет во времени ход процесса диффузии. Устройство такого экрана целесообразно лишь при создании рекреационных зон.

С использованием структурных «чисел» известного греческою архитектора С.А. Доксиадиса (Реймерс,1985), учитывающих соотношение природных и антропогенно измененных ландшафтов, идеальная структура категорий и видов земель на освоенных территориях должна выглядеть следующей: земли сельскохозяйственного назначения, включая населенные пункты — 22,5%; промышленность, транспорт — 2,5%, лесного фонда 18%; государственного запаса, заповедников, национальных парков, регулируемых рекреационных зон — 57%. Эта структура сильно отличается от сложившейся в Московской области, где земли сельскохозяйственного назначения занимают 46,7%, городов и населенных пунктов — 4,8%, промышленности и транспорта — 8,3%, лесного фонда — 39,4%, государственного запаса — 0,8%. Прежде всего, в области нужно значительно уменьшить площадь сельскохозяйственных, промышленных и транспортных земель и увеличить площадь особо охраняемых территорий. Только такая сбалансированная структура землепользования значительно улучшит экологическое состояние Московской области.

При организации регионального экологического мониторинга необходимо выделять некоторые направления (районы) контроля атмосферы, которые могут быть отнесены к приоритетным. В частности, к такого рода районам следует отнести: города о большим количеством жителей (от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек), подверженные повышенному загрязнению атмосферы, в которых существуют крупные источники выбросов вредных веществ. Являются приоритетными в смысле контроля города и поселки, отвечающие статусу населенных мест курортного типа, а также рекреационные зоны и зоны заповедников.

Основы формирования и характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории РФ

Идея создания особой экономической зоны (ОЭ3) обусловлена стремлением к интеграции с мировой экономикой либо же необходимостью становления отдельных видов деятельности, имеющих весомое значение для национального хозяйства.

ОЭ3 — зона, которая определяется Правительством Российской Федерации, часть территории Российской Федерации, на которой действует специальный режим реализации предпринимательской деятельности согласно Федеральному закону РФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ). Это ограниченная территория со специальным юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для отечественных и/или зарубежных инвесторов. Основной целью формирования таких зон является решение стратегических задач развития государства в целом или определенной территории, включая:

— развитие обрабатывающих и высокотехнологичных направлений экономики;

— производство новых видов продукции, усовершенствование экспортной базы и импортозамещающих производств;

— продвижение туризма и санаторно-курортной сферы;

— привлечение прямых иностранных инвестиций;

— возникновение новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

— проверка новых методик управления менеджментом и организации труда;

— уменьшение уровня коррупции.

С точки зрения инвесторов, формирование особых экономических зон содействует реализации таких целей, как приближение производства к покупателю, освоение новых рынков сбыта, снижение расходов, связанных с отсутствием импортных и экспортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре.

По исполняемым функциям ОЭЗ принято разделять на:

— Зону свободной торговли (ЗСТ) — часть территории, которая выведена за пределами национальной таможенной территории. В подобной зоне осуществляются операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке.

— Промышленно-производственную зону (ППЗ) — территория, внутри которой налажено производство определенной промышленной продукции и при этом предпринимателям предоставляются различные льготы.

— Технико-внедренческую зону (ТВЗ) — часть территории, которая выведена за пределами национальной таможенной территории и внутри которой размещены проектные, научно-исследовательские и другие организации. Примерами ТВЗ могут выступать технопарки и технополисы.

— Туристско-рекреационную зону (ТРЗ) — территория, на которой ведут туристско-рекреационную деятельность — формирование, реконструкция, улучшение качества объектов инфраструктуры туризма и отдыха, продвижение и оказание услуг в сфере туризма.

— Портовая зона — реализуется на территории морских портов, которые открыты для международного сообщения и захода зарубежных судов, а также на территориях, которые предназначены для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют специальные экономические зоны 4 типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

В данной статье пойдет речь о туристско-рекреационных зонах, а именно описание принципа действий как российских, так и зарубежных зон данной тематики и попытка реализации идеи формирования туристско-рекреационной особой зоны на территории Республики Дагестан.

Туристско-рекреационные специальные экономические зоны — это не новейшее явление в мировой экономической практике. В 120 странах насчитывается свыше 3 тыс. разных специальных экономических зон с годовым товарооборотом 600 млрд $. Для нынешней Российской Федерации создание туристско-рекреационных специальных экономических зон стало делом государственной значимости, потому что туристическая привлекательность страны теряет свою силу. Туристическая прибыльная индустрия России второго десятилетия не может избавиться от бесчисленных загвоздок, связанных, скажем, с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц и фактически всей нынешней инфраструктуры, нужной для привлечения путешественников и переориентации российских граждан, выбирающих отдых за рубежом, на внутренний туристский рынок. Предполагается, что создание в России туристско-рекреационных специальных экономических зон будет содействовать обеспечению благоприятного инвестиционного микроклимата, возникновению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь становления.

В связи с тем, что процесс создания туристско-рекреационных специальных экономических зон в России начался относительно незадолго и говорить о достигнутых итогах пока несвоевременно, значительный интерес представляет изучение исходных этапов их образования в условиях нынешней экономики.

Таким образом, дозволено определить цель данной научной статьи — обнаружение особенностей образования и становления туристско-рекреационных специальных экономических зон на территории Российской Федерации.

Еще в 2006 году был запущен процесс образования туристско-рекреационных ОЭЗ: из двадцати восьми заявок были утверждены семь проектов по организации данного типа особых зон. Победителями среди регионов стали Ставропольский, Краснодарский и Алтайский края, Республики Бурятия и Алтай, Калининградская и Иркутская области. В 2010 году присоединился также Приморский край. Таким образом, в настоящее время на территории РФ действуют восемь туристско-рекреационных ОЭЗ:

1. ОЭЗ «Алтайская Долина» (Республика Алтай) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67. Расположена на территории Майминского района на побережье реки Катунь с общей площадью 855 га. Планируется создать на данном участке курорт с возможностью для развития водных видов спорта, поскольку река Катунь считается одним из удобнейших мест для сплавов, а также здесь можно проводить занятия по экстремальным видам водного спорта. В состав курорта будут включены не только лечебно-оздоровительные, спортивные и развлекательные объекты, но и гостиничный комплекс.

2. ОЭЗ «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) основана согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68. Особая экономическая зона находится в Прибайкальском районе Республики Бурятия, недалеко от озера Байкал. Планируется создать на территории спортивно-оздоровительный комплекс, современную гостиницу, центр восточной медицины, порт, обустройство маршрутов и экологических троп.

3. ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69. Расположена на территории Алтайского края с общей площадью 3326 га.

Экономическая зона создается для функционирования курортно-рекреационного комплекса, который ориентирован на максимальное использование природного потенциала и особенностей местности. В целях создания зоны предполагается также строительство горнолыжной трассы, различных кемпингов, охотничьих угодий и других объектов с наличием общего количества мест для туристов 3,5 тыс.

4. ОЭЗ «Новая Анапа» (Краснодарский край) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 70. Располагается между Черным морем и Кизилташским и Бугазским лавинами на территории города Анапа с общей площадью земельного участка 882 га. В проект создания туристкой зоны «Новая Анапа» входит не только реализация идеи курорта, с возможностью спокойного отдыха в различных видах: отдых на пляже по системе «все включено», культурный отдых с детьми, СПА-терапия, отдельно расположенные мини — отели, но и активного спортивного отдыха: теннис, гольф, бассейны, аквапарк, виндсерфинг, парусный спорт.

5. ОЭЗ «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) основана согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71. Данная зона имеет площадь 843 га и располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 35 км от аэропорта г. Минеральные Воды и 10 км от г. Пятигорска.

Цель образования экономической зоны заключается в создании современного бальнеологического курорта, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, улучшения сервиса, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

6. ОЭЗ «Ворота Байкала» (Иркутская область) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 72. Экономическая зона расположена на побережье озера Байкал. Проект включает в себя строительство объектов тепло- и энергоснабжения, объектов наружных сетей канализации и водоснабжения, а также реконструкция аэропорта в Иркутске. Кроме того, неподалеку границы особой зоны предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезд; объекты лечебно-оздоровительного, спортивного, делового и развлекательного назначения.

7. ОЭЗ «Куршская коса» (Калининградская область) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N73. Общая площадь акватории в охранной зоне составляет 9 800 га, а национального парка — 6 621 га. Западная граница экономической зоны проходит по берегу Балтийского моря, а восточная — по берегу Куршского залива. Рекреационный потенциал туристко-рекреационной зоны, позволяющий развивать не только оздоровительный, экологический, велосипедный, спортивно-развлекательный виды туризма, но, и водный, деловой, экскурсионный и познавательный.

8. ОЭЗ на территории острова Русский (Приморский край) основана согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201. Туристко-рекреационная зона расположена на земельном участке с общей площадью 2,8 тысячи гектаров. В рамках развития зоны планируется строительство океанариума, нескольких гостиниц, международного делового центра и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

Исходя из вышесказанного видно, что практически в каждой из ОЭЗ туристко-рекреационного типа одними из приоритетных направлений является оздоровительный, экологический, спортивный туризм, а также во всех регионах предусмотрено строительство спортивных и гостиничных комплексов разной направленности. По поводу структуры инвестиций, стоит отметить, что лишь в одном регионе формирование туристско-рекреационной зоны будет состоять из бюджетного финансирования практически на 70 %, тогда как в других туристических зонах внебюджетные поступления составят от 16,5 до 45 %.

На протяжении 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех туристко-рекреационных ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. была завершена разработка и согласованы концепции формирования и развития каждой из зон, которая состоит не только из анализа рынка и определения их позиционирования, но и привлечения инвесторов и разработки маркетинговых стратегий продвижения.

Согласно концепции были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой особой экономической зоны. В 2008 г. было начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры.

В 2008–2009гг. из-за экономического кризиса из семи туристско-рекреационных ОЭЗ строительство продолжилось лишь в трех — «Алтайская долина» в Республике Алтай, «Байкальская гавань» в Бурятии и «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае. Одним из факторов увеличения длительности процесса образования туристско-рекреационных особых экономических зон является, прежде всего, отсутствие опыта создания таких зон на территории России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12–15 лет). Но несмотря на это, проекты ТР ОЭЗ не были «заморожены» надолго и свернуты — об этом говорит прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о формировании новой туристской зоны в Приморском крае.

Литература:

1. Лебедев А. В. Регулирование туристской деятельности на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны. Российское предпринимательство. — 2008. — № 5, Вып.1(110). — С.138–141

2. Павлов П. В. Особые экономические зоны как механизм эффективного развития международной инвестиционной и инновационной деятельности. Журнал «Международные отношения». — 2013г.

4. Смородинская Н. Организация ОЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ. Вып. 3. — М.- 2006.

5. Зименков Р. И. Свободные экономические зоны: учебное пособие. Юнити-Дана, 2012 г. 180–185с.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Смотреть что такое «РЕКРЕАЦИОННАЯ ТЕРРИТОРИЯ» в других словарях:

  • Ландшафтно-рекреационная территория — территория, включающая городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему… … Официальная терминология

  • РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА — см. Зона отдыха. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989. РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА традиционно используемая природная или специально организованная территория, где жители… … Экологический словарь

  • ТЕРРИТОРИЯ РЕКРЕАЦИОННАЯ — участок суши или водной поверхности, предназначенный для отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности. См. также Рекреация. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И.… … Экологический словарь

  • Рекреационная зона — в РФ специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающие в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут… … Финансовый словарь

  • Особо охраняемая природная территория — Особо охраняемые природные территории (ООПТ) согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 : «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) участки земли, водной поверхности и… … Википедия

  • Охраняемая природная территория — Особо охраняемые природные территории (ООПТ) согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 : «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) участки земли, водной поверхности и… … Википедия

  • Курорт — Дилижан горно климатический курорт в Армении Курорт (нем.& … Википедия

  • Прибайкальский район Бурятии — Прибайкальский район Байгал шадар аймаг Герб … Википедия

  • Котокель (озеро) — Прибайкальский район Байгал шадар аймаг Герб Страна Российская Федерация Статус Муниципальный район Входит в Республику Бурятия Включает 10 муниципальных образований … Википедия

  • Прибайкальский район — Байгал шадар аймаг Герб … Википедия

Туристско-рекреационная зона

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 года Государственной Думой России. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Особенности туристско-рекреационных зон

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

  • могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.
  • на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.
  • в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.
  • земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Налоговые льготы для организаций

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

  • снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды.
  • возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент.
  • может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

Туристско-рекреационные зоны в России

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

  • в Краснодарском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70
  • в Ставропольском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71
  • в Иркутской области — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72
  • «Байкальская гавань» в Республике Бурятия — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68
  • «Алтайская долина» в Республике Алтай — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67
  • «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69
  • в Калининградской области — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.

Примечания

  • Пресс-релиз: законопроект о туристско-рекреационных особых экономических зонах
  • Особая экономическая зона «Байкал»
  • Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь»
  • Особая экономическая зона в Республике Алтай
  • Гранд Спа Юца. Особая экономическая зона в Ставропольском крае