Силы гражданской обороны

Содержание

О гражданской обороне. Модель

Принят
на одиннадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ
(постановление N 11-12
от 15 июня 1998 года)

О гражданской обороне

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О гражданской обороне

Настоящий Закон определяет основы гражданской обороны, правовые основы ее осуществления, полномочия и функции органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области гражданской обороны, а также силы и средства, привлекаемые для решения задач в указанной области, и основания их деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие гражданской обороны

1. Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

2. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:
— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также при катастрофах природного и техногенного характера;
— оповещение об опасности;
— эвакуация населения;
— предоставление убежищ и их устройство;
— предоставление средств индивидуальной защиты;
— проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
— проведение аварийно-спасательных работ;
— первоочередное обеспечение пострадавшего населения, включая первую медицинскую помощь, срочное предоставление жилых помещений, а также другие необходимые меры;
— борьба с пожарами;
— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
— обеззараживание и другие подобные меры защиты;
— восстановление и поддержание порядка в районах бедствия;
— срочное восстановление необходимых коммунальных служб;
— срочное захоронение трупов;
— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для выживания;
— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;
— иная деятельность, необходимая для решения вышеупомянутых задач, в том числе планирование и организация мероприятий.

Статья 3. Принципы организации гражданской обороны

1. Гражданская оборона организуется на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Руководство ею на всех уровнях государственного управления осуществляется централизованно на принципе единоначалия. С этой целью предусматриваются институт начальников гражданской обороны и создание служб этой обороны.

2. Мероприятия по гражданской обороне проводятся заблаговременно в мирное время с учетом развития средств вооруженной борьбы и средств защиты от них. С этой целью на всех уровнях исполнительной власти, в органах местного самоуправления и организациях разрабатываются планы гражданской обороны.

3. Осуществление гражданской обороны на всей территории страны или ее части начинается с возникновением реальной опасности военных действий, а также катастроф природного и техногенного характера.

Статья 4. Правовое регулирование организации и осуществления гражданской обороны

Национальное законодательство в области гражданской обороны основывается на конституции страны, настоящем Законе, других законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

Статья 5. Гражданская оборона в вооруженных силах и других войсках

Задачи гражданской обороны в организациях и военных городках вооруженных сил страны и других войск решаются в соответствии с ведомственными положениями, разрабатываемыми на основе настоящего Закона и согласуемыми с государственным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Глава 2. Силы гражданской обороны

Статья 6. Состав сил гражданской обороны

1. В состав сил гражданской обороны входят гражданские и воинские формирования гражданской обороны.

2. Для решения задач гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения вооруженных сил страны, других войск, а также ведомственные, территориальные и иные аварийно-спасательные службы и формирования.

Статья 7. Гражданские формирования гражданской обороны

1. Гражданские формирования гражданской обороны создаются на базе предприятий и организаций любых организационно-правовых форм по территориально-производственному принципу. Они оснащены специальной техникой и имуществом и подготовлены для решения задач обороны граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

2. В гражданские формирования гражданской обороны должны зачисляться, как правило, мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет и не зачисляться военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, инвалиды, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до восьми лет, а также женщины со средним и высшим медицинским образованием, имеющие ребенка до трех лет.

3. Состав и численность гражданских формирований гражданской обороны устанавливается государственными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти страны, органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций.

4. Порядок создания, комплектования, обеспечения, использования гражданских формирований гражданской обороны определяется правительством страны.

Статья 8. Воинские формирования гражданской обороны

1. Воинские формирования гражданской обороны создаются для решения задач в области гражданской обороны, которые не могут быть решены гражданскими формированиями.

2. Воинские формирования гражданской обороны и лица, проходящие в них службу, не могут участвовать в военных и иных действиях, не связанных с гражданской обороной.

3. Во время военных действий личный состав воинских формирований гражданской обороны не привлекается к каким-либо акциям, не связанным с решением задач гражданской обороны.

4. Личному составу воинских формирований гражданской обороны выдаются удостоверения установленного образца и международные отличительные знаки.

5. Для воинских формирований гражданской обороны предоставляется специальная техника, боевое ручное стрелковое оружие, которое используется только для поддержания порядка и самообороны.

6. Воинские формирования гражданской обороны осуществляют свою деятельность только в пределах территории данного государства и не привлекаются для решения аналогичных задач на территориях других государств.

7. Организационная структура воинских формирований гражданской обороны, порядок их комплектования, социальной защиты военнослужащих воинских формирований гражданской обороны и членов их семей, финансирования деятельности этих формирований определяются соответствующим национальным законодательством.

Глава 3. Система гражданской обороны

Статья 9. Руководство гражданской обороной

1. Руководство гражданской обороной осуществляет правительство страны.

2. На территориях, подведомственных региональным органам власти и органам местного самоуправления, это руководство осуществляют главы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по должности являющиеся начальниками гражданской обороны.

3. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, объектах и в отраслях экономики.

4. Начальникам гражданской обороны предоставляется право:

а) вводить в действие планы гражданской обороны в порядке, установленном национальным законодательством;

б) принимать решения на проведение эвакуации населения на подведомственной территории в установленном порядке;

в) издавать приказы по вопросам гражданской обороны в соответствии со своими полномочиями.

5. В военное время приказы начальников гражданской обороны регионов, городов и районов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий и организаций, расположенных на соответствующих территориях, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

Статья 10. Органы управления гражданской обороной

1. Органами управления гражданской обороной являются:

а) государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач гражданской обороны, создающий с этой целью подведомственные ему территориальные органы управления;

б) структурные подразделения, специально уполномоченные или организуемые для решения задач гражданской обороны в составе центральных государственных органов исполнительной власти;

в) органы управления гражданской обороной при региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления;

г) структурные подразделения или специалисты гражданской обороны на предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовых форм.

2. В регионах, городах, отнесенных к определенным категориям гражданской обороны, — органы управления воинскими формированиями гражданской обороны, содержащимися за счет государственного бюджета, а также соответствующим гражданским персоналом, содержащимся за счет средств регионов и местных бюджетов.

Статья 11. Государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач гражданской обороны

Государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны:

а) осуществляет государственное управление гражданской обороной;

б) принимает в пределах своей компетенции решения по вопросам подготовки и осуществления гражданской обороны, обязательные для исполнения государственными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти регионов, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, должностными лицами и гражданами;

в) организует разработку и выполнение государственных целевых программ гражданской обороны;

г) организует управление воинскими формированиями гражданской обороны;

д) разрабатывает проект плана гражданской обороны страны;

е) разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны и вносит их на рассмотрение в правительство страны;

ж) осуществляет мероприятия по организации и реорганизации подведомственных органов управления, соединений, воинских формирований и подразделений, организаций, учебных заведений;

з) организует подготовку сил гражданской обороны, обучение населения, разрабатывая с этой целью соответствующие программы и проводя учения по гражданской обороне;

и) составляет проект государственного заказа на поставку вооружений, техники, имущества и других материально-технических средств для сил гражданской обороны;

к) осуществляет государственный контроль за выполнением установленных нормативных требований в области гражданской обороны;

л) разрабатывает директивные документы по организации оповещения и приведению в готовность гражданской обороны страны;

м) обеспечивает мобилизационную готовность воинских формирований гражданской обороны;

н) осуществляет функции государственного заказчика для нужд гражданской обороны;

о) организует международное сотрудничество в области гражданской обороны.

Статья 12. Службы гражданской обороны

1. Для эффективного осуществления гражданской обороны и выполнения специальных мероприятий создаются государственные и региональные службы гражданской обороны и службы гражданской обороны предприятий и организаций.

2. Службы гражданской обороны создаются решением правительства страны, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций.

3. Служба гражданской обороны — объединение органов управления, учреждений и сил гражданской обороны для организации и проведения инженерно-технических, медицинских и других мероприятий гражданской обороны, а также для подготовки и обеспечения действий гражданских формирований гражданской обороны.
Положения о службах гражданской обороны утверждаются начальниками гражданской обороны соответствующего уровня.

Глава 4. Полномочия органов государственной власти в области гражданской обороны

Статья 13. Полномочия президента страны

Президент страны:

а) определяет государственную политику в области гражданской обороны;

б) утверждает план гражданской обороны страны;

в) вводит в действие план гражданской обороны на всей территории страны или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

г) утверждает структуру, состав и штатную численность военнослужащих воинских формирований гражданской обороны, утверждает Положение о воинских формированиях гражданской обороны.

Статья 14. Полномочия правительства страны

Правительство страны:

а) разрабатывает и реализует государственную политику в области гражданской обороны;

б) руководит гражданской обороной, в том числе определяет систему общегосударственных мероприятий в области гражданской обороны, организует и контролирует выполнение и несет ответственность за состояние гражданской обороны;

в) издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов законов по гражданской обороне;

г) определяет критерии и порядок группировки городов по осуществлению гражданской обороны и отнесение организаций к категориям гражданской обороны;

д) определяет порядок создания объектов гражданской обороны, накопления, хранения и использования имущества гражданской обороны.

Статья 15. Функции государственных органов исполнительной власти

Государственные органы исполнительной власти в соответствующих отраслях экономики и сферах деятельности:

а) обеспечивают руководство подготовкой и осуществлением гражданской обороны;

б) разрабатывают и доводят до организаций отраслевые требования, нормативные акты по вопросам планирования, организации и осуществления гражданской обороны и контролируют их выполнение;

в) планируют и обеспечивают выполнение мероприятий по защите персонала, подготовке сил и средств гражданской обороны, повышению устойчивости функционирования предприятий и организаций различных отраслей в военное время, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны государственных органов исполнительной власти, согласованные с органом исполнительной власти, специально уполномоченным для решения задач гражданской обороны;

г) создают и поддерживают в постоянной готовности системы управления соответствующей отраслью в военное время;

д) разрабатывают планы эвакуации предприятий и организаций в безопасные районы и обеспечивают продолжение их дальнейшей деятельности в этих районах;

е) организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны;

ж) осуществляют контроль за выполнением организациями мероприятий гражданской обороны;

з) взаимодействуют с территориальными органами управления гражданской обороной;

и) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов и обеспечивают их хранение;

к) организуют накопление, хранение, замену и поддержание в постоянной готовности имущества гражданской обороны.

Глава 5. Функции региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, права и обязанности граждан в области гражданской обороны

Статья 16. Функции региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления

Региональные органы государственной власти страны и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

а) организуют выполнение мероприятий по подготовке к гражданской обороне, разрабатывая и реализуя соответствующие планы;

б) осуществляют меры по поддержанию в постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны;

в) организуют подготовку гражданских формирований гражданской обороны и обучение населения в этой области;

г) создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления, оповещения, связи и объекты гражданской обороны;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные работы;

е) осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации населения в безопасные районы, по его размещению, развертыванию лечебных и других учреждений;

ж) организуют и осуществляют мероприятия по защите и жизнеобеспечению населения, обеспечению устойчивого функционирования организаций в военное время;

з) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, медицинских и иных ресурсов и поддерживают их в необходимом состоянии;

и) накапливают, хранят, заменяют и поддерживают в состоянии готовности имущество гражданской обороны;

к) осуществляют на территориях контроль за состоянием гражданской обороны.

Статья 17. Функции предприятий и организаций по подготовке и осуществлению гражданской обороны

Предприятия и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с законодательством страны:

а) планируют и осуществляют мероприятия по защите своих работников, основных производственных фондов, продовольствия, источников водоснабжения, сырья, фуража и продукции, сельскохозяйственных животных и растений от воздействия средств поражения и в соответствии с нормами, утверждаемыми правительством страны, разрабатывают собственные планы гражданской обороны;

б) осуществляют мероприятия с целью повышения устойчивости их функционирования в военное время;

в) создают и поддерживают в состоянии готовности гражданские формирования гражданской обороны;

г) осуществляют обучение по гражданской обороне работников предприятий и организаций, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные работы на закрепленной за ними территории;

е) создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения;

ж) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов и обеспечивают их сохранность;

з) накапливают и хранят имущество гражданской обороны и поддерживают его в состоянии полной готовности к использованию.

Статья 18. Права и обязанности граждан страны

Граждане страны в соответствии с настоящим Законом:

а) имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий военных действий, на безвозмездное пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты, медицинскую, материальную, финансовую помощь, предоставление необходимых условий для жизни на территориях, пострадавших от военных действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера;

б) обязаны соблюдать требования законов и других нормативных актов по гражданской обороне, принимать участие в осуществлении мероприятий гражданской обороны и проходить соответствующее обучение.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 19. Финансирование мероприятий гражданской обороны

Финансирование мероприятий в области гражданской обороны осуществляется в установленном порядке в соответствии с национальным законодательством.

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства в области гражданской обороны

Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей по гражданской обороне, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его ратификации парламентом страны.

Текст документа сверен по:
«Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ»,
N 18, 1998 год

Гражданская оборона

Гражданская оборона это:

-составная часть РСЧС

-система международных отношений

+система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения и территорий

-система дифференцированных мероприятий по защите населения и территорий

-система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации ЧС в военное время

?

Основные направления деятельности ГО

+защита населения от ОМП, ЧС природного и техногенного характера

-увеличение производительности труда

+проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы объектов экономики в условиях военного времени и ЧС

+проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения

-повышение боеготовности Вооруженных сил

?

Для защиты населения от оружия массового поражения ГО организует

+обучение населения способам защиты от опасностей возникающих при приведении военных действий

-разработку современных средств эвакуации пораженных

+строительство защитных сооружений

+накопление средств индивидуальной защиты

-строительство новых лечебно-профилактических учреждений

?

Степени готовности ГО

-повышенной готовности

+повседневная

+первоочередных мероприятий первой группы

-мобилизационная

+общая готовность

?

Организационная структура ГО включает

+руководство

+органы повседневного управления

+эвакуационные органы

-органы исполнительной власти

-министерство по чрезвычайным ситуациям

?

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет

-президент

+правительство

-министр по чрезвычайным ситуациям

-министр обороны

-дума РФ

?

Среди формирований ГО, по подчиненности выделяют

+объектовые формирования

+территориальные формирования

-формирования общего назначения

-формирования служб

-формирования МЧС

?

По предназначению формирования ГО подразделяются

-объектовые формирования

-территориальные формирования

+формирования общего назначения

+формирования служб

-формирования МЧС

?

Из указанных граждан, в нештатное аварийно-спасательное формирование ГО может быть зачислен:

-мужчина в возрасте 50 лет, имеющий 3-ю группу инвалидности

-женщина со средним медицинским образованием, в возрасте 26 лет, имеющая 2-летнего ребенка

-женщина в возрасте 40 лет, имеющая 7-летнего ребенка

+мужчина в возрасте 57 лет, проработавший на одном предприятии 10 лет

+женщина с высшим медицинским образованием, в возрасте 30 лет, имеющая 4-летнего ребенка

?

Перевод ГО с мирного времени на военное положение состоит в

-переходе ГО на государственный принцип функционирования

+приведение в готовность органов управления и сил ГО

+развертывание системы защиты населения

+ускоренной подготовке к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ

-охране объектов промышленности и других учреждений

?

Аварийно — спасательные работы включают в себя

+вскрытие разрушенных и засыпанных убежищ

+вывоз людей в безопасные районы

+оказание медпомощи пораженным

-наведение мостов и переправ

-ликвидацию аварий на энергетических, коммунальных и газовых сетях

?

Периоды деятельности ГО

-период возникновения ГО

+период мирного времени

+период угрозы нападения противника

+период ликвидации последствий нападения противника

-период прекращения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

?

Организационно ГО лечебного учреждения включает в себя

+начальника

+штаб

+эвакуационную комиссию

-службу медицины катастроф

+формирования

?

Количество служб функционирующее в составе ГО в период мирного времени

+5

?

К силам ГО относятся

+спасательные воинские формирования

+нештатные аварийно-спасательные формирования

-МЧС

-войсковые части Минобороны

-центральный аэромобильный отряд

?

Гражданская оборона в лечебном учреждении создается в целях

+заблаговременной подготовки учреждения к защите медперсонала и больных от воздействия поражающих факторов

+создание условий, повышающих устойчивость работы учреждения в военное время

+проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

-обороны и охраны лечебного учреждения

-подготовки специалистов в области ГО

?

Ведение ГО на территории страны или в отдельных ее местностях начинается

-с начала объявления мобилизации взрослого населения

+с фактического начала военных действий

-с момента объявления Президентом РФ чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях;

+с момента объявления Президентом РФ состояния войны

+с введения Президентом РФ военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях.

?

Медицинские (дружины, отряды) посты, относятся к формированиям

-общего назначения ГО

+служб ГО

-Всероссийской службы медицины катастроф

-МЧС

-медслужбы Вооруженных Сил

?

Гражданская оборона в лечебном учреждении создается

-приказом органа управления здравоохранением

+приказом главного врача лечебного учреждения

-приказом руководителя органа исполнительной власти

-приказом руководителя МЧС

-приказом министра здравоохранения

?

Принципы организации ГО в РФ

+правовая обусловленность

-комплексность проводимых мероприятий

+территориально-производственный

+дифференцированность

+всеобщая обязанность

силы гражданской обороны

Смотреть что такое «силы гражданской обороны» в других словарях:

  • Силы гражданской обороны — (англ. civil defence forces) в РФ воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также … Энциклопедия права

  • силы гражданской обороны — силы ГО Воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны [Федеральный закон «О… … Справочник технического переводчика

  • Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО; для решения задач в области ГО могут также привлекаться аварийно спасательные службы и… … Словарь черезвычайных ситуаций

  • Силы гражданской обороны — 1. Силы гражданской обороны спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно спасательные… … Официальная терминология

  • Силы гражданской обороны — (англ. civil defence forces) в РФ воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.… … Большой юридический словарь

  • Силы гражданской обороны — воинские части и иевое низнроваиные формирования, а также организации и различные учреждения министерств, ведомств и исполкомов Советов народных депутатов (медицинские, коммунального хозяйства и др.), предназначенные для ведения спасательных и… … Словарь военных терминов

  • Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО. Для решения задач в области ГО могут также привлекаться аварийно спасательные службы … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • Силы воздушной обороны Республики Казахстан — Әуе қорғанысы күштері Силы воздушной обороны Эмблема Сил воздушной обороны Казахстана Годы существования … Википедия

  • Служба гражданской обороны — (англ service of civil defence) в РФ служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения… … Энциклопедия права

  • Служба гражданской обороны — (англ service of civil defence) в РФ служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения… … Большой юридический словарь

СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

(англ. civil defence forces) — в РФ воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны. Вооруженные Силы РФ, др. войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ. Для решения этих задач воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ, др. войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения указанных задач в соответствии с законодательством РФ.

На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством РФ.

Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их семей, а также финансирование деятельности войск гражданской обороны осуществляются в соответствии с законодательством РФ.Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ. См. также Служба гражданской обороны.

Смотреть больше слов в «Большом юридическом словаре»

Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организаций и ведомственной пожарной охраны

Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организации

В Федеральном законе «О гражданской обороне» определены:

  • основные задачи в области гражданской обороны;
  • полномочия организаций в области гражданской обороны; -руководство гражданской обороной;
  • силы гражданской обороны.

К основным задачам в области гражданской обороны относятся:

  • обучение населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; -срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время; -разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  • планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
  • проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
  • создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
  • создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют их руководители. Руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

К силам гражданской обороны относятся воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям, органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны:

  • планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
  • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
  • создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны определяется «Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782.

Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

  • планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
  • создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
  • обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
  • создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:

  • в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек — 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек — 2 — 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек — 3 — 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек — 5 — 6 освобожденных работников;
  • в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек — 1 освобожденный работник;
  • в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек — работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

«Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований» утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты или эксплуатирующими их, а та кисе имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

  • проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
  • санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
  • участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
  • обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

  • разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
  • укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
  • осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

Структура, задачи, состав сил и средств ведомственной пожарной охраны

По статистическим данным на территории Российской Федерации каждый год происходит в среднем около 300 тысяч пожаров, а материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей. Пожароопасность сегодня возрастает, так как в промышленности, строительстве и быту применяется множество легковоспламеняющихся веществ и материалов. Используется в огромных количествах нефть и нефтепродукты, природный газ. В производстве сохраняются и внедряются сложные и энергоемкие технологии, обладающие высокой потенциальной пожароопасностью. Все это требует повышенного внимания к противопожарной защите, осторожности, высокой технологической дисциплины.

Многие предприятия и иные объекты имеют свои специфические требования по обеспечению пожарной безопасности. Из этого можно сделать вывод о том, что основой предупреждения пожаров является организация обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» основой обеспечения пожарной безопасности является соблюдение:

  • мер пожарной безопасности, то есть действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
  • противопожарного режима, то есть правил поведения людей, порядка организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;
  • требований пожарной безопасности, под которыми подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (следовательно, нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности).

Для обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации была создана система обеспечения пожарной безопасности, которая является совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Наиболее значимым элементом системы обеспечения пожарной безопасности является пожарная охрана.

Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  • государственная противопожарная служба;
  • муниципальная пожарная охрана;
  • ведомственная пожарная охрана;
  • частная пожарная охрана;
  • добровольная пожарная охрана.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Ведомственная пожарная охрана создается в целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведения обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются положениями федеральных органов исполнительной власти, согласованными с Государственной противопожарной службой.

На подразделения ведомственной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В соответствии с возложенными задачами основными функциями ведомственной пожарной охраны являются:

  • контроль соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);
  • участие в обучении населения мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении подготовки населения к действиям при возникновении пожара;
  • проведение противопожарной пропаганды;
  • участие в тушении пожаров.

Необходимо отметить, что при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

К силам ведомственной пожарной охраны относятся личный состав подразделений ведомственной пожарной охраны, который является главной и решающей силой в выполнении боевых задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров.

Основными средствами ведомственной пожарной охраны являются:

  • пожарная техника (машины, установки пожаротушения, пожарно-техническое оборудование и др.);
  • водоподающая и другая техника народного хозяйства, приспособленная и переоборудованная для целей пожаротушения;
  • огнетушащие средства (вода, пена, огнетушащие порошки, газы и т. п.);
  • средства связи и освещения;
  • транспортные средства.

Также для выполнения задач, возложенных на ведомственную пожарную охрану, возможно использование и инженерно-технических средств.

Наибольший удельный вес из всех технических средств борьбы с огнем занимают пожарные автомобили, которые предназначены для доставки к месту пожара огнетушащих средств, пожарного оборудования и боевого расчета, также для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.

В зависимости от назначения пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

К основным относятся: пожарные автоцистерны, пожарные автонасосы насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного и газоводяного тушения.

К специальным относятся: пожарные автолестницы и коленчатые автоподъемники, пожарные автопеноподъемники, автомобили связи и освещения пожарные технические, газодымозащитные и водозащитные автомобили.

К вспомогательным пожарным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и другие автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ на пожаре.