Содержание
- Представителей каких народов России осталось меньше всего?
- Чулымцы (355 человек)
- Ороки (295)
- Тазы (274)
- Ижоры (266)
- Энцы (227)
- Водь (64)
- Карагаши (16)
- Арчинцы (12)
- Кайтагцы (7)
- Черкесогаи (6)
- Утары (5)
- Багулалы (5)
- Кереки (4)
- Юги (1)
- Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации
- Коренные малочисленные народы России
Представителей каких народов России осталось меньше всего?
На территории России проживает большое количество различных народов, многие из них относятся к малочисленным и исчезающим. Численность некоторых народов составляет меньше ста человек, а иногда – всего несколько или даже один.
N | Народ | Место проживания |
Численность человек |
1 | Юги | Сибирь | 1 |
2 | Кереки | Чукотка | 4 |
3 | Багулалы | Дагестан | 5 |
4 | Утары | Астрахань, Калмыкия | 5 |
5 | Черкесогаи | Краснодар | 6 |
6 | Кайтагцы | Дагестан | 7 |
7 | Арчинцы | Дагестан | 12 |
8 | Карагаши | Астрахань | 16 |
9 | Водь | Ленобласть | 64 |
10 | Энцы | Красноярск, Таймыр | 227 |
11 | Ижоры | Ленобласть | 266 |
12 | Тазы | Приморье | 274 |
13 | Ороки | Сахалин | 295 |
14 | Чулымцы | Томск, Красноярск | 355 |
Чулымцы (355 человек)
Люди этой народности живут в Красноярском крае на реке Чулым. Раньше чулымцы строили себе чумы, землянки или полуземлянки. Они собирали орехи, ловили рыбу, добывали пушного зверя, а также выращивали просо и ячмень. Позднее стали строить избы, растить овес, рожь и пшеницу. Одежду чулымцы утепляли мехом, а штаны шили из налимьих шкурок. Женщины носили различные украшения и заплетали волосы в многочисленные косички. Многие представители народа приняли православие, в то же время другие сохранили свою религию – шаманство. Сегодня чулымцы сохранили свои национальные ремесла и фольклор, однако практически утратили родной язык, на нем говорит менее 20 % от оставшихся 355 человек.
Ороки (295)
Исконно ороки жили на Сахалине. Самоназвание народа – уйльта, что переводится как «оленные», название «ороки» дали ему японцы. Народность обладает собственным языком, но он не предусматривает письменности. Сегодня на родном языке может говорить примерно половина из всех оставшихся ороков. Представители народа занимались морской и сухопутной охотой, оленеводством, а также рыбалкой, добывая кету, симу, горбушу и другую рыбу. Но в последнее время в связи с нефтяными разработками и другими проблемами исконные ремесла и занятия ороков пришли в упадок. Специалисты пессимистично оценивают дальнейшее сохранение народности.
Тазы (274)
Немногочисленная народность, проживающая в Приморском крае, также называют дацзы или тадзы. Первое упоминание о ней относится к 18 веку. Считается, что тазы произошли от смешения китайцев, маньчжуров, нанайцев и удэгейцев. Язык этого народа имеет отдаленную схожесть с диалектами северного Китая. Из современных тазов, которых насчитывается всего 274 человека, на родном языке умеют говорить только единицы: несколько пожилых человек. Исконными занятиями представителей народа являются собирательство, животноводство, охота, рыболовство и земледелие. В последние годы тазы пытаются возвратиться к своим корням и возродить обычаи своих предков.
Ижоры (266)
Народность ижора относится к финно-угорской группе, сами себя представители ее называют каръялайшт. Название «ижора (ижоры)» происходит от одноименного притока Невы, где и проживает народность. Родной язык схож с карельским, исповедуемая религия – православие. Основной промысел народа рыболовство, также представители ижоры занимались плетением корзин, плотничали и ткали. В середине 19 века на территории нашей страны численность этого народа превышала 18 тысяч человек. Однако после событий Великой отечественной войны, когда многие деревни ижоры сгорели, а люди частично были перевезены в Финляндию, частично вывезены в Сибирь, ижоры практически исчезли. Сегодня их насчитывается только 266 человек.
Энцы (227)
Сами себя представители этого народа называют могади, эньчо, а также пэбай, официально народность именуют енисейские самоеды, или энцы. Проживают они в Красноярском крае, на полуострове Таймыр в районе устья Енисея. Исповедуют энцы шаманизм. Из оставшихся на сегодняшний день представителей народа на родном языке умеет разговаривать только один из трех. Среди традиционных занятий присутствуют охота на оленей и песца, а также оленеводством. Обычной пищей для энцев являются свежая рыба, мороженное и свежее мясо. Национальной одеждой считаются штаны и чулки из меха и парка.
Водь (64)
Перепись населения, проведенная в 2010 году, выявила только 64 человека, считающих себя представителями этого народа. Народность «водь» относится к финно-угорской группе и проповедует православие, сами себя представители народа называют «водьялайн». Родной язык их близок и эстонскому. Сформировалась народность еще в первом тысячелетии нашей эры, место ее проживания – южная часть Финского залива. Традиционным промыслом представителей народа являлось земледелие, но они также занимались животноводством, рыболовством и охотой. Изначально люди жили в ригах, очень похожих на эстонские национальные жилища, в более позднее время стали строить избы. Обычаи народа сегодня изучаются, также создан музей культуры води.
Карагаши (16)
Данная народность проживала в Астраханской области. Народ карагашей-ногайцев сформировался из потомков Ногайской Орды, в середине 16 века обосновавшихся и обособившихся в районах Северного Кавказа. Позднее, примерно в 18 веке, каргаши отделились от кавказских ногайцев и переняли многие обычаи от соседнего народа – калмыков. Исконным занятием карагашей стало скотоводство. Нередко представители народности именовали себя татарами, также назывались ногайцами и карагашами. Перепись 2010 года установила 16 человек, причисляющих себя к этому народу, хотя этнически карагашами могут быть до 8 тыс. человек.
Арчинцы (12)
Арчинцы относятся к малым народам Дагестана. Считается, что первые упоминания об этой народности относятся к 13-16 векам. В 18 веке арчинцы были зависимы от Казихумухского ханства, а в дальнейшем вошли в его состав. К основным занятиям представителей народа относятся земледелие и скотоводство. Также среди арчинцов были развиты ремесла, такие как резьба по дереву и ткачество. Перепись, проведенная в СССР в 1926 году выявила почти 900 человек, относящихся к этой народности, в 2002 году таких людей было менее ста, а в 2010 – всего 12.
Кайтагцы (7)
Еще одна коренная народность Дагестана – кайтагцы. По своему быту, обычаям и культуре они близки к даргинцам. Сведения об этом народе можно встретить в арабских источниках, относящихся к 9 веку. В Средние века кайтагцы вошли в состав Кайтагского уцмийства, а в начале 19 века стали частью Российской империи. Традиционно представители народа занимались скотоводством и земледелием. В 1926 году при переписи населения численность кайтагцев составляла более 14 тысяч, однако в 2010 году к этой народности себя причислили лишь семь человек. По неофициальным данным, себя считают кайтагцами около 25 тысяч человек, но в переписи записываются даргинцами, субэтносом которых являются.
Черкесогаи (6)
Эта народность этнически родственна армянам. По исследованиям, примерно в 15 веке ее представители переселились на северо-западный Кавказ, в область современных республик Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Черкесогаи многое переняли из обычаев, культуры и привычек соседних народов, в частности адыгейцев, однако они сохранили свою религиозную принадлежность. Первое упоминание о черкасских армянах встречается в докладной архиепископа Иосифа императрице Екатерине II. При последней переписи к данному народу себя относят лишь 6 человек, хотя неофициально себя считают черкесогаями 100 тыс. россиян.
Утары (5)
Такая народность исторически проживала в Астраханской области. По религиозной принадлежности представители народа относятся к мусульманам-суннитам. Появление утаров или алабугатских татар связано с Золотой Ордой и сформировавшимися после ее распада Ногайским и Астраханским ханством. Исконными традиционными занятиями представителей народности считались бахчеводство, животноводство и рыболовство. Сегодня большая часть утар не выделяют себя в отдельную этническую группу. По последней проведенной переписи к этому народу себя причисляют всего 5 человек, однако по подсчетам этнографов разговаривают на алабугатском языке 1144 человека, а численность астраханских татар превышает 50 тысяч.
Багулалы (5)
Эта народность – одна из коренных народов западного Дагестана, представители ее относятся к мусульманам-суннитам. Издревле багулалы входили в союз Дидо, то есть в один из самых влиятельных объединений Кавказа. В 15 веке сельские общины народа объединились вместе, а с 19 века вместе с другими народностями Дагестана вошли в состав Российской империи. В момент проведения переписи в 20-х годах прошлого века багулалов насчитывалось немногим более трех тысяч. В 2010 году к этой народности причислили себя пять человек.
Кереки (4)
Кереки считаются исчезающим народом, на территории современной России проживает всего четыре представителя народности. Исконное место жительства кереков – рубеж между Камчаткой и Чукоткой. Именно это послужило одним из факторов исчезновения народа. Регулярные стычки и войны этих народов стали причиной значительного снижения численности кереков. Также много представителей народа погибло от эпидемий. Исконными промыслами их считались оленеводство, охота на пушных и морских зверей, рыболовство, разведение ездовых собак. Язык кереков относится к группе чукотско-камчатских. В попытке сохранить его был составлен словарь, содержащий примерно пять тысяч слов.
Юги (1)
Эта народность исконно проживала в Красноярском крае на берегах Енисея. В начале прошлого века численность югов составляла почти 1,5 тысячи человек, в начале этого около 20, а в 2010 году остался единственный представитель этого народа. Югский язык на сегодняшний день считается мертвым.
Другие малочисленные народы
Похожие подборки:
Горожане: рейтинг приносящих наибольшую выгоду России
Красавицы: 10 самых красивых спортсменок России
Самые интернациональные страны бывшего СССР
Самые умные регионы России: где живут россияне с самым большим IQ?
Российские актеры: 11 самых известных и успешных
Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации
Юги (юген) — коренной малочисленный народ, проживающий в среднем течении Енисея, в Туруханском районе Красноярского края. Традиционные занятия — охота и рыболовство. Югский язык, относящийся к енисейской языковой семье, считается мертвым.
После революции 1917 года и вплоть до 2002 года юги переписями не выделялись и учитывались как кеты, которых в 1926 году насчитывалось 1428 человек. В 2002 году в России проживало 19 югов, в 2010 году о принадлежности к этому народу заявил только один человек.
Греки-урумы (урум)
Этническая группа тюркоязычных греков, населявших мусульманские государства. Предки урумов, выходцы из Милета (территория современной Турции), переселились в Крым не ранее VIII века до н.э. В Крымском ханстве урумы занимались торговлей, владели мастерскими, садами, виноградниками. В 1778 году, после окончания Русско-турецкой войны, урумы как христиане были насильно переселены на территорию России, в Азовскую губернию. По данным переписи 2002 года, урумами себя назвали 54 человека, в 2010 году — только один.
Меннониты (немцы-меннониты)
Этнорелигиозная группа немецкого происхождения. Первое переселение меннонитов в Россию состоялось в 1789 году по приглашению Екатерины II. Им обещали свободу вероисповедания, свободу от военной и гражданской службы. В середине XIX века меннониты стали селиться в Поволжье. Массовая их эмиграция из России началась в 1874 году, когда все колонисты были признаны подлежащими воинской повинности. В переписи 2002 года были включены в состав немцев, в 2010 году о своей принадлежности к меннонитам заявили четыре человека.
Кереки
Первые упоминания о «земле кереков» (Анадырский лиман) содержатся в «отписке» Семена Дежнева о походе на Анадырь 1655 года. К началу XX века кереки оказались в зависимости от соседей — коряков и чукчей, использовались в качестве пастухов и прислуги, нередко принудительно. От других народов их отличал малый рост (до 150 см). Основные занятия — рыболовство, охота, пушной промысел. По данным переписи 1897 года, в России проживало 600 кереков. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявили всего четыре человека.
Багулалы (багвалинцы)
Коренное население западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Самоназвание народа имеет несколько толкований: «богатыри», «бедные люди», «едящие сырое мясо». С 1-го тысячелетия до н.э. входили в союз Дидури (Дидо), в одно из влиятельных объединений Кавказа. В XV веке объединились в союз сельских общин с центром в селении Хуштада (территория Дагестана), с XIX века — в составе Российской империи. По данным переписи 1926 года, в СССР было 3054 багулала. В 2010 году багулалами себя назвали пять россиян.
Черкесогаи
Этническая группа армян, переселившаяся в XV веке на территорию северо-западного Кавказа (Черкесия, современный Краснодарский край и Республика Адыгея). Черкесские армяне восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, но сохранили христианство. Первый известный документ о черкесских армянах — докладная армянского священнослужителя — архиепископа Иосифа Аргутяна Екатерине II. В ходе переписи 2010 года принадлежность к этому народу указали шесть человек, ранее, в переписи 2002 года, выделялись этногруппой в составе армян.
Кайтагцы
Коренное население юго-востока Дагестана, мусульмане-сунниты. По языку и основным чертам культуры и быта родственны даргинцам. Первые сведения о народе встречаются в арабских источниках IX века. В Средние века входили в крупное и влиятельное феодальное владение Дагестана — Кайтагское уцмийство. С 1813 года — в составе Российской империи. Традиционные занятия — земледелие и скотоводство. В 1926 году в СССР насчитывалось 14,4 тысячи кайтагцев. В ходе переписи 2010 года кайтагцами себя назвали только семь человек.
Алабугатские татары
Этнотерриториальная группа татар в Астраханской области, мусульмане-сунниты. Ключевую роль в их консолидации сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Традиционные занятия — животноводство, бахчеводство и рыболовство. Большинство астраханских татар сейчас не выделяют себя как особую этническую общность. Примечательно, что в ходе переписи 2010 года принадлежность к ним указали только семь человек, тогда как общее число астраханских татар оценивается в 60 тыс.
Арчинцы (аршиштиб)
Один из малых народов западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Первые упоминания относятся к XIII-XVI векам. В XVII-XVIII веках были зависимы от казикумухских ханов, с начала XIX века входили в состав Казикумухского ханства в Дагестане. С 1860 года — в составе Российской империи. Основные занятия — пастбищное скотоводство и земледелие. Также развиты шерстяное ткачество, резьба по дереву. В 1926 году в СССР проживали 863 арчинца. В 2002 году к этому народу отнесли себя 89 человек, в 2010-м — только 12.
Карагаши (ногайцы-карагаши)
Этническая группа, проживающая на территории Астраханской области. Карагаши являются потомками народа так называемой Малой Ногайской Орды, которая в середине XVI века обособилась на Северном Кавказе. В начале XVIII века произошло их отделение от ногайцев Кавказа под влиянием калмыков. Традиционное занятие — полукочевое скотоводство. С 1926 года в переписях записывались татарами, в переписи 2002 года упомянуты вместе с ногайцами. В переписи 2010 года к этому народу отнесли себя 16 человек.
Журнал «Огонёк», №34 (5294), 02.09.2013
Коренные малочисленные народы России
Россия – многонациональное государство, где проживают представители более 100 народов. В обществе растёт понимание того, что для России важен каждый народ, каждый отдельный человек, поэтому государственная политика нацелена на равноправное развитие всех этносов. Под этносом понимается исторически сложившаяся устойчивая общность людей, проживающих на одной территории и объединённых особенностями культуры, психики, самосознанием, закреплённым в самоназвании.
Этнический состав страны определяется по результатам переписи населения. Первый перечень малых народов севера, включавший 26 этнических групп, был составлен в процессе подготовки и по итогам Приполярной переписи населения 1926 – 1927 гг., и он не менялся вплоть до 1990-х гг.
В настоящее время в число коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС) включается 40 этнических групп, сохраняющих традиционный образ жизни и хозяйства. Численность этих народов не превышает 50 тыс. человек. В перечень КМНС не входят коми и якуты – крупные этносы, имеющие свои национально-территориальные автономии республиканского уровня.
КМНС в пределах арктической зоны России распределены крайне неравномерно: около 90% расселены в азиатской части Арктики, и только десятая часть – в её европейском секторе.
Предки саамов (лопарей), которые относятся к финно-угорской группе уральской семьи, были в течение XI-XIX вв. оттеснены на Кольский полуостров (Мурманская область) с территории современной Карелии.
Летний фестиваль саамов в России // Flickr by jpereira_net
Около 20% ненцев России – жители Европейского Севера, в первую очередь Ненецкого Автономного Округа. Кроме того, во всех его регионах расселены коми, которые тесно контактируют с ненцами и у которых в XVII в. они переняли оленеводство.
Этнолингвистический состав коренных народов азиатского сектора Российской Арктики наиболее разнообразен. В Западной Сибири традиционно проживают обские угры (ханты и манси) и самодийские народы (ненцы и селькупы). Их этногенез связан с ассимиляцией древних охотников и рыболовов арктической зоны племенами, пришедшими в I-II тысячелетии до н.э. из степей и лесостепей Южной Сибири и Северного Казахстана.
Ханты // Wikimedia Commons by Hardscarf
Селькупы // Flickr by russos.livejournal
Коренное население полуострова Таймыр – долганы, нганасаны и энцы.
Долганы как народ сформировались относительно недавно, в XIX – начале XX вв., на основе родовых групп эвенков, отдельных семей якутов, энцев, ненцев и русских старожилов.
Нганасанский коллектив // Flickr by Ninara
На севере Республики Саха (Якутия) расселены народы тунгусо-манчжурской (эвенки и эвены) и тюркской групп (якуты и долганы), а также юкагиры и чуванцы, в прошлом говорившие на изолированных языках, которые некоторые исследователи относят к отдельной, юкагирской, группе уральской семьи. В настоящее время юкагиры практически завершили переход во внутрисемейном общении на якутский и русский, а чуванцы, утратившие свой родной язык, — на чукотский и русский языки.
Костюм шамана-эвенка // Wikimedia Commons by 姫宮南
Эвены и эвенки сформировались в результате смешения древнего населения Восточной Сибири и тунгусоязычных племён, расселявшихся с конца I тысячелетия н.э. из Прибайкалья и Забайкалья. В XVII в. эвенки поглотили часть кетоязычных племён, а эвены – часть юкагиров и коряков. В свою очередь, они подверглись сильному влиянию русских и частичной ассимиляции якутами. Особую роль в формировании эвенков сыграло транспортное оленеводство, способствовавшее их широкому расселению и позволившее им создать уникальную по своей мобильности систему таёжной охоты, обеспечивающую быстрый переход от одних промысловых угодий к другим.
В Чукотском АО проживают народы чукотско-камчатской (чукчи, коряки, кереки) и эскимосо-алеутской (эскимосы) этнолингвистических семей.
Чукчи и коряки — потомки древних обитателей верховьев реки Колыма и побережья Охотского моря, которые, продвигаясь на северо-восток и контактируя с праэскимосами, освоили внутренние и приморские районы Чукотского полуострова.
Традиционная одежда коряков // Flickr by Nationalmuseet
Эскимосы, сформировавшиеся как этнос в районе Берингова моря, также принадлежат к числу коренных народов этого региона.
Кереки – один из самых маленьких этносов Российской Арктики, в течение XX в. сильно ассимилированный чукчами. Традиционные занятия кереков, которыми они отличаются от своих соседей, – речное рыболовство, сухопутная охота на птиц, морского и пушного зверя.
Общая численность КМНС и их доля в населении арктической зоны с 1989 г. почти повсеместно выросли. Несмотря на это ситуация среди коренных этносов сильно различается. У большинства из них демографический переход далеко не завершён, это проявляется в сравнительно высокой рождаемости, низкой продолжительности жизни и повышенной детской смертности. Устойчивый рост численности характерен лишь для наиболее крупных этносов, демографическая ситуация у которых относительно стабильная (ненцы, долганы, эвены, ханты). Средние и особенно малые этносы с худшей возрастной структурой демографически неустойчивы, часть из них сокращается, другие находятся в преддверии депопуляции (явление, когда смертность превышает рождаемость, проще говоря — вымирание). Это связано как с естественной убылью, ассимиляцией более крупными этническим группами, так и особенностями учёта в разных переписях населения.
Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 255
(ред. от 25.08.2015)
«О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации»
Приказ Госкомрыболовства РФ от 11.04.2008 N 315 Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
2. Действие Порядка распространяется на лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы) в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1493, 2000, N 41, ст. 4081), и Перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 17, ст. 1905), и их общины.
Приказ Минсельхоза РФ от 22.02.2006 N 56 Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
2. Действие Порядка распространяется на лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы) в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1493, 2000, N 41, ст. 4081), и на их общины.
Приказ Минсельхоза России от 28.12.2012 N 660 (ред. от 16.09.2013) Об утверждении формы и порядка заполнения заявок на предоставление водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, порядка и срока их рассмотрения
2. Действие настоящего Порядка распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, и их общины в местах традиционного проживания и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1493; N 41, ст. 4081; 2008, N 42, ст. 4831; 2010, N 21, ст. 2615; N 26, ст. 3353; N 37, ст. 4684; 2012, N, 1, ст. 178), Перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 17, ст. 1905; 2010, N 21, ст. 2615; 2012, N 1, ст. 178), Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 20, ст. 2493).
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;
<Письмо> Минобрнауки РФ от 11.02.2011 N 02-173 «О материальном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем студентов из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера, обучающихся в высших учебных заведениях (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)), составляет 13244 руб. в год.
Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 (ред. от 26.03.2019) «Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы»
36. При рассмотрении заявления гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу, призывная комиссия удостоверяется в том, что этот гражданин действительно относится к коренному малочисленному народу, который включен в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации, и на который распространяется действие Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом.
Приказ Росрыболовства от 04.03.2009 N 166 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сроках и порядке их рассмотрения» (вместе с «Порядком и сроком рассмотрения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.04.2009 N 13838)
2. Действие настоящего Порядка распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам и их общины в местах традиционного проживания в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1493, 2000, N 41, ст. 4081, 2008, N 42, ст. 4831), Перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 17 (часть II), ст. 1905).