Республика делится на 3 типа

Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Признаки республики:Править

1. Верховная гос власть осуществляется несколькими гос. органами,

2. Высшие органы гос. власти формируются выборным или не выборным путем, но при участии выборных органов,

3. Выборные органы гос. власти имеют срок полномочий,

4. Источником верховной гос. власти признается народ, который участвует в формировании высших органов гос. власти непосредственно (путем выборов) либо через институты представительной демократии.

Виды республикиПравить

1. Парламентская республика: власть сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.

2. Президентская республика: президент координирует отношения между ветвями власти и верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.

3.Смешанная республика (полупрезидентская): сочетание сильной президентской власти с эффективным контролем парламента за правительством. В разных странах разные полупрезидентские республики отличаются друг от друга. Главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

Республика как форма правления: понятие, признаки, виды

Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

— существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

— обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

— имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства. Коста-Рика, Уругвай, Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Франция, США, Бразилия.

Парламентская республика — это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства. Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Индия, Эстония.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля. Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Сербия, Хорватия, Черногория, Россия, Киргизия.

Монархия как форма правления: понятие, признаки и виды.

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);

2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;

3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями.

В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

— Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

— Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Признаки унитарного государства:

1) единство и суверенитет;

2) административные единицы не имеют политической самостоятельности;

3) единый, централизованный государственный аппарат;

4) единая законодательная система;

5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); 2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) смешанные;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета.

Можно выделить следующие виды сложных государств:

1) федерация;

2) конфедерация;

3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1) национально-государственная;

2) административно-территориальная;

3) смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные; 2) конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Определение понятия республиканская форма правления

Республиканская форма правления — форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. При такой форме правления главой государства является президент, который избирается народом из числа граждан страны различными способами.

Признаки республиканской формы правления

  • выборность власти,
  • ограниченность срока действия властных полномочий,
  • зависимость от избирателей.

Виды республиканской формы правления

В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:

  • президентская республика,
  • парламентская республика,
  • смешанная (полупрезидентская) республика.

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Признаки президентской республики:

  • президент является главой государства;
  • президент избирается путем всенародного голосования;
  • внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
  • отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
  • отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
  • наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
  • жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.

Признаки парламентской республики:

  • верховенство парламента;
  • глава государства выполняет представительскую роль;
  • парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
  • ответственность правительства перед парламентом;
  • правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
  • наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики

Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:

  • президент избирается путем народного голосования;
  • президент не является главой исполнительной власти;
  • правительство возглавляет исполнительную власть;
  • правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
  • основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
  • должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
  • решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.

Нетрадиционные виды республик

Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.

В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.

Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.

Характеристика республиканской формы правления

Президентская республика Парламентская республика Смешанная (полупрезидентская) республика
Статус президента глава государства и глава исполнительной власти носит формальный характер глава государства, но выведен из системы разделения властей
Способ избрания президента получает мандат от парламента избирается путем всенародного голосования избирается путем всенародного голосования
Порядок формирование правительства формируется президентом формируется парламентом на основании парламентского большинства формируется совместно президентом и парламентом
Ответственность правительства перед президентом перед парламентом перед президентом – основная, перед парламентом – ограниченная
Законодательная инициатива президента обладает отсутствует отсутствует, но в некоторых странах имеются исключения
Право вето президента на решения парламента имеется отсутствует слабое право вето, но в некоторых странах имеются исключения
Право президента распустить парламент отсутствует используется в крайних случаях, когда проблему невозможно решить иным способом обладает
Наличие поста премьер-министра отсутствует имеется имеется

Республиканская форма правления обновлено: 14 февраля, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Особенности современных республик и их виды

Термин республика, переводимый как «общее дело», означает форму правления, при которой глава государства является выборным лицом. Признаками республиканской формы правления являются выборность органов государственной власти, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, краткосрочность представительных органов и замещения высших должностей исполнительной власти.

Республиканская форма правления была известна еще в рабовладельческих (Древняя Греция, Древний Рим) и феодальных (Венеция, Новгород, Псков) государствах. Активное развитие она получила в период новой истории, когда после буржуазных революций в государстве устанавливалась республиканская форма правления. В зависимости от статуса и объема полномочий главы государства, парламента и правительства выделяют следующие основные виды республик: президентские, парламентарные и смешанные. Для характеристики вида республики в литературе также используется термин «система правления». Сахаров Н. А. отмечает, что «более корректно с точки зрения научной терминологии говорить о президентской, полупрезиденской, парламентарной системах правления» (Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 1994. С. 3). Аналогичная точка зрения встречается и у других ученых (см., напр.: Сапаргалиев, Г. Конституционное право Республики Казахстан: академический курс / Г. Сапаргалиев. Алматы: Жетi жаргы, 2007. С. 235).

Впервые президентская республика появилась в США после принятия Конституции 1787 г. Именно в организации системы государственной власти этой страны элементы данной формы правления находят наибольшее проявление. В основе организации государственной власти в США лежит система разделения властей, где президент представляет исполнительную власть, конгресс – законодательную, и судебные органы – судебную. Взаимодействие органов государственной власти осуществляется на основе существующей в президентской республике «системы сдержек и противовесов», которая находит выражение в нескольких аспектах.

Во-первых, отличаются способы формирования высших органов государственной власти США. Палаты конгресса – палата представителей и сенат избираются на основе прямых выборов. Президент в президентской республике избирается на основе косвенных выборов. Судебная власть формируется законодательной и исполнительной властью совместно.

Во-вторых, закрепляются различные сроки формирования данных органов государственной власти: члены палаты представителей избираются на два года, президент США – на четыре года, сенат – на шесть лет, судьи назначаются пожизненно.

В-третьих, у властей существуют средства обоюдного воздействия. Например парламент принимает закон, который обязаны соблюдать и судебная власть, и исполнительная. При этом глава исполнительной власти может применить в ходе законодательного процесса право вето, а суд в дальнейшем может признать закон неконституционным. В президентской республике парламент не может объявить недоверие правительству, а президент не обладает правом роспуска парламента или одной из его палат. Парламент обладает правом привлечения президента и министров к юридической ответственности посредством процедуры импичмента.

В президентской республике президент играет доминирующую роль в системе органов государственной власти. У. Г. Тафт, характеризуя его положение, отметил, что «в глазах народа президент – это живое воплощение власти как таковой. Вот почему общество возлагает на него ответственность за любое действие или бездействие» (цит. по: Шлезингер, А. Циклы в американской истории / А. Шлезингер. М., 1992. С. 414). В связи с этим в большинстве стран с этой формой правления глава государства избирается на основе прямого избирательного права (Мексика, Египет, Колумбия, Филиппины). Являясь главой исполнительной власти, президент самостоятельно формирует её высший орган. Правительство как единый коллегиальный орган при данной форме правления отсутствует. Министры, входящие в состав правительства, фактически являются помощниками, консультантами президента по вопросам своей компетенции и несут ответственность только перед ним.

В президентской республике возможны две модели сосуществования законодательной и исполнительной власти. Первая модель, получившая название «разделенное правление», характеризуется принадлежностью президента и парламентского большинства к разным политическим партиям. Это приводит к бόльшим проявлениям механизмов взаимного контроля данных ветвей власти. Для второй модели характерна принадлежность президента и парламентского большинства к одной политической партии. Фактически парламент и президент в данном случае образуют одну «партийную власть», компетенции которой включают и законодательные, и исполнительные полномочия.

Парламентарная республика возникла во Франции в 70-е гг. ХIХ в. Президент при данной форме правления является номинальным главой государства и избирается либо парламентом (Греция, Венгрия), либо специальным органом (ФРГ, Италия). Ограниченность власти президента находит выражение в том, что его акты для вступления в силу должны пройти процедуру контрасигнатуры главы правительства.

Правительство при этой форме правления формируется парламентским путем. Допускается возможность совмещения депутатского мандата с членством в правительстве. То есть наличие депутатского мандата не препятствует быть министром (Испания, Финляндия). В Италии до 1992 г. отсутствие у члена правительства депутатского мандата являлось редким исключение. Однако сформированное в 1992 г. Правительство Дж. Амато имело в составе 25 % непарламентариев, Правительство К. Сиампли в 1993 г. – 62 %, а Правительство Л. Дини в 1995 г. – все 100 % (Конституции зарубежных государств / сост. В. В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2003).

Органы государственной власти осуществляют свои полномочия на основе системы разделения властей при формальном признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, то есть правительство несет ответственность перед парламентом. Ответственность чаще всего носит солидарный характер, то есть выражение недоверия одному члену правительства может повлечь отставку всего правительства. На практике роль парламента сводится к формированию правительства после очередных парламентских выборов. Более 90 % законопроектов, которые рассматриваются и принимаются парламентом, являются законопроектами, внесенными правительством (Чудаков, М. Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран / М. Ф. Чудаков. Мн.: Белорусский дом печати, 1998. С. 301).

Формой ответственности правительства перед парламентом может выступать выражение недоверия, отказ в доверии. Выражение недоверия влечет за собой отставку правительства и назначение новых парламентских выборов, по итогам которых формируется новое правительство. Однако возможен и иной вариант развития событий. После выражения недоверия председатель правительства рекомендует президенту распустить парламент или его нижнюю палату и назначить новые выборы парламента. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, правительство уходит в отставку. Если же в новом составе парламента премьер-министр получит поддержку абсолютного большинства, правительство продолжает осуществлять свои полномочия. Формально решение о роспуске парламента, о назначении премьер-министра принимает президент, но при этом он полностью связан мнением премьер-министра или решением лидеров парламентских фракций, если правительство не сформировано.

К недостаткам данной формы правления относят нестабильность исполнительной власти, что является следствием частого выражения парламентом недоверия правительству. Так, из 52 правительств Италии до конца 1990-х гг. 32 находились у власти менее одного года, 18 – имели срок полномочий между одним и двумя годами, 3 – более трех лет. По мнению итальянских ученых нестабильность исполнительной власти объясняется не столько применением парламентом своих контрольных полномочий, сколько разногласием внутри правительственных коалиций при существующей в Италии многопартийности (Конституции зарубежных государств / сост. В. В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2003).

С целью минимизировать последствия нестабильности высшего органа исполнительной власти в ХХ в. произошло уточнение некоторых институтов парламентарной республики. Появилось система рационализированного парламентаризма, при котором в конституции государства четко определяются порядок назначения председателя правительства и основания роспуска парламента. Одним из механизмов рационализированного парламентаризма является конструктивный вотум недоверия, предусмотренный конституциями Австрии, Польши, Основным законом ФРГ. В соответствии со ст. 67 Основного закона ФРГ «Бундестаг может выразить недоверие федеральному канцлеру тем, что большинством членов выберет ему преемника и обратится к федеральному президенту с просьбой об увольнении федерального канцлера. Федеральный президент должен удовлетворить эту просьбу и назначить выбранное лицо».

Смешанная республика сочетает элементы президентской и парламентарной республик. От президентской республики заимствован институт участия главы государства в формировании правительства. От парламентарной республики – закрепление принципа парламентской ответственности правительства. В связи с этим парламент обладает правом на вотум недоверия. Данная форма правления впервые возникла во Франции после принятия Конституции 1958 г. В настоящее время существует в Ирландии, Австрии, Финляндии.

Характерной чертой смешанной республики является дуализм исполнительной власти, который предполагает, что существует одновременно глава государства, наделенный некоторыми полномочиями исполнительной власти, и глава правительства, обладающий также этими полномочиями. Например во Франции Правительство под председательством президента республики работает в качестве Совета министров, под председательством премьер-министра – в качестве Совета кабинета.

В связи с этим объем полномочий главы государства при этой форме правления может быть значительно бόльшим по сравнению с президентской республикой: если глава государства и руководитель правительства являются представителями одной политической партии, то президент осуществляет фактически и полномочия главы исполнительной власти. Если партийность президента и главы правительства не совпадает, то правительство работает с оппозиционным, по отношению к парламенту, президентом, опираясь на поддерживающее парламент парламентское большинство. Например ситуация, когда во Франции президентом был социалист Миттеран, а премьер-министром – представитель правой партии ОПР – Жак Ширак, в литературе получила название «сожительство». Аналогичная практика получила развитие в 1999 г., когда президентом стал Жак Ширак, а премьер-министром – социалист Лионель Жоспен.

Социалистическая республика как форма правления до ХХ в. не была известна в мировой политической практике. Впервые данная форма правления появилась в РСФСР, позднее в республиках СССР и государствах, выбравших социалистический путь развития (Китай, страны Восточной Европы, Куба, Вьетнам, КНДР).

Социалистическая республика существует чаще всего в условиях однопартийной системы, при которой правящая партия осуществляет политический контроль за всеми органами государства. Особенностью социалистической республики можно считать то, что она чаще всего возникает в результате революции.

При данной форме правления получает закрепление верховенство и полновластие представительных органов, которые осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны представительным органам власти. Мандат депутата представительного органа по своему характеру является императивным, то есть избиратели обладают правом отзыва депутатов. В литературе существует точка зрения о формальном характере данного института в социалистической правовой системе в целом, и советской в частности. Реальный характер института отзыва в СССР подтверждают цифры, приводимые в научной литературе. Так, в 1960–1980 гг. из местных Советов на территории РСФСР было отозвано свыше восьми тысяч депутатов. В 1986 г. в Российской Федерации избиратели выразили недоверие и отозвали 228 человек из состава местных Советов (Комарова, В. В. Механизм непосредственной демократии в современной России / В. В. Комарова. М.: Формула права, 2006. С. 242).

В ХХ в. в ряде стран специфическое понимание роли некоторых институтов власти привело к появлению новых форм правления, которые некоторыми авторами обозначаются как нетипичные. Например придание в республиках Латинской Америки (Перу, Аргентина, Парагвай и др.) особого значения исполнительной власти и возглавляющему её президенту развили республиканскую форму правления в сторону суперпрезиденской республики. Существуют суперпрезиденские республики и в Азии (Мальдивы). Суперпрезиденская республика является последствием деформации президентской республики, в рамках которой было нарушено равновесие между властями в пользу президента (Жаке, Ж.-П. Конституционное право и политические институты / Ж.-П. Жаке. М.: Юристъ, 2002. С. 97).

Одним из авторов концепции суперпрезиденской республики является известный юрист – латиноамериканист А. Г. Орлов (Орлов, А. Г. Политические системы стран Латинской Америки / А. Г. Орлов. М., 1982). По его мнению, суперпрезиденская республика характеризуется гипертрофированной, неконтролируемой властью президента (Современное буржуазное государственное право. М.: Наука,, 1987. Т. 2. С. 117). Но мнение о существовании суперпрезиденской республики не является общепризнанным. Так, А. С. Автономов в отношении данной концепции делает несколько замечаний. Во-первых, почему указанная форма правления остается характерной только для Латинской Америки? Ведь другие формы правления никак не «прикреплены» к каким-то строго определенным континентам. Во-вторых, почему эта форма правления именуется «суперпрезиденской»? Если президентская республика характеризуется наиболее последовательным проведением в жизнь принципа разделения властей, то получается, что суперпрезиденскую республику должно отличать от других форм правления суперпоследовательное проведение в жизнь принципа разделения властей (Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. С. Автономов. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. С. 257).

В научной литературе суперпрезиденская республика характеризуется нестабильностью партийных систем, которые часто выступают в роли придатка государственного аппарата, что объясняется введением административно-полицейского контроля за деятельностью политических партий. В некоторых государствах с данной формой правления политические партии отсутствуют. Несмотря на то, что образцом для большинства суперпрезиденских республик послужила Конституция США, политические реалии этих стран настолько не схожи, что выполняются эти конституции по-разному. Если в США удается поддерживать баланс между законодательной, исполнительной и судебной властью, то в этих странах заметно преобладание исполнительной власти (Симонишвилли, Л. Р. Формы правления: История и современность: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвилли. М.: Флинта: МПСИ, 2007. С. 173–174). В Мальдивах президент является главой государства и главой исполнительной власти, назначая восемь из пятидесяти депутатов парламента. Политические партии в Мальдивах отсутствуют (Саидов, А. Х. Национальные парламенты мира: энцикл. справ / А. Х. Саидов. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 326–327). В суперпрезидентских республиках статус президента как руководителя нации подразумевает его безусловное верховенство в системе всех государственных органов. Его полномочия значительно усиливаются за счет обширных чрезвычайных полномочий.

Разновидностью республиканской формы правления является также теократическая республика. В странах с данной формой правления духовный лидер государства обладает бόльшей ролью, чем светский лидер. Например в Конституции Исламской республики Иран предусмотрен пост выборного главы государства – президента, и руководителя государства – имам, или факих. Высшее духовное лицо избирается или назначается советом экспертов, который создан в 1982 г. из представителей высшего духовенства Ирана, в состав которого входят 93 священнослужителя (Чудаков, М. Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран / М. Ф. Чудаков. Мн.: Белорусский дом печати, 1998. С. 303).

Президенско-монократическая республика характеризуется однопартийной системой и пожизненным пребыванием у власти главы государства. Начало этому явлению было положено в Индонезии (при президенте Сукарно), затем в социалистической Югославии. Согласно ст. 220 Конституции 1963 г., переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Ф. Маркос на Филиппинах. В 1960–1980-е гг. пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее. Президент Центральной Африканской Республики Бокасса сам титуловал себя императором (Симонишвилли, Л. Р. Формы правления: История и современность: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвилли. М.: Флинта: МПСИ, 2007. С. 99–100). В Республике Гаити после пожизненного президента Дувалье (Папа Док) его сын (Бэби Док) получил должность главы государства по наследству.

КОРОТКАЯ ВЕРСИЯ (5 КУРС)

Республика —форма правления, в которой высшая гос власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим отв-сть перед избирателями.

Республике присущ демократич способ образования верховных органов гос-ва; в развитых гос-вах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей.

Эта форма правления зародилась в рабовладельческих гос-вах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы гос-ва, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих гос-вах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной гос власти принимала участие военно-земельная знать.

Признаки республики:

—Во главе гос-ва — президент и коллегиальный представительный орган (парламент).

—Срочный характер гос власти. Выборность и сменяемость высших органов гос-ва. Гос власть формируется непосредственно населением (избирателями).

—Возможность привлечения к полит и юр ответ-ти высших долж лиц гос-ва.

—Разделение гос власти на судебную, законодат и исполнит, включая взаимный контроль и взаимодействие всех ветвей власти («система сдержек и противовесов»).

Современные республики: парламентарные и президентские и смешанные. Различие: какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует прав-во и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — прав-во несет отв-сть.

В парламентарной республике. В процедуре избрания президента участвуют либо только депутаты парламента (Израиль), либо избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей других органов (Италия). Формирование Прав-ва, так же как и избрание главы гос-ва, осуществляется парламентским путем из представителей партий, получивших на выборах большинство мест в парламенте. Президент исполняет функции главы гос-ва. Главой исполнит власти (главой прав-ва) является премьер-министр. Прав-во отвечает перед парламентом за свою деят-ть. Парламент вправе выразить прав-ву вотум недоверия. (Германия, Италия, Швейцария).

Президентская республика 1)Президент = глава гос-ва и глава исполнит власти2)президент избирается либо народом (Мексика), либо коллегией выборщиков (США)3)Прав-во формируется Президентом4)Прав-во не несет отв-ти перед парламентом, оно может быть распущено только Президентом5)Парламент не несет ответ-сти перед Президентом, т.е Президент не имеет права роспуска Парламента, но Парламент может привлечь Президента к ответ-ти в случае совершения последним тяжкого преступления; 6)в президентской республике, как правило, закреплен и осуществляется принцип разделения властей.(США, Аргентина, Колумбия, Мексика)

Смешанные (полупрезидентские) республики (Франция, Финляндия, РФ) -наблюдается сочетание отдельных характеристик президентской и парламентской форм. Так, парламент обладает правом вынесения вотума недоверия Прав-ву, Президент вправе распустить Парламент. В формировании Прав-ва участвует и Президент, и Парламент. Прав-во несет отв-сть не только перед Президентом (Президент может отправить прав-во в отставку), но и перед Парламентом.

В основу орг-ции гос власти РФ положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России. Как глава гос-ва Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и гос целостности страны, согласованного функционирования гос органов. Формально не являясь главой исполнит власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений гос политики, формированию состава Прав-ва и фед органов исполнит власти. Президент находится как бы над законодат, исполнит и судебной ветвями власти, обеспечивая координацию и согласованность их действий.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 1844 | Нарушение авторских прав

Понятие, виды республики и их характеристика

Республика (понятие в переводе с латинского «res publica» означает государственное, общественное дело) представляет собой форму правления, в которой должность главы государства считается выборной и сменяемой, а его власть характеризуется как производная от воли избирателей либо представительного органа.

В зависимости от природы субъекта, формирующего правительство, его подотчетности и подконтрольности данному субъекту, республики делят на три вида:

– президентский вид;

– парламентский вид;

– смешанный вид.

В президентских республиках (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, США и т.д.) именно президент выполняет вышеуказанную роль. В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия и т.д.) эту роль исполняет парламент, а в смешанных республиках (Франция, Финляндия, Австрия и т.д.) – совместно парламент и президент.

В президентской республике выбор президента осуществляется непосредственно народом независимо от парламента. Президент одновременно выступает и главой государства, и руководителем правительства. Он самостоятельно назначает правительство и руководит его работой.

Парламент в президентской республике не имеет права на вынесение вотума недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Однако парламент обладает возможностью ограничения действий президента и правительства при помощи законодательства, а также через принятие и утверждение бюджета.

В ряде ситуаций в президентской республике парламент может отстранить от должности президента (например, при нарушении им положений Конституции). В свою очередь, президент имеет право отлагательного вето на решения законодательного (представительного) органа республики.

В условиях парламентской республики правительство создается законодательным органом и несет ответственность перед ним. Парламент вправе посредством голосования выразить вотум доверия или недоверия правительству в целом, главе правительства, конкретному министру.

Официально главой государства считается президент. При этом его избирает парламент, коллегия выборщиков или народ посредством прямого голосования.

В подобной ситуации в государственной властной системе республики он занимает весьма незначительное место: его обязанности в большинстве случаев ограничены представительными функциями. По объему и важности они похожи на функции главы государства при конституционных монархиях. Реальным руководителем же республики является глава правительства.

Особенностью смешанных (полупрезидентских и полупарламентских) республик выступает двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. В этих республиках президента и парламент выбирает непосредственно народ.

Главой государства в смешанных республиках выступает президент, который назначает руководителя правительства и министров с учетом сложившейся в парламенте расстановки политических сил.

Глава государства обычно выступает председателем на заседаниях кабинета министров, а также утверждает его решения.

При этом парламент наделяется правом контролировать работу правительства через процедуру утверждения бюджета страны, а также путем вынесения правительству вотума доверия или недоверия.

Таким образом, на современном этапе республика выступает наиболее популярной формой управления государства. Выделяют три основных вида республик: парламентская, президентская и смешанная. Каждый вид республики имеет свою характеристику и особенности.