Семейно демографическая политика

Тема 11. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации

Народонаселение является необходимой предпосылкой развития общества. Динамику воспроизводства народонасе­ления и его структуру изучает демография (гр. demos — на­род, grapho — пишу).

Демографическая политика — целенаправленная де­ятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводс­тва населения. Как правило, это система мер, направляю­щих течение демографических процессов в сторону оптимиза­ции воспроизводства населения.

Демографическая политика строится на основе анализа состояния и динамики социально-демографической системы общества.

Демографическая система общества — это группы на­селения, объединенные по половозрастному признаку, а также совокупность отношений между этими группами в процессе воспроизводства поколений.

Семейная политика — часть социальной политики, ос­новные действия которой направлены на семью.

Одной из наиболее значимых задач развития России явля­ется преодоление демографического кризиса, поскольку на­чиная с 1994 г. в российском обществе имеет место уменьше­ние численности населения.

Причины уменьшения численности населения в Российской Федерации

— Низкая рождаемость.

— Высокий уровень смертности.

— Недостаточный миграционный приток граждан иност­ранных государств, прибывающих в РФ на постоянное место­жительство.

— Интенсивные, несбалансированные изменения в жиз­недеятельности общества в* начале 90-х гг. XX в., приведшие к дезориентации значительной части населения.

— Отсутствие эффективной социальной политики госу­дарства в начале — середине 90-х гг. XX в.

Демографическая политика государства направлена на консолидацию усилий большинства участников обществен­ной жизни, занимающих в обществе самое разное положение, выполняющих различные общественные функции, обладаю­щих различными видами и объемами ресурсов: молодежь, граждане старших возрастов, гражданские организации, власть и бизнес.

Демографическая ситуация является «производной» от социально-экономического состояния страны. Поэтому ее улучшения можно добиться, осуществляя комплексную госу­дарственную деятельность, дополненную усилиями местного самоуправления, гражданских и деловых организаций.

Основные направления демографической политики государства

• Модернизация системы социальной защиты семей с учетом максимально возможной компенсации государством и местными органами власти прямых расходов и косвенных финансовых потерь, связанных с рождением и воспитанием ребенка в первые годы его жизни.

Так, дополнительный проект Приоритетного национально­го проекта «Здоровье» — «Родовые сертификаты» направлен на улучшение качества обслуживания в женских консульта­циях и родильных домах. Делается это путем выдачи талонов родовых сертификатов, по которым женская консультация получает 3000 рублей, родильный дом — 6000 рублей.

Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 г. С 1 янва­ря 2007 г. выплаты по каждому сертификату были увеличены на ЮОЪ рублей.

• Дальнейшее развитие механизмов финансового сти­мулирования рождаемости, в частности выплата «мате­ринского капитала». «Материнский капитал» — форма госу­дарственной поддержки в размере 267 500 руб. (до 1 января 2008 г. — 250 тыс. руб.), которая с 2007 г. оказывается при рождении второго, третьего или последующего ребенка, име­ющего российское гражданство.

• Разработка и реализация в общероссийском масштабе программ строительства жилья для молодежи (приобрете­шь

ние в собственность или социальный найм), для чего следу­ет увеличить объемы ипотечного кредитования, выделение молодым семьям субсидий, предоставление беспроцентных или низкопроцентных ссуд и др.

• Расширение сети и увеличение финансирования го­сударственных и муниципальных учреждений, осуществля­ющих:

— реализацию задач по планированию семьи, перина­тальные функции;

— дошкольное воспитание детей;

— культурно-просветительскую работу с подростками и молодежью по проблемам семейных отношений, по информа­ционному и юридическому обеспечению молодых семей;

— спортивно-массовую работу с молодежью.

• Проведение мероприятий, направленных на формиро­вание у населения установок на ведение здорового образа жини, повышение авторитета семьи в обществе, ценности брака, человеческой жизни.

• Обеспечение проведения обязательной ежегодной дис­пансеризации молодых людей.

• Осуществление в печатных и электронных средствах массовой информации социально-ориентированной реклам­но-информационной кампании, предусматривающей:

— широкое информирование российской общественности

0 программах, проектах, мерах поддержки семей, реализуе­мых органами власти;

— закрепление в массовом общественном сознании граж­дан в качестве ведущих ценностей семьи, брака, детей как ес­тественных основ существования индивида и общества;

— активную пропаганду быта благополучных молодых, многодетных, многопоколенных семей и т. д.

• Изучение проблем семьи, демографических установок молодых граждан, их отношения к деятельности государс­тва и местной власти в демографической сфере.

Таким образом, демографическая и семейная политика в Российской Федерации носит комплексный характер и на­правлена на организацию многоуровневого взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в решении демографичес­кой проблемы. ___ Образец задания

1 A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суж­дения о демографической политике в Российской Федерации? А. Демографическая политика должна быть направлена на взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в преодо­лении демографического кризиса.

Б. Демографическая политика должна быть направлена на создание социально-психологического и экономического «климата» в обществе, в котором молодежь будет чувствовать себя комфортно и стабильно.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Тема 12. Молодежь как социальная группа

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

— Переходность положения.

— Высокий уровень мобильности.

— Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

— Активный поиск своего места в жизни.

— Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

— возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

1 Некоторые исследователи включают в молодежь людей до 30 лет.

— самоорганизация и независимость от официальных структур;

— обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

— относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

— выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

— атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Типы самодеятельности молодежи

Наименование типа Его характеристика
Агрессивная самодеятельность Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития
Эпатажная (фр. epater — пора­жать, удивлять) самодеятельность Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)
Альтернативная самодеятельность Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Политическая самодеятельность Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Образец задания

I A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи? А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внут­ренний мир человека, открытие собственного «Я».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Тема 13. Этнические общности

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этни­ческих общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уров­нем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает не­сколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитыва­ется 200 народов. В составе Российской Федерации в настоя­щее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность — это исторически сложившая­ся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих об­щими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

В результате освоения материала данной главы студент должен:

знать

  • • цели, задачи, основные мероприятия и результаты демографической политики Российской Федерации;
  • • историю демографической политики СССР и России;
  • • особенности семейной политики стран Европейского Союза, демографической политики Китая и развивающихся стран;

уметь

  • • применять знания о демографической политике при разработке федеральных и региональных программных документов по вопросам демографического и социально-экономического развития;
  • • применять знания при межстрановых сопоставлениях результатов демографической политики;

владеть

  • • навыками построения системы статистических показателей для анализа результатов демографической политики;
  • • навыками анализа результатов демографической политики путем сравнения целевых и фактических значений статистических показателей.

Общее понятие о демографической и семейной политике

Демографическая политика представляет собой комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении. К демографической политике часто относят также политику, проводимую государством в отношении миграции.

Семейная политика направлена на поддержку семьи как социального института и оказание помощи определенным группам семей (молодым семьям, семьям с детьми и т.д.), однако, в отличие от демографической политики, непосредственно не нацелена на изменение показателей демографического воспроизводства. Проведение семейной политики необходимо для решения проблемы качества населения — общество заинтересовано в том, чтобы дети рождались здоровыми и могли получить полноценное образование, а родители — совмещать профессиональную карьеру и семейные обязанности.

Демографическая и семейная политика часто пересекаются. Ряд мероприятий, осуществляемых государством, — оплата отпусков по уходу за ребенком, пособия, выплачиваемые семьям с детьми, и т.д. — может осуществляться в рамках как демографической, так и семейной политики. Ввиду этого иногда говорят также о семейно-демографической политике1.

О проведении государством демографической (или семейной) политики свидетельствуют:

  • — провозглашение целей такой политики в официальных правительственных документах;
  • — наличие законодательных актов и других официальных документов, определяющих порядок проведения мероприятий демографической (или семейной) политики;
  • — практическая реализация таких мероприятий;
  • — наличие государственных или государственно-общественных органов, руководящих проведением демографической (или семейной) политики или координирующих ее мероприятия (такими органами могут быть министерства здравоохранения, труда, общественные комиссии при главе государства, парламенте и т.д.).

За последние 40 лет необходимость проведения демографической или семейной политики получила всемирное признание. Организация Объединенных Наций начиная с 1976 г. публикует отчеты об оценке правительствами демографической ситуации в их странах и политике в области народонаселения, проводимой ими. По данным этих отчетов, в 1976 г. только 24% стран Европы проводили политику, направленную на повышение рождаемости. В 2013 г. доля таких стран (к их числу принадлежит и Россия) выросла до 73%. В Африке доля стран, осуществляющих политику снижения рождаемости, выросла с 25% в 1976 г. до 83% в 2013 г.

Демографическая политика, как и любая область политической деятельности, всегда связана с согласованием противоречивых интересов различных социальных и социально-демографических групп населения, поисками компромиссов между интересами индивида, семьи, общества в целом. Роль верховного арбитра и выразителя интересов общества при этом выполняет государство, однако его беспристрастность почти всегда ставится под сомнение теми или иными группами населения и их представителями. Юридические нормы и неформальные представления о том, что имеет право делать государство в сфере демографической политики, существенно видоизменяются от страны к стране. Все это делает демографическую политику ареной постоянных внутриполитических и внешнеполитических дебатов.

Значительную роль в дебатах по поводу демографической политики во многих случаях играют общественные и религиозные организации. Так, в США и Польше не прекращается ожесточенная полемика между общественными и религиозными организациями, выступающими за и против запрета абортов. В Индии правозащитные организации выступают против попыток административного принуждения семей к снижению числа рождений, в Западной Европе — в защиту прав иммигрантов и т.д. Внешнеполитические дебаты по проблемам демографической политики чаще всего затрагивают вопросы международной миграции и проблему нарушения нрав человека в странах, проводящих политику снижения рождаемости.

Таким образом, формирование и реализацию демографической или семейной политики не следует рассматривать исключительно в управленческом и технологическом ключе. Демографическая политика затрагивает интересы больших групп населения и потому всегда является ареной более или менее конфликтного взаимодействия различных политических сил. В развитых странах Запада наиболее острым в политическом плане является в настоящее время вопрос об иммиграционной политике — правилах въезда в страну для различных категорий иностранцев, предоставления им права на учебу, работу, получение политического убежища и гражданства. В центре внимания политических дебатов о демографической политике в странах третьего мира — вопросы ограничения рождаемости и планирования семьи. В современной России наиболее дискутируемыми являются вопросы о мерах, которые следует или не следует принимать, чтобы повысить рождаемость, и об иммиграционной политике.

Дискуссионный характер вопросов, связанных с демографической политикой, обусловлен не только различием мировоззренческих позиций, но и сложностью измерения результатов демографической политики. История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Между тем при определении эффекта демографической политики фактическую ситуацию приходится сравнивать с гипотетической — той, которая имела бы место, если бы демографическая политика не проводилась. Ввиду этого при оценке результатов демографической политики неизбежна некоторая степень условности. Кроме того, ход демографических процессов определяется множеством факторов, и разделить влияние тех из них, что связаны и не связаны с демографической политикой, бывает, особенно в первые годы реализации ее мероприятий, достаточно сложно.

Несмотря на сложности, связанные с оценкой результатов демографической и семейной политики, демографической наукой разработан ряд методов, позволяющих хотя бы в первом приближении решить эту задачу. Некоторые из них будут рассмотрены в последующих параграфах данной главы. Следует иметь в виду, что методологически безупречных подходов к измерению результатов демографической политики не существует, поэтому наиболее надежные результаты дает использование нескольких методов и последующее сравнение их результатов.

Демографическая политика в современной России

Актуальность демографической политики в Российской Федерации обусловлена тем, что сокращение численности населения при такой огромной территории создает угрозы в первую очередь территориальной целостности государства. Она составляет основу социально-экономической политики государства. Результаты реализации демографической политики оказывают решающее влияние на развитие всех сторон общественной жизни. Состояние экономики, обороноспособность страны, качество жизни населения, политическая и социальная стабильность зависят от того, в какой степени в том или ином государстве решаются вопросы формирования и развития трудовых ресурсов.

Следует отметить, что население как основная производительная сила общества представляет собой условие экономического и социального развития, а его ресурсный потенциал имеет как количественные, так и качественные характеристики. Сегодняшняя социальная политика, нацеливает на повышение значимости демографического фактора в развитии, а это предполагает выход на проблемы качества населения .

Следовательно, задачи, стоящие перед социологией и демографией, еще более усложняются. Необходимо не только детально изучить механизмы взаимосвязи экономического, социального и демографического развития, особенности современной демографической ситуации, ее тенденции и последствия, но и сформулировать систему научно обоснованных рекомендаций по управлению развитием населения, семьи. Реализация этих задач возможна при помощи целевых комплексных программ, в рамках которых должны содержаться долгосрочные прогнозы демографического развития города, республики, страны .

Демографическая ситуация в России в последние 15 лет характеризуется развитием устойчивой тенденции депопуляции населения. Самый низкий уровень рождаемости – 1,3 млн. человек было отмечено в 2000 г., что было на 20% ниже этого показателя в 1992 г. С 2001 г. начинается рост рождаемости в целом по стране. Сравнение этих показателей в 2000 и 2007 гг. выявило ее прирост на 13%. Однако стабильно высокий уровень смертности (особенно среди населения в трудоспособном возрасте), составляющий более 2 млн. человек в год, отмечаемый в последнее десятилетие, существенно снижает эффект положительной динамики рождаемости населения. С 1986 г. происходит постоянное сокращение общего прироста населения, который к 1991 г. уменьшился почти в 8 раз, с 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн. человек в год) . Таким образом, численность населения страны за 1990 – 2008 гг. сократилась более чем на 4 млн. человек и к началу 2009 г. составила 142 млн. человек. А с 2010 года по 2016 год наблюдается увеличение роста населения на 3,7 млн. человек. Особенно резкое увеличение 2015 году на 2,6 млн. человек (рис.1).

Рисунок 1. Численность населения России 1990-2016 гг., в млн. человек

По данным Росстата за 2015 год средняя продолжительность жизни в России составляет 71 год: 65,9 лет у мужчин и 76,7 года у женщин (рис.2).

Рисунок 2. Динамика средней продолжительности жизни в России

В 2010-е годы Россия вошла в первую пятёрку стран с наибольшим приростом продолжительности жизни – сравнивались периоды с 1990 по 2005 и с 2005 по 2013 годы. В России рост ожидаемой продолжительности жизни у мужчин составил более чем +7,3 года, и +6,5 лет добавилось ко времени здоровой жизни. На данный момент Россия по приросту ожидаемой продолжительности жизни находится на 4 месте .

Суммарный коэффициент рождаемости в России практически непрерывно растёт с 1999 года. Тогда он составлял 1,16 детей на одну женщину, а по итогам 2014 года вырос до 1,75.

Главными причинами низкой рождаемости является: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов) .

Поэтому, если ставится в качестве главной цели демографической политики в стране управление развитием населения, то на это должны быть направлены все проекты, программы решения и действия на всех уровнях общества. Безусловно, одним из главных направлений решения демографической политики, является повышение рождаемости и увеличение количества детей в семье. Поэтому, определяя методы и средства стимулирования рождаемости, необходимо позаботиться об адресности мероприятий .

Для определения мер по оптимизации воспроизводства населения и укрепления семьи необходимо знать не только сегодняшнюю, но и завтрашнюю ситуацию в составе населения, брачности, рождаемости, миграции. В этой связи анализ и прогнозирование демографических процессов являются предпосылкой для разработки всех разделов плана социального развития .

Следует отметить, что качественное изменение общественных отношений возможно лишь в масштабе всей страны на основе пропорционального развития всех сторон общественной жизни. В этой связи совершенно справедливо, на наш взгляд, замечание Н.А.Аитова о том, что: «Успех дела во многом будет зависеть от наличия объективной информации о развитии различных сторон жизни общества на всех уровнях, о существующих недостатках, тормозящих социальное развитие. Возникает, следовательно, задача детального анализа, поиска надежной информации, которая бы всесторонне отражала существующее положение дел, была бы конкретной и деловой» .

Государственное стимулирование демографической ситуации с помощью социально-экономических методов может дать только временный эффект, о чём свидетельствует опыт зарубежных стран. А.Г. Вишневский отмечает, что «материальное стимулирование в Чехии, в какой-то момент повысило рождаемость за счет того, что часть людей родила раньше, чем планировала. Он недолговечен. В 1974 году рождаемость в Чехии достигла пика – 2,4 рождения на женщину, а в 1983 была уже ниже 2 и продолжала падать» . Дело в том, что граждане спешат воспользоваться предоставляемыми государством льготами, однако общее число детей при этом не увеличивается. Значительные расходы государства просто смещают календарь рождений, что в настоящее время имеет место в России».

Как отмечает А.Г. Вишневский: «Семья не должна быть иждивенкой государства. Жизнь должна быть устроена так, чтобы семья могла зарабатывать и не нуждаться в подачках» . Только в таком случае демографическая ситуация не только улучшится, но и будет устойчивой. Поэтому государство должно многократно увеличить усилия по созданию благоприятной социально-культурной и духовно-нравственной среды для развития демографической сферы.

В комплексе мер, направленных на оптимизацию и регулирование воспроизводства населения, развития семьи особое место занимают меры идеологического и социально-психологического характера. Так, снижение устойчивости, дестабилизация семейных отношений у определенной части населения связаны, видимо, с нарастанием новых видов ценностей, которые если и не препятствуют, то в какой-то мере способны приглушить «брачные ценности». Эти ценности во многом носят и реальный, и мифический характер, однако очевидно, что формируются они не только за счет целенаправленных усилий со стороны общества, государства, но и благодаря массовому обыденному сознанию. Отсюда возникает необходимость выработки специальных мер воздействия на общественное сознание .

Таким образом, для повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимы: определенные органы управления, которые работали бы по определенным законам; развивали традиционные и семейные ценности; отвечали за улучшение трудовой деятельности населения.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Денисов А.П. 1 Кун О.А. 1 Денисова О.А. 1 Дробышев В.В. 2 Филиппова Е.Д. 3 1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» МЗ РФ 2 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» МЗ РФ 3 БПОУ «Медицинский колледж» МЗ Омской области Целью обзора является систематизация литературных данных по проблеме взаимосвязи демографической политики и рождаемости населения. Представлен анализ влияния условий и образа жизни семьи на рождаемость. Установлены факторы, оказывающие наиболее значимое влияние на число детей в семье. Исследования, проведенные в области охраны здоровья детей в различных типах семей, доказывают, что в стране произошла смена типа воспроизводства населения, которая закончилась к концу ХХ в. В результате в Российской Федерации совершился демографический переход к малодетной семье. В отличие от подавляющего большинства других стран, где развитие человеческого капитала приводит к росту доходов индивида и общественного богатства в целом, в России повышение доходов населения происходит в последнюю очередь и в недопустимо малой степени. Это также в высокой степени определяло тенденцию к снижению числа рождений. При сохранении наблюдающейся тенденции рождаемости рост населения России возможен, но маловероятен. В Сибирском федеральном округе наблюдается аналогичная ситуация и в перспективе на 20–30 лет значительного изменения характера воспроизводства населения региона не ожидается. 251 KB демографическая политика демографические процессы рождаемость дети семья 1. Валентей Д.И., Козлов В.И., Панкратьева Н.В. Основы теории народонаселения: учеб. пособие для студентов экон. спец. вузов; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1986. 376 с. 2. Рыбаковский Л.Л. Результативность как основной показатель оценки состояния и тенденций рождаемости // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 23–30. 3. Полунина Н.В., Полунина В.В., Кудряшова Л.В., Авсаджанишвили В.Н. Итоги реализации Национального проекта «Здоровье» в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях // Педиатрия. 2012. Т. 91. № 3. С. 21–25. 4. Рыбкина Н.Л. Репродуктивно-демографические показатели и состояние здоровья новорожденных по итогам реализации программы «родовой сертификат» приоритетного Национального проекта «Здоровье» в республике Татарстан // РАМН. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. 2012. Вып. 2. С. 105–107. 5. Савеленко Т.Л., Тищенко Т.И., Морозова И.С. Опыт наблюдения новорожденных, поступивших в поликлинику в 2010–2012 годах, проводимого в рамках Национального проекта «Здоровье» в ранней диагностике патологии // Здравоохранение Дальнего Востока. 2013. № 1. С. 19–21. 6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года . URL: demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html (дата обращения: 01.11.2018). 7. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России 1900–2000. М.: Новое издательство, 2006. 608 с. 8. Лещенко Я.А. Социально-экономические проблемы формирования потенциала воспроизводства населения и медико-демографического развития Сибири (на примере Иркутской области) // Бюллетень СО РАМН. 2008. № 1 (129). С. 35–42. 9. Денисов А.П., Бабенко А.И., Спинов В.И. Репродуктивные установки женщин и реализация мер национального проекта «Демография» // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 5. С. 29–31. 10. Захаров С.В. (отв. ред.) Население России 2015: двадцать третий ежегодный демографический доклад. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 360 с. 11. Денисов А.П. Демографические установки женщин г. Омска и Омской области с позиций дисперсионного анализа // Омский научный вестник. 2006. № 53–1. С. 169–172. 12. Бабенко А.И., Денисов А.П., Спинов В.И. Репродуктивное поведение девушек подросткового возраста // Социология медицины. 2008. № 2. С. 39–42. 13. Демографический ежегодник России. 2017: Стат. сб. / Росстат. M., 2017. 263 c. 14. Синельников А.Б. Кризис брачно-семейных и межпоколенных отношений и приоритетные направления демографической политики в России: автореф. дис. … д-ра социол. наук. Москва, 2015. 50 c. 15. Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – какая она? // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 95–101. 16. Арутюнян А.А., Сердюков А.Г. Динамика бесплодия у женщин в сельской местности в зависимости от территории проживания // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5 . URL: https://science-education.ru/ru/article/viewid=21856 (дата обращения: 24.10.18). 17. Петрова Н.Г., Комличенко Э.В., Иванов А.В., Зубарева Т.М., Шевелева Т.С. Репродуктивное здоровье женщин Санкт-Петербурга // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. № 2. С. 13–15. 18. Стародубов В.И., Щепин О.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 619 с. 19. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года . URL: http: // www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php (дата обращения: 23.10.2018). 20. Григорьев Ю.А., Баран О.И. Cоциальное неравенство и общественное здоровье в современных условиях // Вестник Российской академии естественных наук. Западно-Сибирское отделение. 2015. № 17. С. 134–138. 21. Кислицына О.А. Социально-экономическое неравенство в состоянии здоровья: тенденции и гипотезы // Социальные аспекты здоровья населения. 2017. Т. 54. № 2. С. 1. 22. Римашевская Н.М. Четыре принципиальных вопроса преодоления бедности в России: методология и методика исследований // Народонаселение. 2006. № 2. С. 9–13. 23. Денисов А.П., Банюшевич И.А., Филиппова Е.Д., Куцевал Е.В. Условия и факторы, влияющие на репродуктивные планы женщин, имеющих детей раннего возраста, в различных типах семей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1 . URL: http://www.science-education.ru/115-12203 (дата обращения: 27.10.2018). 24. Скрябина Я.А. Особенности репродуктивного поведения населения в условиях трансформационной российской экономики: автореф. … дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург, 2011. 28 с. 25. Архангельский В.Н. Репродуктивное и брачное поведение // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 129–136. 26. Баранов А.А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения // Вопросы экономики. 2000. № 7. С. 115. 27. Fleegler E, Lieu T, Wise P, Muret-Wagstaff S. Families Health-Related Social Problems and Missed Referral Opportunities // Pediatrics. 2007. Vol. 119. P. 1332–1341. 28. Тихонова Н.Е. Феномен бедности в современной России // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 7–19. 29. Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н., Рожковская С.А. Медико-социальные аспекты здоровья детей в многодетных семьях // Российский педиатрический журнал. 2016. № 19 (6). С. 361–366. 30. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н. Состояние здоровья детей современной России (Серия «Социальная педиатрия», выпуск 20). М.: ПедиатрЪ, 2018. 120 с. 31. Иванов Д.О., Орел В.И. Современные особенности здоровья детей мегаполиса // Медицина и организация здравоохранения. 2016. Т. 1. № 1. С. 6–1. 32. Коновалов О.Е., Харитонов А.К., Жильцова Е.Е. Медико-социальные аспекты репродуктивного поведения и здоровья жительниц Московской области // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2016. Т. 24. № 4. С. 25–31. 33. Боева А.В., Лещенко Я.А. Современные тенденции воспроизводства населения Иркутской области // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 4. С. 9–13. 34. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. Probabilistic Population Projections based on the World Population Prospects. The 2015 revision . URL: http://esa.un.org/unpd/ppp/ (дата обращения: 12.10.2018). 35. XIX конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» // Вопросы современной педиатрии. 2016. Т. 15. № 2. С. 192–200.

Первоочередной задачей государства является проведение эффективной демографической политики, а её результативность является одним из основополагающих индикаторов степени цивилизованности общества. По мнению Д.И. Валентея , демографическая политика – это система мероприятий, прямо либо косвенно направленных на изменение количественных и качественных характеристик условий жизни и труда населения. Специфической целью демографической политики является воздействие на воспроизводство населения. Она должна, прежде всего, учитывать конкретные условия и возможности общества, сопровождаться экономической поддержкой и анализом общественного мнения. Демографическая политика предусматривает в том числе возрождение культуры, авторитета семьи, сохранение имеющегося человеческого ресурса, прежде всего детей. Естественно, это длительный процесс .

Цель исследования: систематизация литературных данных по проблеме влияния демографической политики на рождаемость населения.

Результатом принятого в 2005 г. Приоритетного национального проекта «Здоровье» стало появление объективных условий для увеличения финансирования здравоохранения, расширения его материальных и технических возможностей, повышения рождаемости. Реализация Проекта положила начало модернизации в сфере здравоохранения, что способствовало повышению качества медицинских услуг, а также увеличила число рождений . Вместе с тем «материнский капитал» активизирует вовлечение в процесс деторождения неблагополучного контингента, что является одной из причин увеличения частоты рождения маловесных детей . В то же время в Российской Федерации сложилась достаточно сложная демографическая ситуация. При сохранении существующих тенденций демографических процессов по прогнозу Государственного Комитета РФ по статистике население России может сократиться к 2025 г. до 125 млн человек .

Важнейшей причиной настоящего процесса является смена типа воспроизводства населения, которая закончилась в России к концу ХХ в. В итоге в стране совершился демографический переход к преимущественно малодетной семье, ускоряемый происходящим конфликтом падения уровня жизни подавляющей части населения с более высоким стандартом жизни, снижением репродуктивных установок, насаждением в сознание людей западных стандартов семейного, репродуктивного и сексуального поведения, в том числе и более позднего оформления семейных отношений, концентрации внимания, прежде всего на образовании и формировании деловой карьеры . Однако, как считает Я.А. Лещенко , эти процессы носят не нормальный, а аномальный характер, так как в отличие от других развитых стран, состояние параметров естественного движения и смены типов воспроизводства не представляет собой динамического равновесия процессов рождаемости и смертности. В результате этого произошло формирование четкой ориентации на малодетную семью – откладывание рождений как первенцев, так и вторых детей .

Одновременно до 2005 г. отмечался рост относительного числа рождения детей вне юридически зарегистрированного брака (30,0 % от числа всех новорожденных) с последующим снижением до 21,1 % в 2016 г. , а также распространение «подросткового материнства» .

Подавляющая часть семей уже отказалась от планирования числа детей на стадии ее формирования, более того средние идеальные числа детей в семье уменьшились ниже уровня необходимого для простого воспроизводства населения. Что касается репродуктивных установок, сформировавшихся у молодежи, то они еще ниже .

Демографическая политика, проводимая в России, в значительной степени повлияла на повышение рождаемости. Так число рождений увеличилось с 1479637 в 2006 г. до 1888729 в 2016 г., общий коэффициент рождаемости – с 10,4 до 12,9 на 1000 населения в 2016 г. Среднее число детей, которые рождаются одной женщиной в течение всего репродуктивного периода ее жизни – то есть суммарный коэффициент рождаемости (СКР) увеличилось с 1,3 до 1,7 . С учетом того, что не все дети доживают до репродуктивного возраста, а мальчиков рождается больше, чем девочек, даже простое замещение поколений, возможно лишь при СКР ≥ 2,1. Когда данный коэффициент ниже этого порога, превышение числа родившихся над числом умерших будет носить преходящий характер .

Таким образом, следует повысить уровень рождаемости значительно выше значения данного коэффициента в расчете на одну женщину без различия брачного состояния 2,12 или более 2,6 в расчете на один брак, длящийся весь репродуктивный период жизни и обладающий в течение всего этого периода плодовитостью (т.е. эффективный брак) .

В Российской Федерации отмечается сближение уровней рождаемости в сельской местности и городе. В общей совокупности семей доля многодетных постоянно уменьшается, при этом подавляющее большинство из них – трехдетные, хотя в сельской местности доля таких семей пока еще в два-три раза больше, чем в городе . Именно поэтому более оправданным представляется вместо термина «большая семья» употребление термина «многодетная семья» .

Помимо сложившихся у супругов репродуктивных установок, снижение фактического числа детей в семье в значительной степени определяется неудовлетворительным состоянием здоровья их репродуктивной системы . Отрицательные изменения образа жизни молодых семей, в частности все возрастающая алкоголизация населения, также содействует ухудшению демографической ситуации . Кроме того, наблюдается выраженная тенденция к одиночеству и разводам . Все более значительная часть семей юридическому браку предпочитает незарегистрированные брачные союзы .

Данные многочисленных исследований убедительно доказывают тот факт, что экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, в значительной степени связаны с проблемами брака и семьи и, в конечном итоге, со здоровьем и воспроизводством населения . В свою очередь на демографические процессы, в том числе и рождаемость, оказывают влияние социально-экономические условия. Так, неудовлетворительное материальное положение, плохие жилищные условия семьи находятся в числе наиболее значимых причин отказа от рождения последующих детей .

Более того, по мере повышения культурного уровня семьи наблюдается прогрессирующее удорожание воспитания детей. Определяет это то, что родители с высоким культурным уровнем имеют большую ответственность за воспитание детей и стремление обеспечить им наилучшие жизненные условия .

В то же время нельзя анализировать влияние на социальные процессы тех или иных факторов, в том числе и материального положения, отдельно, не учитывая действия других, поскольку все социально обусловленные процессы протекают взаимосвязано, в постоянной взаимосвязи элементов их составляющих. В то же время, по мнению А.А. Баранова , в этой сложной системе преобладают неэкономические, то есть социально-психологические, нравственные, духовные, национальные аспекты.

В целом происходящие в России демографические процессы носят естественный характер и наблюдающиеся их изменения укладываются в классическую процедуру перехода к современному типу воспроизводства населения, характерному для развитых стран Европы. В этих странах также наблюдается процесс эволюции института семьи, изменение устоявшихся представлений о ней, отмечаются падение нравственно-этических норм и нестабильность браков, выраженная тенденция к увеличению числа неполных семей, снижение роли семьи в социализации детей и т.д., и более того превращение данных процессов в норму .

В нашей стране в результате социально-экономического кризиса снижение экономического благополучия граждан было ускорено и носит парадоксальный характер. В России подавляющее число бедных работают! Такое возможно только в единственном случае, когда бедность, прежде всего, порождает само государство . В развитых странах увеличение человеческого капитала приводит к росту как общественного богатства в целом, так и индивидуальных доходов подавляющего числа людей. В нашей стране повышение доходов населения происходит в последнюю очередь и в недопустимо малой степени . Как закономерный результат такого положения наблюдается дифференциация демографического поведения по регионам и группам населения .

В результате этого в России наблюдается выраженное неравенство в здоровье, носящее несправедливый характер, так как его первопричиной является несправедливое распределение общественных благ, а значит, и возможности иметь качественные медицинские услуги и достойные условия жизни. Как следствие, для значительной части семей рождение и последующее воспитание ребенка становится недосягаемой роскошью. Вопросы защиты интересов населения в должном уровне жизни и ее качестве приобретают небывалую остроту, причем в большой степени именно женщин и детей .

Наличие репродуктивных потерь, то есть нереализованные беременности и младенческая смертность, а также плохое здоровье детей осложняют ситуацию. Причем это положение соответствует служившемуся в настоящее время уровню самосохранительного поведения и уровня жизни людей . Наблюдаемое незначительное увеличение числа родившихся в последние годы обусловлено, прежде всего, не ростом рождаемости, а увеличением численности женского населения в наиболее плодовитых возрастах (20–29 лет) . Более того, в 2016 г. в России зафиксирована убыль населения .

Аналогичная тенденция отмечается и в Сибири, где на период ближайших 20–30 лет кардинальных изменений в характере воспроизводства населения не ожидается . Анализ нетто-коэффициента воспроизводства населения показал, что наблюдается только сдвиг календаря рождений, а не долговременные изменения их интенсивности .

По прогнозам Отдела населения ООН, сохранение наблюдающейся тенденции роста населения России возможно, но маловероятно. Среднегодовые темпы прироста численности населения Российской Федерации по всем вариантам прогнозов ООН в ближайшее десятилетие будут снижаться, оставаясь положительными только по высокому варианту (в 2015–2025 гг.) и варианту простого воспроизводства (в 2015–2020 гг.). Темпы прироста будут отрицательными до 2040 г., то есть численность населения будет сокращаться по всем вариантам прогноза. Существует вероятность возобновления роста населения по высокому варианту прогнозу не ранее 2040–2045 гг. и по варианту простого воспроизводства с 2065–2070 гг. .

Как закономерный результат описанных демографических процессов, а также в связи с ростом абсолютного числа лиц старших возрастных групп изменилась доля детей в общем числе народонаселения. Суммарная их доля (от 0 до 17 лет включительно) в структуре всего населения Российской Федерации уменьшилась с 25 % в 1999 г. до 18,8 % в 2014 г. .

Заключение

В результате анализа литературных источников установлено, что наблюдающееся в стране ухудшение условий жизни подавляющей части населения и ослабление внимания государства к охране прав сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка, институту семьи способствует прогрессированию неравенства в получении качественной и доступной медицинской помощи, что негативно отражается на рождамости и здоровье детей.

Важнейшей причиной этого является смена типа воспроизводства населения, которая закончилась в России к концу ХХ в. В итоге совершился демографический переход к преимущественно малодетной семье. В Российской Федерации в отличие от большинства стран, где развитие человеческого капитала приводит к увеличению как общественного богатства в целом, так и индивидуальных доходов подавляющего числа людей, повышение доходов населения происходит в последнюю очередь и в недопустимо малой степени. Это также в значительной степени определяло тенденцию к снижению числа рождений. В Сибирском федеральном округе наблюдается аналогичная ситуация и в перспективе на 20–30 лет значительного изменения характера воспроизводства населения региона не ожидается.

Библиографическая ссылка

Денисов А.П., Кун О.А., Денисова О.А., Дробышев В.В., Филиппова Е.Д. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХАРАКТЕРИСТИКА РОЖДАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 1. – С. 161-165;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12660 (дата обращения: 01.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Демографическая политика в странах мира

Демографическая и семейная политика: сущность, различия и основные направления

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

В отличие от демографической политики семейная политика — деятельность государственных органов и иных социальных институтов:

  • • в сфере укрепления семьи;
  • • оптимизации выполнения ею своих функций;
  • • улучшения условий жизнедеятельности.

Семейной политикой можно считать любую политику, целью которой является сглаживание различий в уровне жизни семей, происходящих в результате наличия в семье иждивенцев, особенно детей.

Цели семейной политики в разных странах мира:

  • • перераспределение доходов в пользу семей с детьми;
  • • борьба с бедностью;
  • • повышение рождаемости (ориентация семейных пособий на многодетные семьи);
  • • феминизм (примирение профессиональной и семейной жизни);
  • • управление занятостью;
  • • политика заработной платы.

Формирование демографической политики зависит от оценки правительством конкретной страны численности и темпов роста населения в ней.

Существуют следующие проблемы роста населения в разных странах мира: «демографический взрыв» в развивающихся странах, «депопуляция и демографический кризис» в ряде стран Европы, СНГ и России, «нулевой» рост населения в экономически развитых странах.

Демографические тенденции считаются неблагоприятными в тех странах, где показатели рождаемости крайне низкие, и в то же время, где показатели очень высокие. Высокие показатели рождаемости в слаборазвитых странах затрудняют экономическое развитие, так как требуются демографические инвестиции, которые идут не на то, чтобы развивать эти страны в социально-экономическом отношении, а на то, чтобы возмещать ежегодный прирост населения, поскольку с появлением новых людей нужно затратить гораздо больше средств на то, чтобы поддерживать достигнутый уровень жизни.

Низкие показатели рождаемости и старая возрастная структура населения в экономически развитых странах, восполняемые только миграционным приростом, также тормозят развитие экономики этих стран и создают социальные и политические проблемы.

Все большее число государств начинают принимать меры, чтобы повлиять на рост населения, часть государств — на то, чтобы замедлить, сократить этот рост, а часть — чтобы его увеличить.

Развивающиеся страны на примере Китая и Индии уже не одно десятилетие проводят демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и стабилизацию численности населения.

Возможность направленного воздействия на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Франции, Австрии, Германии и др.), где в последние годы проводилась активная социальнодемографическая политика, направленная на повышение рождаемости.

Несмотря на различия в законодательстве и практической реализации современной семейной политики в развитых странах, существует целый ряд сближающих тенденций. Так, в странах Европейского союза наблюдаются:

  • • сближение тенденций в динамике демографических показателей и распространенных моделей семьи;
  • • озабоченность на политическом уровне высокой стоимостью проводимой социальной и семейной политики;
  • • сближение правил финансирования социального обеспечения в связи с гармонизацией налоговых систем и уровня издержек на рабочую силу;
  • • необходимость содействия внутриевропейской миграции в перспективе развития общего рынка.

Существует дифференциация развитых стран мира по размеру пособий и льгот на детей. Так, самые высокие пособия характерны для Франции, Люксембурга, Норвегии, Бельгии и Швеции. Средние — для Дании, Германии, Великобритании, Австралии и Нидерландов, а самые низкие — для Португалии, Италии, Японии, США, Ирландии, Испании и Греции.

В странах Европейского союза увеличение женской занятости заставляет правительства увеличивать уровень поддержки работающих родителей. Могут быть предусмотрены различные типы поддержки, в том числе: отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, услуги детских дошкольных учреждений, гибкий график работы и т.д. Здесь будет рассмотрен такой компонент семейной политики, как родительские отпуска.

Существуют различные виды отпусков, которые разрешены женщинам (или женщинам и мужчинам) во время родов, усыновления или других семейных нужд. Специфические виды отпусков включают:

  • • материнский отпуск, или «Отпуск по беременности и родам», или «Декретный отпуск», относится к оплаченному отпуску непосредственно в течение предродового и послеродового периодов;
  • • отцовский отпуск — отпуск, предоставляемый работодателем отцу. Обычно подобный отпуск намного короче, чем материнский отпуск, и действует как дополнение к ним;
  • • родительские отпуска — гендерно-нейтральные отпуска, которые следуют обычно за отпусками по беременности и родам и дают возможность родителям воспользоваться льготами и преимуществами системы отпусков, распределяя между собой или выбирая, кто будет пользоваться ими. Часть отпуска обычно берет мать, обеспечивая себе период физического выздоровления и восстановления после родов. Сейчас в ряде стран некоторая часть родительского отпуска предназначается для отцов;
  • • отпуска по уходу за ребенком — отпуска, которые в ряде стран развивались как дополнение к отпуску по беременности и родам или как разновидность родительского отпуска.

Среди 15 стран Европейского Союза средняя продолжительность отпусков, имеющих отношение к рождению ребенка (отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком), составляет 44 недели. Средняя продолжительность оплачиваемого отпуска — 36 недель, обычно включающих отпуск по беременности и родам с добавлением отпуска по уходу за ребенком.

Семь стран предоставляют оплачиваемый отцовский отпуск (paternity leave): Австрия (6 месяцев), Бельгия (3 дня), Дания (10 дней), Испания (2 дня), Франция (3 дня), Финляндия (1 неделю) и Швеция (2 недели). Две из них — Дания и Швеция увеличили продолжительность отпуска по уходу за ребенком и установили его на один месяц больше в случае, если отпуск берет отец (в противном случае — дополнительный месяц «теряется»).